Для чего нужен был колизей
Колизей в Риме – всё об амфитеатре, его истории, фото, расписании, экскурсиях
В столице Италии, городе Рим, расположен один из самых интересных памятников мировой архитектуры – Колизей. Сейчас он привлекает миллионы туристов со всех уголков планеты, но были времена, когда это место забрало много жизней. Цель его сооружения – гладиаторские бои и проведение праздников. Всё это организовывали римские правители с лозунгом: «Хлеба и зрелищ народу!».
История Колизея и интересные факты
Создание этого культового сооружения относится к 72 году нашей эры. В данный период времени правил император Веспасиан. Именно он отдал распоряжение к постройке амфитеатра, размеры которого должны были поразить воображение древних римлян. Постройка Колизея была запланирована в месте, где когда-то был дворец предшественника Веспасиана – императора Нерона, того самого, который поджёг Рим.
На строительных работах задействовали около ста тысяч человек. Через восемь лет работы — создание Колизея завершилось. Его назвали амфитеатром Флавиев, в честь родовой фамилии императора Веспасиана. После, были объявлены стодневные игры, в которых участвовало около 100 тысяч гладиаторов и примерно столько же диких хищников, в том числе львов и тигров.
Стоит отметить, что гладиаторы в то время хоть и считались рабами и не имели никаких прав в обществе, тем не менее среди них были свои «звёзды», узнаваемые среди римлян. Если провести аналогию с сегодняшним днём, то это были люди, пользующиеся такой же славой в народе как известные футболисты или боксеры в современности. Некоторые из них могли обрести свободу и потом служить в римской армии.
Кроме побоищ между гладиаторами, в Колизее устраивали публичные казни и гонения на ранних христиан. Но это прекратилось в IV веке нашей эры, когда ко власти пришел император Константин, сделавший христианство государственной религией в Риме.
В Средние века, после падения Римской империи, Колизей стал местом памяти христиан, которые погибли мученической смертью. Таковым он является и в современности. В амфитеатре установили крест, к которому стекаются паломники со всего мира до сих пор.
После падения Римской империи, вплоть до XVIII века, за Колизеем никто не следил, поэтому его состояние пришло в упадок, он начал разрушаться. И лишь в XIX веке католическая церковь решила заняться реставрацией этого архитектурного памятника. С тех пор он стал одним из любимых мест для посещений туристов.
Инженерная мысль архитекторов Колизея
Инженерная мысль архитекторов Колизея воистину была потрясающей для того времени. Как только постройка арены завершилась, она рассчитывала на 50 тысяч зрителей сидячих мест и около 20 тысяч могла принять стоя. К тому же здесь было задумано множество туннелей, входов и выходов. Инженеры Рима воплотили идею, которая позволяла заливать водой арену амфитеатра и устраивать имитацию морского сражения.
Внешне, Колизей напоминал эллипс, диаметр которого составлял более 500 метров, а высота стен в 50 метров. Поэтому современное название «Колизей», происходит от «colosseus», что в переводе с латинского означает «огромный». На всю постройку понадобилось около миллиона кирпичей. Для современности это не так много, но для жителей древнего Рима эти цифры были впечатляющими.
Амфитеатр был разделён на четыре яруса. На самом верхнем, где была крыша, строители сделали специальные отверстия, в которые вставлялись мачты. Они служили креплениями для тена, который натягивали для того, чтобы защитить зрителей от палящего солнца или дождя. Некоторые их этих отверстий сохранились до нашего времени.
Система входов и выходов, использованная при строительстве Колизея используется и в современности во время сооружений стадионов. Всего их в Колизее 80. Благодаря этому публика могла заполнить арену за 15 минут и покинуть за 5. Сиденья для зрителей подпирала специальная конструкция, служившая для того, чтобы постройка не рухнула под тяжестью людей. Места занимались зрителями в соответствии с их сословием. На севере и юге, например, открывался самый лучший вид на арену, поэтому его занимали император со свитой, весталки и сенаторы. Выше были всадники, а еще выше размещался простой люд, который также был разделён на состоятельных и несостоятельных граждан.
Колизей в современности
На сегодняшний день Колизей хоть и утратил свой первоначальный облик, тем не менее является одним из красивейших мест в мире. Особенно это место выглядит живописно после захода солнца, когда по периметру здания включается подсветка. Внутреннее обустройство сохранилось лишь частично, но это пытаются восполнить гиды, погружающие туристов своими рассказами в атмосферу событий древнего Рима.
Сколько стоит экскурсия и график посещений
На сегодняшний день Колизей открыт для туристов с девяти утра до семи вечера с апреля по октябрь. С ноября по март график посещений немного сдвигается и работает с девяти утра до четырёх часов вечера. Есть всего два выходных дня, когда амфитеатр закрыт – это первое января и 25 декабря.
Экскурсия обойдется в 18 евро для взрослого человека, а для граждан не достигших 18 лет бесплатно. Пенсионеры и студенты могут купить билет со скидкой, но для этого они должны предоставить необходимы документы. Стоит отметить, что к десяти утра возле стен Колизея зачастую образуются большие очереди, поэтому лучше всего будет приобрести билеты заблаговременно.
Как доехать до Колизея
Зачастую туристы добираются до Колизея от аэропорта. Чаще всего это аэропорт, названный в честь Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci). Есть три способа добраться в нужное место:
Аэропорт находится в 20 километрах за городской чертой, поэтому поездка на поезде займет около получаса и обойдется в 14 евро. Неудобство здесь заключается в том, что поезд может довезти только до вокзала, откуда потом придется выбирать другой вид транспорта, чтобы добраться в нужное место. Поездка на такси стоит около 40 евро. Автобусы, отправляющиеся с аэропорта, имеют разные цену проезда, колеблющуюся от 9 до 20 евро. Дальше, до самого Колизея можно добраться на метро. Стоимость проезда 1 евро. Амфитеатр находится в самом центре города, с одноименным названием станции Colosseo.
Колизей
Рассказываем о символе Рима, уникальном памятнике архитектуры, который побывал местом кровавых схваток и складом овощей.
К олизей – знаменитый древний амфитеатр, расположен в самом центре столицы Италии. Такой большой арены еще не строили в истории человечества. В этом месте проводили разные бои, постановочные сражения, звериные травли, показательные казни под ликование толпы. Величайшее сооружение античности строилось несколько лет, примерно с 72 по 80 годы династией императоров Флавиев.
История строительства Колизея
После смерти тирана Нерона трон занял основатель династии Флавиев, начальник войска Тит Флавий Веспасиан. По его приказу был разрушен дворец предыдущего правителя. На его месте заложили фундамент будущего Колизея. Главное назначение амфитеатра – развлечение достойных римлян. Цель строительства заключалась в успокоении бунтующего народа. Император хотел показать, что новая династия о них заботится и не позволит себе тиранию.
Строительство Колизея стартовало в 72 году н.э., заняло более 8 лет. В нем были заняты более 100 тысяч военнопленных и рабов. Они были специально доставлены из Иудеи. Руководили масштабной стройкой профессиональные инженеры, архитекторы, скульпторы. Здание должно было принять помпезный и величественный вид. Несмотря на то, что стройка продвигалась стремительно, возведение проходило при правлении трех императоров.
После смерти Веспасиана строительство продолжил его старший сын Тит. Достраивать Колизей пришлось младшему сыну Домициану. Молодой император пристроил к амфитеатру еще один ярус. Там были только стоячие места, предназначенные для рабов и бедняков. Высокая скорость работ не отразилась на качестве строительства. Одна из самых известных достопримечательностей в мире активно использовалась больше 500 лет, и до сих пор неплохо сохранилась.
Разрушения Колизея начались после падения Римской империи. Флавиев амфитеатр стали использовать не по назначению, а для нужд торговцев и ремесленников. Тут начали появляться мастерские, обустроили овощехранилища. Помещения были приспособлены под торговые лавки, производственные суконные фабрики. Станки для работы наемников находились прямо на арене, а жили они на верхних ярусах сооружения.
Грандиозное сооружение пережило пожар и три землетрясения. Тут была организована каменоломня и мусорная свалка. Камень, добытый из амфитеатра, уходил на строительство церквей. Из мрамора и травертина также возводили мосты, канцелярию Римского Папы, дома местной знати. В одно время Колизей даже превратился в феодальный замок. Господствовала в нем могущественная семья римлян Франджипани.
Современный Колизей – памятник ЮНЕСКО и одно из семи чудес света по новому голосованию 2007 года. Так посчитали 90 миллионов человек.
В 2013 году началась полномасштабная реставрация достопримечательности. Внутренние ходы и комнаты очистили и обустроили, потратив на работы 25 млн. евро. Реставрация арены обошлась еще в 20 млн. евро.
Описание Колизея
Знаменитый Колизей построен в форме замкнутой кривой (эллипса) в три этажа. Высота фундамента – 13 метров, высота стен – 50 метров. Одновременно прибывать в амфитеатре могли до 50 тысяч зрителей. Древние историки говорят о возможных 70 тысячах. Арена окружена трибунами со всех сторон, протяженность ее внутреннего вытянутого края составляла 86 метров, ширина – 54 метра. Протяженность наружного эллипса была более 520 метров.
Стены арены были сделаны из известняка, мраморных, каменных блоков. Стройматериалы доставляли из Тиволи. Изнутри стены отделывали туфом и кирпичом. Для соединения блоков использовали тяжелые стальные тросы. Инженерная идея была гениальной и простой одновременно. Прочная каркасная конструкция представляла собой пересекающиеся радиальные и концентрические стены.
Римский Колизей строился с использованием технологии, которую применяют до сих пор при возведении спортивных стадионов и арен. Архитекторы предусмотрели 80 входов и выходов, через которые Флавиев амфитеатр заполнялся людьми полностью всего за 15 минут. Покинуть Колизей можно было за 5 минут. Знатные люди для входа использовали только четыре входа, которые находились на уровне земли. Остальные зрители заходили через 76 подземных ходов, расположенные под арками.
Зрительные ряды располагались по всей окружности арены. Простые люди сидели на каменных скамейках. Места на самом нижнем ряду занимал император и члены его семьи, сенаторы, жрицы богини Весты и прочие почетные граждане. От арены их отделял высокий парапет. Такой прием гарантировал полную безопасность при проведении любых кровавых действ. Следующие три этажа занимали зрители попроще.
Первый этаж состоял из 20 рядов. Там сидели представители местной власти и эквиты (всадники), одно из привилегированных сословий в Риме. На втором ярусе, на 16 рядах, располагались только римские граждане. Третий этаж был отделен высокой стеной. Его занимали нищие римляне. Для лучшего обзора поверхность 3 яруса была полностью вертикальной. Самую высокую ярус занимали люди, чья задача была во время непогоды натягивать над головами зрителей огромный тент.
В амфитеатре был подземный этаж, на котором находились клетки диких животных, комнаты гладиаторов, помещения для раненых и склад трупов. Участников битв на арену поднимали подъемные механизмы. Животные попадали на арену через скрытые люки, чаще всего неожиданно. У победителя арены был шанс стать свободным человеком. Это решение принимал император при поддержке зрителей. Гладиатор навсегда освобождался от сражений.
Где находится Колизей
Итальянская достопримечательность находится в шаговой доступности от вокзала Термини, рядом с Форумом и аркой Константина. Пешая прогулка от вокзала не займет больше 15 минут. Двигаться следует прямо по улице Via Cavour, не сворачивая. От этого же вокзала идет метро, выйти надо на станции Colosseo. Есть и трамвайная линия, наземный электрический вагон № 3 довезет практически ко входу достопримечательности.
Добраться к амфитеатру легко можно из любой точки Рима. К Колизею ведут многие автобусные маршруты с остановкой прямо у входа в старинное сооружение. Подойдут маршруты 870, 175, 117, 85, 75. Доехать до Колизея можно на арендованном автомобиле. Рядом с достопримечательностью есть платная парковка. Но стоит учитывать загруженность туристического района, возможно, парковочное место поблизости не удастся найти.
Многие путеводители по Риму советуют добираться до Колизея только пешком, особенно туристам, остановившимся в центральной части города. Столица Италии не зря носит название – «музей под открытым небом». В вечернее время арена Флавиева благодаря подсветке особенно красива. Интересно, что подсветка арены стала символом протеста против смертной казни. Когда в какой-нибудь стране отменяют смертную казнь, белые огни сменяются золотыми.
Photo by Moritz Kindler on Unsplash
Что нужно знать туристу при посещении Колизея
Увидеть символ Рима ежегодно стремятся миллионы туристов, поэтому у входа постоянно скапливается очередь. Колизей, Палантин и Форум имеют общий билет. Поэтому приобретая пропуск на не особо популярный Форум, можно свободно посетить античную арену, которая находится рядом. Стоимость билета – от 12 евро, он действителен всего 2 дня с учетом посещения каждой достопримечательности не больше одного раза.
Чтобы не стоять в очереди, билет можно купить заранее на официальном сайте. Пропуск также будет комплексным. Минусы электронного способа – необходимость указать точную дату посещения, комиссия, обязательная распечатка бумажного варианта. Такой пропуск надо будет обменять на месте у входа на стандартный билет. В дополнение можно заказать аудио или видеогид. Турист получит айпад с записанными роликами.
Амфитеатр открыт только днем. График работы – с 9.00 до 19.00 в летнее время и с 9.00 до 16.00 зимой. Попасть в Колизей не удастся 25 декабря и 1 января. Стоимость билета – от 12 евро. Для школьников, студентов, пенсионеров действуют скидки. Рассчитывать на снижение цены за проход можно, при предъявлении соответствующих документов. На все ярусы туристов не пускают. Недоступны для просмотра также подземные помещения.
Решив посетить Колизей, турист должен быть готов к долгим пешим переходам по неровным склонам, крутым ступеням. Обувь должна быть максимально удобной, на устойчивой подошве. Осмотр достопримечательности может занять не один час, поэтому стоит позаботиться о питьевой воде и еде. Туалеты и фонтанчики с чистой водой находятся далеко от входа, на другой стороне. К ним еще надо добраться.
Территорию возле арены оккупировали уличные торговцы. Цены на сувенирную продукцию сильно завышены, поэтому от покупок лучше воздержаться. Рядом с Колизеем можно сделать постановочное фото с гладиаторами. Выбирая время посещения, следует учитывать факт, что сооружение не имеет крыши. Дождь и палящее солнце могут помешать насладиться красотой античной достопримечательности.
Интересные факты о Колизее
В честь открытия Колизея устроили грандиозное празднование, которое длилось 100 дней. Его организовали по приказу Тита Флавия Веспасиана. За это время были лишены жизни 20 тысяч человек и 50 тысяч животных. Гладиаторов тщательно отбирали и обучали мастерству боя. На арену мог выйти человек старше 17 лет. Средняя продолжительность жизни римского воина – 5 лет после начала сражений. Более 80% гладиаторов погибали в первых 10 боях.
Арену несколько раз заполняли водой и использовали для проведения Навмахии. Морские сражения – дорогостоящие удовольствия, требующие больше ресурсов, чем простые сражения. В заполненном водой Колизее плавали всевозможные военные суда и водоплавающие животные. Инсценировали битвы с чудовищами. Все постановочные бои были приурочены к определенному празднику, победам императора. Темой обычно было важное историческое событие.
В момент разрушения Римской империи стал приходить в запустение и Колизей. Кровавые бои начали терять зрелищность в 5 веке н. э. На строение оказали существенное влияние землетрясения, удары молнии и прочие природные явления. Сами граждане Рима пытались растащить нынешний символ Италии буквально по кирпичу. Решение восстановить и сохранить Колизей было принято в XVII веке католической церковью.
Колизей не использовался по назначению несколько веков. За это время все подземелье заполнилось грязью. Особо предприимчивые граждане Рима выращивали и хранили там овощи, использовали подземные комнаты для личных нужд. Верхние ярусы занимали кузнецы и торговцы. Римский папа Сикст V хотел сделать из арены суконную фабрику, с постоянным проживанием на ней работников, но умер раньше, чем сумел осуществить свой план.
Официальное название Колизея – Амфитеатр Флавиев. Имя сооружение получило в честь династии императоров, которые были заняты его строительством. Распространенное название «Колизей» происходит от «Colosaeus», что связывает его со статуей Колосса Родосского, установленной в Золотом Дворце Нерона. Разрушая Золотой Дом тирана, император Веспесиан не тронул бронзовую статую, только дополнил голову солнечной короной.
Пережив все невзгоды, амфитеатр Флавиев стал символом Рима, самым популярным туристическим объектом Италии. Обширные программы боев и поединков сменились мирными протестами против смертной казни.
Кто и зачем построил Колизей?
Кто же не знает визитную карточку Рима, но когда, кем и для чего был построен Колизей в Риме — Италия? История римского Колизея или как он из амфитеатра Флавия превратился в Колизей. Но уж слишком много в истории древнего Рима не состыковывается, чтобы не задуматься и над этим новым чудом света и его происхождением.
Одного внимательного взгляда на Колизей хватает, чтобы обнаружить, что он сразу строился как «древние руины». Но примеры его довольно таки позднего строительства прекрасно видны. Известно, что «Колизей построен из камня, бетона и кирпича». Не странно ли, что в таком якобы очень древнем сооружении использован БЕТОН? Историки могут возразить, что бетон изобрели еще «древние» римляне более 2 тысяч лет назад. Но почему тогда его повсеместно не применяли в средневековом строительстве?
Скорее, все якобы «древние» постройки из бетона гораздо более позднего происхождения, чем думают историки.
Колизей (Colloseo) строился в периоды правления императоров Древнего Рима Тита Веспассиана и его сына Тита из династии Флавиев. Поэтому Колизей еще называют амфитеатром Флавиев. Началось строительство в 72 веке н. э. при Веспассиане, а закончилось в 80 г. при Тите. Веспассиан захотел увековечить память о своей династии и укрепить величие Рима, добавив к этому триумф Тита после подавления восстания иудеев.
Строили Колизей более 100 000 заключенных и пленных. Строительные камни добывались в каменоломнях под Тиволи (сейчас это пригород Рима с прекрасными дворцами, садами и фонтанами). Основными строительными материалами всех Римских сооружений являются травертин и мрамор. Как ноухау при постройке Колизея использовали красный кирпич и бетон. Камни вытесывались и скреплялись стальными скобами для укрепления каменных блоков.
Амфитеатры древности были чудесами архитектуры и инженерии, которыми не перестают восхищаться и современные специалисты. Амфитеатр Колизей, как и другие такие постройки, имеет форму эллипса, наружная длина которого 524м. Высота стен – 50 м. По большой оси длина стадиона 188 м, по малой оси – 156м. Длина арены составляет 85,5 м, ее ширина – 53,5 м. Ширина фундамента – 13 м. Построить такое грандиозное сооружение, да еще и на месте высушенного озера, ставило перед инженерами Флавиев ряд важных задач.
Во-первых, нужно было осушить озеро. Для этого была придумана система гидростоков, наклонов и желобов, которые можно увидеть и сегодня, попав во внутрь Колизея. Стоки и желоба использовались и для отведения ливневых потоков, стекавшихся в систему канализации древнего города.
Во-вторых, нужно было сделать мегаконструкцию настолько прочной, чтобы она не разрушилась под собственным весом. Для этого конструкцию сделали арочной. Обратите внимание на изображение Колизея – в нем арки нижнего яруса, над ними арки среднего, верхнего и т.д. Это было гениальное решение, способное удержать колоссальный вес, а также придать сооружению вид легкости. Здесь же нужно упомянуть и еще об одном преимуществе арочных конструкций. Их заготовка не требовала суперквалифицированного труда. Рабочие в основном занимались созданием стандартизированных арок.
В-третьих, был вопрос о строительных материалах. Мы уже упомянули здесь травертин, красный кирпич, мрамор, и использование бетона в качестве скрепляющего прочного раствора.
Удивительно, но древние архитекторы просчитали даже самый выгодный угол наклона, по которому нужно размещать сидения для публики. Этот угол составляет 30 ‘. На самых верхних сидениях угол наклона составляет уже 35’. Был еще ряд других инженерных и строительных вопросов, которые были успешно решены при возведении древней арены.
Амфитеатр Флавиев во времена расцвета имел 64 входа — выхода, что позволяло впускать и выпускать публику за считанное время. Это изобретение древнего мира используется при строительстве современных стадионов, которые одновременно могут впускать ручейками зрителей через разные проходы в разные секции, не создавая толпу. Кроме того, была продуманная система коридоров и ступеней, и народ мог подниматься на ярусы к своим местам очень быстро. И сейчас можно наблюдать номера, выгравированные над входами.
Арена в Колизее была покрыта досками. Уровень пола можно было регулировать с помощью инженерных конструкций. При необходимости доски убирались и появлялась возможность организовывать даже морские сражения и битвы с животными. Гонки на колесницах в Колизее не проводились, для этого в Риме был построен цирк Максима. Под ареной находились технические помещения. В них могли содержаться животные, оборудование и пр.
Вокруг арены, за внешним стенами, в подвальных помещениях гладиаторы ожидали своего выхода на арену, там были расставлены клетки с животными, были помещения для раненых и умерших. Все помещения связывались системой лифтов, поднимавшихся на тросах и цепях. В Колизее насчитали 38 лифтов.
С внешней стороны театр Флавиев был облицован мрамором. Входы в амфитеатр были украшены мраморными статуями богов, героев и знатных горожан. Были выставлены ограждения, сдерживающие натиск толпы, стремящейся попасть вовнутрь.
В настоящее время внутри этого чуда древнего мира о его былом величии и удивительных приспособлениях свидетельствуют лишь грандиозные масштабы сооружения.
Арену окружали ряды сидений для публики, располагавшиеся в три яруса. Специальное место (podium) было отведено для императора, членов его семьи, весталок (жрицы-девы) и сенаторов.
Граждане Рима и гости рассаживались на сидениях трех ярусов, строго согласно социальной иерархии. Первый ярус предназначался для городских властей, знатных горожан, всадников (вид сословия в Древнем Риме). На втором ярусе были места для римских граждан. Третий ярус предназначался для бедноты. Тит достроил еще четвертый ярус. Могильщикам, актерам и бывшим гладиаторам запрещалось находиться среди зрителей.
Во время представлений между зрителями сновали торговцы, предлагавшие свои товары и еду. Особым видов сувениров были детали гладиаторских костюмов и фигурки-изображения наиболее выдающихся гладиаторов. Как и Форум, Колизей служил сосредоточием социальной жизни и местом общения горожан.
Начало разрушения Колизея было спровоцировано нашествием варваров в 408-410 годах нашей эры, когда арена прибывала в запустении и без должного ухода. С начала 11 века и до 1132 года амфитеатр использовался знатными родами Рима, как крепость а борьбе между собой, особенно известны род Франджипани и Аннибальди. Которые были вынуждены уступить Колизей английскому императору Генриху VII, который передал его римскому сенату.
В результате мощного землетрясения 1349 года Колизею были нанесены сильные повреждения, а так же обрушилась южная его часть. После этого события древнею арену стали использовать для добычи строительного материала, но не только обрушенную его часть, камни выламывали и из уцелевших стен. Так, из камней Колизея в XV и XVI веке были построены венецианский дворец, дворец канцелярии (Cancelleria), палаццо-Фарнезе. Не смотря на все разрушения большая часть Колизея уцелела, хотя в целом великая арена осталась обезображена.
Улучшилось отношение церкви к старому памятнику древнего зодчества с середины 18 века, когда был избран папа Бенедикт XIV. Новый папа посвятил древнею арену Страстям Христовым — место, где пролита кровь христианских мучеников. По распоряжению папы посередине арены Колизея был поставлен больших размеров крест, а вокруг установить несколько алтарей. В 1874 году церковные атрибуты убрали из Колизея. После ухода Бенедикт XIV, церковные иерархи продолжали следить за сохранностью Колизея.
Современный Колизей, как архитектурный памятник, охраняется, а его обломки, по возможности, были установлены на прежние места. Несмотря на все испытания, выпавших на долю древней арены в течение тысячелетий, развалины Колизея, лишенные дорогой отделки, и сегодня производят сильное впечатление и дают возможность представить былое величие арены.
Сегодня Колизей — символ Рима, а так же известная туристическая достопримечательность.
Если внимательно присмотреться к кирпичной кладке внутренних стен Колизея, то бросается в глаза, что края кирпичей обиты, весьма упорядочено, и обивка была произведена перед кладкой, а не с течением веков, что пытались изобразить, а кирпичи скреплены между собой составом, весьма напоминающим цемент ХIХ века. Вся кирпичная кладка кажется примерно одинаковой и построена из однородного кирпича. Такое ощущение, что при строительстве Колизея сразу же поддельно создавалась видимость якобы многовекового изнашивания сооружения.
Еще лучше это видно в местах якобы «обрушившейся» кирпичной стены. Эти места кладки несомненно ненастоящие, построенные сегодняшнем «обрушившемся» виде. Если бы кирпичная стена подлинно обрушилась, то ее обнажившиеся «остатки старинных сводов» неестественно выглядят на гладкой кирпичной кладке Колизея. Все эти «переделки» сооружали сразу же при начальной постройке, так путались показать античность сооружения. Настоящие переделывания сводов неминуемы в старинных, зарывающихся в землю домах, смотрятся совершенно иначе.
К примеру, храм святой Ирины в Стамбуле- Константинополе. Там отлично представительны бесчисленные следы настоящих переделок. Причем, верхняя часть стен смотрятся значительно новее, чем нижняя, в которой видно больше перекладок. Но в Колизее стены странным образом идентичны: что наверху, что внизу.
В настоящих древних сооружениях низ строения расположен обыкновенно под землей или в котловане, если ведутся археологические работы. Церковь святой Ирины уходит под землю на глубину 4 метра. И речь идет о средневековой постройке. А окрест Колизея нет никакого заметного оседания в землю. Получается что за две тысячи лет, арена была погружена в какой-то вакуум и над ней были не властны правила природы, которые распространяются на все остальные места на планете, и являются, кстати, главной датирующей вехой в археологии.
Да что говорить, если под видом реконструкции, абсолютно неприкрыто, на виду у туристов, при помощи переносных строительных лесов, достройка Колизея происходит и в наше время.
AMPHITHEATRUM FLAVIUMA, PIO VII CONTRA, RUINAM EXCELSO FULCIMENTO SOLIDAТUЕ ET PLURIFARIAM SUBSТRUCTIONE MUNIТUM ANNO MDCCCVII.
Перевод: АМФИТЕАТР ФЛАВИЕВ ПИЙ VII, РУИНЫ ВОЗВЫШЕННО ПОКОЯТСЯ НА ТВЕРДЫНЕ И, СВЕРХ ТОГО, НА МНОГООБРАЗНЫХ ОСНОВАНИЯХ, СТРОИТЕЛЬ ГОД 1807.
Итак, возведение Колизея как «древних» руин начинается в 1807 году. Правда, 1807, согласно фреске, это только начало с создания проекта, после чего и должно было начаться возведение развалин. Наверно вам интересно узнать год окончания этой аферы? Как не странно это можно прочитать на мраморной табличке, которая висит над входом в амфитеатр. На которой указан год так называемой реконструкции Колизея 1852 году, на седьмом году правления Пия IX (1846-1878). Это и есть настоящая дата завершения строительства Колизея — 1852 год, полтора столетия назад.
После своей постройки Колизей был сильно разрекламирован. А 7 июля 2007 года он даже попал в список так называемых «новых семи чудес света», заняв там второе место после Великой китайской стены.
Но если Колизей был воздвигнут в XIX в, то на каком же основании его приписали императору Флавию Веспасиану, жившему якобы в I в. Обратимся к общепринятой традиционной истории.
«Колизей — самый большой древнеримский амфитеатр и одно из чудес света. Находится в Риме на месте пруда. Начал строительство император Веспасиан Флавий, а закончил его сын в 80 г. н.э. император Тит Флавий… Изначально Колизей назывался, по фамилии императоров Флавиев, амфитеатром Флавиев, нынешнее его название (по-латински Colosseum, по-итальянски Coliseo) закрепилось за ним потом…. Это место было для граждан Рима местом веселья и зрелищ … Нашествия варваров положили начало разрушения амфитеатра. В XI-XII веках амфитеатр использовали как цитадель римские рода Аннибальди и Франджипани. Потом амфитеатр Флавиев перешел к Генриху VII, который преподнес его в дар римскому народу. Еще в 1332 г. здесь устраивали бой быков. Но скорее всего, в 1332 г. бои быков происходили не в нынешнем Колизее, а в том городском амфитеатре итальянского Рима, который позднее был, переделан в замок святого Ангела, но с той поры начинается его регулярный разгром …
Само слово «амфитеатр» объединяет в себе два греческих слова, означающих «двойной театр» или «театр с обеих сторон» и весьма точно передает архитектурные особенности данного вида древнеримской архитектуры. Что же касается названия «Колизей», то по одной версии оно происходит от латинского «сolosseum», что значит «колоссальный, а по другой — связано с располагавшейся неподалеку исполинской статуей Нерона, которая именовалась «Колоссом». Обе версии имеют равные права на существование, благо сходятся в одном — подчеркивают циклопические размеры Колизея. Недаром для его строительства было использовано более 100 тыс. куб. метров натурального камня, при этом 45 тыс. — для внешней стены. Неудивительно, что для подвоза мрамора была построена специальная дорога. Что же касается названия «Амфитеатр Флавиев», то оно обусловлено тем, что Колизей стал коллективным сооружением представителей этой императорской династии — Веспасиан, Тит и Домициан строили его 8 лет, с 72 по 80 год н.э.
Строительство было начато Веспасианом после его военных побед в Иудее, а завершал строительство уже его сын Тит, по свидетельству известного историка Светония — «При освящении амфитеатра и спешно выстроенных поблизости бань он (Тит — прим. авт.) показал гладиаторский бой, на диво богатый и пышный; устроил он и морское сражение на прежнем месте, а затем и там вывел гладиаторов и выпустил в один день пять тысяч разных диких зверей». Такое начало истории Колизея в какой-то мере определило его дальнейшую судьбу — долгое время он был главным местом для специфических увеселительных зрелищ, которые так хорошо знакомы нам по современному кинематографу и художественной литературе — гладиаторские бои и травля зверей, лишь малая часть забав, которые влекли римлян к арене. Правление императора Макрина ознаменовалось для Колизея сильным пожаром, однако по приказу Александра Севера он был восстановлен, а в 248 году, при императоре Филиппе, в нем с большой торжественностью прошло празднование тысячелетнего существования Рима.
Согласно сохранившимся свидетельствам очевидцев, в ходе «торжеств» было убито 60 львов, 32 слона, 40 диких лошадей и десятки других животных, таких как лоси, зебры, тигры, жирафы и гиппопотамы. Кроме того, животными дело не ограничилось и восторженные зрители смогли лицезреть бои в общей сложности 2000 гладиаторов. Проходили столетия, а Колизей по-прежнему сохранял статус главного культурного центра Древнего Рима, практически не менялся и характера представлений для горожан — только в 405 году император Гонорий наложил запрет на проведение гладиаторских боев, поскольку это противоречило духу христианства, которое, начиная со времен Константина Великого, стало государственной религией Римской империи. Впрочем, звериные травли продолжали радовать римлян вплоть до смерти Теодориха Великого. Период Средневековья стал временем заката Колизея — в XI-XII вв., он служил крепостью для соперничавших между собой знатных родов Рима, особенно преуспели на данном поприще Франджипани и Аннибальди, которые в итоге вынужденно уступили Колизей императору Генриху VII. Последний подарил знаменитую арену римскому сенату и народу, благодаря чему, вплоть до первой трети XIV века в Колизее еще проводили разнообразные игры, включая бои быков.
Как это ни парадоксально, но причиной дальнейшего упадка Колизея стало его великолепие. Дело в том, что стены Колизея были сложены из крупных блоков травертинового мрамора, который добывали в городе Тиволи. Мраморные блоки скреплялись стальными скобами, благо были тщательно притерты между собой и не требовали раствора для лучшего сцепления. Примененные материалы, а также сама технология строительства привели не только к тому, что Колизей смог просуществовать многие века, но и к тому, что для римлян XV-XVI вв. он превратился в источник ценнейших материалов, к тому, же легко разбираемый на отдельные части. Мрамор Колизея внес свою долю в строительство Венецианского дворца, дворца Канцелярии и палаццо-Фарнезе.
Только в XVIII столетии римские папы сменили утилитарный подход к Колизею, так Бенедикт XIV принял его под свою защиту, превратив в своего рода христианское святилище — посреди арены был установлен огромный крест, который обрамляли алтари в память истязаний, шествия на Голгофу и крестной смерти Спасителя. Этот комплекс был демонтирован уже в конце XIX века.
Внешняя сторона Колизея состояла из трех ярусов арок, между которыми располагались полуколонны, в нижнем ярусе — тосканского, в среднем — ионического, а в верхнем — коринфского стиля. Сохранившиеся изображения Колизея времен его славы, позволяют сделать вывод, что пролеты арок среднего и верхнего ярусов были украшены статуями. Над верхним ярусом был выстроен четвёртый этаж, представлявший сплошную стену, которая была рассечена коринфскими пилястрами на компартименты и имела по четырёхугольному окну в середине каждого компартимента. Карниз этого этажа имел специальные отверстия, для установки деревянных балок, служащих опорой для растягиваемого над ареной тента. На оконечностях большой и малой осей эллипса располагались четыре главных входа, представляющие собой трехарочные ворота, из них двое были предназначены для императора, а остальные использовались как для торжественных шествий перед началом представлений, так и для транспортировки в Колизей зверей и необходимых машин.
Зрители располагались на трибунах в соответствии со своим социальным статусом:
— нижний ряд, или подий (лат. podium) предназначался для императора, его семьи и высшей знати римского общества.
Отметим, что место императора возвышалось над остальными.
— далее, в три яруса, располагались места для публики. Первый ярус принадлежал городским властям и лицам из сословия всадников. Второй ярус был отведен для граждан Рима. Третий ярус занимали низшие сословия.
Под ареной располагался сложный лабиринт, для движения гладиаторов и содержания хищных животных, которых использовали для представлений.
В целом, одного лишь устройства Колизея, даже без учета его масштабов хватило бы для того, чтобы по-праву назвать это сооружение одним из «чудес света». В нем органично соединись символизм мощи Рима, архитектурная сложность, говорящая о высокой технологической культуре и языческое буйство дохристианского прошлого империи. В одном здании воплотился огромный пласт истории одного из древнейших государств, колыбели европейской истории. Колизей — это подлинное достояние мировой культуры, одна из тех немногих нитей, что делает зримой связь времен и эпох.
Итак, при Клименте IX (1592-1605) на месте Колизея работала суконная фабрика, а до того там, вероятно, был просто пруд. Ничего подобного в те времена, скорее всего, не было и в помине. Вероятно первым, кому пришло в голову воздвигнуть некое грандиозное сооружение, был папа Бенедикт XIV (1740-1758). Но и он явно намеревался воздвигнуть не «античный амфитеатр», а памятник христианским мученикам. Однако его преемники повели дело в другую сторону. При них и начинается подлинное строительство современного Колизея, изображаемое как якобы «легкая реставрация древнего амфитеатра».
Вот что сообщает Энциклопедический Словарь: «Папы, правившие после Бенедикта XIV, в в частности Пий VII и Лев XII укрепили контрфорсами стены, угрожавшие разрушением (читаем между строк: построили стены), а Пий IX починил в амфитеатре ряд внутренних переходов (читаем между строк: выстроил внутреннюю часть). С значительной внимательностью оберегается Колизей современным правительством Италии. По его распоряжению, под руководством ученых археологов на арене раскопали подвальные помещения, которые использовались когда-то, чтобы выводить на арену людей и животных и декорации, или запруживая арену, устраивать «наумахии».
Особенно нелепо звучит мысль историков о «наумахиях» — морских сражениях, представляемых на заполненной водой арене Колизея. При этом не дается никаких сколь-нибудь вразумительных объяснений — как именно и при помощи каких механизмов вода могла наполнять арену Колизея? Где сливные и наливные трубы? Водонапорные устройства? Водонепроницаемые стены со следами заполнения водой? Этого всего в Колизее нет.
Теперь давайте рассмотрим историю римского Колизея в исторических источниках, а что они нам рассказывают об этом древнем амфитеатре, да еще и Флавиев. Ведь в них же должны были рассказать о таком достопримечательном строении как Колизей. Но так получилось, что ни одна летопись о Колизее ничего не упоминает. Вот два наиболее ярких примера.
Лицевой летописный свод — подробное изложение всемирной и русской истории, обычно датируемое XVI веком. Во втором и третьем томах подробно описывается история древнего Рима. Причем, что удачно, особенно много места уделено именно правлению императора Флавия Веспасиана, который, по мнению историков, заложил амфитеатр Колизей. Вообще, Лицевой летописный свод очень подробная летопись и содержит более шестнадцати тысяч прекрасных цветных рисунков, изготовленный специально для царей. Поэтому если даже там нет упоминаний о Колизее — ни в тексте, ни на рисунках — то приходится заключить, то в Москве XVI-XVII в. о Колизее ничего не знали. Поразительно, но таких упоминаний действительно нет.
Но может быть, Лицевой свод умалчивает о Колизее просто потому, что вообще не касается построек, воздвигнутых первым Флавием в Риме? Нет, это не так. В Лицевом своде достаточно подробно рассказано о том, как Веспасиан, вернувшись в Рим с Иудейской войны, тут же затеял строительство огромных и удивительных зданий. Но Колизей в их числе не упомянут. И вообще, о театре ничего не сказано. Говорится только о храмах, сокровищницах, библиотеках. Вот отрывок:
«Веспасиан задумался о том, как создать жертвенник кумиру и скоро воздвиг то, что превзошло всякое человеческое воображение. И все многоценные одеяния положил туда, и все чудесное и недоступное было, там собрано и положено на виду. Ради всего этого люди по всему миру путешествуют и трудятся, лишь бы только увидеть собственными глазами. Повесил же там иудейские завесы, как бы гордясь ими, и все золотом шитые ризы, а книги с законами повелел хранить в палате».
Лицевой свод повествует о достопримечательных сооружениях Веспасиана в Риме, построенных вслед за окончанием Иудейской войны. Но Колизей среди них не упомянут.
Ничего не сообщает о Колизее и Лютеранский хронограф 1680 г. — мировой летописный свод, в котором подробно описаны все римские происшествия. Она, так же, как и Лицевой свод, сообщает лишь о сооружении Веспасианом некоего «храма мира» по окончании Иудейской войны: «Лета Христова 77, храм мира сооружается, в нем же возлагаются украшения храма Иеросалимскаго, си есть сосуды Иудейския златыя. Законъ же и покровы багряныи въ палатахъ повелением Веспесиана сохранени».
На этом описание построек Веспасиана заканчивается. О Колизее — и вообще, о каком-либо амфитеатре, построенном Веспасианом в Риме, Лютеранский Хронограф полностью умалчивает. Более того, в подробном указателе имен и названий, приведенном в конце Хронографа, названия «Колизей» нет. Похожих названий тоже нет. Как же так, что не Лютеранском хронографе, как и Лицевом своде, не упомянут Колизей. Хотя написан он в 1680 г. и, казалось бы, его автор должен был знать о таком выдающемся сооружении, как Колизей. И называть его именно «Колизеем». Ведь это название, как нам говорят историки, закрепилось за Колизеем еще с VIII в. Почему же автор второй половины ХVII в. его еще не знает? Получается, что в ХVII в. Европа действительно еще ничего не знала о Колизее.
Давайте обратимся теперь к «античным» писателям. Что они знают о величайшем амфитеатре древнего Рима, грандиозном Колизее? Считается, что о Колизее писали Светоний, Евтропий и другие «античные» авторы. Высказывается также мнение, что Колизей якобы воспел «античный» поэт 1 века н.э. Марциал. И даже пытался причислить его к семи чудесам света, удивительным образом предвосхитив решение современных нам историков (в 2007 году) о причислении Колизея к «семи новым чудесам света».
Но точно ли «античные» писатели говорили именно о Колизее в Италии, а не о каком-нибудь другом амфитеатре? Но тогда, может быть, и подлинный Колизей находится не в Италии, а в каком-то другом месте? И еще о один немаловажный вопрос. Когда, кем и где были обнаружены общеизвестные сегодня якобы «древнейшие» сочинения, говорящие о Колизее? Не в Ватикане ли? Причем уже после того, как было решено построить римский Колизей, и требовалось создать ему историю, найти «первоисточники», «подтверждающие» его существование в прошлом?
Евтропий в своей «Краткой истории от основания Города» приписывает постройку амфитеатра императору Титу Веспасиану, сыну императора Веспасиана. Но и он не приводит никаких данных, позволяющих отождествить амфитеатр Тита именно с Колизеем. Скупо сообщается лишь, что Тит Веспасиан «возвел в Риме амфитеатр, при освящении которого было убито на арене 5 тысяч зверей».
И так далее. Сообщения римских писателей не дают ровным счетом никаких оснований для отождествления амфитеатра Флавиев с нынешним Колизеем в итальянском Риме.
Что касается «Книги зрелищ» римского поэта Марциала, где он, как считается, воспел Колизей, то в ней тоже нет ничего такого, что однозначно указывало бы именно на Колизей. Да и сама эта книга может оказаться подделкой, поскольку, как давно замечено, она подозрительно не похожа на остальные сочинения Марциала. «От Марциала до нас дошел сборник в 14 книг эпиграмм, не считая в этом числе особой книги стихотворений, также названных эпиграммами, но относящихся исключительно к играм амфитеатра при Тите Флавии и Домициане». А даже если «Книга Зрелищ» Марциала — подлинник, то все равно, где доказательства того, что речь в ней идет о Колизее? Нет таких доказательств.
Вполне может, что Марциал и римские историки говорят вовсе не о Колизее в Италии, а о другом амфитеатре. Тем более что развалины весьма подходящего под эти описания огромного римского амфитеатра действительно существуют. Но это отнюдь не итальянский Колизей. В отличие от Колизея в Италии, этот другой, Колизей совершенно не рекламируется историками. Они окружили его гробовым молчанием и пытаются сделать вид, что его не существует.
В наше время, Колизей находится под особенной охраной итальянского правительства, ведутся работы по сбору хаотично раскиданных мраморных обломков и установки их на предположительно предназначенных для этого места. Идущие рука об руку археологические раскопки и восстановительные работы позволили сделать целый ряд замечательных открытий. Однако в наши дни перед защитниками этого уникального памятника встают новые проблемы — начиная от многочисленных туристов, многие из которых не прочь прихватить с собой что-нибудь «на память» до негативного воздействия на камень Колизея атмосферного загрязнения, вибрации, вызванной городским движением и прочими факторами техногенного характера.
Несмотря на свою сложную историю и непростое существование в наши дни, Колизей, пусть и в виде развалин сохранил настолько величественный вид, что по результатам голосования был в 2007 году признан одним из 7 Новых чудес света.