Для чего нужен бульб на носу судна
Бульб
Бульб, или носовой бульб (от фр. bulbe — луковица) — выступающая чуть ниже ватерлинии часть носа судна, имеющая выпуклую эллипсоидную форму. Бульб изменяет направление потока воды по всему корпусу, уменьшая сопротивление, и, следовательно, способствует увеличению скорости, дальности плавания и экономии топлива. Носовой бульб на больших судах даёт выигрыш, как правило, от 12 до 15 процентов топливной эффективности по сравнению с аналогичными судами без них.
Носовые бульбы оказались наиболее эффективными при соблюдении следующих условий:
Эти условия сделали применение бульбов стандартом для более или менее крупных морских судов (грузовых и пассажирских), которые обычно эксплуатируются в пределах небольшого диапазона скоростей, близких к максимальным. С другой стороны, они практически не применяются на прогулочных судах, особенно на парусных, которые используют широкий диапазон скоростей
Содержание
Принцип действия
История
Впервые был установлен в США на линкоре «Делавэр», который вступил в строй в 1910 году и был разработан Дэвидом Уотсоном Тэйлором, главным конструктором американского ВМФ. В 1920-х другие страны экспериментировали с носовым бульбом, установив их на немецкие пассажирские лайнеры Бремен и Европа. «Бремену», построенному в 1929 году, удалось завоевать желанную Голубую ленту Атлантики, показав среднюю скорость 27,9 узлов (51,7 км / ч).
В 1935 году французский суперлайнер «Нормандия», в создании которого принимал активное участие русский инженер-эмигрант Владимир Юркевич, смог, сочетая носовой бульб с радикальным изменением формы корпуса, достичь скорости свыше 30 узлов (56 км / ч). В то время «Нормандия» была известна (среди прочего) малой носовой волной. «Нормандия» была больше основного соперника, британского лайнера «Куин Мэри», и достигала эквивалентной скорости благодаря нетрадиционным носовому бульбу и конструкции корпуса. Однако принципиальная разница заключалась в том, что достижение «Нормандией» равной скорости было при мощности двигателя примерно на тридцать процентов меньше, чем мощность «Куин Мэри», с соответствующим сокращением потребления топлива.
Конструкцию носового бульба развили и использовали в Японии. Некоторые корабли эпохи Второй мировой войны, такие, как линкор «Ямато» и лёгкий крейсер «Ойодо», были оснащены носовыми бульбами, но японские исследования в этой области не распространились на западный мир, и многие из достижений были утеряны после войны.
Неясно, когда носовые бульбы заинтересовали западных исследователей, но первые научные труды по этому вопросу были опубликованы в 1950 году. Инженеры начали экспериментировать с носовыми бульбами, выяснив, что они могут уменьшить сопротивление примерно на 5 %. Эксперименты и уточнение постепенно улучшили геометрию бульба, но они не использовались широко до применения методов компьютерного моделирования.
Что такое корабельный бульб и зачем он нужен судну
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Во время движения корабля его нос расталкивает перед собой воду, создавая волны положительной амплитуды. Из-за них в передней части судна образуется зона повышенного давления, которая начинает давить на всю конструкцию транспортного средства, тем самым сокращая его скорость движения и маневренность. А самое главное, что давление, которое волны оказывают на нос судна, значительно повышает расход драгоценного горючего. Для решения всех этих проблем и необходимо загадочное каплевидное уплотнение в носовой части корабля, которое и называется бульб.
Интересный факт: слово «бульб» происходит от французского «bulbe» или «луковица» и обозначает утолщение на конце чего-либо. Увидеть бульбы можно не только на кораблях, но также на различных балках, колоннах, фермах (в значении стержневой системы) и многом другом.
Чаще всего бульб скрывается под поверхностью воды. Смысл в том, что он позволяет создавать волной отрицательные амплитуды, которые нивелируют фактом своего появления негативный эффект от волн с положительной амплитудой. Однако, все это имеет смысл лишь на определенных судах, как правило с длиной корпуса по ватерлинии не менее 15 метров. Кроме того, судно должно быть по умолчанию достаточно быстроходным (от 25 узлов). В итоге бульб позволяет повысить скорость хода еще на несколько узлов, а самое главное – сокращает расход топлива на 10-15 процентов.
Придуман данный элемент конструкции был американскими корабелами, конкретно – инженером Дэвидом Уотсоном Тэйлором. Впервые установлен бульб был на линкор «Дэлавер» в 1910 году. Впервые на гражданском судне бульб появился в 1920 году у лайнера «Бремен». Примечательно, что долгое время широкого распространения данный элемент конструкции не получал. Пользоваться им повсеместно стали только после широкого внедрения в отрасль методов компьютерного моделирования и расчёта.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Что такое корабельный бульб и зачем он нужен судну
Наверняка, каждый хоть раз видел на носу корабля, а точнее, под носом, ниже ватерлинии странный округлый выступающий предмет. Эта продолговатая конструкция не предназначена для отдыха морских котиков и тюленей, хотя они частенько туда взбираются. В судоходстве «устройство» называется корабельный бульб. Он выполняет очень важную функцию во время движения судна.
Само слово «бульб» пришло к нам из Франции. В этой стране bulbe означает «луковица» и описывает уплотнение на конце объекта. Бульбы встречаются не только в судостроении. Подобные «наконечники» завершают строительные балки, колонны, строения, возведенные с использованием стержневых систем, например производственные рамы и сочлененные арки.
Как небольшая хитрость позволяет экономить миллионы долларов
Судовой бульб часто скрывается под водой. Он, благодаря своей форме, создает волновые амплитуды, нивелирующие негативный эффект от прямых рассекающих волн. Такая система оправдывает себя в нескольких случаях, когда длина корпуса корабля по ватерлинии не менее 15 метров и судно набирает скорость не менее 25 узлов. В этом случае бульб добавляет плавсредству скорость хода и позволяет экономить горючку на 10-15%. Поэтому крупные судоходные компании используют при оснастке судов эту небольшую конструкцию. И как оказывается, именно корабельный бульб позволяет экономить на топливе миллионы долларов.
Люди не сразу оценили пользу каплевидного наконечника
Каплевидный гаситель волн придумал американский инженер Дэвид Уотсон Тэйлор. Его разработку поместили на линейный корабль Америки «Дэлавер» в 1910 году.
Бесстрашный дредноут флота США успешно курсировал по Атлантике, а в 1917 году благодаря маневренности и скоростным характеристикам был отправлен в Великобританию для укрепления местного флота. Но в боях ему не пришлось участвовать, так как британцы и немцы не вступали в открытую конфронтацию друг с другом. После войны «Дэлавер» вернулся на родину, где продолжил свои быстроходные маневры, то и дело перевозя между иностранными портами делегации гардемарин.
Первым гражданским судном, оснащенным бульбом, стал «Бремен» в 1920 году. Но и после этого повсеместной установки «уплотнений» на корабли не последовало, так как руководители судостроительных верфей еще не знали о явных преимуществах «устройства». После усовершенствования программ компьютерного моделирования все увидели плюсы судов, оснащенных бульбом. Тогда деталь вошла в промышленный оборот.
Как маленький бульб на кораблях экономит судоходным компаниям миллионы долларов
Наверняка, каждый хоть раз видел на носу корабля, а точнее, под носом, ниже ватерлинии странный округлый выступающий предмет. Эта продолговатая конструкция не предназначена для отдыха морских котиков и тюленей, хотя они частенько туда взбираются. В судоходстве «устройство» называется корабельный бульб. Он выполняет очень важную функцию во время движения судна.
«Бульб» произошел не от белорусской картошки
Морские котики и птицы часто используют бульб не по назначению
Само слово «бульб» пришло к нам из Франции. В этой стране bulbe означает «луковица» и описывает уплотнение на конце объекта. Бульбы встречаются не только в судостроении. Подобные «наконечники» завершают строительные балки, колонны, строения, возведенные с использованием стержневых систем, например производственные рамы и сочлененные арки.
Как небольшая хитрость позволяет экономить миллионы долларов
Судовой бульб часто скрывается под водой. Он, благодаря своей форме, создает волновые амплитуды, нивелирующие негативный эффект от прямых рассекающих волн. Такая система оправдывает себя в нескольких случаях, когда длина корпуса корабля по ватерлинии не менее 15 метров и судно набирает скорость не менее 25 узлов. В этом случае бульб добавляет плавсредству скорость хода и позволяет экономить горючку на 10-15%. Поэтому крупные судоходные компании используют при оснастке судов эту небольшую конструкцию. И как оказывается, именно корабельный бульб позволяет экономить на топливе миллионы долларов.
Люди не сразу оценили пользу каплевидного наконечника
Каплевидный гаситель волн придумал американский инженер Дэвид Уотсон Тэйлор. Его разработку поместили на линейный корабль Америки «Дэлавер» в 1910 году.
Нос корабля, оснащенный бульбом
Бесстрашный дредноут флота США успешно курсировал по Атлантике, а в 1917 году благодаря маневренности и скоростным характеристикам был отправлен в Великобританию для укрепления местного флота. Но в боях ему не пришлось участвовать, так как британцы и немцы не вступали в открытую конфронтацию друг с другом. После войны «Дэлавер» вернулся на родину, где продолжил свои быстроходные маневры, то и дело перевозя между иностранными портами делегации гардемарин.
Первым гражданским судном, оснащенным бульбом, стал «Бремен» в 1920 году. Но и после этого повсеместной установки «уплотнений» на корабли не последовало, так как руководители судостроительных верфей еще не знали о явных преимуществах «устройства». После усовершенствования программ компьютерного моделирования все увидели плюсы судов, оснащенных бульбом. Тогда деталь вошла в промышленный оборот.
Удаление буллы в носу
Аномалии строения костей внутреннего носа – достаточно часто встречающаяся ЛОР-патология. В некоторых случаях она не доставляет какого-либо дискомфорта и считается индивидуальной особенностью. Иногда же изменение строения, формы или положения костей становится причиной нарушения проходимости носовых ходов и предрасполагает к развитию риносинуситов, полипоза и других заболеваний.
Вариантов аномалий достаточно много. И одной из них является булла носовой раковины («Concha bullosa»), обусловленная дистопией ячеек решетчатой кости. Единственный действительно результативный вариант лечения такой патологии – резекция. Эта операция позволяет быстро восстановить проходимость носового хода и устранить причину хронического воспаления слизистой носа.
Общее определение
Про буллу носа говорят при наличии у человека пневматизированной средней или (реже) верхней носовой раковины. При этом на ее переднем конце образуется пузырек, относящийся к системе воздухоносных ячеек решетчатой кости. Стенки такой буллы носа имеют костный остов, выстланный слизистой оболочкой. Внутри пузырька нередко скапливается продуцируемый железистыми клетками секрет, который может нагнаиваться. Не исключены и другие патологические изменения слизистой оболочки буллезного ядра.
Булла носа может быть врожденной анатомической особенностью, в этом случае возможно наличие и других аномалий строения лицевого скелета. Иногда образование и рост пузырька на носовой раковине вызваны хроническим этмоидитом – длительно существующим воспалением слизистой оболочки решетчатой кости. Такой процесс приводит к увеличению объема ее ячеек и может осложняться буллезной трансформацией верхней или средней раковины.
Чем опасны буллы
Небольшие буллы носа могут стать случайной диагностической находкой при обследовании пациента по поводу какого-либо ЛОР-заболевания, если они ранее не приводили к функциональным нарушениям и не воспалялись.
Образования значительных размеров могут вдавливаться в латеральную стенку внутреннего носа и оттеснять вбок носовую перегородку. Это приводит к нарушению нормальной циркуляции вдыхаемого воздуха, затруднению оттока и аэрации придаточных околоносовых пазух и тем самым способствует развитию в них воспаления. Поэтому удаление буллы носа больших размеров является профилактикой хронических риносинуситов.
Воспаление слизистой оболочки и нагноение содержимого буллы является фактором риска развития этмоидита. Поражение решетчатого лабиринта чревато вовлечением в патологический процесс периорбитальной клетчатки и оболочек мозга, генерализацией инфекции и тромбофлебитом вен головы.
Когда проводят операцию по удалению буллы в носу?
Буллы носа не способны самопроизвольно уменьшаться в размерах. Единственный способ устранить имеющееся нарушение дыхания – это удаление пузырька вместе с частью измененной раковины. Показаниями для резекции буллы являются:
Удаление буллы в носу проводится лишь при наличии показаний. Во всех остальных случаях врач выбирает выжидательную тактику, оценивая в динамике размер и состояние буллезной раковины.
Как проводят удаление буллы носа?
В классическом варианте операции по резекции буллы проводится механическое разрушение стенок пузырька и иссечение измененной носовой раковины с помощью хирургических инструментов. При этом используется трансназальный доступ и требуется общая анестезия.
После нанесения дугообразного или контурного разреза по краю измененной раковины и отслаивания слизистой оболочки вместе с надкостницей производится резекция буллы. Рану прикрывают лоскутом слизистой оболочки, аккуратно удаляя избыток тканей. Обязательно осуществляют плотную тампонаду. Это необходимо не только для профилактики послеоперационных кровотечений, но и для улучшения приживаемости слизистой оболочки. Буллы носа относительно небольших размеров удаляются полностью, а очень объемные образования резецируют частично. Во время операции стараются избегать повреждения слизистой оболочки верхней части носовой полости, что необходимо для сохранения обонятельной функции.
Такая классическая подслизистая резекция буллезной носовой раковины достаточно травматична и восстановительный период после нее может занимать несколько недель.
Удаление буллы в Клинике доктора Коренченко
В клинике доктора Коренченко предпочтение отдается современному малоинвазивному методу удаления буллы. При этом манипуляция по удалению буллы в носу проводится в амбулаторных условиях, под местной анестезией и под контролем эндоскопа. Врач имеет возможность точно контролировать глубину и размер производимых с использованием хирургического лазера разрезов.
Грамотно проведенная операция не приводит к образованию синехий и позволяет максимально восстановить носовое дыхание, а использование высокотехнологичного оборудования позволяет значительно сократить восстановительный период и улучшить качество жизни пациента.
Опытные, сертифицированные и высококвалифицированные специалисты владеют всеми необходимыми навыками и осуществляют манипуляции максимально щадящим способом. Специалисты Клиники доктора Коренченко ведут прием по предварительной записи, которуя можно осуществить с помощью формы обратной связи или по указанным на сайте телефонам.