Для чего нужен был пейджер
Что такое пейджер: расцвет и закат эпохи прародителя сотового телефона
История появления
Острая необходимость в средстве оповещения по радио мобильных подразделений экстренных служб через диспетчера – и в первую очередь полиции и пожарных – во многом способствовала появлению первых пейджеров в 20-30 гг. прошлого века. Первыми на вооружение их взяли полиция и армия США.
В середине 50-х годов британская компания Multitone разработала и ввела в эксплуатацию в одной из лондонских больниц систему персонального вызова, состоящую из передатчика кодированных сигналов и приемных устройств. Их выдавали врачам и руководящему составу лечебного учреждения. Если возникала срочная необходимость кого-либо найти, то на его приемное устройство (бипер) поступал индивидуальный звуковой сигнал, после чего абонент любым доступным способом связывался с руководством.
Как работает пейджер
Пейджер может функционировать, как часть пейджинговой (от англ. to page – вызывать) сети персонального радиовызова. Чтобы связаться с нужным абонентом необходимо вначале связаться по телефону с оператором пейджинговой компании, назвать номер абонента и продиктовать сообщение.
Далее в работу включается специальный передатчик – базовая станция, передающая сигнал нужному абоненту на индивидуальное приемное устройство, постоянно находящееся в режиме «прослушивания» эфира и откликающееся на сообщение, которое приходит на присвоенный ему уникальный номер. И уже находясь в активном режиме, пейджер отображает полученное сообщение на дисплее.
Пейджеры в СССР и России
Изначально использование пейджеров в СССР было ориентировано лишь на отдельные госструктуры, в частности, службу скорой помощи и КГБ. Именно там они впервые появились в 60-е годы.
Особенно они стали востребованы в 1980 году во время XXII Олимпийских игр в Москве. Благодаря британской компании Multitone, развернувшей сеть «Радиопоиск», удалось обеспечить координацию и взаимодействие всех служб, отвечающих за организацию и проведение ОИ-80.
Позже в середине 90-х уже в России появились первые русифицированные пейджеры общего пользования производства все той же Multitone – MIT-472. Устройство можно было приобрести за 380 долларов, ежемесячная абонентская плата составляла от 100 до 300 долларов. Помимо сообщений абонентам была доступна информация о погоде, пробках и курсах валют.
Однако в России так и не появились операторы пейджинговой связи федерального уровня. Все ограничилось небольшим количеством местных операторов, едва способных обеспечить потребности своего региона и части соседних. Полностью отсутствовало такое понятие, как «роуминг». Пользователь пейджера из-за отсутствия сим-карты также был лишен возможности подключиться к новому оператору.
К концу 90-х в крупных городах пейджерами владел каждый десятый житель, в провинции этот показатель не превышал 1 %. Пользование пейджером обходилось его владельцу от 100 до 300 рублей ежемесячно, а само устройство стоило от 800 до 3000 рублей.
Закат эпохи пейджеров
В 90-е годы у пейджеров появился серьезный конкурент, в итоге и ставший их могильщиком – сотовый телефон. Вначале ничто не предвещало столь печального конца: пейджеры вчистую переигрывали новоявленных конкурентов в плане ценовой доступности.
Однако все изменилось с удешевлением тарифов сотовой связи. Окончательным, по сути, «контрольным выстрелом», стало бурное развитие сервиса SMS-сообщений. Со временем мобильники стали доступны практически всем.
Последние из могикан
И все же несмотря на тотальное доминирование бурно развивающейся сотовой связи говорить о полном умирании связи пейджинговой не приходится.
Как сообщил Леонтий Огарок, основатель ООО «Телекомт» в интервью радиостанции «Говорит Москва», сегодня спрос на пейджеры сохраняется. Их клиенты – это крупные заказчики, использующие индивидуальные приемные устройства для оперативного оповещения персонала – речь идет о Кольской АЭС и кремлевской больнице.
Не спешат полностью избавиться от пейджеров и в США. До сих пор около 90 % американских больниц пользуются услугами этого раритета «домобильной» эпохи. Как ни странно, но пейджер до сих пор не утратил некоторые свои преимущества: он лучше ловит сеть, он надежен и автономен (его батарейка без зарядки способна продержаться более двух недель). В дополнение к сказанному – нужного человека проще найти, когда у него с собой пейджер.
А вот Япония, похоже окончательно распрощалась с пейджерами. Последний оператор Tokyo Telemessage в сентябре 2019 года сообщил своим оставшимся 1500 клиентам о прекращении отправки сообщений. Нужно отдать должное компании за то, что она поддерживала работу устройств, спустя 20 лет после прекращения их производства в 1998 году.
Мир до мобильной связи: пейджеры
Помните фильм «Брюс Всемогущий»? Где бог отправлял главному герою сообщения на маленькое электронное устройство? Сегодня мы решили вспомнить пейджер – символ достатка в России девяностых и старшего брата современных мобильных телефонов.
Что такое пейджер
Тридцатилетним может и смешно от этого вопроса, а вот нынешние школьники уже и не знают, что была такая штука. Пейджер – миниатюрный радиоприемник, который позволяет принимать короткие сообщения на определенной частоте. Все сообщения отправляются через оператора: вы звоните в операторскую, диктуете сообщение и номер абонента. А оператор отправляет сообщение адресату. Позже появились двусторонние пейджеры, которые позволяют общаться без посредников.
Первый пейджер представила компания Motorola в 1956 году. Он принимал сигналы в радиусе 200 метров и выдавал короткий звуковой сигнал, за что получил свое второе название – бипер, от английского Beep. Тогда пейджеры использовались для оснащения больниц, а с развитием технологии и увеличением радиуса действия они нашли применение в полицейских участках и службах спасения.
Кадр из клипа Eminem «Stan» (2000)
Но мировую популярность миниатюрные устройства снискали только в середине 80-х, когда в 1986 году Motorola выпустила Bravo — самую популярную модель пейджера с тремя кнопками и трехстрочным дисплеем.
В 1996 году в мире пейджерами пользовались почти 100 миллионов человек.
Как устроен пейджер
В его основе стоит радиоприемник, настроенный на определенную частоту приема пейджинговой компании и формат принимаемых сообщений. Кроме того, был декодер, микро-ЭВМ — “мозги” пейджера, несколько кнопок и позже — дисплей.
Структурная схема пейджера
В каждый пейджер встроены кэп-коды — физические адреса, личные и групповые. Личный адрес уникален для каждого устройства, а групповые одинаковы у всех пейджеров с общей языковой кодировкой. Все кэп-коды хранятся в базе данных оператора. Когда клиент звонит оператору и называет номер абонента, оператор находит его личный кэп-код и отправляет сообщение.
В разных странах пейджинговая связь работает с разными форматами. Самая распространенный — протокол POCSAG, разработанный в Великобритании в 1978 году. Он успешно применяется до сих пор, скорость передачи сообщений 512, 1200 или 2400 бит/сек.
Более скоростной протокол Flex создала Motorola в 1993 году. В нем использовалась синхронная передача данных, сообщения передавались со скоростью 1600, 3200 и 6400 бит/сек. Flex способен поддерживать более 5 млрд адресов — это в два раза больше, чем у POCSAG.
Специально для Европы был разработан протокол ERMES, полностью совместимый со стандартом связи GSM и адаптированный к другим европейским разработкам сотовых сетей. Формат был создан в рамках создания общеевропейской системы персонального радиовызова и работал в диапазоне частот 169,4 – 169,8 МГц.
Всего было три основных типа устройств: тональные — пейджеры первого поколения, они же биперы, цифровые — передавали информацию только в цифровом виде и текстовые — с помощью которых можно было отправлять сообщения.
Последним словом в развитии пейджинга стали твейджеры: оснащенные qwerty-клавиатурой, с двусторонней связью, они позволяли общаться без посредников. Первый твейджер Tango выпустила Motorola совместно с национальным американским оператором SkyTel в 1996 году. Но уже тогда было понятно, что век маленьких пищащих устройств заканчивается — мир активно завоевывала мобильная связь.
Кадр из фильма «Нулевой эффект» (1998)
Пейджеры в России: Пепси, пейджер, МТV
Пейджинговая связь появилась в СССР к концу 60-х – ей пользовались сотрудники «скорой» и некоторых госструктур. В 1979 году, во время подготовки к Олимпиаде-80, английская компания Multitone развернула в Москве сеть «Радиопоиск», которая работала на частоте около 43 МГц. Она решала задачу быстрой передачи команд исполнителям торжеств и координировала их действия.
Широкая общественность пейджерами не пользовалась до самого распада Советского Союза.
Если денег не было, а выделиться хотелось, то желающие покупали электронные часы, похожие на пейджер, и гордо вешали их на пояс.
По всей стране насчитывались десятки пейджинговых компаний: федеральных операторов не было, а количество региональных сильно отличалось в зависимости от региона.
Качество связи зависело от количества передатчиков у оператора, их мощности и расположения. Например, на Останкинской башне работали передатчики мощностью 350 Ватт и радиусом покрытия 70-80 км. В конце 90-х использовались передатчики Motorola или их отечественные аналоги ЖМ-300. Иногда на них ставили усилители.
Каждый оператор работал на своей частоте. Компания закупала пейджеры, запрограммированные на эту частоту и настраивала на нее передатчики. Либо можно было заказать свободные пейджеры, и потом настроить их на свою частоту. Но этот вариант более долгий, т.к. в основном устройства привозили из Юго-Восточной Азии.
Почти весь рынок разделили между собой 11 крупных компаний: “Мобил-Телеком”, “Вессо-Линк”, “Информ-Экском” и другие. На долю мелких операторов осталось 3% от всего объема клиентов.
По данным Госкомсвязи (ныне Минкомсвязи РФ) за период с 1994 по 1996 год количество абонентов увеличилось в 20 раз, и к началу 1998 года в России пейджинговой связью пользовались около 300 тыс. человек. Более 70% рынка было сосредоточено в Москве и Санкт-Петербурге: в столице пейджерами пользовался 1,1% населения, в Питере — 0,6%. К 2000 году планировалось увеличить число клиентов в три раза. Но этим планам было не суждено сбыться.
В начале нулевых мобильные телефоны начали активно вытеснять пейджеры с российского рынка связи. Еще в 2000 году Децл вещал юному поколению: «Пепси, пейджер, MTV, подключайся!», а в 2005 мобильники были уже у 80% населения. В 2007 году вышел первый iPhone.
О пейджерах забыли.
Пейджеры сегодня
В массовом сознании маленькие черные коробочки давно вытеснили современные смартфоны, но пейджеры до сих пор живы. Ими пользуются сотрудники больниц для экстренной связи, МЧС, МВД, крупных центров обслуживания автомобилей, некоторых АЭС.
В Штатах пейджерами пользуются в больницах, службах спасения, полиции – можно сказать, что они вернулись домой после своего шествия по миру. Получив сообщение, доктор стремится в операционную, спасатели — на вызов, сотрудники полиции — на место происшествия.
Сегодня в Москве работают две пейджинговые компании – Телекомт и Информ-Экском. Мы пообщались с человеком, который занимается этим видом связи с 1993 года, и вот что он нам рассказал.
Плотность покрытия пейджинговой вышки больше: она работает там, где не ловит сотовая связь, а шлюзы не так нагружены, поэтому передать экстренное сообщение на пейджер получится быстрее. Устройство не нужно заряжать, только менять батарейку типа ААА примерно раз в месяц.
Частные системы пейджинговой связи полностью подконтрольны заказчику: они созданы под его требования, не зависят ни от сотовых операторов, ни от перегрузок энергетических сетей и могут долго работать при отсутствии централизованного энергообеспечения.
Сегодня пейджинговая связь дешевая – ежемесячная абонентская плата начинается от 170 рублей в месяц, при этом деньги со счета украсть невозможно. Цена на сам пейджер колеблется от 700 до 2000 рублей. Все эти преимущества, по мнению оставшихся пейджинговых операторов, не дадут окончательно вытеснить пейджеры с рынка.
Пейджеры — как это было…
Изобретатель пейджеров в 30-х годах прошлого века лежал в больнице, и его смущало, что врачей оповещали об экстренных ситуациях через громкую связь. Это беспокоило его настолько, что он с коллегами придумал машинку, которая периодически пищала.
Звуки предупреждали о необходимости идти на пост, в ординаторскую, когда что-то случилось. Лишь во второй половине 20 века на экране начали появляться сначала цифры, а потом слова.
Как это работало
Откуда фразы приходили на устройство, если кнопок для их печати не было? Принцип работы был очень интересным, непонятным для современных людей. Но на тот момент эта система была самой прогрессивной, новой и удобной.
Что нужно было сделать в 90-е, чтобы отправить сообщение
Часто приходилось отсылать несколько одинаковых сообщений с разным временем, потому что если пейджер отключен, то сообщения просто не доходят.
Какие действия выполняет оператор пейджинговой связи
Часто голос абонента было плохо слышно, операторы путали слова, получались курьезные или скандальные случаи, когда приходил текст «Галчонок, пусто тебе гадкая волчица». Трудно догадаться было, что на том конце провода имели в виду «Зайчонок, пусть тебе сладко спится». Так помехи могли вершить человеческие судьбы.
Популярность устройства в России
Во всем мире пейджеры начали закупать массово в 80-е годы. В Советском Союзе операторов, поддерживающих сети, не было. Поэтому расцвет популярности этого средства связи в России пришелся на 90-е, как и закат. Сотовые телефоны к тому времени уже изобрели. Но они были доступны только тем, у кого зарплата выше средней. Пейджеры же оказались по карману по стоимости аппарата и тарифам для всех.
Совсем бюджетным, но не работающим вариантом, подходящим не для поддержания связи, а для укрепления собственного авторитета, являлись часы, похожие на пейджер, которые крепились на пояс. Не каждый спросит, но каждый увидит. Так обычный человек из 90-х превращался в Мачо или Денди.
Но в 1998 году сотовые компании переориентировали свою деятельность на обычных людей, стали дешевле. Так пейджеры ушли в небытие.
Пепси, пейджер, MTV
Реклама, которая повысила рейтинг устройства у россиян. Децл предлагал заглянуть под крышку «Пепси» и выиграть пейджер. Музыкальный канал МТВ поддерживал идею рэпера.
Работают ли пейджеры сейчас
Сейчас действующих операторов, которые обеспечивают связь посредством общения по пейджеру, очень мало. К ним относятся Информ Экском, Вессолинк, Мтелеком и другие. В каждом городе они разные, а могут вообще отсутствовать. Госслужбы, такие как МЧС и подобные структурные подразделения, пользуются пейджерами до сих пор. Вышки пейджинговой связи надежнее сотовых и радиус воздействия более обширен. Можно общаться там, где нет сотовой связи. Во многих развитых странах пейджинг на постоянной основе применяет полиция и скорая помощь.
Как купить пейджер сегодня
Он легче телефона и компактнее. Посылать сообщения можно с сайта или приобрести специальные модели с клавиатурой, по которым можно переписываться без участия третьих лиц. Подобная техника подходит для любителей коллекционировать раритетные вещи, являющиеся символом эпохи. Для дела лучше приобрести новый пейджер.
Средняя стоимость колеблется от 3-х до 10-ти тысяч. Для коллекции можно приобрести пейджер б/у. Нерабочие модели по цене от 100 рублей. Бипер, который включается и функционирует, обойдется в пределах двух тысяч рублей. Подходящие варианты легко найти на Авито или Юле.
Пейджеры — это свобода, которой сейчас нет. Ностальгируем по маленьким пищащим коробочкам
Эпоха пейджеров давно прошла, от нее остались лишь воспоминания. По крайней мере, в Беларуси. Во многих странах с развитым телекоммуникационным рынком эти средства связи до сих пор используются. Почему? Они более устойчивы к сбоям и значительным нагрузкам, по этой причине пейджеры применяются службами спасения, медиками, сервисными службами и так далее.
Нам же остается лишь вспоминать эти пищащие коробочки, внешний вид которых у молодого поколения вызовет, скорее всего, вопрос «что это?». Или, как в случае с кассетным плеером, «зачем оно нужно, когда есть мобильник?». Да, мобильные телефоны, а затем смартфоны вытеснили «теплые ламповые» пейджеры из нашей жизни, но от ностальгии никуда не деться.
«Неки», «Моторолы», крутые 4-строчные пейджеры, не прижившиеся 7-строчные, мемы (в прошлом их называли «перлами»), родившиеся во время диктовки сообщений операторам, а затем транслировавшиеся по радио… Целый пласт культуры, ставший историей.
«Ты забыл пейджер дома», — любящая мама или бдительная супруга могли отправить и не такое.
Onliner.by решил вспомнить, как это было: сложнее всего оказалось найти человека, который стоял у истоков «белорусских пейджеров» и заручиться согласием вспомнить былое. Некоторые бывшие сотрудники пейджинговых компаний занимают высокие посты в компаниях, предоставляющих услуги сотовой связи, и с трудом могут найти время пообщаться, кто-то не хочет ворошить прошлое.
Однако нам все же удалось связаться с Игорем Кривоносом, отработавшим гендиректором одной из наиболее продвинутых во всех смыслах пейджинговых компаний того времени — «РадиоПейдж». Много воды утекло с тех пор: все же эра пейджинга в Беларуси завершилась больше 10 лет назад, но есть что вспомнить.
«Официально» пейджеры появились в Беларуси в середине 90-х годов прошлого века — позже, чем в остальном мире, но свою аудиторию они успели обрести. «Как все передовое, пейджеры до нас добрались с опозданием», — вспоминает наш собеседник.
В определенный момент в стране работало семь компаний, что для локального рынка связи много. До прихода на рынок velcom в 1999 году все шло как нельзя лучше, да и с началом работы этого оператора ситуация не сильно изменилась: мобильники были дорогими, как связь. Ну а «БелСел» был «первым» и одновременно «оператором для избранных».
Пейджеры стали символом делового человека, технического прогресса — устройства были более массовым продуктом, чем телефоны, давали новое чувство мобильности, обеспечивали постоянно связь с миром. Сейчас это звучит смешно и даже нелепо, но в те далекие времена все выглядело иначе.
«Да, в 2000-м уже наблюдался некоторый спад, но он не был особенно заметным: цена на пейджинг оставалась привлекательнее, чем на сотовую связь. А вот начиная с 2003 года, то есть после прихода МТС в 2002-м с его 30 рублями за минуту — и это без НДС, случился резкий провал».
«Может, это звучит странно, но тогда была большая категория людей, которая принципиально хотела иметь именно пейджер, — рассказывает Игорь. — В односторонней связи была своя прелесть. Представьте: специалист, который должен только получать информацию, не более того. Сейчас люди просто болтают по телефону. Да и в пейджере есть элемент свободы: сообщение можно было „не заметить“ („не дошло“, „дошло не полностью“ — нужное подчеркнуть), чего не сделаешь с мобильным звонком».
Несмотря на спад, система оставалась прибыльной и окупаемой. По словам эксперта, в Канаде, США, Австралии и Китае наблюдался бум пейджинга, когда в Беларуси он терял актуальность. Объяснение тому простое: с помощью данной технологии можно покрыть большие площади. Вышка, установленная в Минске на Партизанском проспекте, например, добивала до Барановичей — радиус порядка 120 км.
Покрытие было качественным (с определенными оговорками, конечно), но приходилось использовать и дополнительные устройства для усиления сигнала. И если были специальные антенны, высокообразованные Кулибины придумали свой вариант, или, как теперь принято говорить, лайфхак: обмотать пейджер проволокой, а конец вытянуть вверх — индуктивная связь делает свое дело. У студентов были свои «лайфхаки»: они использовали пейджеры для сдачи экзаменов — начинались времена высокотехнологичных шпаргалок.
Сегодня стоит больших трудов отписаться от кучи информационных сервисов, рассылок, но и во времена пейджеров также работали различные поставщики контента, который можно было получать как бесплатно, так и за деньги. Прогноз погоды, рассылка анекдотов…
Пейджинговые абоненты с удовольствием подписывались на них и радовались писку, раздававшемуся, когда поступало сообщение. Главное, чтобы это произошло на виду у всех, и тогда можно было сделать умный вид делового человека (конечно, действительно деловые люди относились к устройству иначе). «У нас даже был договор с „колдуньей“ — мы ее так называли. Она составляла нам гороскопы», — усмехается Игорь. Для корпоративных клиентов операторы предлагали свои «плюшки». Например, большой начальник мог объявить общий сбор, устроив одним звонком «спам»-рассылку для всех подчиненных.
Сколько же было абонентов у пейджинговых компаний? Сейчас такую статистику найти сложно, но тот же «РадиоПейдж» выдавал номера, начинающиеся со 120 тыс. Сюда добавить абонентские базы остальных операторов — и выйдет немалая аудитория. Сложно представить, что они вытворяли…
«Самое веселое время начиналось под вечер. Муж должен вернуться домой, а его все нет. Жены начинали разыскивать своих мужиков — и что они только ни диктовали… Самые интересные сообщения мы сохраняли [смеется — прим. Onliner.by]».
Трудно предположить, но в кол-центре компании в пик ее активности работало до 120 операторов, которые слышали немало забавного. При этом они пытались обходить острые углы всеми доступными способами: встречались подогретые спиртным (или эмоциями) личности, которые ну совершенно не стеснялись в выражениях, а вот адресат всех тонкостей такой речи мог и не оценить.
«„А давайте заменим слово «скот» на «ты нехорошее или грязное животное»“, — приходилось выходить из сложных ситуаций примерно так, — пояснил Игорь. — Проще говоря, нужно было искать компромисс между требованиями законодательства и интересами клиента. Конечно, иногда было сложно доказать звонящему, что написать „сволочь“ — это не очень вежливо. „Да какой он «нехороший человек» — он настоящая сволочь!“».
Кстати, работали на телефоне только девушки: для парней эта работа не особенно подходила по ряду причин, да и клиентам было комфортнее разговаривать с девушками.
Почему пейджеры вымерли в Беларуси?
Интересно, но сами операторы понимали, что неконтролируемая конкуренция может погубить весь бизнес: чрезмерный демпинг, например, плохо скажется на направлении в целом. Тем, кто игнорировал негласные правила, мягко указывали на ошибку. «Надо было избегать крайностей — монополии и бездумной конкуренции, когда участников рынка слишком много».
«Примерно в 2004 году, не могу сказать точнее, было принято положение, согласно которому вводились жесткие правила по оплате используемого частотного ресурса», — рассказывает наш собеседник. Тогда вовсю работали два сотовых оператора, что, вероятно, подтолкнуло регулятор к определенным шагам. Однако в расчет не принималось то, что пейджинговые операторы имели несоизмеримо меньшую прибыль и не эксплуатировали широкий частотный диапазон.
«Формула расчета была такова, что практически все деньги уходили на оплату частотного ресурса и компании начали закрываться. Первой закрылась MDF, ушли мелкие операторы, которые даже не успели пробиться, мы были одними из последних». Также не удалось протолкнуть идею двухстороннего пейджинга — ее зарубили на корню, да и сотовые операторы, вероятно, активно продвигали свои интересы.
Были попытки переориентировать бизнес, но особого успеха никто не добился. Некоторые услуги — например, GPS-трекинг грузов и автомобилей — не прижились (хотя были положительные результаты по «отлову» угнанных авто). Вероятно, рынок на тот момент не созрел к таким технологичным решениям, да и цена за оборудование казалась высокой. Кто-то ушел в провайдеры интернета, кто-то занялся поставкой развлекательного контента для сотовых абонентов. Но что было, то было.
Сегодня в Беларуси есть компании, в которых действует внутренний пейджинг, вероятно, кто-то предоставляет услуги ограниченному кругу клиентов: лицензию на данный вид деятельности получить можно, технически обеспечить также не проблема.
Остается вопрос: как скоро вымрут мобильники и что придет им на смену?