Для чего нужен автоклуб в учреждении культуры
Зачем нужны передвижные дома культуры
ТАСС, 12 апреля 2019 года
Многофункциональный мобильный культурный центр в деревне Пичаево Тамбовской области
Передвижные культурные центры скоро появятся в 74 регионах России. В рамках федерального проекта «Культурная среда» — одного из трех, входящих в национальный проект «Культура», — к 2024 году по всей стране будет работать 600 автоклубов. Журналисты портала «Будущее России. Национальные проекты», оператором которого является информационное агентство ТАСС, узнали, зачем нужны такие дома культуры на колесах и как они меняют жизнь в регионах.
С виду обычный фургон, на деле культурный трансформер — может превратиться в театральную сцену, концертный зал, кинотеатр или библиотеку. В автоклубе есть все необходимое звуковое и световое оборудование, он также оснащен автономным источником электроэнергии, а значит, может работать буквально везде: в парках, зонах отдыха, на открытых площадках. Погодные условия в разных регионах тоже учитываются — кузов автоклуба изотермический, что позволяет артистам выступать и в холодную, и в жаркую погоду.
Этот передвижной клуб нужен там, где домов культуры нет вообще — в отдаленных населенных пунктах и селах, поясняет директор Департамента культуры Тюменской области Елена Майер.
«Работа многофункциональных мобильных культурных центров обеспечит на достойном уровне проведение культурных событий в тех сельских населенных пунктах региона, где нет стационарных объектов культуры. Приобретение трех автоклубов в Викуловский, Вагайский и Ишимский районы Тюменской области стало хорошим стартом в реализации направления „Культурная среда“ национального проекта „Культура“», — рассказывает Майер.
Тюменская область — одна из первых, где уже опробовали автоклубы. Первый заработал 10 марта в Викуловском районе во время празднования Масленицы. С 2020 по 2024 годы автоклубами будут оснащены еще не менее пяти учреждений культуры, расположенных в муниципальных районах Тюменской области.
Что получают жители
Тамбовская область — среди регионов, где уже используют формат передвижных культурных центров. Первый автоклуб здесь появился еще в 2014 году в рамках Года культуры, рассказывает начальник Управления культуры и архивного дела области Юрий Голубев.
«Помимо автомобиля с трансформируемой сценой туда (в автоклуб) входит передвижной музей, современная, хорошо оснащенная библиотека на колесах, мы еще купили 1100 стульчиков для большого зрительного зала, а также транспорт для того, чтобы можно было привозить артистов из областного центра. У нас за эти годы появился опыт работы, когда мы ездим по небольшим селам, и жители с удовольствием приходят на наши концерты», — отмечает Голубев.
За пять лет работы он участвовал в нескольких выездах автоклуба. Особенно ему запомнился концерт Губернаторского духового оркестра.
«Там бабушки и дедушки еще задолго до того, как мы выехали из Тамбова, достали нарядную красивую одежду из сундуков, сидели ждали, помогали готовиться, это такая трогательная ситуация. После одного из выступлений к нам подошла бабушка преклонного возраста, участница Великой Отечественной войны, и говорит: „Сынок, спасибо тебе большое, я уже давно на свете живу и, честно говоря, помирать собралась, а сегодня побывала на концерте и решила: поживу-ка еще. Я последний раз духовой оркестр видела в 1945 году в Москве, после Победы“. Вот такие эмоции и отзывы мы получаем об этих передвижных комплексах», — вспоминает Голубев.
Сейчас в Тамбовской области около 12 процентов населения проживает в селах, где нет домов культуры и куда не доезжают с гастролями артисты даже из регионального центра. Очевидно, что один автоклуб не решает проблему, поэтому главы районов свозят на концерты мобильного центра жителей из соседних населенных пунктов.
«Пока у нас один такой автоклуб на всю область, мы физически не можем себе позволить обслуживать все населенные пункты, но с учетом того, что появятся еще два, процентов 60–70 области в течение года будем закрывать. Территория у нас условно разбита на четыре части: западная, восточная, северная и южная. Мы отправим автоклубы в наиболее удаленные районы области, но с условием, что они будут обслуживать не только свой район, но и близлежащие», — объясняет Голубев.
В рамках проекта «Культурная среда» новые автоклубы появятся в области в 2023 году. На это из бюджета будет выделено 9,5 млн рублей.
Культура для всей России
Только до конца этого года мобильные центры приобретут в 21 регионе — от Камчатки и Магадана до Бурятии и Чукотки. Всего в рамках федерального проекта «Культурная среда» на автоклубы выделено 3 млрд рублей субсидий. Дальнейшие расходы на их содержание возьмут на себя муниципальные власти. Затраты окупятся, ведь передвижные культурные центры уже доказали свою эффективность, уверена заместитель Министра культуры РФ Ольга Ярилова.
«Несколько лет назад мы сделали первые шаги в этом направлении, результаты нас порадовали. Но никогда раньше программа не была такой массовой. Это один из прорывов нацпроекта. В ближайшие шесть лет регионы получат 600 автоклубов за счет федерального бюджета. Сейчас в стране около 100 тысяч населенных пунктов, в которых вообще нет стационарных учреждений культуры. Это очень много. И мы рассчитываем, что в итоге в каждом из 1800 муниципалитетов будет хотя бы один», — рассказывает Ярилова.
Она подчеркнула, что контроль за эффективным использованием автоклубов будет осуществляться регулярно. «Для этого уже получили от регионов план работы автоклубов на 2019–2020 годы», — отмечает замминистра.
Увеличение числа передвижных культурных центров — не единственная новация проекта, которая будет запущена в регионах. В городах с числом жителей до 300 тысяч человек построят 39 центров культурного развития (ЦКР), которые объединят на одной территории концертный зал и кинозалы для детей и взрослых, кафе и сувенирные киоски.
«Год назад мы завершили программу строительства 37 центров культурного развития в малых городах с населением до 100 тысяч человек. Это крайне востребованные объекты, благодаря которым жители небольших населенных пунктов по всей стране имеют возможность насыщенно, разнообразно и интересно проводить свой досуг. В рамках национального проекта мы построим еще 39 таких ЦКР. Причем приоритет отдадим тем субъектам, в которых таких центров пока еще нет», — рассказывает заместитель Министра.
Нововведения коснутся и муниципальных библиотек. Их собираются переоснастить по модельному стандарту, который уже пять лет успешно реализуется по всей стране: от Мурманской области до Москвы.
«В 2014 году мы утвердили модельный стандарт деятельности общедоступных библиотек, тогда же было принято решение о создании пилотных проектов в регионах. Сейчас это современные библиотечные центры, в которых есть все необходимое не только для комфортной работы с информацией, но и для различных активностей: дискуссионные клубы, консультационные пункты, лектории и многое другое. Причем подходит это людям всех возрастов», — говорит Ярилова.
Таким образом, библиотеки планируется переформатировать, сделав их центром культурной жизни муниципалитетов.
«До 2024 года в рамках нацпроекта мы создадим 660 таких библиотек. И надеемся, что со временем, поэтапно, нам удастся перевести на новый модельный стандарт все библиотеки», — отмечает заместитель Министра культуры.
Всего на реализацию инициатив в рамках проекта «Культурная среда» будет выделено 84 млрд рублей.
Передвижники: в российских селах появятся дома культуры на колесах
У миллионов россиян до сих пор нет возможности пойти ни в кино, ни в музей, ни в театр. Во многих районах стоят лишь заброшенные дома культуры советских времен, а в некоторых деревнях нет и их. Чтобы культурная жизнь дошла и до жителей таких уголков страны, власти решили направлять в регионы многофункциональные автомобили. Они могут трансформироваться и в сцену, и в кинотеатр, и в библиотеку, для этого в них есть всё необходимое оборудование. Пока таких автоклубов мало, но до конца 2019 года они, как сообщает заместитель министра культуры РФ Ольга Ярилова, появятся уже в 21 регионе, а к 2024 году — во всех муниципалитетах. Как проект реализуется в российских реалиях, разбирались «Известия».
Мобильная культура
Выездные культурно-развлекательные мероприятия проводили еще в СССР. Агитбригады и мобильные кинобудки пользовались у жителей сел большой популярностью. С развалом Советского государства такая практика сошла на нет. Творческий коллектив со своей постановкой или машина с кинопроектором и колонками могли приехать в детский лагерь или в село, но массового характера это больше не носило. Дома культуры или простаивали и разрушались, или использовались как помещение под совершенно другие нужды.
О том, что культурную жизнь в села нужно возвращать, начали задумываться с 2012 года. Федеральная целевая программа «Культура России», а затем сменивший ее национальный проект «Культура» предполагали, что в районах будут отремонтированы и построены заново многочисленные культурные учреждения. Но для небольших населенных пунктов, где домов культуры никогда и не было, а численность жителей может не дотягивать и до 100 человек, строительство такого стационарного центра не всегда целесообразно. Здесь и пригодилась советская практика. В регионы с такими небольшими деревнями решили направить «дома культуры на колесах».
Автоклуб в Омской области
Согласно методическим рекомендациям Министерства культуры, такие мобильные центры, или автоклубы, представляют собой автотранспортное средство, которое позволяет проводить любые агитационные, культурно-массовые, зрелищные мероприятия на любой, доступной для проезда территории.
Минимальная комплектация автоклуба предусматривает сцену-трансформер, спутниковую антенну, звуковое, компьютерное и мультимедийное оборудование. Кроме того, в машинах есть автономные источники энергии. Так, в зависимости от требований буквально за 30 минут автоклуб может превратиться и в кинотеатр, и в концертный зал, и в лекторий.
Чаще всего «основой» такого многофункционального центра становится «Газель». Это самый бюджетный вариант автоклуба, согласно данным Роскультпроекта. Его минимальная стоимость — 4,3 млн рублей. Стоимость самого дорогого автоклуба, на базе шасси КамАЗ-43118, начинается от 7,91 млн рублей. Этот вариант предлагают для регионов с неразвитой дорожной сетью.
С приобретением такого дорогостоящего транспорта регионам обещают помочь. В рамках нацпроекта «Культура», как сообщили «Известиям» в пресс-службе Министерства культуры, до 2024 года из федерального бюджета регионам будет выделено более 2,7 млрд рублей субсидий. Вместе с региональным бюджетом сумма, потраченная на автоклубы, достигнет 3 млрд.
«За счет федеральных средств автоклубы закупят в более чем 70 регионах. Мы рассчитываем, что до конца 2024 года хотя бы один автоклуб будет в распоряжении каждого муниципалитета нашей страны», — сообщили «Известиям» в пресс-службе Министерства культуры РФ. Предполагается, что такой транспорт обеспечит доступ к услугам культуры примерно 20 млн человек.
Расходы по обслуживанию спецтехники и ее содержанию в дальнейшем возьмут на себя муниципальные образования в рамках соглашения с регионом.
Омский опыт
В Омской области первая такая машина появилась 6 августа 2019 года. Ее получил Седельниковский район. Численность всего района на 2017 год была чуть больше 10 тыс. человек, а в селе Саратовка, входящем в его состав, в 2010 году едва насчитывалось 100 жителей.
По словам председателя местного комитета по культуре Надежды Михайлициной, такой клуб был им действительно необходим. «На территории нашего района есть 13 населенных пунктов с малочисленным населением, в которых отсутствуют стационарные учреждения культуры. Теперь благодаря вот такому автоклубу мы сможем доехать до них в любую погоду. График выездов автоклуба расписан до конца года», — рассказывает «Известиям» Михайлицина.
Автоклуб в Омской области
С помощью автоклуба жители района уже отметили 110-летие деревни Короленка, а на площади перед Домом культуры в селе Седельниково под открытым небом был организован показ фильмов, отобранных ко всероссийской акции «Ночь кино». По словам председателя комитета культуры, эти мероприятия посетило более 500 человек.
Еще пять автоклубов поступят в Омскую область осенью, а к 2022 году в области должно появиться 24 такие машины.
В режиме ожидания
Сказать точно, сколько в России автоклубов сейчас, проблематично. «Все автоклубы покупаются в рамках нацпрограммы, но так как часть приобретается не на субсидии, а за счет региональных бюджетов, мы можем вообще не знать, что регион приобрел автоклуб», — объясняют в Министерстве культуры. Это же порой осложняет и контроль за их качеством. Так, компании, занимающиеся оборудованием автоклубов, сообщают о поставках в Чеченскую Республику, Ульяновск и в районы Подмосковья, но в списке Министерства культуры эти территории не фигурируют.
Пока, по данным ведомства, на средства федерального бюджета приобретено восемь машин. Они курсируют по Амурской, Белгородской, Иркутской, Омской и Саратовской областям и Кабардино-Балкарской Республике. К 2019 году автоклубы появятся еще в 15 регионах.
Своей очереди ждут и жители Ивантеевского района Саратовской области. Им тоже обещали предоставить автоклуб к 2019 году. «У нас 5 тыс. населения. В районе есть и Дом культуры, и АКБ (агиткультбригада. — «Известия»), а выезжать им всем в маленькие села не на чем. Ждем автоклуб, пытаемся связаться с поставщиком, но пока безуспешно. В договоре поставки стоит 31 декабря, так что пока с нами даже разговаривать не хотят, говорят, вы не одни, ждите», — делится с изданием Ольга Яцик, директор дома культуры Ивантеевского района.
Очереди за автоклубами, по словам специалистов, неудивительны, поскольку основных компаний, занимающихся их производством, сейчас две. «С прошлого года у государства есть программа автоклубов и библиобусов, и отрасль фактически монополизировали две компании. По новым правилам в ПТС должно быть слово «автоклуб», а такое наименование имеют право ставить только они, так что и в тендерах участвуют они», — рассказал «Известиям» Максим Ткачев, генеральный директор компании «MC-МАКС», которая ранее тоже активно занималась оборудованием для автоклубов.
По мнению Ткачева, это не могло не привести к ухудшению качества услуг. «В конкурсах из-за этого стал твориться кошмар. За те суммы, которые они получают, оборудование можно ставить куда лучше. На деле за 4,7 млн регион получает «Газель», в которой стоит проектор с AliExpress, а вместо экрана — задняя стенка автомобиля. Конечно, есть формуляр с рекомендуемыми параметрами, но писали его те же две компании с учетом того, что люди чаще всего не понимают, что заказывают. Взять требования к проектору. То, что они ставят в автоклубы, может разве что в детской вместо телевизора работать. Но под формуляр подходит, световой поток соответствующий. А то, что есть еще понятие контрастности и всё остальное — не важно», — считает специалист.
Риск, что регион получит автоклуб не в самой лучшей комплектации, сохраняется и в случаях, когда заказчики обращаются к компаниям, занимающимся автоклубами, напрямую. Порой, как рассказывает Ткачев, у них могут попросить сделать всё оборудование «мобильным», чтобы машину можно было использовать для разных нужд. «Как-то заказчик просил просто установить колонки и экран на ножках, чтобы всё это можно было при необходимости вынести. Они со своей программой не выступают в поле, под открытым небом и дождем, чаще всего есть хоть какой-то ДК. А так машину они хотят использовать и для других нужд, например гостей встречать».
С этим планирует бороться Министерство культуры. Чтобы избежать нецелевого использования, с регионов будут собирать планы работы автоклубов на ближайшие годы. Правда, для начала нужно дождаться появления этих автоклубов.
Для этого, полагают эксперты, нужно помнить о транспортной доступности. Без развитой инфраструктуры автоклубы, особенно нижнего ценового сегмента, рискуют превратиться в исключительно сезонные мероприятия.
В рамках нацпроекта «Культура» в регионах появятся мобильные досуговые центры
В рамках нацпроекта «Культура» в России развивается оригинальная программа по обеспечению регионов передвижными культурными центрами – автоклубами. В небольших и отдаленных населенных пунктах, там, где нет дома культуры или концертного зала, на помощь должен прийти автоклуб.
Предполагается, что в таком мобильном центре можно проводить любые культурно-массовые мероприятия. Автоклуб легко трансформируется в концертную площадку, он оборудован световым, звуковым и видео оборудованием. Так передвижной дом культуры превращается и в кинозал, и в площадку для выступлений. Машины оснащены дизель-генераторами, а также автономными источниками электроэнергии.
Кроме того, за счет оснащения передвижных центров интернетом могут быть организованы онлайн трансляции культурных мероприятий.
Согласно целям нацпроекта, в 74 регионах РФ должно появиться 600 автоклубов к 2024 году. Около 2 тысяч муниципалитетов должны получить хотя бы один мобильный центр. Всего на программу выделено 3 млрд рублей.
До конца этого года мобильные центры приобретут в 21 регионе – всего 100 автоклубов.
Замминистра культуры РФ Ольга Ярилова называет программу приобретения автоклубов «одним из прорывов нацпроекта», сообщает ТАСС. По ее словам, в настоящее время в России около 100 тыс. населенных пунктов, где полностью отсутствуют стационарные учреждения культуры, однако благодаря автоклубам эта ситуация изменится.
Оригинальный дом культуры на базе автомобиля «Газон» уже появился в Омской области. На новой сцене размером 3 на 5 метров выступили артисты Омской филармонии.
Всего до конца года автоклубами с оборудованием для кинопоказов, сценой, световой и звуковой аппаратурой будут обеспечены 6 районов области.
Старосты сел неоднократно просили работников культуры приезжать с концертами, показывать фильмы. Теперь Юрьев-Польскому районному центру культуры и досуга передали современную 16-местную «Газель», оборудованную электрогенератором, микрофонами, звуковой аппаратурой и местами для хранения костюмов, а с наступлением лета удалось возобновить и практику кинопоказов.
Кстати, культурные трансформеры приспособлены и к зиме. Кузов автоклуба изотермический, что позволяет артистам выступать и в холодную, и в жаркую погоду.
Тамбовская область одной из первых получила передвижной культурный центр. Первый автоклуб здесь появился еще в 2014 году в рамках года культуры.
«Помимо автомобиля с трансформируемой сценой в автоклуб входит передвижной музей, современная, хорошо оснащенная библиотека на колесах, мы еще купили 1100 стульчиков для большого зрительного зала, а также транспорт для того, чтобы можно было привозить артистов из областного центра. У нас за эти годы появился опыт работы, когда мы ездим по небольшим селам, и жители с удовольствием приходят на наши концерты», — рассказывал ТАСС начальник управления культуры и архивного дела области Юрий Голубев.
По словам заместителя министра культуры Ольги Яриловой, контроль за эффективным использованием автоклубов будет постоянным. Регионы уже передали в министерство, план работы культурных центров на 2019-2020 годы.
Для России использование автоклубов особенно актуально из-за большого количества малонаселенных пунктов и большой протяженности.
Например, на территории Псковской области расположено более 8 тыс. сельских населенных пунктов. По этому показателю регион занимает второе место в РФ.
Власти Республики Коми рассказали, что автоклубы очень востребованы, а их график разъездов очень плотный. Некоторые из них планируется оборудовать библиотечным комплексом, чтобы организовать полноценный досуговый центр.
К концу 2024 года в городах с населением до 300 тыс. жителей построят 39 типовых центров культурного развития с концертным залом, кинозалами для детей и взрослых, кафе и сувенирными киосками. В селах в общей сложности будет построено, реконструировано и отремонтировано 500 культурно-досуговых учреждений. Малонаселенные пункты получат 600 автоклубов.
Нацпроект «Культура» состоит из трех проектов: «Культурная среда», «Творческие люди» и «Цифровая культура». Всего на реализацию нацпроекта из бюджета в 2019-2024 годы планируется выделить 113,5 млрд руб. Наибольшее финансирование предусмотрено для проекта «Культурная среда» — 84 млрд рублей.
по организации внестационарного (выездного) культурного обслуживания населения услугами специализированного автотранспорта (автоклубов)
Методические рекомендации
Настоящие методические рекомендации направлены на обеспечение конституционных прав граждан на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
Расширение географии оказания услуг в сфере культуры населению сельской местности, увеличение доступности услуг населению, совершенствование форм и методов культурного обслуживания населения сельской местности – приоритетные задачи государственной культурной политики, обозначенные в национальном проекте «Культура».
Для организации культурного обслуживания жителей населенных пунктов, не имеющих стационарных учреждений культуры, применяются формы внестационарной работы. Для реализации данных целей централизованные клубные системы муниципальных районов обеспечиваются специализированными транспортными единицами со специфической функциональной направленностью (автоклубы).
Прирост охвата населения услугами автоклубов – один из основных показателей развития культуры на период 2019–2024 годов.
Внестационарное культурное обслуживание осуществляют передвижные культурно-досуговые учреждения различных видов (автоклубы, передвижные досуговые центры, центры по нестационарному культурному обслуживанию и т.п.) и стационарные культурно-досуговые учреждения, в сферу обслуживания которых входят населенные пункты, не имеющие стационарных культурно-досуговых учреждений, а также другие учреждения культуры, в том числе библиотеки, музеи, дома (центры) ремесел, школы искусств и т.п.
Внестационарное культурное обслуживание осуществляется в населенных пунктах, не имеющих стационарных культурно-досуговых учреждений, а также в целях развития культуры сельских районов и малых городов.
Форма внестационарного культурного обслуживания – разновидность или сочетание методов культурно-досуговой деятельности по культурному обслуживанию населения.
Формы и объемы внестационарного культурного обслуживания населения определяются муниципальным заданием культурно-досугового учреждения, утверждаемым учредителем.
Для активизации внестационарной деятельности при передвижном клубном учреждении могут создаваться любительские творческие коллективы, иные клубные формирования, добровольческие (волонтерские) объединения.
При расчете потребностей в формах внестационарного культурного обслуживания учитывается необходимость обслуживания жителей каждого населенного пункта, не имеющего стационарного КДУ, не менее двух раз в месяц.
Внестационарное культурное обслуживание осуществляется на специализированном транспорте, либо транспортных средствах, предназначенных для данного вида деятельности. Независимо от того, на балансе какого учреждения или организации находится специализированное транспортное средство, 80% рабочего времени транспортного средства должно быть использовано для оказания культурных услуг населению.
Для жителей деревень с населением менее 20 человек возможна организация подвоза зрителей к месту проведения мероприятий представителями администрации муниципального образования, специалистами центральных сельских Домов культуры, районных домов культуры, передвижными учреждениями культуры.
При составлении планов работы важно учитывать плотность и характер расселения, специфику сельскохозяйственного производства, в частности, его цикличность, климатические условия, состояние дорог, демографические факторы, сезонные колебания. Определение периодичности выездов зависит от числа населенных пунктов, не имеющих стационарных учреждений культуры, количества жителей в данных поселениях, а так же формата услуг, оказываемых населению и времени стоянки транспортного средства.
В рамках своей деятельности передвижные центры ведут учет следующих показателей:
число культурно-массовых мероприятий, в том числе культурно-досуговых и информационно-просветительских, как на платной, так и бесплатной основе;
число участников мероприятий;
число клубных формирований в обслуживаемых населенных пунктах и число участников в них.
Мероприятием в данном случае считается событие, проводимое по сценарию, имеющее свое время, место проведения. Учет числа зрителей и участников идет путем применения соответствующих методик подсчета, либо по билетам.
В рамках одного выезда целесообразно обслуживание нескольких населенных пунктов, проведение ряда мероприятий, а также занятий клубных формирований.
Нормативная потребность в организации выездных мероприятий и других форм культурно-досуговой работы определяется следующим образом (таблица №1):
Общее число населенных пунктов, не имеющих стационарных учреждений культуры (ед.) | Общее число жителей населенных пунктов, не имеющих стационарных учреждений культуры (человек) | Количество мероприятий в 1 населенном пункте | Расчет показателя «число участников мероприятий, охваченных услугами передвижных учреждений культуры» на год |
до 20 | до 1500 | 2 раза в месяц | Nх5хК |
от 21 до 55 | от 1500 | не менее 1 раза в месяц | Nх3хК |
более 55 | от 3000 | не менее 2 раз в квартал | Nх2хК |
Прирост охвата населения услугами автоклубов, % | Базовое значение – 2017 год. | Год | |||||
100.00% | 1/1/2018 | 110.00% | 120.74% | 132.00% | 138.00% | 142.00% | 150.00% |
С 2019 года при планировании деятельности по нестационарному обслуживанию следует учитывать рост числа обслуживаемого населения от 10 до 12 % ежегодно до 2024 года.
Данные о потребителях услуг автоклубов приводятся на основании содержания первичных учетных документов (журналов, отчетов). Учитываются посетители культурно-массовых мероприятий, проведенных в населенных пунктах, не имеющих стационарных домов культуры, а также мероприятий, проведенных с применением специализированных транспортных средств (автоклубов). В число мероприятий входят концертные и театрализованные выступления на производственных площадках, в том числе во время посевной и уборочной страды, агитационные представления, тематические презентации, вечера-портреты, вечера-встречи с ветеранами, устные журналы, литературно-музыкальные композиции, праздники улиц и малых деревень, игровые развлекательные программы, в том числе для детей и молодежи, тематические дискотеки.
При подсчете посещений культурно-массовых мероприятий на бесплатной основе могут быть использованы следующие методики:
для статичных мероприятий на уличной площадке: использование отчётов органов внутренних дел, привлекаемых для обеспечения безопасности при проведении массовых мероприятий; электронный подсчет при установленных средствах контроля доступа в виде пропускных ворот; использование результатов фото и видео фиксации; подсчет по формуле: 1 человек на квадратный метр (люди стоят на расстоянии вытянутой руки), 2,4 человека на «квадрат» (плотная толпа, но между людьми все же можно пройти) и 4,3 человека на квадратный метр (люди стоят плечом к плечу) соответственно;
для динамичных мероприятий (митинги, шествия, карнавалы, демонстрации): количество человек, проходящих через наблюдателя за единицу времени, умноженное на время шествия.
Нестационарное обслуживание может осуществляться: в общественных местах, на площадях, парках, скверах, полях, производственных помещениях (фермах, цехах), в школе, административном здании (помещении), в домах местных жителей (по предварительному согласованию).