Для чего нужен экспонометр
Экспонометр
Экспоно́метр (лат. expono ) — прибор, приспособление или таблица для вычисления параметров экспозиции (времени выдержки и числа диафрагмы) в фотографии и кинематографе.
Содержание
Классификация экспонометров по устройству
Табличные
Представляют из себя таблицу, в которой описаны условия съёмки и соответствующие им параметры. Практический смысл имеют только при условии достаточно большой фотографической широты применяемого фотоматериала. Применяются также в форме установки экспозиции по символам погоды на шкальных фотоаппаратах («Смена-Символ», «Смена-8М», «Агат-18»).
Табличные экспонометры (СССР, 1970-е годы)
Табличный экспонометр фотоаппарата «Агат-18»
Оптические
Приборы, в которых основным сравнивающим элементом является глаз человека.
В свою очередь, их можно разделить на:
Фотоэлектронные
Поток света воспринимается электронным фотоэлементом, и необходимое значение считывается со шкалы по отклонению стрелки или с цифрового индикатора.
В свою очередь, их можно разделить на:
Селеновые
Приборы, использующие фотодиоды на основе селенового фотоэлемента, — не требуют источника питания (необходимая ЭДС вырабатывается фотоэлементом), имеют наиболее простую электрическую схему, но обладают невысокой чувствительностью и необратимо деградируют при воздействии слишком яркого светового потока (увеличивается погрешность) и от времени. Конструктивно можно выделить:
Селеновый экспонометр «Ленинград-8»
Съёмный сопряжённый по выдержке селеновый экспонометр «Leica M3 lightmeter»
Фотоаппарат «Зенит-Е» со встроенным несопряжённым селеновым экспонометром
Полуавтоматический фотоаппарат «Восход» с сопряжённым экспонометрическим устройством на селеновом фотоэлементе
Фоторезисторные
Приборы, использующие сернисто-кадмиевые (CdS) фоторезисторы в качестве датчика, а в некоторых случаях фотодиоды в режиме обратного тока. Простейшая схема такого экспонометра строится по мостовому принципу, и сопротивление датчика сравнивается с эталонными, переключаемыми калькулятором выдержки и диафрагмы. Индикатором служит гальванометр, показывающий направление вращения калькулятора выдержек. Большее распространение получили более сложные схемы с активными элементами (транзисторами), в качестве индикатора для повышения механической надёжности стали применяться светодиоды, а калькулятор связан обычно с переменным резистором. Имеют наилучшую чувствительность и линейность характеристики, низкое потребление. Нуждаются в источнике питания. Конструктивно можно выделить:
Съёмный экспонометр «Asahi Pentax Meter» установленный на камеру «Pentax SV» (Япония, 1962)
Фотоаппарат «Киев-60 TTL» имеет съёмную пентапризму с встроенным несопряжённым TTL-экспонометром
«Эликон-35СМ». Фоторезистор расположен на оправе объектива
Цифровые
Содержат обычно такой же датчик, как и фоторезисторные, однако сигнал с него оцифровывается и обрабатывается в дальнейшем микропроцессорным устройством. Отличаются большей гибкостью и диапазоном возможностей измерения, но существенно большим потреблением энергии от батарей.
Приборы, измеряющие освещённость (количество света, падающего на объект) или яркость (количество отражённого от объекта света), причём яркомеры делятся по углу замера на приборы, имеющие большой угол замера (около 45 градусов), и узконаправленные — спотметры (англ. spot — пятно) с углом около 1 градуса, и считаются наиболее профессиональными.
Схожие приборы
Сходный с экспонометром прибор — флешметр используется для измерения освещённости при съёмке с использованием вспышки. Флэшметры могут измерять как падающий, так и отражённый свет. Так как выдержка при съёмке со вспышкой оказывает мало влияния на количество света, попадающего к светочувствительному материалу, по флешметру определяют только значение диафрагмы. Выдержка обычно устанавливается на значение выдержки синхронизации, которая определяется конструктивными особенностями затвора.
Более универсальный прибор — мультиметр — вобравший в себя возможности, а также способный их сочетать, от экспонометра и флэшметра — работать, соответственно, при постоянном, импульсном, а также смешанном освещении. [3]
Литература
Примечания
Ссылки
Жанры | Автопортрет • Архитектурная • Документальная • Ломография • Макросъёмка • Микрофотография • Мобилография • Натюрморт • Ночная съёмка • Обнажённая натура • Панорамная съёмка • Пейзаж • Подводная съёмка • Портрет • Посмертная • Рекламная • Репродукция • Свадебная • Уличная • Фотоохота • Фоторепортаж |
---|---|
Типы фотоаппаратов | Однообъективный зеркальный • Двухобъективный зеркальный • Дальномерный • Шкальный • Простейший • Крупноформатный • Среднеформатный • Малоформатный • Полуформатный • Компактный • Панорамный • Стереоскопический • Цифровой • Цифровой зеркальный • Псевдозеркальный цифровой • Беззеркальный цифровой со сменными объективами |
Термины | Баланс белого • Боке • Виньетирование • Главный фокус • Глубина резкости • Диафрагмирование • Дисторсия • Кадрирование • Кроп-фактор • Освещённость • Относительное отверстие • Пятно нерезкости • Светосила • Синхронизация фотовспышки • Фокальная плоскость • Фокусное расстояние • Фотографическая широта • Экспозиция |
Производители | Agfa • Canon • Casio • Eastman Kodak • Fujifilm • Hama • Konica • Konica Minolta • Leica • Minolta • Nikon • Olympus • Panasonic Lumix • Pentax • Polaroid • Ricoh • Samsung • Sigma Corporation • Sony • Tamron • БелОМО • Арсенал • КМЗ • ЛОМО • ФЭД |
Техника | Автофокус • Адаптер • Байонет • Бленда • Видоискатель • Дальномер • Затвор • Матрица • Меха • Мира • Наглазник • Насадочная линза • Объектив • Репетир диафрагмы • Светофильтр • Телеконвертер • Трансфокатор • Удлинительные кольца • Фильтр Байера • Фотовспышка • Фоторегистратор • Фоторужьё • Штатив • Экспонометр |
Портал • Список фотографов • Проект • Список самых дорогих фотографий |
Полезное
Смотреть что такое «Экспонометр» в других словарях:
экспонометр — экспонометр … Орфографический словарь-справочник
ЭКСПОНОМЕТР — (от лат. expono выставляю, показываю), устройство для определения экспозиции при фото и киносъемках или фотокопировании. Наиболее распространены фотоэлектрические экспонометры, действие которых основано на измерениях яркости или освещенности… … Энциклопедия кино
экспонометр — сущ., кол во синонимов: 3 • аэроэкспонометр (1) • фотоэкспонометр (1) • экспозиметр … Словарь синонимов
ЭКСПОНОМЕТР — (экспозиметр) прибор для определения выдержки затвора и размера диафрагмы объектива, обеспечивающих правильную фотографическую экспозицию (см. (1)). Определение экспозиции сводится к измерениям освещённости (метод падающего света) млн. яркости… … Большая политехническая энциклопедия
экспонометр — прибор для определения значений экспозиционных параметров – диафрагменного числа и выдержки при фото – и киносъёмке, фотопечати. Известно несколько типов экспонометров, в т. ч. табличные, оптические, фотоэлектрические. Наиболее точные из них –… … Энциклопедия техники
ЭКСПОНОМЕТР — или экспозиметр, приспособление, используемое в фотографическом процессе (при съемке или копировании) для измерения яркости или освещенности объекта. С помощью экспонометра определяют выдержку затвора и диафрагму объектива, при которых… … Энциклопедия Кольера
Что такое экспонометр или флэшметр, для чего нужен и чем полезен?
Здравствуйте! С вами на связи, Тимур Мустаев. Друзья, как часто у вас возникали проблемы с экспозицией? Думаю, у всех бывало. И нередко из-за этого был упущен отличный кадр! Помимо композиции, экспопараметры – наш хлеб насущный.
Обязательно для фотографа знать их специфику и уметь работать с ними. Думаете, у меня возникают сложности с настройками фотокамеры? А вот и нет. Сегодня я расскажу вам и постараемся понять, что такое экспонометр.
Факты из мира фототехники
Фото- или просто экспонометр – это инструмент фотографической техники для верного определения экспозиционных показателей, то есть светочувствительности, диафрагмы, выдержки и, дополнительно, баланса белого.
Конкретная ситуация требует от фотографа бдительности и индивидуального подхода к экспозиции. Через объектив камера сама замеряет количество поступающего света и на авто выдает соответствующие “рекомендации” по съемке.
Не всегда эти советы подходят на 100%, вот почему нужно уметь работать самостоятельно, то есть в ручном режиме.
Флешметр и экспонометр это одно и тоже и нужен он для оценки освещенности в сложных условиях.
Будь то естественный или импульсный свет в студиях, флешметр сможет точно определить основные параметры. Он приобретается отдельно. И кстати, может стоить дорого, но это вполне оправдано, так как выполняет, по истине, важную работу.
Что же он делает? Обычно измерение фототехникой осуществляется через усреднение полученных значений. Проще говоря, начинает доминировать серый тон на всем изображении, хоть и реальность была другой.
Так фотоаппарат пытается привести к середине все, что видит, в особенности это касается очень насыщенных, с широким диапазоном света сюжетов: полуденное солнце, снежные пейзажи, черный объект и т.д.
Камера просто не может адекватно оценить все разнообразие яркости, поэтому-то флешметр будет кстати. Он действует так – определяет экспозицию в зависимости от падающего света или/и отраженного, корректирует ее.
Некоторые, более дорогие модели, способны помнить результаты измерений, сравнивать с ними новые и высчитывать нечто среднее, а также отклонения.
На других приборах и вовсе можно, держа нажатой кнопку, вести постоянное измерение около разных частей предмета или с нескольких его сторон, при этом наблюдая за изменениями. Еще более удобно, если есть возможность узнать значение в отдельной области, в тенях к примеру.
Применение экспонометра
Вот мы и разобрались с новым термином. Возникает логичный вопрос: если все же покупать внешний экспонометр, то как пользоваться им?
Все просто. Возьмите флешметр, включите и расположите у нужного объекта. Если при этом вы его повернете в сторону к световому источнику, то как раз сможете определить количество падающего света.
Считается, что этот вариант более точен, нежели оценка по отраженному свету (прибор направлен к предмету), так как производится замер всего поступающего света, со всех сторон.
Экспопараметры приводятся к средней величине, но цвета (особенно это было бы заметно по белому или черному) не становятся серыми, как в случае внутреннего экспонометра, они отображаются адекватно.
При фотосъемке на улице, без искусственного освещения, на устройстве сразу же выставите ИСО. Чтобы не усложнять себе жизнь дальнейшим редактированием “непокорной” экспозиции, купол флешметра направьте на камеру.
Как и главный объект фото, он должен получать тот же по качеству и количеству свет. Желательно, для этого подойти близко к объекту, иначе придется довольствоваться результатами с погрешностью. Естественная поправка будет требоваться, если на объектив одет светофильтр. Даже ультрафиолетовый фильтр частично снижает интенсивность света, не говоря о градиентных и поляризационных.
Аналогично используется флешметр в фотостудиях, где автор сталкивается с импульсным светом. Здесь устанавливаются нужные параметры на камере и устройстве. Замеры производятся отдельно для каждого источника, допустим, сначала для рисующего, затем для заполняющего и моделирующего.
И в конце еще раз, одновременно для всех видов света. Чуть изменились настройки – новое измерение, поменяли положения света – то же самое, замеряем снова.
Шкала на экспонометре показывает ступени, небольшое их изменение влияет на всю картину. Если вы выставили диафрагму 9, а на устройстве величина показана другая, то в зависимости от нее меняйте f, уменьшайте или увеличивайте.
Ну что друзья, теперь вы знаете еще об одном приборе облегчающий жизнь фотографу. А как хорошо вы владеете своим фотоаппаратом? Знаете ли обо всех его преимуществах и функциях? Если вы знаете не все о своей зеркалке, тогда курс « Цифровая зеркалка для новичка 2.0 » или « Моя первая ЗЕРКАЛКА » именно для вас. Видеокурс построен таким образом, что вы узнаете о преимуществах и функциях своей фотокамеры постепенно. Очень рекомендую к обучению.
Цифровая зеркалка для новичка 2.0 — для пользователей зеркального фотоаппарата NIKON.
Моя первая ЗЕРКАЛКА — для пользователей зеркального фотоаппарата CANON.
До свидания, читатели! На моем блоге всегда интересно и много новой информации, полезной каждому фотографу. Заходите, делитесь и подписывайтесь!
Экспонометры. Виды и применение. Работа и настройка. Особенности
Экспонометры или фотоэкспонометры – это профессиональные приборы для измерения фотографической экспозиции, что необходимо для получения качественного изображения кадра при фото и видеосъемки. Ориентируясь по показаниям устройства, осуществляется регулировка времени выдержки и числа диафрагмы. Экспонометр может выступать отдельным прибором или быть вмонтированным в видео или зеркальную фотокамеру как часть экспозиционной автоматики.
Зачем нужны экспонометры
Экспонометр в первую очередь необходим для определения экспозиции кадра при фото или видеосъемке. Ее составляет количество света, попадаемого на матрицу камеры. От объема освещенности напрямую зависит насколько четкой получится картинка. Света может быть слишком много или мало, поэтому в большинстве случаев экспозицию необходимо отрегулировать. Это можно сделать меняя настройки соотношения диафрагмы и выдержки. Чтобы определить какие настройки применить и используется экспонометр.
Таким образом, основная задача прибора заключается в регулировки света, попадаемого на матрицу камеры. Устройство проводит измерения отраженного света от объектов, попадающих в объектив камеры. При этом в снимаемом кадре находится множество предметов и несколько плоскостей, от которых поступает разное количество отраженного света. В связи с этим любая регулировка приведет к увеличению четкости одних предметов в кадре и ухудшения точности других. Применение экспонометра дает возможность добиться определенного баланса, чтобы снимок или видеокадр получился максимально качественным.
Ручные и встроенные приборы, в чем отличия
Изначально экспонометр являлся сугубо отдельным прибором аналогового типа со стрелками. Данное устройство позволяет определять степень освещенности объекта, чтобы потом, отталкиваясь от полученных данных, настраивать камеру. При этом регулировка у первых устройств проводилась с использованием специальной таблицы, по которой можно было определить какую поставить выдержку и диафрагму при конкретном уровне света. Эти параметры настраивались поворотным колесиком на объективе камеры. Сейчас механизм применения современных экспонометров стал проще. Экспонометры сделанные для старых камер, могут вполне применяться в связке с новыми видеокамерами и фотоаппаратами.
Современные фотоаппараты и видеокамеры имеют встроенный экспонометр. Он позволяет проводить регулировку экспозиции, переключаясь между режимами или настраивать ее вручную. У фотокамер рабочие параметры таких систем более чем достаточные как для любительской, так и профессиональной съемки. Однако для записи видео, особенно на кинокамеру, нужна более высокая точность. Она достигается только путем использования отдельного ручного экспонометра. Такое устройство может быть аналоговым (стрелочным) или с цифровым выражением готового результата на ЖК дисплее.
Главное отличие между вмонтированными и отдельными устройствами в том, что встроенные экспонометры измеряют только отраженный от объекта свет. Функционал же отдельного прибора расширенный. Им можно померить значение падающего света. Для этого прибор прикладывается со стороны нахождения камеры к объекту съемки, как бы затеняя его, и улавливает на себя направленный свет. В определенных условиях корректировка значения выдержки и диафрагмы по падающему свету способно улучшить качество фотоснимка. Однако в большинстве случаев это будет почти незаметно.
В каких ситуациях нужен отдельный ручной экспонометр
Отдельное устройство в большинстве случаев является излишним даже для профессионального фотографа, при условии, что тот пользуется хорошей фотокамерой.
Однако наличие такого прибора позволяет добиться еще более высокого качества изображения за счет:
Нужно отметить, что замерять падающий свет могут не все ручные устройства. Если же прибор способен выполнять обе функции, то на его корпусе имеется объектив с окуляром и головка для падающего светового потока. Последняя выглядит как белый пластиковый шар.
При переводе прибора в режим точечного измерения объект рассматривается с расстояния через окуляр. Наводя точку на разные зоны можно видеть их уровень освещенности. На основе полученных данных можно делать настройку экспозиции, отталкиваясь от наиболее важной точки снимка, которая должна получиться лучше всего.
Для измерения падающего потока света необходимо сначала перейти на данный режим в настройках прибора и приложить устройство к интересующей зоне на объекте, измерительной головкой в сторону камеры. Полученные данные в основном используются для корректировки экспозиции на видео и кинокамерах, где требуется безупречное качество изображения, поскольку оно будет показано на большом экране.
Режимы настройки
Встроенные в камеру экспонометры имеют автоматические и ручной режим. Обычно при выполнении фотосъемки достаточно и автоматических режимов, поскольку они позволяют гарантированно получить снимок отличного или хотя бы приемлемого качества. Ручное управление экспозицией дает больше возможностей сделать снимок с нестандартным световым эффектом.
Ручная настройка экспозиции на камере
Встроенные в камеру экспонометры при работе в ручном режиме позволяют проводить регулировку экспозиции ориентируясь по отраженной освещенности любой точки. Можно отталкиваться от главного объекта снимка, его фона или другой поверхности. Чтобы снимок в ручном режиме получился максимально качественным, нужно постараться, чтобы в кадр попали в одинаковом количестве затененные и светлые объекты. Наличие дисбаланса глубины цвета нарушает экспозицию. Даже ручные отдельные экспонометры не дадут достаточно качественного результата снимка
Автоматические режимы
Определение фотометрии объекта съемки очень сложный процесс. В связи с этим современные экспонометры позволяют максимально его упростить. Специально для этого устройства имеют несколько режимов работы, переключаясь между которыми можно менять варианты соотношения времени выдержки и числа диафрагмы. Данные режимы являются оптимальными для подавляющего числа задач, в том числе и при профессиональной съемке.
Большинство экспонометров имеют 4 режима. У встроенных приборов в фотоаппараты и видеокамеры они могут иметь различные названия, но обычно они звучат похоже:
Оценочный режим
Данный режим замера также называется матричным. При переходе на него осуществляется разбивка фотографической сцены на несколько мелких зон. Для каждой из них делаются замеры экспозиции с оптимальным соотношением выдержки и диафрагмы. После этого прибор автоматически сводит все данные воедино и на основе них выводит наиболее оптимальное решение для всех зон. В результате все они смотрятся в кадре почти одинаково четко.
Съемка в оценочном режиме больше подходит для фотографирования пейзажей. Практически все камеры при включении имеют матричный режим по умолчанию, поэтому снимки делаются именно в нем, если не переключится вручную на другой.
Центрально-взвешенный режим
Данный режим является приоритетным при портретной съемке, когда нужно акцентировать внимание на человеке, а не его окружении. При съемке в этом режиме усиление света идет к центру кадра. Поскольку при фотографировании портретов в середине фотографий обычно находится лицо, то центрально-взвешенный режим наиболее удобен.
При переключении на него 70% данных для определения экспозиции берется из света отражаемого вокруг центральной точки кадра. По этой причине изображение у краев получается более блеклым и нейтральным.
Частичный режим замера
Данный режим позволяет провести акцентирование замера экспозиции по одной выделенной зоне. Это может быть полезным, когда главный снимаемый объект освещен хуже, чем фон за ним. В таком случае выбрав на нем зону, площадь которой от общего размера кадра составляет до 9%, можно акцентировать внимание там, где это нужно.
Работая в таком режиме можно исключить неправильное влияние на кадр неважных объектов. Которые однако дают много отраженного света или наоборот выглядят затемненными. Если при экспозиции будут учитываться их параметры, то фото получится менее контрастным.
Точечный замер
Режим точечного замера позволяет выбрать одну точку и пространство вокруг нее, чтобы измерить экспозицию по ней. При точечном замере оценивается 4% от площади кадра. Пользуясь данным режимом можно сделать четким лицо при портретной съемке, скорректировав окружающую освещенность уже по нему, а не наоборот. Именно поэтому данный режим применяется при портретной съемке на близком расстоянии.