Для чего нужен атлас по географии

Использование школьных атласов в обучении географии

Статья об использовании географических атласов в школьных курсах географии.

Просмотр содержимого документа
«Использование школьных атласов в обучении географии»

Использование школьных атласов

в обучении географии

Лидия Петровна Малышева,

МКОУ СОШ №1 с.Дивное

География имеет важное значение, как в образовательном процессе, так и в жизни человека. Необходимо отметить, что в изучении данной науки большую роль играют карты и атласы. Географический атлас – систематическое собрание карт, выполненных по единой программе и изданных в виде книги, альбома, комплекта листов в папке в одном или нескольких томах или в электронной форме.

Атласы используются в образовательных целях с давних пор и являются отличным способом изучения различных процессов, явлений и событий в привязке к географическому расположению. Несмотря на то, что мы живем в цифровом веке, где стремительными темпами происходит развитие техники и технологий, в образовательных учреждениях учебные пособия до сих пор остаются в том же бумажно-карандашном виде, что и десятки лет назад.

«Упор на карту» – это положение выдвинул известный русский географ Николай Николаевич Баранский ещё в предвоенные годы. Это положение остаётся актуальным и для современного преподавания школьной географии. Современному учителю очень трудно из огромного потока разнообразной информации выбрать самое важное, наиболее интересное и доступное для восприятия. Это относится и к умению читать карту и «снимать» с неё необходимую информацию. Понятие «чтение карт» приобрело новый смысл в связи с внедрением компьютерных технологий в различные области знаний, в том числе и в географию. Атласы наглядно иллюстрируют содержание учебника, создавая у учащихся пространственное представление об изучаемой территории. Изучение атласа – интереснейшее занятие. К. Паустовский писал, что «изучение незнакомого края всегда начинается с карты… По карте можно странствовать так же, как по земле». Даже если человек в дальнейшей жизни не будет связан с географией, карта поможет ему почувствовать свою причастность к огромному миру, даст возможность ощутить счастье познания пространства.

Школьные географические атласы — это важнейшие картографические пособия для всесторонней самостоятельной работы учащихся во время занятий в школе и дома. Кроме школьных атласов, издаются атласы, предназначенные для внеклассной работы по географии (например, Учебный атлас мира, Географический атлас «Мир и человек»). Кроме того, издаются и используются в работе учащихся учебно-краеведческие атласы (областей, краев, республик).

Ни учебная география, ни научная не мыслятся без географической карты. Поэтому карта должна быть на каждом уроке, во всех структурных звеньях процесса обучения. Лишь с помощью карты можно обозревать земную поверхность в целом, любую территорию или регион, можно выявлять связи и зависимости между объектами, определять местоположение объектов, их соотношение с другими, форму, величину объектов, устанавливать закономерности пространственного распределения явления, динамику и развитие явлений, давать характеристику любых объектов и территорий. Научить все это делать и обязан учитель географии.

Значение атласа в обучения переоценить сложно. В современной школе атласы должны быть нового поколения, не только по технике исполнения, но и по содержанию, соответствовать учебным программам. Издателям атласов надо, определять методическую цель их использования, уточнять у психологов способность восприятия учащимися данного возраста определенной информации и согласовывать с офтальмологами цветовую гамму и размеры географических объектов. Все это весьма важно для здоровья учащихся и максимальной восприимчивости информации.

Современные атласы содержат большое количество справочных данных: схем, рисунков, таблиц и других, то есть они перегружены и перестают соответствовать своему первоначальному определению «Атлас – это набор карт. ». Значит, необходимо провести отбор дополнительной информации, помещаемой издателями в атлас, зачастую повторяя материал учебников.

Четкость, выразительность и привлекательность являются важными свойствами всех школьных карт. Большое значение в этом отношении имеет фоновая раскраска, которая широко применяется для передачи качественных и количественных характеристик территорий и вместе с тем служит существенным оформительским фактором для усиления выразительности и привлекательности карты в целом.

Специфика школьных карт в первую очередь заключается в том, что они обязательно должны быть тщательно согласованы с программой курса географии, истории и других школьных дисциплин, в которых карты используются. Школьные карты, входящие в состав атласов должны иметь минимальную необходимую нагрузку. Это обусловлено тем, что чрезмерное заполнение карт подробностями может затруднить обозрение изучаемой территории, выявление на картах нужных объектов. И при этом, чем младше возраст учащихся, тем карта проще и обобщеннее по содержанию, меньше ее нагрузка.

Наглядность — важнейшая особенность школьных карт, которая позволяет учащимся легко ассоциировать данные на этих картах обозначения с соответствующими объектами в натуре и получать о них образные представления. Здесь следует выделить изображения с повышенной наглядностью. Это обозначения, рисунок которых сохраняет масштабное подобие с соответствующим объектом натуры. К таким на картах относят изображения очертаний морей, озер, островов, контуров лесов, болот и других природных ареалов.

Наглядность многих из таких обозначений усиливается еще использованием фоновых и штриховых расцветок, ассоциируемых с природными (голубой цвет озер, синие линии рек и т. п.). С той же целью полезно помещение картинных (художественных) рисунков местности на самих картах, что непосредственно связывает их условный язык с соответствующими образами.

В настоящее время содержание большинства атласов заметно устарело и нуждается в переработке. При этом необ­ходимо более полное его согласование с содержанием школьных программ, использование новых приемов в компоновке и составлении отдельных карт, широкое применение материалов аэрокосмических съемок, улучшение качества печати.

В структуре отдельных школьных атласов предусматриваются специальные методические вводные разделы — по изучению особен­ностей карт, помещаемых в атласе, и приемов работы с ними. Это, прежде всего, относится к помещенным в нем материалам, облегчающим в совокупности усвоение учащимися картографичес­кого изображения земной поверхности, ее характерных объектов и типов местности (на основе сопоставления их картографических и реально воспринимаемых изображений). Для правильного вос­приятия действительного вида Земли в мелком масштабе весьма ценны космические снимки ее участков, а также общего вида Зем­ли из космоса.

В школьных атласах могут быть предусмотрены дополнительные справочные сведения, которые обычно принято помещать в особом — справочном разделе в конце атласа. Именно так выделены све­дения о важнейших реках, крупнейших озерах и островах, о самых высоких горных вершинах и наибольших глубинах океанов. Также может быть предусмотрено и задание по сопоставлению выделенных объектов.

Учитель географии, хорошо знающий особенности школьных ат­ласов и умеющий их анализировать, сможет успешно привлекать к работе с ними учащихся, прививать интерес к более полному ис­пользованию возможностей этих источников географических знаний. Чтобы полнее использовать возможности школьных атласов, учитель географии должен уметь анализировать их как целостные картографические произведения, давать оценку качества их содер­жания.

Карта в обучении географии выполняет еще очень важную задачу — она служит основным критерием географичности изучаемых явлений. Школьные карты в учебной литературе отражают природную и социально-экономическую тематику. Они дают возможность наглядно показать рельеф, природные зоны, климат, размещение промышленных и сельскохозяйственных предприятий, объектов культуры и т. д.

Карта является самым доступным средством активизации обучения учащихся, развития у них самостоятельности, интереса и творческого отношения к предмету географии. По карте могут решаться различные творческие задачи, связанные с перспективами освоения природных ресурсов в различных районах страны, промышленного и транспортного строительства. По карте можно вычислять объемы, площади территории, длины рек, дорог и др. Целевая установка школьных карт состоит в том, чтобы в обученной географии служить важнейшим специфическим средством для последовательного (от класса к классу) овладения познанием закономерностей размещения и связей явлений природной среды и хозяйственной деятельности общества.

Выделяют три основные цели (задачи), которые достигаются в процессе изучения карты и работы с ней: научить понимать, читать и знать карту.

Понимать карту — это значит усвоить основные свойства карты (и других картографических произведений), особенности различных видов карт, их условные обозначения, приемы пользования. Для грамотного применения таких источников информации, какими являются современные карты следует, прежде всего достаточно хорошо их понимать, иметь для этого определенный запас специальных картографических знаний и умений, пользоваться полученными знаниями. Работа по усвоению таких знаний и умений начинается еще в начальной школе и затем продолжается на всем протяжении обучения географии.

Читать карту — значит уметь выяснять географическую действительность по ее картографическому изображению, иначе говоря, уметь по сочетанию условных знаков выявлять размещение и взаимосвязи явлений природы и человеческой деятельности. Чтение карты — это умение, которое приобретается в результате упражнений. Глубина чтения карты может быть различной в зависимости от подготовленности учащихся и особенностей самой карты.

Знать карту – это значит четко представлять по памяти взаимное расположение, относительные размеры, форму и собственные названия объектов, изучаемых в курсах географии. Обучение знанию карты обычно называют изучением географической номенклатуры. При любом использовании нужно прежде всего понимать карту, ее язык и возможности. Отсюда вытекает особая специфическая значимость в школьной географии картографических знаний и умений.

Несомненно методы и способы обучения в школах переживают множество реформ, ежегодно разработчиками выпускается на рынок все больше информационных приспособлений для оптимизации образования, для облегчения восприятия информации детьми, но ученикам бывает сложно перейти от одного нововведения к другому и перед преподавателями стоит сложные задачи – донести необходимую информацию и в тоже время привить любовь к тому или иному предмету. Необходимо отметить важность школьного географического атласа, с которыми впервые сталкиваются в пятом классе, в том возрасте, когда очень важным остается интерес ребенка в изучении новой науки.

Атлас это не просто бумажное издание в котором сосредоточенны проекции тех или иных объектов и явлений, он содержит систему карт, тесно увязанных между собой и друг друга дополняющих, поэтому в процессе обучения, школьники не просто изучают карты, они прослеживают зависимость и взаимосвязь многих природных, а также техногенных процессов на протяжении всего школьного курса.

В чем же заключаются основные преимущества школьного атласа?

Во-первых – это наглядность, как мы знаем, самая долгая память у человека, это зрительная, для детей только начинающих курс географии очень важно видеть то, что им пока неизвестно, чтобы в дальнейшем сохранились общие представления мира.

Не менее важным показателем является масштаб. Зайдя в интернет и запросив изображения каких-либо континентов, иной раз может сложиться ложное представление о соразмерности таковых, так как мало кто обращает внимание на масштаб представленной карты (особенно ученики). В атласах все проекции континентов представлены в одном масштабе и тем самым дается истинное представление о размерах, расположении материков и других объектов земного шара.

Важно отметить, что в картах соблюдается баланс между количеством аналитических, комплексных и синтетических карт.

Во всех школьных атласах используется единая система знаков и символов обозначений. Ученик, знающий условные обозначения, может читать карту не пользуясь легендой. И эти знания очень важно сохранить в дальнейшем. Так как, несмотря на достижения науки и техники, люди по – прежнему используют географические карты, которые являются более надежным источником географической информации, особенно это важно для людей, посвятивших свою жизнь путешествиям.

Также существенным показателем, является – единый стиль дизайна. Если рассматривать данный аргумент, на примере физической карты мира, можно отметить, что благодаря единой закономерности расцветки, с начального курса географии ребенок знает, каким цветом изображены океаны, материки и вследствие чего происходит затемнение или осветление палитры карт.

Именно традиционные атласы помогают точно раскрыть информацию, объяснить и «показать» доступным способом, что такое география. Ведь, как говорил Н.Н. Баранский – «Без географии мы нигде». Только знание карты дает общее представление о мире и наше положение в нем.

Многообразие компьютерных программ, позволяет учителю географии использовать компьютер как средство обучения на всех этапах урока: при проверке знаний учащихся, при изучении нового материала, его обобщении и закреплении.

В преподавании географии можно использовать компьютерную обучающую программу «Атлас». Данная программа может быть с успехом применена на уроках географии при изучении политической карты мира, при знакомстве с материками и странами, при проведении внеклассных мероприятий по географии.

Человека, неспособного читать географическую карту, сегодня нельзя в полной мере назвать образованным. Поэтому важнейшей частью географического образования является обучение школьников работе с картой. Современные атласы и карты должны решать целый ряд задач: формировать у школьников интерес к географии, обеспечивать их качественной картографической информацией, способствовать пониманию пространственно-временных параметров и ориентации в них, развитию творческого мышления и воображения.

В учебном процессе атлас выполняет разнообразные образовательные функции.
1. Карта служит главным средством наглядности в географии.

2. Главная функция атласов — отражение сведений о размещении предметов на земной поверхности.

3. Карта отражает языком условных символов не только размещение, но и характеристику самих изображенных на ней предметов, не только состояние, но и движение, развитие и изменение их.

4. Атлас в процессе обучения географии выполняет очень важную психолого-педагогическую роль — способствует упорядочению знаний, облегчает их усвоение и запоминание.

Работа с атласами способствует развитию воображения, памяти, логического мышления и речи учеников, умений анализировать, сравнивать, сопоставлять и делать заключения. Она является самым доступным и очень действенным средством активизации обучения в смысле развития самостоятельности учеников, возбуждения у них интереса к предмету и установления связей школьной географии с жизнью

Таким образом, перед нами вырисовывается очень важное значение карты в преподавании географии. Его трудно переоценить. Крылатая формула «без карты нет географии» заключает глубокий смысл. Как сама географическая наука не может существовать без карты, так и обучение географии без нее невозможно. Но из этого вытекает еще одно положение: нельзя рассчитывать на улучшение преподавания географии без серьезного внимания к вопросам картографической культуры. Последняя же определяется не столько качеством и количеством карт и других картографических пособий, какими обеспечивается школа, сколько уровнем использования карты в обучении, общей постановкой работы с картой в школе.

Географические карты – незаменимое по своей наглядности и лаконичности средство для хранения, передачи и получения новой информации о нашей планете и её отдельных частях – суше и океанах, об их географических условиях и естественных богатствах, о населении, экономике.

Источник

Географические атласы

Особенности географических атласов как системного собрания географических карт. История атласной картографии. Классификация географических атласов. Отличия атласов по охвату территории, способу использования, тематике, назначению, времени, месту создания.

РубрикаГеография и экономическая география
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления06.04.2018
Размер файла21,9 K

Для чего нужен атлас по географии. Смотреть фото Для чего нужен атлас по географии. Смотреть картинку Для чего нужен атлас по географии. Картинка про Для чего нужен атлас по географии. Фото Для чего нужен атлас по географии

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Определение и особенности географических атласов


2. Истоки атласной картографии


3. Классификация географических атласов


По способу пользования различают настольные (большие), атласы книжного формата (средние), карманные (малые) и миниатюрные атласы. В настоящее время, наряду с традиционными бумажными, внедряются компьютерные атласы, атласы на компакт-дисках и атласы помещенные в телекоммуникационных сетях (виртуальные атласы).

географический атлас карта

Тематические атласы наиболее разнообразны по содержанию. Они делятся на следующие группы: физико-географические, социально-экономические, эколого-географические, исторические и атласы общего комплексного содержания.

Физико-географические атласы посвящаются природным явлениям, включают карты геологические, геофизические, климатические, океанологические, гидрографические, почвенные, геоботанические, зоогеографические, медико-географические. Они подразделяются в зависимости от полноты отображения природных явлений на отраслевые, комплексные отраслевые и комплексные. Физико-географические отраслевые атласы характеризуют какой-либо один компонент природы (например, Атлас лесов. М., 1973); физико-географические комплексно-отраслевые атласы посвящаются ряду элементов какого-либо природного явления (например, Климатический атлас СССР. М., 1960 характеризует отдельные метеорологические элементы); физико-географический комплексный атлас отображает природу в целом или ряд взаимосвязанных явлений (например, Физико-географический атлас мира. М., 1964).

Социально-экономические атласы характеризуют общественно-экономические явления и включают карты населения, промышленности, сельского и лесного хозяйства, культуры, политико-административного деления и др. Они подразделяются на отраслевые (например, Атлас автомобильных дорог СССР. М., 1979), комплексно-отраслевые (например, Атлас сельского хозяйства СССР. М., 1962) и комплексные (например, Атлас развития хозяйства и культуры СССР. М., 1967).

Атласы эколого-географические содержат карты факторов воздействия на среду и отдельные ее компоненты, последствий воздействия и загрязнения среды, экологических ситуаций, условий жизни населения, экологической безопасности.

Атласы исторические: древнего мира, средних веков, новейшей истории, военно-исторические.

Для карт тематических атласов, как и для общегеографических, характерна единая математическая основа. Однако масштабный ряд карт тематических атласов несколько шире, так как объем отображаемой информации на картах может сильно варьировать, в то время как содержание общегеографических карт идентично, и на выбор их масштаба влияет главным образом величина территории и формат атласа. Главное отличие тематических атласов состоит в том, что они включают большее разнообразие карт как по содержанию, так и по полноте характеристики изображаемых явлений, часто взаимосвязанных между собой. Отсюда вытекает, что путем сравнения карт тематического атласа можно выявить взаимосвязи между явлениями единого природного комплекса, между явлениями социально-экономического характера и, наконец, между природными и социально-экономическими явлениями. Важной отличительной чертой является и то, что каждая карта тематического атласа имеет свою легенду, без которой чтение ее затрудняется или практически невозможно. Условные знаки общегеографических карт имеют унифицированный характер.

Карты и разделы карт в комплексных тематических атласах размещаются в определенной общепринятой последовательности: геологические, карты рельефа, климата, вод, почв, растительности, животного мира, ландшафтов и физико-географического районирования. Затем следуют социально-экономические карты (население, промышленность, сельское и лесное хозяйство, транспорт, образование и наука, культура и др.)

Показателем полноты отображения того или иного раздела является количество страниц и количество карт, характеризующих данную тематику. Карта в атласе может занимать одну или две страницы (на развороте), или даже на одной странице может размещаться несколько карт. Это позволяет на картах более крупного масштаба детально отобразить картографируемое явление (например, почвы или растительность), а для показа отдельных характеристик явлений (например, температуры, поверхностного стока) достаточно карты более мелкого масштаба.

Комплексный атлас представляет собой модель географической системы (геосистемы), в котором информация представлена в систематизированном и единообразном виде. Поэтому комплексный атлас можно рассматривать как геоинформационную систему, прообраз современной компьютерной ГИС.

По назначению атласы бывают справочные, научно-справочные, учебные, популярные, дорожные, военные, туристские и т.п. Для некоторых атласов назначение входит в его название (например, «Географический атлас для 7 класса»). Назначение многих атласов содержится в выходных данных, где, кроме места и года издания, дается назначение атласа (например, в Атласе географическом справочном (М., 1987) в предисловии читаем: «Атлас предназначен для руководящих работников, пропагандистов, а также для широкого круга читателей»).

Учебные атласы предназначены для средней и высшей школы. Содержание их определяется соответствующими учебными программами.

Особую группу составляют популярные атласы, ориентированные на широких круг читателей (школьников, краеведов, туристов, охотников, рыболовов). В этих атласах, помимо карт природы и экономики, значительное место занимают карты туристских маршрутов, достопримечательных мест и памятников и др.

Туристские и дорожные атласы включают карты туристских маршрутов, дорожной сети и ее инфраструктуры. Они предназначены в основном для туристов и автолюбителей.

Выделяется группа военных и военно-исторических атласов, предназначенных для военных специалистов. Они содержат карты по природе и экономике стран мира, по военной географии и истории и др.

4. Национальные атласы


Первый национальный атлас был издан в Финляндии в 1899г., затем вышли атласы Египта, Чехословакии и других стран. После второй мировой войны многие страны издали свои национальные атласы. Большая заслуга в деле создания национальных атласов принадлежит Комиссии национальных атласов, учрежденной в 1956 г. Международным географическим союзом. Комиссия под руководством К.А. Салищева разработала единую программу и рекомендации по составлению национальных атласов.


В 1996 г. Россия приступила к созданию своего многотомного национального атласа.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Изучение картографии, методов изучения, принципов классификации оригинальных карт и атласов. Отличительные черты атласов-гигантов. История происхождения древнейших картографических произведений. Оригинальные тематика и форма исполнения атласов и карт.

курсовая работа [38,3 K], добавлен 07.03.2010

Географическая карта как величайшее творение человечества. Основные свойства географических карт. Виды карт по охвату территории, масштабу и содержанию. Способы изображения компонентов природы, географических объектов и явлений на географической карте.

презентация [363,8 K], добавлен 08.12.2013

Понятие географического атласа, история его создания и развития в России и мире, особенности атласной картографии советского времени. Классификация атласов и их виды, сферы применения и оформление. Создание атласа Козельского района Калужской области.

дипломная работа [258,5 K], добавлен 11.08.2009

реферат [21,7 K], добавлен 12.12.2012

Успехи в создании комплексных атласов СССР в период до Второй мировой войны. Большой советский атлас мира, его структура. Трехтомный Морской атлас как фундаментальное руководство по географии морей и океанов. Научно-справочные атласы, их содержание.

презентация [3,5 M], добавлен 12.12.2012

Источник

атлас

Полезное

Смотреть что такое «атлас» в других словарях:

Атлас-5 — Атлас V Старт «Атлас V» в конфигурации … Википедия

Атлас — Атлас: В Викисловаре есть статья «атлас» Атлас сборник карт, таблиц, диаграмм и т. п. Основные примеры атласов: Ат … Википедия

АТЛАС — горная система на С. З. Африки; Марокко, Алжир, Тунис. Название гор Атлас обычно связывают с др. греч. мифом об Атланте (греч. Atlantos, Atlas), держащем на своих плечах небо. Но Страбон, Плиний приводят названия этих гор, принятые у местных… … Географическая энциклопедия

АТЛАС — (Атласские горы), на северо западе Африки (Марокко, Алжир, Тунис). Длина около 2000 км. высота до 4165 м (гора Тубкаль). Состоит из хребтов (Тель Атлас, Высокий Атлас, Средний Атлас, Сахарский Атлас), внутреннее плато (Высокое плато, Марокканская … Современная энциклопедия

АТЛАС — (Атласские горы) на северо западе Африки, в пределах Марокко, Алжира и Туниса. Длина ок. 2000 км. Состоит из хр. Тель Атлас, Высокий Атлас, Ср. Атлас, Сахарский Атлас, внутренних плато (Высокие плато, Марокканская Месета) и равнин. Высота до 4165 … Большой Энциклопедический словарь

АТЛАС — муж., татар. плотная шелковая ткань с лоском. Наш атлас не идет от нас, о неотвязчивости, неудаче сбыта чего; не уйдет от нас, наше не пропадет. Дали ему холст, так прост: есть и атлас, да не про вас, или: и атлас есть. да не про вашу честь.… … Толковый словарь Даля

атлас — и атлас. В знач. «сборник географических карт» атлас, род. атласа. Географический атлас. В знач. «сорт ткани» атлас, род. атласа. Платье из атласа … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

Атлас — (Атласские горы), на северо западе Африки (Марокко, Алжир, Тунис). Длина около 2000 км. высота до 4165 м (гора Тубкаль). Состоит из хребтов (Тель Атлас, Высокий Атлас, Средний Атлас, Сахарский Атлас), внутреннее плато (Высокое плато, Марокканская … Иллюстрированный энциклопедический словарь

АТЛАС — 1) систематическое собрание карт с пояснительным текстом, изданное в виде тома или набора отдельных листов (напр., географический атлас, астрономический атлас)2)] Название специальных альбомов анатомический атлас и т. д … Большой Энциклопедический словарь

АТЛАС — 1. АТЛАС, атласа, муж. (араб. atlas гладкий, малоценный о шелке). Шелковая гладкая блестящая ткань. 2. АТЛАС, атласа, муж. Сборник географических карт (от собственного имени древнегреческого мифологического титана Атланта (по гречески Atlas),… … Толковый словарь Ушакова

АТЛАС — 1. АТЛАС, атласа, муж. (араб. atlas гладкий, малоценный о шелке). Шелковая гладкая блестящая ткань. 2. АТЛАС, атласа, муж. Сборник географических карт (от собственного имени древнегреческого мифологического титана Атланта (по гречески Atlas),… … Толковый словарь Ушакова

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *