Для чего нужен блэкберри
Телефоны для мафии, бизнесменов и Барака Обамы. Чем запомнились BlackBerry?
BlackBerry всё. В официальном Twitter-аккаунте объявили, что последние смартфоны продаются до 31 августа. Первую модель канадская Research in Motion представила в 1999 году. Со временем аппараты стали культовыми. Задолго до iPhone в «ежевике» были многозадачность, надежная защита данных, мобильный мессенджер, групповые чаты. От BlackBerry фанатели и школьники, и президенты. Вспоминаем, чем ещё были хороши эти устройства.
1. Клавиатура, почта, постоянный выход в интернет
Создатели BlackBerry сразу метили в корпоративный сегмент — чтобы не музыку в MP3 слушать, а на письма отвечать и дело делать. Для этого почти у всех моделей была внушительная QWERTY-клавиатура и развитый почтовый клиент — письма разлетались нужным адресатам и синхронизировались с сервисами вроде календаря.
Но главное — благодаря особой системе передачи данных BlackBerry не терял связи даже в тех условиях, когда не работало стандартное телеком-оборудование. Именно так произошло 11 сентября 2001 года: после теракта люди весь день не могли дозвониться друг до друга. А письма через BlackBerry отправлялись без проблем.
2. BlackBerry Message — первый массовый мобильный мессенджер. В 2005 году!
Мессенджеры для телефонов появились задолго до WhatsApp — старожилы наверняка помнят какой-нибудь кривой мобильный клиент для ICQ. Но именно обладатели бизнес-смартфонов от RIM были первыми, кто вкусил мощь групповых чатов и бесконечных переписок в школе, на работе, в транспорте — да где угодно. BBM вышел в 2005 году и только для владельцев BlackBerry, но даже этой базы хватило, чтобы мессенджер мгновенно разошёлся внутри комьюнити.
Как отмечали пользователи, после BBM привычные SMS воспринимались приветом из каменного века. Так описывает свои впечатления корреспондент The Verge: «В 10-м классе у меня появился Bold 9000, вся моя жизнь вращалась вокруг этого телефона. Мы сутками переписывались с друзьями — у них тоже были BlackBerry. Мне не приходилось идти домой и включать на компьютере MSN Messenger, чтобы общаться с друзьями, фантастика. А ещё мы освоили групповые чаты, тогда это было сенсацией».
В 2013-м количество абонентов BBM достигло пика — около 60 миллионов. Правда, уже тогда цифры не шли ни в какое сравнение с WhatsApp — там было больше 250 миллионов. В итоге BBM не выдержал конкуренции, и в прошлом году его закрыли.
3. Защита и шифрование
О защищённости BlackBerry ходят легенды. На самом деле смартфоны этой марки тоже имеют дыры в обороне, особенно по нынешним меркам. Однако в середине-конце нулевых BlackBerry по вопросам безопасности ощутимо выделялись среди остальных аппаратов. Штука в том, что при передаче данных использовалось специальное шифрование через отдельный сервер, которое не давало перехватывать цифровую корреспонденцию.
4. С BlackBerry ходил Барак Обама. И бандиты из наркокартеля
Очевидно, что бизнес-мобильники привлекали не только техногиков и начальников отделов. Например, аппараты RIM котировал Обама — будучи кандидатом в президенты, он не выпускал BlackBerry из рук, чем сделал бренду изрядную рекламу. Когда Барак вошёл в Белый дом, по закону он должен был сдать устройство — президенту нельзя иметь личное средство связи. Судя по всему, администрация смогла обойти это ограничение. Впрочем, к 2016 году глава страны расстался с привычным мобильником, получив взамен что-то новее, но с отключёнными функциями.
BlackBerry уважали не только политики, но и бандиты. Правда, они использовали модифицированные модели. Канадская компания Phantom закупала бизнес-смартфоны, вытаскивала оттуда микрофоны, GPS-датчики и отключала доступ к интернету. Зато ставила специальный пакет шифрования — сообщения передавались через внешние серверы, находящиеся в Панаме и Гонконге. После чего продавала устройства преступникам. Полиции удалось задержать как минимум одного члена международного наркокартеля, который рассылал сообщения через «кастомный» BlackBerry.
5. BlackBerry любили в кино: от Шерлока до Фрэнка Андервуда
В начале 10-х годов продукция RIM регулярно мелькала на экране. Обычно в руках какого-нибудь хитрого персонажа — будь то технический директор компании в «Мистере Роботе» или спецагент ФБР из сериала «Кости». Неудивительно, что этому бренду отдал предпочтение сам Шерлок Холмс, — в первом сезоне он щеголяет с Bold 9770. Правда, вскоре меняет бизнес-гаджет на банальный iPhone 4. Не расстаётся с BlackBerry и почти вся американская верхушка в третьем сезоне «Карточного домика» — от сериального президента США до главного героя, Фрэнка Андервуда.
Вместе с BlackBerry ушла эпоха самобытных мобильников, которые отличаются друг от друга чем-то кроме количества камер. Увы, компания не сумела влиться в смартфонную эру, пополнив список культовых, но мёртвых брендов. А вы скучаете по этим бизнес-гаджетам?
А вы еще помните, что такое BlackBerry?
Даже если вы не знаете, что такое BlackBerry, вы наверняка слышали это название. Когда-то она была одним из лидеров в индустрии мобильных телефонов, вместе с Nokia и Sony-Ericsson. Потом в эту индустрию вторгся iPhone, не имевший никакого шанса и лишенный почти всего, что давало право телефону называться умным. На уходящей неделе, в среду, китайская корпорация TCL объявила о решении не продлевать лицензионное соглашение с BlackBerry Limited, по которому она производила и продавала смартфоны этого бренда, о прекращении их производства немедленно, а продаж – с 31 августа этого года. А в августе 2022 года TCL прекратит поддержку последних проданных ей смартфонов.
Когда-то эти телефоны считались одними из лучших
Лицензионное соглашение между TCL и BlackBerry Limited было заключено в декабре 2016 года. У BlackBerry было много интересных идей и команда опытных инженеров, способных их воплотить – но не было денег. TCL стала для неё чем-то вроде аппарата искусственной вентиляции легких. По условиям соглашения, BlackBerry должна была реализовать свои великие идеи, принести спасителю доход и вернуться к нормальной жизни. TCL, со своей стороны, обязывалась не вмешиваться в разработку. Говорят что ни одна из сторон свои обязательства выполнить не смогла, но ни одну из них, скорее всего, винить не за что. До 2 февраля 2020 года, когда заканчивался срок соглашения, TCL выплачивала BlackBerry отчисления с каждой продажи, имевшей отношение к BlackBerry. 31 августа этот тоненький ручеек иссякнет.
BlackBerry против iPhone
Когда Стив объявил iPhone, глава и соучредитель канадской компании RIM (Research in Motion) Майк Лазаридис, выпускавшей умные телефоны одного из самых популярных в то время в мире брендов BlackBerry, не поверил, что это правда. Того, о чем рассказывал Стив, просто не могло быть. У новинки, по мнению Майка, не было ни одной функции, позволявшей ей называться смартфоном. Даже мессенджера. Она ни на что не годилась. А заявление о намерении Apple продать за первые 12 месяцев продаж 10 миллионов экземпляров этого чуда просто вывело его из себя. Ни один провайдер в США не допустит того, что эти странные люди пытаются сотворить.
Стив Джобс представляет первый iPhone
Так и было бы, если бы Стив не был Стивом. Сначала он обратился к Verizon, лидеру по числу абонентов и одному из самых передовых провайдеров того времени. Стива вежливо послали. Тогда он обратился к Cingular (уже начавшей ребрендинг в AT&T), с руководством которой он был хорошо знаком – со всех точек зрения этот вариант был хуже, но зато он смог договориться. Все это происходило в полной тайне, Майк Лазаридис знал только об итогах переговоров с Verizon. Через год, в 2008 году, по заказу и при поддержке Verizon в RIM наспех спроектировали BlackBerry Storm, с тач-интерфейсом, созданным за пару месяцев и множеством недоделанных функций, которых в iPhone вообще не было, и это все назвали, неофициально, “AK”, что расшифровывалось как “Apple Killer”, убийца Apple. Один из инженеров, занимавшихся этим проектом в RIM, рассказал через несколько дней, что от них требовали одного: скорости. Фотошоп, скриншоты, полное презрение к недостойному противнику, посмевшему покуситься на небожителей.
О том, что у Apple на создание iPhone ушло несколько лет (все началось с проекта Purple, планшета с тач-интерфейсом), во время которых были выявлены и устранены тысячи проблем, перепробованы сотни вариантов решения жизненно важных проблем, и все это под абсолютным непроницаемым покровом тайны. Про iPhone даже в Apple знал очень узкий круг сотрудников – только те, кто им занимался. Многих использовали в темную, они были поражены появлением iPhone не меньше, чем все остальные. Им занимались долго и тщательно, с небывалым вниманием к мельчайшим деталям, добиваясь легкости, простоты и понятности.
Он и производил впечатление чего-то легкого, почти несерьезного, для обывателя это было именно то, что надо, но Майка и многих других это ввело в заблуждение. RIM раз за разом пыталась превзойти наглого выскочку, который непостижимым образом уходил от заслуженной кары. Android окончательно добил Research in Motion, но объёмы продаж RIM какое-то время продолжали расти, BlackBerry считались в 2009-2010 годах лучшими смартфонами для предприятий – но компания уже была смертельно больна, просто не знала об этом.
История компании BlackBerry
Штаб-квартира BlackBerry в Канаде
Компания Research In Motion Limited была основана в 1984 году, в небольшом городе Уотерлоу в канадской провинции Онтарио. В первые годы она занималась разработкой и производством электронных устройств для беспроводной передачи данных, что-то очень похожее на пейджер: пользователь мог набирать текст и отправлять его на другие такие же устройства. В 1997 году компания решила придумать для этих устройств название поинтереснее, и обратилась в Lexicon Branding Inc.
Это компания, которая придумала торговую марку PowerBook. Двухсторонние пейджеры RIM стали называться BlackBerry, то есть “ежевика”. В 1999 году в компании занялись разработкой мобильного телефона, и в 2000 она выпустила своего первенца, назвав его 957 Proton. В 2004 вышел BlackBerry 7210, с цветным дисплеем. В некоторых моделях серии 7000 поддерживался Bluetooth. И на все модели умных телефонов компания тратила год, или даже меньше. Представить себе, что к разработке умного телефона можно относиться, как к созданию произведения искусства, они просто не могли. А как вы думаете, что могло спасти BlackBerry? Расскажите в нашем Telegram-чате.
В 2013 году, когда компания несла страшные убытки и терпела настоящее бедствие, её переименовали в BlackBerry Limited. Не помогло. В декабре 2016 года, если бы не интерес TCL к проектам умирающей компании (изделиями которой они еще недавно пользовались), все кончилось бы уже тогда.
Новости, статьи и анонсы публикаций
Свободное общение и обсуждение материалов
Лонгриды для вас
Принято считать, что очереди за iPhone пропали, потому что Apple больше не в силах предлагать что-то инновационное. Но на самом деле это не так. Очереди за новыми смартфонами компании по-прежнему есть. Просто вы не туда смотрите
В наше время появляется множество гаджетов, обреченных на провал. Но ни один из случаев, наверное, не сравнится с тем, во что однажды ввязалась Apple. Рассказываем историю одного провала двух компаний
ComPas-V, Блекберри умерла точно потому же, что и нокиа. Не стоит их боготворить.
Да, до айфона они были лучшими.
Но не уловили изменений, не смогли понять новых реалий, не смогли приспособиться и вымерли как динозавры.
Это процесс эволюции.
Айфон оказался лучше и потому и победил.
Чем хорош BlackBerry и почему его выбирают боссы?
На Западе BlackBerry считается чуть ли не смартфоном №1 для бизнеса, но он почти неизвестен в нашей стране.
Причина в том, что BlackBerry – это не только «звонилка», а целое сочетание сервисов и железа для безопасной real-time синхронизации персональных или корпоративных данных.
У BlackBerry есть высокий уровень безопасности «из коробки» и соответствующая глобальная инфраструктура, интегрированная с сетью сотового оператора.
Подробности под катом.
Экскурс в историю
Железо и софт делает «Research in Motion» — крупная телекоммуникационная компания из Канады. Основана она в 1984 году Майком Лазаридисом. Сначала Майк эксперементировал несколько лет с разными направлениями, а потом сконцентрировался только на технологиях мобильной передачи данных. В 1999 году появился первый BlackBerry, который сначала был просто красивым пейджером, а потом стал современным бизнес-смартфоном.
История BlackBerry в России начинается с 2005 года, когда были озвучены первые идеи о запуске сервиса. Их, впрочем, не удалось претворить в жизнь по причине отсутствия согласования со стороны правоохранительных органов. Только в 2008 году Билайн запустил сервис, который соответствовал требованиям регулирующих органов и пожеланиям клиентов. Сейчас ведется работа по расширению доступного в РФ функционала.
Услуги
На данный момент есть два основных типа услуг: BIS (личные) и BES (только для корпоративного использования).
BlackBerry Internet Service — BIS — решение, направленное в первую очередь на физлиц. Это realtime-push-синхронизация, сжатие трафика и конфиденциальность. За простоту оно понравилось и некоторым корпоративным пользователям. Оно прекрасно будет работать с любым корпоративным почтовым сервером, на котором есть возможность работы с внешними клиентами по стандартным почтовым протоколам. В случае Exchange, BIS можно интегрировать через интерфейс OWA. При подключении почтовых ящиков Google и Yahoo, появляется дополнительный функционал синхронизации адресной книги и календаря.
Билайн предоставляет два вида услуги BIS: обычную, куда включен только безлимитный почтовый трафик, и «все включено» (подороже), куда включен так же BIS-browsing.
Blackberry Enterprise Server — BES — разработан для централизованного безопасного соединения между корпоративным почтовым сервером, беспроводной сетью оператора связи и смартфонами Blackberry. Надо заметить, что BlackBerry в первую очередь создавался и развивался для работы с корпоративным пользователем, и в процессе своей эволюции, оптимизировался именно под запросы бизнеса. С помощью BES осуществляется безопасный и простой доступ к корпоративной информации и приложениям. Он также содержит набор инструментов, предоставляющих сотрудникам IT-департамента возможность централизованного и удобного управления решением Blackberry. Интегрируется с почтовыми серверами MS Exchange и IBM Lotus Domino.
BES и BESx – это название серверного программного обеспечения. Сервис подразумевает наличие серверной части на площадке клиента: и та, и другая версия BES поставляется нами в виде программно-аппаратного комплекса. Для сокращения капитальных затрат было создано три типа комплексов, отличающихся по содержанию аппаратной составляющей. Первый является полностью готовым решением, которое включает в себя физический сервер, соответствующий определенной спецификации, специальное аппаратное и программное обеспечение, операционную систему, программное обеспечение BES. Второй – решение для клиентов, у которых есть свободные серверные мощности, таким клиентам поставляется только ПО BES и специальное программно-аппаратное обеспечение. Третий создан для клиентов, в IT-инфраструктуре которых используется виртуализация (Hyper-V или VMware).
В зависимости от типа BES и выбранного комплекса, стоимость поставки сервиса изменяется. Так, 1+BES – самый дорогой, 3+BESx – самый экономичный.
Вот здесь в таблице можно сравнить различные решения.
Как это работает
BlackBerry – это комплексное сервисное решение. Без наличия специальной услуги связи у мобильного оператора смартфон просто не сможет нормально работать, так как у него не будет возможности взаимодействовать с глобальной инфраструктурой BB. Наличие же этой услуги дает возможность участвовать аппарату в процессе провиженинга (provisioning). Это процесс определения прав устройства Blackberry на доступ к определенным службам. В процессе провиженинга могут выполняться активация, модификация, управление и блокировка.
Это может быть выражено в таких задачах, как активация определенного устройства BlackBerry, назначение определенного набора параметров для последующих стандартных активаций, обновление информации в биллинговой системе RIM.
На схеме ниже представлены узлы BlackBerry Provisioning System и взаимодействия между ними. Ключевым узлом является BlackBerry Infrastructure (BBI), который взаимодействует с устройствами напрямую и посредством других узлов системы.
Одна из главных целей провиженинга – обеспечение нормальной работы смартфона. Грубо говоря, сразу из коробки все девайсы BB одинаковы. Наделяются они определенным набором функций только после успешной регистрации в сети, взаимодействия с системой провиженинга и получения необходимого набора сервисных книг.
Сервисная книга – конфигурационный файл, который направляется на устройство и содержит информацию относительно определенного сервиса или функции. Например, сервисная книга «BlackBerry Internet Browsing Service [BrowserConfig]» содержит в себе информацию о приложении Internet Browser, включая настройки точки доступа, домашней страницы, закладок по умолчанию.
Процесс провиженинга происходит всегда, когда: устройство впервые регистрируется в беспроводной сети, в устройство устанавливается новая сим-карта, в настройках устройства выбирается опция «зарегистрировать сейчас» (настройки параметров – расширенные параметры – таблица маршрутизации узла), обновляется, откатывается или переустанавливается прошивка устройства.
Разберем пример нового подключения. Пользователь купил аппарат и сим-карту, на которую была подключена та или иная услуга BlackBerry. C подключением услуги на сим-карте аппарат получает возможность строить пакетное соединение через точку доступа blackberry.net (практически для всех смартфонов BB она является точкой доступа по умолчанию). Весь трафик с этой точки доступа маршрутизируется оператором в сторону BBI. Параллельно с этим, из биллинговой системы оператора связи поступает команда в систему провиженинга, с информацией, какая конкретно услуга связи была подключена пользователю, и какой набор функций ББ должен ей соответствовать. Тем временем смартфон уже построил активное соединение через blackberry.net и шлет запрос в BBI о том, какой набор сервисов ему доступен. В системе провиженинга происходит идентификация этого аппарата в связке с оператором связи и подключенной услугой, и посредством узла Service Book Pushing на аппарат отправляются необходимые пакеты настроек, которые соответствуют выбранному типу сервиса.
Об успешном построении соединения до BBI устройство сообщает специальной индикацией иконки регистрации в сети мобильного оператора (большие буквы EDGE/GPRS или значок «ягодки» около 3G).
Инфраструктура
А теперь рассмотрим сценарий отправки почтового сообщения от пользователя А компании А до пользователя Б компании Б. По такому сценарию происходит синхронизация электронной почты при приобретении решения BES (BESx). По аналогии работают и другие решения.
Итак, пользователь А создает письмо на аппарате. Перед отправкой сообщения в сеть аппарат шифрует и сжимает сообщение. Мобильный оператор связи маршрутизирует это сообщение в сторону BBI, а там, в свою очередь, происходит определение принадлежности данного конкретного аппарата конкретному BES-серверу. BES-сервер компании А забирает почтовое сообщение, расшифровывает и разжимает его, и посредством привилегированного пользователя в почтовой системе (наделенного правами send as) отправляет от имени пользователя А. Далее, почтовый сервер А направляет письмо пользователю Б компании Б. BES-сервер компании Б (посредством привилегированного пользователя в почтовой системе, наделенного правами доступа к ящику пользователя Б) забирает это сообщение из почтового ящика, шифрует и сжимает его и направляет в сторону BBI. Оттуда это сообщение пушится на аппарат пользователя Б, где разжимается и расшифровывается, после чего отображается на дисплее смартфона.
Российские реалии
Отдельно хотелось бы обсудить самый животрепещущий вопрос реализации этого функционала в России. Компания RIM в течение долгих лет жизни и развития своего продукта создала вокруг него заслуженную репутацию высоко защищенного решения. Неоднократно компании приходилось быть участником разборок вокруг этого решения на уровне служб безопасности государств. Однако компания никогда не давала повода своим клиентам усомниться в безопасности сервисов BlackBerry. Но в России эта репутация сыграла с RIM злую шутку.
Внимание, параноики! Не секрет, что мы все находимся «под колпаком» и неустанным контролем, в какой-то стране больше, в какой-то меньше. Но этот контроль не выходит за рамки законов – есть множество нормативно-правовых актов, требования которых мы, как оператор связи, должны соблюдать. По этой причине продукт, который во всем мире поставляется в одном виде, в России поставляется с дополнительным решением, обеспечивающим возможность контроля со стороны сотрудников службы государственной безопасности. По этой причине к каждому серверу мы вынуждены дополнительно поставлять специальное программное и аппаратное обеспечение. По этой причине сервер BESx, распространяемый во всем мире бесплатно, у нас продается. По этой же причине мы не можем подключать сервис на наши сим-карты, если аппараты планируется подключать к BESу, расположенному за рубежом. По этой причине официально ввозимые на территорию РФ смартфоны пока обделены некоторыми функциями и так далее.
При всем этом для меня также остается загадкой, почему многие выражают обеспокоенность в том, что его почту могут читать органы госбезопасности, но при этом намного меньшее количество людей беспокоится о том, что те же «люди в погонах» могут слушать их телефонные разговоры. Во-первых, никто ничего постоянно не читает и не слушает, но только имеет набор технических средств для того, чтобы это делать в случае, например, террористической угрозы. Во-вторых, эти самые технические средства применяются только в соответствии с законом, то есть подразумевается наличие на то особых оснований и разрешений (например, решение суда). В-третьих, система обеспечивает очень высокий уровень защиты от конкурентной разведки, что, по идее, могут дать только собственные дорогостоящие IT-решения (которые ещё потребуется сертифицировать и также обеспечить им возможность контроля — иначе это будет статья).
Предвосхищая большинство вопросов читателей, хочу сказать, что до запуска сервиса в России у нас было два варианта: сделать настолько, насколько возможно, и постоянно совершенствовать решение или не делать вообще ничего. Во втором случае наши пользователи так никогда бы и не смогли воспользоваться возможностями решения, которое прочно завоевало себе место под солнцем во всем мире.
Для чего нужен блэкберри
BlackBerry — компания производящая линейку смартфонов, планшетов, а также программного обеспечения для различных отраслей, таких как машиностроение, судостроение и авиастроение. Компания Канадская, устройства собираются в Венгрии, Мексики, Индии и Китае.
BlackBerry один из самых известных производителей смартфонов в мире, которые специализируется на обеспечении безопасности и производительности мобильных устройств. Самый громкий успех компании был в 2013 году, когда в мире насчитывалось более 85 миллионов пользователей. Однако, BlackBerry с тех пор лишилась своего доминирующего положения на рынке благодаря успеху платформ Android и iOS.
В 2013 году BlackBerry представила BlackBerry 10 — крупную модернизацию платформы на базе операционной системы QNX. BlackBerry 10 призван заменить старую платформу BlackBerry OS, которую полюбили огромное количество пользователей. Первым устройством, работающим на BB10, был BlackBerry Z10, за которым последовали другие модели с сенсорным экраном и клавиатурой; включая BlackBerry Q10, BlackBerry Classic, BlackBerry Passport и BlackBerry Leap.
В 2015 году BlackBerry вновь сконцентрировала свою бизнес-стратегию и начала выпуск смартфонов на базе Android, начиная с слайдера BlackBerry Priv, а затем с BlackBerry DTEK50.
Инновации BlackBerry изменили мир, и не один раз. Мы изобрели безопасную связь, более 30 лет назад. Сегодня мы сосредотачиваем все свои силы на создание продуктов «BlackBerry Secure» для быстро развивающих компаний и правительственных нужд, поскольку объемы вырастают экспоненциально. В этом году мы вошли в топ 7% по всему миру от всех фирм по кибербезопасности.
Что есть в смартфонах BlackBerry, чего нет у ее конкурентов, и почему многие влиятельные люди и компаний выбирают именно этот бренд?
Несомненно, обладатели смартфонов BlackBerry — это уникальные пользователи, фанаты продукции, которую выпускает компания, не только из-за своего уникального дизайна, которого, кстати, сейчас на рынке практически не найти, но и благодаря всех сервисов и утилит, с помощью которых, повседневные задачи, решаются в несколько касаний.
В конце, предлагаем взглянуть на обзоры последних моделей.
10 причин купить BlackBerry KEYone