Для чего нужен был дирижабль во время войны
Новое в блогах
Аэростаты заграждения на защите московского неба
Аэростаты заграждения на защите московского неба
http://www.vm.ru/news/2015/03/18/aerostati-zagrazhdeniya-na-zashchite-moskovskogo-neba-281414.html
Аэростаты предназначались для защиты от нападения пикирующих и низколетящих самолетов наиболее важных объектов
Фото: Википедия
ПОДВИГ ВЕЛИГУРЫ. СПАС АЭРОСТАТ И ОСТАЛСЯ В ЖИВЫХ
24 марта 1942 года в Москве сержант Дмитрий Велигураполучил орден Красного Знамени. Этой наградой оценили его героический поступок. Расчет Первого полка АЗ (аэростатов заграждения) под командованием сержанта Дмитрия Велигуры охранял воздушное пространство Москвы. Рано утром 6 декабря 1941 года получили задание опустить аэростат с высоты пяти километров. Отлаженная операция сорвалась из-за нелепой случайности. Одному из бойцов в глаз попала льдинка, и он случайно отправил аэростат в свободное плавание. Это заметил сержант Велигура. Рассчитывая удержать аэростат, он ухватился за стропы.
35-метровый аэростат поднялся вместе с сержантом. Единственный путь спасения — отыскать выпускной клапан и стравить газ. Дмитрий Велигура на страшном морозе преодолел 17 метров, отделявших его от надувной махины. Он привязал себя к жесткой части конструкции, нашел заветный клапан и выпустил воздух. Мужественный сержант опустился невредимым вместе со спущенным аэростатом в ста километрах от Москвы, возле войсковой части. Дмитрия Велигуру взяли под стражу и допросили.
Сержант добился выделения ему двух коней для того, чтобы доставить спасенный аэростат в Москву, и уже через день вернулся на место службы. Однополчане Велигуры были обрадованы и потрясены не меньше штабных военных, увидев сержанта живым и здоровым. Ведь это был первый случай в истории воздухоплавания, когда человек выжил в подобной ситуации.
«Вечерняя Москва» 8 декабря 1941 года опубликовала заметку о подвиге сержанта Велигуры. Так москвичи первыми узнали подробности подвига.
• В отличие от аэростатов наблюдения, которые широко использовались во время войны для обнаружения вражеских позиций и перемещений, аэростаты заграждения были меньшего объема и не имели подвесной гондолы. Они поднимались на гораздо большую высоту.
Внешне аэростаты заграждения напоминали небольшие дирижабли. Поднимались они обычно ночью по одному или по два на одном тросе (в тандеме) в шахматном порядке, утром боевое дежурство заканчивалось, аэростаты опускали на землю. Опасаясь встречи с ними, экипажи самолетов противника вынуждены были либо отказаться от налета, либо подниматься на большую высоту, что резко снижало точность прицельного бомбометания. Дивизия ПВО могла защитить аэростатами площадь в 75 квадратных километров.
• Первый немецкий самолет был «пойман» над Москвой в августе 1941 года. Всего зафиксировано более 120 столкновений самолетов с тросами, 35 самолетов разрушилось. В целом над Москвой за Великую Отечественную войну аэростатами заграждения было уничтожено не менее 150 самолетов противника.
АЭРОГИРЛЯНДА
Максимальная высота подъема заградительного аэростата — около 2500 метров. В Красной армии придумали, как поднимать их значительно выше: соединив последовательно три аэростата, достигли потолка в 6300 метров. Впрочем, из-за отсутствия антиобледенительных реагентов эта практика широкого применения не получила. С другой стороны, двойной, тандемный аэростат КВ-КН был одним из самых распространенных. Всего же Красная армия применяла 10 различных типов аэростатов.
БОРЬБА С АЭРОСТАТАМИ
Еще в Первую мировую инженеры ломали голову, как уберечь самолет от столкновения с аэростатами и тросовыми сетями. Решений ко Второй мировой было предложено не так уж много, но наиболее распространенными стали специальные режущие кромки, устанавливаемые на крылья, и так называемые параваны — ограждения, крепившиеся к кабине и концам крыльев. Назвать эти средства эффективными было сложно: даже если паравану удавалось защитить самолет от троса и мины, то удержать его после столкновения мог далеко не всякий пилот.
Наведите курсор на изображение
Автор: Дмитрий Захаров, Дмитрий Тышкивский
(более крупное и чёткое изображение см. по ссылке ниже на сайте «КП»)
УЯЗВИМОСТЬ
Сбить аэростат было не так уж и просто: даже после попадания в него снарядов эти «воздушные тюфяки» не спешили падать на землю — газ выходил достаточно медленно. Кроме того, сбитый аэростат всегда можно было починить и снова поднять в небо. Единственным верным средством борьбы с ними были специальные зажигательные снаряды.
ПАРАШЮТ И МИНА
При столкновении самолета с тросом от удара срабатывал закрепленный под аэростатом инерционный механизм. Аэростат отсоединялся, а на конце троса открывался тормозной парашют, вдавливая трос в крыло, которое сминалось, самолет опрокидывался. Закрепленная мина подтягивалась к самолету и взрывалась.
ОБОЛОЧКА
Оболочка аэростата требовала аккуратного отношения. Она была наполнена гелием и боялась механических повреждений, сырости и жары. Чтобы поддерживать в аэростатах необходимое давление, их приходилось часто дозаправлять. Газовые заводы находились на расстоянии до 15 километров от некоторых постов. Газ для дозаправки доставляли в специальных газгольдерах из тонкого материала. Эти газгольдеры носили на руках пешком. Стоит учитывать, что в 1942 году в составах аэростатных постов в основном были девушки.
ОПАСНЫЕ ТРОСЫ
Тросы, на которых держались аэростаты, были почти незаметны на фоне неба и земли. Самолеты противника, заходящие на бомбометание, нередко натыкались на тросы. Аэростат лишь слегка трясло и раскачивало, а самолет получал значительные повреждения. Тросы имели диаметр 5–8 миллиметров и могли буквально перерезать фюзеляж самолета.
Татьяна Липницкая, Даниил Литвиненко
Советские дирижабли в Великую Отечественную войну
21 ноября 1783 года воздушный шар братьев Монгольфье впервые поднял в воздух людей – известного ученого и дворянина. Был дан старт развитию воздухоплавания в мире, причем строительство аэростатов и дирижаблей развивалось параллельно с самолетостроением.
Баран, петух, маркиз
Братья Монгольфье получили от отца в наследство бумажную фабрику, но прославиться мечтали на поприще изобретений. Французов очень увлекла мысль построить воздушный шар, который смог бы поднять в небо человека. Свои эксперименты они проводили на фабричном дворе при большом стечении публики. Первые воздушные шары Монгольфье делали из холста, обклеивая их бумагой. Сначала жгли смесь шерсти и соломы, полагая, что именно такой коктейль дает некий «электрический дым». Затем стало очевидно, что шар поднимается с помощью подогретого воздуха.
В первом удачном опыте по поднятию в небо живых существ приняли участие баран, петух и утка. Именно их поместили в корзину. Полет длился восемь минут. И хотя под занавес шар прохудился, никто из животных при приземлении не пострадал.
21 ноября 1783 года пришел черед людей. Это были физик Пилатр де Розье и маркиз д’Арланд. Они даже ходили к королю Людовику XVI за особым разрешением, убеждали, что первыми в воздух должны подняться люди высшего сословия. И убедили.
Генерал Львов и штабс-лекарь Кашинский
В России первенство в деле полетов на воздушных шарах устанавливается в двух номинациях. Первая – просто россиянин, который поднялся в небо, вторая – россиянин, взлетевший на шаре собственной конструкции.
20 сентября 1803 года на воздушном шаре француза Гарнерена поднялся в воздух генерал С.Л. Львов. То есть и в нашей стране первым стал представитель высшего сословия. Правда, генерал летал исключительно ради развлечения. Через год и тоже на воздушном шаре иностранной конструкции (бельгийца Робертсона) в небо устремился академик Я.Д. Захаров. Ученый выполнил ряд экспериментов.
Осенью 1805 года в Москве на шаре, изготовленном в России, взлетел штабс-лекарь Кашинский. Спустя еще 23 года в небе побывала и первая женщина – мещанка Ильинская, но история не сохранила даже ее имени.
Дело было новое, потому не обходилось без жертв. В 1847 году погиб воздухоплаватель Леде, его шар унесло в Ладожское озеро.
В свое время проявлял интерес к воздушным шарам Дмитрий Менделеев, предлагавший сделать закрытую гондолу для исследования высоких слоев атмосферы. Интересовались воздухоплаванием художник Илья Репин, писатель Лев Толстой.
Интересно, что самый первый беспилотный пролет воздушного шара в России продемонстрировал француз Минель в 1784 году. На него последовала незамедлительная реакция Екатерины II, запретившей запускать шары с 12 марта по 12 декабря. Во избежание пожаров, естественно.
Перископ из бочки
Наиболее выдающимся строителем дирижаблей был немецкий граф Фердинанд фон Цеппелин. В 1863 году, будучи уже немолодым человеком, он находился в США в качестве военного наблюдателя. Во время войны между Севером и Югом ему удалось подняться на воздушном шаре, и Цеппелин заболел воздухоплаванием.
Вернувшись домой и оставив службу, граф все свое имущество потратил на строительство так называемых цеппелинов. Фон Цеппелин с самого начала понял, что будущее – за управляемыми аэростатами. Двадцать лет он бился за то, чтобы военные обратили внимание на его работы. Наконец, в 1906 году военное ведомство приобрело у графа летательный аппарат под названием Z1. Благодаря работам фон Цеппелина к началу 1914 года Германия обладала самым мощным воздухоплавательным флотом в мире. В августе того же года цеппелины бомбили Антверпен. Одного дирижабля хватило, чтобы повредить более тысячи домов.
В условиях тумана цеппелины имели возможность подлететь к цели незамеченными, но плохая видимость существенно ухудшала и точность бомбометания. Для этого стали применять наблюдательные гондолы, которые спускали с дирижабля на стальных тросах длиной до 900 метров. В качестве первых гондол, которые сравнивали с перископами подлодок, использовались бочки из-под масла. Находившийся в гондоле наводчик сообщал о том, что видит, по телефону. Сам дирижабль оставался за облаками и был невидим с земли, не менее трудно было разглядеть и болтающуюся в воздухе бочку.
Советские дирижабли
В Советской России дирижаблестроение рассматривали исключительно в мирных целях. В частности, большую помощь первые управляемые аэростаты советского производства оказали в освоении Сибири.
Анализ наследства, доставшегося от царской России, позволил восстановить дирижабль «Астра», который переименовали в «Красную звезду». Вторым советским дирижаблем стал «VI Октябрь». Его построили в 1923 году в Петрограде. В ноябре того же года он совершил первый полет, который длился полчаса.
Со временем в Осоавиахиме СССР появилась специальная секция воздухоплавания. В 1924 году на средства рабочих химической промышленности Москвы был построен дирижабль под названием «Московский химик-резинщик». Его длина составляла 45 метров, диаметр – 10 метров.
В 1931 году в столице был создан комбинат «Дирежаблестрой». Лозунги тех лет призывали экономить пятачки и тратить их на строительство дирижаблей. В следующем году комбинат выпустил серию мягких дирижаблей, в том числе «СССР В-2 «Смольный», который однажды с корнем сорвало со стоянки. На донбасском аэродроме в Сталино его держали 60 якорей. И не удержали. В гондоле в тот момент находилось 11 экскурсантов-пионеров. Командир дирижабля Николай Гудованцев успел ухватиться за один из тросов и уже в воздухе, на высоте более ста метров, добрался до гондолы. Он запустил двигатели, переждал ураган и спустя почти шесть часов благополучно приземлил дирижабль. Впоследствии за этот поступок Гудованцев был награжден орденом Красной Звезды.
В военных целях
Советские дирижабли нашли широкое применение в Великой Отечественной войне. Они не бомбили позиции врага, не использовались в разведывательных целях, зато обеспечивали подготовку Воздушно-десантных войск. Самолеты для этого выделялись редко. Авиация в первые дни войны понесла большие потери, потому каждый самолет был на счету. Дошло в итоге до того, что более половины личного состава отдельных воздушно-десантных соединений накануне заброски в тыл врага не имели даже ознакомительных прыжков с парашютом.
И тогда было предложено организовать парашютную подготовку с помощью привязных аэростатов и дирижаблей. Это позволило сэкономить время и деньги. Центром парашютной подготовки стал Долгопрудный.
Параллельно дирижабли использовались как транспортные средства, доставлявшие по месту назначения газ, военное имущество, горючее. Интересно, что об уязвимости дирижаблей перестали беспокоиться, когда во время одного из полетов атаке подвергся воздушный агрегат в районе Калининского фронта. Получив сотни пробоин в оболочке, дирижабль спокойно вернулся на базу под Москвой.
Использовались дирижабли и для других целей. Например, в 1945 году дирижабль «Победа», откомандированный в Севастополь, помогал морякам обнаруживать мины и затонувшие суда в акватории Черного моря.
Как воевали дирижабли в Великую Отечественную
О том, как воевали дирижабли в Великую Отечественную, дает представление снятый на «Мосфильме» в 1967 году художественный фильм «Крепкий орешек» (реж. Теодор Вульфович). Герои Виталия Соломина, Надежды Румянцевой и заградительный аэростат с лёгкостью справляются с немецкими оккупантами. Но это была игровая комедия, а на практике всё было иначе
Что такое дирижабль
Немного о том, что такое дирижабль. Всем известно, что такое самолёты, вертолёты, сейчас летательного полку прибыло: в небо поднимаются и квадрокоптеры (дроны), и беспилотники, а вот слово «дирижабль» нынче совсем не на слуху. Так вот, дирижабль, или управляемый аэростат, – это воздушное судно, имеющее силовую установку и способное двигаться в необходимом направлении с приличной скоростью. Корпус у дирижабля был большой, объёмный, обтекаемой формы, объёмом от 2000 до 200000 кубических метров.
Аэростат ПВО над Пушкинской площадью в Москве
Советской России достался по наследству от Российской империи один военный дирижабль, который восстановили и назвали «Красной звездой». Другой был построен уже в 1923 году в Петрограде и получил название «VI Октябрь»; он даже полетал с полчасика. Первоначально дирижабли имели очень мирные профессии. К примеру, управляемые аэростаты советского производства оказали большую помощь в освоении Сибири.
Чуть позже в Осоавиахиме СССР была создана специальная секция воздухоплавания. А в 1931 году в стране появился и специальный комбинат «Дирижаблестрой». Именно в это время наряду с призывами: «Все на самолёт!», «Иди, товарищ, в автопром!» был и лозунг, призывавший экономить пятачки и тратить их на строительство дирижаблей. В 1932 году этот комбинат выпустил целую серию мягких дирижаблей, среди которых выделялся «СССР В-2 «Смольный», который однажды с корнем сорвался с якорей. Его просто не удержали, а происходило это на аэродроме в Сталино (Донецк). В гондоле было 11 экскурсантов–пионеров. Командир дирижабля Николай Гудков успел ухватиться за трос, добраться до кабины, запустить двигатели, переждать ураган и благополучно приземлить дирижабль. За этот подвиг Гудков получил орден Красной Звезды.
Аэростат ПВО Москвы на Площади Революции
Всё для фронта! Всё для победы!
Такое замечательное устройство нашло широкое применение и в годы Великой Отечественной войны. Особенное место заняли аэростаты свободного полёта и привязные аэростаты для воздушного заграждения и корректирования огня артиллерии.
Одним из удачных вариантов применения дирижаблей стало обеспечение подготовки воздушно-десантных войск. В первые дни войны наша авиация понесла тяжёлые потери. Самолётов катастрофически не хватало на полях сражений, а для подготовки десантников их просто не выделяли. Доходило до того, что десантники, которые должны были высаживаться в тылу врага, не практиковали даже ознакомительных прыжков с парашютом. А отсутствие опыта оборачивалось травмами, увечьями, иногда и смертельными исходами. Выручили дирижабли. Было принято решение использовать для подготовки десантников привязные аэростаты и дирижабли. Сразу появилась огромная экономия времени и денег. А центром такой подготовки стал город Долгопрудный в Подмосковье.
Девушки-бойцы противовоздушной обороны устанавливают заградительный аэростат в Москве
Другие дирижабли активно использовались как транспортные средства, на них легко доставлялось военное имущество, горючее, продовольствие. Первоначально вызывало беспокойство то, что дирижабль обладает небольшой скоростью и очень уязвим для противника. Но случай, который произошёл на Калининском фронте, эти сомнения рассеял. Там дирижабль получил около сотни пробоин в оболочке, но спокойно вернулся на свою базу под Москвой.
В таком виде аэростаты первыми начали применять ещё англичане в Первую мировую войну. Таким способом британцы защищали Лондон от немецких аэропланов. Этот опыт пригодился им в начале Второй мировой войны. Только теперь это были массовые заграждения. В отдельных случаях в воздухе их было до двух тысяч, а над отдельными объектами они висели постоянно. Эта методика нашла широкое применение и при организации противовоздушной обороны в Москве и Ленинграде. Наши бойцы ПВО вывешивали аэростаты в шахматном порядке, а для верности на каждый трос подвешивали ещё и мину. Самолёт сталкивался с тросом, мина съезжала к крылу, и – «Гитлер капут». Внешне аэростаты заграждения напоминали маленькие дирижабли и поднимались обычно ночью по одному или два на одном тросе (в тандеме). Утром дежурство заканчивалось, и их опускали вниз.
Дети водят хоровод на фоне аэростатов воздушного заграждения
Первые успехи аэростатчики показали в небе Москвы уже 23 июля 1941 года. 150 фашистских бомбардировщиков в составе 20 групп прорывались к столице, но преодолеть оборону смогли только единицы. Были уничтожены 15 самолётов. 10 были на счету лётчиков, три самолёта сбили зенитчики, а два запутались в паутине аэростатов и рухнули на землю. Количество аэростатных заграждений неуклонно росло. Рос и положительный итог их противостояния немецкой авиации. Над Москвой аэростатами заграждения было уничтожено не менее 150 самолётов врага. В 1943 году Москву защищали 440 заградительных постов, а всего на фронтах в воздух поднималось около трёх тысяч аэростатов.
Напоследок стоит упомянуть и о других вариантах использования дирижаблей. Очень показательна в этом плане работа дирижабля «Победа» в 1945 году. Его откомандировали в славный город Севастополь, где он помогал морякам обнаруживать в Чёрном море мины и затонувшие корабли.
Советские солдаты в гондоле аэростата воздушного наблюдения
1941 год. Оборона в Москве
Самый сложный год для Москвы. Это и эвакуация, и бомбардировки, и фашисты, подошедшие вплотную к городу. Но, это и самоотверженная борьба советского народа, оборона и труд в тылу, в своей столице.
Снимок опубликован 11 августа 1941 года в статье «Фотографы LIFE видели Москву за неделю до нацистского нашествия».
Кинотеатр «Центральный» (в 1930-х – ещё «Ша-Нуар», ул. Горького, 18-а, телефон Б1-97-54).
1 июля вышло постановление СНК СССР «О всеобщей обязательной подготовке населения к противовоздушной обороне». В этот же день исполком Моссовета принял постановление «О порядке эвакуации детей из Москвы».
С 29 июня по 29 июля из Москвы было эвакуировано почти 950 тыс. человек, в основном женщин и детей. К декабрю 41-го население столицы уменьшилось с 4,5 до 2,5 млн человек. Эвакуировали не только людей, но и промышленность: в сентябре-октябре из Москвы и Московской области в тыл были переведены около 500 промышленных предприятий союзного и республиканского значения.
Первую воздушную тревогу в Москве пришлось объявить уже на третий день войны. Но вначале немецкие пилоты летали только на разведку.
24 июня выходят приказы о светомаскировке жилых домов, предприятий и транспорта. Вечерами город погружался во тьму. Люди натыкались друг на друга, общественный транспорт стал ходить медленнее: например, вагоновожатым трамваев приходилось прижиматься лбом к стеклу, чтобы разглядеть препятствия на пути.Через неделю после начала войны перестали играть куранты на Спасской башне. К середине июля в кремлёвских зданиях закончили оклейку окон полосками материи крест-накрест.
Маскировка Большого театра.
Пик маскировочных работ в Москве пришелся на лето-осень 1941 года, а уже в 1942 году от нее решили отказаться. Скорее всего, маскировка оказалась неэффективна: судя по немецкой аэрофотосъемке, город мало изменился, и привычные контуры легко читались. Да и бомбили, в основном, по ночам.
Первый авианалёт на Москву произошёл 22 июля 1941 года, ровно через месяц после начала войны. В ней участвовало около 220 немецких самолётов. Совинформбюро сообщило об уничтожении 22 бомбардировщиков в ходе их первой атаки. Еще 15 самолетов командование Люфтваффе потеряло в следующую ночь, бросив на город около 200 бомбардировщиков.Согласно советским данным, опубликованным после войны, всего во время налётов на Москву с 22 июля по 31 декабря 1941 года погибло более двух тысяч человек, число раненых было примерно в три раза большим; было повреждено или разрушено 5584 жилых здания, 90 госпиталей, 253 школы и 19 театров и дворцов культуры.
Прямое попадание авиабомбы в административное здание №4 на Старой площади. 24 октября 1941 года. Налёт в этот день известен тем что при той бомбардировке политический деятель Александр Сергеевич Щербаков получил тяжёлую контузию, многие москвичи погибли, а одна девушка-лётчик Люфтваффе была за выполнение задания того дня лично награждена Гитлером.
Стадион «Динамо». Сам стадион был замаскирован от налетов вражеской авиации и тщательно охранялся. В конце 1941 года на футбольном поле с целью маскировки были высажены молодые ели. С позиций сегодняшнего дня эта попытка выдать для немецких летчиков стадион за парк выглядит немного наивной, но она наглядно демонстрирует заботу государства о сохранении главной спортивной достопримечательности столицы.
Дом на Триумфальной, там, где сейчас «Интерфакс» и «Иль-Патио».
Зенитные орудия в Парке Горького.
«Небесный патруль» на Пушкинской площади.
Истребители патрулируют московское небо.
Аэростаты заграждения после ночного дежурства.
Сбитый фашистский бомбардировщик (многоцелевой самолёт) Ju 88. Площадь Свердлова.
Люди в метро во время бомбардировки.
В августе 41-го немцы стали сбрасывать с самолётов не только бомбы, но и листовки, чтобы подорвать моральный дух москвичей. Советские власти отвечали внушительным набором агитационных плакатов.
Москвичи изучают агитацию.
Тверская в районе Маяковской. Экипированные ополченцы уходят на фронт.
Москвичи отправляются на фронт. Бойцы одного из рабочих батальонов Москвы на привале.
Мотоциклетный батальон направляется на фронт. Подразделение капитана В. Алексеева.
Осенью 1941 года по инициативе Г.К. Жукова было принято решение о срочном строительстве кольцевого обхода Москвы в упрощенном варианте. Чтобы ускорить работы, в кольцо соединяли участки уже существовавших автомобильных дорог, строили путепроводы на пересечении с шоссейными и железными дорогами, через водные преграды наводили наплавные мосты.
Эта трасса стала одним из основных поясов обороны столицы и способствовала успешному проведению контрнаступательной операции и разгрому фашистов под Москвой. Теперь на этом месте МКАД.
Военный парад на Красной площади. Москва, 7 ноября 1941 года.На фото видны военнослужащие с самозарядными винтовками Токарева образца 1940 года CВТ-40 в положении «на плечо». К винтовкам примкнуты клинковые однодольные штыки. За спиной солдат — ранцевое снаряжение образца 1936 года, на боку — малые пехотные лопаты.
Оригинальное название – «Расчет противотанкового орудия подбирает и проверяет сектор обстрела. Район Фили. Октябрь 1941 г.». Сейчас здесь Рублевское шоссе.
Пуск зенитной ракеты на памятной доске разработчику систем ПВО академику Борису Васильевичу Бункину
Бронзовая памятная доска на углу дома 3 по улице Космонавта Волкова в Москве.
Работа комплекса ПВО
Победа над Генералом Страхом. К 75-летию московской паники и её усмирения
автор: Иван Зацарин
16 октября 1941 года – критический день паники в Москве, вызванной началом эвакуации, принятой иными за бегство.
За семь с половиной десятилетий понятие «паника в Москве» обрело совершенно новое наполнение. Теперь им обозначают снятие депозитов, заморозку проектов, увольнение сотрудников и прочие неприятности, когда баррель нефти летит вниз, а курсы доллара и евро – вверх.
Сегодня, в 75-ю годовщину куда более серьёзной проверки на стойкость, стоит поговорить о том, что никакие страховки отдельно взятого гражданина спасти не смогут. Спасёт только осознание: лодка одна и все мы – в ней.
Что нам известно о середине октября 1941 года? Примерно полмесяца как началась битва за Москву, и шла она совсем невесело. 13 октября Красная армия оставила Калугу, под Вязьмой и Брянском в плен попали более 680 тысяч солдат и офицеров. Всё это заставило ГКО задуматься об эвакуации Москвы – оборонных предприятий, правительства, Генштаба. Уже 15 октября было издано вот такое постановление:
«Ввиду неблагополучного положения в районе Можайской оборонительной линии Государственный Комитет Обороны постановил:
1. Поручить т. Молотову заявить иностранным миссиям, чтобы они сегодня же эвакуировались в г. Куйбышев (НКПС — т. Каганович обеспечивает своевременную подачу составов для миссий, а НКВД — т. Берия организует их охрану.)
2. Сегодня же эвакуировать Президиум Верховного Совета, а также Правительство во главе с заместителем председателя СНК т. Молотовым (т. Сталин эвакуируется завтра или позднее, смотря по обстановке).
3. Немедля эвакуироваться органам Наркомата Обороны в г. Куйбышев, а основной группе Генштаба — в Арзамас.
Сегодня, спустя столько времени, можно в спокойной обстановке внимательно оценить мелкие штрихи постановления. Как, например, то, что эвакуация посольств стоит первым пунктом. И не просто стоит, а организовывается с предоставлением транспорта. Кстати, транспорта по итогу на всех не хватило – англичане, например, уезжали в товарняках, где то этого возили уголь. И ничего, не пищали.
Также можно заметить, что планы эвакуации, судя по всему, были готовы сильно заранее и теперь без аврала приводились в действие. Однако в 1941 году это выглядело и воспринималось совсем иначе: «Всё пропало, начальство побежало».
16 октября примечательно ещё и тем, что в этот день Московский метрополитен не работал. Тогда ему было меньше 10 лет, однако до сих пор эта дата остаётся единственным днём простоя в его истории.
Кроме эвакуации 16-го числа началось бегство, то есть эвакуация, не санкционированная приказами и постановлениями. Вплоть до дезертирства – если речь о находящихся при исполнении. Закрылись или не открылись заводы, часть из них раздавала продукцию работникам (Госбанк 16-го уже эвакуировался, и не всем успели выдать зарплату). А над всем этим – шёпот и страх. В общем, паника вульгарис.
Впоследствии одной из её причин признали также ещё одно важное обстоятельство: людям никто не успел внятно объяснить суть постановления Ставки. В результате граждане приняли его за драп начальственный и принялись готовить свой собственный, личный.
Вот как это описано у Георгия Попова, второго секретаря Московского комитета партии: «Я поехал в Московский комитет партии. Однако и там было безлюдно. Навстречу мне шла в слезах буфетчица Оля, которая обычно приносила нам чай с бутербродами. Я спросил её, где люди. Она ответила, что все уехали. Я вошел в кабинет Щербакова и задал ему вопрос, почему нет работников на своих местах. Он ответил, что надо было спасать актив. Людей отправили в Горький. Я поразился такому ответу и спросил: «А кто же будет защищать Москву?» Последними из партийных функционеров покинули Москву работники райкомов. А на следующую ночь из Москвы побежали все».
«Спасать актив» и «нет на местах» – это, надо понимать, в течение 15 октября. «Побежали все» – уже 16-го.
В воспоминаниях участников событий, отсеяв явные экзальтации, можно прочесть примерно одно и то же. Все эти шепотки, потом закрытые ворота заводов, бегство, случаи грабежей, мародёрств – не массовых, но имевших место. У всех, понятное дело, с личной спецификой.
Как всё закончилось
А вот затем – снова одно и то же: «Самое удивительное – вся эта внезапная паника и неразбериха так же быстро кончилась, как и началась. Уже на следующий день большинство предприятий заработало, ещё через день открылись станции метро, пошли трамваи и даже, как с удовлетворением отметила мама, продукция “Красного Октября” стала отпускаться строго по накладным» (Владимир Сперантов, в 1941 году был ребёнком). Тут в источниках расхождения минимальные, максимум панике отводят ещё один день – 17 октября. Но это уже на излёте.
Причём 20 октября в городе и прилегающих районах ввели осадное положение, и суровая дисциплина стала и вовсе строгой: вплоть до расстрелов на месте за неподчинение приказу патруля (маленький Володя Сперантов как раз стал свидетелем такого случая). Однако это уже 20-го и позже, а паника по большому счёту схлынула уже с 18-го. Как так?
Во-первых, банально: главные паникёры к тому времени уже за несколько сот километров были. А когда паникёров нет, то нет и паники.
Во-вторых, не все москвичи бросились бежать, многие сформировали рабочие дружины и стали помогать милиции. Через 2-3 дня в Москву ввели внутренние войска, но как раз 16-го эта самоорганизация очень пригодилась
И, конечно, сыграло свою роль частичное невыполнение п. 2 постановления «Об эвакуации Москвы». Сталин из Москвы так и не уехал. Остался в столице и возглавлявший Генштаб Борис Шапошников.
В результате паники не было даже в куда более тяжёлый период, в ноябре 1941 года, когда немцам до Москвы оставалось 25-30 км. «Нет никакого сомнения в том, что русские будут продолжать борьбу вне зависимости от судьбы Москвы», – если Сталину удалось создать вызвать такую уверенность у премьер-министра Польши Владислава Сикорского, то вряд ли москвичи были в этом менее уверены.
Есть расхожая фраза: «У победы много отцов». Отцами нашей победы в Великой Отечественной стали армия и тыл, массовый героизм и даже немного ленд-лиз.
И ещё одно обстоятельство. Оно перед глазами, оно настолько очевидно, что на него привычно не обращают внимания: даже немецкие орды под Москвой и угроза её падения не превратили граждан СССР в бегущее стадо.
Из этого следует два вывода.
Во-первых, государственная власть оставалась не менее крепкой, чем в мирное время. Проще говоря, наши предки победили ещё и потому, что сохранили государство, не превратились в дисперсию индивидов.
Во-вторых, «государство» в данном случае – понятие исключительно конкретное. Это не Сталин, не партия, не войска НКВД. Государство – это гражданин с трезвой головой на плечах и на своём месте. Сталин, кстати, выслушав доклады о беспорядках и их пресечении, заметил: «Я думал, будет хуже».
Помните, после войны он поднял тост за народ-победитель? Не исключено, что это заготовка ещё с 1941 года, с момента первой победы. Над страхом.
Провал бомбардировки Москвы
В ночь с 21 на 22 июля 1941 года был успешно отражен первый массированный налет гитлеровской авиации на нашу столицу
В годы Второй мировой войны множество городов было буквально стёрто с лица земли массированными воздушными бомбардировкам. Такая трагическая судьба могла постигнуть и Москву, если бы не усилия и умелые действия наших войск противовоздушной обороны.
Еще 8 июля 1941 года Гитлер поставил командованию своей авиации, «люфтваффе», задачу нанести массированные воздушные удары и сравнять столицу СССР с землей. Спустя 10 дней в директиве №33 от 19 июля 1941 года «О дальнейшем ведении войны на Востоке» нацистский «фюрер» потребовал от германской авиации ускорить начало воздушного наступления на Москву.
Руководство нашей страны осознавало, что Москва неизбежно станет целью №1, на которую будут направлены усилия авиации врага. Поэтому для защиты неба столицы в самом начале войны была сформирована Московская зона ПВО, куда вошли 1-й зенитный корпус и 6-й истребительный авиационный корпус.
Защищавший столицу зенитный корпус в июле 1941 года насчитывал 1044 зенитных орудия и 336 установок счетверенных пулеметов, а 6-й истребительный корпус — 602 самолета-истребителя в 11 авиаполках. Помимо этого, Московской зоне ПВО починили «бригадные районы ПВО» в окружающих столицу областях — Калининской (Тверской), Ярославской, Горьковской (Нижегородской) и Тульской.
В качестве средства дальнего обнаружения использовалась первая отечественная радиолокационная станция контроля воздушного пространства РУС-2, созданная за год до начала войны и развернутая под городом Можайском. Она позволяла заранее обнаружить перемещение вражеских самолетов, а затем могла передавать информацию для наведения истребительной авиации и целеуказания зенитной артиллерии.
Помимо радиолокационной станции, под Можайском экстренно создавались аналогичные РЛС в Клину, Калуге, Туле, Рязани, Мытищах, Владимире, Ярославле и Кашине. Но именно можайская станция РУС-2 около 22 часов 21 июля 1941 года на расстоянии около 100 км обнаружила первые массы вражеской авиации, двигавшиеся по направлению к Москве.
Немецкие бомбардировочные части к тому времени имели немалый опыт успешных бомбардировок Лондона и других городов Англии. Однако гитлеровский замысел воздушного террора Москвы провалился. На дальних подступах к столице бомбардировщики «люфтваффе» встретили наши истребители ПВО. Особенно активно они действовали в зоне световых полей, которые создавали прожекторные части, «ловившие» лучами света вражеские самолёты и уже не отпускавшие их.
Орудия ПВО вели огонь не только на поражение обнаруженных самолётов, но и создавали заградительный огонь, ломавший воздушный строй вражеских бомбардировщиков. Уже на подступах к Москве советские ночные истребители провели ряд воздушных боев и сбили 12 немецких самолетов. Зенитные средства ПВО уничтожили 10 самолетов противника.
Задуманный командованием «люфтваффе» план налета на Москву был разрушен. Многие из немецких бомбардировщиков повернули назад, другие группы вражеских самолетов меняли курс полета, пытаясь проникнуть к городу с других направлений. В итоге массированный налет был рассеян еще на подступах к городу. Лишь отдельным самолетам Гитлера удалось в ту ночь появиться над Москвой, большинство же бесцельно сбросили бомбы на подмосковные поля и рощи.
Налет 220 вражеских бомбардировщиков продолжался с 22 часов 25 минут 21 июля до половины четвёртого утра 22 июля 1941 года. В результате умелых действий наших войск противовоздушной обороны немцам так и не удалось нанести Москве существенного урона.
Через два дня наиболее отличившиеся бойцы и командиры частей Московской зоны ПВО были удостоены наград за успешное отражение первого массированного налета противника. Пятерых бойцов наградили орденом Ленина, а 22 получили медали «За отвагу».
До конца 1941 года Москве предстояло отразить еще 121 массированный налет вражеской авиации. Но именно первый успех, одержанный в ночь на 22 июля, показал, что наша столица надежно прикрыта от воздушного террора.