Для чего нужен бульб
Бульб
Бульб, или носовой бульб (от фр. bulbe — луковица) — выступающая чуть ниже ватерлинии часть носа судна, имеющая выпуклую эллипсоидную форму. Бульб изменяет направление потока воды по всему корпусу, уменьшая сопротивление, и, следовательно, способствует увеличению скорости, дальности плавания и экономии топлива. Носовой бульб на больших судах даёт выигрыш, как правило, от 12 до 15 процентов топливной эффективности по сравнению с аналогичными судами без них.
Носовые бульбы оказались наиболее эффективными при соблюдении следующих условий:
Эти условия сделали применение бульбов стандартом для более или менее крупных морских судов (грузовых и пассажирских), которые обычно эксплуатируются в пределах небольшого диапазона скоростей, близких к максимальным. С другой стороны, они практически не применяются на прогулочных судах, особенно на парусных, которые используют широкий диапазон скоростей
Содержание
Принцип действия
История
Впервые был установлен в США на линкоре «Делавэр», который вступил в строй в 1910 году и был разработан Дэвидом Уотсоном Тэйлором, главным конструктором американского ВМФ. В 1920-х другие страны экспериментировали с носовым бульбом, установив их на немецкие пассажирские лайнеры Бремен и Европа. «Бремену», построенному в 1929 году, удалось завоевать желанную Голубую ленту Атлантики, показав среднюю скорость 27,9 узлов (51,7 км / ч).
В 1935 году французский суперлайнер «Нормандия», в создании которого принимал активное участие русский инженер-эмигрант Владимир Юркевич, смог, сочетая носовой бульб с радикальным изменением формы корпуса, достичь скорости свыше 30 узлов (56 км / ч). В то время «Нормандия» была известна (среди прочего) малой носовой волной. «Нормандия» была больше основного соперника, британского лайнера «Куин Мэри», и достигала эквивалентной скорости благодаря нетрадиционным носовому бульбу и конструкции корпуса. Однако принципиальная разница заключалась в том, что достижение «Нормандией» равной скорости было при мощности двигателя примерно на тридцать процентов меньше, чем мощность «Куин Мэри», с соответствующим сокращением потребления топлива.
Конструкцию носового бульба развили и использовали в Японии. Некоторые корабли эпохи Второй мировой войны, такие, как линкор «Ямато» и лёгкий крейсер «Ойодо», были оснащены носовыми бульбами, но японские исследования в этой области не распространились на западный мир, и многие из достижений были утеряны после войны.
Неясно, когда носовые бульбы заинтересовали западных исследователей, но первые научные труды по этому вопросу были опубликованы в 1950 году. Инженеры начали экспериментировать с носовыми бульбами, выяснив, что они могут уменьшить сопротивление примерно на 5 %. Эксперименты и уточнение постепенно улучшили геометрию бульба, но они не использовались широко до применения методов компьютерного моделирования.
Что такое корабельный бульб и зачем он нужен судну
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Во время движения корабля его нос расталкивает перед собой воду, создавая волны положительной амплитуды. Из-за них в передней части судна образуется зона повышенного давления, которая начинает давить на всю конструкцию транспортного средства, тем самым сокращая его скорость движения и маневренность. А самое главное, что давление, которое волны оказывают на нос судна, значительно повышает расход драгоценного горючего. Для решения всех этих проблем и необходимо загадочное каплевидное уплотнение в носовой части корабля, которое и называется бульб.
Интересный факт: слово «бульб» происходит от французского «bulbe» или «луковица» и обозначает утолщение на конце чего-либо. Увидеть бульбы можно не только на кораблях, но также на различных балках, колоннах, фермах (в значении стержневой системы) и многом другом.
Чаще всего бульб скрывается под поверхностью воды. Смысл в том, что он позволяет создавать волной отрицательные амплитуды, которые нивелируют фактом своего появления негативный эффект от волн с положительной амплитудой. Однако, все это имеет смысл лишь на определенных судах, как правило с длиной корпуса по ватерлинии не менее 15 метров. Кроме того, судно должно быть по умолчанию достаточно быстроходным (от 25 узлов). В итоге бульб позволяет повысить скорость хода еще на несколько узлов, а самое главное – сокращает расход топлива на 10-15 процентов.
Придуман данный элемент конструкции был американскими корабелами, конкретно – инженером Дэвидом Уотсоном Тэйлором. Впервые установлен бульб был на линкор «Дэлавер» в 1910 году. Впервые на гражданском судне бульб появился в 1920 году у лайнера «Бремен». Примечательно, что долгое время широкого распространения данный элемент конструкции не получал. Пользоваться им повсеместно стали только после широкого внедрения в отрасль методов компьютерного моделирования и расчёта.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Что такое корабельный бульб и зачем он нужен судну
Наверняка, каждый хоть раз видел на носу корабля, а точнее, под носом, ниже ватерлинии странный округлый выступающий предмет. Эта продолговатая конструкция не предназначена для отдыха морских котиков и тюленей, хотя они частенько туда взбираются. В судоходстве «устройство» называется корабельный бульб. Он выполняет очень важную функцию во время движения судна.
Само слово «бульб» пришло к нам из Франции. В этой стране bulbe означает «луковица» и описывает уплотнение на конце объекта. Бульбы встречаются не только в судостроении. Подобные «наконечники» завершают строительные балки, колонны, строения, возведенные с использованием стержневых систем, например производственные рамы и сочлененные арки.
Как небольшая хитрость позволяет экономить миллионы долларов
Судовой бульб часто скрывается под водой. Он, благодаря своей форме, создает волновые амплитуды, нивелирующие негативный эффект от прямых рассекающих волн. Такая система оправдывает себя в нескольких случаях, когда длина корпуса корабля по ватерлинии не менее 15 метров и судно набирает скорость не менее 25 узлов. В этом случае бульб добавляет плавсредству скорость хода и позволяет экономить горючку на 10-15%. Поэтому крупные судоходные компании используют при оснастке судов эту небольшую конструкцию. И как оказывается, именно корабельный бульб позволяет экономить на топливе миллионы долларов.
Люди не сразу оценили пользу каплевидного наконечника
Каплевидный гаситель волн придумал американский инженер Дэвид Уотсон Тэйлор. Его разработку поместили на линейный корабль Америки «Дэлавер» в 1910 году.
Бесстрашный дредноут флота США успешно курсировал по Атлантике, а в 1917 году благодаря маневренности и скоростным характеристикам был отправлен в Великобританию для укрепления местного флота. Но в боях ему не пришлось участвовать, так как британцы и немцы не вступали в открытую конфронтацию друг с другом. После войны «Дэлавер» вернулся на родину, где продолжил свои быстроходные маневры, то и дело перевозя между иностранными портами делегации гардемарин.
Первым гражданским судном, оснащенным бульбом, стал «Бремен» в 1920 году. Но и после этого повсеместной установки «уплотнений» на корабли не последовало, так как руководители судостроительных верфей еще не знали о явных преимуществах «устройства». После усовершенствования программ компьютерного моделирования все увидели плюсы судов, оснащенных бульбом. Тогда деталь вошла в промышленный оборот.
«Зачем мне это читать?» Какие книги школьной программы не хотят изучать дети
Вероника Захарова
Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая
В ходе опроса 2017 года 17 процентов учеников 10–11 классов открыто заявили, что вместо чтения книг школьной программы знакомятся с их кратким изложением или смотрят экранизации. Еще 65% подростков признались, что делают так время от времени. Педсовет опросил 200 выпускников школ из разных регионов страны на предмет того, какие книги они так и не осилили в школе и почему.
Почему бы и не прочитать?
По мнению учителя литературы с 18-летним стажем Марии Константиновой, причин для нежелания читать определенную литературу очень много. Одна из главных — у современного ребенка с его нагрузкой просто нет на это времени и сил. После трудного школьного дня хочется отдохнуть и даже «повалять дурака», а не снова заниматься интеллектуальным трудом. Поэтому книги программы дочитывают, если они захватывают внимание или нравятся.
Произведения, которые дети осилить не могут, как показал опрос, обладают похожими чертами и условно делятся на три категории.
1. Далёкие от современности
Примеры:
«Слово…» не смогли дочитать 70 опрошенных, а сборник Куна не осилили 64 выпускника.
Литература Древней Руси построена на рассказе об исторических событиях, в которых школьнику трудно ориентироваться. Сложный язык, множество персонажей, частые отсылки к религиозным представлениям о человеке затрудняют понимание повествования.
В отношении мифов ситуация неоднозначная. Есть дети, которые читают их «запоем», но большинству подвиги Геракла представляются чем-то исключительно надуманным и странным. Образы, использованные в мифах, усложнены представлением о мироздании, нравами, которые бытовали в Древней Греции. Чтобы уяснить сюжет, нужно выстроить в голове совершенно новую систему координат.
Мария Константинова:
«Проблематика таких книг устарела, и современные дети не могут понять философских вопросов, которые в них поднимаются. Религиозная направленность, обращение к Богу или богам часто воспринимается подростками, воспитанными в светских традициях, „в штыки“. Кроме того, они не желают продираться через незнакомую им терминологию. Часть слов невозможно понять без толкового словаря, поэтому внимание рассеивается и книгу откладывают».
Олеся, выпускница московской школы:
«Я честно пыталась в свое время читать книги Древней Руси. Но это было невозможно! Там повсюду отступления на несколько страниц, все эти „ой ты гой еси, добрый молодец“… С ума можно сойти. Пока дочитал до следующего сюжетного поворота, предыдущий уже забыл. А потом постоянно клонит в сон, потому что больше половины слов вообще не несут в себе никакой смысловой нагрузки».
Андрей, выпускник школы в Санкт-Петербурге:
«Мифы я любил. Это как „Марвел“ смотреть — чудовища, герои. Но когда что-то из Древней Руси попадалось — это, конечно, „жесть“, дочитать совершенно нереально. Кому-нибудь вообще это удавалось. »
2. Бессюжетные
Примеры:
Пришвина не дочитали рекордные 124 человека, а 120 не одолели Солженицына.
Повесть «Кладовая солнца» рассказывает историю двоих детей, заблудившихся в лесу во время похода за клюквой, и почти полностью состоит из пейзажей. Сюжет, правда, имеется: главный герой чуть не утонул в болоте и спасся, благодаря собаке. Но продираться к нему приходится через дотошные описания «естествоиспытателя».
В рассказе «Матренин двор» описывается быт праведной женщины Матрены в глухой деревне. Она всю жизнь жила для других, честно работала, терпела невзгоды и помогала людям, не получая при этом никакой отдачи. Это очень «взрослая» тема, а проходят ее в девятом классе. Подросток еще не может оценить талант писателя и проникнуться идеей, поэтому теряет интерес к чтению и иногда возвращается к истории лишь годы спустя.
Мария Константинова:
«Действия многих классических произведений развиваются слишком медленно для современных ребят. Можно сколько угодно пенять на «клиповое мышление», но детям по-настоящему тяжело удерживать внимание. Описания подростки часто пропускают, а если книга целиком из них состоит и лишена четкого сюжета, они начинают путаться между сценами и быстро теряют нить повествования.
Эмоциональные истории, такие как «Матренин двор», воспринимаются ребятами как бессюжетный поток негатива, вызывают отторжение и совершенно идут вразрез с юношеским максимализмом, борьбой за счастье и прочими модными установками».
Егор, выпускник оренбургской школы:
«После Солженицына нужны антидепрессанты, реально. Вообще непонятно, почему эта женщина представляется положительной героиней. Она какая-то бесхребетная: все терпит, все принимает, ничего не пытается изменить, зачем такая жизнь — непонятно. Тоска берет. Я не дочитал. Она там погибла в конце, да?»
Анна, выпускница пермской школы:
«Кладовая солнца» вроде красивая. Но читать про лес и болото столько страниц — ну в смысле?! Когда ты подросток, пойти погулять и посмотреть по сторонам кажется идеей получше».
3. Нравоучительные
Примеры:
56 человек не читали «Тараса Бульбу» в школе, а пьесу Островского не знают 52 выпускника.
Школьники часто не обладают глубокими знаниями истории и не могут соотнести произведение с эпохой, в которую оно было написано, поэтому не вникают в замысел книги, и сюжет кажется им совершенно «диким». Так, история казацкого восстания 17-го века, в ходе которого Тарас Бульба убивает своего сына за любовь к девушке из Польши и предательство Отчизны не служит примером патриотизма, а кажется болезненным проявлением, сродни патологии.
Хуже всего подросткам даются философские размышления, требующие проникновения в душу героя, его психологию. Главная героиня пьесы Островского, Катерина, которая не может ужиться с мужем и свекровью и, влюбившись в другого мужчину, совершает самоубийство в финале, кажется подросткам «королевой драмы», придумавшей проблему на пустом месте. Ведь в современном мире можно просто развестись.
Мария Константинова:
«Подростки в большинстве случаев не ассоциируют себя с героями литературных произведений, поэтому нравоучительные истории с плохим концом, скорее, вызовут у них смех и недоумение. Для понимания они требует серьезной проработки педагогом: рассказа об укладе, нравах того времени, выяснения мотивов поступков героев и так далее. Поэтому просто самостоятельно прочитать книгу недостаточно».
Марина, выпускница ярославской школы:
«Пьесу читать тяжело. Там все строится на репликах, надо держать в голове, кто что сказал. Поэтому в школе я просто спектакль посмотрела, там все понятно».
Илья, выпускник казанской школы:
«Я „Тараса Бульбу“ три раза начинал читать, но ни разу не осилил. Там какой-то „зашквар“. Для меня в этой книге все сложно: язык, сражения, психология, сюжет. Вообще тяжело поверить, что это Гоголь написал — другие его книги как-то нормально „зашли“».
Нужно ли читать книги, которые не нравятся?
Иногда ученики все же заставляют себя дочитать книги, которые их не увлекают: они боятся экзаменов или контрольных работ, пытаются угодить родителям или просто привыкли делать все, что задают на дом.
Если в семье есть культура чтения и восприятия литературы, ученик осилит всю школьную программу. Но Мария Константинова считает, что дети не должны читать книги, которые им не нравятся, потому что это не принесет положительных результатов.
«Чаще всего причина неприятия книги заключается в том, что она попадает к подростку не в том возрасте. Преподаватели русского языка отрабатывают придаточные предложения с детьми в седьмом классе на отрывках из «Войны и мира», а к десятому классу ученики не хотят вновь брать ее в руки, потому что смутно помнят, что там «что-то скучное».
Задача учителя литературы в том, чтобы привить любовь к чтению, а не наоборот. Поэтому в отношении книг можно уповать только на правильную мотивацию, разговор о контексте в начале изучения, возможность для ребят обсудить сюжет, выразить свое мнение и не быть за него пристыженным. А контрольные работы, сочинения вряд ли заставят ученика осилить целую книгу. Максимум — ее краткое изложение».
Бульб судна
Смотреть что такое «Бульб судна» в других словарях:
бульб судна — бульб Каплевидные обтекаемые образования подводной части наружной обшивки корпуса судна в носовой оконечности симметрично диаметральной плоскости с целью улучшения ходовых качеств судов. [ГОСТ 13641 80] Тематики корабли и суда Обобщающие термины… … Справочник технического переводчика
Бульб Юркевича — Бульб Юркевича, или носовой бульб (от фр. bulbe луковица) выступающая чуть ниже ватерлинии часть носа судна, имеющая бульбовидную форму. Бульб изменяет направление потока воды по всему корпусу, уменьшая сопротивление, и,… … Википедия
Бульб — Бульб, или носовой бульб (от фр. bulbe луковица) выступающая чуть ниже ватерлинии часть носа судна, имеющая выпуклую эллипсоидную форму. Бульб изменяет направление потока воды по всему корпусу, уменьшая сопротивление, и,… … Википедия
БУЛЬБ — (Bulb) 1. Кругловидное утолщение на одной из кромок профильной стали. Говорят: углобульбовая сталь, бульбовая сталь и пр. 2. Местное кругловидное утолщение формы судна, напр. нос судна бульбовидный; каплеобразная форма носа (Bulbous bow).… … Морской словарь
БУЛЬБ — (англ. bulb, от лат. bulbus луковица) 1) утолщение подводной носовой части судна (см. рис.). Б. снижает волнообразование при движении судна, чем уменьшает сопротивление воды; площадь его поперечного сечения составляет от 2 до 20% площади сечения… … Большой энциклопедический политехнический словарь
ЯКОРНОЕ УСТРОЙСТВО СУДНА — судовое устройство, механизмы и приспособления которого предназначены для постановки судна на якорь, надежного удержания его на месте и для снятия с якоря. Обычно судно имеет носовое и кормовое якорное устройство. Носовое якорное устройство… … Морской энциклопедический справочник
Судно — У этого термина существуют и другие значения, см. Судно (значения). Судно … Википедия
Корпус корабля — Корпус корабля основная часть корабля в виде водонепроницаемого и полого внутри тела обтекаемой коробчатой (для надводных кораблей) или цилиндрической (для подводных лодок) формы. Корпус кора … Википедия
Титаник — Координаты: 41°43′55″ с. ш. 49°56′45″ з. д. / 41.731944° с. ш. 49.945833° з. д. … Википедия
Ледоколы России — … Википедия