Для чего нужен эксцентрик на велосипеде
Как закрепить велосипедные колеса на эксцентрике?
Простота и лёгкость в эксплуатации и обслуживании – одна из главных тенденций настоящего. Своё отражение это находит во многих сферах человеческой деятельности: в работе и отдыхе.
Различные устройства и приспособления облегчают получение нужного результата без особых усилий.
Мир крепёжных соединений в веломире тоже не остался в стороне. Появился крепёж, который в силу своей конструкции может обойтись без специального инструмента – это эксцентрик.
Что такое велосипедный эксцентрик?
Эксцентриковый тип крепления появился относительно недавно, но прочно занял своё место. Основное применение он нашёл в креплении велосипедных колёс, подседельных штырей и в конструкциях складных велорам.
Помимо своих основных обязанностей эксцентрики используют в креплении различных дополнительных велосипедных аксессуаров, там, где присутствуют хомуты.
Достоинства и недостатки эксцентриков
Главная причина появления этого крепежа – это удобство и простота использования. Для того чтобы демонтировать или закрепить то или иное оборудование, не нужны гаечные ключи, а по времени это займёт несколько секунд. По надёжности и силе затягивания эксцентрик не уступает традиционным гаечным крепежам.
Преимущества эксцентриков:
Минусы эксцентриковой конструкции:
При длительном использовании пружины эксцентрика ослабевают, и крепление становиться ненадёжным.
На практике колеса, конечно, никто не терял, но последствия не замедлят о себе заявить. Основное из которых – нарушение регулировки тормозов, в первую очередь, дисковых.
Выявить ослабление крепления можно по изменению хода колеса, — появляется люфт.
Придя на место парковки двухколесного «коня», можно обнаружить только пристёгнутую раму с рулём. Хорошие колёса и качественное седло с подседелом – отличный трофей у «нечистых» на руку коллег.
Виды эксцентриков
Разнообразие велосипедных эксцентриков поражает – их два:
Принципиальная конструкция обоих видов схожа — это совокупность следущего:
Как закрутить эксцентрик?
Ввиду незначительного отличия конструкции традиционного и регулируемого эксцентрика, их установка отличается лишь в некоторых нюансах, но об этом позже.
В целом для установки эксцентрика по месту нужно:
Как правильно закрепить колеса на эксцентрике?
Установка колёс, в зависимости от способа крепления, выполняется разными способами. Методы крепления на традиционные и регулируемые эксцентрики во многом схожи, но будут рассмотрены отдельно.
Крепление колеса простым эксцентриком
Применяемая сила для закрытия эксцентрика не должна быть ниже 5-6 кг (54 Н) и выше 20 кг (200 Н).
При закрытии эксцентрика, проследите, чтобы рычаги в закрытом состоянии не прикасались и не мешали другим элементам велосипеда (щитков, багажника и т.д.).
После закрепления колеса необходимо выполнить диагностику:
Для проверки фиксации следует приподнять велобайк и сверху по колесу ударить.
Крепление колеса эксцентриком типа “Clix”
В отличии от традиционного механизма, где силовой зажим необходимо регулировать при каждом демонтаже, система “Clix” с её конструкцией позволяет пользоваться однажды произведённой регулировкой всегда.
Однако эта конструктивная особенность механизма не позволяет использовать однажды отрегулируемый эксцентрик на других велосипедных вилках или с другими колёсами.
Порядок установки колеса способом “Clix”
Заблаговременно, т.е. до фиксации эксцентрика, установите рычаг в таком положение, чтобы после его закрытия он не мешал и не соприкасался с другими элементами велосипеда.
Проведите проверку надёжности крепления колеса, так же, как и при креплении традиционным эксцентриком.
Подводя итоги, следует упомянуть о том, что развитие велосипедных эксцентриков не окончено.
В одних конструкциях для обеспечения безопасности вместо рычагов используют шестигранные ключи, а в других – фиксирующий рычаг оснащают секретами, например, открытие эксцентрика только в перевёрнутом положении (велосипед на руле и седле).
Все о велосипедах
Рассказываем обо всем, что связано с велосипедами
Эксцентрик для велосипеда: плюсы и минусы использования
Понятие, предназначение и устройство эксцентрика на велосипеде
Не все любители велосипедной езды разбираются в конструкции данного оборудования. Но для долгого эксплуатационного срока необходимо регулярно обслуживать и ремонтировать основные узлы байка. Поэтому рекомендуется разобраться, что такое эксцентрик на велосипеде, какую роль он играет, а также как правильно его выбрать и смонтировать.
Понятие
Велосипедный эксцентрик – это зажимной крепеж, который оснащен специальными пружинами, позволяющими сформировать силу затяжки. Название пошло от слова «эксцентриситет», поскольку в этой детали оси вращения вала не совпадают с зафиксированным на нем диском. Благодаря такой конструкции гайка вместо вращательных движений начинает делать поступательные. Места расположения гайки и пружин регулируются с помощью рычага, располагающегося в противоположной стороне.
Данная разновидность крепежа встречается практически на каждой модели велосипеда. С помощью эксцентрика на велосипеде осуществляется фиксация колес к дропаутам, а также соединяются основные элементы рамы, если покупается складная модель. Этот крепеж используется для присоединения и регулировки сиденья.
Внимание! С использованием эксцентриков к раме присоединяется вынос руля, хомут, предназначенный для подсветки, а также иное навесное оборудование.
Преимущества и недостатки
Использование эксцентрика для велосипеда обладает следующими плюсами:
По этим причинам многие велосипедисты предпочитают пользоваться данным крепежным элементом для обслуживания и ремонта. Но применение эксцентрика на велосипеде обладает некоторыми недостатками. К ним относится:
Поэтому если используется эксцентрик для велосипеда задний, то необходимо применять разные меры безопасности, направленные на предотвращение воровства байка. Для этого на колеса, где используется такое крепление, устанавливаются специальные блокираторы. Рама пристегивается с помощью отдельного замка.
Внимание! Рекомендуется регулярно проверять надежность и состояние данного соединения, поскольку если эксцентрик перестает хорошо держать, то его нужно срочно заменить.
Разновидности
В магазинах продается 2 вида вело эксцентриков: обычный (традиционный) и регулируемый (Clix). Если приобретается обычный вариант, то он формируется из следующих элементов:
Регулируемый эксцентрик обладает некоторыми существенными отличиями. В его конструкцию входят дополнительные детали:
Данная модель считается расширенной, поэтому подстраивается под габариты вилки, если фиксируется на переднее колесо. Если устанавливается задний эксцентрик на велосипеде, то учитывается расстояние между нижними перьями велосипедной рамы. Механизм оснащается кнопкой блокировки для увеличения жесткости фиксации. В качестве прижимного элемента выступает как толкатель, так и чашка.
Внимание! Перед монтажом эксцентрика Clix требуется правильная регулировка, поскольку велика вероятность непрочной фиксации из-за отличий в размерах колес.
Правила установки колес
Если для монтажа применяется эксцентрик переднего колеса велосипеда, то для получения идеального результата необходимо следовать правильной инструкции:
Во время работы многие новички совершают одинаковую ошибку. Они вместо гайки вращают рычаг, хотя его нужно только немного поддерживать. Рычаг после открытия запрещено крутить в какую-либо сторону. Последний этап работы заключается в проверке надежности крепежа. Процесс выполняется не во время движения по дороге, поэтому рекомендуется выбрать парковку или другое тихое место. Велосипед немного приподнимается, после чего нужно с усилием ударить колесом о землю, а также оно быстро прокручивается. Если отсутствуют колебания или иные проблемы, то эксцентрик установлен правильно и надежно.
Этапы регулировки эксцентрика Clix
Важно не только правильно установить эксцентрик на заднее колесо велосипеда, но и грамотно его отрегулировать. Многие велосипедисты предпочитают пользоваться усовершенствованным механизмом, поэтому выбирают Clix. Он не только обладают высокими эксплуатационными параметрами, но и считается легким в установке. Дополнительно даже у новичков не возникает сложностей с регулировкой.
Если покупается модель Clix, то выполняются следующие действия:
Внимание! Во время работы нельзя крутить рычаг вместе с гайкой, а также не допускается, чтобы у фиксатора оставался свободный ход после закрытия эксцентрика, поскольку это свидетельствует о неправильном монтаже.
После правильного монтажа эксцентрика Clix выполняется настройка. Она делится на последовательные этапы:
После выполнения такой простой работы осуществляется установка колеса на раму. За счет применения легкого и практичного эксцентрика процесс крепежа не занимает много времени и усилий. Все действия легко выполняются велосипедистом без необходимости обращаться к мастерам. Если осуществить правильную установку и настройку, то крепежи прослужат много времени.
Заключение
Эксцентрики считаются надежными крепежными элементами, которые идеально подходят для переднего или заднего колеса велосипеда. Они просты в установке и регулировке, поэтому с этими работами справится даже новичок. Но важно следовать правильной и последовательной инструкции, чтобы не допустить серьезных ошибок.
Все о велосипедах
Рассказываем обо всем, что связано с велосипедами
Как правильно закручивать эксцентрик: советы и рекомендации
Как правильно закручивать эксцентрик
Эксплуатация любого транспортного средства и его обслуживание должны отличаться простыми и легкими действиями. Это условие нашло применение в большом количестве сфер работы человека, связанных с работой и отдыхом.
Чтобы получить необходимый результат, не прилагая максимальных усилий, пользуются разными приспособлениями и инструментами. Не остается в стороне и крепеж, применяемый в велосипедном транспорте. В последнее время появились эксцентрики, конструкция которых позволяет обходиться без применения специнструмента. Своим названием крепеж обязан слову «эксцентриситет», в нашем случае – это несовмещение осей вращающегося вала и установленного на него диска. Благодаря этому приему вращение гайки преобразуется в поступательное движение. Силу натяжки обеспечивают пружинки.
Что представляет собой велосипедный эксцентрик?
Это вариант крепежа, которым начали пользоваться не так давно, однако место свое он уже уверенно занимает. Чаще всего его используют для установки и фиксации колес, штыря под седлом, в складной рамной конструкции.
Кроме главных своих обязанностей, эксцентрик прекрасно крепит разные аксессуары, которые ранее фиксировались хомутами.
В основе принципа работы этого зажимного приспособления заложен цилиндрический вал, ось которого смещена. Благодаря ему вращение преобразуется в движение поступательного характера. Иными словами, вращая вал, в месте соприкосновения крепления вы создаете необходимое давление.
Плюсы и минусы
Главной причиной использования такого крепежного элемента считаются его удобное устройство и легкость применения. Для снятия либо установки необходимого вам оснащения, обычные ключи не требуются, на выполнение всей работы уходит не более нескольких секунд. Крепеж затягивает настолько сильно и надежно, что его сравнивают с привычным гаечным типом.
К числу основных достоинств относятся:
К сожалению, недостатки тоже имеются:
После долгого применения пружинка эксцентрикового крепления становится слабее, крепление уже не обеспечивает надежность. Если говорить с точки зрения практики, колесо на ходу еще ни у кого не отваливалось, но характерные последствия испытали многие велогонщики. Чаще всего это связывают с нарушением регулировки тормозной системы, особенно – дисковой. Определить, что крепление ослабло, можно по изменившемуся колесному ходу – во время езды выявляется люфт.
Обращаться с таким крепежом легко, и этот факт существенно облегчает жизнь велосипедистов и других потребителей, склонных к хищениям. Однажды на парковочном месте возможно найти лишь рамную конструкцию с рулевой колонкой, а колесные ободья вместе с покрышками и сиденье будут похищены злоумышленниками.
Следовательно, место после ключей для гаек все равно будет занято – придется возить с собой замки против угонов и блокировочные устройства.
Разновидности крепления
Различают всего два варианта – традиционный либо регулируемый (Clix).
Принципиальных конструктивных различий у обоих видов нет – каждый представлен совокупностью определенного набора элементов:
Отличие обычного эксцентрика от разновидности Clix заключается в том, что в нем нет добавочных составляющих – кнопки-блокиратора на гайке для регулировки, чаши и толкателя.
Как закручиваются эксцентрики
Так как в конструкциях обоих вариантов есть много общего, установка их отличается определенными нюансами, речь о которых еще впереди.
Если рассматривать установку в общем, необходимо:
Как закручивать эксцентрики при установке колес
Колесный обод, учитывая вариант крепления, устанавливается по-разному. Методики по применению обычного и регулируемого эксцентриков в большинстве своем похожи, однако каждую из них предлагаем разобрать в отдельности.
Как правильно поставить простой эксцентрик
Предстоит выполнить следующий алгоритм действий:
В момент манипуляций с рычагом должно ощущаться некоторое сопротивление. Когда преодолеть его невозможно, регулировочную гайку на один оборот ослабляем. Если усилий нет, гайку закручиваем больше.
Обращаем внимание, что сила, с которой воздействуют на закрытие эксцентрика, должна быть в диапазоне от 5 – 6 до 20 кг. Закрывая эксцентрик, посмотрите, чтобы рычаги, находясь в закрытом виде, ни с чем не соприкасались, не создавали помех для других велосипедных аксессуаров.
Установив и зафиксировав колесо, его рекомендуется продиагностировать:
Чтобы демонтировать колесный обод, необходимо перевести рычаг эксцентрика на отметку «close», ослабить регулировочную гайку на три – четыре оборота, извлечь колесо из дропаутов.
Как правильно установить эксцентрик Clix
Если в привычном всем варианте зажим регулируется после каждого очередного демонтажа, то второй вариант с его конструктивными особенностями оставляет возможность постоянно использовать регулировку, выполненную в момент первой установки.
Но есть нюанс – данная особенность эксцентрикового механизма не оставляет возможности один раз отрегулированный крепежный элемент устанавливать на другие велосипедные колеса либо вилки.
Как закрутить эксцентрик Clix:
Заранее, до установки эксцентрика, рычаг выставляется в такое положение, в котором своим закрытием он не создает помех для других элементов велосипедного транспорта и даже не соприкасается с ними.
Проверяется закрепленное колесо на надежность аналогичным образом, как после фиксации его традиционным эксцентриком.
Заключение
Как правильно закрутить эксцентрики, мы разобрались. Остается добавить, что развитие такого способа крепления не закончено. Как доказывает практика, основным недостатком остается высокая вероятность хищения. Чтобы избежать таких неприятностей, рекомендуется использовать противоугонные эксцентриковые крепления. В некоторых конструкциях с целью обеспечения безопасности рычажный элемент заменен шестигранным ключом, в остальных его дополняют секретами. К примеру, чтобы открыть такой защищенный эксцентрик, велосипед необходимо перевернуть, установив на руль и сидушку.
Что такое эксцентрик для велосипеда
6 минут Автор: Михаил Скворцов 2476
Велосипедный эксцентрик представляет собой зажимной крепежный механизм. Свое название он получил от слова «эксцентриситет», что в данном случае – несовпадение осей вращения вала и закрепленного на нем диска. Именно это позволяет преобразовать вращательное движение гайки в поступательное. Для создания силы затяжки на эксцентрик насажены пружины. Расположенный на противоположном конце рычаг прочно фиксирует положение гайки и сжатие пружин.
Такой тип крепления стал широко применяться на велосипедах последних выпусков. Стандартное использование детали – это крепление колес к дропаутам, соединение частей рамы на складной модели, крепление седла и регулировка его высоты. Эксцентриками снабжаются и хомуты для светоотражателей, выносы руля, дополнительные навесы.
Плюсы и минусы перед гайковыми креплениями
Большинство современных моделей перешли на эксцентрик, потому что это удобно. Именно простота обращения является основным качеством такого крепления. По силе затяжки он сравним со стандартными гайками. Разумеется, при 100%-ной исправности механизма.
Преимущества эксцентрика в пути:
Очевидно, что времени на зажим понадобится меньше, чем на двустороннюю затяжку гаек на осях колесных втулок.
К велосипеду на улице нужно применять дополнительные меры безопасности, главное из которых – не оставлять его надолго. На колеса с эксцентриковым креплением можно поставить блокираторы, а раму пристегнуть отдельным замком. Когда эксцентрик плохо держит, его необходимо поменять. Колес это касается в первую очередь!
Виды эксцентриков
Для крепления втулки колеса велосипеда существует два типа зажимных механизмов: традиционный и регулируемый (Clix).
Обычная модель состоит из нескольких составных частей:
Clix отличается от традиционного механизма наличием чашки, толкателя и кнопки блокировки поверх затяжной гайки. Эта более расширенная модель позволяет подстроиться под размеры вилки для закрепления переднего колеса и ширину между нижними перьями рамы при установке заднего.
Блокировочная кнопка нужна для жесткой фиксации ширины эксцентрика, толкатель и чашка выполняют функцию прижима. Перед установкой Clix на другой велосипед необходимо сначала отрегулировать его, иначе из-за разности размеров колесо не будет прочно держаться на раме.
Велосипедный зажим эксцентрикового типа требует правильного обращения. Так он прослужит дольше, а деталь будет надежно закреплена к остову. Установка традиционного и clix-эксцентрика немного различается, поэтому рассмотрим оба способа крепления.
Как правильно установить колеса на эксцентрике
Для начала рычаг переводится в положение «Open». Колесо вставляется в дропауты так, чтобы ось соприкасалась с внутренними поверхностями гнезд (дропаутов). Установку колеса, будь то стандартное крепление или эксцентриковое, нужно в «лежачем» положении велосипеда – колесами вверх.
От рычага переходим к другому концу – регулировочной гайке. Вращаем ее до упора, затем немного ослабляем, чтобы дать свободный ход рычагу при фиксации. Далее переводим его в противоположное положение. Эксцентрик закрыт.
Ход рычага при закрытии крепления должен быть слегка затруднен. Если он движется легко, переводим его снова в «Open» и дотягиваем гайку. Наоборот, когда регулировочный винт затянут слишком сильно, фиксатор может не опуститься до конца. Тогда следует немного ослабить гайку.
Распространенная ошибка – это вращение рычага вместо гайки. Нужно лишь придерживать его, но ни в коем случае не крутить. И последний этап – проверка крепления. Делать это надо в дороге, когда колесо может ненароком отвалиться, а на стоянке: с силой ударить колесом об пол, а затем прокрутить его на высокой скорости. Если колебаний нет, все в порядке.
Как поставить и отрегулировать эксцентрик Clix.
Не рекомендуется вращать рычаг одновременно с крепежной гайкой, также фиксатор не должен крутиться, когда эксцентрик уже закрыт.
Последовательность регулировки Clix:
Теперь можно спокойно одевать колеса на раму.
Легкие, практичные и неприхотливые эксцентриковые крепления помогают значительно облегчить повседневную жизнь велолюбителя. Они очень просты в использовании, легко регулируются и относительно долговечны при правильном использовании.
Что такое эксцентрик для велосипеда
Велосипедисту регулярно приходится проводить обслуживание своего велобайка, поэтому важно понимать, чем проще будет механизм разборки, тем быстрей и легче будет весь процесс. При установке некоторых деталей можно выкроить для владельца велосипеда несколько минут, а иногда и сэкономить средства на покупку новых. Например, такая незначительная деталь, как эксцентрик. Это очень удобная вещь и даже новичку с простеньким велотранспортом стоит разобраться, что такое эксцентрик для велосипеда и его разновидности. Поэтому стоит уделить время на данную статью, дабы выяснить все тонкости.
Устройство и принцип действия велоэксцентрика
Эксцентриком называется механизм, закрепляющий ось на велосипеде. Существует три места применения: на втулке, на подседельной трубе и точки соединения элементов складного велотранспорта.
Чаще всего велоэксцентрик используется для крепежа втулки на дропаутах рамы велосипеда. Механизм может применяться как для передних колес, так и для задних, соответственно конструкция может немного изменяться.
Устройство
Конструкция эксцентрика представляет собой высокопрочную ось, вставленную в зажимную ручку с уплотнительной резинкой, с одной стороны, чаще всего поверх последней одета чаша. Посередине две пружинки, надетые на ось (пружинки используются для велоэксцентрика, устанавливаемого на втулках колеса) и колпачок с насечками, который накручивается с другой стороны. Данная конструкция является наиболее распространенной, но может изменяться в зависимости от разновидности, в соответствии с этим на ось одевают дополнительные детали.
Положительные стороны
Велоэксцентрик обрел популярность на современных велосипедах, так как превосходит в удобстве крепежа по сравнению с гаечным. При этом качество ничем не хуже, но при условии, что эксцентрик исправен и находится в хорошем состоянии.
Удобство использования данной конструкции особенно ощущается в поездках на велосипеде. Когда нужно разблокировать велоколесо, то его можно легко снять, без использования ключей для раскручивания гаек. Последние в течение времени прикипают и открутить становится проблематично и понадобится время, а в будущем потребуется замена на новые.
Отрицательные стороны
При всех достоинствах механизма, существует и обратная сторона:
Виды и основные характеристики
Различают несколько разновидностей велоэксцентриков, в зависимости от места крепления на велотранспорте, материала изготовления и размера. Но все они имеют одинаковый принцип действия. Чаще всего изделие изготавливают из хромолибденового или титанового сплава.
Эксцентрик quick-release (QR)
Знающие английский язык поймут из названия — быстросъемный эксцентрик. Является наиболее применяемым. Ставится на велосипеды низко-среднего ценового сегмента.
Особенность заключается в том, что ставится он на велосипеды с разрезными дропаутами, так как диаметр оси составляет 10 мм переднего колеса и 9 мм заднего, а диаметр требуемого велоэксцентрика 5 мм. Такой велосипед предназначен для обычного катания, и этого значения более чем достаточно. QR-эксцентрик для велобайка изготавливают длиной 100 мм и 135 мм.
Thru-axle велоэксцентрик
Данный вид велоэксцентрика ранее устанавливали исключительно на колесах велотранспорта, используемого в агрессивных заездах, в современных реалиях на подавляющем большинстве велотехники средне-высокого ценового сегмента. Так как на колеса приходится большое давление, то и ось должна выдерживать соответствующую нагрузку. Данная конструкция эксцентрика ставится в дропауты закрытого типа, дабы при езде не было люфтов колеса.
Переднее велоколесо имеет длину втулки 100 мм и 110 мм с соответствующим диаметром 15 мм. и 20 мм.
Заднее имеет параметры длины в 135, 142, 150, 157 мм., чему соответствует диаметр 12 мм. При помощи велоэксцентрика ширину втулки можно увеличить с 135 мм на 157 мм., добавлением проставок.
Boost thru-axle
Данный стандарт используется для владельцев велосипедов, катающихся в стиле эндуро. Втулки имеют четкие размерные стандарты длины — 148 мм. с диаметром 12 мм. и 110 мм на 15 мм.
Производители утверждают, что повысилась жесткость переднего велоколеса, так как втулка на 10 мм. стала шире. Ширина изменилась за счет увеличения расстояния между фланцами.
Как установить колесо на велоэксцентрике
Установку колеса, независимо от того, переднее оно или заднее, нужно проводить предварительно перевернув велотранспорт вниз рулем или закрепив в монтажной стойке.
В таком положении хороший доступ к эксцентрику и исключено выпадение колеса из разрезанного дропаута рамы велобайка:
Проверку надежности зажима лучше всего проводить на месте. Ее делают таким образом: задняя часть велобайка приподнимается и резко отпускается, чтобы колесо слегка подпрыгнуло от пола. После чего велоколесо прокручивают с силой, шатания колеса между дропаутами быть не должно.
Итоги
Легкие в использовании и практичные велоэксцентрики доказали свое преимущество перед креплением при помощи гаек. Во время установки эксцентрика на велосипед не возникает трудностей с отсутствием инструмента, что существенно облегчает ремонт при длительном заезде. А разобраться в конструкции механизма с целью поддержания его в надлежащем состоянии, не составит труда даже неопытному владельцу велобайка. Если использовать велоэксцентрик правильно, то он прослужит длительное время верой и правдой.
Понравилось? Поделитесь с друзьями и оцените запись:
Добавить комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.