Для чего нужен бддс
Как составить бюджет движения денежных средств
Бюджет движения денежных средств (БДДС) – это инструмент по управлению финансами. Он нужен для оптимизации финансовых потоков. С ним будет проще обеспечить экономическую устойчивость компании.
Что собой представляет БДДС
Бюджет ДДС представляет собой документ, из которого можно сделать вывод о движении финансов и состоянии расчетного счета. Это ключевой элемент системы бюджета фирмы. Формирование БДДС – приоритетное действие в рамках управления организацией. Документ имеет важное значение при обеспечении устойчивости компании. Последняя, в свою очередь, является определяющим фактором в успехе фирмы.
Устойчивость компании предполагает ее независимость от внешних обстоятельств, партнеров, кризисов. Это один из факторов повышения прибыли, так как устойчивое предприятие более привлекательно для инвесторов.
Устойчивость фирмы практически напрямую связана с ДДС и управлением финансовым потоком. А бюджет как раз позволяет контролировать денежные потоки. Как правило, за его составление отвечает финансовый менеджер.
Задачи и функции БДДС
БДДС нужно для решения этих задач:
В бюджете фиксируются эти аспекты деятельности:
То есть в бюджете отражаются все факты движения денег в организации.
Для чего требуется составлять БДДС
ВАЖНО! Макет структуры БДДС от КонсультантПлюс доступен по ссылке
Успешное существование фирмы определяется ее финансовой устойчивостью. Устойчивое положение позволяет фирме стабильно расти, пользоваться средствами инвесторов.
Обеспечение устойчивости фирмы складывается из этих двух факторов:
Финансовый менеджер должен предупреждать «кассовые разрывы» и вести финансовые отчеты. Для этих целей применяется БДДС. Этот документ явно отражает эти аспекты деятельности:
В бюджете отражается предоплата за товар, авансы, задержки выплат. Из БДДС можно своевременно выявить потребность в займе. Из документа становится ясна картина движения денег. Бюджет нужен для обеспечения финансовой устойчивости. То есть с помощью него можно исключить растраты.
Основные этапы составления БДДС
Формирование БДДС – важнейший фактор в рамках управления работой организацией. Составляется документ с разной периодичностью. Как правило, используется детализация по каждому месяцу.
Бюджет – это документ с гибкой формой. Но помесячный план считается наиболее удобным. Рассматриваемая форма предполагает разбивку по дням. БДДС формируется в завершении каждого месяца. Желательно, чтобы над созданием бюджета работали все подразделения фирмы, работа которых связана с планированием и тратой денег. Рассмотрим все этапы составления БДДС.
Этап №1. Определение остатка денег
Первый шаг – определение минимального остатка денег, достаточного для деятельности организации. Размер этого остатка зависит от направления деятельности компании, рисков, возникающих в процессе работы. Специалистам нужно определить конечное сальдо.
Этап №2. Установление доходной части
Доходная часть определяется на основании бюджета продаж и поступлений от инвесторов. Нужные данные можно собирать двумя способами:
Этап №3. Установление расходной части
Расходная часть устанавливается на основании прямых трат. К ним относятся траты на ЗП, сырье, расходы на производственные и накладные нужды. Прямыми тратами считаются и расходы на инвестиции, выплаты процентов.
Этап №4. Установление размера чистого потока денег
Чистый поток средств – это показатель, который можно получить путем извлечения разницы между положительным и отрицательным балансом. Для расчетов берется определенный период. Чистый денежный поток позволяет установить нынешний экономический статус фирмы, а также определить ее перспективы.
Если расходы превышают доходы, образуется «кассовый разрыв». Заключительное сальдо приобретает отрицательное значение. Это довольно плохо для компании. А потому сотрудники фирмы должны предпринять меры по устранению отрицательного значений. Для этого можно урезать расходы или задействовать займы, резервные деньги.
Если отрицательные показатели убрать не получится, это симптом высокого риска банкротства. В этом случае возникают различные проблемы:
То есть превышение расходов над тратами – это очень негативное явление для компании.
Этап №5. Корректировка значений
Окончательный этап – корректировка БДДС для приведения документа в соответствие с нынешними финансовыми реалиями. Следующий шаг – утверждение бюджета руководителями фирмы.
Утвержденный БДДС представляет собой документ, наделенный юридической силой. С бюджетом постоянно взаимодействуют руководители компании, а также ее персонал.
Особенности составления бюджета
Компания может существовать нормально и стабильно только в том случае, если баланс является положительным. Ключевую роль в обеспечении положительного баланса играет правильное планирование БДДС. В рамках планирования изучается движение финансов. Оформление БДДС рекомендуется разбить на этапы.
Отличие БДДС от БДР
Помимо БДДС есть БДР. Это документ, отражающий доходы и расходы фирмы. Представляет собой простую таблицу. В ней фиксируются все хозяйственные операции, которые ведут к доходам/расходам.
БДДС и БДР – документы, которые очень похожи между собой. У начинающих специалистов может сложиться впечатление, что эти формы практически идентичны. Для компании важен и тот, и другой документ. На основании форм можно установить размер общей прибыли, расходов предприятия.
Но между БДДС и БДР есть отличия, которые нужно учитывать:
Документы различаются по фиксируемым в них статьям. Формы включают в себя разный перечень сведений. Рассмотрим разницу в виде таблицы:
Операция | БДР | БДДС |
---|---|---|
Начисление амортизации | Присутствует | Отсутствует |
Переоценка ТМЦ | Присутствует | Отсутствует |
Недостача активов | Присутствует | Отсутствует |
Брак, полученный на производстве | Присутствует | Отсутствует |
Кредиты и займы | Отсутствует | Присутствует |
Покупка ОС | Отсутствует | Присутствует |
НДС | Присутствует | Присутствует |
Цели формирования документа также отличаются:
Посредством этих документов можно извлечь разные показатели по одной и той же операции.
Алгоритм составления БДДС
БДДС (бюджет движения денежных средств) — это план всех поступлений и платежей денежных средств, которые осуществляются в течение нужного вам периода времени. Бюджет, как правило, составляется на месяц, но иногда может формироваться БДДС на год с обязательной разбивкой по месяцам. При составлении БДДС рассматриваются только денежные потоки, то есть в нем отражаются операции, имеющие денежное выражение. Другими словами, БДДС представляет собой план, отражающий все источники поступления и направления использования денежных средств.
БИТ.ФИНАНС – БДДС в вашей 1С
Зачем составлять БДДС?
Руководители составляют БДДС для управления финансовыми потоками компании. Руководство должно удостовериться, что у фирмы будет достаточно финансов для оплаты необходимых счетов при их очередном поступлении. Например, заработная плата должна выплачиваться каждые две недели, а счета за коммунальные услуги оплачиваются каждый месяц. БДДС позволяет руководству прогнозировать уменьшение остатка денежных средств фирмы и исправить проблему, до наступления очередного срока платежа.
БДДС также полезен для прогнозирования больших сумм, наличие которых на счетах не является идеальным для компаний. Лучше вложить эти деньги, чтобы они приносили проценты. Избыточные денежные средства также можно использовать для расширения фирмы и развития новых операций, чем оставлять их бездействовать на счете компании. БДДС позволяет руководству прогнозировать уровни денежных средств и корректировать их по мере необходимости.
Бюджет движения денежных средств представляется важным финансовым инструментом управления, поскольку он:
Ваша компания может быть прибыльной сейчас, но будет ли она получать прибыль через шесть месяцев? Важно тщательно отслеживать, сколько денег получает ваша компания и сколько ей нужно в будущем для покрытия своих расходов. Отслеживание бюджета движения денежных средств поможет понять, когда в компании будут средства на оплату текущих расходов, а когда их будет недостаточно.
По отчету о прибылях и убытках может быть видно, что компания имеет прибыль, но фактически у нее нет свободных денег. Этот момент связан с тем, что отчет составляется по методу начисления. В этом случае учет доходов и расходов не связан с фактическим движением денежных средств.
Этапы составления БДДС
Пример прогноза продаж: “Х” владеет магазином по продаже товаров для рыбалки. “Х” будет использовать прошлогодние суммы продаж, чтобы подготовить свой бюджет движения денежных средств на следующие два квартала. Вот информация о продажах за первые шесть месяцев прошлого года:
Бюджет движения денежных средств (БДДС)
Что такое бюджет движения денежных средств
Предприятие существует и получает прибыль за счет создания чего-то ценного в глазах клиентов. Ценность создается когда к исходным материалам или товарам добавляется труд сотрудников. Все процессы создания ценности для клиента связаны с затратами денег. Финансовые потоки (например, расходы и доходы) есть везде и их надо контролировать. Бюджетирование — это постановка планов движения денег по статьям и сравнения их с фактическими результатами. Планирование движения денег и анализ отклонений есть оснавная задача БДДС. Как правило выполняют подготовку проекта в Excel, а после этого переходят к автоматизации.
Что такое БДДС
Бюджет движения денежных средств дает возможность управлять денежными потоками. Отчет показывает, как ими лучше распоряжаться. В бюджет закладывается:
Сложность формирования точного бюджета в том, что издержки известны наперед, а доходы непредсказуемы. Это основная трудность при анализе и прогнозе. Цель — предотвратить кассовые разрывы, то есть сделать так, чтобы платежи не превышали доходную часть бюджета. Идеально, когда бюджет сотавлен так, что поступлений денег больше, чем расход. Трудность этой задачи зависит от многих факторов. Главный из них — руководство расходами. Выплаты денег можно сократить в любой момент перестав платить, но этим легко нанести вред предприятию. Планирование движения денег с использование бюджета движения денег и контроль фактических результатов позволяет избежать большинства проблемм в управлении деньгами компании.
Бюджет движения денег формируется на основе документов о движении денег, которые считаются достаточным основанием для внесения в бюджет. К ним относятся:
Зачем нужен БДДС
Начиная процесс автоматизации учета на предприятия обычно начинают с Excel, и часто на этом останавливаются и не переходят к запуску автоматизированной системы. Использование табилчного редактора как правило предполагает формирование структуры аналитики, понятной руководителям, которая используется в планировании. Фактические же значения из учетных систем собираются и переносятся в форму в ручную. Такой подход удобен в начале работы компании пока дейстельность активно меняется и требуется оперативно пересматривать и стуктуру данных и состав отчетности. Но данный способ подготовки отчетов занимает большое количество времени персонала, по мере роста компании операций становиться много. Временная задержка между возникновением операций и отражением их в отчете становиться столь большой, что использовать такой отчет для управления уже не возможно.
Формировать отчет имеет смысл всем компаниям, но важнее ввсего это для организаций с длительным циклом производства — продажи. В первую очередь, торговые и производственные предприятия. Большие отсрочки платежа, длинная цепочка поставок до клиента или долгие сроки хранения на складе, все это увеличивает временной разрыв между выручкой и поступлением денег. Соответственно выручка придет только через год.
Из чего состоит бюджет движения денежных средств
Бюджет движения денежных средств достаточно объемен, так как охватывает широкий круг деятельности. Для упрощения все операции формируются в три группы, в зависимости от их характера и назначения. Выделяют:
Инвестиционная деятельность
Включает в себя любые размещения капитала, которые в перспективе могут принести прибыль. Например, такими тратами могут считаться вложение активов предприятия в дочернюю компанию или расход выручки на обновление оборудования. Также стоит помнить, что компания может покупать ценные бумаги, недвижимость, предоставлять кредиты и займы. Все это тоже считается инвестициями.
Операционная деятельность
Основная цель операционной деятельности предприятия — извлечение прибыли из конечного продукта. Поступления и расходование денег по основной деятельности компании отражаются в этом разделе. Например, можно выделить расходы на:
Операционная деятельность охватывает не только изготовление, но и хранение, сбыт и торговлю. Во всех компаниях набор стей движения денег разный потому, что он отражает особенности работы. Тем не менее, основной набор у всех компаний очень похож.
Финансовая деятельность
Для развития предприятие привлекает дополнительные средства. Финансовая деятельность включает в себя размещение совбодных денежных средств и привлечение заемных средств. В разделе финансовая деятельность отражаются обороты кредитных средств, займы, которые взяла организация.
Дополнительные деньги, полученные в виде займа не считаются выручкой и отражаются как поступления в разделе финансовых операций. Средства идут либо на покрытие разрыва между расходами и доходами, либо инвестируются в производство, оборудование, персонал.
Обратная сторона финансовой деятельности — выплаты процентов, возврат займов
БДДС и БДР
Бюджет движения денежных средств часто путают с бюджетом доходов и расходов. Отчеты похожи по составу аналитики и иногда предприятия используют единую структуру показателей, но данные в них собранны по совершенно разному принципу.
Бюджет движения денег позволяет анализировать следующую информацию:
Как составить
Бюджет составляют двумя способами:
Бюджет прямым методом может учитывать факторы:
Документы, которые будут использоваться:
БДДС прямым методом составяется в несколько этапов.
Этап 1. Учет всех поступлений
В основе плана поступлений лежит план продаж. На данном этапе этого достаточно — была сформирована доходная часть. Нормальной считается ситуация, когда детально расписаны только ближайшие месяцы, а отдаленные характерны редкими поступлениями.
Этап 2. Учет всех расходов
Этап предполагает регистрацию операций поступления и расходования денег. Большая часть расходов идет на оплату основных поставщиков, но учитывается вся деятельность организации: инвестиционная, операционная и финансовая.
Этап 3. Условно-постоянные платежи
Расходы, которые регулярно повторяются и примерно одинаковые по размеру платежа: лизинг, коммунальные платежи, оплата труда, аренда помещений или земельных участков. Из практики прошлых периодов устаналвивается периодичность подобных расходов. План затрат — это не точные даты операций, а приблизительные, достаточные для прогноза движения денег.
Этап 1-3 покрывают операционную деятельность предприятия.
Этап 4. Инвестиционная деятельность
Основой для создания этой части БДДС может стать инвестиционный план, проект по капитальным затратам. Учитывать необходимо не только расходы, но и доходы от инвестиционной деятельности: дивиденды от участия в устаном капитале других компаний, выплаты по акциям и ценным бумагам.
Этап 5. Финансовая деятельность
Этот раздел нужен, чтобы размещать свободные средства в депозиты, зарабатывать проценты в облигациях, работать с кредиторами и овердрафтом. Главная цель здесь — найти деньги, как во внутренних, так и внешних источниках.
Как составить БДДС косвенным методом
Выводы
Наличие БДДС дает предприятию значительное преимущество. Однако стоит помнить, что сделать план — это только половина дела, так как его надо придерживаться.
Расчет БДДС удобнее формировать в программе. Интернет сервис Финоко позволит автоматизировать сбор показателей фактического движения денег из программ первичного учета или загрузить из банка. В сервисе есть возможность определить структуру движения денежных средств и анализировать операции с любого устройства. Процесс планирования в Финоко можно автоматизировать и создать комплексную финансовую модель компании используя систему формул. Операции по расчетному счету и в кассе можно загрузить из 1С, непсредственно из банка или интернет кассы.
Что такое БДР и БДДС + этапы и методики бюджетирования
С вами снова я, финансовый эксперт журнала «Папа Помог» – Алла Просюкова.
В этой статье речь пойдёт о бюджетировании, а точнее, о двух основных видах бюджетов – БДР и БДДС.
Я расскажу вам:
Поясню на практических примерах алгоритм составления обоих бюджетов.
Конечно, после прочтения статьи вы не станете супер-финансистами, не сможете по щелчку пальцев составлять бюджет своей компании. Но вы точно более осознанно будете подходить к этому процессу, освоите его азы!
Итак, я начинаю! Вы со мной?!
Что такое БДР и БДДС и зачем они нужны
Каждый собственник малой или большой компании хочет знать, насколько его бизнес рентабелен, каково реальное финансовое состояние предприятия в тот или иной момент времени, какие доходы/расходы следует ожидать в будущем, сколько денежных средств требуется вложить для повышения прибыльности деятельности.
Именно для этих целей применяется бюджетирование – планирование, распределение, управление и контроль финансово-материальных потоков компании на основе бюджетов, составленных в зависимости от намеченных целей.
Бюджет доходов и расходов (БДР) и бюджет движения денежных средств (БДДС) – наиболее часто применяемые на практике бюджеты.
В первом случае проводится расчёт и планирование всех доходов и расходов предприятия. Таким образом, заинтересованные лица смогут посмотреть их состав в текущем и прогнозном периоде, оценить эффективность деятельности компании, определить наличие/отсутствие прибыли.
Этот документ очень похож по своей структуре и сути на унифицированный отчёт о финрезультатах. В общем виде он включает в себя следующие данные:
Показатели |
Выручка от реализации (продажи) без НДС |
Себестоимость продаж |
Валовая прибыль |
Оплата труда (ФОТ) |
Начисления с ФОТ в Фонды |
Амортизация |
Операционные расходы |
Всего расходов |
Операционная прибыль |
Проценты уплаченные |
Прибыль до налогообложения |
Налог на прибыль |
Чистая прибыль |
Состав показателей детализируется в зависимости от вида деятельности и масштабов компании. Результатом формирования этого бюджета станет прогнозная величина прибыли и рентабельности.
БДДС – это документ, фиксирующий всё, что касается движения денежных средств компании как наличных, так и безналичных.
Структура БДДС выглядит следующим образом.
Показатели | Бюджетный период | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |
Остаток на начало | ||||
Поступление денежных средств по основной деятельности | ||||
Выручка от реализации | ||||
Авансы полученные | ||||
Итого поступлений | ||||
Выплаты денежных средств по основной деятельности | ||||
Прямые материалы | ||||
Прямой труд | ||||
Общепроизводственные расходы | ||||
Коммерческие расходы | ||||
Управленческие расходы | ||||
Налог на прибыль | ||||
Итого выплат | ||||
ЧДДС от основной деятельности | ||||
Денежные потоки по инвестиционной деятельности | ||||
Покупка ОС | ||||
Долгосрочные финвложения | ||||
Реализация ОС | ||||
Реализация финвложений | ||||
ЧДДС от инвестдеятельности | ||||
Денежные потоки по финансовой деятельности | ||||
Получение кредитов | ||||
Погашение кредитов | ||||
Выплаты % за кредит | ||||
ЧДДС по финандеятельности | ||||
Остаток средств на конец |
Первоочередная задача такого бюджета – недопущение нехватки денежных средств на оплату срочных неотложных нужд компании.
На расчётном счёте ООО «Луч» 1 300 000 рублей. Обществу необходимо срочно оплатить счет в текущем месяце поставщику за материалы для производства продукции в сумме 1 420 000 рублей.
По плану в ближайшие дни ожидается поступление денежных средств от покупателя в сумме 500 000 рублей. В этом случае денег на оплату счёта будет достаточно.
Однако, если покупатель вовремя не перечислит деньги, рассчитаться за материалы не получится, а значит, производство не выполнит план выпуска продукции, компания недополучит выручку.
Чтобы этого не случилось, формируя БДДС, специалисты компании должны спланировать поступления/оплаты так, чтобы исключить подобные ситуации.
В чём отличия БДР и БДДС
Эти 2 бюджета преследуют разные цели.
БДР создаётся для анализа эффективности деятельности компании, прогнозирования прибыли и управления затратами.
БДДС предназначен в первую очередь для исключения кассовых разрывов, для оценки потребности в заёмных средствах, планирования исполнения обязательств перед налоговой и поставщиками, оптимизации плана закупок, исходя из имеющихся средств.
Различны и методы их составления. БДР формируется по методу начисления, т.е. расходы и доходы отражаются в момент их фактического совершения. В то время как БДДС – по кассовому методу: данные в него попадают только после списания/поступления средств на счета или в кассу компании.
Бюджет доходов и расходов – методика составления + примеры
А теперь перейдём от теории к практике!
Для лучшего понимания схема формирования БДР нам в помощь.
Процесс формирования БДР, как видим, многоэтапный. В рамках этой статьи мы рассмотрим только основные из них, те, что обычно вызывают наибольшее количество вопросов.
Этап 1. Рассчитываем расходы
Формировать БДР начинаем с планирования расходов. Делать это советую по схеме «снизу-вверх» с постоянной обратной связью.
По ней расчёт прогнозных расходов начинается на уровне отделов, после чего, готовые цифры с их обоснованием поступают финансовому менеджеру, где и распределяются по статьям раздела «Расходы».
Состав этой части включает в себя:
Постоянные коммерческие | коммунальные расходы, арендные платежи и др. |
Постоянные административные | зарплата администрации, амортизация и пр. |
Постоянные производственные | затраты на материалы, зарплата производственных рабочих и т.д. |
Переменные коммерческие | расходы по доставке, закупке, стоимость материалов для производственных нужд и т.п. |
Переменные административные | аудиторские услуги, командировочные расходы, расходы на содержание структурных подразделений и т.п. |
Проект расходной части готовится бухгалтерской службой компании на основе статистической информации за предшествующий период. Затем он передаётся на согласование руководителя ЦФО (центра финансовой ответственности) для внесения предложений по допзатратам, которые могут возникнуть в планируемом периоде.
В утверждённом БРД затраты могут корректироваться по заявкам ЦФО. Обычно такие заявки центры предоставляют раз в квартал. Увеличение расходов должно обосновываться. Если рост затрат превысит установленный в компании для этих целей лимит (как правило, 10-15% от плана), то потребуется согласование с главбухом и гендиректором.
Этап 2. Рассчитываем доходы
Перед расчётом и планированием доходов необходимо разобраться с видами деятельности компании, определить, какие из них основные, какие прочие.
Затем все доходы подразделяются и планируются по:
Допустим, ООО «Монолит» производит и реализует 2 вида продукции: кирпич и газобетонные блоки. Значит, в БДР появятся статьи «Реализация кирпича» и «Реализация газобетонных блоков».
Таким образом подразделяем и рассчитываем все остальные поступления.
При составлении доходной части бюджета учитываются результаты выполнения БДР прошлого года, данные из планов доходов и планов развития компании, представленные структурными подразделениями.
Доходная часть БДР после его утверждения может быть изменена только по решению генерального директора.
Этап 3. Определяем прибыль
Рассчитав доходы и расходы, переходим к определению величины прибыли. Для этого из планируемых доходов вычитаются полученные расходы.
В зависимости от того, какие расходы минусуем, получаем величину того или иного вида прибыли: валовую, маржинальную.
Этап 4. Планируем прибыль
Прибыль – основная цель любой коммерческой организации. Имея сведения о планируемых доходах/расходах, можно вывести норму прибыли – величину, ниже которой опускаться нельзя.
В БДР планирование убытка не предусмотрено. Крайняя отметка плановый прибыли – ноль.
Этап 5. Составляем отчёт
Логическим завершением всех расчётов станет бюджет доходов и расходов. Разнесём все полученные значения в утверждённую в компании форму БДР.
Помните, его структура зависит от вида деятельности, размера бизнеса и типа компании?
Чтобы у вас сложилось более чёткое представление, ниже я представила БДР небольшой фирмы.
Бюджет движения денежных средств – этапы составления + примеры
Алгоритм составления БДДС можно подразделить на 5 этапов. Рассмотрим их подробнее.
Этап 1. Установка остатка денежных средств
Сначала необходимо определить остаток денежных средств – сумму, которая всегда должна быть у предприятия на ведение деятельности и непредвиденные расходы. Такой остаток ещё называют неснижаемым.
Этап 2. Определение доходной части
Данные для расчёта доходной части БДДС берутся из:
Этап 3. Составление расходной части
Здесь используется информация из следующих бюджетов:
Бюджет | Показатель |
Прямых затрат | ФОТ, материально-сырьевые расходы |
Накладных расходов | зарплата администрации, общехозяйственные/общецеховые расходы |
Инвестиционной деятельности | приобретение ОС, финвложения |
Финансовой деятельности | возврат кредитов и %, выплата дивидендов, налоги и сборы |
Этап 4. Расчёт чистого денежного потока
Упрощённо ЧДП – это разница между доходами и расходами, отражёнными в документе.
Рассчитать ЧДП можно 2 методами:
Прямой метод позволяет:
Косвенный метод показывает связь между денежными потоками и прибылью предприятия.
В зависимости от полученного результата ЧДП можно сделать следующие выводы:
Готовый проект бюджета сначала направляется на согласование всем ответственным лицам. Далее согласованный документ утверждается специально созданной бюджетной комиссией предприятия. В назначенный день комиссия собирается для обсуждения и принятия решения.
Если в процессе обсуждения появились замечания, документ отправляется на доработку. После чего процедура утверждения повторяется.
Ниже представлен пример готового БДДС для нашей небольшой условной организации «ХХХ».
Показатели | Бюджетный период | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |
1.Остаток средств на начало периода | 11 000 | 11 500 | 8 481 | 8 597 |
Поступление денежных средств по основной деятельности | ||||
2.Выручка от реализации | 59 500 | 54 120 | 76 080 | 74 960 |
3.Авансы полученные | 2 000 | |||
4. Итого поступлений | 59 500 | 56 120 | 76 080 | 74 960 |
Выплаты денежных средств по основной деятельности | ||||
Прямые материалы | 2 370 | 3 509 | 5 869 | 6 167 |
Прямой труд | 21 000 | 16 250 | 24 000 | 21 250 |
Общепроизводственные расходы | 15 000 | 11 900 | 16 200 | 15 100 |
Коммерческие расходы | 9 300 | 8 900 | 9 700 | 7 300 |
Управленческие расходы | 6 130 | 3 850 | 7 050 | 5 850 |
Налог на прибыль | 4 000 | |||
Итого выплат | 57 800 | 44 409 | 62 819 | 55 667 |
ЧДДС от основной деятельности | 1 700 | 11 711 | 13 261 | 19 293 |
Денежные потоки по инвестиционной деятельности | ||||
Покупка ОС | 124 300 | |||
Долгосрочные финвложения | ||||
Реализация ОС | ||||
Реализация финвложений | ||||
ЧДДС от инвестдеятельности | -124 300 | |||
Денежные потоки по финансовой деятельности | ||||
Получение кредитов | 125 900 | 40 000 | ||
Погашение кредитов | 50 000 | 10 000 | ||
Выплаты % за кредит | 1 579 | 560 | ||
ЧДДС по финдеятельности | 125 900 | -11 579 | -10 560 | |
Остаток средств на конец периода | 12 700 | 24 811 | 10 163 | 17 330 |
Корректироваться может и действующий БДДС (БДР).
На практике алгоритм, как правило, выглядит следующим образом:
Кто может помочь в составлении БДР и БДДС
Чтобы готовый бюджет был действительно информативным и полезным, его составлением должны заниматься профессионалы.
Если в штате вашей организации таковых специалистов нет или их опыт недостаточен для качественного выполнения поставленных задач, советую обратиться за помощью в консалтинговые компании.
Услуги по составлению БДР и БДДС предлагают большинство из них.
Что вы получите от такого сотрудничества?
Во-первых, сэкономите время и деньги. Вам не нужно приобретать и разбираться в программном обеспечении для бюджетирования.
Во-вторых, над бюджетом будет работать команда профессионалов, которая отвечает за качество получаемого документа.
И наконец, в-третьих, вы получите аудит деятельности компании и рекомендации по дальнейшей её оптимизации.
Поверьте, затраченные средства на оплату услуг быстро окупятся! Самое главное правильно выбрать фирму-исполнителя.
Где найти программу для бюджетирования + таблица Excel для скачивания
Сейчас на просторах интернета найти можно всё, что угодно, достаточно лишь набрать нужный запрос в поле поисковика.
Я не стала изобретать велосипед и воспользовалась этим же способом. Набрав в Яндекс-поиске «Программы для бюджетирования», я получила 7 млн. откликов. Обычно внимание заслуживают первые 10-15 предложений. Из них я выбрала 3. Знакомьтесь!
1. «Planior»
Planior умеет:
При всей своей многофункциональности у сервиса доступные тарифы.
Рекомендую ознакомиться с видеообзором сервиса:
2. «1С:ERP Управление предприятием»
Конфигурация универсальна, подходит для малого и среднего бизнеса.
С её помощью вы сможете:
3. «Простое бюджетирование»
Позволяет:
4. Составление бюджетов в Эксель
Процесс бюджетирования с помощью таблиц Эксель достаточно трудоёмок. Прежде чем составить, например, БДР вам потребуется собрать множество данных, провести дополнительные расчёты, разработать не один функциональный бюджет (бюджет продаж, готовой продукции, материальных затрат и т.д.). После чего составить шаблон БДР, прописать в нём формулы и макросы, разнести подготовленную информацию.
Как видим, работы много. А теперь представьте, что делать это придётся для крупного промышленного предприятия с большим ассортиментом продукции, с несколькими расчётными счетами, активной инвестиционной деятельностью. Согласитесь, та ещё задачка!
Именно поэтому я и рекомендую автоматизировать бюджетирование компании.
Если же ваш бизнес небольшой, и вы всё же хотите работать в Эксель, держите нашу таблицу. Скачивайте и пользуйтесь!
Советы главного бухгалтера при бюджетировании
Давать советы по бюджетированию сложно. Чтобы от них получить пользу, нужно глубоко быть в курсе финансово-хозяйственной деятельности конкретного предприятия, владеть большим объёмом информации его управленческого учёта.
Тем не менее, я решила дать 2 универсальных совета, по моему мнению, обязательных к применению.
Совет 1. Не пренебрегайте подготовительным этапом
Только предварительная подготовка и отстройка системы бюджетирования вашего предприятия позволит на выходе получить качественные работающие бюджеты, способные решать поставленные задачи.
Разработайте бюджетную модель, сформируйте набор нормативной документации для регламентации процесса, определите состав данных, необходимых для разработки бюджетов, подготовьте классификатор статей, обозначьте круг ответственных лиц, их права и обязанности.
Совет 2. Используйте специальное программное обеспечение
Ещё нередко можно встретить бюджеты, составляемые в Эксель. Лично я сама часто под разные нужды использую эту многофункциональную программу. Однако, прогресс шагнул далеко вперёд, и на инфорынке появилось специализированное программное обеспечение, способное гораздо эффективнее и качественнее, с меньшими трудозатратами проводить бюджетирование.
О некоторых из них я рассказывала выше. Выбрать есть из чего. Под разные потребности и возможности.
Такое ПО:
Главные выводы
Сегодня мы познакомились с двумя представителями управленческого учёта – бюджетами БДР и БДДС, рассмотрели некоторые основы их составления.
Теперь мы знаем, что БДР показывает финансовый результат деятельности компании, БДДС – денежные потоки. Оба этих документа очень важны для любого коммерческого предприятия, независимо от его масштаба, вида деятельности и системы налогообложения, хотя, разумеется, все эти условия влияют на структуру бюджета и его цели.
Не пренебрегайте управленческим учётом. Он поможет вашей компании избежать многие неприятные ситуации, позволит своевременно выявить «узкие» места в её деятельности, обеспечит планомерное развитие.
Желаю вам успехов и процветания!
Задавайте ваши вопросы в комментариях, и я обязательно отвечу!
С уважением,
эксперт портала «ПАПА ПОМОГ» по финансовым вопросам,
Алла Просюкова