Для чего нужен фонетический разбор слова в начальной школе

Статья «Фонетический разбор слова на уроках русского языка в начальных классах»

Вопрос о звуковом анализе – один из сложнейших в начальных классах. Впервые вопрос о предварительных звуковых упражнениях в русской методике (методике обучения чтению) был поставлен Ушинским К. Д..

Основоположник звукового метода в России считал необходимым развивать речевой слух у детей, умение слышать отдельные звуки и их последовательность в словах.

В методике различают собственно фонетический (звуковой) и фонетикографический (звукобуквенный).

Цель собственно звукового разбора – это характеристика звуковой структуры слова без обращения к буквам. Собственно звуковой разбор учащиеся выполняют в подготовительный период обучения грамоте. При переходе к изучению букв, как показывает практика преподавания, звуковой разбор полностью исключается из употребления.

Мы думаем, что звуковой разбор может использоваться на всём протяжении обучению языку в младших классах и даже применяться как особый вид фонетических упражнений в последующем обучении.

Во-первых, этот вид фонетического анализа убеждает, что со звуками можно работать и без букв, а это очень важно, чтобы освободить школьника от переоценки роли буквы.

Во-вторых, способы осознанного звукового анализа, сформированные без опоры на буквы, воспитывают у ученика отношение к материи языка как некой реальности, с которой можно производить свои особые действия и которая предполагает специфические средства контроля за выполнением этих действий.

Рассмотрим и проанализируем программы и учебники по русскому языку разных образовательных систем.

Анализ программы Т.Г.Рамзаевой (образовательная система “Классическая начальная школа”) показывает, что выдвигаются такие требования к умениям учащихся: производить анализ делением слов на слоги, определять ударный слог, последовательность звуков и букв в словах типа конь, сова, стриж (2 класс).

В 4 классе программа предлагает проводить звукобуквенный анализ систематически в целях формирования навыков безошибочного написания слов и развития орфографических умений. Для анализа взяты слова типа лодка, школьный, площадь.

В учебнике Рамзаевой Т.Г. для 3 класса предлагается порядок звукобуквенного разбора слов на форзаце:

1. Напиши слово, поставь знак ударения.

2. Определи, сколько слогов в слове.

3. Сколько гласных букв и сколько согласных?

4. Какой звук обозначает согласные буквы: звонкий или глухой, мягкий или твердый.

Как видим, под фонетическим разбором понимается звукобуквенный анализ.

Составители учебника Русский язык 2. класс Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. предлагают такой порядок звукобуквенного анализа слова:

1. Прочитай слово, поставь ударение.

2. Раздели слово на слоги.

3. Прочитай ударный слог.

4. Прочитай безударные слоги.

5. Назови звуки, какими буквами они обозначены.

6. Дай характеристику звуков.

7. Сосчитай, сколько в слове звуков, сколько букв.

В данной системе обучения “Школа 2100” по программе Бунеевых Р.Н. и Е.В. в период обучения грамоте дети учатся произносить звуки, слушать звучащее слово, соотносить произношение и написание, делать звукобуквенный анализ доступных слов.

Основные требования к умениям второклассников: производить звукобуквенный анализ слов и соотносить количество звуков и букв в доступных словах.

Таким образом, в данной программе под фонетическим разбором понимается звукобуквенный [Программно-методические материалы. 2000. С.37, 44, 215, 227, 231, 236].

В учебниках Поляковой A.B. по русскому языку (система развивающего обучения Л.В.Занкова) порядок разбора не предлагается, хотя раздел “Фонетика” представлен с 1 по 4 классы.

В программе по развивающей системе Л.В. Занкова в основных требованиях к знаниям, умениям, навыкам за 1 класс написано, что учащиеся должны уметь:

• производить фонетический разбор: вычленять звуки в словах, определять последовательность звуков и букв в слове, соотносить количество звуков и букв в словах, делить слова на слоги, определять количество слогов и ударный слог;

• различать твердые и мягкие согласные;

• различать звонкие и глухие согласные звуки [Сборник программ для четырехлетней начальной школы. Система Л.В. Занкова.; 2005. С.49].

Итак, на первом этапе обучения чтению по развивающей программе Занкова звуковой анализ превалирует над самой процедурой чтения.

В данный период ученики проводят звуковой разбор слов, наблюдают над звуками на коротких, простых по составу словах.

В системе развивающего обучения Л.В. Занкова работа над звуковым анализом ведется в основном в букварный период, а затем она проводится над звуком и буквой параллельно. Во 2, 3, 4 классах работа над собственно звуковым анализом не планируется, а в основном идет звукобуквенный разбор слов.

Как показывает школьная практика, собственно звуковому разбору на уроках уделяется недостаточно времени. Поэтому нами была разработана программа, направленная на формирование умений собственно звукового разбора слов и состоящая из блоков: 1 блок – “Звуки”, 2 блок – “Слоги”, 3 блок – “Ударение”.

Работа имела системный характер: начиналась в букварный период в первом классе и была продолжена во втором классе. Применение дидактических игр как одного из наиболее продуктивных средств обучения позволило, во-первых, учить детей без принуждения. Во-вторых, игра помогала, наряду с формированием и развитием фонематического восприятия, организовать учебную деятельность ребенка, обогащала его новыми сведениями по фонетике, активизировала мыслительную деятельность, внимание, развивала речь. В-третьих, игра применялась в различных вариантах (иногда использовался только фрагмент игры), при этом обновлялся учебный материал, включался в нее материал разноуровневого характера.

В первом блоке работа велась над гласными и согласными звуками.

Первоначальная работа (1 этап) проводилась с опорой на вспомогательные средства: графическую схему слова и фишки ( Для чего нужен фонетический разбор слова в начальной школе. Смотреть фото Для чего нужен фонетический разбор слова в начальной школе. Смотреть картинку Для чего нужен фонетический разбор слова в начальной школе. Картинка про Для чего нужен фонетический разбор слова в начальной школе. Фото Для чего нужен фонетический разбор слова в начальной школе— гласный звук, Для чего нужен фонетический разбор слова в начальной школе. Смотреть фото Для чего нужен фонетический разбор слова в начальной школе. Смотреть картинку Для чего нужен фонетический разбор слова в начальной школе. Картинка про Для чего нужен фонетический разбор слова в начальной школе. Фото Для чего нужен фонетический разбор слова в начальной школе— мягкий согласный звук, Для чего нужен фонетический разбор слова в начальной школе. Смотреть фото Для чего нужен фонетический разбор слова в начальной школе. Смотреть картинку Для чего нужен фонетический разбор слова в начальной школе. Картинка про Для чего нужен фонетический разбор слова в начальной школе. Фото Для чего нужен фонетический разбор слова в начальной школе— твердый согласный звук).

По мере выделения звуков ребенок заполняет схему фишками. Действие, которое осуществлял ученик, представляло собой практическое действие по моделированию последовательности звуков в слове.

На 2 этапе формировались действия звукового разбора в речевом плане. Называлось слово, определялся первый, второй, третий звуки, уточнялось их количество, давалась характеристика звукам.

Второй блок – деление слова на слоги – не вызывал у учащихся трудностей, если слоги были открытыми. Формировались умения деления слов на слоги с неслоговым [й’]. Проводились наблюдения правил слогораздела (до-брый, у-до-бный).

В третьем блоке у учащихся формировалось представление о словесном ударении и его роли в русском языке. Дети учились находить и выделять в словах ударный слог.

Цели программы: развитие фонематического слуха ребенка, формирование умения сознательно выполнять собственно звуковой разбор слова, развитие памяти, внимания, наблюдательности.

С целью отслеживания эффективности данной программы проводился эксперимент. В эксперименте участвовали два класса (1 “А”, 1 “Б” (контрольный класс), [2”А”, 2”Б”]).

В 1 “А”, [2 “А”] классе с первого года обучения велась систематическая работа над звуковым разбором по разработанной нами программе. В 1 “Б”, [2 “Б”] обучение велось только в рамках учебной программы.

Первая диагностика была проведена в марте 2007 года в 1 “А” и 1 “Б” классах. Учащимся предлагалось провести звуковой разбор слов по вариантам.

1 вариант: пила, карась, стул, малина.

Слова состояли из одного, двух, трех слогов.

Задание: разделить данные слова на слоги, определить ударный слог, записать звуковую “рубашку” слова.

Были получены следующие результаты (см. таблицу 1):

Анализ элементов звукового разбора слова в 1 “А” и 1 “Б” классах

Источник

Эти бы слова богу в уши (о фонетике в начальной школе)

Для чего нужен фонетический разбор слова в начальной школе. Смотреть фото Для чего нужен фонетический разбор слова в начальной школе. Смотреть картинку Для чего нужен фонетический разбор слова в начальной школе. Картинка про Для чего нужен фонетический разбор слова в начальной школе. Фото Для чего нужен фонетический разбор слова в начальной школе

Для чего нужен фонетический разбор слова в начальной школе. Смотреть фото Для чего нужен фонетический разбор слова в начальной школе. Смотреть картинку Для чего нужен фонетический разбор слова в начальной школе. Картинка про Для чего нужен фонетический разбор слова в начальной школе. Фото Для чего нужен фонетический разбор слова в начальной школе

Для чего нужен фонетический разбор слова в начальной школе. Смотреть фото Для чего нужен фонетический разбор слова в начальной школе. Смотреть картинку Для чего нужен фонетический разбор слова в начальной школе. Картинка про Для чего нужен фонетический разбор слова в начальной школе. Фото Для чего нужен фонетический разбор слова в начальной школе

Для чего нужен фонетический разбор слова в начальной школе. Смотреть фото Для чего нужен фонетический разбор слова в начальной школе. Смотреть картинку Для чего нужен фонетический разбор слова в начальной школе. Картинка про Для чего нужен фонетический разбор слова в начальной школе. Фото Для чего нужен фонетический разбор слова в начальной школе

Для чего нужен фонетический разбор слова в начальной школе. Смотреть фото Для чего нужен фонетический разбор слова в начальной школе. Смотреть картинку Для чего нужен фонетический разбор слова в начальной школе. Картинка про Для чего нужен фонетический разбор слова в начальной школе. Фото Для чего нужен фонетический разбор слова в начальной школе

«Современные программы обучения чтению, основанные на фонематическом методе, в первую очередь обучают звуковому анализу речи, определению звукового состава слова. И только потом детей знакомят с буквами и показывают, как переводить звуковой образ в буквенную запись. В толковых словарях содержатся разные определения фонемы, но все они сходятся в том, что фонема – это абстракция (или даже словесно оформленные слуховые галлюцинации). Таким образом, детей учат слышать абстракцию, что в принципе невозможно. Развивать ребенку фонематический слух и учить его слышать фонемы – то же самое, что учить ребенка вместо реальных предметов видеть их названия. Нормальный человек видеть привидения и слышать абстракции не может, и учить его этому вредно для его психики. По сути, развитие фонематического слуха означает, что ребенок перестает обращать внимание на многообразные звуковые нюансы, перестает дифференцировать звуки на слух, но начинает представлять себе речь в виде нескольких десятков приблизительных единиц, иногда очень далеких от реально произносимых звуков. В этом легко можно убедиться, наблюдая за общением наших детей.

Ложное мнение о том, что фонематический слух абсолютно необходим при обучении грамотному письму, так утвердилось за последние 20 лет, что уже никто не подвергает его сомнению. Однако любой психолог, педагог или логопед может посетить школу, где обучаются глухонемые дети, у которых нет вообще никакого слуха, не только фонематического. Тем не менее, большинство из них учится грамотно, и работают они по учебникам общеобразовательных школ, читают и вполне понимают, что в них написано.

Есть и еще одна причина неграмотного письма. Это – неполноценный навык чтения. Методисты, разработавшие критерии оценки навыка чтения, возможно, не подозревали, что озвучивание и осмысливание – две независимые операции, которые не слиты даже у бегло читающего человека. При чтении вслух необходимо распределять внимание между озвучиванием и пониманием, что фактически невозможно на начальном этапе формирования навыка. Любой ребенок скажет, что читать молча – проще, так как тогда он полнее понимает прочитанное. Однако детям делать этого не дают, так как от них требуют читать вслух, а понимание не проверяется, ведь данной функции при педагогической проверке отводится четвертое место, а в первую очередь оцениваются скорость, безошибочность, выразительность. Если ребенок читает быстро, понимание не проверяется в принципе. Таким образом, дети обучаются проговаривать текст, не вникая в его содержание, то есть, сдают «технику чтения» не понимая того, что читают.

О полноценном беглом чтении можно говорить только тогда, когда смысловой единицей восприятия текста является целое предложение. Тогда, читая, ребенок сразу схватывает смысл целого предложения и легко понимает любые тексты. Значительно чаще у современных школьников в качестве смысловой единицы восприятия текста выступают словосочетания. В этом случае, смысл предложения воспринимается не сразу, а как бы складывается из двух-трех кусков, и навык чтения уже неполноценен. Просто построенные тексты на знакомые темы дети понимать могут. Однако длинные, стилистически усложненные, предложения, характерные для литературных произведений, понимаются с трудом и искаженно, не говоря уже об описаниях природы или душевного состояния героев. Следовательно, дети не читают не из-за засилья компьютеров и телевизоров, а, в первую очередь, из-за неправильно сформированного навыка чтения. Не умея правильно читать, дети не могут решать задачи, вникать в параграфы учебников с последующим изложением прочитанного своими словами, в результате чего страдает все обучение в целом.»

Источник

Фонетический разбор в начальных классах

Фонетический разбор в начальных классах. Из опыта работы.

В зависимости от цели и задач урока разбор может быть полным или частичным, устным или письменным. Важно чтобы обучающиеся могли осознанно и аргументировано доказать своё мнение. Для достижения цели понимания фонетического разбора чётко прорабатываем и поэтапно изучаем порядок разбора. Это даёт возможность для проведения полного фонетического разбора в дальнейшем. Используем поэтапный план разбора.

Порядок фонетического разбора.

1.Постановка ударения, деление на слоги.

2Колличество звуков и букв.

3.Количество гласных звуков.

4. Количество согласных звуков.

5. Характеристика звуков.

Дополнительно показать деление слова на слоги и способы переноса разбираемого слова. Это даёт возможность отработать умение делать перенос слов. Для усвоения и отработки каждого этапа используются различные виды упражнений.

Опыт работы показал, что ежедневный фонетический разбор на протяжении обучения в начальных классах даёт положительный результат.

Опробовала практику работы над фонетическим разбором слова в наборе учащихся 2002-2006 года обучения по системе развивающего обучения системы Л. В.Занкова. Получив положительный результат, продолжила этот опыт работы в наборе учащихся 2006- 2009 года обучения.

Вся работа начинается с первых уроков в первом классе. В работу и в помощь включаются и родители детей. На родительских собраниях провожу учёбу и разъяснения. Дети заводят так называемые тетради « Малышки», в которых ведётся углублённая разносторонняя работа над звуками в пределах программы для первого класса. Печатаем слова для разбора, затем идет постановка ударения, деление на слоги, работа над схемой слова с опорой на ленту букв, затем записываем количество букв и звуков, гласных и согласных. Первоначально разбор ведётся на уроке обучения грамоте или письма. Затем начинается параллельная работа в тетрадях по русскому языку, где после показа записи букв, слогов печатаю на строчке слово для обязательного разбора, в виде цветной звукобуквенной схемы. Эта работа продолжается и во втором классе. Слово для фонетического разбора записываю в тетради по русскому языку, как дополнительное задание для домашней работы. Выбор слова для разбора может быть обусловлен несколькими причинами, это могут быть слова с йотированными звуками, слова которые встретились в новом тексте по литературному чтению, прослеживается межпредметная связь. Но чаще всего для задания беру словарные слова из словарика, данного класса. Это способствует отработки не только фонетического разбора, но и запоминанию словарных слов. Во втором полугодии второго класса либо в начале третьего класса, это зависит от уровня подготовленности детей, переходим к фонетическому разбору, отходя от применения цветовой схемы. Первоначально провожу разборы на уроке русского языка или в начале урока чтения в виде разминки.

Сначала для удобства разбора берём простые слова, затем по мере отработки всех тонкостей разбора слова усложняются. Продолжаем использовать при разборе ленту букв и опорную карточку фонетического разбора. Более подготовленные дети реже прибегают к использованию опор, дети которым труднее работают с опорами. Слова для разбора в домашней работе печатаю в тетрадях на полях. В классной работе делаем проверку, а как ещё один вариант делаю проверку сама. Вся эта работа продолжается и в третьем классе. Это развивает навык грамотного письма, совершенствуется работа над словарными словами, создаются предпосылки для качественной работы в среднем звене. Результатом этой работы стал безошибочный фонетический разбор всех учащихся в годовом контрольном диктанте по русскому языку за третий класс.

Вся работа проходит по принципу от простого к сложному, В результате дети перестают бояться фонетического разбора, делают разбор быстро и качественно. Надеюсь, мой опыт работы поможет начинающим педагогам.

Источник

Фонетический разбор слова

Для чего нужен фонетический разбор слова в начальной школе. Смотреть фото Для чего нужен фонетический разбор слова в начальной школе. Смотреть картинку Для чего нужен фонетический разбор слова в начальной школе. Картинка про Для чего нужен фонетический разбор слова в начальной школе. Фото Для чего нужен фонетический разбор слова в начальной школе

Фонетический разбор слова является главной темой, которую начинают изучать в 1 классе, во 2 классе и в последующие годы этот пласт знаний дополняется более сложным материалом, отрабатывается на практических упражнениях. Данная статья раскрывает основные тематические понятия, показывает, как сделать фонетический разбор слова.

Основные понятия: фонетика, буква, звук

К фонетике относят область науки о языке, занимающейся изучением звуков речи.

Буквы являются их графической интерпретацией. Благодаря этим символам звуковая информация перекладывается на бумагу при письме.

Люди издают около сотни разных звуков, но при общении друг с другом используют только около половины из них. А при письме звуки обозначают всего 33 графическими символами (буквы и знаки), из которых 10 (а, я, о, ё, у, ю, ы, и, э, е) гласных и 21 согласная, твёрдый и мягкий знак. Располагаясь в определенной последовательности, они образуют русский алфавит. У каждой буквы есть своё «имя».

Не всегда количество написанных графических символов соответствует числу звуков. В ряде слов не все звуки нами произносятся, хотя при написании обозначаются графически. Также звук может звучать по-иному, отличаясь от написанного буквенного символа.

Таким образом, звуки — то, что воспринимается ухом и образуется при произношении, а буквенные знаки − символы, видимые глазу и отображаемые при создании текстовой информации. Во время чтения книги вслух взор направлен на слова, построенные из букв, а голос создаёт поток звуков.

Звуки также подразделяются на гласные и согласные.

Фонетика гласных

Несмотря на то, что гласных букв десять, звуков же всего шесть: [а], [о], [у], [ы], [э], [и]. При их произношении воздух, который выдыхается, беспрепятственно покидает ротовую полость. Голосовые связки создают вибрацию, воспринимаемую человеческим ухом как голосовой звук. Он обладает певучестью.

Слова состоят из слогов, в каждом из которых присутствует гласная. Число гласных и слогов в слове одинаково.

Совет! Первокласснику легко будет подсчитывать слоги в слове, если во время отчётливого произношения удерживать выпрямленную ладонь под подбородком. Поток гласных заставит подбородок биться о ладонь. Подсчитав удары, можно определить, какое число словарных слогов получилось.

Фонетика согласных

Воздух, который выдыхается из ротовой полости при проговаривании согласных звуков, встречает на своём пути преграды. Этими барьерами могут быть язык, губы или зубы. Именно они определяют разнообразие звучания.

Согласные звуки подразделяют на твердые и мягкие, звонкие, глухие. Всего их 36.

Выделяют парные согласные по твёрдости и мягкости, например, [п] — [п′], а также непарные твёрдые ([ж], [ш], [ц]) и непарные мягкие ([ш′], [й], [ч]).

Многие фонетические единицы образуют пары и по звонкости-глухости ([з] — [с], [з′] — [с′]). Также есть непарные звонкие (сонорные) звуки, образованные при помощи голоса и шума, например [й] и непарные глухие, например, [ч].

Совет! Приём поможет малышу понять принадлежность звука: ребёнку предлагается закрыть уши ладонями и проговорить непонятный для него звук. Если во время проговаривания ему послышался голос, то звук относится к звонким. Если шум — к глухим.

Видео «Фонетическая транскрипция»

Правила фонетического разбора

Ниже приведены основные правила, которые необходимо запомнить детям:

Звуко-фонетический разбор слова

Ниже приведена схема фонетического разбора слова:

Пример фонетического разбора слова

туча — слово состоит из двух слогов: ту-ча.

т — [т] — согл., парн. глухой, парн. твёрд.
у — [у] — гласн., ударн.
ч — [ч’] — согл., непарн. глухой, непарн. мягк.
а — [а] — гласн., безударн.

В слове четыре буквы, четыре звука.

Итак, фонетический разбор слова представляет собой анализ слоговой и звуковой структуры слова.

Источник

Звуко-буквенный разбор слов

Очень многому надо научить маленького человечка в начальных классах. Ничего не хотелось бы упустить. В свою систему работы ввела недельные ритмы, т.е. 5-7минут на уроке отвожу отработке определенного навыка. Например, на уроках русского языка:

Понедельник: орфографическая работа, выполнение грамматических заданий.

Вторник: звуко-буквенный разбор слов (фонетический разбор).

Среда: работа со словами из словаря. Морфологический разбор (как часть речи).

Четверг: работа над предложением. Разбор предложения по членам и по частям речи.

Пятница: разбор слов по составу (морфемный анализ).

Каждую четвертую неделю месяца проводится проверочная работа.

Хочу поделиться работой над звуко-буквенным анализом.

1 класс

Слова для фонетического разбора подбираю по принципу от простого к сложному.

1.Слова, состоящие из звуков в сильных позициях:

2. Слова, состоящие из звуков в сильных и слабых позициях, практически совпадающих по своим акустическим характеристикам с сильными позициями тех же фонем:

трава, суп, лук, ёрш, рельс, Яша, яма, мама, папа, радуга, диван, полка, козлик, птица, комната, строчка, почка, пальчик, мальчик, зайка, майка, кукушка, букварь, пилот, гусь, окунь, кошка, раки, ива, сумка, рыбак, юла, арбузы, грибок, лай, крылья, льдина, съёмка, краска, звон.

3. Слова, которые имеют в своем составе звуки в сильных позициях, причем последние отличаются по звучанию от сильных позиций фонем:

ёжуголоклюкрадостьизгиб
мороздетимелснегобложка
лесажмуркиподъездбегпротяжка
стенаморозныйзаявкагрибморской
перепелшкольникиуехатьглазстекло
вечерконькиподъемзубщука
ногавеснаручьиложкамалина
бегунвесёлыйздоровьестолбягодка
пятнопирожоквареньеморковьпогрузка
грохотмячвьюганожкадорожка
ловитьходьбазамазкасобакацветок
берёзкадеревьяуловпятёркаюг

Звуковой разбор идет в такой последовательности:

1.Скажите слово с нормами произношения и послушайте себя.

2. Найдите ударный слог и произнесите слово по слогам.

3. Протяните (выделите голосом) первый звук в полном слове, назовите его и охарактеризуйте.

4. Запишите, выделите фонему (букву).

5. Протяните (выделите голосом) второй звук в полном слове, назовите его и охарактеризуйте…

6. Проверьте, получилось ли слово.

Учащиеся имеют памятки:

№ 1. Фонетический разбор (рис. № 1).

Гласные буквы я, е, ё, ю, когда стоят:

а) в начале слова (например: Яша, юла);

б) после гласной (например: маяк);

в) после разделительного мягкого знака (например: деревья, вьюга) дают два звука.

Для чего нужен фонетический разбор слова в начальной школе. Смотреть фото Для чего нужен фонетический разбор слова в начальной школе. Смотреть картинку Для чего нужен фонетический разбор слова в начальной школе. Картинка про Для чего нужен фонетический разбор слова в начальной школе. Фото Для чего нужен фонетический разбор слова в начальной школе

Гласные буквы: а, о, у, э, ы — показывают, что согласный читается твердо.

Гласные буквы: я, е, ё, ю и — показывают, что согласный читается мягко.

Ь – показатель мягкости.

[ й ] или [ j ] – согл., зв. неп., мяг. неп.

Звуки [ ж, ш, ц ] – твердые непарные.

Звуки [ щ, ч, j ] – мягкие непарные.

Ъ, Ь знаки – звука не обозначают [ ]

№ 2. Алгоритм разбора (рис. № 2).

Для чего нужен фонетический разбор слова в начальной школе. Смотреть фото Для чего нужен фонетический разбор слова в начальной школе. Смотреть картинку Для чего нужен фонетический разбор слова в начальной школе. Картинка про Для чего нужен фонетический разбор слова в начальной школе. Фото Для чего нужен фонетический разбор слова в начальной школе

Для чего нужен фонетический разбор слова в начальной школе. Смотреть фото Для чего нужен фонетический разбор слова в начальной школе. Смотреть картинку Для чего нужен фонетический разбор слова в начальной школе. Картинка про Для чего нужен фонетический разбор слова в начальной школе. Фото Для чего нужен фонетический разбор слова в начальной школе

№ 3. Лента букв (рис. № 3).

Для чего нужен фонетический разбор слова в начальной школе. Смотреть фото Для чего нужен фонетический разбор слова в начальной школе. Смотреть картинку Для чего нужен фонетический разбор слова в начальной школе. Картинка про Для чего нужен фонетический разбор слова в начальной школе. Фото Для чего нужен фонетический разбор слова в начальной школе

Для чего нужен фонетический разбор слова в начальной школе. Смотреть фото Для чего нужен фонетический разбор слова в начальной школе. Смотреть картинку Для чего нужен фонетический разбор слова в начальной школе. Картинка про Для чего нужен фонетический разбор слова в начальной школе. Фото Для чего нужен фонетический разбор слова в начальной школе

Для чего нужен фонетический разбор слова в начальной школе. Смотреть фото Для чего нужен фонетический разбор слова в начальной школе. Смотреть картинку Для чего нужен фонетический разбор слова в начальной школе. Картинка про Для чего нужен фонетический разбор слова в начальной школе. Фото Для чего нужен фонетический разбор слова в начальной школе

Ежедневно на уроках чтения, письма учу характеристике звука в соответствии с изучением новой буквы и звуков. Слова для анализа беру из “Азбуки” или “прописи”. Перед глазами всегда лента букв.

Слова для фонетического анализа в 1-м классе (Русская Азбука. В.Г.Горецкий. Москва. “Просвещение”. 2000.).

астрастулгвоздипастухлес
арбузрульдвапастухилось
окунизаборяблокиюламак
овощидверьяблонякузнецмаки
иголкавратарьгрибыэхотри
шарыловикругилещпять
уткаелимячшарфикдом
барабанпиларучкашарфсемь
коньплотникгусилистьязвонок
змейзебрагусьголубишкаф
карандашжмуркиёжиктрамвай

2 класс

Шумят листвой деревья: ш-ш-ш-ш…

Поют птицы: …? Лает собака: …? Капает дождь: …? Гремит гром: …? Скрипит под ногами снег: …? Слышен шорох шагов: …?

Как свистит чайник? Как шипит раскаленная сковородка? Как звенит будильник? Как скрипит старая дверь? Как капает вода из крана?

Как мальчик играет на барабане? Как папа работает с дрелью? Как гудит стиральная машина? Как звучит работающий мотор? Как тикают часы? Как стучит мамина швейная машинка? И т.д.

Назовите гласные, которые обозначают твердость согласного звука.

Назовите гласные, которые обозначают мягкость согласного звука.

Назовите звонкие непарные согласные, глухие непарные согласные, парные звонкие и глухие согласные.

Почему их так называют?

Согласные всегда мягкие.

Согласные всегда твердые.

Что вы знаете о Ъ и Ь знаках?

б). Гриб 1 – контрольный анализ.

Из каждого слова выньте по одной фонеме. Сделайте это так, чтобы из оставшихся фонем получилось новое слово.

Вот так: горсть – гость.

Полк, всласть, краска, склон, экран, беда, тепло.

Добавьте к каждому слову одну фонему, чтобы получилось новое слово.

Рубка, дар, стол, клад, лапа, усы, укус.

В предложенных словах замените одну согласную фонему другой, чтобы получилось новое слово.

Вот так: корж – морж.

Ногти, булка, лапка, зубы, киска, песок, галка, орел, норка, клин, тоска, свет, полено, рамочка.

Ветер – 2 зв., 3 зв., 5 зв.

б). Цирк 1 – контрольный анализ.

В начало слова или в конце его добавьте букву, чтобы получилось новое слово.

Какие звуки обозначаются этими буквами?

Вы знаете, какую важную роль играют фонемы. Стоит только в слове изменить одну фонему или убрать ее, возникает путаница, становится смешно.

Вот какая забавная история произошла в одной семье.

Девочка – первоклассница говорит своему дедушке:
Дедушка, посмотри, что я нарисовала!
А кто это?
Ты, дедушка, и портфель с учебниками. А почему ты смеешься?
Уж очень смешные твои подписи, Машенька. Ты, наверное, поторопилась и что-то напутала.
( По А. Шиваеву).

Подпись под 1-м рисунком: портфель с учениками.

Подпись под 2-м рисунком: девушка.

— Что обозначает Ь знак в конце и в середине слова?

— Чем интересны буквы Я, Е, Ё, Ю?

— Когда они имеют два звука?

— Назовите слова, в которых есть звук [ Й ].

И вскользь мне бросила змея:

“У каждого своя судьба!”

Но я – то знал, что так нельзя –

Жить, извиваясь и скользя.

Послушайте стихотворение Новеллы Матвеевой, это разговор двух друзей. Почему им трудно понять друг друга? Найдите и исправьте в стихотворении нелепости. Какую роль сыграли в этом звуки (фонемы)?

Путаница.

В печке выпечен батон,
А в петлицу вдет бутон,
По траве ползет питон,
Молоко течет в бидон,
А на стройке есть бетон.

Повтори и ты мне в тон:
Где бутон,
А где батон,
Где бидон,
А где питон,
Ну, а где – бетон.

Раз, два, три, четыре, пять.
Начинаю повторять:
В печке выпечен бутон,
А в петлицу вдет батон,
По траве ползет бидон,
Молоко течет в бетон,
А на стройке есть питон.

— Нет, не так!
Нет, не так!
— Ну тогда вот так:
В печке выпечен бидон,
А в петлицу вдет питон,
По траве ползет бетон,
Молоко течет в батон,
А на стройке есть бутон.

— Нет, не так!
Нет, не так!
Подскажите сами: как?
Разберитесь сами в том,
Где бутон, а где батон,
Где бидон, а где питон.
Ну, а где – бетон.
(Н. Матвеева)

б). Контрольный анализ.

Почка1 – 1 в
Кочка1 – 2 в

Послушайте шутливое стихотворение. Ответьте, почему произошли такие чудеса? Будьте внимательны к словам в тексте – может быть, они подскажут вам ответ.

Дым
Пироги пекутся в речке.
На улице стоит,
Рыбаки сидят у печки.
Дом
Путник в город шел
Из труб его валит.
Мешком.
На чердак залезла ложка,
Вы слыхали о таком?
Со стола упала кошка.
Кто не верит чудесам,
В день весенний у ворот
Убедиться может сам.
Начал дружно таять
Мед.
(А. Санин)

15. а). Превратим волка в козу.

Эту словесную игру придумал английский математик Льюис Кэролл, автор сказки “Алиса в стране чудес”. Смысл игры в том, что составляется ряд слов, каждое из которых отличается от предыдущего только одной буквой. При этом надо соблюдать следующие правила:

1) в слове можно менять только одну букву;

2) нельзя переставлять буквы, удлинять и укорачивать слово;

3) начальные и конечные цепочки должны иметь логическую связь.

16. а). Превратим “ночь” в “день”.

Ночь – ноль, соль, соло, село, сено, сеть, деть, день.

17. а). Работа с лентой букв.

Назовите гласные буквы, которые обозначают мягкость согласного звука.

Какую букву пишем, а какой звук слышим?

б). Земля 1 – контрольный анализ.

18. а). Помоги звукам.

Помогите гласным и согласным быть вместе. Соедините их так, чтобы получились слова.

19. а). Замени один звук другим.

20. а). Загадка – метаграмма.

б). Баллон 1 – контрольный анализ.

21. а). Вспомните слова о зиме со звуком [а].

(зима, горка, сосулька, санки, варежки).

Дайте характеристику 2-му звуку в слове “горка”, 5-му звуку в слове “сосулька”, 5-му звуку в слове “варежки”.

На любой вопрос учителя называйте только те слова, которые начинаются со звука [а].

Как тебя зовут? (Андрей).

Откуда ты приехал? (Из Анапы).

Что там растет? (Арбузы).

А еще что? (Абрикосы).

Какие птицы там водятся? (Аисты).

А на чем ты поедешь обратно? (На автобусе).

Какой подарок привезешь маме и папе? (Астры и альбом).

23. а). Говори, слушай, не повторяй.

Показываю букву, дети “по цепочке” называют слово на эту букву.

24. а). Как блеет баран? (бе-е-е…).

Назовите, какой ваш звук в слове (согл., зв., глух., парн., тв., мягк., парн.).

Что вы знаете о букве Ь?

26. а). Закончите слово ( с Ь).

— Что обозначает Ь на конце слова; в середине между согласными; в середине после согласной перед гласными Я, Е, Ё, И?

27. а). Как проверить безударную гласную? Почему она требует проверки?

Назовите одинаковый звук в словах: дом, ноты, зонт, пальто, осы, ноги.

Что это за звук? (гласный, ударный).

28. а). Закончите предложения словами, начинающимися на букву О.

Было очень жарко, и мама открыла все …(окна). Бабушка варила варенье, и в открытое окно влетели злые…(осы). Я очень люблю кедровые …(орехи). Ничто не предвещало дождя, по небу плыло воздушное …(облачко).

б). — контрольный анализ.

Как вы думаете, какие звуки важнее – гласные или согласные? Проведем фонетический эксперимент. Возьмем любые три слова. Уберем из них все согласные. Что у нас получится?

_ _ О _ _ _ И _ _ А _ А _ _ А _ _ О _ А _ У _ _ _ А.

Можно ли догадаться какие это слова? Конечно, нет. А теперь возьмем те же самые слова, но оставим в них только согласные:

ШК _ ЛЬН _ К К _ Р _ НД _ Ш П _ Ж _ Л _ ЙСТ _

А теперь догадались? Наверняка. Так кто же главнее – гласные или согласные? Подумайте и объясните почему вы так считаете?

30. а). Попробуйте расшифровать такие сокращения:

Мршк, Мрк Твн, Мхлкв, Чквскй, Шлхв, Блк, Лрмнтв, Нкрсв, Гйдр, Крлв.

Смогли бы вы прочитать эти фамилии, если бы они состояли из одних гласных?

Аналогично строится работа в 3-4-х классах. К концу четвертого класса все учащиеся имеют прекрасный результат по фонетическому (звуко-буквенному анализу).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *