Для чего нужен детский фольклор
Детский фольклор и его влияние на развитие и воспитание детей
Винокурова Надежда
Детский фольклор и его влияние на развитие и воспитание детей
Детский фольклор и его влияние на развитие, и воспитание детей
Жизнь наших детей тесно связана с нашей жизнью, жизнью взрослых. Но у каждого ребенка есть обязательно свое видение мира, в зависимости от возраста и психического развития. Можно сказать, что рассуждения детей носят практически-чувственный характер. В первую очередь – это первая связь, которая соединяет его с миром. Дети, в младшем возрасте все многообразие мира воспринимают не так как мы. Мы взрослые мыслим словами, а дети предметами, которые окружают их. Их мысли связаны с определенными, конкретными образами. Особенности детской психики определяет выбор поэтических образов, то есть полный состав фольклора для детей. Произведения, которые мы приобретаем из поколения в поколение, приобретают форму, содержание, они более соответствуют детской эстетике.
Благодаря детскому фольклору мы можем определить возрастную психологию, разные вкусы детей в художественных произведениях, их творческие возможности.
В специфики детского фольклора есть ряд аспектов, их нельзя не учитывать в полном объеме, изучить всю функциональность и его содержание. К детскому фольклору относят не только быт детской среды, но поэзию повествования взрослых, которая предназначается для детей. А это в корне меняет объем и специфику всего понятия «детский фольклор». Нет границ видимых отличий фольклора взрослых от детского фольклора. Поэтому многие художественные произведения можно отнести как к одним, так и к другим. В детских сказках и для взрослых, сюжеты во многом схожи, но в таких случаях меняется художественный стиль.
Детский фольклор представляет такую специфическую область творчества народа,которая объединяет два мира: мир детей и мир взрослых. То есть это целая система различных фольклорных жанров: от музыкальных до поэтических.
В разных детских песнях, играх мы можем различить события, которые давно забыты нашей памятью. Именно благодаря детскому фольклорумы можем лучше представить: жизнь, быт, культуру наших предков. Детские забавы являются подражанием наших дел. А это говорит о том, что наши дети готовятся к жизни, в которую входят хозяйственно-бытовая деятельность, а также социальная жизнь народа.
Пословицы, песни, сказки, различные обряды дают эстетическое наслаждение и детям и взрослым. В них собран полный объем необходимой жизненной информации. Так в сказках показана жизнь людей, мораль, любовь. А в воспитании детей мы используем в своих выражениях пословицы и поговорки. Глубокое знание психологии разного детского возраста дает возможность для создания различных жанров фольклора: колыбельные песни, потешки, пестушки, прибаутки детские сказки и так далее.
Мы хорошо понимаем, что в первые годы жизни организм ребенка занят собственным созиданием. В этот период происходит только удивительное. Через год после рождения ребенок начинает радоваться колыбельным песням, а потом и сам начинает лепетать свои первые слова. Детское психическое и физическое развитие развивается с очень высокой скоростью. Мы понимаем, что для наших детей важны именно песни: светлые, умиротворяющие, монотонные. Проанализировав колыбельные песни можно сказать, что круг лиц-поэтов, явлений и предметов очень узки. В песни входило только то, что дети воспринимали органами чувств. Через колыбельные песни дети осваивали первый свой словарный запас, без которого познание окружающего и развитий детского мышления невозможно. Колыбельная песня является элементом повседневного быта. Наряду с колыбельными песнями, забавы детей и взрослых являются потешки. Специфика потешек заключается в том, что в них можно использовать различные части тела, как ребенка, так и взрослого человека. Многие потешки по своему составу очень схожи с колыбельными песнопениями, но по характеру, форме исполнения совершенно разные. Монотонная песня действует на ребенка успокаивающе, а потешка в свою очередь веселит, приносит радость. Слова в потешках обязательно сопровождаются игрой, они не только поются, но и сказываются. Потешки выполняют ту роль, которая готовит ребенка к познанию окружающего мира в процессе игры, благотворно воздействующая на умственную и физическую подготовку, эстетическо-нравственное воспитание. Круг явлений и предметов в потешках шире, чем в каких либо других жанрах детского фольклора. Так как дети через смех, юмор, побуждают интерес к окружающему миру.
Но жанр потешек сменяется прибаутками. Дети очень любят небольшие смешные рассказы и выражения, стишки-песенки. Специфика прибаутки заключается в том, что она преображает маленький мир ребенка в бесконечно-разнообразный мир. Мир социальных проблем, классовых отношений и многое другое, которые в будущем ребенка будут жизненно необходимыми. Прибаутка – это прежде всего эстетическое произведение, которое удовлетворяет всем требованиям для детской радости. Также воображение наших детей настолько богато, что способствует хорошему умственному развитию. В прибаутках кошка может шить ширинку, таракан дрова рубить, ворон играть во трубу и много другое. Художественная структура прибауток позволяет ребенку дать знания и обеспечить их запоминание, их сложности, а также способствует усвоению ритма в художественных произведениях.
Сказки в свою очередь можно разделить на три группы: 1) сказки взрослых для детей; 2) сказочные импровизации детей; 3) сказки взрослых ассимилированные детьми. Именно сказки созданные специально для детей являются основным фондом жанра детской сказки. Сказки хорошо развивают фантазию детей. Объем информации в сказках увеличивается с возрастом наших детей. Сказками мы можем преподать основные формы нравственности, обычаи, законы, взаимоотношения в окружающем нас мире. Сказки для детей мы преподносим в занимательной форме. Дети, так же как и взрослые при чтении художественных произведений увлекаются сюжетом, его стремительным развитием. Мир сказок очень богат, разнообразен и благотворно влияет на воспитание детей.
Таким образом, каждый из жанров детского фольклора имеет свою систему, форму воздействия на развитие детей. Фольклор помогает формировать у детей нравственно-эстетическое воспитание, воспитывает чувство юмора, красоты, слова. Детский фольклор затрагивает интересы, потребности каждого детского возраста, он занимателен тем, что связывает детский быт и их повседневной жизненной деятельностью. Наблюдая за детьми дошкольного возраста можно с уверенностью сказать, что интерес к детскому фольклору не исчезает, не смотря на современные детские произведения и так далее. Детский фольклор является ценным средством в воспитании детей, именно он содержит в себе чистоту морали, физическое совершенство, духовное богатство.
Кружковая работа из природного материала с детьми старших групп: «Природа глазами ребят» В процессе работы с природным материалом в детском саду создаются положительные условия для формирования общественных мотивов труда, которые.
Презентация «Родительский уголок» В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического характера, усилилась тенденция самоустранения многих родителей.
Фольклор в жизни дошкольника
Людмила Морозова
Фольклор в жизни дошкольника
Фольклор – одно из действенных и ярких средств народной педагогики таящий огромные дидактические возможности. Обогащение педагогического процесса фольклором – действенный метод гуманизации воспитания с первых лет жизни ребенка. Фольклор содержит множественность степеней педагогического воздействия на детей с учетом их возрастных возможностей усвоения текста.
Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт.
В. А. Сухомлинский считал сказки, песенки, потешки незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности. Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков у детей.
Фольклор вводит ребенка в жизнь и всюду сопровождает его, учит и развивает, приобщая к добру и красоте, мудрости. Знакомство с фольклором «своего народа» помогает детям соприкасаться с целым миром прошлого, в котором отражены представления человека о миросоздании, природе, красоте жизни.
Детский фольклор это особая часть народной культуры, которая играет важнейшую роль в жизни каждого народа. Произведения детского фольклора имеют важное значение в становлении и развитии личности человека, освоении им культурных богатств предшествующих поколений.
Трудно переоценить значение фольклора в воспитании дошкольников.
Народное творчество выполняет воспитательно-образовательную функцию;способствует развитию памяти: в произведениях устного народного творчества встречается много повторов, это помогает лучше запомнить, а потом воспроизвести их содержание.
Фольклор влияет на оздоровление организма ребенка в целом, например, потешка «Сорока-сорока» доставляет радость и помогает детям самостоятельно делать массаж кистей рук и ступней, а также воздействовать на биологически активные точки, расположенные на кистях рук и стопах ног.
Малые формы фольклора должны войти в быт ребенка и сопровождать все моменты его жизни: умывание, кормление, сон, игру и др.
Какой именно фольклорный материал следует давать детям дошкольного возраста как основной? Это – фольклор взрослых, адресованный детям (потешки, прибаутки, небылицы-перевертыши, загадки, колыбельные, и детский фольклор (считалки, дразнилки, скороговорки, заклички, колядки).
Рассмотрим некоторые виды фольклора.
Так, содержание и форма потешек и прибауток свидетельствуют о том, что они предназначены детям. Во многих потешках, прибаутках присутствует игровое начало, например, ««Сорока-сорока», «Пальчик-пальчик» и много других составлены так, что подсказывают игровые действия взрослого с пальчиками или ручками ребенка. Ребенок учится действовать по слову, причем словесное обращение к нему обличено в художественную форму и в связи с этим вызывает у малыша радость, удовольствие. Некоторые потешки привлекают детей не только забавным игровым содержанием, но и наличием повторяющихся сочетаний разных звуков, например, «Чики-чики-чикалочки….». Повторение звуков предают тексту звонкость, музыкальность, которые легко улавливаются детьми.
Детскую активность вызывают потешки, составленные в диалогической форме,например:
– Ваня, Ванечка, куда ходил?
– Хвать, да в кузовок!
При слушании, у детей возникает желание самим включится в разговор.
Благодаря ритмичности, музыкальности некоторые потешки превратились в игры со словом, которые помогают работать над согласованием движения со словам и способствует развитию слухового внимания.
Важную роль в развитии речи ребенка играет развитие восприятия, чему способствуют колыбельные песни. По мнению народа, они «спутники детства». Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающим мире, прежде всего о тех предметах, которые близку опыту людей,например: «Заинька».
В народном творчестве сказка, вероятно самое большое чудо. В сказках всегда повествуется о чем-то невероятном, неправдоподобном,но вместе с тем вымысел несет определенную идею: добро и зло ведут постоянную борьбу.
Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений,например:
Во дворце певец. (Скворец)
Своей кружусь. (Колесо)
Заклички – это обращения к явлениям природы (к солнцу, дождю и др.). Заклички и считалки украшают и обогащают речь ребенка, расширяют словарный запас, развивают воображение. Чтобы использовать простейшие заклички,например:
Дождик, дождик, пуще,
Дам и хлеба каравай –
Сколько хочешь поливай!
Дождик, дождик, пуще!
ребенок должен быстро оценить ситуацию (к каким явлениям природы ему нужно обратиться, снова сравнить их соответствие и только тогда проговорить ее.
Считалка – это фольклорный жанр, который помогает ребятам вести честную игру и прежде всего выбрать водящего,например:
Раз, два, три, четыре, пять
Будем в прятки мы играть.
Небо, звезды, луг, цветы –
Кричалки – это эмоции и переживания ребенка, запечатленные в слове,например:
Мой веселый, звонкий мяч
Ты куда пустился вскачь,
Желтый, красный, голубой,
Не угнаться за тобой.
Я тебя ладонью хлопал,
Ты скакал и звонко топал,
Ты пятнадцать раз подряд
Прыгал в угол и назад.
А потом ты покатился
И уже не возвратился,
Закатился в огород,
Докатился до ворот.
Вот подкатился под ворота,
Добежал до поворота,
Там попал под колесо,
Лопнул, хлопнул, вот и все.
Также к фольклору относятся литературные стихотворения-шутки,например:
Вдоль реки бежал Аким.
Был Аким совсем сухим.
Побежал он поперёк –
Весь до ниточки промок.
Скороговорки и частоговорки – это веселая и безобидная игра и быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз; стихи, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи,например:
На дворе растет трава
На траве стоят дрова
Дразнилки – веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны внешности ребьенка, в особенности его поведения,например:
Купил лошадь без хвоста
Детям очень нравятся перевертыши, шутки, прибаутки – этозабавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.
Зачем ребенку заниматься фольклором?
Мама Алинки и Ульянки, педагог и руководитель фольклорного ансамбля АТИМР «На огородной слободе»
АВТОР: ЮЛИЯ ЛАНЦЕВА, МАМА ДВУХЛЕТНЕЙ АЛИНКИ, ПЕДАГОГ И РУКОВОДИТЕЛЬ ФОЛЬКЛОРНОГО АНСАМБЛЯ АТИМР «НА ОГОРОДНОЙ СЛОБОДЕ
Сегодня я хочу порассуждать на тему — зачем ребенку заниматься фольклором? Может, полезнее английский учить? Или в бассейн ходить?
Ничего не имею против английского и бассейна, но расскажу, почему мне кажется, что занятия фольклором ничуть не уступают им в полезности.
Так получается, что поскольку вот этот самый фольклор раньше был образом жизни человека, то он развивает очень много различных способностей одновременно. Фольклор не требует выбрать раз и навсегда, чем ты будешь заниматься, нет, он даёт попробовать все и научиться выбирать то, что тебе больше по душе.
Когда мы учимся петь народные песни — развиваем память и голос, когда учимся танцевать — чувство ритма и координацию движений, когда пляшем кадрили — учимся думать вперёд, запоминать порядок движений. А самое интересное, что все это мы делаем одновременно: танцуем кадриль, поем под нее песню, пританцовывает и думаем какая следующая фигура…
Сейчас ведь очень модно учиться многозадачности? Вот она, в самом ее естественном виде! И дети довольно легко ее осваивают.
Ну и главное в фольклоре — это свобода. Да, есть правила, рамки, но они довольно широкие. Вот мотив песни, а какой ты голос к нему придумаешь — воля твоя, вот фигуры кадрили — а как ты будешь в них двигаться зависит от тебя, вот аккорды наигрыша, но какую мелодию ты сыграешь под них — дело твое.
Фольклор позволяет тебе самому творить. И это дорогого стоит. Потому что, увы, наше образование сейчас во многом построено на разучивании примеров (иногда гениальных) творчества других людей, при этом забывая, о том, что детям, (да и всем людям) необходимо хоть сколько-то в жизни творить самому.
И этому редко учат, и редко есть возможность где-то пробовать свои силы. Фольклор даёт это. И поскольку он сложился очень давно и много поколений выросло в нем, он подходит всем: на любом уровне развития человека в нем есть свои сложности, уроки и задачи. Так что скучно им заниматься точно не будет! ( Хотя конечно все зависит от ансамбля и педагога)
Ну и последнее. Очень часто в фольклорных ансамблях потрясающая атмосфера. Всё-таки, фольклор влияет на людей, освобождая их, а свободные люди всегда ярче светят и ярче живут. И становятся хорошими людьми.
Поэтому им и друг с другом хорошо, и младшие, смотря на старших запоминают как это: быть свободным, творческим, дружными, настоящими. А старшие смотрят на младших и восхищаются: сколько всего они уже умеют.
Оттого и концерты, и вечерки в ансамблях теплые, радостные и душевные. Приходите заниматься в фольклорные ансамбли! Это здорово. Правда.
Детский фольклор: друг ребёнка и помощник родителя
Возможно, не каждый родитель понимает значение словосочетания «детский фольклор», но использует это самый фольклор ежедневно. Даже в самом маленьком возрасте дети любят слушать песни, сказки или просто играть в ладушки.
Шестимесячный ребёнок понятия не имеет, что такое рифма, но когда мама поет колыбельную или читает рифмованную считалочку, то дитё замирает, прислушивается, интересуется и… запоминает. Да-да, запоминает! Даже ребёнок до года под один стишок начинает хлопать в ладоши, под иной – загибать пальчики, не совсем понимая смысла, но всё же различая их.
Детский фольклор в жизни
Итак, детский фольклор – это поэтическое творчество, основной задачей которого является не так развлечение детей, как их обучение. Он предназначается для демонстрации самым маленьким гражданам этого мира сторон добра и зла, любви и несправедливости, уважения и зависти игровым способом. С помощью народной мудрости ребёнок учится различать плохое и хорошее, уважать, ценить и просто познавать мир.
Для создания светлого будущего малыша родители и педагоги объединяют свои усилия и работают в одном русле. Очень важно, чтобы и дома, и в учебном заведении был правильно организован воспитательно-образовательный процесс и помощь детского фольклора в этой ситуации просто необходима.
Давно замечено, что обучение в игровой форме имеет больший успех, чем многие, даже самые оригинальные методики. Народное творчество очень близко детям и, если его правильно подобрать для отдельной возрастной категории, то и очень интересно. С его помощью можно приобщить детей к искусству, народным обычаям и национальной культуре, но не только! Велика роль фольклора в повседневном общении детей между собой (вспомните дразнилки, считалки, загадки…).
Существующие жанры и виды детского фольклора
Различают следующие основные виды детского фольклора:
Материнская поэзия невероятно важна для связи матери и ребенка. Мама не только поёт колыбельные своему малышу перед сном, но и использует пестушки в любой удобный момент: после его просыпания, играя с ним, меняя подгузник, купая. Пестушки и прибаутки обычно несут в себе определенные знания, например о природе, животных, птицах. Вот одна из них:
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шёлкова бородушка,
Что ты рано встаёшь,
Голосисто поёшь,
Саше спать не даёшь?
Займитесь с ребёнком детским музыкальным фольклором! Спойте песню «Петушок» прямо сейчас! Вот вам музыкальное сопровождение:
Жанры календарного фольклора обычно несут в себе обращение к живым существам или природным явлениям. Они используются в самых различных играх и считаются особенно эффективными в коллективах. Например, обращение к радуге, которое читается хором:
Уж ты, радуга-дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышка,
Колоколнышка!
Игровой детский фольклор используется абсолютно всеми детьми, даже если сами они об этом не догадываются. Считалочки, дразнилки и игровые стишки используются детьми ежедневно в любом коллективе: и в детском саду, и в школе, и во дворе. Например, в каждой компании можно услышать, как дети дразнятся «Андрей-воробей» или «Ирка-дырка». Такой жанр детского творчества способствуют формированию сообразительности, развитию речи, организации внимания и такому искусству поведения в коллективе, который можно обозначить как «не быть белой вороной».
Дидактический фольклор имеет огромное значение в воспитании детей и развитии их речи. Именно он несет наибольшее количество знаний, которые понадобятся детям в дальнейшей жизни. Например, пословицы и поговорки уже долгие годы служат для передачи опыта и познаний.
Нужно просто заниматься с детьми
Ребёнка, даже того, который только-только начинает говорить, очень легко приобщить к музыкально-поэтическому творчеству, он с удовольствием воспримет то, чему вы его научите, потом расскажет другим детям.
Здесь просто важна активность: родители должны заниматься с детьми, должны их развивать. Если родитель ленится – время уходит, не ленится – ребёнок умнеет. Каждый малыш возьмёт из фольклора что-нибудь для себя, потому что он разнообразен и по тематике, и по содержанию, и по музыкальному настрою.
Использование фольклора в современном обучении дошкольников
Олеся Пинегина
Использование фольклора в современном обучении дошкольников
В современном мире у детей появляется большой интерес к народным традициям, праздникам, а в целом к знаниям культурных ценностей своего народа. Усвоение и принятие детьми этих ценностей возможно тогда, когда сохраняется их целостность и взаимосвязь. Трудно переоценить ту роль, которую играет устный фольклор в процессе становления личности ребёнка.
В связи с актуальностью обозначенной проблемы можно выделить главную цель – развитие различных способностей детей в процессе знакомства с фольклором.
В своей педагогической деятельности я определяю главную задачу – воспитать личность ребенка, сформировать его культурные потребности.
При знакомстве с фольклорнымижанрами решаются следующие задачи:
1. Развитие творческой индивидуальности.
2. Развитие музыкальных способностей.
3. Развитие духовной сферы.
4. Развитие национального самосознания.
5. Воспитание эстетических чувств.
Приобщить дошкольников к различным жанрам фольклора.
Раскрыть их личностные, индивидуальные особенности, развить творческий потенциала, основанный на самовыражении и саморазвитии.
Воспитать эмоциональное и осознанное отношение к фольклору, умение услышать, увидеть, почувствовать и сопереживать различные эмоциональные состояния, переданные в различных жанрах фольклора, чтобы оно возвышало, воздействовало на творчество, побуждало к детским открытиям, к усвоению социального опыта.
Детский фольклор используется:
в период адаптации (пальчиковые игры);
в режимных моментах (потешки, прибаутки);
на прогулке (пестушки, заклички, приговорки, народные игры);
в непосредственно образовательной деятельности (народные песни, сказки, хороводы, частушки);
в свободной деятельности (считалки, дразнилки)
в театрализованной деятельности.
А. М.Горький писал: “Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и требования его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий его мир прежде всего и легче всего в игре, игрой”. Этим требование забав предопределено игровое начало всех жанров детского фольклора. Если тот или иной жанр не связан с игровыми действиями ребенка, то игра ведется на уровне смысла, понятия, слова, звука.
Известный советский психолог Б. М. Теплов говорит о том, что вовлечение детей (и не только одаренных) в творческую деятельность “очень полезно для общего художественного развития, вполне естественно для ребенка и вполне отвечает его потребностям и возможностям”.
Ценность фольклорных произведений обусловлена прежде всего их высокой интонационной выразительностью,а также другими жанровыми особенностями: речевыми, смысловыми, звуковыми. Звучность и четкий ритм фольклорных произведений способствуют созданию речедвигательного образа, служащего опорой для запоминания. Существенную роль в обучении играет сочетание речевых ритмов с ритмом движения всего тела. Дети тяготеют прежде всего к ритмам динамичным, мелодике радостной, плясовой. Оттого-то детям нравится фольклор, поэтичная природа которого, гармонично сочетающая в себе слово, ритмику, интонацию, музыку и действие, точно соответствует эмоциональным потребностям ребенка.
Неотъемлемой частью освоения фольклора является изучение местных народных традиций. Знакомство детей с фольклоромначинается с миниатюр народного творчества: песенок, попевок, закличек, приговорок, прибауток, потешек, пестушек.Стихотворная речь с малых лет привлекает ребенка: еще не понимая смысла, он реагирует на ритм потешки. Вслушиваясь в текст потешки, в ее ритм и музыкальность, ребенок притоптывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Простые короткие попевки можно использовать в работе по физическому воспитанию. Ритмичный бег, ходьба, прыжки, движения галопа в сочетании с потешками содействуют общему физическому и психическому развитию детей. С их помощью прививаем детям навыки правильной грамотной речи, эмоционально-окрашенной (“Ладушки”, “Сорока”, “Заинька”, и т. д.).
В более старшем возрасте на музыкальных занятиях дети знакомятся с прибаутками. Прибаутка – смешной небольшой рассказ или смешное выражение, которые потешают детей. Сопровождаются они определенными игровыми действиями, например “Коза”:
– За малыми ребятами.
– Кто кашу не ест, молоко не пьет,
В среднем дошкольном возрасте начинаю знакомить детей с русскими народными песнями. Детские песенки очень разнообразны по содержанию, музыкальному строю и характеру исполнения. Через одни песни дети знакомятся с разными жизненными и природными явлениями (осенние, весенние хороводы, другие песни несут в себе забаву, игру и являются более любимыми детьми, например “Бабка Ёжка”.
Русское народное творчество отличается исключительным богатством и разнообразием. Народная музыка является не только фоном, создающим эмоциональный настрой занимающихся, но и средством формирования умения выполнять движения в согласовании с ритмом, динамикой, характером музыкального произведения. Сопровождая движения,музыка оказывает значительное влияние на повышение качества их выполнения: выразительность, ритмичность, четкость, координацию, плавность и слитность. Сочетание движения с музыкальным сопровождением воспитывает пространственно-временную ориентировку. Определенная ритмическая пульсация, с которой связаны движения детей, вызывает согласованную реакцию всего организма (дыхательная, сердечно-сосудистая системы, мышечная деятельность, а также эмоционально-положительное состояние психики, что содействует общему оздоровлению организма.
Народная музыка раскрепощает ребенка, легко гармонирует с его индивидуальностью. Ранняя «вокалотерапия» развивает слуховые и двигательные реакции детей. Народная песня наиболее доступна для восприятия дошкольников, так как музыкальные образы раскрываются в словах песни, а выразительная мелодия близка детям по своему национальному характеру. Нередко пением сопровождаются различные виды деятельности ребенка-дошкольника: танец, хоровод, игра.
Песня – более сложный фольклорный жанр. Главное назначение песни – привить любовь к прекрасному, воспитывать эстетический вкус. Современные физиологи, психологи однозначно доказали благотворное влияние хорошей музыки, а особенно народной на физическое и психическое состояние человека, ребенка. Народные песни чаще исполняем с детьми в хороводе, обыгрывая различными движениями. Разучив песню, предлагаем детям творчески импровизировать в движениях – “как душа просит”. Дети всегда с радостью подхватывают это.
В старшем дошкольном возрасте знакомлю с жанром частушки. Этот жанр очень любим детьми. Через частушку дети учатся понимать шутку, юмор. Исполнениечасто сопровождается игрой на народных инструментах: трещотках, ложках и др. Знакомство с устным народным творчеством осуществляется также через сказку, пословицы, поговорки, загадки. Через сказку дети усваивают нравственные законы народа, примеры истинного поведения человека. Через сказочные образы ребенок впитывает в себя представления о красоте человеческой души.Через пословицы дети усваивают коллективное мнение народа о разных сторонах жизни: “Любишь кататься, люби и саночки возить”, “Делу – время, потехе – час”. Загадки очень любимы детьми. Они развивают мышление дошколят, приучают анализировать различные явления, предметы из разных областей окружающей действительности.
Еще одним важным жанром фольклора является игра. Детская игра – одно из величайших достижений народа. В играх отражаются национальные черты, бытовой уклад народа, его мировоззрение, общественная жизнь.
Для большинства русских игр характерны простота, общедоступность, широкая распространенность среди других народов. Это сочетается с ярко выраженным национальным своеобразием характера игр и тех форм, в которых эти игры бытуют среди самих русских людей. Русские народные игры сохраняются веками, потому что одновременно поддерживается вариативность конкретных проявлений, обеспечивается свобода импровизации. Это придает им свежесть, жизнеспособность, способствует постепенному обновлению игр.
Надо помнить, что народные игры как жанр устного, музыкального народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей. В веселой игровой форме дети знакомятся с обычаями, бытом русского народа, трудом, бережном отношении к природе.
Ребенок живет чувствами, что эмоционально окрашивает его жизнь. Это является важным фактором в развитии эстетического чувства ребенка. В игре формируются его ум, чувства, способность к творчеству. В игре развивается способность к морально-этическим оценкам себя и других, эстетические вкусы, предпочтения.
Мы планируем проведение фольклорных праздников согласно народному календарю. Осенью – “Осенины”, “Капустные посиделки”, зимой – “Масленица”, весной – “Встреча птиц”, “Пасха”, “Красная горка”. На занятиях и праздниках используемнародные инструменты: свистульки, трещотки, ложки и т. д.
Детей наряжаем в народные костюмы, кокошники. Ни один праздник не обходится без игр, где дети учатся общаться друг с другом. В процессе игры развиваются уважение, реакция, терпение, ловкость, находчивость. Через игру дети знакомятся с бытом и нравами русского народа.
Музыкальный фольклор – уникальное явление. В нем неразрывно связаны музыка, слово и движение. В соединении этих элементов заключается большая сила педагогического воздействия. Фольклор уникален тем, что способствует развитию творческого начала ребенка, раскрытию лучших качеств его личности. В дошкольном учреждении должны иметь место народные игры. Надо помнить, что народные игры как жанр устного, музыкального народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей. В веселой игровой форме дети знакомятся с обычаями, бытом русского народа, трудом, бережном отношении к природе.
Яркие, поэтичные, пронизанные добротой и любовью ко всему живому русские народные песни и игры помогают посеять в детской душе такие зерна, которые в дальнейшем прорастут стремлением созидать, а не разрушать; украшать, а не делать безобразной жизнь на земле. Пение в сочетании с танцем и игрой – очень увлекательное занятие, позволяющее не только весело и с пользой провести время, но и увести ребенка в необыкновенный мир добра, радости, творчества.
В результате своей работы мы видим как дети становятся добрее, внимательнее друг к другу, что также отмечают и родители.
Интерес к детскому фольклору возрастает с каждым годом. Изучение художественных особенностей отдельных жанров крайне необходимо.
Детский фольклор – это ценное средство воспитания человека, гармонично сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Освоение народной культуры не сводится к сумме разученных произведений, а предполагает создание такой атмосферы, в которой эти произведения могут возникать и существовать, когда народная мудрость глубоко проникает в сознание, привычки человека и становится частью его жизни.
Народное творчество – кладезь, неисчерпаемый родник, который несет всем нам, а особенно детям, добро, любовь, помогает формировать интересную личность ребенка – гражданина России, патриота.
Использование чувашского фольклора в музыкальном развитии дошкольников Аннотация: Музыкальный фольклор – уникальная самобытная культура наших предков, осознается современным обществом как значительный фактор.
Использование художественного слова в обучении математике Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. В математике заложены огромные возможности для развития.
Использование игровых технологий в обучении детей дошкольного возраста основам иностранного (английского) языка Введение английского языка в дошкольную образовательную систему было продиктовано рядом причин, основной из которых явилось противоречие.
Использование кинезиологических упражнений в обучении и оздоровлении детей дошкольного возраста Сегодня я хочу обобщить свой педагогический опыт работы по сохранению и укреплению здоровья детей, через новые здоровьесберегающие технологии.
Использование метода моделирования в обучении старших дошкольников математике. Здравствуйте уважаемые коллеги. Я работаю воспитателем в детском саду. И представляю вашему вниманию опыт своей работы на тему: «Использование.
Использование приемов мнемотехники на современном этапе коррекции лексико-грамматического строя речи у детей с ТНР В настоящее время преодолению нарушений лексико-грамматических категорий у детей с тяжелыми нарушениями речи придается большое значение.
Мастер-класс с педагогами «Использование карт Проппа в обучении детей творческому рассказыванию». Фотоотчет В апрели, я провела мастер-класс с педагогами нашего детского сада по теме «Использование карт Проппа в обучении детей творческому рассказыванию».
Использование игровых методов и приемов при обучении детей от 2 до 7 лет «Использование игровых методов и приемов при обучении детей от 2 до 7 лет» Согласно исследованиям, поведенным Н. Я. Михайленко и Н. А. Коротковой.
Проект на тему «Использование фольклора в музыкальном воспитании дошкольников» Проект на тему: «Использование фольклора в музыкальном воспитании дошкольников» Актуальность На современном этапе главная задача музыкального.
Творческий отчет «Использование элементов аквааэробики и синхронного плавания при обучении плаванию малышей» «Вода – это еще одна среда обитания, которая способствует процветанию вашего ребенка, а плавание – дополнительный источник наслаждения на.