Для чего нужен финансовый учет
Финансовый учет для малого бизнеса
Автор статьи — Копирайтер Контур.Бухгалтерии
Чтобы считать деньги в бизнесе, недостаточно выписки с расчетного счета и ощущения, что все идет по плану. Для этого нужен финансовый, или управленческий учет. Расскажем, как и с помощью каких инструментов его вести.
Зачем нужен финансовый учет
Финансовый учет — это комплекс отчетов о результатах деятельности и текущем состоянии бизнеса. В эти отчеты собрана информация о продажах, затратах, себестоимости товаров или услуг, долгах, состоянии счета сейчас или даже в будущем.
Руководитель анализирует эти отчеты и понимает, в каком состоянии его финансы, как снизить издержки и увеличить доходы, какие направления бизнеса приносят доход и требуют расширения, а какие убыточные, и их можно закрыть. Также финансовые отчеты показывают, не грозит ли компании кассовый разрыв: возможно, пора платить налоги, а на счетах пусто, и тогда придется искать краткосрочный займ. С другой стороны, отчеты рассказывают, когда из бизнеса можно вывести деньги или выплатить сотрудникам премии.
Бухгалтерский учет тоже базируется на нескольких отчетах, но эти документы не подходят для управления и финансового контроля. И если в вашем штате есть бухгалтер, он не всегда умеет строить финансовые отчеты, его задача — подготовка бухгалтерских документов для контролирующих органов.
Как вести финансовый учет
Многое зависит от масштабов бизнеса. Если у вас одно направление и десяток ассортиментных позиций, поначалу хватит и Гугл-таблиц. Если бизнес крупнее — стоит задуматься о специальном сервисе для управленческого учета. У предпринимателей редко есть время, чтобы ежедневно переносить в таблицы итоги делового дня: они полагаются на чутье и объем поступлений на расчетный счет. Но этот подход часто доводит до проблем, когда становится ясно, что сумма на счете не равна чистой прибыли.
Поэтому стоит завести ценную привычку следить за деньгами компании с самого начала работы, тем более что для этого есть инструменты.
Три главных документа для финансового учета
В финансовом учете используют несколько документов, из них выделяют три главных:
Отчет о прибылях и убытках (или отчет о финансовых результатах) показывает доходы и расходы бизнеса за конкретный период — неделю, месяц, квартал. Вы видите полученную прибыль и совершенные траты, закупки и объем продаж, поэтому можете понимать, получила компания прибыль или несет убыток. На расчетном счете могут быть деньги, но они не всегда ваши, и ОПУ как раз помогает это понять.
Отчет о прибылях и убытках показывает, как можно снизить расходы. Например, книжный магазин продает все больше книг, тетрадей и открыток, но чистая прибыль почему-то не растет. Директор магазина смотрит в ОПУ и видит, что большие суммы идут на закупку скетчбуков. Он ищет более дешевый аналог и закупает сразу крупную партию, чтобы в следующем периоде прибыль была больше.
ОПУ можно строить на будущее, чтобы понимать прибыли и убытки в ближайшее время. С его помощью можно рассчитывать потенциальную прибыль, расходы, точку безубыточности. Такой опрокинутый в будущее отчет — это финансовая модель, она показывает, стоит ли запускать бизнес.
Положительный финансовый результат еще не гарантирует, что на расчетном счете будут деньги для выполнения обязательств: например, у вас могут быть покупатели-должники. Поэтому ОПУ всегда рассматривают в связке с отчетом о движении денежных средств.
Отчет о движении денежных средств отражает денежные потоки в бизнесе за период. В начале периода на счете и в кассе была сумма А, затем в течение периода были такие-то поступления и платежи, после чего на конец периода мы видим в бизнесе сумму Б. Этот отчет показывает только операции и объемы денег, которыми вы можете распоряжаться, а ваши ли это деньги или их предстоит отдать по обязательствам — покажет ОПУ.
ДДС помогает избежать кассовых разрывов. Это неприятная ситуация, когда пора платить зарплату или налоги, а у вас на расчетном счете нет денег даже на оплату мобильной связи. Тогда приходится срочно брать кредит или займ у самого себя, искать деньги и вводить их в бизнес. Такая ситуация не всегда сигнализирует об отчаянном положении, потому что в ближайшие дни на счет может поступить крупная сумма от покупателя, — и ДДС помогает все это просчитать и понимать реальную ситуацию. Поэтому стоит строить отчет ДДС с небольшим заходом в будущее: он покажет, сколько нужно денег, чтобы исключить кассовые разрывы.
С другой стороны ДДС в связке с ОПУ может показывать, что крупную сумму, которая скопилась на вашем счете, можно пустить на развитие бизнеса или выплатить дивиденды учредителям.
Платежи в ДДС разделяют по категориям: продажи, аренда, зарплата, поставки кофе и так далее. Также в этом отчете выделяют три части, которые анализируют по-отдельности:
Управленческий баланс
Баланс напоминает “фотографию бизнеса”: он отражает состояние дел на конкретную дату.
Когда вы разберетесь с азами главных управленческих отчетов, вам легче будет анализировать и перестраивать их для своего удобства. После этого вы найдете пользу в других финансовых отчетах. Веб-сервис для малого бизнеса Контур.Бухгалтерия строит семь управленческих отчетов для руководителя и помогает оценивать себестоимость и прибыльность продуктов и услуг, вести финансовый учет по отдельным проектам в бизнесе, следить за долгами и так далее. В сервисе есть бухучет, зарплата, отчетность и другие инструменты для директора и бухгалтера. Первые две недели бесплатны для всех новичков.
Финансовый учет — для чего он владельцу бизнеса
Содержание статьи
Перед началом любого дела мудрые люди рекомендуют задавать себе простой, но крайне полезный вопрос – зачем мне это делать.
Главная задача руководителя компании – успешно ей управлять. Но управлять можно лишь тем, что мы полностью контролируем. А контролируем мы только то, что понимаем и измеряем. Конечная цель любой коммерческой деятельности – прибыль. Для точной оценки прибыльности бизнеса требуется:
Эти три ключевых шага требуются любому бизнесу для измерения финансов организации, их контроля и принятия управленческих решений. Тот, кто знает точные цифры, контролирует свои финансы.
Многие бизнесмены не понимают, что такое финансовый и управленческий учет, а фраза «анализ финансов» вызывает явное нежелание в этом разбираться. Это нормально, но до тех пор, пока владелец бизнеса не сталкивается с первым отсутствием денег в кассе, когда нужно, например, сделать очередной платеж за аренду помещения. Очень часто в компании есть бухгалтер, который занимается отчетностью для государства, и на этом вся аналитика денежных потоков в компании заканчивается. Но, как правило, «до первого столба».
Три конкретные выгоды ведения финансового учета
Поговорим о конкретных выгодах для владельца бизнеса, если он управляет финансами.
Выгода первая. Понятный финансовый учет — порядок в деньгах
Любой учет — это прежде всего порядок. Оплатили покупку картой в магазине — моментально получили SMS из банка, сразу видно, сколько потратили и сколько осталось. В бизнесе то же самое — получили часть предоплаты за новый проект — зафиксировали. Оплатили аренду — снова зафиксировали. Выплатили зарплату или премию — тоже зафиксировали. Начните считать любые движения денег, и обязательно не забывайте про наличные.
Если вы через несколько дней ждете очередной платеж от вашего заказчика — зафиксируйте его. Если на следующей неделе вы планируете оплатить аренду офиса — также отметьте это. Учитывать нужно все операции — и в прошлом, и в будущем, именно это позволит вам действительно понимать, что происходит сейчас, происходило ранее и будет происходить позднее с вашими деньгами.
И самое главное, делайте записи регулярно. В идеале — каждый день.
Однако, правда в том, что не каждому руководителю хватает терпения и дисциплины регулярно совершать однотипные операции, и тогда эти действия нужно делегировать. Например, своему бухгалтеру, или личному помощнику, если такой есть.
Резюмируем — учет финансов должен быть понятным и регулярным. Тогда все значимые цифры будут измерены, точно и вовремя.
Выгода вторая. Анализ финансов — понимание, откуда зарабатываются деньги и куда тратятся
Когда финансовые показатели измерены и учтены, самое время понять, откуда и в каких объемах в действительности деньги приходят, и куда и в каких объемах они тратятся. Это — уровень владельца бизнеса. Ключевая информация по операционной деятельности должна быть всегда под рукой у предпринимателя в удобном виде:
Вы увидите, какие клиенты приносят вам 80% общей выручки (принцип Парето). Однако зачастую бОльшую часть времени мы тратим на других заказчиков (битва за копейки). Сравните свои траты на разные нужды, возможно какие-то можно сократить. Вот лишь пара примеров, показывающих собственнику компании пути увеличения прибыли.
Резюмируем, финансовый анализ – должен быть удобным. И доступным в любой момент времени. Это и есть контроль. Контроль полный и мгновенный.
Выгода третья. Планирование финансов — сколько я могу взять себе?
Когда владелец бизнеса наглядно видит, какие поступления и затраты запланированы, это позволяет ему принимать правильные управленческие решения. Например, «вытащить» полтора миллиона рублей на новую машину, или проинвестировать в открытие нового салона красоты своей сети. Или, наоборот, не вытаскивать и не инвестировать, или сделать это в другой момент времени и в других объемах.
Допустим, компания получила предоплату в 5 миллионов рублей, выиграв в большом долгом и сложном тендере. Все радуются и открывают шампанское, и владелец бизнеса может подумать, что «ну уж сейчас-то миллион я могу взять себе – а там как-нибудь выкрутимся, сэкономим». А на самом деле проект будет идти 6 месяцев, нужно нанять еще 2 сотрудников, и все это время нужно платить им зарплату, оплачивать услуги АХО, выделять деньги на рекламу и т. д. И быть уверенным, что через 6 месяцев проект действительно закончится, не сорвется, не затянется, и заказчик выплатит оставшуюся сумму. А если затянется? А что, если трех сотрудников из десяти придется уволить или они сами уволятся, или, к примеру, заболеют, и придется тратить собственные средства на то, чтобы найти им замену? А что, если произойдет форс-мажор и заказчик по другому проекту не сможет вовремя выплатить (или вообще выплатить) нужную сумму по идущему параллельно проекту?
А вот если ваши доходы и расходы заранее запланированы, и есть инструменты для аналитики финансовой составляющей бизнеса – часто можно увидеть и понять, сколько денег есть в запасе, можно ли тут потянуть с одним платежом, и дождаться другого, принять решение на случай, если можно договориться с кем-то из контрагентов о рассрочке платежей.
Когда бизнес небольшой, можно все расходы и доходы прикидывать в уме. Когда в компании работает более 5-7 человек, когда проектов и заказчиков становится несколько и появляются внешние подрядчики и партнеры, держать цифры, а тем более оперировать ими в голове, становится сложно. Часть предпринимателей продолжает записывать на бумажке, другая часть людей переходит на Excel или Google Docs, и делает первые попытки автоматизации учета, сталкивается с проблемами, и либо скрипит, но делает, либо перестает. Хорошо, если компания при этом не умирает, не пройдя этап взросления.
Согласитесь, когда вы предупреждены о грядущих выплатах, у вас есть время среагировать. Плюс появляется пространство для маневра, которое иногда буквально жизненно необходимо.
Подведем итог – финансовое планирование должно быть наглядным. И, разумеется, должно происходить заблаговременно. Это ключ к успешному и уверенному управлению своей компанией.
Кратко все эти три выгоды можно свести в одну простую таблицу:
Действие с финансами | Главное требование | Когда должно происходить? | Какой дает результат? |
---|---|---|---|
учет | понятный | ежедневно | точное измерение |
анализ | удобный | мгновенно | полный контроль |
планирование | наглядное | заблаговременно | успешное управление |
Финансовый учет – горючее успешного бизнеса
Одно из важнейших качеств успешных людей – делать, пока другие тянут и откладывают на потом. Именно нужные действия – горючее успеха. А денежные средства (или финансы) – горючее бизнеса. Формула успешного бизнеса (в случае, если у вас хороший продукт, разумеется) такая:
бизнес = финансовый учет + анализ + планирование.
Для управления личными доходами и расходами существует множество программ и мобильных приложений, как бесплатных, так и платных. Для бизнеса такого рода сервисов очень мало, а о тех, что есть на рынке, знает совсем небольшое количество предпринимателей. По исследованиям CNews, в 2015 году в России было зарегистрированно около 4 миллионов ИП и предприятий микро/малого бизнеса, и только 40 000 из них пользуются какими-либо онлайн-сервисами. Остальные – не пользуются.
С точки зрения учета финансов привычный многим Excel – это долго и для многих сложно, поэтому часто владельцы бизнеса просто ограничиваются внесением доходов и расходов в одну табличку, и иногда максимум строят график изменения этих доходов и расходов в течение года. Принимать при этом стратегические решения довольно сложно, поскольку аналитики нет, к тому же Excel постоянно требует изменений, а еще его нежелательно отправлять по почте, чтобы кому-то показать – все-таки файл с финансовой информацией не должен распространяться, пусть даже и среди доверенных людей.
Для автоматизации учета финансов разрабатываются специальные сервисы для ИП, малого и среднего бизнеса, которые включают в себя не только отчет о движении денег (ДДС), а все три главных финансовых отчета. Такая разработка требует аналитики, математики и серьезного подхода к безопасности разрабатываемого решения, зато с помощью такого сервиса собственник получает отличный инструмент для измерения, контроля и управления деньгами своей компании, который значительно экономит его время.
Специально для наших читателей мы записали видео-интервью с экспертом по управлению финансами Наталией Морозовой. В нем Наталия поделилась своими мыслями о важности финансового учета и дала предпринимателям ценные советы:
Попробуйте финансовый сервис ПланФакт, и уже через пару недель вы почувствуете первые плоды – конкретную сумму сэкономленных или дополнительно заработанных денег.
Финансовый учет на пальцах: как оценить здоровье бизнеса и найти точки роста
Рентабельность собственного капитала, продаж и оборачиваемость активов стоит считать не только крупному бизнесу, но и начинающим предпринимателям. В статье — как можно увеличить прибыль любой компании, влияя на эти три показателя.
Александр Афанасьев
Основатель и директор по развитию компании «Нескучные финансы»
Есть несколько финансовых показателей, которые помогают контролировать состояние бизнеса: рентабельность капитала, продаж, рентабельность и оборачиваемость активов. В статье расскажем, как и зачем считать эти показатели.
Статья будет полезна собственникам малого бизнеса и начинающим предпринимателям, которые хотят навести порядок в деньгах.
Подробно разобрали эту тему на вебинаре «Из малого бизнеса — в крупный. Считаем реальную доходность и находим точки роста» с Александром Афанасьевым, руководителем компании «Нескучные финансы».
Дальше в статье — краткий конспект этого вебинара.
Что такое рентабельность собственного капитала
Рентабельность собственного капитала — первый из показателей, за которым стоит следить владельцу бизнеса. Он показывает, насколько здоров бизнес и эффективно ли работают деньги предпринимателя. А если точнее — сколько копеек приносит каждый рубль, вложенный в бизнес.
Чтобы понять значение этого показателя, можно представить бизнес как коробку по производству денег. Например, в начале года вы вложили в эту коробку 1 млн рублей. В коробке происходило, и в конце года вы из нее достали 1,4 млн рублей.
Рентабельность капитала в такой коробке: 400 000 ₽ / 1 000 000 ₽ × 100 = 40%.
Рентабельность собственного капитала можно сравнивать с доходностью по банковским депозитам или по акциям. Например, если положить деньги на депозит в банк под 3,88%, то вы заработаете на своих деньгах 3,88% за год. Так же и в бизнесе: вы вкладываете деньги, а через некоторое время получаете доход.
Когда владелец бизнеса знает рентабельность капитала в бизнесе, он может принять взвешенное решение: выгодно ли дальше развивать бизнес или лучше поискать другие варианты вложения денег.
Рассчитать рентабельность капитала
Для расчета рентабельности нужно знать чистую прибыль и величину собственного капитала.
Чистая прибыль. Чистая прибыль — это выручка за вычетом всех расходов, в том числе налогов и взносов.
Например, у предпринимателя небольшой магазин.
60 млн рублей — выручка за год. Это деньги, которые пришли на расчетный счет и в кассу.
45 млн рублей — расходы за год. Это деньги, которые он потратил на закупку товаров, зарплату, аренду, коммуналку, транспорт.
5 млн рублей — налоги и взносы за год.
(60 млн − 45 млн − 5 млн) = 10 млн рублей — чистая годовая прибыль.
Собственный капитал. Собственный капитал рассчитать сложнее, чем прибыль: он показывает, сколько денег предпринимателя вложено в бизнес. Чтобы узнать эту цифру, нужно оценить стоимость бизнеса на текущий день и вычесть все обязательства.
Активы — все то, что есть у компании. Сюда могут входить:
В разных сферах бизнеса активы будут разными. Например, в салоне красоты основными активами, скорее всего, будут инструменты, оборудование и деньги в кассе. А в грузоперевозках — автомобили.
Для более точного расчета активы нужно оценивать по их рыночной стоимости. Так, стоимость автомобиля или оборудования — та сумма, за которую их реально сейчас продать, а не цифры в бухгалтерском балансе.
Другими словами, обязательства — это все счета или долги, которые должны быть оплачены компанией.
Отслеживать рентабельность активов
Рентабельность активов — второй показатель бизнеса. Он показывает, как эффективно в бизнесе работают активы.
Представим, что Ваня зарабатывает в год 3 млн рублей, а Петя — 5 млн рублей. У кого более эффективный бизнес?
На первый взгляд кажется, что у Пети, ведь у него больше прибыль. Но если узнать, сколько денег вложил в бизнес каждый предприниматель, то окажется, что Ваня работает с большей отдачей.
Сведем расчеты в таблицу:
Ваня | Петя | |
---|---|---|
Прибыль за год | 3 млн рублей | 5 млн рублей |
Активы | 10 млн рублей | 50 млн рублей |
Рентабельность активов | 30% | 10% |
Рентабельность активов позволяет отслеживать, как результативно работает бизнес в разные периоды. Если активы увеличиваются, а прибыль при этом не растет — значит, нет смысла в расширении бизнеса.
Мы разобрали два основных показателя, которые помогают предпринимателям следить за состоянием бизнеса: доходность собственного капитала и рентабельность активов. Теперь рассмотрим, как улучшить первый из них — рентабельность капитала. В этом поможет формула Дюпона.
Формула Дюпона появилась из стандартной формулы рентабельности капитала. Это видно, если сократить дроби по правилам математики.
В развернутом виде формула показывает, что рентабельность капитала состоит из трех компонентов:
Получается, чтобы рентабельность собственного капитала росла, нужно улучшать каждый из трех компонентов формулы — рентабельность продаж, оборачиваемость активов и финансовый рычаг.
Повысить рентабельность продаж
Рентабельность продаж показывает, какова доля прибыли в общей выручке. Например, рентабельность продаж 10% означает, что 10 копеек из каждого рубля выручки — чистая прибыль компании.
Чтобы повысить рентабельность продаж, нужно:
Контролировать воронку продаж. Воронка продаж — путь, который клиент проходит от момента, когда первый раз узнал о компании, до момента покупки.
Например, представим розничный магазин одежды. У него может быть такая воронка.
Часть воронки | Количество людей за день |
---|---|
Люди, которые просто шли мимо магазина | 1000 человек |
Люди, которые зашли внутрь магазина | 80 человек |
Люди, которые выбрали и зашли в примерочную | 30 человек |
Покупатели | 15 человек |
Если повысить конверсию на каждом этапе или нескольких, общие продажи вырастут.
Пересмотреть политику скидок и повышать средний чек. Скидка — это не хорошо и не плохо, главное, чтобы она была обоснованной. В среднем 1% скидки уменьшает прибыль компании на 11%. Нужно понимать, может ли компания позволить себе давать скидки клиентам. Иначе может возникнуть ситуация «продал много, а денег не заработал».
Способы повышения среднего чека зависят от специфики бизнеса. Например, можно предлагать клиентам более дорогие аналоги, сопутствующие товары, формировать наборы.
Контролировать расходы. Чем ниже расходы компании, тем выше прибыль при том же объеме продаж. Например, компания может экономить на аренде офиса, закупке канцтоваров, отказаться от неэффективных каналов маркетинга, или найти новых поставщиков с более выгодными ценами.
Оценить оборачиваемость активов
Оборачиваемость активов показывает, как быстро компания зарабатывает деньги на своих активах. Например, если оборачиваемость активов равна двум, это означает, что компания за год получает выручку, вдвое большую стоимости своих активов. Получаем, что активы за год оборачиваются два раза.
Чтобы повысить оборачиваемость активов, нужно:
Отслеживать, какие товары продаются быстрее. Представим, что у магазина есть товары А и Б.
Товар А | Товар Б | |
---|---|---|
Продали, цена за штуку | 120 000 ₽ | 55 000 ₽ |
Купили, цена за штуку | 70 000 ₽ | 50 000 ₽ |
Прибыль с одной штуки | 50 000 ₽ | 5 000 ₽ |
Продали штук за месяц | 1 | 20 |
Прибыль за месяц | 50 000 ₽ | 100 000 ₽ |
Прибыль от продажи товара А — 50 000 ₽, а товара Б — всего 5000 ₽. Но товар Б покупают гораздо чаще, поэтому он в итоге приносит больше прибыли за месяц и помогает активам оборачиваться быстрее.
Контролировать запасы на складе. Запасы обеспечивают бесперебойные продажи. Если покупатель хочет вещь, а ее нет в наличии — клиент может уйти к конкурентам.
С другой стороны, запасы — это замороженные деньги. Если у предпринимателя на складе лежит товар на 100 000 ₽ и долго не продается, предприниматель теряет деньги. Он мог бы его продать, даже по сниженной цене, и вложить эти 100 000 ₽ в более прибыльное дело.
Посчитать финансовый рычаг
Финансовый рычаг показывает, сколько активов приходится на каждый рубль собственного капитала. Чем выше коэффициент финансового рычага, тем больше заемных средств используется для финансирования активов.
Получается, чем больше заемных денег привлекается в бизнес, тем больше доходность собственного капитала предпринимателя.
Рассмотрим на примере, как привлечение заемных денег влияет на рост бизнеса и рентабельность капитала. Представим две одинаковые компании, которые работают 10 лет и всю прибыль вкладывают в бизнес.
Развивается на свои | Привлекает чужие деньги | |
---|---|---|
Стартовый капитал | 1 000 000 ₽ | 1 000 000 ₽ |
Рентабельность активов | 50% годовых | 50% годовых |
Привлекает кредит | Нет | Каждый год берет кредит на сумму собственного капитала, ставка 20%. Так, в первый год взял кредит на 1 млн рублей |
Собственный капитал через 10 лет | 57 000 000 ₽ | 357 000 000 ₽ |
Использовать заемный капитал необязательно, достаточно и 57 000 000 ₽. Но если компания хочет ускорить развитие бизнеса, то чужие деньги в этом помогут.
Чтобы заемные деньги пошли компании на пользу и не разорили бизнес, важно соблюдать два условия:
Рентабельность активов выше, чем процент за пользование деньгами. В нашем примере рентабельность активов 50%, а ставка по кредиту 20%. Это показатель, что компания сможет выплачивать проценты и оставаться в плюсе. Чем больше разница между рентабельностью и ставкой по кредиту, тем безопаснее и выгоднее для бизнеса.
Есть понятные точки роста. У компании должно быть понимание, куда ей развиваться и инвестировать заемные деньги
Например, у предпринимателя есть кафе, и он хочет открыть еще четыре кафе в том же городе. Четких планов и расчетов нет, просто планирует взять кредит и работать как привык. В таком случае высок риск, что чужие деньги приведут к банкротству.
Также не стоит идти за кредитом, когда у компании есть проблемы. В идеале привлекать заемный капитал стоит, когда бизнес растет, чтобы помочь ему развиваться быстрее.
Какие документы важны для финансового учета
Чтобы контролировать финансовые показатели и принимать правильные решения, нужно вести несколько видов отчетности. Вот самые главные:
Отчет о прибылях и убытках. ОПиУ — отчет, который показывает, на какую сумму компания выполнила обязательств и сколько заработала.
В ОПиУ отражают выручку и расходы за определенный период: месяц, квартал, год. Собственник видит весь объем обязательств и расходы по каждому виду деятельности. Так он понимает, приносит ли бизнес прибыль или терпит убытки.
Иногда ОПиУ строят на будущее, чтобы спрогнозировать доходы и расходы. Также отчет покажет, насколько прибыльным будет новое направление в бизнесе или стоит ли закрывать убыточное.
Отчет о движении денежных средств. ДДС — самый простой из управленческих отчетов. В нем отражено, сколько денег поступило на счет и ушло с него. ДДС ничего не говорит о прибыли компании и эффективности ее работы, поэтому его всегда рассматривают в связке с ОПиУ.
В ДДС ищут аномалии. Например, компания полгода тратит на офисные расходы по 300 000 рублей, а потом вдруг 600 000 рублей. Здесь нужно проанализировать, почему статья резко выросла. Возможно, арендатор поднял цену или в офисе обновили компьютеры.
Платежный календарь — один из подвидов ДДС — спасает бизнес от кассовых разрывов. Это когда нужно платить налоги или зарплату, а денег хватает только на кофе. Не всегда это катастрофа: возможно, завтра с компанией рассчитается крупный клиент. Платежный календарь поможет все просчитать и действовать исходя из реальной ситуации.
Управленческий баланс. Отражает состояние дел на конкретную дату: сколько активов и пассивов есть сегодня. В управленческом балансе видно, какая сумма собственных средств находится в бизнесе и сможет ли компания расплатиться с кредиторами, если закроется.
Крупная сумма на расчетном счете не означает, что все деньги принадлежат компании. Возможно, большая часть пойдет на обязательства в виде кредиторской задолженности, а сколько именно — покажет баланс.
Управленческий баланс помогает понять, откуда можно взять деньги для срочных нужд. Например, сделать скидку на нереализованный товар и быстро его продать или собрать дебиторскую задолженность с клиентов.
Как и где вести учет финансов
Выбор инструмента для финансового учета денежных средств зависит от размера бизнеса. Предпринимателю без сотрудников хватит «Экселя» или гугл-таблиц. Крупному бизнесу лучше подключить специальный сервис.
«Эксель» или гугл-таблицы. Это бесплатно, но данные вносят вручную. Если над отчетом работает не один человек, а команда, лучше выбрать гугл-таблицы. Тогда один и тот же документ можно комментировать, редактировать, отслеживать изменения. И не нужно бесконечно пересылать его друг другу и путаться в версиях.
Минус в том, что по данным таблиц сложно принимать серьезные стратегические решения, так как нет аналитики.
1С и сервисы бухучета. Программу 1С изначально разрабатывали для бухгалтерского учета, а не финансового. Можно приспособиться, но это неудобно: нужен специальный плагин или помощь специалиста, который доработает нужный функционал.
Иногда инструменты для фин. учета встраивают в онлайн-бухгалтерию. Собственник ведет учет, отправляет в банк платежки, начисляет зарплату, а система формирует не только бухгалтерские отчеты, но и управленческие.
Специализированные сервисы. Это отдельные платные программы, предназначенные специально для финансового учета. Сначала их интегрируют с интернет-банком или бухгалтерским сервисом, и далее система строит отчеты сама.
Готовые решения экономят время, так как большая часть процессов автоматизирована и отчеты можно настроить под себя. Еще один плюс: в наглядных и читаемых отчетах легче разобраться и вовремя принять меры.
Подробно разобрали тему и ответили на вопросы зрителей на вебинаре по финансовому учету с экспертом Александром Афанасьевым. Все, кто оставит почту на сайте inv.tb.ru, получат подарок от «Нескучных финансов» — комплект шаблонов для автоматического расчета показателей.
Подписка на новое в
Подборки материалов о том, как вести бизнес в России: советы юристов и бухгалтеров, опыт владельцев бизнеса, разборы нового в законах, приглашения на вебинары с экспертами.
Сейчас читают
Как организовать вебинар и заработать на нем
Рассказываем, как вебинары помогают бизнесу увеличить прибыль, даем пошаговый план организации вебинара и делимся приемами, которые помогают продавать в прямом эфире
Что такое CRM-система и как она помогает бизнесу зарабатывать больше
CRM помогает эффективнее работать с клиентами и увеличивать продажи. В статье — как выбрать CRM-систему, которая подойдет для вашего бизнеса
Как увеличить онлайн-продажи с помощью аналитики
Бывает, что у онлайн-бизнеса активно крутится реклама и вроде много обращений, но денег с этих обращений мало. Почему так, поможет разобраться аналитика продаж.
Будьте в курсе событий бизнеса
Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее
© 2006—2021, АО «Тинькофф Банк», Лицензия ЦБ РФ № 2673 — Команда проекта
Тинькофф Бизнес защищает персональные данные пользователей и обрабатывает Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Условиями обработки персональных данных и Cookies.
8000 ₽ на рекламу во ВКонтакте
Реклама ВКонтакте поможет привлечь новых клиентов. Помогаем с настройками рекламных объявлений.
Чтобы скачать чек-лист,
подпишитесь на рассылку о бизнесе
После подписки вам откроется страница для скачивания