Для чего нужен эквалайзер в акустике

Основы эквализации: когда нужно усилить частоты, а когда ослабить

Изучаем корректирующую, формирующую и фильтрующую эквализацию и разбираемся в типах эквалайзеров и их параметрах.

Для чего нужен эквалайзер в акустике. Смотреть фото Для чего нужен эквалайзер в акустике. Смотреть картинку Для чего нужен эквалайзер в акустике. Картинка про Для чего нужен эквалайзер в акустике. Фото Для чего нужен эквалайзер в акустике

Один из популярных советов, касающихся эквализации, гласит, что при сведении музыки лучше ослаблять частоты, чем усиливать. Совет отличный, но на практике работающий далеко не всегда: усиление частот с тем же успехом улучшает звучание, что и их ослабление.

Спорить о том, что лучше (усиление или ослабление) нет смысла, все это дело вкуса: одни звукорежиссеры чаще подрезают частоты, другие — усиливают. Кто бы что не говорил, но оба варианта приносят пользу при сведении музыки, когда нужно усилить сигнал в определенной области, а когда ослабить.

Что такое эквалайзер и зачем он нужен

Эквализация — один из простейших инструментов в арсенале звукорежиссера и продюсера. Ввиду своей простоты, в том или ином виде эквалайзеры встречаются практически в любой аудиотехнике.

Основная функция эквалайзера заключается в управлении частотами в аудиосигнале путем их усиления или ослабления (подрезки). Эквалайзеры, усиливающие частоты, называют аддиктивными (Addictive EQ), ослабляющие — субтрактивными (Subtractive EQ). Несмотря на разделение, 95% современных плагинов являются комбинированными устройствами, которые умеют как усиливать, так и ослаблять частоты.

При всей простоте использования — выделяем частоту и поворачиваем регулятор в одну из сторон для усиления или ослабления — работа с эквалайзером требует опыта в определении проблемных частот и диапазонов, и понимании того, как именно эту частоту нужно изменить.

Для чего нужен эквалайзер в акустике. Смотреть фото Для чего нужен эквалайзер в акустике. Смотреть картинку Для чего нужен эквалайзер в акустике. Картинка про Для чего нужен эквалайзер в акустике. Фото Для чего нужен эквалайзер в акустике

Для работы с частотами каждый эквалайзер предлагает три основных регулятора:

По своему типу эквалайзеры можно разделить на два типа:

Слушатель не должен слышать полный частотный диапазон каждого инструмента в миксе — в этом попросту нет нужды, так как условно содержание любого сигнала в контексте трека можно разделить на полезную и бесполезную информацию. Бесполезная информация засоряет микс, заставляет инструменты конкурировать между собой за частотный спектр и попросту портит звучание. Когда звукорежиссер сводит песню, его задача заключается в том, чтобы подружить между собой всех участников микса. Для этого он должен оставить в сигнале каждого инструмента только полезную часть и отсечь все лишнее.

Для чего нужен эквалайзер в акустике. Смотреть фото Для чего нужен эквалайзер в акустике. Смотреть картинку Для чего нужен эквалайзер в акустике. Картинка про Для чего нужен эквалайзер в акустике. Фото Для чего нужен эквалайзер в акустике Эквалайзер FabFilter Pro-Q 2. Управление осуществляется с помощью регуляторов FREQ, GAIN и Q в нижней части интерфейса

Главный принцип при работе с эквалайзером звучит так:

Работа с эквалайзером идёт строго в контексте микса.

Зная это, вам станет понятнее, как именно эквалайзер влияет на звучание инструментов и общую картину микса. Это не значит, что вам нельзя заглушить все дорожки в проекте, чтобы эквализовать ту же гитару — это нормальная практика. Тем не менее любые внесенные эквалайзером правки нужно обязательно проверять в контексте того, как именно они изменяют звучание всей песни.

Корректирующая эквализация: ослабление частот эквалайзером

Корректирующая эквализация исправляет такие проблемы сигнала как бубнеж, неприятный резонирование, а также столкновение частот. Для корректировки звукорежиссеры подрезают определенные диапазоны, что скрывает или полностью устраняет проблемы в сигнале. Подрезку частот лучше использовать до усиления других звуков — так вы минимизируете появление новых проблем при бусте частот.

Для чего нужен эквалайзер в акустике. Смотреть фото Для чего нужен эквалайзер в акустике. Смотреть картинку Для чего нужен эквалайзер в акустике. Картинка про Для чего нужен эквалайзер в акустике. Фото Для чего нужен эквалайзер в акустике

Чтобы понять, что нужно вырезать из сигнала, послушайте партию инструмента и оцените ее звучание. Определите на слух, чего в звуке слишком много — так вам будет проще решить, какие частоты обрабатывать (для большей точности при обработке стоит руководствоваться таблицей частот музыкальных инструментов). Некоторые эквалайзеры, например встроенный в iZotope Neutron, оснащаются анализатором, который автоматически расставляет точки на спектре, советуя частоты для обработки — такая функция станет хорошим подспорьем начинающим звукорежиссерами, которые только учатся пользоваться эквалайзером.

При работе с эквалайзером полагайтесь только на свои уши, так как услышать проблемы в миксе проще, чем сходу найти частотные диапазоны, из-за которых эти проблемы образуются.

Если вы слышите мутную середину или шипящий вокал, найти частотный диапазон для подрезки можно следующим образом: сделайте мощное усиление гейна, максимально сузьте ширину кривой эквализации ручкой Q и начните перемещать точку по спектру. Подобный гипертрофированный буст облегчит нахождение проблемных частот: корректировать сигнал нужно там, где ранее выявленный недостаток микса/сигнала проявляется особо сильно. Насколько ослаблять сигнал — решать вам, так как все здесь зависит от того, какое звучание вы хотите получить.

Для чего нужен эквалайзер в акустике. Смотреть фото Для чего нужен эквалайзер в акустике. Смотреть картинку Для чего нужен эквалайзер в акустике. Картинка про Для чего нужен эквалайзер в акустике. Фото Для чего нужен эквалайзер в акустике Изолирование частоты в iZotope Neutron

Прием с усилением лучше работает на статичных элементах микса, чем на динамичных. Одной точки обработки вполне достаточно, чтобы устранить низкочастотный гул бочки, которая звучит практически неизменно. При работе с тем же вокалом, который может сильно изменяться в разных частях песни, одной точкой обработки дело не обойдется — потребуется более комплексный подход. Будьте готовы, что при перемещении усиленной точки по спектру в сигнале окажется несколько диапазонов частот, которые нужно скорректировать.

Чем активнее и разнообразнее сам сигнал, тем больше частотных правок он потребует, чтобы уложиться в микс.

При работе с интенсивным сигналом лучше настроить автоматизацию в EQ-плагине или пользоваться динамическим эквалайзером. Последний поможет скорректировать работу эквалайзера таким образом, чтобы он подстраивался под изменения сигнала. Некоторые эквалайзеры (например, тот, что входит в iZotope Nectar) оснащаются функцией Follow EQ, которая учитывает изменения сигнала и подстраивается под них.

ВНИМАНИЕ!

При корректирующей эквализации происходит точечная подрезка частот узкой или особо узкой кривой Q. При этом нужно помнить, что слишком узкое усиление сигнала делает звук неестественным и неприятным.

Формирующая эквализация: усиление частот эквалайзером

После того, как звучание сигнала исправлено, нужно посмотреть, чего не хватает звуку инструментов и общей частотной картине микса. Решить нехватку тех или иных частот поможет формирующая эквализация, направленная на усиление частот в сигнале. При бусте частот нужно полагаться на широкие, но аккуратные и плавные кривые, которые усилят и улучшат целый диапазон частот.

Сложность с бустом во многом состоит в том, что нет единого рецепта или универсального совета, насколько усилять частоты. Избыточное усиление бочки сделает её звук гулким и грохочущим, в то время как недостаточное превратит кик в подобие прохудившегося ботинка, трусливо хлюпающего по лужам на задворках микса. Усиление частот в районе нижней середины (150-350 Гц) сделает сигнал теплее и насыщеннее, но только если буста будет ровно столько, сколько нужно — избыток усиления образует неприятную мутность и замыленность сигнала.

Для чего нужен эквалайзер в акустике. Смотреть фото Для чего нужен эквалайзер в акустике. Смотреть картинку Для чего нужен эквалайзер в акустике. Картинка про Для чего нужен эквалайзер в акустике. Фото Для чего нужен эквалайзер в акустике Тонально сбалансированный микс

Если вы сомневаетесь в правильности принятых решений и не уверены, что внесённые изменения улучшают звучание, пользуйтесь анализаторами наподобие модуля Tonal Balance Control, входящего в плагины iZotope. Поместив модуль тонального баланса на мастер-канале, вы увидите частотную карту микса, которую можно в режиме реального времени сравнить с референс-треком. Так вы увидите, чего не хватает миксу в сравнении с качественной коммерческой записью, а также поймёте, какие правки нужно внести.

iZotope Neutron/Nectar покажет, какие инструменты и сигналы требуют правки, если перемещать мышку в интерфейсе с зажатой клавишей Alt/Opt. К тому же в плагины компании встроен интеллектуальный помощник Track Assistant, который анализирует сигнал и предлагает пресеты, улучшающие звучание микса. Алгоритм далеко не идеальный и доверять его выбору не стоит. Тем не менее в качестве отправной точки в начале сведения его подсказки и советы довольно полезны.

High Pass и Low Pass фильтры

Помимо точечных правок, эквалайзер также можно использовать для фильтрации сигнала. Фильтрация — один из простейших, но вместе с тем самых деструктивных методов использования эквалайзера. С помощью фильтрации звукорежиссер может отрезать все частоты до или после определённого диапазона. Дополнительно в современных эквалайзерах предусмотрены так называемые обрезные Notch-фильтры, позволяющие полностью вырезать из сигнала определённую частоту (к примеру, если у рабочего барабана неприятно резонирует частота 442 Гц, вы можете вырезать её целиком).

Для чего нужен эквалайзер в акустике. Смотреть фото Для чего нужен эквалайзер в акустике. Смотреть картинку Для чего нужен эквалайзер в акустике. Картинка про Для чего нужен эквалайзер в акустике. Фото Для чего нужен эквалайзер в акустике Наглядное отображение работы High Pass и Low Pass фильтров

При работе с High Pass и Low Pass фильтрами начинающие музыканты и звукорежиссеры часто путаются в их предназначении из-за неправильного понимания названий фильтров. Чтобы не испортить микс, нужно помнить о том, как и какой фильтр отрезает частоты в сигнале:

При работе с фильтром звукорежиссер может настроить кривую эквализации, настроив резкость отрезки частот. Грубость отсечения зависит от выбранного параметра Slope (от англ. скат, склон) — чем он ниже, тем более плавно отсекаются частоты.

Заключение

Эквалайзер — простой инструмент, но именно с его помощью формируется желаемое звучание микса. Несмотря на то, что одни звукорежиссеры советуют использовать эквалайзер как корректирующий инструмент, а другие — как формирующий, помните, что в реальности все намного сложнее. Не удивляйтесь, если для достижения качественного саунда вам придётся комбинировать подрезку с бустом в рамках одной дорожки. Главное здесь — понимать, для чего вы используете эквалайзер и какой результат хотите получить.

Источник

Что такое эквалайзер?

Из этой статьи Вы узнаете, что такое эквалайзер, для чего он нужен и какие существуют типы эквалайзеров.

Эквалайзер – это аналоговый или цифровой прибор, предназначенный для амплитудно-частотной коррекции сигнала. Он представляет собой устройство, состоящее из нескольких частотных фильтров. Это позволяет изменять уровень различных частотных диапазонов в зависимости от настройки фильтров.

Первый эквалайзер появился в 30-х годах XX века и использовался для коррекции звука в киноиндустрии. Инициатором использования этого прибора для улучшения звучания был Джон Волкман. Это устройство представляло собой блок, состоящий из двух ползунков, каждый из которых имел переключатель выбора частот. Назывался данный прибор EQ-251A. В дальнейшем эксперименты с использованием эквалайзеров продолжились, и в 1967 году был разработан прибор, состоящий из набора пассивных 1/3 октавных фильтров. Называлось данное устройство «Acousta Voice».

После этого изобретения эквалайзеры стали применяться повсеместно и их развитие продолжалось в геометрической прогрессии.

На данный момент в киноиндустрии и звукорежиссуре используется большое количество различных видов цифровых (программных) эквалайзеров, представляющих собой плагин или программу, которая устанавливается на компьютер и использует его ресурсы для обработки сигнала.

Процесс обработки сигнала эквалайзером называется эквализацией.

Параметры эквалайзера

К основным параметрам эквалайзера относятся:

Количество полос эквалайзера (количество используемых фильтров) – 4-х полосный эквалайзер; 10-и полосный эквалайзер и т.д.

Cutoff или Freq – частота среза фильтра или центральная частота (частота выбранного узла эквалайзера); единицы измерения – Герцы (Гц).

Добротность или резонанс (Q или Res)– ширина полосы пропускания (количество затрагиваемых частот вокруг центральной частоты); единицы измерения – условные единицы.

Уровень усиления / ослабления (Gain) – уровень, на который будет уменьшена или увеличена полоса частот вокруг центральной полосы; единицы измерения – децибелы (дБ).

Крутизна среза – наклон кривой среза частот при использовании обрезных или шельфовых типов фильтра; единица измерения – децибел на октаву (дБ/окт.).

Зачастую виртуальные эквалайзеры (VST плагины) имеют возможность изменения типа фильтра для каждого своего узла. Аналоговые эквалайзеры имеют фиксированные типы фильтров. Такие приборы обычно оснащаются несколькими колоколообразными (пиковыми) и двумя обрезными фильтрами (Low Pass и High Pass).

Более подробная информация о типах фильтров в статье «Что такое частотный фильтр?».

Типы эквалайзеров

По типу управления эквалайзеры делятся на графические и параметрические.

Графические эквалайзеры имеют несколько частотных фильтров с фиксированной центральной частотой и добротностью, а также с одинаковым для всех узлов максимальным уровнем ослабления / усиления. В настоящий момент этот тип эквалайзеров используется редко.

Для чего нужен эквалайзер в акустике. Смотреть фото Для чего нужен эквалайзер в акустике. Смотреть картинку Для чего нужен эквалайзер в акустике. Картинка про Для чего нужен эквалайзер в акустике. Фото Для чего нужен эквалайзер в акустике

Графический эквалайзер Voxengo Overtone GEQ

Параметрические эквалайзеры имеют несколько частотных фильтров с возможность изменения центральной частоты и добротности каждого. Кроме того, современные модели виртуальных эквалайзеров обладают возможностью добавления неограниченного количества фильтров, тип которых можно изменять. Параметрические эквалайзеры завоевали популярность в кругу звукорежиссеров, продюсеров и музыкантов вследствие гибкости их настройки.

Для чего нужен эквалайзер в акустике. Смотреть фото Для чего нужен эквалайзер в акустике. Смотреть картинку Для чего нужен эквалайзер в акустике. Картинка про Для чего нужен эквалайзер в акустике. Фото Для чего нужен эквалайзер в акустике

Параметрический эквалайзер Voxengo GlissEQ

Существует промежуточный тип эквалайзеров – параграфические эквалайзеры.

Это графический тип эквалайзеров с возможностью регулировки добротности.

По принципу работы эквалайзеры делятся на фазосдвигающие и линейнофазовые. Уже из названия понятно, что первые влияют на фазу сигнала, а вторые – нет. И фазосдвигающие и линейнофазовые эквалайзеры имеют свои достоинства и недостатки.

Достоинством линейнофазовых эквалайзеров является отсутствие сдвига фазы после обработки, а недостатком – значительно большая нагрузка на систему (в сравнении с фазосдвигающими эквалайзерами) и сглаживание атаки обрабатываемого сигнала.

Для чего нужен эквалайзер в акустике. Смотреть фото Для чего нужен эквалайзер в акустике. Смотреть картинку Для чего нужен эквалайзер в акустике. Картинка про Для чего нужен эквалайзер в акустике. Фото Для чего нужен эквалайзер в акустике

Линейнофазовый эквалайзер LinEQ Broadband

Достоинством фазосдвигающих эквалайзеров является их легкость (в плане нагрузки) и то, что они не влияют на динамику сигнала (фаза атаки остаётся неизменной). Недостатком же этого типа эквалайзеров является их воздействие на фазу, что может повлечь за собой изменение баланса микса (в случае если эквалайзер используется при сведении на одной из дорожек микса).

Для чего нужен эквалайзер в акустике. Смотреть фото Для чего нужен эквалайзер в акустике. Смотреть картинку Для чего нужен эквалайзер в акустике. Картинка про Для чего нужен эквалайзер в акустике. Фото Для чего нужен эквалайзер в акустике

Фазосдвигающий эквалайзер Waves Q10

Эквалайзеры применяются как в профессиональных целях – удаление частотных конфликтов; художественная обработка инструментов; коррекция АЧХ (в звукорежиссуре и кинопроизводстве), так и в бытовых. В этом случае эквалайзер используется на усмотрение слушателя (блок эквалайзера присутствует в музыкальных центрах, плеерах, мобильных устройствах и т.п.).

Основными задачами эквализации являются:

— Коррекция амплитудно-частотной характеристики сигнала вследствие искажений, вызванных недостатками аналоговых приборов записи или обработки, а также характеристиками помещения;

— Удаление «вредных» (ненужных) частот;

— Устранение резонансов вызванных различными факторами (наличие отражений от стен помещения, вибрация корпуса инструмента, неправильное расположение звукоснимателя при записи, неправильный синтез);

— Устранение частотных конфликтов (сведение инструментов в миксе);

Каждый звукорежиссер должен знать основные принципы эквализации, которых стоит придерживаться для получения качественного звука. Эти принципы я описал в статье «Принципы эквализации инструментов в электронной музыке».

На данный момент самыми популярными на мой взгляд VST эквалайзерами являются FabFilter Pro-Q2 и DMG Audio Equilibrium. Они очень гибкие и удобные в настройке, а также имеют массу различных функций.

Для чего нужен эквалайзер в акустике. Смотреть фото Для чего нужен эквалайзер в акустике. Смотреть картинку Для чего нужен эквалайзер в акустике. Картинка про Для чего нужен эквалайзер в акустике. Фото Для чего нужен эквалайзер в акустике

DMG Audio Equilibrium

Эквалайзер является одним из самых важных и часто используемых приборов в продакшене и звукорежиссуре, и это понятно ведь именно эквалайзер может повлиять на баланс инструментов в миксе. При сведении эквалайзер используется практически на каждом канале микшера.

Ещё больше о том, что такое эквалайзер в статье «Эквалайзер – инструмент для сведения».

Источник

Эквалайзер — темная «лошадка»?

Для чего нужен эквалайзер в акустике. Смотреть фото Для чего нужен эквалайзер в акустике. Смотреть картинку Для чего нужен эквалайзер в акустике. Картинка про Для чего нужен эквалайзер в акустике. Фото Для чего нужен эквалайзер в акустике

Для чего нужен эквалайзер в акустике. Смотреть фото Для чего нужен эквалайзер в акустике. Смотреть картинку Для чего нужен эквалайзер в акустике. Картинка про Для чего нужен эквалайзер в акустике. Фото Для чего нужен эквалайзер в акустике

Для чего нужен эквалайзер в акустике. Смотреть фото Для чего нужен эквалайзер в акустике. Смотреть картинку Для чего нужен эквалайзер в акустике. Картинка про Для чего нужен эквалайзер в акустике. Фото Для чего нужен эквалайзер в акустике

Для чего нужен эквалайзер в акустике. Смотреть фото Для чего нужен эквалайзер в акустике. Смотреть картинку Для чего нужен эквалайзер в акустике. Картинка про Для чего нужен эквалайзер в акустике. Фото Для чего нужен эквалайзер в акустике

Для чего нужен эквалайзер в акустике. Смотреть фото Для чего нужен эквалайзер в акустике. Смотреть картинку Для чего нужен эквалайзер в акустике. Картинка про Для чего нужен эквалайзер в акустике. Фото Для чего нужен эквалайзер в акустике

Контакты

Телефон: 8 (800) 444 24 28

Время работы: пн-пт с 10:00 до 19:00 МСК

По всем вопросам пишите на почту: shop@bose.ru

При трудностях с заказом: help@bose.ru

Наш адрес: 105005, Россия, г. Москва, ул. Радио, 12 стр 2

Недавно купили младшей дочери плюшевую игрушку. Она обожает лошадей и счастливо пополнила свою коллекцию. Назвала звучным именем Эквалайзер. И тут я понял, как много работаю.

Попробовал объяснить ребенку, что означает эквалайзер, и заметил удивленное лицо жены. Оказывается, о назначении этого прибора не знают и взрослые! А вот и тема для очередной статьи. Давайте вместе разберемся, что же делает эквалайзер и где этот зверь «живет».

Для тех, кто решил, что знание для него лишнее — забегу вперед. Они повсюду! Эти устройства есть даже на гаджете, с которого вы читаете эту статью.

Что такое эквалайзер и как он «родился»

Эквалайзер — это тембр блок или программа, которая позволяет регулировать звук: добавлять или убирать басы, делать тише или громче определенную звуковую зону, например, какой-либо инструмент в композиции. Сегодня он присутствует практически в любой бытовой технике (связанной со звуком, конечно).

Жаль, производители обходят вниманием эту деталь и не объясняют, как им пользоваться. А ведь он та самая волшебная палочка, которая отредактирует плохой звук, уменьшит помехи и сделает более или менее сносным изначально «подвальное» качество записи.

Откуда же взялась такая замечательная штука?

Для чего нужен эквалайзер в акустике. Смотреть фото Для чего нужен эквалайзер в акустике. Смотреть картинку Для чего нужен эквалайзер в акустике. Картинка про Для чего нужен эквалайзер в акустике. Фото Для чего нужен эквалайзер в акустике

Вопреки ожиданиям, первыми начали пользоваться эквалайзером не музыканты, а звукорежиссеры в кинематографе. Правда, не уверен, была ли тогда такая профессия — звукорежиссер, ведь кино только появилось — дело было в 30-х годах прошлого века.

Эквалайзер применяли, чтобы сделать запись голоса актеров более естественной, убрать треск и помехи. Первый подобный прибор Langevin 251A был всего с двумя ползунками и выбором частот. Почти сразу же компания Cinema Engineering представила шестиполосное устройство, по принципу которого и работают современные эквалайзеры.

Во время Второй мировой войны интерес к коррекции звука поутих — было не до музыки. Зато в 60-х вместе с повальным увлечением роком бурно развивалась и деятельность инженеров, появлялись все более совершенные эквалайзеры. Их уже использовали не только в профессиональной технике вроде оборудования для кинотеатров и студий звукозаписи — эквалайзерами начали оснащать обычные магнитофоны, затем пришел черед плееров и наушников.

Принцип работы эквалайзера и область его применения

Основное назначение эквалайзера сводится к получению адекватного (линейного) звучания исходного материала.

При работе важно помнить, что усиление какого-либо отдельного сигнала приводит к усилению всей композиции, вместе с помехами и посторонними звуками. Поэтому чтобы выделить один фрагмент, надо уменьшить звучание остальной части записи.

Для чего нужен эквалайзер в акустике. Смотреть фото Для чего нужен эквалайзер в акустике. Смотреть картинку Для чего нужен эквалайзер в акустике. Картинка про Для чего нужен эквалайзер в акустике. Фото Для чего нужен эквалайзер в акустике

Знаю, при новом инструменте первым делом хочется поиграться и подвигать все ползунки, залезть во все настройки. Но без надобности эквалайзер лучше не трогать, тем более что в современной акустике он часто редактирует звук самостоятельно.

В каких случаях он полезен:

Кроме «частников» эквалайзер вовсю используют и в качестве сценического оборудования. На концертах возникает эффект «обратной связи», когда усиливающие звук колонки вступают в конфликт с микрофоном. Из-за этого появляется гудение — без многополосного эквалайзера звукорежиссер оказывается как без рук.

В результате работы аппарата звуковой резонанс выравнивается, и концерт проходит более или менее хорошо. Но на всякий случай я никогда не беру билеты в первые ряды.

Виды эквалайзеров

Несмотря на широкое применение, видов эквалайзеров всего два: это графический и параметрический.

Графический эквалайзер

Для чего нужен эквалайзер в акустике. Смотреть фото Для чего нужен эквалайзер в акустике. Смотреть картинку Для чего нужен эквалайзер в акустике. Картинка про Для чего нужен эквалайзер в акустике. Фото Для чего нужен эквалайзер в акустике

Встречается в аппаратуре для частного использования, но его можно встретить и среди сценического оборудования. Он делит музыкальную композицию на полосы, каждая из которых характеризуется постоянной рабочей частотой, фиксированной шириной полосы вокруг рабочей частоты, а также диапазоном регулировки уровня, одинакового для всех полос.

Если представить регулируемую частоту на графике, то полосы верхнего и нижнего регистра являются «полочными», а все, что находится между ними, представляет собой «колоколообразную» кривую.

Принцип работы с подобным эквалайзером понятен даже новичку: весь частотный диапазон делится на полосы, каждую из которых можно поднимать или опускать, но не более чем на 12 Дб. Однако здесь не без изъяна — между полосами образуются специфические пересечения кроссфейды.

Если опустить несколько полос, между ними появятся пики — довольно неприятный эффект, ведь узкие полосы начинают выпирать из общего стройного ряда. Чем больше полос у эквалайзера, тем менее заметен очередной кроссфейд.

Для наглядности скажу, что в эквалайзерах для домашнего пользования обычно бывает от 7 до 18 полос, в профессиональных устройствах уже до 31 полосы.

Из достоинств графических эквалайзеров приведу следующие:

К недостаткам стоит отнести:

Параметрический эквалайзер

Для чего нужен эквалайзер в акустике. Смотреть фото Для чего нужен эквалайзер в акустике. Смотреть картинку Для чего нужен эквалайзер в акустике. Картинка про Для чего нужен эквалайзер в акустике. Фото Для чего нужен эквалайзер в акустике

Чаще всего это именно профессиональная техника, поскольку данный вид позволяет совершить более точную настройку звука.

В отличие от графического, параметрический эквалайзер не имеет так много полос, как правило, их всего 3–5 штук. Но большого разнообразия и не нужно! Дело в том, что настройка производится не целиком всех дорожек, а только одной, но зато сразу по нескольким параметрам:

Рабочая частота, она же Frequency, это участок, от которого ведется отсчет работы эквалайзера. В параметрическом аппарате рабочую частоту можно выбрать точно, тем самым погасив резонанс не касаясь других частей спектра.

Чаще всего виртуальные эквалайзеры (программы) позволяют выбрать тип фильтра, с помощью которого можно управлять частотным спектром.

Полостной фильтр — самый популярный, выполняет основную функцию параметрического эквалайзера — регулирует частоты в выбранном диапазоне на определенное количество Дб с заданным графиком кривой.

Незаменим, когда надо свести несколько звуков со схожим спектром, чтобы каждый звук хорошо читался.

Обрезной фильтр — обрезает низкие и высокие звуки, которые выходят за значения заданной кривой. Чаще всего встречаются двухразрядные (12 дБ/окт.), или четырехразрядные (24 дБ/окт.) фильтры, реже одно- (6 дБ/окт.) или трехразрядные фильтры (18 дБ/окт.). Разряд — это количество Дб, на которое изменяется громкость при изменении частоты на октаву.

Шельфовый фильтр — похож на обрезной, поскольку также действует в пределах заданной кривой. Однако «шельф» переводится как «полка», что и объясняет принципиальное различие между фильтрами.

Шельфовый фильтр равномерно изменяет частотный диапазон выше или ниже заданной частоты, следовательно, уменьшая амплитуду, фильтр уменьшает и громкость одинаково как через одну октаву, так и через пять.

И также этот фильтр работает как в «+», так и в «—», а значит, не только отсекает лишнее, но и способен придать звуку дополнительную окраску. Обрезной фильтр только убирает, ничего не добавляя в композицию.

Иногда встречаются эквалайзеры смешанного типа, графического и параметрического, но это редкое явление.

Советы по настройке эквалайзера

Для чего нужен эквалайзер в акустике. Смотреть фото Для чего нужен эквалайзер в акустике. Смотреть картинку Для чего нужен эквалайзер в акустике. Картинка про Для чего нужен эквалайзер в акустике. Фото Для чего нужен эквалайзер в акустике

Итак, принцип работы эквалайзера и что он регулирует поняли, а как воспользоваться этим знанием?

В целом разобраться и приступить к работе достаточно просто. С чего начать?

В общем, взболтать, но не смешивать. Иногда лучшее применение эквалайзера — это его отключение. Избытком энтузиазма можно только испортить нормальный трек.

А вот еще пара советов, как работать с эквалайзером:

Как видите, работа с эквалайзером требует хорошего слуха и профессиональных навыков. Но это вам пригодится только, если окажетесь за пультом звукорежиссера, а во всех наушниках Bose эквалайзер уже встроен и редактирует музыку автоматически.

Марк Авершин, приглашенный эксперт

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *