Для чего нужен дульный тормоз
Почему советские танкисты массово противились появлению на пушках дульного тормоза
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Во-первых, разлетающийся от дульного тормоза пороховой газ серьезнейшим образом ограничивает видимость наводчика, затрудняя его работу по наблюдению за целью. В ряде случае газ и поднятая им пыль даже могут загрязнить оптику наводчика. Во-вторых, вырывающийся дым решительно демаскирует танк во время совершения выстрела, лишая его таким образом тактического превосходства и эффекта неожиданности при следующем выстреле. В-третьих, советские танки активно применялись для маневренных атак и контрнаступлений в том числе в качестве десантных средств. Однако, разлетающийся горячий газ мог травмировать людей на броне, что сделало бы невозможным сочетание перевозки и одновременных выстрелов.
В итоге советские танкисты предпочли менее мощные орудия для сохранения тактической гибкости средних и некоторых тяжелых танков. Кстати, на почти всех современных танках классический дульный тормоз так же отсутствует.
Если хочется узнать еще больше интересного, то стоит почитать про САУ : короткая и насыщенная жизнь «охотников на танки» Второй мировой войны.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Что такое ДТК
ДТК и его назначение
• Устройство осевого действия – существенно снижают энергию отдачи по оси ствола карабина, винтовки, автомата либо орудия при выстреле. С учетом работы лишь в продольном направлении их принято называть дульный тормоз. Достаточно широко используются в артиллерии.
Принцип действия
ДТК по принципу действия подразделяются:
Классификация
Дульные тормоза могут дополнительно классифицироваться:
• По количеству камер: от бескамерных до многокамерных;
• По количеству и размещению отверстий: многорядные либо однорядные;
• По форме отверстий: сетчатые, щелевые, оконные.
В наше время популярностью пользуются однокамерные и двухкамерные дульные тормоза. Применение в устройстве большего числа камер значительно увеличивает размер и вес, а его эффективность практически не улучшается.
Исследования в области использования дульного тормоза велись еще в 30-х годах 20 века, до начала Второй Мировой войны. В течение которой устройства успешно применялись как на артиллерийских орудиях: пушках, гаубицах, так и на ручном стрелковом оружии, например, пистолете-пулемете Шпагина.
Дульные устройства просты в использовании и обладают высокой надежностью. Изготавливают их обычно из цельной металлической заготовки. Дополнительно наносится защитное покрытие.
Дульный тормоз
Дульный тормоз — устройство-компенсатор, предназначенное для уменьшения силы отдачи (на 25-75 %), пользующееся кинетической энергией пороховых газов, выходящих из дула орудия вслед за выпущенным снарядом или пулей.
Содержание
Принцип действия
Применение
Артиллерия
Применение дульного тормоза на полевых орудиях позволяет сделать их легче, сохранив при этом их мощность. На бронетехнике — сократить длину отката, что даёт возможность вписать более мощную артсистему в башню меньших габаритов.
С применением дульного тормоза связан ряд проблем: демаскировка позиции орудия облаком пыли (или снега), возникновение позади орудия опасной для личного состава зоны и т. п. Кроме того, он делает откат менее ровным, из-за чего на современных танковых гладкоствольных пушках от него отказались в пользу большей точности стрельбы.
Зенитная артиллерия
Стрелковое оружие
В то же время, пороховые газы, истекающие из дульного тормоза демаскируют позицию стрелка (что особенно опасно для пулемётов и снайперских винтовок), в тёмное время суток ослепляют стрелка, увеличивают воздействие звука выстрела на стрелка, могут быть опасны для военнослужащих, находящихся рядом со стрелком.
Дульный тормоз-компенсатор, устанавливаемый на стрелковом оружии, также позволяет уменьшить подбрасывание ствола при выстреле и улучшить точность автоматического огня и сократить время на прицеливание после одиночного выстрела.
Для обеспечения возможности стрельбы ствольными гранатами дульный тормоз должен быть небольшого диаметра, сравнимого с диаметром ствола.
Наиболее известный пример применения дульного тормоза-компенсатора — автомат Калашникова АК-74.
См. также
Ссылки
Фотогалерея
Дульный тормоз советской пушки ЗиС-3
Стандартный натовский пламегаситель
Английское ПТР Boys. Без дульного тормоза вооружение такого класса опасно для стреляющего ввиду большой отдачи.
Применение дульного тормоза позволяет повысить кучность стрельбы, но, как видно на фото, несколько демаскирует позицию. ДШКМ на танке Т-55
Немецкая самоходная гаубица PzH 2000
Полезное
Смотреть что такое «Дульный тормоз» в других словарях:
ДУЛЬНЫЙ ТОРМОЗ — приспособление, насаживаемое на дуло орудия для ослабления силы отдачи орудия при выстреле. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 Дульный тормоз устройство, навинчиваемое на … Морской словарь
ДУЛЬНЫЙ ТОРМОЗ — устройство на дульной части ствола орудия для поглощения части энергии отката. Д. т. имеет центральное отверстие для вылета снаряда и боковые окна для выхода пороховых газов при выстреле. Газы, ударяя о стенки Д. т. и выходя из окон, создают… … Большой энциклопедический политехнический словарь
дульный тормоз — laibgalio stabdys statusas T sritis Gynyba apibrėžtis Prie pabūklo vamzdžio laibgalio pritvirtintas įtaisas šliaužiamųjų pabūklo dalių energijai 20–70% kompensuoti. Veikimo principas: išlėkus sviediniui iš vamzdžio, laibgalio stabdys keičia… … Artilerijos terminų žodynas
Дульный тормоз — устройство в дульной части ствола артиллерийского орудия (реже стрелкового оружия), предназначенное для частичного поглощения энергии откатных частей. Принцип действия Д. т. состоит в изменении направления и скорости движения части пороховых… … Словарь военных терминов
Дульный компенсатор — 30 мм автоматическая пушка системы Маузер Танк ИС 2 Дульный тормоз устройство компенсатор, предназначенное для уменьшения силы отдачи (на 25 75%), вызванной пороховыми газами, выходящими из дула вслед за снарядом или пулей … Википедия
Тормоз — (от тюркск. turmaz подкладка для колёс арбы; по другой версии от греч. τόρμος то, что вставлено в отверстие; дыра, в которой торчит затычка, гвоздь, колышек). Слово может означать: Механический тормоз устройство для замедления… … Википедия
ТОРМОЗ — см. дульный компенсатор … Энциклопедия вооружений
Тяжелый танк ИС-2 — ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ Без преувеличения можно утверждать, что тяжелый танк ИС 2 ведет свою родословную от танков КВ 1 и КВ 13: первый танк достаточно хорошо известен; о втором до настоящего времени можно было почерпнуть сведения, порой… … Энциклопедия техники
Дульный тормоз-компенсатор и его назначение
По своему принципу действия дульные тормоза делятся на модели активного действия, реактивного действия и активно-реактивного действия.
Также дульные тормоза можно классифицировать по конструктивным признакам, которые значительным образом могут влиять на эффективность данных устройств. К основным таким конструктивным признакам относят: наличие или наоборот отсутствие диафрагмы (передней стенки); число рядов боковых отверстий; число камер; форму боковых отверстий. Дульный тормоз, у которого отсутствует диафрагма и передняя стенка, принято называть бескамерным. В то же время дульный тормоз, оснащенный диафрагмой, обеспечивает большую эффективность по сравнению с бескамерными устройствами за счет создания дополнительного тянущего усилия в направлении противоположном откату, это обеспечивается за счет удара истекающего порохового газа о диафрагму. В современном оружии наибольшее распространение получили одно и двухкамерные модели дульных тормозов, так как дальнейшее наращивание числа камер лишь несущественно повышает эффективность подобных устройств (не более 10 процентов), в то время как масса и габариты увеличиваются. Форма боковых отверстий может быть разной: прямоугольные или квадратные окна, продольные или поперечные щели, круглые отверстия. В этих случаях дульные тормоза называются соответственно – едиными, щелевыми или сетчатыми. В пределах каждой из камер такие отверстия могут располагаться в один или сразу в несколько рядов как по периметру, так и по длине дульного устройства.
Сегодня дульные тормоза очень активно и массово применяются в стрелковом оружии. Одна из причин их широкого применения конструкторами – простота устройства, которая сочетается в них с высокой эффективностью действия. В автоматическом оружии наших дней дульными тормозами оснащаются крупнокалиберные пулеметы и малокалиберные пушки с целью уменьшения действия отдачи на станок, а также самозарядные и штурмовые винтовки, автоматы, пистолеты-пулеметы, высокоточные крупнокалиберные винтовки под мощные патроны.
Автомат АК-74 обладал заметно более улучшенным дульным тормозом-компенсатором, ставшим длинным и двухкамерным устройством. Первая камера ДТК данного автомата представляла собой цилиндр, предназначавшийся для выхода пули, также он имел три выходных отверстия для пороховых газов и две щели, размещенные возле диафрагмы. Вторая камера компенсатора обладала несколько отличающимся устройством – два широких окна, а спереди – та же диафрагма для выхода пули. Подобные изменения конструкции позволили добиться повышения тактико-технических характеристик автомата. В частности, положительным образом сказались на точности стрельбы и балансировке, одновременно с этим улучшилась и маскировка стрелка, так как вспышки пламени в момент выстрела стало очень трудно заметить. В том или ином виде подобная конструкция, равно как и ее модификации (ДТК 1-4), используются в автоматах Калашникова и в наши дни.
Что такое дульный тормоз и для чего он нужен
Что это такое
Начнем с того, что дульный тормоз может иметь различную форму. Например, на АКМ это просто небольшое дополнение на конце ствола, придающее ему не ровную, а чуть скошенную форму. Уже на АК-74 это более длинная насадка с несколькими отверстиями.
В современном оружии данный элемент имеет сложную форму – с многочисленными прорезями различного размера, дополнительными насадками для перенаправления струи пороховых газов и прочими дополнениями. Можно встретить даже специальный дульный тормоз для пистолета, хотя армейские версии в большинстве случаев не предусматривают такое дополнение.
Как он действует
Очень важно, что дульный тормоз-компенсатор имеет предельно простое устройство. Именно это обеспечивает не только его низкую себестоимость, но и значительный срок службы, высокую надежность даже при значительных механических нагрузках, избежать которых в бою практически невозможно. К счастью, здесь просто нечему ломаться.
Основные виды дульных тормозов
На сегодняшний день существуют несколько разновидностей, имеющих одинаковый принцип действия, но немного отличающуюся форму, что изменяет их свойства:
Как видите, даже незначительное изменение формы существенно изменяет свойства, какими обладает эта нехитрая насадка.
Заключение
Теперь вы знаете, что такое дульный тормоз, разбираетесь в его особенностях и разновидностях. А значит, при необходимости сможете без труда приобрести именно то изделие, которое станет лучшим дополнением к вашему оружию.