Для чего нужен дежурный сотрудник в магазине
Какие обязанности включить в должностную инструкцию охранника
Должностные обязанности охранника — это перечень задач и функций сотрудника охранной организации при несении службы. Среди них:
Список формируется на основе федеральных нормативных актов и уточняется локальными актами организации.
Особенности профессии, специфика работы в охране
Охранник — чаще всего представитель частной структуры (ЧОП или агентства), целью которой является обеспечение безопасности людей и/или объектов. Для выполнения охранной функции организация получает лицензию. Деятельность работника охранной организации регламентируется нормативными актами на двух уровнях:
Обязательные условия для получения статуса охранника:
В структуре организации охранник подчиняется непосредственно начальнику службы охраны/безопасности.
Что должен знать работник
Обязательную базу знаний охранника составляют:
Список обязанностей профессионала в области охраны имеет свою специфику в зависимости от его профиля. Общей задачей является охрана жизни, здоровья и имущества клиента.
От того, насколько охранник компетентен, зависит его разряд. Всего существуют 3 разряда:
Специфика обязанностей на различных объектах
На предприятии
Если на предприятии организована охрана объекта ЧОП, то в обязанности специалиста включают:
В зале магазина
В обязанности специалиста по охране объекта торговли входят такие действия:
В магазине самообслуживания
В школе
В соответствии с профстандартом, утвержденным приказом №1010н, в обязанности охранника в школе входит:
Подготовлено при участии Trud.com
Должностная инструкция старшего охранника
Старший охранник магазина относится к категории рабочих, является штатной единицей магазина службы управления регионами.
Назначение, перемещение или освобождение от должности старшего охранника магазина производится приказом Генерального директора ООО «ГИПЕР».
Старший охранник магазина подчиняется непосредственно управляющему магазином.
В своей деятельности старший охранник магазина руководствуется:
2. Квалификационные требования
На должность старшего охранника магазина назначается лицо, имеющее среднее специальное, базовое высшее образование. Стаж работы в сфере охраны не менее 6–и месяцев.
Старший охранник магазина должен знать:
4. Основные цели и задачи
Целью деятельности старшего охранника является обеспечение сохранности товарно-материальных ценностей предприятия в магазине сети.
5. Основные функции
Организовывает или самостоятельно контролирует обеспечение сохранности товарно-материальных ценностей при помощи системы видеонаблюдения в магазинах с видеонаблюдением.
Предотвращает возможность несанкционированного выноса работниками из магазина товарно-материальных ценностей, как во время работы, так и после окончания работы магазина.
Контролирует осуществление операций с денежной наличностью.
Контролирует и участвует в открытии / закрытии магазина.
6. Основные обязанности
Контролировать и обеспечивать сохранность товарно-материальных ценностей магазина.
Осуществлять вежливое обслуживание покупателей, создавать для них необходимые условия. Находиться на рабочем месте в форменной рабочей одежде, иметь опрятный внешний вид.
Обеспечивать правильное ведение журналов и необходимых документов.
Соблюдать правила радиообмена, давать чёткую и краткую информацию.
При выявлении факта хищения незамедлительно принимать меры, направленные на пресечение хищения.
При выявлении факта причинения ущерба имуществу предприятия и нарушения общественного порядка незамедлительно сообщать администрации магазина и принимать меры для прекращения противоправных действий и предотвращения дальнейшей порчи имущества.
Давать подчиненным ему сотрудникам поручения и задания по вопросам, входящих в их функциональные обязанности.
Знакомиться с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения должностных обязанностей.
Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы охраны магазина, связанной с предусмотренными настоящей должностной инструкцией обязанностями.
Требовать от руководства обеспечения организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей.
Старший охранник магазина несет ответственность за:
Организацию деятельности магазина по выполнению возложенных на него задач и функций.
Организацию оперативной и качественной подготовки и исполнения документов.
Организацию сохранности товарно-материальных ценностей магазина.
Сохранность принятых в работу документов.
Ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, установленных действующим законодательством РФ.
Работа «Пятерочки» изнутри: бывшие сотрудники рассказали о просрочке, воровстве и меняющихся ценниках
«Пятерочка» — один из самых популярных сетевых магазинов в России. О работе в этом магазине ходят слухи, а сотрудники соглашаются рассказать о том, что там и как, только после увольнения. Бывшие кассир и заместитель директора рассказали изданию «Зеленоград.ру» о том, сколько они зарабатывали в магазине, продавали ли просрочку и как выстроена работа в магазине. Публикуем самые интересные моменты.
Рабочий график
Смена продавца-кассира длится 10 часов 40 минут, при этом он работает посменно. При графике 2/2 кассиры приходят на работу за полчаса до ее начала. Кассирам положены перерывы в течение смены: два раза по 30 минут. Но второго перерыва, как правило, не бывает, поскольку он попадает на большой поток покупателей, час пик с 17:00 до 21:00 — люди возвращаются с работы. Бывает, что кассиры работают по 13 часов. Но оплачивается смена строго по тарифу 10:40.
Думали, из-за чего возникают очереди в магазине? Всё просто — из-за нехватки кассиров. На просьбы покупателей вызвать еще одного кассира приходится отвечать: «Работать некому — уволились». Фактически в некоторых магазинах работают две кассы вместо положенных четырех. Из-за долгого ожидания покупатели нервничают, бросают тележки и уходят.
Несоответствие цены
В «Пятерочке» также часто конфликтуют из-за несоответствия цены на товар в торговом зале и на кассе, когда покупатель видит пробитый чек. Происходит это по следующей причине. Каждое утро в магазин приходит распечатка — от 400 до 1000 ценников. Продавцы-кассиры должны до 11:00 вырезать каждый чек из распечатки, сверить с каждым выставленным в зале товаром и переклеить (или не переклеить). При нехватке персонала вырезать и выставить ценники в зал до этого времени невозможно.
Проверка ценников не означает, что стоимость товаров меняется каждый день, но кассир всё равно обязан сверить все товары. При этом, если придут с проверкой, за не сверенный вовремя ценник оштрафуют.
Оплата труда
Зарплата сотрудников складывается из тарифа и премий. Час работы стоит 163 рубля. Так называемый пик — 11 копеек. Пик — это количество проданных штук товара, скорость обслуживания. Например, бывает 400-500 чеков за смену. Если скорость обслуживания падает, кассира могут оштрафовать. Состояние кассового оборудования при этом не учитывается. Как рассказывает бывший кассир Мария (имя изменено — прим. ред.), касса иногда может несколько раз отключиться за смену, потому что оборудование старое, а программное обеспечение новое. Кроме того, кассир обязан предлагать покупателям «товары по акции».
Если я не продам в течение смены этот товар, то либо сама должна купить что-либо из акционного, либо уменьшается моя зарплата, — рассказывает девушка.
Премии складываются из нескольких составляющих. Это «пики» + скорость + проданный товар на кассе + выставленные ценники в закрепленном за конкретным сотрудником отделе. Плюс проговаривание кассиром стандартного набора фраз: «Здравствуйте… пакет… товар на кассе… цена вашей покупки… ваша сдача… ждем вас снова».
Решение о премировании сотрудника принимает директор магазина на основе всего упомянутого, а главное, личной оценки его работы. Составляет соответствующую бумагу и направляет в отдел кадров. Премия составляла раньше 4-5,5 тысячи рублей. В целом размер премии зависит от товарооборота конкретного магазина. В миллионнике (магазин, который дает выручку больше миллиона рублей в день) она, соответственно, будет больше. Кроме того, из премий вычитается списанный товар магазина.
В месяц у меня выходило 30-33 тысячи рублей, в последнее время около 25 тысяч. Люди увольняются, — говорит Мария.
Как рассказывают бывшие сотрудники, на оплате труда постоянно экономят. Так, в июле изменились условия труда. В новом договоре были прописаны новые ставки за час работы (меньше, чем было) и новые условия получения премии — упомянутые составляющие и покупка акционного товара кассирами, если он не продается. А если кассир не согласен, то не будет премии. Новый договор уменьшил оплату труда сотрудников на 3-5 тысяч рублей.
Работа в праздничные дни
Работа в праздничные дни должна оплачиваться в двойном размере. Но руководство «Пятерочки» считает, что это накладно, поэтому вместо двойной оплаты дает людям отгулы. Переработки не оплачиваются. Инвентаризация товара (3-4 раза в год), за которую тоже отвечают замы, также не оплачивается.
Просроченные продукты и списание товаров
Магазин нередко списывает товар, вопрос в его количестве. Как рассказывает Мария, раньше в день приходит 9-13 палет (поддон — прим. ред.) с товаром. Для небольшого магазина, в котором работала девушка, это много. Так как складов в некоторых магазинах нет, товар сразу выставлялся в торговый зал, чтобы люди покупали свежие продукты. Сейчас приходит одна-две палеты, то есть общее количество товаров резко уменьшилось. А списать могли, допустим, 2-3 просроченные куры, немного фруктов, банку грибов.
По словам кассира, просроченных товаров нет и ценники со сроком хранения не переклеивают. За три дня до окончания срока хранения продукта делается ценник со снижением на 30%. Магазину проще списать товар, чем платить большие штрафы за просрочку.
Как работают заместители директора?
Марина (имя изменено — прим. ред.) работала заместителем директора в нескольких «Пятерочках». У нее высшее экономическое образование, опыт работы на руководящих должностях. Замдиректора тоже работает посменно, два через два или три дня через один. Смена — 12 часов. А фактически бывает по 16-17 часов: начиная с 7 утра и заканчивая глубокой ночью.
Замдиректора приходит к семи утра, потому что в семь начинают привозить товар. Ему нужно принять поставки, зарядить кассы, проследить за чистотой, то есть подготовить магазин к открытию. В магазине замдиректора делает практически всё. Заменяет директора в его отсутствие, принимает товар в течение дня, сидит на кассе, если нужно (замдиректора одновременно и старший кассир), проверят ценники, отвечает за качество товара. Заодно работает грузчиком — двигает и разгружает палеты, которые бывают рассчитаны на 700 килограммов товара.
Оплата труда — тоже зарплата плюс премии. Надбавки зависят от товарооборота — чем он больше, тем больше и премии. «В месяц выходило около 40 тысяч, в прошлом году прибавили еще 3 тысячи», — говорит Марина.
Кто кого контролирует?
Кассиры-продавцы и аутстаф — сотрудники сторонней компании, которых вызывают, если не хватает людей, — низовые работники. Аутстаф — это в основном приезжие из ближнего зарубежья. Над ними стоит администратор, над ним — замдиректора, который, соответственно, подчиняется директору магазина. Группу магазинов — 10-12 штук — на конкретной территории курирует супервайзер.
Над супервайзерами стоит начальник операционного отдела. Еще выше — директор кластера. Есть еще служба безопасности, призванная следить, чтобы не было краж. Главный отдел кадров, куда уходят трудовые книжки, — в Пензе. Еще один офис — в Санкт-Петербурге. Куда обращаться сотрудникам в случае трудовых конфликтов или с судебным иском, непонятно. Как правило, их посылают в оба города, поскольку на месте ничего решить нельзя.
Воруют ли в «Пятерочке»?
Бывшие сотрудники отвечают однозначно: да, воруют. Во время инвентаризации (она бывает примерно раз в три месяца) обнаруживается большое количество списанного товара. Списанный товар не вывозится, а обнаруживается где-то под столом у директора. Наемный персонал портит упаковку, делает в ней дырки, чтобы товар списали и чтобы потом его забрать.
Списанный товар в торговле всегда был определенной статьей расхода, но в «Пятерочках» пошли по другому пути — убытки из-за списанных, испорченных и пропавших возмещают путем вычитания из премий низшего звена сотрудников. Люди, естественно, увольняются, потому что платят всё меньше. Торговый оборот в магазине падает. На зарплате директоров это не сказывается — за списанные товары у них ничего не вычитают.
Воруют и покупатели. Охраны во многих «Пятерочках» сейчас нет. Следить за покупателями и физически их задерживать, если произошла кража, обязывают опять-таки продавцов-кассиров. Но далеко не всегда они могут что-то сделать.
Я работаю в магазине пятерочка как дежурный сотрудник и грузчик. В мои обязанности входит расстановка товаров соков, воды, пива, вин. Вчера я забыл выставить последнее из товара чтобы залатать дыры так как наш директор это очень сильно не любит. Сегодня звонит и говорит мне если и так и дальше будешь работать ты здесь работать больше не будешь! Что делать в такой ситуации? Имеет ли право меня уволить хотя я выполняю как нужно!? Могу ли я подать на директора жалобу о том что хотят меня убрать или выжить из работы?
Ответы на вопрос:
Если вы выполняете свои обязанности в соответствии с трудовым договором, то его требования не правомерны. Вы вправе подать жалобу в трудовую инспекцию, приложив трудовой договор.
Похожие вопросы
Я на больничном последний день, сегодня хочу подать заявление на увольнение в связи с тем, что на данной работе выполняла неправомерные приказы работодателя выполнять работу грузчика, хотя я менеджер а не грузчик. Я позвонила работодателю и сказала что больше не выйду на работу так как подорвала здоровье, она говорит что поставит прогулы, как мне быть? Я уже не хочу там работать!
Что делать? Я работаю водителем-экспедитором, я помогал грузчику сдавать товар, хотя это не входит в мои обязанности, грузчик украл мясо в магазине, я об этом ничего не знал! На камерах видеонаблюдения видно как грузчик совершает кражу, но и я, разгружающий машину тоже там есть, что мне делать? Я же ничего не знал и не делал, хозяйка магазина написала заявление в полицию и меня вместе с грузчиком забрали в ГОМ. Что мне грозит? Что мне делать? Как доказать мою невиновновность?
Могут меня уволить мой Директор если я подала жалобы, претензии в Защиту прав трудящихся, Прокуратуру, Департамент труда населения, Жалоба генеральному директору в том, что в моей ситуации не разобрались на работе где я работаю вОхране и за отношение управляющей магазина я выдвинула претензию и на своего директора тоже. Что хотели уволить за то что сктрудники сплетничают что я того не говорили и еще нагло обвинили меня.
У меня вот такой вопрос. Моя мама работает продавцом в магазине, сегодня её вызвала директор магазина и сказала, что если будет ещё хоть одна жалоба на неё от покупателей, директор её уволит. Имеет ли она на это право? И что ей делать в этой ситуации? Спасибо.
Я работую учителем информатики. На меня частично возложили обязанности зам. директора по учебной работе, что не входит в мои должностные обязанности. В данный момент зам. директора уволилась. Как можно грамотно аргументировать свой отказ выполнять эту работу? Имеет ли право директор по приказу заставить меня выполнять эту работу? Спасибо.
Что имеют право делать охранники и чоповцы, а что нет?
Меня раздражает их навязчивое желание заглянуть ко мне в сумку — как при входе, так и при выходе, — только потому, что им так хочется. Якобы это регламентировано внутренней процедурой, которая обязывает меня открывать сумку и демонстрировать ее содержимое. Но это можно расценить как вторжение в личную жизнь.
Насколько я прав и как можно дать понять чоповцу, что завтра ему лучше отвернуться, когда я буду входить на территорию предприятия?
Любое действие сотрудников ЧОП регламентировано должностными инструкциями и внутренними приказами. И далеко не всегда осмотр содержимого сумок — это превышение полномочий сотрудника охраны.
Проверьте трудовой договор
Вы пишете, что работаете на предприятии с пропускным режимом. Чтобы выяснить, превышают ли охранники свои полномочия или нет, надо смотреть не только их инструкции, но и нормативные документы, регламентирующие ваши отношения с работодателем, а именно трудовой договор. Вполне возможно, что в договоре с работодателем есть пункт, который позволяет охране каждый день контролировать содержимое вашей сумки.
Договор — дело добровольное. Если вы его подписали именно в таком виде — оснований для претензий в адрес охраны быть не может.
В условиях трудового договора, контракта, правил внутреннего трудового распорядка могут быть предусмотрены санкции за невыполнение требований охраны. Трудовым договором нельзя обязать проходить ежедневный осмотр: это незаконно. Но за отказ можно, например, не допустить до работы или просто не пропустить на территорию предприятия. Это по закону.
Такие условия должны быть предусмотрены в трудовом договоре, заключенном между вами и работодателем, либо в требованиях внутреннего трудового распорядка.
Не исключено, что действия сотрудников ЧОП связаны не с «синдромом маленького человека», а с требованиями трудового договора и их внутренними инструкциями. Но без нормативных документов перед глазами говорить об этом сложно.
Это не вторжение в личную жизнь, а защита коммерческих интересов
Просьба показывать сумки на выходе — далеко не самая экзотическая, с какой мне приходилось сталкиваться. Например, если организация работает со сведениями, содержащими государственную тайну, на входе сотрудники охраны могут предложить сдать сотовый телефон, а вернут его только после выхода из помещения. Можно отказаться, силой отбирать телефон не будут, но и в служебное помещение вас не пустят.
А в организациях, связанных с добычей и переработкой золота, могут предложить снять принадлежащую вам одежду и переодеться в рабочий комбинезон без карманов. Это допустимо — если работник дал письменное согласие соблюдать такие требования.
Это не будет считаться вторжением в личную жизнь, если в договоре между работником и работодателем прописаны подобные условия. Работодатель таким образом защищает свои коммерческие интересы. Если вы не согласны соблюдать его требования — можно отказаться от сотрудничества либо договориться с работодателем, чтобы к вам применялись другие условия труда.
Что может делать сотрудник ЧОП
По закону частный охранник, находящийся на проходной предприятия, имеет право:
В вашем случае сотрудники ЧОП ссылаются на обеспечение внутриобъектового и пропускного режима. Порядок его организации установлен статьей 12.1 закона «О частной детективной и охранной деятельности в РФ ». Там сказано, что частные охранники могут проверять документы, дающие право на вход, проводить осмотр транспортных средств и имущества. Есть важная оговорка: правила, которые установил владелец предприятия, не должны противоречить закону.
Чем отличается осмотр от досмотра
Документальное оформление осмотра не требуется, протокол составлять не нужно.
Досмотр — это мера принуждения. Требования к ее проведению прописаны в законе. Сотрудник частного охранного предприятия не имеет права на проведение досмотра. Его может проводить только сотрудник уполномоченных государственных органов в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи. Закон допускает досмотр без понятых, но только в одном случае: если у сотрудников полиции есть основания считать, что человек, которого они досматривают, вооружен.
По результатам досмотра в обязательном порядке составляют протокол.
Закон тут устанавливает единые требования для всех: и для сотрудников полиции, и для охранников на проходной, и для сотрудников служб безопасности в супермаркетах.
Если охранник, скажем, в магазине установит, что есть какое-то правонарушение, он может вызвать полицию. И только полицейский, если увидит на то основания, уже может провести досмотр.
А как же осмотры в метро, торговых центрах, клубах и барах? Это законно?
Законно — но только при наличии вашего согласия. У вас нет трудовых отношений с охраной клуба, метро или торгового зала. Сотрудник ЧОП не может потребовать вас вывернуть карманы или показать сумку, даже если ему показалось, что вы совершили противоправное деяние. Заставить вас он не имеет права.
Охранник может предложить вам добровольно показать содержимое сумки или карманов. Вы имеете право отказаться — но в этом случае охрана может вызвать сотрудников полиции. Если сотрудники полиции увидят основание для досмотра или осмотра — они будут проводить его самостоятельно.
Но есть еще один момент, который следует учитывать. Если в торговом центре охрана заботится в основном о товаре на полках, то при осмотрах, например, в метро сотрудники ЧОП заботятся о безопасности всех граждан в целом. Такие меры безопасности появились не на пустом месте, а после терактов, и в этом случае, на мой взгляд, к неудобствам следует отнестись с пониманием.
Напоследок
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
О круглосуточных дежурствах
У многих фирм возникает производственная необходимость организовать круглосуточное дежурство. Постоянное присутствие персонала можно обеспечить собственными силами. Чаще всего дежурные работают по графику «сутки через трое». Рассмотрим особенности учета и оплаты их труда.
Для обслуживания непрерывно действующего поста (центра ответственности) администрация формирует группу работников. Общий фонд рабочего времени (24 часа в сутки на одном рабочем месте) распределяется между работниками этой группы в соответствии с требованиями трудового законодательства, условиями коллективного и трудового договоров.
График сменности необходим
Но если должностное лицо ранее подвергалось административному наказанию по этой статье, то ему грозит дисквалификация на срок от одного года до трех лет.
Как составить график сменности
Составлять график сменности удобно по форме, предусмотренной для табеля учета рабочего времени. С этой целью в унифицированной форме табеля № Т-13 используют графы 1 – 6. Но их недостаточно – нужно предусмотреть дополнительную графу для подписи каждого работника, удостоверяющей (с указанием даты), что он с этим документом ознакомлен.
При сменной работе режим рабочего времени предусматривает рабочую неделю с предоставлением выходных дней по скользящему графику. Эта формулировка закреплена в статье 100 Трудового кодекса. Законодательство не разъясняет, какова продолжительность такой рабочей недели в днях. Поэтому в трудовом договоре работника фиксируется условный усредненный показатель – продолжительность рабочей недели в часах. Но как его определить?
Законодательством не разъяснено и понятие «нормальная продолжительность рабочего времени». Однако по смыслу статьи 91 Трудового кодекса – это время, отведенное для выполнения трудовых обязанностей и согласованное трудовым договором. Данная статья вводит предельную продолжительность нормального рабочего времени на протяжении недели – 40 часов. Поэтому при использовании скользящего графика и работодатель вынужден установить работнику определенную продолжительность рабочей недели также в часах. Этот по своей сути среднегодовой показатель не может превышать 40 часов.
Нормирование рабочего времени осуществляется по решению работодателя с учетом мнения выборного профсоюзного органа либо на основании коллективного договора (ст. 159, 160 ТК РФ). При этом продолжительность отработанного времени за выбранный учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов. Поэтому на протяжении учетного периода работодатель ведет суммированный* учет рабочего времени. А установленная продолжительности рабочей недели используется при расчете отпускных (п. 13 постановления Правительства РФ от 11 апреля 2003 г. № 213).
Работодателю предстоит установить продолжительность рабочей недели дежурного. Недельный фонд рабочего времени – 168 часов (24 часа в день ) 7 дней). Если распределять эту нагрузку на пять дежурных, то на каждого из них придется в среднем 33,6 часов (168 / 5). А вот при четырех дежурных на одного работника в среднем придется 42 часа в неделю (168 / 4).
Нормальное число рабочих часов
Понятие нормального числа рабочих часов разъясняет постановление Минтруда от 29 декабря 1992 г. № 65 (далее – Постановление № 65). Норму следует исчислять на основании расчетного графика пятидневной рабочей недели (п. 2 Постановления № 65). Для практического применения содержащегося в нем правила требуется установить продолжительность рабочей недели работника – 40 часов или менее:
Новая, дополненная редакция статьи 104 Трудового кодекса, вступившая в силу с 6 октября 2006 года, по существу не изменила это положение. Ее формулировка не противоречит разъяснениям Минтруда (Постановлению № 65). Нельзя утверждать, что теперь нормальное число рабочих часов совпадает с еженедельной продолжительностью рабочего времени, установленной конкретным работодателем. Оно по-прежнему привязано к стандартной «пятидневке». Этот принцип используют для определения штатной численности персонала, необходимого для обеспечения круглосуточного дежурства.
Составляем штатное расписание
Потребность предприятия в дежурствах должна быть отражена в штатном расписании. В этом первичном документе требуется указать не только наименование должности дежурного (вахтер, охранник и т. д.), но и необходимое количество таких штатных единиц.
Планируя штатную численность дежурных, необходимо помнить о возможности наступления временной нетрудоспособности, о социальных гарантиях. Каждому работнику полагается ежегодный отпуск в 28 календарных дней (ст. 115 ТК РФ). А, кроме того, дополнительные отпуска могут быть положены отдельным категориям работников или установлены коллективным договором.
Предлагается два варианта расчета штатной численности на одно рабочее место с круглосуточным режимом работы в зависимости от продолжительности рабочей недели. Здесь учтено, что в предпраздничные дни продолжительность рабочего дня нужно сокращать на один час (ст. 95 ТК РФ). А кроме того можно проконтролировать, чтобы количество сверхурочных в течение года не превысило 120 часов (ст. 99 ТК РФ).
По этому алгоритму нетрудно подсчитать, что для штатной численности – 4 человека при максимально допустимой «средней» продолжительности рабочего времени – 40 часов в неделю, сверхурочные работника составят 370 часов за год. Иными словами, сокращение штата повлечет нарушение трудового законодательства.
Как выбрать учетный период
Суммированный учет основан на том, что работодатель вправе увеличить «контрольный», то есть учетный, период, с одной недели вплоть до года (ст. 104 ТК РФ). Учетный период определяется спецификой производства. Существуют отрасли, в которых нагрузка на персонал носит сезонный характер. Например, у дежурных котельной основной пик занятости приходится на отопительный сезон, а у охранников в учебном заведении – с 1 сентября по 30 июня. В таких случаях на время производственного «затишья» планируют отпуска. А учетный период выбирают так, чтобы его продолжительность заведомо превосходила период интенсивной работы. В наших примерах таким учетным периодом будет год. Смысл продолжительного учетного периода в том, чтобы в его пределах минимизировать сверхурочные, сгладить сезонную перегрузку работника. Можно установить этим работникам привычный учетный период – месяц. Ведь графики работы придется составлять сразу на весь учетный период (п. 3 Постановления № 65). А планирование занятости конкретных сотрудников на длительную перспективу – неблагодарное занятие.
Следует обратить внимание еще на одну деталь: по предприятию в целом устанавливается лишь продолжительность учетного периода и дата его введения. А для каждого вновь принятого работника учетный период будет отсчитываться с момента его приема на работу. Соответственно для него придется определять нормальное число рабочих часов в индивидуальном порядке.
Особенности оплаты труда дежурных
Оплата труда на основе месячного оклада для дежурных с суммированным учетом рабочего времени не вполне подходит. Она неоправданно усложняет работу бухгалтерии и не в полной мере учитывает экономические интересы работников. Гораздо практичнее применять тариф за смену, особенно в ситуациях уплотнения графика для замены отсутствующего работника. Тариф относится к смене в целом. Суточная смена не делится на дневную и ночную части. Платить в повышенном размере за труд в ночное время не придется. Кроме того, не возникает проблем с оплатой за не полностью отработанный месяц.
Сверхурочные – в расходы
Выявить сверхурочные часы можно только по окончании учетного периода. Их оплачивают в повышенном размере: за первые два часа – не менее, чем в полуторном размере, за последующие часы – не менее, чем в двойном (ст. 152 ТК РФ). Сверхурочные часы фиксируют в лицевом счете работника – по графам 26 и 27 унифицированной формы № Т-54. Длительный учетный период окажется невыгодным работодателю, если накопится большое количество сверхурочных для двойного тарифа. Такое соображение будет аргументом в пользу краткосрочного месячного учетного периода.
Возникает вопрос: возможно ли включить сверхурочные в расходы на оплату труда в целях налогообложения прибыли? Минфин в письме от 2 февраля 2006 г. № 03-03-04/ 4/22 дает на него положительный ответ. Но учесть такие расходы, в том числе за пределами 120 часов, работодатель вправе лишь в том случае, если обязанность сверхурочной работы предусмотрена трудовым договором.
№ строки Показатели Порядок расчета Если 40 часов в неделю Если 36 часов в неделю 3
1 Установленная еженедельная продолжительность рабочего времени, часов Решение руководства 40 36 2 Годовой фонд рабочего времени по одному посту (центру ответственности), часов 24 часа x 365 дней 8760 8760 3 Норма рабочего времени одного работника за год, часов по производственному календарю 5-дневной недели 1980 1781,6 4 Потребность в работниках, человек стр. 2 / стр.3 4,4 4,9 5 Продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска работника, часов 28 дней / 7 дней x стр.1 160 144 6 Норма рабочего времени работника за год с учетом отпуска, часов стр. 3.– стр. 5 1820 1637,6 7 Потребность в работниках с учетом запланированных отпусков, человек стр. 2 / стр.6 4,8 5,3 8 Штатная численность персонала, единиц округление до целых единиц стр. 7 5 5 9 Годовой ресурс рабочего времени штатного персонала, часов стр. 8 x стр. 6 9100 8188 10 Сверхурочные за год на весь персонал, часов стр. 2 – стр. 9 340 572 11 Сверхурочные за год на одного штатного работника (в среднем), часов стр. 10 / стр.8 нет 114,4
Норма о переносе выходных дней, совпадающих с праздничными, не распространяется на круглосуточно действующее подразделение (Постановление № 65). Но если смена приходится на нерабочий праздничный день, то она оплачивается по двойному тарифу (ст. 153 ТК РФ).
* О некоторых проблемах суммированного учета читайте ПБ № 9, за 2006 г.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА
Полная информация о правилах учета и налогах для бухгалтера.
Только конкретный алгоритм действий, примеры из практики и советы экспертов.
Ничего лишнего. Всегда актуальная информация.