Для чего нужен автосалон
Почему лучше покупать автомобиль у официального дилера?
Задумываясь о покупке нового автомобиля, каждый автолюбитель сталкивается с решением трех основных вопросов:
Если первые два вопроса носят исключительно индивидуальный характер, то в разрешении последнего потенциальному покупателю отчасти помогает опыт единомышленников. Как показывает практика последних лет большинство людей стремятся купить автомобиль у официального дилера. С чем связан подобный выбор и стоит ли искать нужный вам автомобиль у знакомых или на рынках, в том числе на «серых» и виртуальных? Попробуем разобраться.
Чуть больше полвека назад любой автомобиль был предметом роскоши и купить его представлялось чем-то необыкновенно сложным, почти невозможным. Разумным считалось приобрести автомобиль с рук у хорошего знакомого. Такая сделка позволяла избежать обмана при оплате дорогостоящего товара и, конечно, гарантировала его качество.
Сегодня машина стала товаром массового спроса, поэтому любые операции с транспортными средствами носят повседневный и даже привычный характер. Чем больше выпускается автомобилей, тем сложнее продавцам найти своего покупателя. В условиях жесткой конкуренции поставщики и перепродавцы идут на различные хитрости, чтобы привлечь ваше внимание и зачастую им это удается.
Все реже автомобили покупают с рук, особенно у незнакомых людей. Связано это с массой случаев, когда купленная на рынке машина оказывается неисправной, либо ее прошлое вдруг обретает криминальный характер. Не секрет, что «мастера» по скручиванию пробега и тщательному сокрытию следов ДТП на кузове найдутся в любом населенном пункте, а в погоне за прибылью хозяин автомобиля использует все возможные средства. Если вы все же решили поискать автомобиль среди предложений от частных лиц, не забудьте подыскать себе в помощь грамотного специалиста, способного разглядеть обман и определить реальное техническое состояние транспортного средства.
Обойти стороной мошенников при покупке машины можно обратившись в известный автосалон. Сегодня шоу-румы отечественных и зарубежных марок представлены почти в каждом крупном городе. Выбирая один из многочисленных автоцентров необходимо учитывать:
Определившись с выбором автосалона, будьте уверены, что компания не является так называемым «серым» дилером. Такие организации никак не связаны с заводами-производителями поставляемых автомобилей, поэтому не несут за них никакой ответственности. Действительно, цена на машину в салонах сомнительных фирм может быть сравнительно низкой, но шанс купить «кота в мешке» здесь слишком высок. Хорошо подумайте, прежде чем, купить дешевое авто, дабы не «переплачивать» в салоне официального дилера. Кромк того, «серый» дилер обычно в качестве «эксклюзива» предлагает модели, которые официально на российский рынок не поставляются. Привлекательное на первый взгляд предложение влечет за собой массу проблем. Гарантия на такие машины чаще всего не действует, а самостоятельно найти запчасти в России почти невозможно.
Очевидно, что приобретать автомобиль с рук или у «неофициалов» дело рискованное. К счастью, существует надежная альтернатива – покупка авто в салоне официального дилера.
Как найти официального дилера?
Полный список официальных дилеров интересующей вас марки обычно публикуется на сайте российского представительства данной компании-производителя. В качестве подтверждения вы можете лично обратиться в представительство и уточнить информацию по интересующей вас компании.
Группа компаний FAVORIT MOTORS является официальным дилером известных мировых брендов в России и успешно развивается в сегменте отечественного авторитейла уже более 20 лет. Обширный перечень услуг включает: поставку, гарантийное и постгарантийное сервисное обслуживание, а также помощь в кредитовании и страховании автомобилей. Высокий профессионализм и внимательное отношение к каждому клиенту являются основными принципами работы компании. Десятки тысяч людей доверили заботу об автомобиле нам!
Дилерский беспредел – главная проблема авторынка в 2021 году. А что будет с ценами и допами дальше?
Очень и очень грустный пост.
Те, кто в этом году озадачились приобретением нового автомобиля, наблюдали беспрецедентную картину. Мало того, что рекомендованные розничные цены выросли с начала года в среднем на 15-25%, так еще и дилеры придумали чудесную технологию окучивания народа, которая называется «дополнительное оборудование» или допы.
Начнем с короткого объяснения, почему так получилось. Дело в реальном дефиците автомобилей, который возник из-за нехватки микрочипов (полупроводников). А дефицит чипов, в свою очередь, возник вследствие коронавируса и остановки заводов. Спрос же на автомобили при этом не падал. В таких условиях сформировался рынок продавца, когда он может диктовать свои условия. Эти условия оказались максимально наглыми.
Представьте такую ситуацию. Вы видите рекламу в интернете – абсолютно новый Skoda Rapid от 1 016 000 рублей – и думаете, что неплохо было бы обновиться. Это прикольная тачка из салона всего-то за лям. Идете к ближайшему официальному дилеру, а вам говорят: базового исполнения нет в наличии, но есть средняя комплектация Ambition с РРЦ от 1 230 000 рублей. Но на ней уже установлено по сути ненужное дополнительное оборудование на 252 тысячи рублей. В нашем реальном примере это будут различные коврики в салон, накладки на пороги, педали и зеркала, сетка в багажник, брызговики, спойлер на крышку багажника, опциональные колесные диски и газовые упоры капота. Итого цена получается 1 482 400 рублей.
Вы думаете: «Хм, какой-то конченый автосалон, зайду-ка я в другой». Но такая ситуация происходит во всех автосалонах. У всех брендов. Сейчас допы на 15-20 процентов от стоимости авто – это норма. Варианта два: либо покупать авто с допами, либо заказывать с производства. Но ни прайс, ни сроки при этом не фиксируются. Цену вы узнаете на момент прихода авто: она будет соответствовать РРЦ. Но за те полгода (или больше), что будет собираться и ехать авто, РРЦ еще может догнать текущий прайс машины в наличии с допами.
Трагичнее всего ситуация с бюджетными автомобилями, но встречаются и исключения, вроде Toyota Land Cruiser 300. Этот внедорожник в максимальной комплектации официально стоит меньше 8 лямов, а дилеры отдают его по 12-13 миллионов с допами.
Обойти эти навязанные допы практически невозможно, что бы ни говорили диванные юристы-знатоки законов. Один из самых действенных способов – приобрести авто, например, в Беларуси и везти его в Россию. Но и с этим появляются проблемы. Российские коллеги каким-то образом договорились с братьями-белорусами, чтобы те перестали продавать автомобили россиянам. Часть брендов уже открыто отказывает людям с русским паспортом.
Если же вы найдете сказочное предложение от автосалона по РРЦ или даже дешевле, с вероятностью в 99,9% это разводка для лохов от серого дилера. И на счастливчика, связавшегося с подобными конторами, в лучшем случае навесят и «супер-выгодных» кредитов, и всяких страховок. Да еще и в таком объеме, что лучше прийти в нормальный салон и взять «Солярис» с условными ковриками и сигнализацией за 300 тысяч.
Важно понимать, что допы – не полезное оборудование и аксессуары, а скорее легализованная наценка. Отсюда абсурдные ценники, вроде работ по «установке» ковриков за несколько десятков тысяч. Не нужно удивляться и высчитывать цифры. Примите главное – вы платите не за сами аксессуары и работы, а за право купить автомобиль в условиях жесткого дефицита. Поэтому, если вам предлагают Rapid в наличии, но на нем стоят коврики за 5 тысяч, а их установка стоит 100 кусков, следует закрыть глаза на абсурд и взять этот вариант. Вероятно, так выглядит лучшее предложение на рынке.
Для более полного понимания картины, предлагаю вам мини-экскурс по одному из салонов Hyundai в Москве. Итак, цены в декабре следующие:
В качестве дополнительного оборудования как правило предлагаются коврики, брызговики, сигнализация с автозапуском, сетки в решетку радиатора, тонировка, антикоррозийная обработка днища, защита картера и подобные опции. И, как я уже говорил, это оборудование по сути не нужно покупателю, и на самом деле стоит на порядки дешевле, чем в перечне допов.
Самое печальное, что ситуация не улучшается. Продажи новых автомобилей (в последние несколько месяцев), правда, уверенно падают, а спрос снижается. Но остаются и люди, у которых в текущей обстановке есть страх, что если они не купят авто сейчас, то так и будут всю жизнь кататься на автобусе или на своем нынешнем полуразвалившемся ведре. Либо есть те, кому автомобиль действительно нужен. В самом выгодном положении сейчас автолюбители, довольные своей машиной. Те, у кого нет нужды обновляться.
Что же делать?
Первый вариант – брать автомобиль сейчас, с допами, как угодно, если он реально вам нужен или это ваша мечта. Практически все эксперты сходятся во мнении, что дешеветь автомобили не будут ни при каких условиях. Если же необходимости нет, лучше дождаться улучшения ситуации, чтобы заказанное по РРЦ авто прибыло к конкретному сроку. Сейчас же зачастую дедлайна просто нет. Возможно, те времена, когда машины продают без допов, наступят вновь. Но этого никто не знает наверняка.
Второй вариант – идти на вторичку. Да, там цены тоже неслабо подскочили, но за полтора ляма можно найти более интересные варианты, чем Skoda Rapid в средней комплектации. И в следующих материалах я расскажу о таких вариантах под разные бюджеты. Пишите в комментариях, что бы вы предпочли за полтора миллиона?
Фотографии из автосалонов взяты у Autonews.
Как обманывают при покупке авто: «серые» схемы официальных дилеров
Великолепие стеклянных дворцов, улыбки и забота красавиц-секретарш на входе, вышколенные как солдаты менеджеры по продажам, которые всегда убедительно говорят только то, что хочет услышать клиент. Все это сделано ради одной цели: чтобы покупатель расплылся в эйфории от обслуживания, потерял бдительность и купил совсем не ту машину, за которой пришел, набрал дополнительного оборудования, которое ему не нужно, а также переплатил за всевозможные страховки, «льготные» кредиты и прочие дополнительные услуги, которые можно купить самостоятельно в полтора раза дешевле.
Кстати, некоторые покупатели на подобные вещи «ведутся» осознано, не скрывая, что такая «забота» им нравится и они готовы за нее заплатить. Но не будем отрицать и того факта, что дилеры регулярно предлагают реально интересные и выгодные программы покупки машин, правда в основном за счет компенсаций представительства бренда. То есть, сам дилер ничего не теряет, за клиента просто платит завод-изготовитель, чтобы простимулировать спрос.
В общем, вы должны понимать: официальный дилер, как и любая другая коммерческая организация, никогда и ничего не делает просто так, и уж тем более то, что ей невыгодно.
Это, наверное, единственный фактор, который напрямую от самого дилера никак не зависит. Вытягивание из покупателя как можно большего количества денег заложено даже в сам процесс производства автомобилей, а именно в формирование комплектаций.
Например, к базовой версии авто дополнительно необходим климат-контроль и круиз-контроль, которые вместе стоят, допустим, 50 000 рублей. Так вот чуть более дорогая комплектация с какими-нибудь копеечными дополнениями и с двумя нужными вам опциями обойдется в условные 70 000 рублей. Хороший продавец убедит вас, что это выгодно, потому что более дорогая комплектация, например, красивее смотрится на дороге, хотя на самом деле, из вас просто вытащили лишние 20 000 рублей.
Если вы выбрали для себя понравившуюся модель и ее версию, рассчитали бюджет и способ оплаты, то с большой вероятностью, вы можете обо всем этом забыть, потому что грамотный менеджер продаст вам не ту машину, которую вы хотите, а ту, которую ему надо продать.
То же самое касается продажи в салоне страховок КАСКО и оформления кредитов. Дело в том, что страховщики дилера получают агентские бонусы, а с банками порой и вовсе работа ведется по откатной системе.
Для многих автовладельцев это обычно выглядит откровением, но стоит знать, что новые машины в автосалоне регулярно повреждаются. На них падают горшки с цветами, их царапают и даже мнут на складах и сервисах. И даже попадают на них в небольшие ДТП прямо на территории дилерского центра, причем иногда, о ужас, за день до выдачи клиенту.
Думаете такие машины куда-то списываются или выводятся из продажи? Конечно же, нет. Они в срочном порядке отправляются в кузовной участок, где их восстанавливают порой за ночь, иногда снимая запчасти, например, с машин для тест-драйва. После чего они снова поступают в продажу под видом новых или так и выдаются клиенту.
Определить восстановленную машину в подавляющем большинстве случаев клиент не сможет, потому что не сможет поверить, что новая машина из автосалона может быть битая. Всплывает эта информация через несколько лет, когда владелец приезжает поменять машину по системе «трейд-ин».
Менеджеры, конечно, просветят кузов на предмет перекраски и поставят клиента перед фактом о том, что часть элементов на машине крашеные, а значит авто был в ДТП. Шок владельцев, которые ни разу в ДТП не попадали, иногда сложно описать словами.
Этот вид деятельности дилерских центров к реальным покупателям имеет косвенное отношение, но иногда все-таки доставляет проблемы.
У каждого автосалона есть план по продажам, за которые дилер получает многомиллионные бонусы от представительства бренда. Проблемы начинаются тогда, когда выполнение плана срывается.
Беда в том, что именно с даты этого фиктивного оформления начинается отсчет заводской гарантии. То есть, если реально этот автомобиль будет продан дилером, например, через три-четыре месяца, то реальный автовладелец не досчитается трех-четырех месяцев гарантии. Если у автовладельца в этот период случится гарантийный случай и он обратится не в тот же автосалон, где он приобретал автомобиль и где помечена продажная история этой машины, у дилерского центра могут возникнуть очень серьезные проблемы в случае отказа в гарантии вплоть до отзыва лицензии и судебных разбирательств.
Это только краткий список основных вариантов «развода» клиента на деньги у официального дилера.
Кстати, грамотных юристов, людей «в теме» и прочих ушлых покупателей, которые знают, на чем поймать самих дилеров, последние часто называют «потребительскими террористами».
Как открыть автосалон
Купля-продажа автомобилей не находится в упадке или состоянии расцвета, скорее для нее характерно среднее состояние стабильного положения. Поэтому, если появится мысль заняться автомобильным бизнесом, то нынешнее время может оказаться подходящим. Давайте разберемся, как открыть автосалон с нуля?
Сколько стоит открыть автосалон и сколько можно заработать
Автомобильный бизнес может дать хороший доход, но источник такого дохода требует немалых вложений. Необходимо обустроить стоянку, мойку, сервисное обслуживание, магазин, в котором продаются необходимые детали и оборудование. Две трети дохода от автомобильного бизнеса приносит продажа необходимых деталей и оборудования. Возвращать вложенные деньги приходится достаточно долгий период – не менее 3, 4 лет.
Нельзя забывать, что и вложения должны быть существенными. Если посмотреть самые скромные расчеты, выходит значительная сумма – 15 млн. руб. Более подробно что-то сказать о доходности можно сказать только, только при предметном разговоре, обсуждая конкретный проект, и все связанные с ним расчеты. Для объективной оценки необходим бизнес-план. Составление этого документа покажет серьезность планов и подхода к ситуации.
Что нужно, чтобы открыть автосалон
В России регистрация предприятий проводится налоговой инспекцией. Лучшим выбором для оптимизации налоговых расходов будет форма ООО. Её удобно применять в торговле автомобилями. Можно официально оформить не одно, а два предприятия. Второе предприятие может быть оформлением сервиса, чтобы была возможность использовать возможности упрощенного налогообложения. Первое же будет облагаться налогом по общей системе. Налоговые инспекторы также должны провести регистрацию кассового аппарата.
Избежать проблем в дальнейшем можно, указать перечень максимально возможных видов деятельности. По ОКВЭД это будут следующие коды:
При окрытии автосалона необходимо отметиться не только в налоговой службе, но и в других организациях согласно действующему законодательству:
Выбор поставщика
Второй значимый вопрос при открытии автосалона: какую марку автомобилей выбрать в качестве объекта торговли. Здесь нужно будет определиться с направлением своего бизнеса: либо это будет элитный салон, либо это будет автосалон для людей со средним достатком. Если взяться за торговлю дорогими автомобилями, то расходы вырастут в 10 раз в сравнении с минимальной стартовой суммой на построение бизнеса и составят не менее 150 млн рублей.
К тому же придется значительную часть доходов отдавать компании — производителю, т.к. используется, по сути, не только сам товар, но и имя компании, бренд. Производитель может запросить не только высокую цену за сотрудничество, но и выставлять требования к построению торгового бизнеса.
Еще один момент: торгуют ли автомобилями потенциального поставщика местные конкуренты или нет. В городах, имеющих региональное значение, которые являются крупными экономическими центрами можно продавать грузовые автомобили зарубежных марок.
С другой стороны, нужно осознавать реальные возможности местных жителей; в больших города можно продавать автомобили дорогих марок, т.к. в них живет много состоятельных людей. Если же обратить внимание на небольшие города или поселки, то в таких местах реально заниматься продажей бюджетных вариантов. Опять же можно начать работать с недорогими автомобилями, получить опыт ведения бизнеса, собрать дополнительные средства для перехода на другой, более высокий уровень бизнеса: торговлей дорогими марками автомобилей.
Нужно будет определиться с системой построения бизнеса, выбрав торговать новыми или поддержанными автомобилями, торговать автомобилями одной марки или нескольких. Хотя никто не запрещает совмещать торговлю новыми автомобилями с торговлей автомобилями с пробегом. Ведь не даром существуют отделы трейд-ин.
Отношения с поставщиком
В настоящее время не нужно отсылать письма в офис компании, которая находится за тысячи километров от Вас и долгие месяцы ждать ответ. Многие крупные компании стараются держать в разных странах представительство. В его адрес и можно отправить предложение о сотрудничестве.
На сайтах некоторых компаний выделяют специальный раздел с информацией о том, как можно стать дилером конкретной компании. Представительство может попросить сообщить о себе какую-то информацию, для чего придется заполнять формуляры или дать ответ на определенные вопросы.
Прежде всего – это сведения о компании, деятельности, которую она ведет, необходимые объемы вложений, местном рынке, его возможностях. Нужно предоставить план предполагаемого салона, хорошо отправить потенциальному поставщику бизнес-план.
После придется убедить представителей отдела дилерской сети, что сотрудничество с новым автосалоном весьма перспективно. Содержательное общение может проходить только при личном общении, поэтому придется обязательно посещать представительство.
Если удастся добиться положительного решения о сотрудничестве, можно оформлять предварительное соглашение. В нем указываются первые шаги по открытию салона, обязательства сторон: обсуждаются вопросы строительства салона, его обустройства, начала работы салона, вопросы поставки первой партии товара, план реализации первой партии, вопросы проведения рекламной компании.
Варианты поставки автомобилей
Формальной основой отношений между поставщиком и продавцом является договор, соглашение, контракт или другой документ, в котором оговариваются все условия поставок. Вместе с этим также должен присутствовать сертификат, производителя.
Схема приобретения может строиться по-разному. Первый вариант предполагает приобретение автомобилей непосредственно в стране, в которой они производятся. После нужно провести страхование транспорта, растаможку, подготовить автомобили к продаже.
В этом случае придется либо самому разработать и организовать систему доставки либо платить за перевозку товара отдельной компании, другим дилерам компании. Во всяком случае, организация, занятая перевозками должна иметь несколько разрешений:
Второй вариант поставки автомобилей заключается в том, что поставкой занимается отдельная организация (официальный импортер), с которой работает компания – производитель. Остается только заплатить необходимую сумму, и не заниматься вопросами перевозок, тем более, что, не имея опыта и знаний, можно получить большой объем дополнительных проблем. Импортер же занимается этим на постоянной основе и проще иметь дело именно с ним. В какой-то мере имеет место своеобразное разделение труда.
Финансовые отношения с дилером
Некоторые производители выставляют оплату, поставленного товара в полном объеме. Какие-то фирмы могут поступать иначе, не следует забывать, что условия могут меняться.
В случае работы в стране официального импортера работает другая схема. Все дилеры имеют доступ к единому источнику товара. Дилеры могут получить товарный займ. У каждого импортера свои условия к таким соглашениям.
По общему принципу продавец может взять на складе определенное количество товара, который он должен продать. На продажу дается определенный срок, в который необходимо уложиться. Если не получается, то исходя из объемов оставшегося товара могут начисляться штрафы. Одним из условий может быть обязательный выкуп по истечении определенного времени в случае, если автомобиль не продан дилером. Таким образом, импортер избегает убытков. И он может не зависимо от уровня рынка, поддерживать на уровне поток перевозок.
Когда речь идет о дешевой марке авто, дилеры, как правило, требуют продавать не менее 1000 автомобилей в год, в случае дорогих брендов, это число уменьшается в 2-4 раза.
Уровень доходности разумеется зависит от компании производителя. Поставщик сам назначает цены на автомобили, при этом закладывая определенный процент дилера. Как правило, доход автосалона составляет от 7 до 20 процентов от стоимости автомобиля. Можно, конечно, снижать цены, чтобы сделать свой салон более привлекательным, но такое возможно сделать только за счет своей доли от доходов. Дилер в то же время может получать дополнительную прибыль в случае выполнения плановых показателей. Производитель одним из условий может обязать брать для продажи модели, которые не пользуются популярностью.
Также не надо забывать, что львиная доля дохода салона складывается из продаж аксессуаров к проданным автомобилям. Например, те же автомобильные коврики, защиты картера двигателя, диски, покрышки у официального дилера стоят немало и приносят ощутимый плюс в плане прибыли.
Какие требования могут выставляться автосалону
Система работы или наполнения склада может строиться в зависимости от разнообразия предлагаемых производителем автомобилей. Но такое характерно не для всех марок автомобилей, а для отдельных фирм.
Разнообразие автомобилей, которые может предложить производитель определенной марки часто приводит к популярности фирмы, и её товара. Поэтому запас товара должен превышать планируемый уровень продаж. Ведь, если пожалеть денег, то можно прийти к тому, что автомобили разойдутся быстро, а разгоряченные покупатели, оставшиеся из-за неосмотрительности владельца салона без возможной покупки, могут быть разочарованы. Итак, основные требования следующие:
Салон можно устроить в старом здании, реконструировав его под свои нужды или построить новое, что является более дорогим и затратным мероприятием. Цена строительства может составлять до 2,4 млн. долл.
Здание можно выкупить или взять в аренду, что в случае с автосалоном рискованно, т.к. его обустройство, как правило, должно отвечать требованиям производителя. Поэтому лучше приобрести свое помещение, которое можно переоборудовать, не опасаясь потерять из-за проблем с арендатором.
Салон должен состоять из складов автомобилей, запчастей. Должен быть оборудован зал для выставки автомобилей, место, где могут находиться потенциальные покупатели. Часть помещений должна выделяться для кабинетов, в которых работает персонал. Каждый салон должен иметь технический центр. Чем оборудовать центр не является сложностью, производитель предлагает обычно свои варианты.
Советую почитать еще одну интересную идею в сфере автобизнеса — открытие автозаправочной станции.
Автор: Андрей Серов Бизнес-консультант, главный редактор Ктовделе.
Работал юристом, руководил отделением Сбербанка, инвестировал в строительный и ритейл бизнес.