Для чего нужен фиксаж

9. Из чего состоит проявитель и фиксаж

9. Из чего состоит проявитель и фиксаж

В современной фотографии применяется множество самых разнообразных химических веществ и растворов. С помощью одних можно усилить изображение на негативе, если оно почему-либо получилось слишком бледным или, наоборот, ослабить его, если оно слишком черно. Существуют растворы, с помощью которых можно окрасить чёрное серебряное изображение в другой цвет. Но главными являются два раствора: проявитель и закрепитель, так как именно с их помощью проявляется и закрепляется скрытое фотографическое изображение. Что же представляют собой эти растворы? Какую роль играют входящие в них химические вещества?

Проявителей существует очень много. Различные по своему составу растворы проявителей обладают различными фотографическими свойствами. Одни из них работают медленно, другие быстро; одни дают очень мягкое изображение с плавными переходами от тёмных мест к светлым, что важно, например, в художественной фотографии, при съёмке пейзажей, портретов и т. п.; другие, наоборот, дают очень контрастное изображение, с резкими переходами от светлых мест к тёмным, что важно в технической фотографии, например, при съёмке чертежей. Все эти свойства проявляющих растворов зависят от химического состава проявителя и количества входящих в него веществ.

Большинство проявителей содержит обычно следующие вещества: проявляющее вещество (наиболее часто применяются метол и гидрохинон); вещество, ускоряющее проявление (таким веществом является какая-либо щёлочь, например поташ или сода); вещество, сохраняющее проявитель, предохраняющее его от быстрого окисления (в качестве такого вещества используется чаще всего сульфит), и вещество, препятствующее проявлению неосвещённых кристаллов бромистого серебра и тем самым предупреждающее появление так называемой вуали — неприятного серого налёта, покрывающего всю поверхность снимка. В качестве такого вещества применяется бромистый калий. Растворителем для всех этих веществ служит вода.

Под действием воды желатина эмульсии набухает. Содержащаяся в проявителе щёлочь разрыхляет этот набухший слой, образует в нём множество мельчайших ячеек, соединённых между собой каналами. При сильном увеличении такая желатина похожа на губку. По этим каналам проявляющее вещество проникает к кристаллам бромистого серебра, обволакивает и проявляет их. то-есть превращает их в зёрна металлического серебра.

Закрепитель обычно представляет собой раствор гипосульфита в воде. Действие его заключается в том, что он, химически соединяясь с непроявленными кристаллами бромистого серебра, делает их растворимыми в воде. После растворения этих кристаллов фотографическое изображение становится светостойким, то-есть не боящимся света.

Для фотолюбителей фотофабрики и химические заводы выпускают проявители и закрепители (фиксажи) в виде готовых смесей сухих химических веществ в пакетах или в стеклянных патронах. Для приготовления растворов надо лишь растворить эти вещества в воде. Количество воды указывается на этикетках.

Можно приготовить растворы и самим. Вот рецепт хорошо работающего проявителя:

Воды — 1 литр.

Метола — 2 грамма.

Сульфита кристаллического — 45 граммов.

Гидрохинона — 6 граммов.

Соды углекислой кристаллической — 90 граммов.

Бромистого калия — 2 грамма.

Вещества надо растворять в тёплой воде в том порядке, как они указаны в рецепте. Пользоваться же раствором надо после охлаждения его до комнатной температуры.

Выше мы говорили, что во время проявления мельчайшие зёрна металлического серебра объединяются в более крупные зёрна. Такие зёрна можно разглядеть в сильную лупу. Когда с негативов делают увеличенные фотоотпечатки, эти зёрна становятся видимыми на отпечатках и невооружённым глазом. Зернистость придаёт фотоотпечаткам очень неприятный вид. Чтобы избежать или, по крайней мере, уменьшить зернистость, применяются специальные так называемые мелкозернистые проявители, обладающие способностью препятствовать серебряным крупицам объединяться в более крупные.

Такими проявителями пользуются преимущественно для проявления маленьких негативов, так как такие негативы обычно сильно увеличиваются. Вот один из рецептов мелкозернистых проявителей:

Воды — 1 литр.

Метола — 8 граммов.

Сульфита кристаллического — 250 граммов.

Соды углекислой безводной — 5 граммов.

Бромистого калия — 2,5 грамма.

Этот проявитель, как и все другие мелкозернистые проявители, работает медленно. Проявление в нём длится примерно 12–15 минут, в то время как первый из приведённых здесь проявителей проявляет пластинку или плёнку за 4–5 минут.

Для закрепления также существуют различные рецепты. Самый простой из них следующий:

Воды — 1 литр.

Гипосульфита кристаллического — 250 граммов.

Закрепление обычно длится минут 8—10.

Читайте также

Из чего состоит мантия

Из чего состоит мантия Точно этого не знает никто! Добыть кусочек вещества из глубоких недр — нет более заветной мечты у геологов. Сколько бы нерешенных задач сразу получило решение. Но… до этого пока далеко. Пока лишь по косвенным признакам можно обсуждать возможный

Из чего состоит ядро Земли

Из чего состоит ядро Земли Идей о строении ядра Земли было высказано бесчисленное множество. Дмитрий Иванович Соколов — русский геолог и академик — говорил, что вещества внутри Земли распределяются, словно шлак и металл в плавильной печи.Это образное сравнение не раз

Глава V В чем, собственно, состоит значение Французской революции

Глава V В чем, собственно, состоит значение Французской революции Все предшествующее изложение имеет своею целью прояснить предмет и облегчить разрешение поставленного мною в самом начале вопроса: какова была подлинная цель Революции? В чем особенности ее характера?

Количество блоков, из которых состоит Великая пирамида

Количество блоков, из которых состоит Великая пирамида По данным Почана (1978), Великая пирамида, сложенная в основном из известняка, с использованием мощных гранитных плит и блоков для перекрытий, имеет объем примерно 2,6 млн. куб. м и массу 7 млн. тонн. Обычные оценки числа

История состоит из имен

История состоит из имен В моем очерке очень много имен. Но тому есть свое объяснение.Kaк-то позвонил мне приятель и спросил, правда ли, что Целинограду вернули старое название — Акмола. (Сейчас — Астана.) И верно ли, что в переводе это — Белые могилы? Какое-то странное

История состоит из имен

История состоит из имен В моем очерке очень много имен. Но тому есть свое объяснение.Как-то позвонил мне приятель и спросил, правда ли, что Целинограду вернули старое название — Акмола. (Сейчас — Астана.) И верно ли, что в переводе это — Белые могилы? Какое-то странное

31. Историческое невежество российских лидеров. История России состоит из цезур

31. Историческое невежество российских лидеров. История России состоит из цезур — Для России губительна роль исторического невежества лидеров, которое устрашающе руководит их поступками. Для нынешних лидеров России непроницаемо темна уже первая оттепель 1950-х, не

33. В чем состоит социально-экономический и политический кризис в странах Восточной Европы 1970—1980-х гг.?

33. В чем состоит социально-экономический и политический кризис в странах Восточной Европы 1970—1980-х гг.? Во второй половине ХХ в. в странах Восточной Европы сохранялись относительно стабильные темпы роста промышленного производства. Постоянно росли производство

История состоит из множества загадок

История состоит из множества загадок (перелистывая книгу Владимира Чурова)Еще раньше, чем книга Владимира Чурова, толчок к этому разговору дал поиск сюжетов совсем к другому, еще не завершенному повествованию – исторической фантасмагории «Призраки Главного штаба». В

Чего хотят и чего боятся наши либеральные буржуа?

Чего хотят и чего боятся наши либеральные буржуа? У нас в России политическое воспитание народа и интеллигенции совсем еще ничтожно. У нас ясные политические убеждения и твердые партийные воззрения совсем еще почти не выработаны. У нас слишком легко берут на веру любой

8. Проявитель довершает работу, начатую светом

8. Проявитель довершает работу, начатую светом Интересно наблюдать процесс проявления в микроскоп. После погружения в проявитель слегка засвеченной фотопластинки кристаллы бромистого серебра как бы оживают, начинают шевелиться, затем, точно стремясь взорваться,

Источник

О фиксажах

Для чего нужен фиксаж. Смотреть фото Для чего нужен фиксаж. Смотреть картинку Для чего нужен фиксаж. Картинка про Для чего нужен фиксаж. Фото Для чего нужен фиксаж

Тема про фиксажи (они же закрепители) периодически возникает на разных тематических ресурсах, в чатах в телеграме и т.д. Казалось бы, такая простая вещь, а вопросы продолжают возникать. Понять такое внимание к фиксированию несложно: это один из важнейших этапов обработки плёнок, фотобумаг и пластинок. В этом посте я привожу основные рецепты, а также делюсь личным опытом на тему фиксирования.

Содержание

Общая информация

В отличие от процесса проявления, где важно всё: температура проявителя, его разведение, время проявления, режим агитации, процесс фиксирования — более простой. Но этот шаг также очень важен.

После проявления фотографического материала, в его эмульсии остаются непрореагировавшие галлогениды серебра, которые необходимо перевести в растворимые комплексные соли и удалить. Эту задачу выполняют специальные растворы: фиксажи. Если плёнку не зафиксировать, то под воздействием света остатки галлогенидов серебра прореагируют и плёнка засветится. Также, хорошее фиксирование гарантирует хорошую сохранность материала.

Для современной практики можно выделить два типа фиксажей: нейтральные и кислые. Распространена ещё быстрая версия кислого фиксажа. Существуют также щелочные и дубящие фиксажи, но на данном этапе развития материалов они менее актуальны.

Основное действующее вещество в фиксажах: тиосульфат натрия и/или тиосульфат аммония.

Тиосульфат натрия это классический вариант, имеются два вида: кристаллический и безводный. Чаще всего найти можно кристаллический.

Тиосульфат аммония быстрее фиксирует, чем тиосульфат натрия, и входит в состав быстрых фиксажей (преимущественно концентратов), но его доступность ниже. Иногда заменяется комбинацией тиосульфата натрия и хлорида аммония. В каком виде это вещество вводится в раствор не имеет значения, и тиосульфат аммония и смесь тиосульфата натрия и любой аммониевой соли сделают свою работу.

Фиксажи можно изготовить либо самому, закупив исходную химию, либо купить готовыми. Если вы обрабатываете фотоматериалы часто, имеет смысл научиться делать фиксаж самому из исходников. Если у вас нет времени или желания заниматься составом растворов, готовая химия — отличный вариант. Готовая химия от популярных изготовителей (Ilford, Kodak, Foma) удобна, надёжна и хорошо хранится, но стоит ощутимых денег.

Разумным решением будет выбрать один вариант фиксажа и пользоваться им постоянно. Фиксаж — это не та химия, которая улучшит качество ваших негативов, фактически, всё, для чего он нужен — это смыть лишнее с плёнки. Все фиксажи делают только это. Выбрав один вариант фиксажа, изучив скорость его действия, ресурс и срок хранения, можно пользоваться только им, пока он есть в наличии.

В этом посте я привожу рецепты фиксажей из «Фоторецептурного справочника» издательства «Искусство» под авторством В. П. Микулина (2 издание, 1960). Фиксажи изучены хорошо и их рецептура давно известна, поэтому год издания тут особого значения не имеет. Также использованы материалы книг «Фотография. Из практики любителя» авторства А. Волгина и «Азбука фотографии» авторства Д. О. Стародуба.

Важные примечания

Необходимо сразу уточнить некоторые детали.

Недопустимо использовать один и тот же фиксаж для плёнки и для бумаги.

Я использую литровую стекляную бутылку для плёночного фиксажа, и двухлитровую пластиковую канистру из Ашана для бумажного фиксажа. Плёночный фиксаж можно хранить и в обычной пластиковой литровой бутылке. Каждая ёмкость помечена соответсвующим образом, также, после каждой отфиксированной плёнки на лейбле бутылки делается чёрточка-пометка, для контроля ресурса. После приготовления фиксажа обязательно ставится дата.

Во время фиксирования важно производить агитацию: крутить спираль проявочного бачка с фотоплёнкой (либо агитировать переворачиванием, если позволяет бачок) в режиме 10 секунд каждую минуту. Это ускоряет процесс фиксирования. При печати небходимо периодически покачивать кювету с фиксирующимся листом бумаги, чтобы раствор покрывал полностью всю площадь материала.

Я обрабатываю все свои узкие и широкие плёнки в фотобачке Paterson, агитирую во время стадии фиксирования переворачиванием, в режиме 4 переворота бачка средней скорости каждую минуту на протяжении всего процесса фиксирования

Фиксирование всегда проводится до конца. Поэтому, важно знать, как быстро работает фиксаж. Для этого кусочек засвеченной плёнки, удерживаемый пинцетом, помещают в раствор фиксажа, засекается время. Температура фиксажа должна быть такая же, при которой планируется его использовать. Производится постоянное шевеление (агитация) кусочка плёнки в растворе. Через некоторое время, обычно, от 30 секунд до 2-3 минут плёнка становится прозрачной, сквозь неё видно пинцет. Время останавливают. Далее это время удваивают — это и есть время полного фиксирования.

После приготовления нового фиксажа, с которым я ещё не работал, я проверяю его скорость этим способом. Фиксирую я плёнку всегда минимум 4 минуты

Если есть сомнения в сохранности использованного фиксажа, делают аналогичный тест. Если время, за которое кусочек плёнки становится прозрачным стало длинее в два раза, по сравнению с временем в свежем фиксаже — лучше сделать новый фиксаж.

Перед фиксированием желательно промыть плёнку в проточной воде в течение 1-2 минут, активно её агитируя. Это существенно повысит сохранность фиксажа. Особенно важно это сделать, если используется нейтральный фиксаж. Естественно, промывка производится в самом бачке, после проявки, бачок при этом не открывается.

Некоторым плёнкам нужно существенно дольшее время фиксирования. Связано это с особенностями эмульсий, такие плёнки как Kodak T-MAX, например, нуждаются в удлинённом фиксировании. Всегда проверяйте даташиты ваших материалов.

Температура фиксирования: 20-25°С

Время промывки плёнок после фиксажа: 20 минут при температуре воды 20°С. Не оставляйте бачок просто под струёй воды, периодически крутите спираль. Обеспечьте хороший приток промывочной воды и её активную смену. Необходимо, чтобы температура промывочной воды не отличалась от температуры использованных для проявки растворов больше, чем на 7-10°С.

Чтобы на плёнке после промывки не образовывались следы от воды, пользуйтесь смачивателем

Время промывки бумаг после фиксирования: для пластиковых бумаг около 5-10 минут, для баритовых 30-60 минут.

Во всех рецептах фиксажей метабисульфит калия можно заменить на более дешевый метабисульфит натрия, уменьшив навеску на 15%.

Простой фиксаж

Простой, он же нейтральный фиксаж. Состоит только из тиосульфата натрия.

№107 Закрепитель для плёнок, пластинок, фотобумаг (Микулин)

Вода 60-70°С — 500 мл
Тиосульфат натрия кристаллический — 250 г
Вода холодная — до 1 л

Основным плюсом этого варианта является его простота изготовления: нужен только тиосульфат натрия. Вещество распространено, достать его нетрудно, оно недорогое, хранится в нормальных условиях очень долго.

В настоящее время применяется для фиксирования некоторых плёнок, проявленных в специальных окрашивающих плёнку проявителях, которые заслуженно набирают популярность: это, например, разные вариации пироката. Иногда, нейтральный фиксаж используют при печати, например, в лит-процессе: в нейтральном фиксаже отпечаток слабо, либо никак не меняет тон, который он набрал во время проявления, также, не происходит частичного отбеливания изображения, как в быстрых кислых фиксажах.

Однако, у такого фиксажа есть серьёзные минусы. Имея слабую щелочность, простой фиксаж не останавливает проявление в эмульсионном слое, которое продолжает происходить после слива проявителя. Необходимо использовать стоп раствор и дополнительную промывку после него. Промывка после стопа нобходима для вымывания лишней кислоты из слоя, которая портит нейтральный фиксаж и сильно сокращает его срок службы (в том числе из-за образования серы). В таком фиксаже можно отфиксировать около 10 плёнок, сравнительно небольшое количество. Время фиксирования: 5-7 минут. Неиспользованный нейтральный фиксаж хранится 2-3 месяца, использованный — месяц и менее. Необходим периодический контроль активности на кусочке плёнки способом, который указан выше.

Кислый фиксаж

Удобный и популярный вариант, сохраняется гораздо лучше обычного фиксажа за счёт добавления подкислителя.

№109 Кислый закрепитель для плёнок и пластинок (Микулин)

Вода 60-70°С — 500 мл
Тиосульфат натрия кристаллический: 200 г.
Метабисульфит калия — 20 г.
Вода холодная — до 1 л

Кислый фиксаж прерывает проявление материала сразу, поэтому предпочтителен. Можно не использовать стоп ванну, но тогда уменьшается его ресурс. Если использовать промывку между проявителем и фиксажём в обычной проточной воде в течение 1-2 минут, либо, если использовать стоп-раствор, то ресурс такого фиксажа не страдает. Срок годности неспользованного фиксажа: от 3-х месяцев, до полугода. Использованного: до 3-х месяцев.

На данный момент, я пользуюсь следущим фиксажом:

№ 111 Кислый закрепитель (Ф-24) для плёнок, пластинок и бумаг

Вода 60-70°С — 500 мл
Тиосульфат натрия кристаллический — 250 г.
Сульфит натрия безводный — 10 г.
Метабисульфит калия — 25 г.
Вода холодная — до 1 л.

Быстрый кислый фиксаж

Введение хлористого аммония резко сокращает время фиксирования, но одновременно с этим несколько уменьшает предел использования фиксажа. В данном растворе можно обработать 12-14 роликов плёнки. Время фиксирования составляет 3,5-6 минут при 20°С.

№ 121 Быстрый кислый закрепитель (Микулин)

Вода 60-70°С — 500 мл
Тиосульфат натрия кристаллический — 200 г.
Хлористый аммоний — 50 г.
Метабисульфит калия — 20 г.
Вода холодная — до 1 л

Готовые фиксажи

Как уже отмечалось, готовые фиксажи удобны. Существуют фиксажи в порошках, и в концентратах. Концентраты удобнее, не нужно ничего растворять, только разбавить водой, обычные соотношения: 1+4 для плёнок и 1+9 для бумаг. Порошки надо растворять, в определённой последовательности, но это тоже несложно. Понятное дело, что порошки это те же самые исходные компоненты, которые входят в состав фиксажа. Но тут они отмеряны по весу заранее и, в идеале, хорошего качества. Порошки хранятся очень, очень долго. Жидкие фиксажи тоже хранятся очень долго. В моей практике я пользовался фиксажём из 2013-го года Fomafix, и всё работало очень хорошо (были сделаны тесты).

Со временем, когда объёмы обрабатываемых материалов повысились, особенно, когда я начал печатать, я стал всё меньше покупать готовые фиксажи. На сегодняшний день, я пользуюсь сухой химией из 2002-го года, которая меня устраивает. Но я не могу порекомендовать такой вариант всем: химия бывает разной, и её качество может варьироваться, в частности, тиосульфат может начать впитывать влагу и становиться менее активным. Поэтому, если вы только начинаете свой путь в аналоговой фотографии, я рекомендую пользоваться готовыми жидкими концентратами известных производителей.

Выводы

Плёнки нужно фиксировать достаточное время. Сколько именно — нужно смотреть даташит к каждой плёнке. Желательно делать тесты на время осветления материала. Лучше выбрать один фиксаж и пользоваться им, пока он есть в наличии. Фиксаж не делает ваши плёнки лучше, поэтому, не нужно долго и мучительно выбирать, чем фиксировать, все фиксажи делают одно и то же. Жидкий концентрат быстрого кислого фиксажа от известного производителя удобнее и надёжнее всего, хоть и стоит дорого. Если вы проявляете плёнку часто, лучше закупить исходную химию и делать фиксаж самому. Исходную химию можно купить в интернет-магазинах.

Спасибо Александру Хохлову за помощь в подготовке материала, подписывайтесь на его телеграм канал

Источник

Что нужно знать о проявителе и фиксаже

Что нужно знать о проявителе и фиксаже

В состав фотографического проявителя входит несколько веществ, каждое из которых выполняет определенную роль.

В каждом проявителе прежде всего должно быть собственно проявляющее вещество, превращающее скрытое фотографическое изображение в видимое. Таких веществ известно довольно много. Это метол, гидрохинон, парааминофенол, фенидон, амидол, глицин и др. Именно под действием этих веществ освещенные во время съемки кристаллы галогенного серебра восстанавливаются в крупицы металлического серебра, образующие фотографическое изображение.

В практической работе вам придется иметь дело главным образом с двумя проявляющими веществами: метолом и гидрохиноном.

Метол представляет собой очень мелкие игольчатые кристаллы, хорошо растворимые в воде. Хороший метол в порошке должен быть светлым, почти белым. Слегка желтоватый или сероватый метол тоже пригоден для работы, но слишком темный дает очень окрашенный раствор. Таким продуктом пользоваться не рекомендуется. Хранить метол надо в склянке коричневого стекла или в банке, завернутой в черную бумагу.

Гидрохинон внешне похож на метол, и их легко спутать, поэтому никогда не следует хранить метол и гидрохинон без этикеток.

Внешние признаки качества гидрохинона такие же, как и у метола, и хранить его надо также в склянке темного стекла.

Гидрохинон как самостоятельно проявляющее вещество используется редко. Почти всегда он применяется вместе с метолом.

Если растворить в воде метол или гидрохинон, то раствор довольно скоро испортится: окислится кислородом воздуха и пожелтеет. Чтобы предохранить раствор от окисления, в него вводят консервирующее вещество, чаще всего сульфит натрия.

Сульфит натрия бывает двух видов: кристаллический и безводный. Первый представляет собой бесцветные кристаллы, хорошо растворимые в воде. Хранить его надо в хорошо закупоренных банках, так как под действием воздуха на поверхности кристаллов появляется белый налет сульфата натрия (глауберова соль). Таким продуктом пользоваться не рекомендуется. В крайнем случае его надо положить в сито и облить водой, чтобы смыть налет, а после промывки тут же взвесить нужное количество и растворить.

Значительно лучше сохраняется безводный сульфит натрия, представляющий собой зернистый белый порошок.

Сульфит натрия бывает двух марок — А и Б. В проявителях для пленок лучше всего применять сульфит натрия марки А, а для фотобумаг можно пользоваться маркой Б.

Существуют проявители, содержащие только проявляющее вещество и сульфит натрия, но работают они поверхностно (мягко) и медленно.

Чтобы ускорить работу проявителя и сделать его более энергичным, в него вводят какую-либо щелочь, чаще всего соду или поташ.

Сода, как и сульфит натрия, бывает кристаллической и безводной. Процесс обезвоживания соды называется кальцинацией. Безводная сода обычно продается под названием кальцинированной. Кристаллическая сода представляет собой бесцветные кристаллы, а кальцинированная — мелкий белый порошок.

Однако роль соды состоит не только в ускорении процесса проявления. Сода нейтрализует продукты окисления, образующиеся при взаимодействии проявляющего вещества с галогенным серебром, и тем самым поддерживает на необходимом уровне работоспособность проявителя.

Применяемая в фотографии сода (углекислый натрий) ядовита! Не путайте ее с питьевой содой (двууглекислым натрием)!

Поташ (углекислый калий) представляет собой белый порошок, жадно впитывающий в себя влагу из воздуха и превращающийся в расплывающуюся массу. Поэтому хранить его надо в очень хорошо закупоренных банках. Поташ играет в проявителе такую же роль, как и сода, и служит ее заменителем.

Вступая во взаимодействие с эмульсионными кристаллами галогенного серебра, проявитель в первую очередь проявляет те места пленки, на которые попало больше света. Затем начинает действовать на места, куда попало меньше света. Именно благодаря такому замечательному действию проявителя на пленке образуется изображение. Однако, спустя некоторое время, он начинает проявлять и те кристаллы, на которые свет не попал. В результате на пленке начинает появляться вуаль, которая очень вредит качеству фотографического изображения. Как предостеречь пленку от этой опасности? Для этого в состав проявителя вводится специальное противовуалирующее вещество, обычно — бромистый калий.

Бромистый калий представляет собой мелкий кристаллический порошок, похожий на столовую соль. Он отлично сохраняется даже в открытом виде и легко растворяется в воде.

Обволакивая кристаллы галогенного серебра, бромистый калий образует на них защитную оболочку, препятствующую действию проявителя и затрудняющую восстановление кристаллов. Скорость действия проявителя от этого, естественно, замедляется. Большое количество бромистого калия может и совсем приостановить проявление, поэтому его вводят в проявитель в очень небольших дозах: 1-3 г на 1 л раствора.

Взвешивать его надо по возможности точнее и лучше всего вводить в проявитель в виде 10%-ного раствора, т. е. приготовить раствор из 100 мл воды и 10 г бромистого калия и вместо каждого грамма сухого вещества вливать в проявитель 10 мл раствора. Такой метод более точен.

С фиксажем дело обстоит проще. Его роль сводится к тому, чтобы растворить оставшиеся после проявления непроявленные кристаллы галогенного серебра. Эту работу отлично выполняет тиосульфат натрия, в обиходе называемый гипосульфитом. И хотя существует несколько рецептов фиксажей, основное вещество в них всегда — тиосульфат натрия.

В фотографии принято правило: растворять вещества в той последовательности, в какой они приведены в рецепте, и не растворять последующие вещества, пока полностью не растворится предыдущее. Правило это, в общем, справедливое, и его надо придерживаться, но оно не исчерпывает всей методики приготовления растворов. В каждом случае надо руководствоваться специальными указаниями, которые даются к рецептам.

Приготовляя фотографические растворы, следует пользоваться чистой стеклянной или пластмассовой посудой. Пригодна также эмалированная посуда без выколок эмали и сосуды из нержавеющей стали. Другая металлическая посуда непригодна. Удобнее всего обыкновенные стеклянные банки.

Чтобы ускорить растворение веществ, воду рекомендуется предварительно подогреть до 45-50°С.

Взвешивать вещества можно на обычных лабораторных весах с пластмассовыми чашками. Чтобы не загрязнять весов, вещества надо насыпать на небольшие кусочки чистой бумаги, лучше всего кальки. На каждой бумажке надо написать название вещества.

При приготовлении проявителя, в состав которого входит метол или гидрохинон, надо растворять их первыми, но растворы эти быстро окисляются, поэтому для предохранения их от окисления необходим сульфит натрия. Однако если растворить сначала весь сульфит натрия, а затем метол или гидрохинон, то в растворе может выпасть белый осадок. Следует поэтому растворить в воде сначала немного сульфита натрия, затем метол и гидрохинон, а потом остальную часть сульфита натрия.

После полного растворения этих веществ растворяют соду, а затем бромистый калий.

Растворяя вещества, надо помешивать раствор стеклянной или деревянной палочкой, стараясь не вспенивать его. Не следует также взбалтывать раствор. Образование пены ускоряет окисление раствора.

Когда в рецепте на первом месте стоит вода, то ее можно взять сразу в указанном количестве. Если же вода стоит на последнем месте, это значит, что имеется в виду объем готового раствора. В рецепте в таких случаях пишут: «Вода. до. мл». Тогда следует сначала отмерить примерно 3 / 4 указанного количества воды, растворить в ней вещества, а затем уже долить в раствор воду до указанного объема.

Небольшие ошибки в общем объеме раствора существенного значения не имеют.

Приготовив проявитель, дайте ему отстояться в течение получаса, а затем перелейте в чистую бутылку и закупорьте ее пробкой. Переливая проявитель в бутылку, очень полезно профильтровать его через вату или фильтровальную бумагу.

В хорошо закрытой бутылке проявитель, не бывший в употреблении, хранится месяцами, а в открытой банке портится за два-три дня. Признак того, что проявитель начинает портиться, — его окраска и помутнение. Свежеприготовленный проявитель должен быть прозрачным и бесцветным или чуть-чуть желтоватым. С течением времени раствор все более желтеет и начинает опалесцировать (переливать разными цветами). Таким раствором пользоваться нельзя.

Если раствор окрашивается уже во время его приготовления, это указывает на недоброкачественность проявляющего вещества или неправильное приготовление раствора. Таким раствором также пользоваться не следует.

Пытливых фотолюбителей (а таких очень много) интересует вопрос: почему вещества, входящие в состав того или иного фотографического раствора, берутся в строго определенном количестве и что будет, если изменить в рецепте количество какого-либо из них?

Кое-что об этом мы уже сказали при описании роли веществ, входящих в состав проявителя. Вообще же рецепты фотографических, как и любых других растворов и лекарств, — это, конечно, не просто наугад взятые количества вещества. Каждый рецепт — результат большой научной и экспериментальной работы, и здесь в расчет принимаются многие соображения.

Состав любого фотографического раствора должен отвечать всем поставленным требованиям и вместе с тем быть экономичным.

Никому не запрещено изменять состав раствора по своему усмотрению, и некоторые фотографы это делают.

Но заниматься этим имеет смысл только в том случае, если есть возможность с достаточной точностью установить, как при этом изменяются свойства раствора, как они сказываются на результате. Сделать это без специальных измерительных приборов и правильно поставленных опытов, конечно, трудно.

ЗАМЕНА СУЛЬФАТА НАТРИЯ

Для чего нужен фиксаж. Смотреть фото Для чего нужен фиксаж. Смотреть картинку Для чего нужен фиксаж. Картинка про Для чего нужен фиксаж. Фото Для чего нужен фиксаж

Иное дело, когда речь идет о том, какие последствия вызывают ошибки при изготовлении растворов и какие отклонения от рецепта допустимы. Известно, что ни в каком деле никакие ошибки не идут на пользу, но допуски везде и всегда имеются.

Вместе с тем в некоторых рецептах количество веществ иногда указывается с точностью до полуграмма и даже четверти грамма. Если пол грамма вещества еще можно взвесить на обычных лабораторных весах, то вес в четверть грамма требует уже аналитических весов и милиграммового разновеса. Нужна ли такая точность? Конечно, нет.

ЗАМЕНА СОДЫ

Для чего нужен фиксаж. Смотреть фото Для чего нужен фиксаж. Смотреть картинку Для чего нужен фиксаж. Картинка про Для чего нужен фиксаж. Фото Для чего нужен фиксаж

В случаях отсутствия в продаже безводных химических веществ их можно заменить кристаллическими, но в определенных весовых соотношениях, указанных в табл. 11 и 12.

Если нет соды, то ее можно заменить поташом из расчета 1 г поташа вместо 2 г кристаллической соды.

Читайте также

КАДР 9. Что нужно, чтобы сюжет стал настоящим?

Глава 2 Что нужно знать об объективе

Глава 2 Что нужно знать об объективе *** Объектив — важнейшая часть фотоаппарата. Он должен давать на пленке резкое и геометрически правильное изображение фотографируемых предметов по всему полю кадра, для которого он предназначен. Изготовление объективов требует

Глава 3 Что нужно знать о фотоаппаратах

Глава 3 Что нужно знать о фотоаппаратах *** Ассортимент отечественных фотокамер в настоящее время настолько обширен, что разобраться в нем трудно не только начинающему, но порой и опытному фотолюбителю.Наряду с простыми по конструкции фотоаппаратами наша промышленность

Глава 4 Что нужно знать о фотопленках

Глава 4 Что нужно знать о фотопленках *** Прежде всего надо знать, что существуют два типа фотопленок, имеющих совершенно различное назначение: негативные и позитивные.Первые из них более чувствительны к свету и предназначены для съемки. Вторые обладают низкой

Что нужно знать о фотоувеличителе

Что нужно знать о фотоувеличителе Увеличение фотографических снимков основано на оптической проекции, отсюда и способ печати с помощью фотоувеличителя получил название проекционного. Фотоувеличитель — это один из видов проекционного фонаря (проекторов), действующий

Что нужно знать о фотобумаге

Что нужно знать о фотобумаге Если вы ошиблись в экспозиции при съемке или допустили ошибки в проявлении и негативы у вас получились контрастными или вялыми, не торопитесь их выбросить. Еще имеется возможность получить с них приличные фотоотпечатки. Надо лишь уметь

Все, что нужно — это любовь

Все, что нужно — это любовь 1967 был удивительным годом, потому что в течение одного роскошного лета мы действительно верили в то, что «все, что нужно — это любовь». И что любовь — это все. Что любовь способна изменить мир. Говоря «мы», я имею в виду всякого молодого человека,

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *