Для чего нужен читательский дневник в начальной школе
Читательский дневник школьника. Зачем он нужен?
Закончился учебный год и все школьники получили списки произведений для летнего чтения. Как правило, вручая списки произведений, учитель требует, чтобы все прочитанное летом было записано в Читательский дневник. И это требование вести Читательский дневник часто вызывает возмущение родителей, а следовательно, и ребенок начинает негативно относится к этому и не выполняет требования учителя. Конечно, ни к чему хорошему это не приведет.
Давайте же разберемся, зачем и кому нужен Читательский дневник.
Дети читают произведения не для того, чтобы забыть, а для того, чтобы вынести из любого произведения какую-то мысль, узнать что-то новое для себя. Кроме этого, очень часто в школе проводятся различные конкурсы, викторины, интеллектуальные марафоны, в которых необходимо вспомнить все, что когда-то читал. Если ребенок прочитал и забыл, то, конечно, он ничего и не вспомнит. Т.е. книга была прочитана впустую, в голове ничего не осталось.
«Моей это не надо, и делает из-под палки. Любви к чтению у нее это не прибавляет». Конечно, если ребенок делает из-под палки, то положительных эмоций это не вызовет. Да и Читательский дневник не предназначен для развития любви к чтению. У него совершенно другая цель – научить ребенка делать выводы из прочитанного, помочь ребенку лучше запомнить и понять произведение.
Так зачем же все-таки нужен Читательский дневник?
В начальной школе ученикам очень трудно сформулировать свою мысль не то, что письменно, но и даже устно. Попросите ребенка сказать, о чем он прочитал. В лучшем случае, ребенок начнет очень подробно пересказывать текст и это затянется на долгое время. А сказать одним предложением, о чем написано в этой сказке, чему учит этот рассказ или главную мысль текста выразить ученики 1- 2 и часто даже и 3-4 классов не смогут. Они просто это не умеют делать.
При ведении Читательского дневника ребенку надо главную мысль записать в отдельной графе и выразить в 1-2 предложениях. Значит, ребенок учится делать вывод и выразить его очень короткой фразой.
Делая анализ произведения, формулируя вывод, ребенок лучше запоминает смысл произведения и при необходимости он легко вспомнит это произведение.
Читая различные произведения и записывая общее содержание в читательский дневник, ребенок тренирует не только навыки письма, но и учится анализировать произведение, выделять основную мысль автора, понять, что же своим произведением автор хотел донести до читателя. Ребенок развивает читательские навыки, культуру читателя.
Как же оформить читательский дневник?
Единого требования к оформлению читательского дневника в школе нет. Поэтому каждый учитель вводит свои требования. Я покажу, как я требую вести Читательский дневник, а вы уже сами выберете форму ведения дневника.
Главная цель ведения Читательского дневника – не нагрузить ребенка и родителей дополнительной работой, а научить делать выводы и развивать культуру читателя. Следовательно, требования к Читательскому дневнику исходят из этой цели. Поэтому мои требования к о формлению минимальны. При ведении читательского дневника надо сразу после чтения произведения или главы, если произведение большое, записать свои выводы.
Для Читательского дневника мы берем самую обычную тетрадь, лучше не очень тонкую, чтобы хватило на весь год, а не только на лето. Расчерчиваем на несколько колонок:
♦ «О чем?» Здесь ребенок с помощью родителей записывает в 1-2 предложения основную мысль текста.
При регулярном заполнении это не занимает много времени, но хорошо закрепляет в памяти ребенка произведение. А затем, когда в учебном году, мы проводим викторины, внеклассное чтение, дети обращаются к своему Читательскому дневнику и вспоминают, какие рассказы Н.Носова они читали, какие герои есть в сказках, авторов произведений и другие данные.
Причем, если произведение большое, а ребенок читает медленно, то можно записывать не только главы, но и номера страниц, если глава очень большая и читается не один день.
Научите своего ребенка вести Читательский дневник с первого класса, помогите ему во втором, а дальше ребенок будет это делать сам. Затрачивая совсем немного времени на заполнение Читательского дневника, Вы научите ребенка анализировать прочитанное, лучше понимать и запоминать книги, сформируете культуру читателя.
Интересно узнать и Ваше мнение по вопросу ведения Читательского дневника. Как Вы его ведете?
Роль читательского дневника в начальной школе
Роль читательского дневника в начальной школе
Я к вам обращаюсь, товарищи, дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!
Сейчас, в современных ритмах бурной жизни, которая наполнена такими интересными вещами, с точки зрения детей, как сотовый телефон, планшет, игровые приставки, компьютер, совсем нет места книге, обычной, не электронной. Дети уже с детсада подсажены на гаджеты, и всё их свободное время уходит на эти игры. С приходом в школу учителю достаточно сложно обратить внимание ребёнка на книгу, на её прочтение. Ученику достаточно учебника по литературному чтению и в школе, и дома. Прочитать какое-либо произведение, данное не на уроке, родителям приходится заставлять детей читать. Поэтому в начальных классах ведение читательского дневника является обязательным.
— формировать у школьника умение ориентироваться в книге и среди книг;
— формировать умение анализировать прочитанные произведения;
— знакомить детей с доступным для самостоятельного чтения кругом детской литературы;
— учить выбирать нужную книгу в библиотеке;
— воспитывать желание читать книги, задумываясь и размышляя над прочитанным;
— повысить технику чтения;
— применять детские книги для воспитания школьника.
Зачем же нужен читательский дневник?
Читательский дневник не предназначен для развития любви к чтению. У него совершенно другая цель – научить ребенка делать выводы из прочитанного, помочь ребенку лучше запомнить и понять произведение.
В начальной школе ученикам очень трудно сформулировать свою мысль не то, что письменно, но и даже устно. Попросите ребенка сказать, о чем он прочитал. В лучшем случае, ребенок начнет очень подробно пересказывать текст и это затянется на долгое время. А сказать одним предложением, о чем написано в этой сказке, чему учит этот рассказ или главную мысль текста выразить ученики 1- 2 и часто даже и 3-4 классов не смогут. Они просто это не умеют делать.
При ведении читательского дневника ребенку надо главную мысль записать в отдельной графе и выразить в 1-2 предложениях. Значит, ребенок учится делать вывод и выразить его очень короткой фразой.
Делая анализ произведения, формулируя вывод, ребенок лучше запоминает смысл произведения и при необходимости он легко вспомнит это произведение.
Некоторые дети очень любят читать Энциклопедии. В таком случае, они записывают название энциклопедии, название статьи и конечно, о чем ребенок узнал.
В начальных классах можно помогать ребенку вести дневник, так как это может быть слишком сложным для него. Более того, можно даже читать вместе и по ходу чтения обсуждать книгу, героев, события и заполнять дневник.
Таким образом, ведение читательского дневника – весьма полезное и интересное занятие, которое положительно влияет на развитие ребёнка. Но чтобы это задание приносило максимум удовольствия, юному школьнику необходимо уделить достаточно внимания оформлению дневника. Тогда дневник станет любимой книжкой для ребёнка.
Как же оформить читательский дневник?
Единого требования к оформлению читательского дневника в школе нет. Поэтому каждый учитель вводит свои требования. Я покажу один из примеров ведения читательского дневника в 3 классе.
3.Жанр (рассказ, басня, стихотворение, сказка, загадка…)
5.Краткое содержание (о чём? 1-2 предложения основной мысли текста)
6. Работа со словарём (объяснить значение непонятных слов)
Правила ведения дневника
Записывайте информации о книге сразу после чтения.
Если рассказ объёмный и на его чтение ушло несколько дней, то в графе «дата» указывайте, когда вы приступили и закончили читать произведение.
Дневник должен быть оформлен красивым почерком, без помарок и ошибок.
В конце краткого содержания напишите мнение о прочитанном.
Если произведение понравилось, и хочется порекомендовать его друзьям, то нужно указать почему.
Кто любит рисовать, можно делать иллюстрации к произведениям. Картинки помогут быстрее запомнить содержание, улучшат внешний вид дневника. Лучше рисовать иллюстрации самостоятельно. Тогда будет задействована и зрительная память. Отдельно можно сделать кроссворды, сканворды, задачки, также написать письмо автору книги или героям.
Не нужно переписывать сокращённое содержание книг, указанное в учебнике.
Зачем нужен читательский дневник. Разъяснение для родителям.
Зачем же все-таки нужен
«ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК»?
В начальной школе ученикам очень трудно сформулировать свою мысль не то, что письменно, но и даже устно. Попросите ребенка сказать, о чем он прочитал. В лучшем случае, ребенок начнет очень подробно пересказывать текст и это затянется на долгое время. А сказать одним предложением, о чем написано в этой сказке, чему учит этот рассказ или главную мысль текста выразить ученики 1- 2 и часто даже и 3-4 классов не смогут. Они просто это не умеют делать.
При ведении Читательского дневника ребенку надо главную мысль записать в отдельной графе и выразить в 1-2 предложениях. Значит, ребенок учится делать вывод и выразить его очень короткой фразой.
Делая анализ произведения, формулируя вывод, ребенок лучше запоминает смысл произведения и при необходимости он легко вспомнит это произведение.
Записывая автора произведения, главных героев, ребенок запоминает эти данные. Если это произведение будет читаться на внеклассном чтении, при проведении конкурсов, викторин, ребенок, пролистав свой читательский дневник, легко вспомнит и героев произведения, и сюжет.
Читая различные произведения и записывая общее содержание в читательский дневник, ребенок тренирует не только навыки письма, но и учится анализировать произведение, выделять основную мысль автора, понять, что же своим произведением автор хотел донести до читателя. Ребенок развивает читательские навыки, культуру читателя.
Родители, контролируя ведение читательского дневника, могут легко отследить интересы ребенка, понять какой жанр или направление больше интересуют ребенка и при необходимости, подкорректировать направление чтения, предложить ребенку книги другого жанра.
КАК ЖЕ ОФОРМИТЬ ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК?
Главная цель ведения Читательского дневника – не нагрузить ребенка и родителей дополнительной работой, а научить делать выводы и развивать культуру читателя. Следовательно, требования к Читательскому дневнику исходят из этой цели. Поэтому требования к оформлению минимальны. При ведении читательского дневника надо сразу после чтения произведения записать свои выводы.
ДЛЯ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ДНЕВНИКА
мы берем самую обычную тетрадь в клетку
или простой школьный дневник (в котором ничего чертить не надо)
При регулярном заполнении это не занимает много времени, но хорошо закрепляет в памяти ребенка произведение. А затем, когда в учебном году, мы проводим викторины, внеклассное чтение, дети обращаются к своему Читательскому дневнику и вспоминают, какие рассказы Н.Носова они читали, какие герои есть в сказках, авторов произведений и другие данные.
Некоторые дети очень любят читать Энциклопедии. В таком случае, они записывают название энциклопедии, название статьи и, конечно, о чем ребенок узнал. Потому что чтение энциклопедии – это тоже чтение.
Научите своего ребенка вести Читательский дневник со второго класса, помогите ему во третьем, а дальше ребенок будет это делать сам. Затрачивая совсем немного времени на заполнение Читательского дневника, Вы научите ребенка анализировать прочитанное, лучше понимать и запоминать книги, сформируете культуру читателя.
Зачем нужен читательский дневник?
Когда я начинаю говорить про читательский дневник, мамы дошкольников чаще всего сразу спрашивают: «А что такое читательский дневник?» В ответ я улыбаюсь, понимая, что поторопилась, откуда же им знать о читательском дневнике, если традиционно первый читательский дневник у ребенка появляется в первом классе. А тут я с горящими глазами рассказываю о том, как круто вести читательский дневник, как я это делаю, что записываю, как часто, много ли я читаю и прочие подробности по моей любимой теме.
Простыми словами, читательский дневник — это большая тетрадь, в которую можно записывать список прочитанных произведений. Я начала вести свой читательский дневник с декабря 2017 года. И у меня это действительно просто тетрадь в клетку формата А4 на 96 листов.
Просматривать его было совсем неинтересно, поэтому я заменила современный электронный формат привычным бумажным, где для каждой прочитанной книги я выделяю новый лист (иногда и не один), записывая не только ФИО писателя и название книги, но также название издательства и даты прочтения.
И самым любимым для меня становится момент конспектирования из книги важных для меня цитат. Во время чтения я всегда делаю пометки, а в конец книги записываю номера страниц с цитатами, которые я хочу сохранить в своей памяти. Перечитывать такой читательский дневник — сплошное удовольствие.
И я грею себя мыслями о том, как буду просматривать свои накопившиеся читательские дневники, когда мне будет 50 лет.
Ведь это станет моей читательской историей, засвидетельствованной на бумаге траекторией моего личностного роста.
И вот мне пришла в голову идея, начать вести читательский дневник вместе с дочкой. Чтобы сохранить для нее её дочитательскую историю, записывая книги, которые ей больше всего нравились в раннем детстве. Чтобы потом не рассказывать по сто раз повзрослевшей дочери историю о том, что она любила сказку «Аленький цветочек», а подарить больше полезной информации о её пристрастиях, чтобы помочь лучше понять саму себя взрослую.
И почему-то мне захотелось для нее взять не просто тетрадь, а найти именно читательский дневник, готовый красивый образец для заполнения.
И знаете, с этой задачей мне не удалось справиться. Я купила 6 вариантов читательских дневников — это всё, что мог предложить мне Лабиринт, что хотя бы немного по обложке мне нравилось.
Но тут меня постигло глубочайшее разочарование. Оказалось, что мои представления о том, зачем нужен читательский дневник совершенно не вписываются в купленные тетради-шаблоны.
Сперва я хотела составить рейтинг, разместив все изученные мною читательские дневники по местам, но и это мне не удалось, потому что среди 6 вариантов, по моему мнению, оказался только один, который вообще имеет право носить гордое имя читательского дневника.
Поэтому расскажу про каждый в порядке возрастания цены. Сразу замечу, что у меня в лабиринте скидка 15%, поэтому в скобочках я указываю цену без скидки на момент приобретения, а это июль 2018 года.
Самый дешевый вариант — Читательский дневник. 64 страницы. Издательство ФЕНИКС — 77 рублей (90). Милые енотики, правда?
Красота читательского дневника играет огромное значение. Ведь очень важно, чтобы читательский дневник хотелось взять в руки. И этот вариант действительно красивый: разноцветные страницы, приятный шрифт, уместные и по теме маленькие иллюстрации. На первый взгляд, всё неплохо.
Но вот открываешь страницу с полем «Для заметок» рядом с цитатой про чтение какого-то умного человека. Стоп, а что, можно сделать свою заметку рядом с этой умной мыслью? А если моя мысль будет недостаточно умной или даже откровенно глупой? И вообще, кто такой автор этой цитаты? Что вообще сюда можно записать? Нет, пожалуй, не буду рисковать и оставлю пустое место.
А вот раздел «Книги, которые я хочу прочесть» не последний раз появляется.
Да-да, пожалуй, решусь и сделаю заметку рядом со словами Достоевского. Поставлю ему, например, пятерку за высказывание. Или нет?
Представьте себе, вы сможете составить список для чтения на 6 страницах? Вы вообще составляете списки для чтения? Что за бред? Сюда вписать все то, что рекомендуют прочитать в школе? Так зачем, листок со списком выдадут. Или же он в учебнике по литературе написан. Зачем тратить время на переписывание?
И вообще, можно ли составить такой внушительный план для чтения? Разве выбор книги — это не порыв души, что хочу именно сейчас именно эту книгу читать? Ну да, можно записать название книги, которую кто-нибудь из друзей посоветует, чтобы не забыть. Но список, товарищи, это настоящее издевательство, полностью отбивающее желание вообще что-либо читать. 6 страниц, целых 6 страниц!
И вот, передо мной красивый цветной читательский дневник. Хотя вряд ли можно эту тетрадку так назвать. Кроме цветных страниц и действительно хороших цитат в нем ничего нет.
Купить, попытаться заполнить, почувствовать скуку и убрать в ящик, разочаровавшись в смысле читательского дневника.
Как видим, за красивой картинкой отсутствует необходимое содержание. Но это и понятно, ведь он сделан издательством, а не написан конкретным автором-профессионалом. Каковы педагогические знания, таков и результат.
А вот во втором варианте читательского дневника есть автор и уже на обложке написано, что адресован он именно школьникам. Посмотрим, что же там внутри.
Маханова Е.А. Читательский дневник школьника. 62 страницы. Издательство ФЕНИКС — 91 рубль (140).
Первым делом, конечно, я открываю читательский дневник и вижу Предисловие. Оно обращено к родителям, а не к ребенку. Значит читательский дневник тоже для родителей?
«Родители, контролируя ведение читательского дневника, могут легко отследить интересы ребенка, понять, какой жанр или направление больше интересуют его, а при необходимости подкорректировать направление чтения, предложить ребенку книги другого жанра».
И ведь неплохо узнать об интересах своего ребенка. Ведение читательского дневника очень и еще раз очень помогает и учителю узнать ребенка лучше, помочь ему подобрать именно те книги, в которых он нуждается именно сейчас. Да вот только родители чаще всего видят главный посыл в слове «контролируя», постоянно напоминая, что ребенок должен читать и должен заполнять читательский дневник.
Знаете к чему это приводит? К тому, что ребенок делает вид, что читает. А потом идет в гугл и спрашивает: кратко для читательского дневника (134 213 запросов за месяц по данным вордстат), содержание для читательского дневника (127 266 запросов за месяц по данным вордстат), краткое и даже кратчайшее содержание для читательского дневника (по 126 000 запросов за месяц). Ребенок такой же, как и вы. Если вам что-то лень делать, потому что не нравится, вы делегируете, так вот и он тоже делегирует выполнение задания гуглу. И он прав.
Дальше в читательском дневнике отводится 4 страницы теоретическому материалу. Виды читательских дневников. Подробный план для мини-анализа произведений. Вопросы для написания отзыва о книге. Проверка читательского дневника. И Заключение. Плюс Памятки, которые ребенок ненавидит уже со страниц учебников по литературе.
Но такой читательский дневник напрочь отбивает желание его заполнять. Скучно. Неинтересно. Сплошной формализм.
А в конце читательского дневника 13 страниц отведено разделу Краткий словарь литературоведческих терминов. Аллегория, аллитерация, амфибрахий…. Роды литературы. Виды (жанры) эпических, лирических произведений. Виды лироэпических и драматических произведений. Схемы анализов всех перечисленных видов произведений.
И я не говорю, что это плохо. Нет, с одной стороны это хорошо, это может быть интересно некоторым детям, влюбленным в литературу (а не в чтение). Но признаться, таких детей с каждым годом все меньше и меньше. А тираж 10 000 экземпляров.
Возможно, этот читательский дневник — попытка в одном месте собрать всю важную информацию по литературе, которая дается в учебниках по литературе с 5 по 11 класс. Но ребенок не будет ей пользоваться, потому что она представлена в готовом виде.
Ребенок не будет самостоятельно изучать эту тему по книгам, он спросит у гугла, составит свои таблички и памятки, если ему это интересно.
А если неинтересно, то такой читательский дневник еще раз убедит его в бесполезности ведения читательского дневника, плюс еще и оттолкнет от чтения, ведь если не читать, то и записывать будет нечего.
Третий в ценовой категории читательский дневник — Брошюра для записей. Читательский дневник. 24 страницы. Издательство Проф-Пресс — 92 рубля (142)
Здесь радует, что обращение идет к ребенку, для которого читательский дневник предназначен. И первую страницу действительно можно заполнить просто списком. Хотя сразу видно, что это работа специалистов издательского дела и ни о каком педагогическом опыте конкретного учителя речи не идет.
Однако попадаются интересные задания, появляется творческая составляющая в читательском дневнике, что очень радует ребенка. Например, есть страницы, где можно рисовать, это очень важно и здорово!
Вообще, судя по картинкам, этот читательский дневник адресован младшим школьникам. В нем даже есть страница с наклейками. Качество наклеек так себе — какие-то глупые плюсики и минусики, видимо для выражения оценки — понравилось / не понравилось.
Показать, увы, не могу, потому что двухлетняя дочка быстро добралась до них и наклеила по собственному усмотрению. Но на фото вы видите в правом нижнем углу кружочек в пунктирной линии — так вот это и есть предназначенное для наклеек место.
Я считаю, что без рисунков не может быть читательского дневника у ребенка ни в каком возрасте. Захочет рисовать или нет, его дело, но предложить и дать возможность рисовать, ну просто святая обязанности авторов читательского дневника.
И в этом варианте даются классные задания: Нарисуй обложку или нарисовать свой вариант обложки. Нарисуй то, как ребенок представляет себе главного героя. Нарисуй свой любимый момент из произведения. Нарисуй, какая погода была за окном или какое у тебя было настроение, когда ты читал книгу.
Вот оно, настоящее поле для творчества ребенка!
Однако большая часть предлагаемых заданий недоступна для выполнения детьми младшего школьного возраста. Перескажи свой любимый момент в книге письменно. Зачем? Это слишком трудно. Перечислить главных героев — хорошо. Но что значит охарактеризовать их кратко? Хороший или плохой герой? Мама, что значит слово «охарактеризовать»? Бррр, непонятно.
А тут еще дальше: Напиши рецензию (почувствуй себя литературным критиком). Это что еще такое? Да это задание ученики 7 класса не всегда могут выполнить. А тут начальная школа. Хотя над словом стоят две звездочки, поясняющие, что здесь под словом рецензия понимается мнение ребенка о прочитанном. Но зачем тогда использовать слово рецензия? Зачем пудрить мозги ребенку? И отводится по 4 строчки на каждое такое задание.
Один большой плюс все-таки есть: Выписать слова, которые ребенок встретил в книге впервые. Оооо, это очень и очень важное задание! Нужно еще и найти значение в словаре (читай спросить гугл) и запомнить. Когда ребенок с самого первого читательского опыта привыкает не пропускать незнакомые слова, а находить их значение, обогащая свою разговорную речь, это бесценно.
Словом, эта брошюра под названием Читательский дневник не так плоха, как кажется на первый взгляд, но слишком многое в ней требует доработки, чтобы действительно стать читательским дневником.
Четвертый читательский дневник даже соответствует ФГОС НОО — Мишакина Т.Л., Алдошина Н.Е. Читательский дневник. Контрольное пособие для проверки техники чтения учащихся 1-4 классов. 80 страниц. Издательство ЮВЕНТА — 109 рублей (128).
Этот читательский дневник кардинально отличается от всех предыдущих вариантов. И в нем больше внимания уделяется именно контролю, проверке техники чтения учеников с 1 по 4 класс. Разработан он педагогами-профессионалами: Т.Л. Мишакина — заместитель директора 1-й ступени обучения средней школы № 436, а Н.Е.Алдошина — учитель начальных классов. Эта информация есть в первом разделе Методические рекомендации к Читательскому дневнику. Поэтому знание этого многое объясняет.
Читательский дневник предназначен в первую очередь для начинающих учителей начальных классов. Я думаю, что он систематизирует все то, что должен научиться использовать в своей профессиональной деятельности учитель начальных классов по предмету чтение. Также он может быть полезным родителям, чьи дети находятся на домашнем обучении.
В читательском дневнике все четко структурировано по классам и полугодиям. Бери, проверяй ребенка и записывай результат. Я уверена, что тексты подобраны наилучшим образом, потому что все-таки это результат работы педагогов, работающих в школе, видящих и знающих современных детей. Тексты мне понравились.
После каждого текста есть 2-3 вопроса на понимание прочитанного. Это важно. Это очень-очень важно.
Но, пожалуйста, нетерпеливые родители, не берите этот читательский дневник в руки. Из желания проверить ребенка, как он читает, что правильно, а что неправильно, скорее всего вы отобьете у него желание читать вообще. Он будет бояться читать. В работе с этим пособием необходимы теоретические педагогические знания.
Либо можете подарить такой читательский дневник своему ребенку. Прочитаете вместе методические рекомендации (да, сухо, да, научным языком, но ведь соответствует ФГОС, по другому не напишешь), объясните, что делать и как делать, а дальше пусть все 4 года сам себя проверяет.
Вы же не вмешиваетесь и не критикуете. Внутренняя мотивация — лучшая мотивация для учебы человека в любом возрасте.
Ну а список литературы для чтения в 5 классе я комментировать не стану, потому что не совсем согласна. Стандартный. Классика. Но Пятнадцатилетний капитан не для ребенка одиннадцати лет. Да и Чехова самостоятельно читать рановато будет.
Этот читательский дневник создан для контроля. Он не станет ребенку другом, помогающим полюбить читать. Не сохранит его личную читательскую историю. Не будет пробуждать в нем эмоции радости от чтения и от ведения читательского дневника.
Но этот читательский дневник и не ставит перед собой такие задачи. А жаль.
Пятый читательский дневник с интригующим названием ощутимо дороже своих предшественников — Читательский дневник. Мои литературные путешествия. 160 страниц. Издательство Э — 235 рублей (361).
Отличается он и тем, что имеет твердую обложку, а значит намного долговечнее. В дизайне читательского дневника использованы только три цвета: красный, желтый и белый. Полагаю, такой вариант подойдет ученикам с 7 по 11 класс (стоит отметка 12+). Никаких картинок. Все строго, в линеечку.
Никаких лишних памяток. Все коротко и по делу. На каждой странице можно оставить заметку о прочитанном: Дата. Название. Автор. Жанр. Цитаты. Другие книги этого автора. Мой рейтинг книги.
Как видим, в этом читательском дневнике появился важный раздел, позволяющий выписывать именно цитаты. Это очень эффективный способ работы с книгой. И сразу есть возможность записать другие книги автора, чтобы при желании почитать их позже. Все логично.
Да вот только огорчает ограничение зоны цитат — всего 9 строк! На целую книгу! А ведь адресована она старшим школьникам, они-то читают большие по объему произведения. Как можно из Анны Карениной выписать только 9 строк? Это несерьезно. Когда работаешь с цитатами, нужно намного больше простора!
Поэтому в читательский дневник можно записать информацию о 114 прочитанных книгах, но она будет очень-очень короткой.
Словом, только из-за твердой обложки покупать этот читательский дневник нет смысла. С таким же успехом можно взять тетрадь, толстую или тонкую, по личному выбору, и в ней уж будет намного больше полезного свободного места для простора и мыслей о прочитанном, и будет возможность что-либо нарисовать.
Целых 10 страниц отведено под Список желаний. Здесь он выглядит уместным, потому что речь идет все-таки о подростках, возможно, кому-то действительно захочется спланировать очередь книг для чтения.
Здесь есть большой раздел Рекомендовано к прочтению. Сперва он меня удивил и обрадовал. На самом деле это достойная часть читательского дневника, потому что это не простой список.
Рекомендуются книги, получившие награду Пулитцеровскую премию (одна из наиболее престижных наград в САШ в области литературы), аж с 1928 по 2016 годы. Приводится список лауреатов (писателей) Нобелевской премии по литературе — с 1907 по 2016 годы.
Даже Гонкуровская премия (самая престижная во Франции за лучший роман) — с 1973 по 2016 годы. Есть и Букеровская премия (одна из самых престижных в мире английской литературы) с 1969 по 2016 год. И про премию Русский букер (проект, аналогичный британской букеровской премии, за лучший роман на русском языке) владелец читательского дневника узнает.
То есть в этом читательском дневнике даны рекомендации книг, получивших мировое признание. Но…это не детская литература.
Либо я чего-то не поняла, и дневник адресован взрослой аудитории. Тогда да, всё на своем месте. Потому что подросткам книги всех вышеперечисленных престижных премий я бы ни в коем случае не рекомендовала. Для них есть огромный выбор качественной современной подростковой литературы. Но здесь о нем не говорится ни слова.
Показать фотографии страниц самого читательского дневника я не могу, потому что издательство запрещает это делать.
Мне понравилось название: Мои литературные путешествия. Но кроме плотной обложки в этом читательском дневнике по-настоящему ценного для ребенка я не нашла. Видимо, он все-таки для взрослых. Но мне такой читательский дневник заполнять не хочется. Слишком он ограничивает меня. Моя тетрадь А4 дешевле и лучше.
И наконец, представляю вашему вниманию шестой читательский дневник — Читательский дневник. Марта Райцес. МИФ детство — 413 рублей (635).
Я считаю, что это единственно по-настоящему интересный вариант читательского дневника для детей. Но продавать его я вам не стану. Издательство МИФ прекрасно справляется с этой задачей. Что-что, а продавать книги они отлично умеют. Поэтому посмотрите сами.
Для возраста детей с 8 до 12 лет, как и рекомендует автор, это действительно достойный вариант, который может понравиться ребенку.
Такой читательский дневник выполняет свое главное предназначение — помогает ребенку полюбить читать книги.
Я же свою задачу с выбором читательского дневника для своего ребенка не решила. Потому активно работаю над созданием собственного варианта читательского дневника. А пока с помощью своего видеокурса Как пробудить и поддерживать в ребенке желание читать помогаю родителям привить ребенку любовь к чтению книг.