Для чего нужен атлас
Что такое атлас?
Атлас — это не просто собрание карт под одним переплетом. Каждый атлас представляет собой картографическую энциклопедию, систематизированный свод знаний и сведений о территории. Атлас состоит из множества картографических сюжетов, объединенных общим замыслом. Создание атласа — очень сложное, кропотливое и ответственное дело, и атласы по праву считаются вершиной картографического искусства.
Кто создал первый атлас?
Считается, что первый атлас создал древнегреческий математик и картограф Клавдий Птолемей (около 90-около 160 гг.). Он включил в атлас карту Ойкумены (всего известного в античные времена мира) и 26 карт отдельных частей Европы, Азии, Ближнего Востока и Южной Азии. В XV в. этот атлас был переведен на латинский язык, а потом, дополненный новыми сведениями, многократно переиздавался под названием «Космография». Хотя «Космография» содержала много неточностей и ошибок, авторитет Птолемея был столь велик, что превзойти творение великого античного картографа долгое время считалось невозможным.
Что такое портоланы?
Во времена бурного развития мореплавания, на рубеже XIV в., распространение получили атласы портоланов — морских навигационных карт. На них подробно были нанесены очертания береговых линий, был указан масштаб. Карта была покрыта густой сетью линий, лучами расходившихся из мест расположения воображаемых компасов и обозначавших румбы. По их указаниям определяли направление к месту назначения.
Когда появился атлас Г.Меркатора?
Портоланы служили мореплавателям полтора столетия, но корабли все дальше уходили в открытый океан, и для дальних плаваний портоланы уже не годились. Наконец в середине XVI в. появились навигационные карты великого нидерландского картографа Г. Меркатора. Очертания материков на картах выглядели непривычно, но проложенные маршруты были точны.
Г. Меркатор издал и первый атлас в современном понимании этого слова. Все карты он составил по новейшим источникам, описаниям и отчетам экспедиций, а для ряда карт рассчитал проекции. В 1585-1589 гг. вышли два первых тома. Труд великого ученого завершил его сын Румольд, издав в 1595 г. «Атлас, или Космографические соображения о сотворении О мира и вид сотворенного». Впервые в картографии появилось название «Атлас». Оно происходит от имени легендарного мавританского царя Атласа — покровителя наук, философа и картографа, изготовившего, по преданию, первый небесный глобус.
Что такое географический атлас?
Географический атлас представляет собой целый сборник различных географических карт, которые объединены некоторой общей идеей. Атласы позволяют более подробно представлять географическую информацию, которую невозможно отобразить в рамках одной карты.
Классический пример – атлас России. На его первых страницах может быть дана общая карта всей России, сначала физическая, а потом административная. На последующих листах приводятся подробные карты каждого ее региона.
Отметим, что атласы могут составляться не только для нашей планеты, но также для других небесных тел, в первую очередь планет и их спутников.
Атласы классифицируют по территории, которую они отображают. Есть атласы мира, атласы отдельных континентов (Европы, Африки, Антарктиды). Атласы составляются для отдельных стран и даже городов.
Также атласы классифицируются и по своей тематике. Например, в общегеографических атласах почти все карты также являются общегеографическими. Можно выделить физические атласы, экономические, политические и культурные. Бывают и комплексные атласы, которые содержат самую разнообразную информацию о территории, которой они посвящены.
По назначению выделяют учебные, туристические, дорожные и т. п. атласы. Также отдельно выделяют популярные атласы, которые рассчитаны на обывателя, и подробные научно-справочные атласы, где акцент сделан на как можно более полное отображение информации.
Традиционно атласы издаются в бумажном виде, однако есть и электронные атласы. Так, Национальный атлас России, в бумажном виде занимающий 4 тома примерно по 500 страниц каждый, доступен в электронном виде.
Название «атлас» восходит к имени древнегреческого титана Атласа, державшего всю Землю на своих плечах. Дело в том, что в 1595 г. вышел сборник карт Герарда Меркатора, на обложке которого как раз и был изображен Атлас. Сборник получил огромное распространение, и со временем все сборники карт стали именовать атласами.
Список использованных источников
Реферат по географии на тему «Географические атласы: сущность, классификация, современные виды. Национальные атласы.»
Реферат по дисциплине:
«Картография с основами топографии. ГИС. ИКТ на уроках географии»
«Географические атласы: сущность, классификация, современные виды. Национальные атласы»
Войнов Александр Игоревич
Оглавление
1.Введение
Географический атлас сам по себе является достаточно сложным произведением и в зависимости от цели его создания, содержания и предназначения может требовать от читателя наличия специальных навыков. Как правило, большинство атласов представляют собой собрание карт, связанных в единое целое в виде книги, но нужно учитывать, что современные атласы могут быть и в электронной форме.
Для лучшего отображения Земли и её регионов в атлас помимо физической карты, часто включают и политические, климатическую, религиозную, разного рода социальные карты, например, плотности и численности населения. Листы атласа в основном соединяют в одном переплёте, но, однако, это не является органическим признаком атласа. Существуют и разборные виды атласов, листы которых не скреплены вместе, а вложены в общую папку, либо могут существовать только в цифровом виде.
Целью данной работы является изучение географического атласа как необходимого элемента географического образования. Для достижения данной цели предполагается решение следующих задач:
Изучить сущность и определение атласа
Рассмотреть классификацию атласов
Рассмотреть явление национальных атласов
Изучить современные виды атласов
Актуальность данного исследования заключается в том, что навык использования картографической информации, содержащейся в атласах, требуется как в бытовом отношении, так и представителям достаточно большого числа профессий. Важным является развитие навыков работы с атласом и у школьников, так как подобные навыки используются не только на уроках географии, но и других дисциплинах, например, истории.
В основу данного исследования были положены работы отечественных географов и картографов, в частности А.М. Берлянта, К.А. Салищева и некоторых других. Данная работа разбита на три параграфа: сущность географического атласа, классификация атласов и национальные атласы.
2.§1 Сущность географического атласа
Существует достаточно много определений географического атласа, построенных по разным маркирующим признакам, но наиболее полным определением можно назвать данное А.М. Берлянтом 1 :
Атлас – систематическое собрание карт, построенных по единой программе как целостное произведение и изданное в виде книги или комплекта листов. Это не просто набор карт под общим переплётом, а система взаимосвязанных и дополняющих друг друга единиц картографической информации.
Однако определение Берлянта было выдвинуто достаточно давно и требует некоторого уточнения, в части формы атласа – с развитием информационных технологий атлас перестал быть только печатным изданием, он может существовать и в виде набора электронных документов.
Создание атласа является сложным и трудоёмким процессом, так как атлас представляет собой картографическую энциклопедию, содержащую информацию о конкретной территории или всей планете в целом. Информация данной энциклопедии остаётся актуальной на момент её публикации, поэтому атласы периодически требуется переиздавать, проверяя достоверность сведений.
Одной из существенных черт атласа является удобство его использования. Карты атласа достаточно просто сопоставляются и накладываются друг на друга. При необходимости на основе атласа можно составить представление о различных количественных показателях, провести математические вычисления и производные изображения. Одним из назначений карт атласа является предоставление информации для проведения углублённых научных исследований, планов освоения территории или прогнозирования антропогенной нагрузки на природные комплексы.
Атласы, относящиеся к разряду фундаментальных исследований, нередко имеют сопровождающие описания, часто издаваемых в виде отдельных томов. Благодаря достаточно стандартизованному оформлению, построенному на едином своде правил, карты атласа содержат огромный массив информации, при этом занимающей немного места и слабо зависящие от масштаба.
Для понимания сущности такого сложного явления как атлас, нужно обратиться к истории картографического знания. Принято считать, что первый географический атлас был создан во втором веке до нашей эры римским географом и математиком Клавдием Птолемеем. Это произведение включало в себя всем известную карту ойкумены и 26 карт отдельных частей известного грекам и римлянам мира. В период средних веков атлас Птолемея был мало известен, пока в XV веке не был переведён на латынь с греческого. Учёные эпохи Возрождения были удивлены высокой точностью описаний, наличием градусной сетки и условных знаков. С этого времени атлас Птолемея сдал активно тиражироваться и дополняться, чему способствовало изобретение книгопечатания.
В период Средневековья распространились атласы портоланов, морских навигационных карт с компасной сеткой. Портоланы имели подробнейшие описания береговой линии со всеми заливами, использовались они в основном при каботажном плавании вдоль берегов Атлантического океана близи Европы и Африки, а также в Чёрном и Средиземном морях. Помимо набора собственно навигационных карт портоланные атласы содержали и сведения по астрономии и календари.
«Золотым веком» картографической науки считается XVI век, когда центр издания карт и атласов переместился в Нидерланды, где гравировались и издавались атласы мира, каким он предстал перед современниками после Великих географических открытий. Наиболее близким к привычному нам атласу являлась работа Авраама Ортелия, изданная в 1570г. в Амстердаме. Она содержала в себе 53 листа с картами известных к моменту издания частей света. Атлас помимо карт сопровождался географическими описаниями, алфавитным указателем и указателем географических названий.
Первый атлас в его современном понимании был создан Герардом Меркатором в 1585 – 1589 годах. Входившие в созданный им атлас карты были составлены по новейшим данным, отчётам экспедиций и географическим описаниям, для некоторых из них были пересчитаны проекции.
В России долгое время карты и атласы называли чертежами и чертёжными книгами. Первое упоминание о подобных трудах обнаружены в описях архивов Ивана Грозного. Но период Смутного времени, пожары и нашествия уничтожили большую часть относившихся к этому периоду рукописей. Наиболее сохранившимся является «Книга Большому чертежу», выступающая в качестве географического описания к «Большому Чертежу всего Московского государства». Это издание было составлено около 1600г. и уточнено в 1627г., где были описаны дорожные карты, население, реки и шляхи, приведены географические названия. Среди учёных имеются версии, что отдельные части Книги были переплетены и представляли собой своеобразный атлас.
Лучше всего сохранились сибирские чертежи, наиболее известным из которых является «Чертёжная книга Сибири», составленная Семёном Ульяновичем Ремезовым и изданная в 1701г. в Тобольске. Он представляет собой большеформатное издание, содержащее 2 общих чертежа Сибири и 21 чертёж отдельных её частей. «Чертёжная книга Сибири» не имеет под собой математической основы, но тем не менее на ней достаточно точно и подробно представлена речная сеть, населённые пункты и этнография сибирских территорий.
В восемнадцатом и девятнадцатом веках картография испытала небывалый подъём, что связано с общим развитием научного знания и становлением современной картины мира. Появились специализированные разновидности атласов, нацеленные на определённый круг читателей и выполнение узких задач, а после появления компьютерной техники и развития цифровых технологий, картография перешла на качественно новый этап своего развития.
3.§2 Классификация атласов
Как и карты, атласы имеют собственную систему классификации. Как правило, большинство систем основано на содержании атласа. При классификации атласов можно выделить несколько видов, а внутри них произвести разделение на более мелкие таксоны 2 :
Пространственный охват – различные атласы планет, континентов и отдельных стран или их регионов.
Роль школьных географических карт и атласов в процессе обучения
География играет огромную роль как в образовательном процессе так и в жизни человека. Ну а в изучении данной науки большую роль играют карты и атласы, и данная статья поможет более расширенно это рассмотреть.
География – является очень древней наукой. Истоки этой науки ведут еще с эллинской эпохи. Так же как и другие дисциплины, география редактировалась испокон веков, преображалась и выстраивалась в интереснейшую науку. В современном мире у школьников изучение географии, помимо банального заучивания терминов, целиком и полностью зависит от того есть ли у ученика географические карты. Школьные карты, как правило, представлены огромными настенными атласами или небольшими удобными, подобные журналам, которые легко умещаются в портфеле у школьников.
Без них не обходится ни одного урока географии и вплоть до старших классов школьные атласы и карты всегда на вооружении учеников. Самое главное и отличительное достоинство атласа заключается в том, что весь мир помещается на 15 страницах, которые часто ярко проиллюстрированы с обильным количеством картинок или фотографий изучаемой местности или страны. Школьные карты по географии довольно просты в использовании. Как правило, школьный атлас состоит из страниц с: тематическими картами, иллюстрациями, заданиями для выполнения учениками и условными обозначениями.
Ученики очень легко разбираются и без особых затруднений выполняют задания учителей. Задания представляют собой всем знакомую раскраску, только вместо картинки карта, и определенные требования для ее закрашивания. Либо на чистую карту наносятся условные обозначения для определения тех или иных параметров местности, а так же это все может объединиться в одном задании. Атласы в школе бывают нескольких типов.
Атлас общегеографический – представляет собой карты всего мира материков и океанов. Атлас физико-географический – помогает узнать устройство строения земной коры. Атлас климатический – показывает движения воздушных масс, устройство климатических поясов и строения климата тех или иных материков и океанов. Атлас политический – с их помощью изучают страны и административные деления. Атлас эколого-географический – показывает воздействия человека на окружающую среду и последствия загрязнения. Атлас исторический – отражает этапы истории в жизни стран и планеты в целом.
Как правило, у детей при изучении курса географии в общеобразовательной школе случаются затруднения. Проблемы с усвоением школьной программы, в том числе географии, связано с рядом разных факторов, к примеру: нарушения памяти, детский инфантилизм, расстройство двигательных рефлексов и различными ситуациями психотравмирующего воздействия. Точное и четкое отношение к ребенку, его проблемам и неудачам в учебе поможет произвести нужное впечатление и предаст силы к освоению географии и наконец, пробудит в нем силу к ее изучению. Для лучшего усвоения географии родители очень часто заполняют атласы вместе с детьми, а для того чтобы этот процесс был более веселым и запоминающимся, используют разноцветные карандаши, фломастеры или ручки.
Так же необходимо проводить географическую разминку, направленную на понимание показанного на карте пространства. Ребенка во время заполнения атласа спрашивают, где Америка, где Евразия, где Антарктида, где тихий или атлантический океан, затем дают задание не просто их показать, а обвести для большей запоминаемости. Данное упражнение зависит от проходимого материала и возраста школьника, так же и его сложность. Одна из проблем касающихся множества учеников это проблема запоминания тех или иных объектов или, к примеру, названия стран и их столиц. В данном случае некоторые родители применяют в запоминании ассоциацию с объектом изучения.
К примеру, на карте показывается страна, но ребенок не помнит ее название или название столицы, тогда родители прибегают к помощи ассоциации. Допустим, вы на карте указали на Канаду, а ребенок затрудняется с ответом, тогда ему называется прямая ассоциация: кленовый лист, родина хоккея. Такими довольно не замысловатыми и легкими приемами можно посодействовать лучшему усвоению географии ребенком, более подробно углубить его знания и расширить кругозор. Ведь любой предмет, каким бы он не был трудным и местами отвратительным, при нужном отношении и правильном подходе станет для ребенка любимым, тем самым увеличив желание рвение и, конечно же, отметки в дневнике.
Роль школьных карт и атласов велика и неоспорима в изучении географии ребенком. Они способствуют лучшему усвоению, порой трудного и не интересного материала, делая в тот же момент его абсолютно противоположным.
Для чего покупать атласы и контурные карты по истории России
Для чего учителя истории используют на уроках и для домашних заданий атласы и контурные карты?
Эти пособия предназначены для закрепления материала, и в том, что касается визуальной информации, им нет равных. В них показано не только как менялись границы государств и в каком направлении проходили военные действия. В атласах и картах много сопутствующей информации о памятниках культуры и быта, их фотографии и описания. В них часто дана и краткая информация об исторических деятелях, и, конечно, указаны даты событий.
Особенность атласа по истории в том, что он дает краткую выдержку из учебника, вернее, из всей программы по году обучения. Его можно пролистать как краткое содержание пройденного.
В атласе сразу видна связь между одной темой и другой. Логика исторических событий, их взаимосвязь часто теряется в ходе последовательного изучения тем, потому что каждый параграф кажется школьнику самостоятельным материалом. Восстановить логику, связать всё в одну картину — вот для чего нужен атлас.
Ну а работа с контурными картами поможет сохранить этот систематизированный материал в долговременной памяти.
Напоминаем, что до конца июня у вас есть возможность запасти атласы, контурные карты и другую методлитературу на нашем сайте с большими скидками!