Для чего нужен черновик в школе
Все плюсы и минусы использования ЧЕРНОВИКА при выполнении домашнего задания
Черновик – палочка-выручалочка, которая пригодится ребенку
Наверняка каждый из нас помнит, как мама заставляла делать уроки и писать сразу все в черновике. А помните промокательную бумагу? Сегодня все как-то изменилось. Многие мамы и слышать не хотят об использовании черновика, да и промокашки куда-то пропали…Как же правильно выполнять домашние задания: сразу в тетрадь или же в черновике?
Как дома учить уроки
Не секрет, что в стенах школьного заведения все ребята стараются, пытаются написать все аккуратно, чтобы не упасть в грязь лицом перед товарищем и порадовать учителя. А вот уж придя домой, школьники совершенно забывают обо всем на свете, хотят как можно быстрее сделать задание и пойти гулять или же засесть за компьютерную игру. Родители не против, ведь что может быть лучше, когда ребенок сам садится за уроки и не отвлекает родителей. Итог такого поведения печален: плохие оценки, жалобы учителя на неорганизованность и неаккуратность школьника.
Запомните – ученикам начальных классов нужна помощь! Именно на домашние задания учителя возлагают большие надежды. Дома у каждого родителя есть возможность уделить внимание ребенку, объяснить недопонятое. Хорошо, если у вас есть возможность сесть рядом с ребенком и выполнить задание вместе, если же вы проводите время с чадом от случая к случаю, то подумайте, как усовершенствовать систему контроля знаний. Возможно, вам пригодятся черновики.
Какие существуют варианты выполнения домашних заданий
И конечно же в самом использовании черновика есть и плюсы и минусы.
Польза от черновиков:
Минусы черновика:
Итог: черновик – это совершенно не пережиток прошлого, а именно нужная палочка-выручалочка, которая пригодится и вашему ребенку. Всегда приучайте своего школьника к аккуратности, потому что это позволит в будущем быть более организованным.
Новое видео:
Новое видео:
Зачем нужен черновик ребенку
Черновик – пространство для размышлений, ошибок, предположений. Место, где можно пробовать что-то, ошибаться, дурачиться. Потому что никто не увидит и не оценит, не посмеется. Именно так сегодня чаще всего воспринимают его наши школьники.
⠀
Но совсем недавно черновик имел гораздо более весомый формальный статус, он официально использовался при оценке экзаменационной работы, прикладывался к чистовику и в случае, если в черновике решение или ответ были верными, а при переносе в чистовик была допущена ошибка, отметку могли не снижать
Есть ли черновику место в школьной жизни?
Да, даже на экзамене черновиком пользоваться можно. Но работа в нем никак не учитывается. И мнение взрослых, окружающих ребёнка, однозначно складывается в пользу того, что предъявлять на проверку нужно только начисто, красиво переписанные задания. Есть у нас, взрослых, какая-то сверхзависимость от внешнего – чтобы было красиво, чисто, без единой помарочки и исправления! Часто в ущерб содержательному. Не говоря уже о безумном количестве времени, затраченном на переписывание.
⠀
Но в жизни черновиков не бывает. Каждое мгновение нашей жизни неповторимо и невосполнимо. Не получится сначала попробовать пожить, а потом все перепрожить «начисто», выкинув неудачный черновик своей жизни.
Хорошо, если школьник поймёт это как можно раньше.
Ценность черновиков
У черновиков всё же есть и ценность – это та информация, которую они несут в себе. Именно условные неудачи ребёнка на пути поиска правильного решения могут очень многое рассказать учителю о тех трудностях, на которые стоит обратить внимание.
⠀
Иногда именно черновик может продемонстрировать педагогу умение ребёнка искать собственные пути решения, пытаться мыслить без шаблонов.
⠀
Есть ли будущее у черновиков? С развитием цифровых технологий, скорее, нет. Так же, как и у чистовиков.
⠀
Для чего нужен черновик в школе
Черновик – пространство для размышлений, ошибок, предположений. Место, где можно, не стесняясь внешней оценки, пробовать что-то, ошибаться, дурачиться. Потому что никто не увидит и не оценит, не посмеется. Именно так сегодня чаще всего воспринимают его наши школьники.
Но совсем недавно черновик имел гораздо более весомый формальный статус, он официально использовался в оценочных процедурах – когда на выпускных экзаменах черновик прикладывался к чистовику и в случае, если в черновике решение или ответ были верными, а при переносе в чистовик была допущена ошибка, отметку могли не снижать, засчитав правильным решение, зафиксированное именно в черновике.
Что же сегодня? Есть ли черновику место в школьной жизни?
Да, даже на экзамене черновиком пользоваться можно. Но работа в нем никак не учитывается на экзамене. И мнение взрослых, окружающих ребенка, однозначно складывается в пользу того, что предъявлять на проверку нужно только начисто переписанные, красиво записанные задания. Есть в нас, взрослых, какая-то сверхзависимость от внешнего, от упаковки. Зачастую в ущерб содержательному.
Да, в жизни черновиков не бывает. Каждое мгновение нашей жизни неповторимо и невосполнимо.
Не получится сначала попробовать пожить, а потом все перепрожить «начисто», выкинув неудачный черновик своей жизни.
Хорошо, если школьник поймет это как можно раньше.
Но я бы не стал так просто отбрасывать черновики. Они ценны той информацией, которую несут в себе. Именно условные неудачи ребенка на пути поиска правильного решения могут очень многое рассказать учителю о тех трудностях, на которые стоит обратить внимание&
Иногда именно черновик может продемонстрировать педагогу умение ребенка искать собственные пути решения, пытаться мыслить нешаблонно.
Это то, что стоит заметить и поддержать. Не говоря уже о том, что психологи и графологи тоже очень многое про ребенка могли бы увидеть из анализа его черновых записей.
Есть ли будущее у черновиков? Уверен, что нет. Так же, как и у чистовиков.
И в этом нет ничего плохого. С развитием цифровых технологий, накоплением больших массивов данных об образовательном пути школьника мы сможем зафиксировать каждый его цифровой след. Увидеть все его ошибки, все его инсайты, и это поможет правильно вместе с ним и его семьей выстроить его образовательный маршрут.
Factinteres
Интернет-журнал
Нужно ли делать уроки (домашние задания) на черновике
И вот он долгожданный момент – в семье появился ученик! Мамы и папы (чаще, конечно, мамы) задаются вопросом: «Нужно ли делать уроки сначала на «черновике», а только потом записывать в тетрадь «чистовую» или сразу писать в «чистовик»? Действительно важный вопрос.
Для родителей тех детей, которые посещают очень много дополнительных секций этот вопрос вообще не поднимается – времени на написание работы по нескольку раз не находится, а вот для более не занятых мам и их чад – это остро стоящая проблема.
Почему мы пишем работы на «черновике»?
Да, безусловно, в каждом человеке есть немного перфекционизма, но главное понять, что это всего лишь домашнее задание, и его главная цель закрепить навык, полученный на уроке в школе. Ученик должен уметь писать аккуратно, но даже если школьник допустил помарку – ничего страшного в этом совершенно нет. Он ведь только учится, и уметь аккуратно исправлять ошибку – это тоже необходимое умение. Особенно это касается заданий по русскому языку – когда ребятам приходится переписывать тексты упражнений по нескольку раз. А если посмотреть под другим ракурсом – разве кому-нибудь нравится делать одну и ту же, возможно, совершенно не интересную работу по нескольку раз? Ответ здесь однозначен – нет. Так для чего принуждать своего ребёнка прилагать такие абсолютно ненужные усилия? Зачем превращать выполнение домашнего задания в «каторгу» и тем самым убивать интерес ребёнка к обучению.
Как обойтись без черновика?
Если это касается русского языка – то многие упражнения нацелены на формирование грамотности – отработку орфограмм и постановку знаков препинания. Возьмите карандаш и проставьте и то и другое – устно объяснив выбор. Это будет более эффективное выполнение упражнения – ребёнок задумается, почему он выбрал ту либо — иную букву. Почему поставил запятую именно в том месте. А затем спокойно перепишет выполненное задание в тетрадь. Он не будет уставшим, и почерк будет лучше, а выполнение задания более приятным. Вы оба удивитесь, как приятно выполнять задания именно этим способом. Конечно, не стоит забывать о сочинениях и изложениях – но здесь без предварительного написания никак. Но перед этим необходимо составить план и устно проговорить будущую работу.
Математика. Простые примеры можно просчитать устно. Если примеры сложные, то достаточно просчитывать отдельные примеры на черновике и то, только в том случае если в этом есть потребность у ребёнка. Решение задач можно выполнять в чистовик, предварительно устно обговорив способ, которым воспользуется Ваш ученик. Бывают моменты, когда необходимо изобразить графически или схематично решение задачи – тогда ребенок должен сделать это и, не обращайте внимания на аккуратность. Здесь иная задача – найти способ решения, а аккуратно его записать можно уже и в «чистовик».
Пожалуй, математика и русский язык – это именно те предметы, по которым наиболее часто пользуются черновиком. Даже если в большинстве случаев такой способ совершенно не оправдан. Учитесь с удовольствием!
Зачем нужен черновик
Спрашиваю детей, знают ли они, зачем нужен черновик. Ответы на удивление похожи: «Черновик нужен, чтобы родители проверили ошибки. С черновиками пишут домашние сочинения». Задаю следующий вопрос: «А если есть выбор: писать с черновиком или без него, ты что выберешь?» Ответ: «Да ну его! Конечно, без черновика. Лишняя писанина!»
Работе с черновым вариантом текстов детей нужно учить. Написанный вчерне текст — это ценный материал, который фиксирует ошибки, неудачи, недоработки, показывает все слабые места. У каждого свои проблемы: один не умеет излагать мысли логично; другой слишком многословен; третий с трудом формулирует мысль, неточно использует слова; четвёртый захлёбывается в эмоциях и оценках; пятый пишет категорично и бездоказательно, шестой. Поверьте, продолжать можно долго. Оценивая черновой вариант своей работы с различных точек зрения, ребёнок учится деятельностному подходу. За вопросом: «Что неудачно в работе?» естественно следует другой: «Как это можно изменить?»
Занимается ли этим школа? Нет. Учи ´ теля не интересует, был ли черновик при написании домашнего сочинения. Он не объясняет, как проверять и редактировать свой текст. Наличие черновика предусмотрено ГИА и ЕГЭ, но это формальное условие. Как действует старшеклассник? Пишет сочинение. Находит и исправляет ошибки. Если сомневается в написании какого-либо слова, меняет его на синонимичное. А потом переписывает работу на чистовик (или беловик, кто как называет). При переписывании, кстати, часто делает новые ошибки, так как думает не о том, о чём нужно, а в лучшем случае — о почерке. А это значит, что многие другие важные аспекты работы упускаются.
Плохо ли это? Конечно, плохо. В школе учитель выставляет отметки. Иногда зачитывает самые удачные работы в классе. Слабым ребятам это практически ничего не дает. Допустим, я учусь в школе. Вот я получила тройку за содержание сочинения. А потом мне прочитали чужую работу. Возможно, это очень хорошая работа. Допустим, мне она понравилась. Смогу ли я в результате написать так же хорошо? Естественно, нет. Оценки и образцовые работы помогают сориентироваться, но работать не учат. Учитель не видит, как шёл процесс работы, не может оценить прогресс.
А вот если бы, проверив работу, учитель объяснял, что в ней хорошо, а что плохо, что получилось, а что нет, а потом учащийся должен был бы свою работу продолжить: что-то из нее выбросить, написать новые куски, отредактировать неудачные формулировки, развить доказательства своей точки зрения, поискать слова, точнее выражающие мысль, ответить на вопросы, которые предложил учитель, — то это была бы работа с черновиком. Она бы способствовала раскрытию потенциала ребенка, его возможностей.
Проведите эксперимент. Вместо того чтобы проверить ошибки в домашнем сочинении сына или дочери, попробуйте вместе поработать над черновиком, проанализируйте получившийся текст с разных точек зрения.
Схема работы
1. Содержание работы
Обсудите, соответствует ли работа замыслу и плану сочинения. Если в сочинении упущены существенные моменты, задайте вопросы, пусть ребенок обдумает свои ответы на них и сформулирует необходимые вставки. Возможно, какие-то фрагменты работы стоит сократить: не всегда то, что пишут ребята, относится к теме. Логика пишущего и логика воспринимающего текст – это две разные логики. То, что очевидно для автора сочинения, может остаться непонятным для читателя. Полезно отстраниться от своего текста и оценить черновой вариант работы с позиции читателя.
2. Целостность, логичность, связность, доказательность изложения
Проверьте, правильно ли текст разбит на абзацы. Нет ли в изложении смысловых противоречий? Нет ли логических ошибок? Связаны ли части работы по смыслу и формально, то есть языковыми средствами? Как оформлены логические переходы от одной части работы к другой?
3. Речевое оформление работы
4. Грамотность
Проверка ошибок: орфографических, пунктуационных, стилистических.
Редактирование текста должно сделать его более чётким, стройным и ясным. На основе черновика нужно написать новый вариант сочинения, в котором будут учтены и исправлены все недостатки, которые стали очевидными в результате проведённого анализа. Сравнение нового варианта с первоначальным наглядно покажет, что работа с черновиком принесла плоды.