Для чего нужен финансово лицевой счет
Что такое лицевой счет
Чаще всего понятие «лицевой счет» ассоциируется с банковской сферой. В узком смысле слова так и есть, но в более широком значении Л/С охватывает несколько областей, которые, так или иначе, связаны с проведением денежных операций. Что такое лицевой счет, как он выглядит и в каких сферах применяется, читайте далее на Бробанк.ру.
Определение лицевого счета
Лицевой счет — это счет, предназначенный для ведения учета расчетов с частными лицами и организациями. В нем отражаются все финансовые операции, которые связаны с конкретным человеком.
Л/С есть практически у каждого физического лица, который участвует в финансовых сделках — получает зарплату, пользуется услугами сотовых операторов и интернет-провайдеров, является клиентом банков. Информация о человеке, вся его история расчетов с компанией хранится на лицевом счету.
С точки зрения самого́ клиента, лицевой счет — это один из платежных реквизитов. Например, чтобы заплатить за интернет, плательщику нужно указать свой индивидуальный номер. В банковской сфере клиенты указывают номер Л/С для получения денежного перевода.
Каждый счет имеет свой номер — комбинацию цифр, которая служит своего рода идентификацией личности плательщика. Один человек может иметь несколько лицевых счетов.
Для чего он нужен
Как следует из определения, Л/С нужен для того, чтобы сгруппировать информацию, связанную с финансовыми операциями конкретного человека или организации.
Например, лицевой счёт сотрудника нужен для учета заработной платы, подтверждения в налоговом учете затрат на оплату труда. В нем содержится информация, необходимая для начисления больничных, компенсаций, пособий.
Лицевой счет в банке отражает информацию о движении средств конкретного клиента, а также о размере долга банка перед ним: когда вы получаете зарплату на счет, банк автоматически становится вам должен эту сумму, а при проведении безналичных платежей в магазинах он за вас платит. По Л/С банк ведет учет, чтобы понимать остаток задолженности перед вами.
Примеры лицевых счетов
Что такое лицевой счёт и для чего он нужен, мы рассмотрели. Перейдем непосредственно к областям, в которых он применяется. Л/С используется во многих сферах, связанных с бюджетом: в налоговой, госструктурах, страховых компаниях, банках, пенсионных фондах и т. д.
Самые распространенные примеры счетов:
Разберемся с нюансами каждого из них.
Банковский
На банковском лицевом счете фиксируются все денежные взаимоотношения банка с клиентом. Клиентом может выступать физическое и реже — юридическое лицо. Дело в том, что по Л/С не должны проходить расчеты, связанные с предпринимательской деятельностью. Для этих целей юр.лицам открываются расчетные счета.
Физическим лицам счет открывается автоматически при заключении договора с банком на оказание какого-либо вида услуг — получение кредита, открытие вклада. Счет необходим:
Посмотреть номер счета можно в договоре.
Налогоплательщика
Л/С налогоплательщика открывается в налоговой в момент постановки на учет, одновременно с присвоением ИНН. Счет содержит информацию по начисленным и погашенным налоговым выплатам.
В ФНС наряду с термином «Лицевой счет» используется понятие КРСБ — карточка расчетов с бюджетом. Она создается на каждого налогоплательщика и по каждому виду налогов.
Важно: когда в заявлении на возврат налогового вычета просят указать номер лицевого счета налогоплательщика, указывать нужно банковский лицевой счет — на него будут переведены деньги.
Сотрудника
Этот вид лицевого счета представляет собой форму Т-54, которая называется типовой или заработной. Открывается бухгалтерией в момент принятия человека на работу. Л/с сотрудника содержит данные о начисленной з/п, сведения о дополнительных выплатах: соцпомощи, надбавкам, премиям. На основании этой информации формируется размер налоговых взносов и сумма пенсионных отчислений.
Финансово-лицевой счет
Финансово-лицевой счет связан непосредственно с оплатой жилищно-коммунальных услуг. Помимо информации о платежных операциях и лицах, проживающих в квартире, здесь содержатся сведения о само́й жилплощади: квадратура, количество комнат, адрес и т. д. Иными словами, это документ с полным перечнем данных о помещении. Номер Л/С плательщика можно посмотреть в квитанции.
Как выглядит лицевой счет
То, как выглядит лицевой счет, зависит от сферы применения. В общих чертах он представляет собой документ/выписку с необходимой информацией. Если это Л/С сотрудника, то здесь указаны:
Выписка из банковского лицевого счета будет содержать уже другую информацию: дату совершения той или иной операции, ее код, номер документа по которому она проведена, сумму и остаток по счету.
В финансово-лицевом счете прописываются данные о жилплощади: тип помещения, количество комнат, наличие удобств и технического обустройства. Здесь же указываются сведения о льготах и прочие показатели, влияющие на ставку оплаты ЖКХ. Также в финансово-лицевом счете присутствуют сведения о собственниках помещения и жильцах.
Как выглядит номер лицевого счета
Номер лицевого счета представляет собой комбинацию цифр, которая несет определенное значение. Количество символов и их расшифровка будут также зависеть от типа Л/С. Например, банковский счет состоит из 20 цифр, в которых:
Несмотря на то что структура и количество знаков в лицевых счетах разного назначения отличаются, для всех номеров будут характерны строгий порядок символов и индивидуальность.
Что такое финансово-лицевой счет на квартиру: зачем нужен и как оформляется?
Суть финансово-лицевого счёта
Документ является по своей сути реестром данных и регистрируется он отдельно по каждому жилому недвижимому имуществу – комнате в коммуналке, частному дому или квартире.
Финансово-лицевой счёт (расшифровка аббревиатуры «ФЛС») содержит в себе характеристику собственнических прав на жильё и, собственно, параметры жилого помещения.
Примечание 1. ФЛС – это источник сведений об осуществляемых ремонтных работах, эксплуатации помещения, начислениях за сервис ЖКХ (электроэнергию, водоснабжение, отопление и т.д.). Данный документ делает возможным своевременный мониторинг финансовых вопросов, касающихся недвижимого имущества. С его помощью проверяется правильность реализованных расчётов и начислений, контролируется исполнение жилищно-коммунальными службами их обязательств.
Суть данной нормативной единицы ясна, однако в чём главное назначение с точки зрения практики? Об этом расскажем далее.
Зачем нужен?
Сам документ необходим для получения его производных – выписок, карточек учёта. Эти справки содержат сведения за небольшой временной интервал – например, за месяц. Получить их можно в любой момент, когда гражданину это будет нужно в силу тех или иных обстоятельств.
Примечание 2. “Срок годности” справки имеет ограничения. По этой причине до подачи запроса важно сформулировать для себя цель её получения.
Выписка из финансово-лицевого счёта нужна для предоставления в целевые инстанции при совершении ряда операций. Перечень подразумеваемых действий включает:
Эти положения исчерпывающе иллюстрируют практическую сторону ФЛС. Однако также важно разобраться с тем, какими конкретно данными оперирует документ – уделим этому моменту внимание далее.
Содержание документа
Обсуждаемый тип счёта отражает все основные сведения о типе и структуре дома/квартиры/комнаты. Какие подвопросы тут подразумеваются:
Данный перечень не является полным. Ниже можно посмотреть, как выглядит копия выписки, – ознакомиться с образцом справки.
Помимо указанных данных в документе содержатся информация о благоустроенности жилья и список доступных жильцам услуг. Под вторым блоком подразумеваются:
Примечание 3. Если у жилого пространства сразу несколько владельцев, в реестре отражаются показатели долевого участия. При этом главный собственник (съёмщик) определяется через обращение в паспортный стол и оформление письменно задокументированного подтверждения наличия собственнических полномочий у конкретного субъекта (гражданина). Подавать документ должны все участники владения.
Как оформляется?
Главное требование для ФЛС – он может оформляться исключительно на трудо- и дееспособного гражданина, который владеет жилплощадью и фактически проживает в ней.
Собственники проходят процедуры оформления или внесения изменений в документ в ходе обращения в территориальное подразделение ФМС. Какие бумаги потребуется предъявить:
К подготовке бумаг нужно отнестись ответственно, т.к. это вопрос соблюдения строго регламентированных норм.
Когда создаётся счёт для госжилья, необходимо подать:
Примечание 4. Изменения вносятся только при наличии разрешающих бумаг (при этом указываются их номера и даты). Сделанные корректировки подтверждаются личной подписью паспортиста и числом, когда действие было реализовано.
Где получить выписку по ФЛС?
Теперь, когда мы разобрались с сутью и назначением, а также содержанием финансово-лицевого счёта, нужно уделить внимание процессу получения выписки из документа.
Общие сведения
Информацию о состоянии ФЛС жилой недвижимости можно получить в бухгалтерии обслуживающей организации – Жилищно-эксплуатационного или Районного эксплуатационного управлений, Товарищества собственников жилья и пр. Также аналогичную услугу оказывают в мультифункциональном центре по адресу местонахождения собственности.
Если гражданин проживает в небольшом населённом пункте, получить выписку он может в администрации.
Примечание 5. Запрос по поводу получения справки доступен и в электронном виде. Для этого предусмотрен функционал на сайте www.gosuslugi.ru. Чтобы воспользоваться услугой, необходимо пройти регистрацию и авторизоваться в личном кабинете.
По местам проживания или регистрации?
Сегодня не является редкостью ситуация, когда граждане живут не там, где у них прописка. Отсюда у многих лиц возникает логичный вопрос: обращаться за справкой по ФЛС нужно в местах постоянного проживания или регистрации?
Ответ элементарный: как уже мы сказали выше, собственник жилья вправе в любой момент, когда ему это нужно, получить сведения о взаиморасчётах по жилищно-коммунальному сервису.
ФЛС – это регистр с информацией о жилплощади. Необязательно являться владельцем всего жилья или его части: бывает, что граждане распоряжаются недвижимостью на правах аренды (найма).
Запомните, что только хозяин жилья может запросить справку!
Процедура выдачи
Хронологически процедура содержит такие этапы, как:
Оформление копии ФЛС – бесплатное мероприятие (стоимость услуги включена в стоимость обслуживания недвижимого имущества).
Срок готовности выписки – около двух дней. Выдача происходит исключительно под роспись заявителя-получателя. Документ могут отправить почтой, если такая просьба будет обозначена гражданином.
Заключение
ФЛС – строго обязательный документ для всех владельцев жилья. Он характеризует право собственности и свойства самих помещений, отражает сведения по обслуживанию и жилищно-коммунальным начислениям. Финансово-лицевой счёт является основой мониторинга тех финансовых вопросов, что касаются квартиры или дома, находящихся в собственности у гражданина или аренде.
Как открыть, закрыть или переоформить финансово-лицевой счет
1. Что такое финансово-лицевой счет?
Оформляется на жилое помещение и содержит уникальный код плательщика (КП).
Финансово-лицевой счет открывается на жилое помещение один раз, его номер не меняется, при этом он может быть переоформлен на нового собственника/нанимателя несколько раз.
2. На кого может быть открыт финансово-лицевой счет?
Лицевой счет открывается на жилое помещение, однако, в соответствии с пунктом 2 статьи 153 ЖК РФ, обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги с момента заключения соответствующего договора или на основании другого правоустанавливающего документа несут:
Таким образом, лицевой счет может быть оформлен на кого-то из этих лиц.
3. Как открыть финансово-лицевой счет?
Открыть финансово-лицевой счет необходимо, если вы стали собственником нового объекта, например квартиры в новостройке. В том числе, это необходимо сделать, если вы получили квартиру в новостройке в рамках программы реновации.
Порядок действий перед открытием финансово-лицевого счета:
Для открытия лицевого счета понадобятся следующие документы:
Обратиться с ними вы можете в районный центр госуслуг «Мои документы» или в вашу управляющую компанию, найти ее можно на сайте «Дома Москвы».
4. Как закрыть финансово-лицевой счет?
Процедура закрытия финансово-лицевого счета может понадобиться вам, если ваш дом сносят в рамках программы реновации. Во всех остальных случаях (купля-продажа вторичного жилья) используется переоформление счета.
По сути, при переезде в рамках реновации закрывается не финансово-лицевой счет, а счета на жилищно-коммунальные (в том числе электроэнергию) и иные услуги. Перед этим вам необходимо совместно с представителями управляющей организации зафиксировать показания счетчиков воды и электроэнергии в акте снятия показаний счетчиков. Для этого нужно лично обратиться в управляющую организацию, чтобы договориться о времени визита специалиста. Найти свою управляющую организацию можно на сайте «Дома Москвы».
Затем вам необходимо передать ключи от квартиры представителю управляющей организации. Согласовать время визита можно через единую диспетчерскую службу по номеру горячей линии: +7 (495) 539-53-53.
Следующими шагами станут передача показаний счетчиков и оплата всех счетов за жилищно-коммунальные услуги. Сразу после этого нужно закрыть счета:
В случае наличия переплаты за жилищно-коммунальные услуги необходимо обратиться в управляющую организацию, а за электричество — к поставщику электроэнергии.
В случае отказа от оплаты задолженность за жилищно-коммунальные услуги может быть взыскана в судебном порядке управляющей организацией, а за электроэнергию — поставщиком электроэнергии.
Для закрытия лицевого счета вам понадобятся:
5. Как переоформить финансово-лицевой счет?
При покупке квартиры на вторичном рынке или в других случаях перехода права собственности, а также при заключении договора пользования жилым помещением вам понадобится процедура переоформления финансово-лицевого счета. Сделать это необходимо, чтобы все коммунальные платежи приходили на имя нового собственника/пользователя, соответственно, на момент переоформления у вас должно быть оформлено право собственности / заключен договор пользования жилым помещением.
Чтобы оформить счет на себя, нужно обратиться в районный центр госуслуг «Мои документы» или в управляющую организацию, найти ее можно на сайте «Дома Москвы». Вам понадобятся следующие документы:
Материалы
Финансово-лицевой счет ЖКХ или что нужно знать об уникальном коде жилого помещения
Финансово-лицевой счет ЖКХ – это ключ, открывающий двери к информации о потреблении, начислении, задолженности и оплате услуг ЖКХ.
Номер финансово-лицевого счета (ФЛС) – это уникальная комбинация цифр, которая присваивается каждому жилому помещению. ФЛС это совокупность информации о помещении, потребляемых жилищных и/или коммунальных услугах, потребителе, начислениях, оплате и задолженности. С помощью уникального номера ФЛС, осуществляется, в том числе и ежемесячное внесение коммунальных платежей. Номер лицевого счета указывается на квитанции ЖКУ, а в нашем случае – в едином платежном документе Регионального расчетного центра Ставропольского края.
С помощью номера лицевого счёта, указанного на квитанции ЖКХ, можно узнать информацию о помещении, проведенных оплатах, долгах и коммунальных услугах, а также плательщике. Из всего этого понятно, что лицевой счет ни что иное, как отражение всех финансовых операций, проводимых по определенному адресу собственником или нанимателем жилья. У цифрового кода есть несколько основных функциональных назначений: хранить информацию о недвижимом имуществе и участвовать в процессе начисления и оплаты услуг ЖКХ.
Обращаем внимание, что после открытия финансово-лицевого счета на жилое помещение, впоследствии, при необходимости, он может быть переоформлен (в том числе многократно) на новых и последующих собственников недвижимого имущества. Как правило ФЛС присваивается в период оформления документов на новое жилье, например, полученное в новостройке. Для регистрации лицевого счета необходимо представить несколько документов: копии паспортов собственников и лиц, зарегистрированных в жилом помещении; документ, подтверждающий право собственности; акт приема-передачи квартиры, а также акт снятия показаний с индивидуальных приборов учета.
Есть нюансы, которые необходимо знать владельцам недвижимости:
— при переходе права собственности, а также при заключении договора пользования жилым помещением финансово-лицевой счет должен быть переоформлен.
— один лицевой счет ЖКХ, принадлежащий нескольким жильцам или собственникам, может быть разделен на несколько.
— финансово-лицевой счет можно закрыть: при сносе жилья или в случае продажи недвижимости (если процедура переоформления счета нецелесообразна для продавца или покупателя).
Напоминаем, что Региональный расчетный центр, выступая в качестве платежного агента, при оформлении единых платежных документов, присваивает жилым помещениям индивидуальный номер – лицевой счет, с помощью которых собственники жилых помещений могут произвести оплату услуг ЖКХ.
ЕЖД: все о недвижимости в одном документе
Что такое ЕЖД
Когда нужно продать или купить квартиру, прописать нового жильца, получить льготы от государства, требуется оформить большое количество документов. Но процесс сбора необходимых бумаг и поход в госструктуры отнимает много времени и нервов. В этой ситуации поможет ЕЖД, или единый жилищный документ. Это современная «палочка-выручалочка» для тех, кому нужно быстро получить необходимые сведения.
Главная задача ЕЖД — свести к минимуму время прохождения бюрократических инстанций и максимально ускорить и облегчить сбор документов.
Обычно документ действует до 30 календарных дней. Но в некоторых случаях длительность использования может сокращаться. Поэтому, чтобы вовремя сдать ЕЖД в нужную инстанцию, стоит определиться с целями его оформления.
Как проходили операции с недвижимостью раньше
Когда возникал вопрос о продаже квартиры, к сделке нужно было подготовить множество документов и сведений. Учреждения, в которых оформляли бумаги, могли находиться на разных концах города. К тому же, очереди в них растягивались на несколько дней, и это сильно осложняло процесс. Далеко не всегда получалось заполнить заявления и сразу получить заветные справки и выписки. При этом многие документы выдавались на очень короткое время. В итоге, сделки с недвижимостью переносились, а покупатель и продавец теряли время и деньги.
Что изменилось сегодня
В 2005 году алгоритм получения информации упростили, и в рамках проекта «Единое окно» ввели единый жилищный документ.
Чтобы максимально ускорить процесс, вместо множества бумаг был создан новый стандарт. В нем указаны все сведения о собственности. Теперь для сделок с недвижимостью можно планировать дату сбора бумаг, а значит, быть спокойным, что к нужному времени они будут готовы. Если вы оформляете льготы, ЕЖД будет достаточно, чтобы подать заявку.
Инстанции не должны запрашивать информацию в виде отдельных справок, все данные теперь есть в ЕЖД. При этом бумаги, которые вы оформили до этого, не теряют юридической силы.
Такой формат действует в столице и части регионов.
Что включает в себя ЕЖД
Единый жилищный документ содержит следующие сведения:
Как выглядит ЕЖД
Чтобы избежать возможных ошибок, необходимо знать, как выглядит документ. На бланке указывается информация об учреждении, которое выдало ЕЖД, порядковый номер, ФИО должностного лица и другая информация, с помощью которой он идентифицируется. Также необходимо проверить личные сведения: номер и серию паспорта, контактные данные, данные о регистрации и адрес проживания, ИНН, СНИЛС. Внимательно ознакомьтесь с информацией о квартире: типе жилья, количестве комнат, площади, годе ввода в эксплуатацию.
Кроме того, в ЕЖД вносят информацию о кадастровом учете и финансовом лицевом счета владельца недвижимости: номер, дата открытия, баланс. Если у вас есть долг, уточните, по каким услугам, его сумму, а также наличие штрафов. В выписке из домовой книги необходимо указать членов семьи, которые прописаны на жилплощади и внести данные о них. Важно проследить, чтобы были указаны все имеющиеся льготы. Не стоит забывать и о приборах учета, оптимизирующих расходы на «коммуналку». ЕЖД должен содержать полный список счетчиков и подробные сведения о каждом: серийный номер, дату установки, показания на день выписки.
Где и как получить ЕЖД
Есть несколько вариантов оформления:
Стоит отметить, что любой из способов оформления ЕЖД абсолютно бесплатный.
Но бывает и так, что посетить МФЦ или оформить документ онлайн нет возможности. В этой ситуации ЕЖД может получить за вас доверенное лицо. Вам понадобится выписать на представителя доверенность и заверить ее у нотариуса.
Почему могут отказать в предоставлении ЕЖД
Есть несколько причин для отказа в предоставлении жилищного документа, которые собственники должны учесть.
Если в оформлении ЕЖД вам все-таки отказали, стоит потребовать письменный отказ. С ним вы сможете оформить жалобу в соответствующие органы, которые помогут уладить вопрос.
Кто может получить ЕЖД
Для чего нужен ЕЖД
Документ нужен при сделках с квартирой: купле, продаже, приватизации, обмене, оформлении наследства. ЕЖД требуется, когда нужно оформить льготы от государства: улучшить жилищные условия, получить субсидию на оплату услуг ЖКХ. Кроме того, жилищный документ пригодится, когда необходимо предоставить информацию о прописке, квартире или собственнике. Это установка стационарного телефона, оформление кредита под залог недвижимости, замена паспорта, подача документов для поступления ребенка в школу.
Комментарий эксперта
Мария Спиридонова, управляющий партнер «ЛЕГЕС БЮРО», член Ассоциации юристов России
В Москве Единый жилищный документ заменяет:
ЕЖД может понадобиться при совершении сделок с недвижимостью (обмен, дарение, купля-продажа), для оформления государственных и муниципальных субсидий и льгот, при получении нового паспорта или его замены, при оформлении наследства, при решении бытовых задач (переоформление коммунальных услуг, подключение телефона).
Получить ЕЖД могут физические лица — собственники (наниматели) жилых помещений, зарегистрированные по месту жительства и месту пребывания в жилых помещениях; юридические лица — собственники (владельцы) жилых помещений, в отношении которых запрашивается информация жилищного учета.
Интересы заявителей могут представлять лица, уполномоченные заявителем в установленном порядке. Также получить ЕЖД могут органы прокуратуры, органы исполнительной власти, органы социальной защиты, органы, уполномоченные на проведение оперативно-розыскной деятельности и другие инстанции в ходе исполнительного производства, оперативно-розыскной деятельности или предоставления субсидий.
Для оформления ЕЖД необходимо подготовить заявление на предоставление услуги и представить оригинал документа, удостоверяющего личность. Для юридических лиц — документ, подтверждающего право запрашивать и получать сведения о жилом помещении и проживающих в нем гражданах, а также документ, удостоверяющий личность и полномочия представителя действовать от имени юридического лица (доверенность). В некоторых случаях потребуется представить дополнительные документы. Так, для получения справки о совместном проживании с умершим или о прописке на день смерти — свидетельство о смерти лица, о совместном проживании с которым запрашивается справка.
Причинами отказа в выдаче могут стать не представление заявителем необходимой документации или предъявление документов с истекшим сроком годности, фальшивых или неправильно заполненных, отсутствие полномочий у заявителя.
Основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги, являются: