Для чего нужен аудит
Для чего нужен аудит
7 МИН
Как провести внутренний аудит
Задача внутреннего аудита — предугадать финансовые риски и повысить эффективность менеджмента. Разбираемся, как проверить работу собственной компании.
Что такое внутренний аудит компании
Внутренний аудит — это форма контроля деятельности организации изнутри. Процедура помогает руководству проверять финансовое состояние бизнеса и достоверность отчётности. Главная цель внутреннего аудита — выявить риски и усовершенствовать процессы после консультации аудитора.
В ходе аудита решаются следующие задачи:
По закону все предприятия должны проводить общий внутренний контроль или, проще говоря, проверку хозяйственной деятельности. Процедуру и итоги проверки компания обязана регламентировать самостоятельно, но строгих требований в законе нет, ответственности за нарушение не предусмотрено.
Ч. 1 ст.19 402-ФЗ
П. 17 ч. 4 Информации Минфина России № ПЗ-11/2013
П. 2 ч. 1 Информации Минфина России № ПЗ-11/2013
Каким бывает внутренний аудит
Существует несколько видов внутреннего аудита. У каждого из них свои функции.
1
Операционный
Это контроль бизнес-процессов компании: эффективности работы подразделений, выполнения бизнес-планов, смет, политики управления и т. д.
1
Финансовый
Проверка системы бухгалтерского учёта и достоверности отчётности. Основная цель — оценить эффективность расходования средств компании и выявить риски.
1
Криминальный
Контроль рисков, связанных с нарушением норм законодательства. В первую очередь инспектируются налоговый учёт и платежи.
1
Аудит соответствия
Позволяет проверить, соблюдаются ли законы, нормы регулирования, отраслевые кодексы, корпоративная политика.
1
Экологический аудит
Его цель — проверить, выполняет ли компания требования по защите окружающей среды. Например, не превышен ли уровень вредных выбросов.
1
Аудит информационных технологий
Контроль безопасности информационных систем организации и эффективности процессов управления в области IT.
С чего начинается внутренний аудит
Согласно информации Минфина, положения о внутреннем контроле являются частью учредительных документов. В них прописывается общая процедура проверки. Детали проведения аудита индивидуальны для каждой организации и зависят от её структуры, масштабов, документооборота.
П. 11 ч. 3 Информации Минфина России № ПЗ-11/2013
Проверка должна проходить на основании приказа руководителя, который содержит следующее:
Факторы эффективной проверки
Важное условие — независимость и непредвзятость тех, кто проводит внутренний аудит. Нежелательно, чтобы в процедуре участвовали, например, сотрудники бухгалтерии, поскольку финансовая отчётность — один из главных объектов проверки.
Закон никак не регламентирует, кто именно должен проводить внутренний аудит. При этом Министерство финансов рекомендует несколько вариантов: например, аудитором может быть действующая комиссия из компетентных сотрудников, сам руководитель, если предприятие маленькое, а в больших компаниях — специально созданное для этого подразделение. Допустимо также приглашать внешних консультантов.
Сроки и частота проверки устанавливается руководителем. Проводить аудит можно как угодно часто. Эффективным считается аудит бухгалтерской отчётности и налоговых выплат раз в квартал, средняя продолжительность процедуры — 3–4 недели. Если для проверки нанимается аудиторская компания, сроки прописываются в договоре.
Как проводится внутренний аудит организации
Первый этап — планирование, для проверяющих готовят методологические документы. Они должны описывать:
Перед каждой проверкой составляется чек-лист. Он включает в себя предмет и метод проверки, сроки, контрольные вопросы, план выборочных бесед с работниками, результаты проверки и комментарии проверяющих.
Второй этап — открытие аудита, ответственные рассказывают сотрудникам о ходе предстоящей проверки и отвечают на вопросы. После этого начинается процедура по установленному заранее чек-листу.
Третий этап — подведение итогов и написание аудиторского отчёта. Результат внутренней проверки, как правило, получает владелец бизнеса или генеральный директор.
Аудиторское заключение должно содержать следующую информацию:
При этом по итогам финансовой проверки аудиторская организация или индивидуальный аудитор обязаны уведомить уполномоченные органы, если заподозрили проверяемую компанию в отмывании денег, а Федеральная налоговая служба имеет право потребовать у аудитора предоставить информацию, которую тот получил в ходе проверки.
П. 2.1 ст.7.1 115-ФЗ
Пп. 1–2 ст. 93.2 НК РФ
Инициативный аудит: что это, для чего нужен
Инициативный аудит — это проверка отчетности, правильности ведения и достоверности налогового и бухгалтерского учета, других направлений деятельности фирмы. Как следует из названия, для проведения такой проверки нужна инициатива руководства или собственников компании. Порядок проведения добровольного аудита зависит от целей, которые ставит заказчик. Это может быть сплошная или выборочная проверка, привлечение независимых аудиторов или создание собственной комиссии.
Что такое инициативный аудит
Аудит — это проверка экономической, хозяйственной и финансовой деятельности компании. Она может проводиться в обязательном порядке (в силу закона) или по решению собственников, руководства организации. Отчет или заключение независимых аудиторов может потребоваться при взаимодействии с государственными структурами, банками, страховыми компаниями, инвесторами.
Инициативный (добровольный) аудит можно заказать и провести в любой момент, по мере необходимости.
Цели добровольной аудиторской проверки могут заключаться:
Результаты инициативного аудита можно использовать для поиска инвесторов и раскрытия преимуществ организации, для выявления внутренних резервов и повышения эффективности работы. Это общие фразы, но они реально работают на практике.
Если вы планируете продать бизнес или привлечь средства инвесторов, заключение независимых аудиторов даст полное и объективное представление о состоянии дел в компании.
Если специалисты выявят нарушения, их можно своевременно устранить до проверок со стороны налоговых органов. Это устраняет риски наложения штрафов, привлечения к ответственности.
В чем отличия от обязательного аудита
Главное отличие инициативного аудита от обязательного заключается в добровольности процедур. Это дает возможность гибко выбирать направления проверок. Например, если новый руководитель хочет получить полные и объективные данные о состоянии дел в компании, он может заказать полноценный аудит по всем направлениям. После этого, по мере необходимости, можно привлекать аудиторов для проверки бухгалтерского учета, правильности формирования первичных документов, для других задач.
За нарушения, выявленные в ходе инициативной проверки, предприятию и должностным лицам не грозит штраф. Заключение специалистов передается заказчику, а не направляется в надзорные органы.
Это дает возможность устранить недостатки, восстановить учет, привести в соответствие документы и сведения. Эти услуги также можно заказать в аудиторской компании.
Кому и когда нужен аудит
Решение о проведении инициативного аудита принимается добровольно. Аудиторы могут привлекаться к проверке:
Привлечь серьезных инвесторов или получить крупный кредит нереально без аудиторского заключения. Причем банки и инвесторы будут требовать заключение независимых аудиторов, которому можно в полной мере доверять. Государственные органы могут запросить результаты инициативного аудита для выделения субсидий и грантов, допуска к проектам и программам, финансируемым из бюджета.
Для руководителей или собственников компании аудит может потребоваться:
Обращаем внимание, что Закон № 307-ФЗ позволяет аудиторским компаниям и специалистам оказывать множество дополнительных услуг. Их можно заказать для устранения нарушений и ошибок, выявленных по итогам инициативного аудита. Например, это может быть управленческое или налоговое консультирование, восстановление и ведение учета, подготовка документации, юридическая поддержка. После завершения аудита вы сможете сами решить, какой перечень и объем услуг нужен для вашего бизнеса, заключить отдельный договор.
Виды аудита и их особенности
Есть два варианта для проведения инициативного аудита — собственными силами (внутренняя проверка) или привлечение независимых экспертов (внешняя оценка). Первый вариант можно использовать, если в фирме есть своя служба внутреннего аудита. Преимущества и недостатки такого способа проверки:
Привлекая независимых экспертов для инициативного аудита, вы получите точные и беспристрастные выводы о состоянии дел в финансовой, бухгалтерской и налоговой отчетности, по другим направлениям деятельности.
Частные аудиторы или компании обязаны состоять в профильной СРО. Для оказания аудиторских услуг специалисты должны иметь квалификационный аттестат. Аудиторы несут ответственность за выводы, указанные в заключении. Это гарантирует полноту и объективность проведенной проверке.
Нормы законодательства
Аудиторская деятельность ведется в соответствии с Законом № 307-ФЗ. Его положения можно использовать и для проведения инициативного аудита. Методики и правила внутреннего аудита определены Приказом Минфина РФ № 192н.
Перечень нормативных актов, которые будут применяться аудиторами, зависит от целей, задач и направлений проверки. Например, для анализа налоговой отчетности применяются положения НК РФ, нормативных актов, приказов и писем ФНС. Все руководящие документы, которые были использованы при проверке, аудитор укажет в заключении.
Преимущества аудита для компании
Заказав независимый инициативный аудит, вы получите следующие преимущества:
Стоимость аудита зависит от направлений и объема проверок, сложности и срочности работы. Эти расходы всегда окупаются, так как на штрафах или неправильных решениях можно потерять намного больше.
Как проводится и что включает
Инициативная проверка проводится на основании договора между заказчиком и аудиторской компанией.
При заключении договора можно выбрать следующие варианты проверок:
Есть возможность выбрать способ проведения инициативного аудита — сплошной или выборочный. В первом случае проводится анализ всех операций и первичных документов, правильность их отражения в учете и отчетности, результаты финансовой деятельности. Выборочный аудит может проводиться по отдельным операциям и видам деятельности, в том числе за определенный срок или с ограничением по минимальной стоимости.
Что лучше, сплошная или выборочная инициативная проверка? Это зависит от сферы и видов деятельности заказчика, целей аудита, других факторов. Эти нюансы будут уточнены нашими специалистами на стадии заключения договора. Сплошной аудит стоит дороже и занимает больше времени. Но он дает полную оценку состояния дел в компании, исключает вероятность ошибок и нарушений.
Правила проведения и содержание добровольный аудиторских проверок законом не утверждены. Поэтому можно использовать по аналогии тот же порядок, что применяется при обязательном аудите. В зависимости от целей заказчика и содержания договора, инициативный аудит включает анализ:
Точный перечень направлений проверки будет указан в техническом задании, договоре.
Порядок проведения инициативного аудита
Как и при обязательных проверках, добровольный аудит состоит из нескольких этапов.
Предварительное планирование включает:
На начальной стадии утверждается план (программа) инициативного аудита, его сроки и формы, порядок предоставления доступа к документам и сведениям, требования к отчету (заключению). Также определяется состав комиссии, если в проверках будут участвовать несколько специалистов.
В перечень обязательных мероприятий при проведении добровольного аудита входит:
По результатам инициативного аудита специалисты могут оказать услуги по устранению нарушений, восстановлению учета и документов, подготовке к проверкам ФНС, по другим направлениям деятельности.
Объекты проверки при проведении аудита от КСК-ГРУПП
КСК-ГРУПП входит в число лидеров на рынке аудиторских услуг России. Мы работаем с государственными структурами, предприятиями малого и среднего бизнеса, крупными корпорациями во всех сферах деятельности. Вы можете заказать инициативный аудит своего бизнеса по следующим направлениям:
Это далеко не полный перечень направлений, по которым наши аудиторы выполнят проверки.
Чтобы согласовать условия проведения инициативного аудита, позвоните нашим консультантам или оставьте заявку на сайте. Мы поможем даже в самой сложной ситуации!
Все, что нужно знать про обязательный аудит в 2021 году
Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности является важным элементом информации для пользователей отчетности любого экономического субъекта, поскольку повышает уверенность и собственников, и контрагентов, и банков, рассматривающих кредитные заявки, и других субъектов в том, что отчетность правдива, подготовлена в соответствии с правилами учета, в ней нет существенных искажений, связанных с ошибками или недобросовестными действиями, сокрытия важной для пользователей финансовой или нефинансовой информации.
Кто подлежит обязательному аудиту?
В настоящее время законодательно определены организации, годовая бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательному аудиту (таблица 1).
Таблица 1 — Субъекты обязательного аудита
Организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту
Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», ст. 5 (в редакции от 29.12.2020 № 476-ФЗ)
Организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам
Организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй
Фонды (кроме государственных внебюджетных, международных), если поступления имущества, включая денежные средства, в году, предшествовавшем отчетному, превысили 3 млн руб.
Другие организации, кроме ГУПов, МУПов, сельхозкооперативов, их союзов, потребительских кооперативов, если доходы, определяемые по правилам налогового учета, в году, предшествовавшему отчетному, превысили 800 млн руб. или сумма активов баланса на конец года, предшествовавшему отчетному, превысила 400 млн руб.
Федеральный закон «Об акционерных обществах», ст. 88
Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», ст. 42
Федеральный закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации», ст. 29
Федеральный закон «О взаимном страховании», ст. 22
Общества взаимного страхования
Федеральный закон «Об организованных торгах», ст. 5
Федеральный закон «О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте», ст. 5
Федеральный закон «Об инвестиционных фондах», ст. 50
Акционерные инвестиционные фонды, управляющие компании паевого инвестиционного фонда
Федеральный закон «О жилищных накопительных кооперативах», ст. 54
Жилищные накопительные кооперативы
Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», ст. 3
Федеральный закон «О кредитной кооперации», ст. 28, 31 и 33
Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», ст. 15
Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах», ст. 22
Федеральный закон «О политических партиях», ст. 35
Федеральный закон «О консолидированной финансовой отчетности», ст. 5
Организации, составляющие и публикующие консолидированную отчетность
Обязательному независимому аудиту подлежит также годовая отчетность Банка России, государственных компаний и государственных корпораций, государственных и муниципальных унитарных предприятий (в случаях, когда необходимость аудита определена собственником ГУПа или МУПа), Агентства по страхованию вкладов, Единого института развития в жилищной сфере, Единого общероссийского объединения страховщиков, Профессиональных объединений страховщиков, объединений субъектов страхового дела, Национального объединения саморегулируемых организаций оценщиков, Объединения туроператоров в сфере выездного туризма, некоммерческих организаций — иностранных агентов, организаторов азартных игр и лотерей, а также некоторых других общественно значимых организаций, с перечнем которых можно ознакомиться на сайте Министерства финансов РФ. Например, перечень случаев обязательного аудита отчетности организаций за 2020 год опубликован тут.
ВАЖНО! Количество субъектов обязательного аудита с 1 января 2021 года значительно сократилось, в связи с внесением изменений в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности». В частности, «выведены» из-под обязательного аудита субъекты малого бизнеса с выручкой от 400 до 800 млн руб. и суммой активов баланса от 60 до 400 млн руб., а также фонды, годовые поступления в которых не превышают 3 млн руб. Тем не менее, если договор обязательного аудита отчетности такой организацией заключен и начал выполняться аудиторами до вступления в силу данных изменений (т. е. до 31.12.2020 включительно), отчетность экономического субъекта подлежит выпуску (опубликованию) вместе с аудиторским заключением.
Также необходимо отметить, что, несмотря на то, что акционерные общества как субъекты обязательного аудита, не поименованы в новой редакции ст. 5 закона об аудиторской деятельности, требование привлечения аудиторов для аудита их годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности осталось неизменным, так как оно предусмотрено ст. 88 Закона об акционерных обществах. Причем это правило касается как публичных, так и непубличных акционерных компаний.
В последние годы при рассмотрении материалов аудиторских заданий внешними контролерами качества аудита наблюдалась удивительная ситуация: акционерами (учредителями) утвержден в установленном порядке один аудитор, а на Федресурсе размещено аудиторское заключение, выданное другим аудитором.
Это, безусловно, наводит на мысль, что выбранный собственниками аудитор оказался «некомфортным» и руководителю пришлось найти более лояльного проверяющего. Сегодня на первой странице бухгалтерского баланса организации отражаются сведения об обязательном аудите (подлежит организация или нет) и аудиторе, с которым заключен договор. Это является, во-первых, мерой по предотвращению замены аудитора, а во-вторых, требует от аудируемого лица своевременно заключать договор на оказание услуг по обязательному аудиту.
Представление аудиторского заключения в ГИР БО
Организации, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательной аудиторской проверке, обязаны представлять ее в налоговый орган вместе с аудиторским заключением. Налоговый орган самостоятельно размещает проаудированную отчетность и заключение независимого аудита в Государственном информационном ресурсе бухгалтерской отчетности (ГИР БО).
ВАЖНО! Аудиторское заключение представляет в налоговый орган не аудитор, а руководство аудируемого лица, которому аудиторское заключение передано в порядке, предусмотренном договором аудита.
Что касается сроков предоставления бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения, здесь возможны варианты:
Как следует из приказа ФНС России от 13 ноября 2019 г. № ММВ-7-1/570@, аудиторское заключение в виде электронного документа передается в налоговый орган в формате PDF.
Если организация, подлежащая обязательному аудиту, не представит аудиторское заключение в налоговый орган, это является административным правонарушением и штрафуется исходя из норм статей 15.11 и 19.7 КоАП РФ.
Размещение сведений об обязательном аудите на Федресурсе
Сведения о результатах обязательной аудиторской проверки необходимо размещать на Федресурсе (в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц).
В отличие от информации в ГИР БО, аудиторское заключение на Федресурсе публикуется не полностью, а только в части наиболее важной для пользователей информации (кто проводил аудит, в отношении какой отчетности и за какой период, какое мнение выразил аудитор и каковы были основания для этого мнения, а также другая информация, предусмотренная п. 6 ст. 5 закона об аудиторской деятельности).
Для размещения информации руководитель аудируемого лица должен получить ЭЦП в одном из удостоверяющих центров из списка на сайте Федресурса. Специальным программным обеспечением можно воспользоваться на этом сайте бесплатно. А вот размещение сведений является платным. При отсутствии у руководителя ЭЦП для размещения сведений об аудиторском заключении или другой информации, можно обратиться к нотариусу, который подпишет сообщение своей ЭЦП и разместит на Федресурсе.
За размещение одного сообщения на Федресурсе на момент написания статьи взимается плата 860,35 руб., в т. ч. НДС 20 %. Квалифицированные сертификаты ЭЦП для сайта Федресурс (а также других целей бизнеса, например: сдачи бухгалтерской и налоговой отчетности, регистрации онлайн-касс, получения финансовых услуг и др.) выдают уполномоченные удостоверяющие центры, стоимость оформления ЭЦП составляет от 2800 до 3000 руб.
Несоблюдение требования размещения информации является административным правонарушением (п. 6-8 ст. 14.25 КоАП РФ):
Таким образом, расходы на размещение обязательной информации на Федресурсе (в рассматриваемом случае — о результатах обязательного аудита) не идут ни в какое сравнение с возможными финансовыми последствия невыполнения этого требования.
Нужно ли предоставлять аудиторское заключение в статистику?
В связи с внесением изменений в закон о бухгалтерском учете, начиная с 1 января 2020 года вся отчетность, а также в предусмотренных законодательством случаях аудиторское заключение, предоставляется в налоговый орган — как оператору ГИР БО. В органы статистики аудиторское заключение предоставлять не нужно.
Особенности раскрытия информации акционерными обществами
Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность АО, как публичных, так и непубличных, раскрывается путем опубликования ее текста на интернет-странице (как правило, на официальном сайте компании) в срок не позднее трех дней с даты составления аудиторского заключения, но не позднее трех дней с даты истечения установленного законодательством РФ срока представления обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.
В 2021 г. эта дата приходится на 5 апреля: поскольку последний срок размещения отчетности вместе с аудиторским заключением приходится на выходной день (субботу 03.04.2021), днем окончания указанного срока считается ближайший рабочий день. Данные требования изложены в Положении Банка России от 30.12.2014 № 454-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» и контролируются Центральным банком РФ.
ВАЖНО! Для акционерных обществ, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, публикации на интернет-сайте подлежит также промежуточная (ежеквартальная) бухгалтерская отчетность. При этом она должна быть опубликована вместе с аудиторским заключением при условии, что аудит этой отчетности проводился.
Весьма существенные санкции за нарушение порядка и сроков раскрытия информации акционерными обществами установлены п. 2 ст. 15.19 КоАП РФ: на должностных лиц возможно наложение штрафа в размере от 30000 до 50000 руб. либо может быть принято решение о дисквалификации руководителя на срок от 1 года до 2 лет. Штраф на организацию в этом случае — от 700 000 до 1 000 000 руб.