Для чего нужен директор в школе

Зачем школе директор. Говорят учителя

Светлана Лаврентьева

27 июня 2017 • 19:55

Несколько российских учителей (все – на условиях анонимности) рассказали Педсовету, зачем, по их мнению, школе директор.

Для чего нужен директор в школе. Смотреть фото Для чего нужен директор в школе. Смотреть картинку Для чего нужен директор в школе. Картинка про Для чего нужен директор в школе. Фото Для чего нужен директор в школе

Директор – это щит

Римма Николаевна: «Я за свою долгую педагогическую деятельность близко контактировала с тремя школьными директорами. С первым – совсем недолго, только придя работать в школу после института. И тогда я его очень боялась. Он был суровым мужчиной, всегда предельно серьезным, говорил густым таким басом. На педсоветах я забивалась на последний ряд, чтобы не попадаться ему на глаза. А когда узнавала, что он меня вызывает в свой кабинет, чувствовала, что у меня ноги трясутся. Про то, чем он занимался в школе и зачем там был нужен, я не задумывалась и сейчас ответить не могу.

А потом нас объединили и прислали нового директора. И вот тут мы узнали, почем фунт лиха. У нового директора всегда и во всем виноват учитель. Крики: «Уволю!» из ее кабинета слышны регулярно. Основные цели – не прогневать свое начальство, выполнить все, даже самые абсурдные распоряжения, выжать из коллектива все соки ради баллов рейтинга. Мы работаем с ней уже несколько лет, она до сих пор не знает нас по именам-отчествам, только по фамилии. История, традиции, атмосфера школы для нее не значат ничего. Коллектив – тоже: она регулярно нам напоминает, что никого из нас держать не будет и быстро найдет замену любому. Наверное, в департаменте ее ценят существенно больше, чем нашего старого директора. Но ни это, ни запись в ее трудовой книжке, ни табличка на двери кабинета не делают ее настоящим директором школы».

Директор – это администратор

Олеся Петровна: «Наверное, в школе основная задача директора – решать административные, финансовые и хозяйственные вопросы. Не думаю, что ему нужно вмешиваться в вопросы обучения и воспитания. Каждый должен заниматься своим делом. Уволить, наказать, взять на работу, рассчитать бюджет, решить вопрос с ремонтом, подписать приказ о каникулах – это к директору. А вот за образовательный процесс отвечает завуч, за воспитание – зам. по ВР, за права учителей – профсоюз, за права учеников – омбудсмен. Замечательно, когда директор на хорошем счету в Минобре, тогда он сможет какие-то преференции для школы добыть. Хорошо, когда директор молод, тогда у него много сил и здоровья. Да и в ногу со временем идет».

Директор – это расстрельная должность

Директор – проводник политики государства

Директор – это пугало

Ольга Сергеевна: «Основная функция директора – контроль и устрашение. Школа – живой организм, в его функционировании участвует много разных людей. И чтобы деятельность школы была эффективной, нужен директор, который держит под контролем все происходящее, наказывает за проступки, поддерживает дисциплину. Недаром многие годы в школах самая страшная угроза для ученика: «Сейчас к директору отведу!» И это правильно. В школе нужен человек, который способен привести в чувство хулигана и прогульщика, пресечь сплетни и интриги в коллективе, направить энергию школы в конструктивное русло. Директора должны уважать и бояться и дети, и учителя. Можно сказать, что директор – это такое пугало, а мы все –вороны. В хорошем смысле, конечно».

Директор – это хозяин

Андрей Андреевич: «Я сам скоро стану директором. С сентября мне дают школу. Не знаю, справлюсь ли, но буду стараться. Возможно, получив опыт директорства, я буду думать иначе, но сейчас мне кажется, что быть директором – это быть хозяином. Считаю важным быть в курсе всего, влиять на принятие решений педагогическим коллективом, уживаться в мире с коллективом, родителями, начальством, всякими службами, создавать в школе здоровую рабочую атмосферу. Школа очень консервативна, поэтому хозяину нужно быть очень аккуратным, перед каждым нововведением семь раз отмерить, четко понимать цель и задачи и, не торопясь, обдуманно, взвешенно двигаться к цели и решать задачи».

Источник

Как стать директором школы

Для большинства учеников директор школы – это мифический человек, которого школьники видят на торжественных линейках пару раз в год. Но что входит в его обязанности, из чего состоит работа директора школы? Мы взяли инициативу в свои руки, подошли к загадочному человеку на расстоянии вытянутой руки и сами обо всём расспросили.

Наш герой: Виктория Владиславовна

Профессия: директор школы

Стаж работы: 25 лет

Предмет: математика

Работать директором школы – это как?

В чём заключается работа директора школы?

Прежде всего, это организация учебного процесса на всех стадиях: расписания, замены, уроки, ЕГЭ, ОГЭ. Также я занимаюсь контролем хозяйственного блока.

Естественно, выполнять работу всех направлений сразу ни администратор, ни директор школы не может. Для этого есть отдельные люди, которые за это отвечают, но функция контроля и выделения различных нюансов лежит на мне – от формирования закупок и до ремонтных работ.

Мы пишем заявки, так как школа очень большая, далее проходит выборка в пользу приоритетных запросов. Плюс занимаюсь общением с родителями и детьми, различными олимпиадами.

Кого на какую олимпиаду отправить, кому какую помощь оказать, потому что, например, для детей, которые успешны в чём-то конкретном, мы приглашаем педагогов из специализированных центров, чтобы педагоги занимались с детьми уже на уровне городском и муниципальном.

Также, конечно, занимаюсь воспитательной работой вместе с социальным педагогом. Для этого необходимо знать всех детей и все семьи, которые по той или иной причине находятся в зоне риска.

Контроль качества питания, несмотря на то что для этого тоже есть специальные люди, директор должен знать всё даже об этом.

Я очень часто выполняю функцию медицинской сестры (смеётся), так как медицинские сотрудники –это приходящие и уходящие люди, сотрудники поликлиник со своим расписанием, поэтому в первую очередь школьники бегут ко мне. Мы при любой головной боли должны вызывать скорую помощь, оповещать родителей, но мы, тем не менее, оказываем помощь самостоятельно, если это не что-то серьезное.

Что вы считаете результатом работа директора школы?

Результат моей работы директором школы – это то, как я сумела воспитать ребёнка на той или иной стадии его развития: оценки, ЕГЭ, как и кем ребёнок вышел после школы, насколько он социализирован, насколько мы смогли ему помочь и так далее.

Если после выпуска родители пишут «Спасибо», то больше мне и не нужно.

Какие люди повлияли на то, чтобы Вы выбрали такую профессию?

Наверное, банально будет сказано, но все мы проходим через школу, вот я в детстве играла в школу.

Сестра моей бабушки была учителем, но не думаю, что это как-то повлияло, скорее тут сыграла роль моя классная руководительница, мне нравилось, как она преподавала математику, я к концу одиннадцатого класса думала: пойти на математику или на химию – пошла на математику.

В школе мне очень нравилось приходить в библиотеку, тогда я писала выборки из книг, мне очень нравилось проводить время в тишине, я даже хотела стать библиотекарем, но вот как-то не вышло (смеётся).

Какой путь необходимо преодолеть, чтобы работать директором и быть в этом успешным?

Всё остальное нарабатывается опытом и различными курсами, потому что директор на данном этапе в России – это прежде всего менеджер. И если директор не прошёл через различные ситуации с родителями и детьми, то потом очень сложно оценить то, что происходит.

Ещё важно смотреть как предметник, потому что многие ситуации связаны с предметной областью, и решения, которые принимаются относительно дальнейшего обучения учителей, очень важны! Если директор теоретик, он никогда не соберет команду учителей, ведь он не будет понимать, как они живут, чем они живут, в таком случае будет очень сложно сформировать команду.

Поэтому путь учителя с образованием менеджера лучше всего получать менеджером в сфере бизнеса, проходить тренинги, понимать, как строятся компании, как создаются команды, бизнес-тренинги очень помогают.

Какими качествами необходимо обладать, чтобы получить работу дриектором школы?

И всё это только малая часть, которая сразу пришла в голову.

Вы хороший директор?

Всегда есть над чем работать.

Если бы я честно считала, что не справляюсь с этой должностью, я бы ушла.

Зачем мучать учеников, родителей, учителей, если я не могу организовать какой-то процесс. Также я считаю важным показателем постоянство учительского состава. У меня учителя не меняются на протяжении большого количества лет. Конечно, радует и то, что к тебе целенаправленно идут дети, родители находят взаимопонимание и могут обращаться.

Что Вы думаете, когда к Вам вызывают школьника?

Тут либо я вызываю, либо ко мне ребёнка приводят из-за какой-то ситуации, которую нужно разрешить, иногда ребёнок сам приходит и обращается за советом.

Сложно ли руководить учителями / детьми? Кем руководить сложнее?

Учителя – это очень интересная каста людей со своими характерами, которые знают и понимают, что они лучшие и самые правильные, у каждого присутствует свой «предметный» эгоизм. В этом отношении нужно очень тонко находить верные способы, чтобы общаться с учителем, находить его слабые и сильные стороны, чтобы а разговоре с ним дать ему понять, что он прав, что он молодец, но чтобы в итоге сделал он всё так, как нужно мне.

Дети – это лицо своих родителей, с детьми работать гораздо легче. Всё идёт через примеры, убеждения, разговоры. В ребёнке нужно понять, чем он живёт, чем болеет, и от этого уже общаться с ним, ведь все дети очень разные и очень интересные.

Вот ты ребёнка берёшь в пятом класса и до одиннадцатого класса проживаешь с ним целую жизнь. Директор реально проживает каждую жизнь, да ещё и вместе с целой семьёй. А по выпуску потом слёзы.

Что Вам нравится в работе директором школы?

Мне нравится, что я могу влиять, могу корректировать, могу вносить лепту в формирование жизненных устоев и интересов ребёнка.

Мне очень нравится, что, когда ребёнок приходит со своими переживаниями, ты помогаешь ему рассуждать, чтобы он сам принимал свои решения, ты подводишь его к чему-то, он получает результат, и ты им гордишься, а соответственно, и собой.

Мне это очень нравится… Путь становления.

Что Вас раздражает в работе директором школы?

Ничего не раздражает.

Что станет с Вашей профессией через 10-20 лет?

Я надеюсь, что принцип не изменится. Дети есть и будут всегда, детей нужно учить, воспитывать, поэтому думаю, что цели и задачи в работе директором школы останутся теми же.

В какие вузы лучше поступать, чтобы стать хорошим директором? В России, за рубежом?

На конкретном вузе не буду останавливаться, просто безусловно важно педологическое образование, а дальше всё зависит от человека опять же.

Источник

Кто в школе власть?

Чего можно добиться, если родители и ученики будут заодно со школьным директором? Что будет, если относиться к школе как к поставщику услуг по обучению? И почему родителей все больше беспокоит, чем занимается их ребенок на переменах? Подкаст «Коммерсантъ FM» «Школа жизни». Андрей Галиев и специальный гость, исполняющий обязанности директора Психологического института Российской академии образования Павел Сергоманов.

Жизнь современного директора школы — это жизнь человека на вулкане. Он всегда где-то между молотом и наковальней, между двух огней, между Сциллой и Харибдой. С одной стороны у него дети: пока они находятся на территории школы, директор отвечает за их образование, за их жизнь, за здоровье. С другой стороны у него учредитель, который имеет свои, государственные задачи. Как подружить одно с другим? Непростой вопрос. Директору приходится вырабатывать нетривиальные решения.

Сейчас специалисты активно пользуются понятием hidden curriculum – «скрытая программа или школьная среда как учитель». Атмосфера в школе и межличностные отношения зачастую делают больший вклад в образование, чем уроки. События взросления происходят на переменах. Приведу один пример. Я был директором старшей школы, и у меня учился Витя — очень шустрый парень. Однажды я застал его за тем, как он, практически рыдая, что-то искал впотьмах за лестницей. Я спросил: «Вить, что случилось?» Он говорит: «Потерял кольцо. Мы с одной девушкой решили дружить всю оставшуюся жизнь, и кольцо было как символ этого». Я говорю: «Слушай, но ты же не потерял то, что оно символизирует». И его «пробило» на месте. Он потом долго еще вспоминал при мне эту сцену.

А есть ли стандарт, которому директор должен соответствовать?

Мы всерьез обсуждали с детьми учебный план, предоставляя выбор, спрашивая: «Зачем? Почему ты это выбираешь?»

Здесь два аспекта. Первый: Профессиональный стандарт. С моей точки зрения нужный и важный документ. Но он довольно сложный. И это скорее стандарт-барьер. Если есть минимальное соответствие, то человек с нужной квалификацией, с подходящим образованием, с пониманием законодательства и так далее — может занять эту должность. А дальше колоссальный диапазон для творчества в том, что касается личного самоопределения, взаимодействия с учениками, учебного плана. Мы проводили любопытное исследование. Обсуждали с детьми учебный план (особенно для старшеклассников это важно), обсуждали всерьез, предоставляя выбор, спрашивая: «Зачем? Почему ты это выбираешь?»

Это распространенная практика или хотелось бы, чтобы так было везде?

Хотелось бы, конечно. Для современного мира, для компетенций, профессионализма директора и учителей — это, с моей точки зрения, неотъемлемая часть.

Да, разговор с учеником. Вовлечение его как субъекта, как участника собственного образования. Без этого полноценное образование невозможно. Для исследования мы взяли 90 школ и типизировали их относительно наличия диалога. У нас получилось три типа. Первый: его совсем нет. Второй: условно говоря, есть профориентация. А третий: с детьми обсуждают их личные перспективы и планы, спрашивают «зачем» и «почему», описывают возможности. И у нас получилась потрясающая цифра. Дети из школ третьего типа в 25 раз чаще поступали в университет, чем дети из самого, скажем так, неважного типа школ.

Есть школа, и есть семья. Каким образом можно наладить коммуникацию между родителями и школой — в данном случае в лице директора как последней инстанции в рамках этой школы?

Школа — не услуга, а программа. И эта программа предлагается для усвоения ребенку и, в некотором смысле, семье.

Очень объемный и сложный вопрос. Первое, что я бы хотел отметить: есть очевидный крен в сторону того, чтобы представить школу как место предоставления услуг. С моей точки зрения, это плохой крен, потому что школа — не услуга, а программа. И эта программа предлагается для усвоения ребенку и, в некотором смысле, семье. Другое дело, что она может не нравиться семье как программа. Это очень плохой тренд, и он совершенно деструктивно отражается на общении учителя и семьи, директора и семьи. А особенно деструктивно — на образовании ребенка. Поскольку получается, что для образования не нужно усилий, а нужно со своей стороны что-то требовать, как ты требуешь, я прошу прощения, в парикмахерской.

Разговор должен быть на троих: школа, семья и, собственно, ребенок. Приведу еще пример. Мы в школе всегда проводили среди родителей большие опросы, чтобы понять, довольны они качеством образования или нет. Через анкеты мы всегда выявляли референтную группу — родителей, которым небезынтересно образование ребенка, которые действительно думают о нем. Второй признак референтной группы состоял в том, что эти родители думали примерно в том же направлении, что и педагогический коллектив.

Мы знаем, что только 5% действующих директоров получали специальное образование перед занятием должности. Соответственно, это в основном педагоги, которые имеют какой-то определенный педагогический и жизненный опыт — они и стали директорами школ.

Директор, конечно, должен достаточно четко понимать, какую педагогическую концепцию, идею он продвигает. Если у него, условно говоря, школа комфорта, то, соответственно, этот комфорт должен быть везде: и на перемене, и на уроке, и на территории школы за пределами крыльца.

Насколько вы успешный директор? Пройдите опрос и узнайте, в чем ваши сильные стороны, а над развитием каких качеств стоит поработать.

А какая концепция может быть полярно противоположной школе комфорта?

Дело в том, что человеческое развитие парадоксально. А детское — в особенности. Комфорт человек испытывает, преодолев трудность. Понимаете, какая штука? И здесь хорошо бы вспомнить просто диалектику, некоторое ритмичное устройство жизни. Кстати, вопрос утомления детей связан с тем, что отсутствует ритм и отсутствуют трудности, которые можно преодолевать. Есть всего две группы риска: недогруженные дети и перегруженные. У перегруженных не хватает личных ресурсов для решения задачи. А недогружены, кстати, обычно подростки.

Директор — это начальник, а любому начальнику (большому, маленькому — неважно) крайне сложно самокритично относиться к себе. Насколько вы считаете важным наличие такого инструмента у директора, как самодиагностика?

Если директор не имеет обратной связи о самом себе, то он быстро превращается в комичного персонажа. Конечно, честная рефлексия, обсуждение — это то, что принципиально важно для директора. Но и без того нагрузка на него колоссальная.

Директор решает очень серьезные внутренние конфликты, часто граничащие с экзистенциальными вопросами, с вопросами жизни и смерти. В общем, очень напряженная профессия. Человеку не хватает времени заниматься собой, квалифицированными исследованиями своей же школы, себя. Потому что некогда поднять голову. А если некогда поднять голову — он остается на одном и том же уровне. И, значит, сложность вопросов, которые он в состоянии решить, тоже остается на каком-то низком уровне. А если мы, наоборот, предоставляем возможность обмена профессиональным мнением, возможность для самодиагностики, диагностики школы как объекта. Он же сложнейший. По-моему, нет более сложного объекта, чем школа. Что может быть сложнее, чем растущий ребенок? По-моему, ничего.

В сферу ваших интересов, как психолога, входит конфликтология и разрешение конфликтов. Возьмем известную историю про конфликт в школе Тубельского (в интернете легко найти о нем информацию). Конфликт был сконцентрирован вокруг личности директора. Объясните в двух словах причину конфликта и путь разрешения.

Во-первых, я бы квалифицировал эту ситуацию как кризис, а не как конфликт. Одна сторона права по-своему, и другая права по-своему. Ситуация продолжается как феномен глухоты сторон. Феномен, переговоры в котором невозможны.

Конфликт зашел в острую стадию, в том числе и потому, что родители оказались достаточно активны.

Да, они проявили себя как сторона. Если бы обе стороны оформились, и если бы у них был рабочий процесс, переговорный процесс — тогда это был бы конфликт, имеющий перспективы разрешения. А это кризис, который разрушил отношения. Он требовал перестройки сторон, потому что обе они претендуют на окончательное решение и никуда не сворачивают со своей тропинки.

Это такая история про Гарри Гаррисона и неукротимую планету.

Да, что-то в этом духе. Само оформление ситуации — оно тупиковое, из него нет выхода. Ее нужно переоформить, переоформив отношения. Они остро нуждаются в юридической помощи.

Это очень хороший ход для установления кооперативных отношений между родителями, школой и директором. Если на стороне родителей есть профессиональный юрист, который хорошо разбирается в гражданских отношениях, то он может реально оказать помощь в решении проблем школы и создать основу для того, чтобы сторона родителей и сторона школы работали совместно.

Мне непонятны разговоры про менеджеров. Что это значит? Человек-тире-процедура? Если он не понимает суть дела, то чем он может управлять? Да ничем, если он не понимает, что такое услуга по своему предмету.

Конечно. Я думаю, что важнейшее значение для современного директора имеет разбор кейсов, случаев. Особенно случаев, которые при первом приближении кажутся экзотичными, но на самом деле могут серьезно помочь директору. Также директору помогает интенсивная форма подготовки личных навыков: тренинги, игры, разработка собственных проектов — так, чтобы со сверхзадачей, на долгую перспективу, всерьез и содержательно. Я думаю, что образование директора должно складываться постепенно, шаг за шагом. В качестве первого шага рассматриваю классическую предметную подготовку (математика, или биология, или химия, или физика и т.д.). Чтобы у человека была понятная предметная содержательная база. Потому что изучение каких-то мета-вещей без предмета — с моей точки зрения полная бессмыслица. Мне вообще непонятны разговоры про менеджеров. Что это значит? Человек-тире-процедура, что ли? Но если он не понимает суть дела, то чем он может управлять? Да ничем, даже на уровне парикмахерской — если он не понимает, что такое услуга по своему предмету.

Второе, что с моей точки зрения очень важно для директора, – педагогика и психология. Причем эти сестры довольно разные, довольно капризные. Их нельзя назвать, строго говоря, науками. Речь идет об агломерации практик, представлений, концептов, моделей, принципов, теорий. Это рефлексивная часть, потому что без самостоятельного действия и взгляда на это действие нельзя понять предметность ни психологии, ни педагогики. Первое, что доступно человеку в изучении педагогики — это он сам.

И третье, конечно, уже управленческие навыки: нужна квалификация управленца более или менее высокая, но минимально достаточная для деятельности директора.

Если бы вы спросили, какая идеальная, с моей точки зрения, последовательность, я бы выстроил так. Первые четыре года — предмет. Потом два года — педагогика и психология. Не в том смысле, что позанимался два года и закончил, а что стартовал, два года позанимался этим интенсивно — а потом продолжаешь это изучать на протяжении всей жизни. Далее уже управленческая часть, но она строится на базе какого-то опыта. Бывают разные ситуации, но в идеале хорошо бы, конечно, чтобы человек уже поработал в школе, все изучил (лет 5 «за станком»).

Сейчас в сфере образования есть множество курсов по переподготовке директоров. Может, стоит строить коммуникацию между директором и родительским сообществом отчасти на выявлении дефицитов в компетенциях и обсуждении, каким образом эти дефициты закрывать?

Если я как директор чего-то не умею, то зачем я буду об этом разговаривать с родителем? Если родитель лучше разбирается в какой-то области, можно предложить: я вас послушаю, поучусь у вас.

Нет, я бы вообще это не делал предметом коммуникации. Если я как директор чего-то не умею, то зачем я буду об этом разговаривать с родителем? Если родитель лучше разбирается в какой-то области, можно предложить: давайте вас послушаю, поучусь у вас. Да, тоже хорошая форма коммуникации. Но это будет уже ученик-учитель, а не директор-родитель. Я бы строил разговор вокруг цели образования, условий для детей, необходимых ресурсов. Как говорит мой любимый учитель: «Режь, бревно покажет», – понимаете?

То есть это не концепция, которую можно продумать от начала до конца?

Дорогу осилит идущий. Для этого должна существовать необходимая коммуникация.

Это ключевое условие для работы вообще. Если коммуникации нет — ничего нет.

Уважаемые директора, не бойтесь родителей. Уважаемые родители, не бойтесь директоров. Общайтесь! У нас в гостях был Павел Сергоманов, в недавнем прошлом директор Центра развития лидерства в образования Высшей школы экономики, сейчас исполняющий обязанности директора Психологического института Российской академии образования.

Источник

Что такое личная эффективность и зачем она директору школы?

Ирина Боровская

Для чего нужен директор в школе. Смотреть фото Для чего нужен директор в школе. Смотреть картинку Для чего нужен директор в школе. Картинка про Для чего нужен директор в школе. Фото Для чего нужен директор в школе
Фото: Ирина Боровская / Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Исследователи говорят: хроническая нехватка времени и сверхурочная работа — факторы риска. Они влекут за собой эмоциональное выгорание у педагогов. Актуальна эта проблема и для руководителей образовательных учреждений. Решение — не «всё успевать», а грамотно распределять ресурсы. Эксперт канала «Школьная команда» Ирина Боровская — доцент, бизнес-тренер, фасилитатор — рассказала, что такое личная эффективность и как директору школы научиться достигать целей с наименьшими затратами.

Личная эффективность: что это и почему важно для директора

Директор школы управляет большим коллективом. Это разновозрастная команда. Каждый ее участник — со своими бэкграундом, навыками и компетенциями. Приходится балансировать между интересами всех и при этом не забывать про требования образовательных стандартов. Задача непростая, поэтому у руководителей рабочий день часто выходит за рамки восьмичасового. В ежедневнике появляется бесконечный список дел, накапливается общая усталость, и совсем нет свободного времени.

В этих условиях важно развивать устойчивость, уметь бороться со стрессом, использовать все свои сильные стороны, чтобы выбрать правильный путь для себя и для коллектива.

Правильный путь — не работать без устали в режиме 24/7 и все успевать. Если разобраться, в списке могут оказаться ненужные дела, которыми можно вообще не заниматься, или они не работают на стратегические задачи. Гораздо важнее — быть эффективным.

Личная эффективность — это способность человека быстро добиваться результатов и расходовать минимум ресурсов, не теряя при этом в качестве.

Мы не говорим о личной результативности и том, как сделать больше и достигнуть всех целей, мы говорим именно об эффективности.

Профессиональные менеджеры постоянно «прокачивают» личную эффективность, двигаясь по карьерной траектории. Но директора образовательных организаций нередко постигают азы через практику, личный опыт и «набивание шишек». Это не самый лучший путь.

Как стать эффективным директором

В работе с личной эффективностью нет универсальных инструментов, подходящих всем. Все индивидуально, каждый ориентируется на свои особенности, свой психотип, навыки, наработанный опыт.

Кто-то — авторитарный руководитель, кто-то — более демократичный, кто-то берет экспертизой, кто-то зажигает людей харизмой — у каждого свой стиль работы, свои подходы к сотрудникам. Потому набор практик, повышающих личную эффективность, тоже будет индивидуальным.

В то же время есть общие направления, которые помогут наладить работу.

Самоменеджмент

Личная эффективность напрямую связана с развитием профессиональных управленческих и личностных компетенций.

Грамотное целеполагание и планирование

Необходимо выбрать и сформулировать цель, установить «планку» на правильной высоте, определить пути ее достижения. Задача — расставить приоритеты и рационально использовать ресурсы. Кроме того, понимать свои индивидуальные особенности, черты характера, сильные и слабые стороны, подходы к решению задач, которые у вас срабатывают наилучшим образом. В этом помогут:

Для чего нужен директор в школе. Смотреть фото Для чего нужен директор в школе. Смотреть картинку Для чего нужен директор в школе. Картинка про Для чего нужен директор в школе. Фото Для чего нужен директор в школе
Источник: BsStudy

Тайм-менеджмент

Это тоже источник повышения личной эффективности. Времени в сутках тайм-менеджмент не прибавит, но поможет сосредоточиться и не отвлекаться. Техник существует множество, нужно выбрать ту, что подходит именно вам. Например:

Для чего нужен директор в школе. Смотреть фото Для чего нужен директор в школе. Смотреть картинку Для чего нужен директор в школе. Картинка про Для чего нужен директор в школе. Фото Для чего нужен директор в школе

Коммуникативные навыки

Умение устанавливать и поддерживать контакты, вести переговоры, представлять и защищать свою позицию и т. д.

Некоторые специалисты к сфере личной эффективности относят также имидж, эмоциональный интеллект, управление стрессом, умение учиться — то, что может помочь в достижении целей.

Работа с командой

Команда — это ресурс, от управления которым тоже зависит личная эффективность. Если команды нет, а вместо нее — некая группа людей, которые друг с другом не коммуницируют, то ни руководитель, ни учреждение не преуспеют. Просто не будет запаса энергии и сил, чтобы идти к цели, создавать что-то новое и ценное для участников образовательного процесса: педагогов, учеников, родителей.

Личная эффективность будет снижаться, если руководитель не умеет делегировать. В этом случае дел скапливается слишком много, а ресурсов на их выполнение не хватает. Передавать полномочия у руководителей не получается по ряду причин:

Бывает и так, что сотрудники сами не готовы к принятию новых задач. Опасения руководителя сталкиваются со страхами подчиненных. В итоге: результата нет и времени свободного — тоже.

В свое время с подобной проблемой столкнулась руководитель многопрофильного образовательного центра Ольга Белова:

«Долгое время я была убеждена, что никто не организует новогодние праздники в центре так хорошо, как я. Все приготовления были на мне, а преподаватели просто приходили в день праздничного мероприятия и получали свои роли. Это продолжалось до тех пор, пока я не стала искренне ненавидеть всю новогоднюю подготовку. В результате на один год мы вообще отказались от мероприятий. Тогда команда поняла, что нужно что-то менять, и следующий Новый год мы готовили все вместе. Кто-то рисовал картинки для квестов, кто-то шил костюмы, другие работали над сценарием и сбором реквизита, а я только управляла этим процессом. Получился отличный праздник, который сплотил команду и показал, что делегирование — это ключ к успеху и развитию».

Кроме того, личная эффективность снижается, если руководитель тратит время на избыточный контроль и исправление ошибок сотрудников. Это может произойти, если задача сформулирована неверно или она передана сотруднику, который недостаточно компетентен. Поэтому здесь важно выбрать человека, который готов, может и хочет эту задачу выполнить.

Как достичь командной эффективности

Организовать работу в команде помогают фасилитационные сессии.

Фасилитация (от англ. facilitate — «помогать, облегчать, способствовать») — это способ организовать общение в группе. Фасилитационные инструменты применяются для поиска идей, обмена опытом и лучшими практиками, достижения общего видения и консенсуса, разработки стратегии организации. Их используют на креативных или стратегических сессиях и при проведении совещаний.

Как зачастую проходят рабочие встречи: выступил руководитель, высказался кто-то еще, остальные отмолчались. В результате ни новых идей, ни желания что-то реализовывать. Или наоборот, если тема слишком животрепещущая, то появляется почва для конфликта, где одни эмоции.

Этого можно избежать, если руководитель применяет фасилитационные инструменты. Тогда он сможет выстроить беседу так, чтобы голос каждого был услышан и группа пришла к задуманному результату. Общение будет комфортным, экологичным и результативным, и время не будет потрачено зря.

Освоить новейшие инструменты работы в команде и узнать больше о личной эффективности помогают мероприятия Ассоциации Лидеров Образования.

Это комфортное пространство, где получится пообщаться с экспертами, коллегами, единомышленниками, переосмыслить свою работу и перенять опыт.

На треке про личную эффективность директора образовательных организаций узнают про индивидуальный подход к сотрудникам: как оценивать степень их зрелости и готовности к работе. Участники отработают навыки делегирования и постановки задач. Освоив их, руководитель станет меньше прикладывать повторных усилий, не будет делать все сам. Это освободит время и избавит от необходимости постоянно думать: как уместить тысячу дел в восьми- или даже 16-часовой рабочий день.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *