Для чего нужен эсминец

Какими бывают эсминцы

Для чего нужен эсминец. Смотреть фото Для чего нужен эсминец. Смотреть картинку Для чего нужен эсминец. Картинка про Для чего нужен эсминец. Фото Для чего нужен эсминец

Иногда их презрительно называют «жестянками». Казалось бы, обидное сравнение, но британские моряки, наоборот, гордятся уничижительным прозвищем своих кораблей: ведь «can» (жестянка) звучит для британского уха как «может»! А может эсминец немало…

Маленькие отважные кораблики сражались наравне с линкорами и авианосцами, стойко перенося повреждения от вражеского огня. Пылали отсеки, и разрушался набор корпуса, в бушующем пламени корчилась палуба – но сверкали выстрелы уцелевших орудий, без устали трещали зенитки и с глухим грохотом вонзались в воду торпеды. Эсминец шел в свою последнюю атаку. А когда получал смертельную рану – скрывался в морской пене, так и не спустив флага перед лицом врага.

Для чего нужен эсминец. Смотреть фото Для чего нужен эсминец. Смотреть картинку Для чего нужен эсминец. Картинка про Для чего нужен эсминец. Фото Для чего нужен эсминец

Подвиг миноносца «Стерегущий», который в одиночку принял бой с японской эскадрой у стен Порт-Артура. Когда в живых осталось четверо моряков из 50 человек экипажа, герои последним усилием затопили свой корабль.

Легендарный советский эсминец «Гремящий», героические корабли «Джонстон», «Хоул» и «Самуэл Б. Робертс» … тонущий израильский эсминец «Эйлат» … британский эсминец «Ковентри», отбивающийся от наседающих самолетов ВВС Аргентины … запускающий десятки «Томагавков» эсминец ВМС США типа «Орли Берк»…

Удивительно, но в каждом случае речь идет о совершенно непохожих кораблях – различных по размерам, характеристикам и назначению. И дело совсем не в пресловутой разнице в возрасте – даже эсминцы-ровесники зачастую имеют настолько крупные отличия, что, де-факто относятся к разным классам.

Предлагаю читателям проверить, какие корабли скрываются за банальной фразой «эсминец» и какие неожиданные решения порой предлагают кораблестроители.

В первую очередь, обязательно отметим, что эскадренные миноносцы бывают «настоящими» и «фальшивыми». О настоящих эсминцах речь пойдет ниже. Что же касается «фальшивых», то это, чаще всего, скромные корабли, которые по своим размерам и боевым возможностям не соответствуют ни одному из требований, предъявляемых к эсминцам их поколения. В лучшем случае, это фрегаты. В худшем – что угодно, вплоть до ракетного катера.
Тем не менее, легким росчерком пера, и всем врагам назло, они зачислены в почетную касту эсминцев. Типичная пропаганда и стремление казаться лучше, чем есть на самом деле.

«Дешевые понты» обычно заканчивается плачевно – встретив сколь-нибудь серьезного противника, «лже-эсминец» выпускает пар из пробитых бортов и гордо погружается на морское дно.

Для чего нужен эсминец. Смотреть фото Для чего нужен эсминец. Смотреть картинку Для чего нужен эсминец. Картинка про Для чего нужен эсминец. Фото Для чего нужен эсминец

Для чего нужен эсминец. Смотреть фото Для чего нужен эсминец. Смотреть картинку Для чего нужен эсминец. Картинка про Для чего нужен эсминец. Фото Для чего нужен эсминец

Теперь, исключив из рассмотрения «фальшивки», перейдем к настоящим эсминцам – замечательным боевым системам, ставшим «грозой морей».

Первый подвид эскадренных миноносцев – эсминцы ПВО.

Название говорит само за себя, корабли ориентированы на борьбу с воздушными целями и, нужно признать, усилия конструкторов не пропали даром. Современные морские ЗРК позволяют контролировать пространство в сотнях километров от борта корабля – при наличии в ордере эсминца ПВО воздушное нападение на эскадру становится крайне рискованной и малоэффективной затеей: даже сверхзвуковая противокорабельная ракета, идущая на предельно малой высоте, не гарантирует прорыв сквозь «несокрушимый щит» эсминца противовоздушной обороны.

Идея эсминца ПВО не нова – подобные корабли известны со времен Второй мировой войны. Например, японский эсминец «Акидзуки». Несмотря на серьезное отставание Японии в радиотехнике и системах управления огнем, японцам удалось создать довольно удачный эсминец полным водоизмещением 3700 тонн, ставший одним из лучших эскадренных миноносцев Второй мировой войны. Исключительно мощное зенитное вооружение (не качеством, так количеством – до 60 стволов зенитных орудий всех калибров!) + невероятная автономность по топливу (полного запаса мазута хватало на 8000 миль пути)!

Для чего нужен эсминец. Смотреть фото Для чего нужен эсминец. Смотреть картинку Для чего нужен эсминец. Картинка про Для чего нужен эсминец. Фото Для чего нужен эсминец

Для чего нужен эсминец. Смотреть фото Для чего нужен эсминец. Смотреть картинку Для чего нужен эсминец. Картинка про Для чего нужен эсминец. Фото Для чего нужен эсминец

Второй подвид – «ударные» эсминцы.

Сюда относятся эсминцы, «заточенные» под уничтожение вражеских кораблей, а также имеющие какие-либо особые способности для огневой поддержки морских десантов или нанесения ракетных и артиллерийских ударов по береговым целям. В наше время их количество стремительно уменьшается – корабли становятся все более универсальными, тем не менее, идея «ударного эсминца» изредка реализуется в виде совершенно фантастических конструкций.

Эсминец проекта 956 ( шифр «Сарыч»). Ракетно-артиллерийский корабль с автоматическими орудиями калибра 130 мм и сверхзвуковыми ПКР «Москит». Классический ударный эсминец, с ослабленной ПВО и ПЛО.

Для чего нужен эсминец. Смотреть фото Для чего нужен эсминец. Смотреть картинку Для чего нужен эсминец. Картинка про Для чего нужен эсминец. Фото Для чего нужен эсминец

Второй яркий представитель – китайский эсминец тип 052 «Ланчжоу» (к настоящему времени – морально устаревший). Весьма посредственные возможности в плане противовоздушной и противолодочной обороны, зато на борту «Ланчжоу» целых 16 противокорабельных ракет!

Для чего нужен эсминец. Смотреть фото Для чего нужен эсминец. Смотреть картинку Для чего нужен эсминец. Картинка про Для чего нужен эсминец. Фото Для чего нужен эсминец

Для чего нужен эсминец. Смотреть фото Для чего нужен эсминец. Смотреть картинку Для чего нужен эсминец. Картинка про Для чего нужен эсминец. Фото Для чего нужен эсминец

Двигаясь вдоль вражеского побережья, невидимый стелс-эсминец будет засыпать порты, прибрежные города и военные базы противника своими шестидюймовыми снарядами. А для «трудных мишеней» на борту «Замволта» предусмотрено 80 УВП для запуска зенитных ракет и крылатых роботов-камикадзе «Томагавк».

Третий подвид – Большие противолодочные корабли или эсминцы ПЛО

Для чего нужен эсминец. Смотреть фото Для чего нужен эсминец. Смотреть картинку Для чего нужен эсминец. Картинка про Для чего нужен эсминец. Фото Для чего нужен эсминец

Янки двигались в аналогичном направлении – «иметь противолодочный фрегат или эсминец на каждую советскую ПЛА». Одним из результатов данного подхода стала крупная серия эсминцев типа «Спрюэнс». В рядах ВМС США эти корабли выполняли функцию наших БПК с некоторой поправкой на универсальность вооружения. Примечательной особенностью «Спрюэнсов» было отсутствие ЗРК коллективной обороны – противовоздушная оборона эсминцев была довольно слаба и малоэффективна.
Хороший во всех отношениях корабль стал еще лучше с появлением установок вертикального запуска ракет – шесть десятков «Томагавков» превращали «Спрюэнс» в настоящего разрушителя.

Специфическое изобретение японского гения. Ностальгия по славным временам Перл-Харбора. Конституционный запрет на авианосцы и ударное вооружение. Нешуточная угроза со стороны советского подводного флота.
Все это определило облик японских эсминцев: основное вооружение – вертолеты. От 3 до 11 винтокрылых машин на борту, в зависимости от типа корабля. Впрочем, на борту каждого из японских эсминцев-вертолетоносцев имеется некоторое количество встроенного оружия: от артиллерийских орудий до ЗРК и противолодочных ракетоторпед.

Для чего нужен эсминец. Смотреть фото Для чего нужен эсминец. Смотреть картинку Для чего нужен эсминец. Картинка про Для чего нужен эсминец. Фото Для чего нужен эсминец

Для чего нужен эсминец. Смотреть фото Для чего нужен эсминец. Смотреть картинку Для чего нужен эсминец. Картинка про Для чего нужен эсминец. Фото Для чего нужен эсминец

Пятый подвид – универсальные эсминцы

Для чего нужен эсминец. Смотреть фото Для чего нужен эсминец. Смотреть картинку Для чего нужен эсминец. Картинка про Для чего нужен эсминец. Фото Для чего нужен эсминец

Для чего нужен эсминец. Смотреть фото Для чего нужен эсминец. Смотреть картинку Для чего нужен эсминец. Картинка про Для чего нужен эсминец. Фото Для чего нужен эсминец

Даа… Эсминец «Берк» хорош, хотя и он не лишен недостатков: тонкие жестяные борта и отвратительно низкая живучесть – бич всех современных кораблей. Кроме того, «Берки» первой модификации были совсем не универсальными – приоритетом Иджис-эсминца всегда была ПВО. Все остальные проблемы его не интересовали.
Изначально, на «Берках» даже не предусматривалось постоянное базирование вертолета. Противолодочная оборона отдавалась на откуп более простым кораблям – тем же эсминцам типа «Спрюэнс».

В заключении хочется отметить, что названные пять подвидов эсминцев (от эсминца ПВО до ударного эсминца и эсминца-вертолетоносца) – это далеко не полный список специализаций эскадренных миноносцев.
Например, в годы Второй мировой войны возникла потребность в эскортных эсминцах – специфических кораблях для решения конвойных задач – отсюда необычные требования к их конструкции и составу вооружения.

Кроме того, существовали эсминцы-минные заградители (тип «Роберт Смит»); эсминцы радиолокационного дозора; эсминцы, переоборудованные в противолодочные корабли по программе FRAM… Круг задач эскадренных миноносцев чрезвычайно широк и нет ничего удивительного в том, что для решения какой-либо важной проблемы создаются специализированные конструкции.

Источник

В чем разница между корветом, эсминцем, фрегатом и крейсером

Для чего нужен эсминец. Смотреть фото Для чего нужен эсминец. Смотреть картинку Для чего нужен эсминец. Картинка про Для чего нужен эсминец. Фото Для чего нужен эсминец

Российский корвет «Стерегущий»

Водоизмещение корвета может варьироваться от 500 до 1600 тонн, скорость редко превышает 20 узлов или 37 километров в час.

Кроме этого, корветы обладают гидроакустическими и радиолокационными средствами воздушного и подводного обнаружения.

В современном виде корветы появились незадолго до начала Второй Мировой войны. Что интересно, в отечественной классификации до недавнего времени они относились к типу сторожевых кораблей, а корвет, как отдельный класс был выделен лишь после распада СССР.

Эсминец

Для чего нужен эсминец. Смотреть фото Для чего нужен эсминец. Смотреть картинку Для чего нужен эсминец. Картинка про Для чего нужен эсминец. Фото Для чего нужен эсминец

Эсмнец или эскадренный миноносец получил свое название в честь вооружения первых кораблей этого типа. Изначально они предназначались для создания морских минных полей, а также обладали торпедными аппаратами и малокалиберной артиллерией для борьбы с кораблями противника.

Сегодня главными целями эскадренных миноносцев является борьба с воздушными, подводными и надводными целями в составе эскадры.

Среди вооружения этих кораблей имеются ракетные установки (ранее артиллерия), средства ПВО и торпедные аппараты.

Говорить о размерах и скорости этого типа кораблей несколько некорректно, так как понимание эсминцев в разных странах несколько варьируется.

К примеру, в Японии водоизмещение эсминцев может достигать 10000 тонн, в некоторых странах оно не превышает 2500. В России же стандартным водоизмещением эсминца считается 6500 тонн, а скорость может достигать 35 узлов.

Фрегат

Для чего нужен эсминец. Смотреть фото Для чего нужен эсминец. Смотреть картинку Для чего нужен эсминец. Картинка про Для чего нужен эсминец. Фото Для чего нужен эсминец

Фрегат проекта 22350

По размерам и маневренности современные фрегаты очень близки к эсминцам. Однако, если эскадренный миноносец способен бороться со всеми типами целей: надводными, подводными, воздушными, то фрегаты концентрируются лишь на борьбе с подводными лодками и авиацией противника.

Они также имеют ракетное вооружение, но его недостаточно для эффективного противодействия кораблям противника.

Крейсер

Для чего нужен эсминец. Смотреть фото Для чего нужен эсминец. Смотреть картинку Для чего нужен эсминец. Картинка про Для чего нужен эсминец. Фото Для чего нужен эсминец

Ракетный крейсер «Москва»

Крейсер, пожалуй, является самым универсальным современным типом кораблей, так как это единственное судно, способное выполнять задачи как самостоятельно, так и в составе эскадры.

В настоящее время этот тип кораблей активно используется лишь ВМС США и России. В других странах, если фрегаты и встречаются, то очень малым числом.

Основная задача этих кораблей заключается в борьбе с надводными силами противника.

Крейсера преимущественно несут ракетное вооружение, а также могут обладать небольшим количеством средств ПВО.

До недавнего времени крейсера имели обширную собственную классификацию. К примеру: линейные крейсера, крейсера ПВО, легкие, тяжелые, линейные и даже авианесущие крейсера. Тем не менее, к концу XX века эта классификация была упразднена.

Водоизмещение современных крейсеров: до 10 000 тонн. Скорость: 30-40 узлов.

Линкоры

Для чего нужен эсминец. Смотреть фото Для чего нужен эсминец. Смотреть картинку Для чего нужен эсминец. Картинка про Для чего нужен эсминец. Фото Для чего нужен эсминец

Линкор Российского/Советского флота «Севастополь» выведенный из эксплуатации в 1956 году

Авианосцы

Для чего нужен эсминец. Смотреть фото Для чего нужен эсминец. Смотреть картинку Для чего нужен эсминец. Картинка про Для чего нужен эсминец. Фото Для чего нужен эсминец

Единственный российский авианосец «Адмирал Кузнецов»

Именно эти корабли затмили собой линкоры. Не менее огромные, они служили полноценными аэродромами посреди океана, обеспечивая поддержку с воздуха остальным кораблям.

Источник

Эсминец

Для чего нужен эсминец. Смотреть фото Для чего нужен эсминец. Смотреть картинку Для чего нужен эсминец. Картинка про Для чего нужен эсминец. Фото Для чего нужен эсминец

Русское название «миноносец» происходит от того, что в России торпеды назывались «самодвижущимися минами». Обозначение «эскадренный» указывает на способность действовать в составе эскадры в океанской и морской зоне. Первоначально корабли такого класса назывались «истребителями (миноносцев)»: считалось, что в бою они должны перехватывать и уничтожать вражеские миноносцы. Но, как выяснилось по итогам русско-японской войны, «ни один истребитель ни одного миноносца не перехватил и не истребил» (цитата). Английский эквивалент термина — дестроер (англ. destroyer — разрушитель ). В отличие от них, миноносцы оставались классом лёгких кораблей, не имеющих мощного артиллерийского вооружения, с низкой мореходностью и автономностью.

Перед Первой мировой войной основным назначением эсминцев была торпедная атака основных сил флота противника, особенно крупных кораблей. Во время и после войны они становятся многоцелевыми боевыми кораблями, способными выполнять широкий круг задач. Основными из них стали противовоздушная и противолодочная оборона своих сил. Выросли их водоизмещение и их значимость, особенно с тех пор, как почти из всех флотов в мире исчезли линкоры (в 50-х — 60-х гг. XX века). Крупнейшие из современных эсминцев равны по водоизмещению лёгким крейсерам эпохи Второй мировой войны, но значительно превосходят их по огневой мощи.

Содержание

Происхождение эсминцев

Для чего нужен эсминец. Смотреть фото Для чего нужен эсминец. Смотреть картинку Для чего нужен эсминец. Картинка про Для чего нужен эсминец. Фото Для чего нужен эсминец

Хотя суда, способные использовать торпеды, появились как минимум начиная с 1874 г. (английский «Везувий», был способен развивать скорость в 9 узлов)(1873 г. — фрегат «Шах»), первыми носителями торпед, сочетающими в себе маленький размер и стоимость и высокую скорость стали построенный в 1877 г. в Англии миноносец «Лайтнинг» (англ. «HMS Lightning» — «Молния»), способный развивать скорость в 18 узлов, и построенный в России (на заводе Берда в Петербурге) в том же году миноносец «Взрыв». Они, и однотипные с ними суда, были маленькими, быстроходными и дешёвыми в производстве, но любой из них потенциально мог утопить линейный корабль той эпохи.

Первая в мире успешная атака торпедами была совершена 14 января 1878 г. во время Русско-турецкой войны 1877—1878 годов. Она была осуществлена минными катерами «Чесма» и «Наварин» (водоизмещением всего 6 т), которые двумя торпедами потопили сторожевой турецкий пароход «Интибах».

Хотя маленькие, с небольшим запасом хода миноносцы могли быть легко уничтожены задолго до того, как они приблизились бы на дистанцию эффективной торпедной атаки, они могли действовать в составе флота больших кораблей, пока этот флот находился вблизи своей базы. Это привело к необходимости установки большого количества «противоминных» мелкокалиберных артиллерийских орудий на больших кораблях.

Морские страны осознали необходимость борьбы с этой опасностью и создали класс кораблей, предназначенных для уничтожения миноносцев и более мелких торпедных судов — торпедных катеров и миноносок. Эти корабли должны были быть такими же быстрыми, как миноносцы, но вооружённых кроме торпед ещё и пушками. Они должны были создавать заслон на некотором удалении от сил основного флота и не допускать миноносцы на дистанцию атаки. В России такие корабли называли «истребителями миноносцев».

Однако, уже в те времена было понятно, что у этой концепции есть свои проблемы. Хотя такие корабли и могли уничтожать миноносцы, сами они, действуя вдали от своего флота, были практически беззащитны против крупных боевых кораблей. Другой проблемой было то, что из-за малого водоизмещения миноносцы имели небольшой запас хода. Эсминцы же, предназначенные для защиты основного флота, должны были иметь такой же запас хода, как у других кораблей флота, поэтому они обычно имели намного большее водоизмещение, чем катера и миноносцы, которым они должны были противостоять.

Класс эсминцев появился на свет благодаря Англии и Японии в 1880-х гг. Всеобщее признание и распространение он получил после гражданской войны 1891 г. в Чили и Японо-китайской войны 1894—1895 гг. В этих конфликтах флотилии дешёвых быстрых маленьких торпедных кораблей доказали свою эффективность, а следовательно, и необходимость в средствах борьбы с ними.

Первые образцы

Для чего нужен эсминец. Смотреть фото Для чего нужен эсминец. Смотреть картинку Для чего нужен эсминец. Картинка про Для чего нужен эсминец. Фото Для чего нужен эсминец

Эсминцы происходят от экспериментальных больших миноносцев 1880-х и 1890-х гг., построенных главным образом в Англии. Английское название этого типа кораблей (англ. destroyer ) получило распространение только в начале 1900-х гг. Первоначальная роль эсминцев — противостояние угрозе со стороны миноносцев, отсюда французское contre-torpilleur и испанское Contratorpedero названия.

В 1881 г. в Англии был построен торпедный таранный корабль «Полифемус». Он обладал скоростью 18 узлов и способен был противостоять миноносцам своим тараном, а также угрожать крупным боевым кораблям тараном и торпедами. Но корабль получился не слишком удачным из-за недостатка пушечного вооружения и не очень большой скорости.

В 1884 г. был построен «Свифт», большой миноносец, вооруженный шестью 47-мм скорострельными пушками и тремя торпедными аппаратами. Хотя он был не достаточно быстр, по сравнению с обычными миноносцами, по крайней мере он имел вооружение для борьбы с ними.

Для чего нужен эсминец. Смотреть фото Для чего нужен эсминец. Смотреть картинку Для чего нужен эсминец. Картинка про Для чего нужен эсминец. Фото Для чего нужен эсминец

Построенный в 1885 г. в Англии по заказу Японии «Котака» («Сокол») может считаться первым представителем нового класса кораблей. Разработанный и построенный в соответствии с японским техническим заданием, он был в разобранном виде доставлен в Японию, где был собран и спущен на воду в 1887 г. Вооружение его составляли 4 однофунтовых (37-мм) скорострельных орудия и 6 торпедных аппаратов. Скорость составляла 19 узлов (35 км/ч), водоизмещение 203 т. На испытаниях в 1889 г. «Котака» продемонстрировал, что способен не только на прибрежные действия, но и на морские походы в составе флота.

Для чего нужен эсминец. Смотреть фото Для чего нужен эсминец. Смотреть картинку Для чего нужен эсминец. Картинка про Для чего нужен эсминец. Фото Для чего нужен эсминец

Почти сразу после японского заказа в Англии же был заказан корабль для борьбы с миноносцами для Испании. Корабль, получивший имя «Деструктор», был заложен в конце 1885 г., спущен на воду в 1886 г., вошёл в строй в 1887 г. Водоизмещение его составляло 380 т, вооружён он был 1-м 90-мм, 4-мя 57-мм и 2-мя 37-мм орудиями, а также 3-мя торпедными аппаратами, в экипаже было 60 человек.

Вскоре после этого Королевский Военно-Морской Флот начал эксперименты с классом судов «Рэттлснейк» (англ. Rattlesnake ), «ловцами миноносцев». Было построено 17 больших миноносцев — впервые была построена серия судов, а не отдельные корабли. Рэттлснейк имел скорость немного больше, чем у обычных миноносцев.

Первыми кораблями, формально названными «уничтожителями миноносцев», были два корабля класса «Хэвок» (англ. Havock ), построенные для английского флота в 1892, и спущенные на воду в 1893 г. Они имели водоизмещение 240 т, скорость 27 узлов (50 км/ч), вооружены 1-м 12-и фунтовым (76-мм) орудием, 3-мя 6-и фунтовыми (57-мм) орудиями, и 3-мя 46-см торпедными аппаратами. Суда были способны совершать морские переходы вместе с флотом.

Франция, обладавшая значительным количеством миноносцев, построила свой первый эсминец в 1899 г. Соединённые Штаты заложили свой первый эсминец «Бейнбридж» (англ. USS Bainbridge, Destroyer No. 1 ) в 1902 г., к 1906 г. у них было 16 эсминцев.

В России до 1898 г. строили миноносцы водоизмещением 90—150 т, обладавшие скоростью 20—25 узлов (так называемые «номерные миноносцы», не имевшие собственных имен). Они имели один встроенный в корпус носовой неподвижный торпедный аппарат и один или два однотрубных поворотных торпедных аппарата на верхней палубе, а также одну-две лёгкие пушки. Эскадренные миноносцы в России выделились в самостоятельный класс боевых кораблей после Русско-японской войны 1904—1905 гг.

Развитие эсминцев в начале XX века

На рубеже XIX—XX веков в конструкции эсминцев появляются паровые турбины. Первым эсминцем с паровой турбиной стал английский «Вайпер» (англ. HMS Viper ), построенный в 1899 г. На испытаниях он достиг скорости в 36 узлов. Хотя сам «Вайпер» вскоре разломился пополам и затонул во время шторма, английский флот заказал ещё несколько эсминцев с паровыми турбинами. К 1910 г. они уже были широко распространены.

Для чего нужен эсминец. Смотреть фото Для чего нужен эсминец. Смотреть картинку Для чего нужен эсминец. Картинка про Для чего нужен эсминец. Фото Для чего нужен эсминец

В 1905 г. Англия начала строить эсминцы, работающие не на угле, а на нефти (проект «Трайбл» (англ. Tribal )). Флоты других стран тоже со временем стали переходить на нефтяное топливо, например Соединённые Штаты в проекте «Полдинг» (англ. Paulding ) в 1909 г., Россия в проекте «Новик» в 1910 г.

Между 1890 и 1914 гг. эсминцы стали значительно больше: водоизмещение возросло с первоначальных 200 т до 1000 т. Так как конструкция эсминцев была направлена на то, чтобы поместить как можно более мощные двигатели в как можно более лёгкий корпус, корпуса эсминцев часто делали из очень тонкой стали (вплоть до 3 мм).

На ранних эсминцах жизненное пространство для экипажа было очень ограниченным. На эсминцах класса «Хэвок» не было предусмотрено спальных мест для отдыха экипажа, даже офицеры спали в креслах в кают-компании. Дым и конденсат паров делали жизнь экипажа весьма некомфортабельной. Первым британским классом эсминцев, имеющим отдельные каюты для офицеров, стал «Ривер» в 1902 г.

Страна / Типы кораблейМиноносецЭскадренный миноносец
Дата [1]1892190019041914191818921900190419141918
Великобритания186 [2]95 [3]159н/д94075 [3]131243 [4] [5]433 [6] [7]
Франция220 [2]219 [3]282н/дн/д02 [3]31н/дн/д
Германия152 [2]113 [3]90н/дн/д01 [3]47210311 [8]
Россия143 [2]174 [3]156н/дн/д01 [3]60н/дн/д
Италия129 [2]144 [3]143н/дн/д0н/д15н/дн/д
Япония29 [3]34н/дн/дн/д8 [3]19н/дн/д
СШАн/дн/д34н/дн/дн/дн/д16н/дн/дн/д

Боевое применение ранних эсминцев

Первоначальное назначение эсминцев — борьба с миноносцами, но вскоре в ВМС разных стран осознали, что быстроходные эсминцы можно использовать более гибко. Английский вице-адмирал сэр Балдуин Уокер так описывал роль эсминцев в Королевском Военно-морском Флоте:

Первая мировая война

Для чего нужен эсминец. Смотреть фото Для чего нужен эсминец. Смотреть картинку Для чего нужен эсминец. Картинка про Для чего нужен эсминец. Фото Для чего нужен эсминец

Эскадренные миноносцы периода Первой мировой войны имели водоизмещение 1 — 1,3 тыс. тонн, скорость 30 — 37 узлов (55 — 68,5 км/ч) паровые турбины, котлы с нефтяными форсунками, до 4 двухтрубных 450- и 533 мм торпедных аппаратов, до 4 орудий калибра 88 мм и 102 мм. Длительное время лучшим кораблем этого класса был русский «Новик».

Во время Первой мировой войны стороны, при весьма незначительном использовании крупных боевых кораблей, активно использовали эсминцы для набеговых операций, патрулирования, постановки минных заграждений. Первый выстрел на море в этой войне совершил 5 августа 1914 г. эсминец «Ланс» британской 3-ей флотилии при столкновении с немецким вспомогательным минным заградителем «Кёнигин Луизе». Первым британским затонувшим кораблём стал лидер 3-ей флотилии лёгкий крейсер «Амфион», подорвавшийся на мине, установленной тем самым минным заградителем.

Эсминцы участвовали в ряде морских сражений: в стычках, приведших к бою в Гельголандской бухте, в битве у Галлиполи, где они, помимо защиты основных сил флота, служили в качестве транспортов для перевозки войск и в качестве их артподдержки, свыше 80 британских эсминцев и около 60 немецких принимали участие в самом большом морском сражении I Мировой — Ютландском.

Во время войны эсминцы получили новое назначение — защищать флот от подводных атак. Подводные лодки, активно использовавшиеся во время войны, могли скрытно приблизиться и торпедировать надводные корабли. Эсминцы первой мировой имели достаточную скорость и вооружение, чтобы атаковать подлодки до того как они погрузятся, либо артиллерийским огнём, либо тараном. Так как эсминцы имели достаточно малую осадку и большую скорость, торпедировать их было сложно, торпеды чаще всего проходили мимо.

Подводная угроза привела к тому, что многие эсминцы были направлены на охоту за подлодками; после того, как Германия летом 1917 г. приняла решение о неограниченной подводной войне, эсминцы стали назначать в конвои торговых судов. После вступления Америки в войну, американские эсминцы присоединились к военным действиям. В Средиземноморье на стороне Антанты действовал даже дивизион японских эсминцев. Конвойная служба оказалась не менее опасной чем боевая: из общих потерь британских эсминцев (67), 18 были потеряны от столкновений и 12 затонули.

К концу войны высшим достижением в строительстве эсминцев считался британский тип W.

В конце Первой мировой в Великобритании появился новый подкласс эсминцев — «лидер эсминцев», большего водоизмещения, с более высокой скоростью хода и с более сильным вооружением, чем у обычных эсминцев. Корабль предназначался для артиллерийской поддержки, вывода в атаку эсминцев, борьбы с эсминцами противника, управления группами эскадренных миноносцев и мог выполнять роль разведчика при эскадре крупных кораблей.

Межвоенный период

Для чего нужен эсминец. Смотреть фото Для чего нужен эсминец. Смотреть картинку Для чего нужен эсминец. Картинка про Для чего нужен эсминец. Фото Для чего нужен эсминец

В послевоенное время продолжилась наметившаяся тенденция к увеличению размеров эсминцев и улучшению их вооружения. Во время войны был упущен ряд возможностей атаковать корабли вражеского флота из-за того, что все торпеды выпускались в первом залпе. В английских эсминцах типов V и W в конце войны пытались решить эту проблему установкой 6 торпедных труб в двух строенных аппаратах, вместо 4-х или 2-х труб в ранних моделях. Это стало стандартом для эсминцев начала 1920-х гг.

Для чего нужен эсминец. Смотреть фото Для чего нужен эсминец. Смотреть картинку Для чего нужен эсминец. Картинка про Для чего нужен эсминец. Фото Для чего нужен эсминец

Остальные морские страны начали строительство подобных больших эсминцев. Американский эсминец проекта «Портер» позаимствовал спаренные пятидюймовые орудия, а в эсминцах проектов «Мэхен» (англ. Mahan ) и «Гридли» (англ. Gridley ) (1934 г.) увеличили количество торпедных труб соответственно до 12 и до 16.

На Средиземном море Италия построила очень быстрые лёгкие крейсера типа «Кондотьери» (итал. Condottieri ), Франция, в свою очередь, стала строить большие эсминцы с выдающимися характеристиками, такие как корабли типа «Ягуар» (фр. Jaguar ) в 1922 г. с водоизмещением 2000 т и 130-мм орудиями, в дальнейшем она построила ещё три подобных типа в 1930 г. Проект 1935 г. лидер эсминцев «Ле Фантаск» (фр. Le Fantasque ) имел пять 5,5-дюймовых (140 мм) орудий, девять торпедных труб и рекордную скорость в 45 узлов. Итальянские эсминцы были почти такими же быстрыми, большинство из эсминцев постройки 1930-х гг. обладали скоростью в 38 узлов, их вооружение составляли 4 или 6 120-мм орудий и торпеды.

В Германии снова начали строить эсминцы в 1930-х гг., это была часть гитлеровской программы перевооружения. Немцы, как и французы, строили большие эсминцы, но хотя у эсминцев Тип 1934 водоизмещение и было свыше 3000 т, вооружение их было не очень сильным, и примерно соответствовало вооружению более лёгких типов эсминцев у других стран. Более поздний Тип 1936, однако, уже получил тяжёлые 150-мм орудия. Немецкие эсминцы использовали новаторскую паротурбинную установку высокого давления, которая должна была увеличить их эффективность; однако, очень часто это приводило к проблемам в механике.

После того, как немецкая и японская программы строительства эсминцев стали очевидны, англичане и американцы сознательно сосредоточились на создании более лёгких, но и более многочисленных кораблей. Англичане построили ряд эсминцев (типы A, B, C, D, E, F, G, I), каждый водоизмещением около 1400 т, имеющих четыре 4,7-дюймовых(120мм) орудия и 8 торпедных труб. Американские эсминцы типа «Бэнсон» (англ. Benson ) 1938 г. были такого же размера, но вооружены были пятью 5-дюймовыми(127мм) орудиями и 10 торпедными трубами. Англичане, придя к выводу о необходимости тяжёлого артиллерийского вооружения, построили эсминцы типа «Трайбл» (англ. Tribal ) в 1936 г. (иногда также называемые «Африди» по названию первого корабля типа) водоизмещением 1850 т, вооружённые восемью 4,7-дюймовыми орудиями, установленными в четырёх спаренных башнях, и одним счетверенным торпедным аппаратом. За этим последовали эсминцы типов J и L, с 6 орудиями в спаренных башнях и 8 торпедными трубами.

Для чего нужен эсминец. Смотреть фото Для чего нужен эсминец. Смотреть картинку Для чего нужен эсминец. Картинка про Для чего нужен эсминец. Фото Для чего нужен эсминец

Вторая мировая война

Во время Второй мировой войны задачи эсминцев вновь усложнились. Кроме того, что подводные лодки стали значительно совершеннее, важную роль в море стала играть авиация. Эсминцы оказались плохо подготовленными к этим видам угрозы. Их стали оборудовать зенитными орудиями, радарами, бомбомётами, в дополнение к уже установленному лёгкому артиллерийскому вооружению, глубинным бомбам и торпедам. К этому времени эсминцы превратились из дешёвых кораблей для защиты основных сил в большие многоцелевые корабли, которые сами стали ценными целями. Темп потерь этого класса во время войны был самым высоким, несмотря на их массовое производство. Всё это привело к появлению более лёгких и дешёвых кораблей борьбы с подлодками: у англичан появились корветы, а позднее фрегаты, у американцев эскортные эсминцы. По размерам они соответствовали ранним миноносцам, из которых развились эсминцы. Характерно, что английский эсминец типа «Хант II» (англ. Type II Hunt ) не имел торпедного вооружения вообще, заменив его усиленным противолодочным. [10]

Эсминцы были наиболее массовыми надводными кораблями Второй мировой и участвовали практически во всех значительных морских сражениях на всех морских театрах военных действий. Некоторое представление о интенсивности их использования может дать статистика потерь: английский флот из 389 участвовавших в войне эсминцев потерял 144, немецкий из 21 имевшегося к началу войны и 19 построенных во время войны потерял 25, Япония из 168 эсминцев потеряла 132, США потеряли около 80 эсминцев, СССР потерял 33 эсминца.

Послевоенное время

Для чего нужен эсминец. Смотреть фото Для чего нужен эсминец. Смотреть картинку Для чего нужен эсминец. Картинка про Для чего нужен эсминец. Фото Для чего нужен эсминец

Некоторые корабли времен войны были модернизированы для борьбы с подводными лодками и им был продлён срок эксплуатации, чтобы избежать дорогостоящего строительства новых кораблей. Примерами являются американская программа FRAM I, и английские корабли типа «15».

Ракетная эра

Для чего нужен эсминец. Смотреть фото Для чего нужен эсминец. Смотреть картинку Для чего нужен эсминец. Картинка про Для чего нужен эсминец. Фото Для чего нужен эсминец

Появление в начале 1960-х ракет «земля-воздух» и «земля-земля» изменило тактику морской войны. Крупные страны начали строительство ракетных эсминцев (американское сокращение DDG, русское — эсминцы УРО), таких как советские корабли проекта 61 (Натовское обозначение «Кашин»), английские типа «Каунти» (англ. County ), американские типа «Чарльз Ф. Адамс» (англ. Charles F. Adams ).

Боевое применение эсминцев в послевоенное время

Эсминцы принимали активное участие в нескольких войнах и локальных конфликтах после Второй мировой войны. По крайней мере пять эсминцев было потеряно:

Современные эсминцы

Для чего нужен эсминец. Смотреть фото Для чего нужен эсминец. Смотреть картинку Для чего нужен эсминец. Картинка про Для чего нужен эсминец. Фото Для чего нужен эсминец

Из-за усложнения и дороговизны эсминцы перестали быть самым многочисленным классом кораблей. (По состоянию на 2005 г., во всех флотах мира имелось менее 200 эсминцев, против 350+ фрегатов). Их размеры и водоизмещение, а также назначение и возможности, широко варьируются в зависимости от страны. Самые крупные (США) достигают 9200 тонн и способны решать свои задачи в любом районе Мирового океана. Самые мелкие (Мексика, Перу) — это переоборудованные корабли времен войны около 2500 тонн, пригодные для действий у своих берегов, по возможностям уступающие современным фрегатам.

Кроме того, на классификацию влияют политические соображения. Так флоты, стремящиеся получить ассигнования несмотря на сопротивление государства, «занижают» класс предложенного корабля. Например, британский тип «Каунти», часто относимый к легким крейсерам, был представлен парламенту как «большой эсминец». [12] Наоборот, флоты желающие повысить свой престиж при ограниченном бюджете, классификацию завышают. Например аргентинский «Альмиранте Браун» (исп. Almirante Brown ) по характеристикам соответствует фрегату. [13]

Для чего нужен эсминец. Смотреть фото Для чего нужен эсминец. Смотреть картинку Для чего нужен эсминец. Картинка про Для чего нужен эсминец. Фото Для чего нужен эсминец

Для чего нужен эсминец. Смотреть фото Для чего нужен эсминец. Смотреть картинку Для чего нужен эсминец. Картинка про Для чего нужен эсминец. Фото Для чего нужен эсминец

Для чего нужен эсминец. Смотреть фото Для чего нужен эсминец. Смотреть картинку Для чего нужен эсминец. Картинка про Для чего нужен эсминец. Фото Для чего нужен эсминец

Россия (ранее СССР) с 1965 по 1981 г. не классифицировала свои корабли как эсминцы, за исключением ранее построенных. В типичном случае корабли со сходными характеристиками относились к большим противолодочным (БПК). Это отражало взгляды на новое назначение кораблей в ракетно-ядерной войне. После 1991 г. происходит постепенный отказ от неортодоксальной системы классификации кораблей, принятой в Советском Союзе и в класс эсминцев перечисляются БПК проектов 1155,1155.1. Вместе с тем имеет место и общемировая тенденция к размыванию границ этого класса кораблей между собственно эскадренными миноносцами, крейсерами и тяжеловооруженными фрегатами. В российском флоте этот процесс иллюстрируют, например, фрегаты проекта 1154, перспективные боевые корабли проекта 22350.

Для чего нужен эсминец. Смотреть фото Для чего нужен эсминец. Смотреть картинку Для чего нужен эсминец. Картинка про Для чего нужен эсминец. Фото Для чего нужен эсминец

Единственными кораблями, которые с момента закладки на стапеле классифицировались как эскадренные миноносцы стали строившиеся с 1981 г. эсминцев проекта 956 типа «Сарыч»(также известен как тип «Современный»). Основным назначением их считается борьба с надводными силами и поддержка десанта, и лишь затем противовоздушная и противолодочная оборона.

Эсминцы проектов 956/956А («Современный») имеются в российском (7 единиц на 2008 г.) и китайском (2 единицы + 2 заказаны в России) флотах. Это большие многоцелевые ракетные корабли, вооружённые 8 пусковыми установками противокорабельных ракет «Москит», зенитно-ракетным комплексом «Ураган» (48 ракет), 2 спаренными автоматическими артустановками калибра 130 мм, двуми спаренными торпедными аппаратами, противолодочными реактивными бомбометами РБУ-6000. Зенитные ракеты способны атаковать и наземные цели, орудия и торпеды предназначены для использования против подводных лодок и кораблей на небольшой дистанции. Имеется вертолётная площадка. Стандартное водоизмещение составляет 6500 т.

Новейшие корабли Индийского флота — эсминцы типа «Дели». Корабли вооружены противокорабельными ракетами Kh-35 («Уран»), имеющими дальность 130 км. Вскоре эти ракеты будут заменены на ракеты Brahmos. Для ПВО используются российский зенитно-ракетный комплекс «Штиль» и израильский комплекс Barak. Для борьбы с подводными лодками используются российские противолодочные реактивные бомбометы РБУ-6000. Также имеется 5 торпедных направляющих для 533-мм торпед. Способны нести два вертолёта Sea King. Корабли проекта «Дели» планируется заменить кораблями проекта «Колката», первый из которых уже был построен в марте 2006 г.

Общими тенденциями строительства эсминцев основных флотов в начале XXI века являются:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *