Для чего нужен фотограф
Кто такой Фотограф и сколько он зарабатывает
Один из самых лучших курсов по фотографии для новичков, где вы вместе с топовыми экспертами найдете свое авторское видение и соберете действительно качественное портфолио.
Это перспективная и востребованная профессия. Специалисты нужны везде: как для личных фотосессий, так и для коммерческих проектов. Можно выбрать любую нишу: фотожурналист, эксперт по художественной фотографии, рекламный или свадебный фотограф, ассистент лаборанта или судмедэксперта, семейный и фэшнфотограф, предметник, стрит-фотограф и популярный за границей профессиональный папарацци.
КТО ТАКОЙ ФОТОГРАФ?
Качества профессионального фотографа:
Фотограф должен следить за трендами позирования и обработки, посещать курсы и повышать квалификацию, заводить знакомства и анализировать конкурентов. Труд и желание развиваться помогут стать уникальным специалистом и преодолеть условия жестокой конкуренции.
СКОЛЬКО ЗАРАБАТЫВАЕТ ФОТОГРАФ?
Сотрудники требуются как на удаленную работу, так и для очных встреч с заказчиками. Уровень заработной платы базируется на опыте фотографа, регионе проживания и персональных навыках кандидата:
Преимущество профессии заключается в том, что она подойдет людям с разными чертами характера. Интроверты могут снимать для брендов одежды и аксессуаров, заниматься съемкой пейзажей или рекламы. Экстраверт найдет предназначение в работе с модельными агентствами, свадебными ивент-студиями или работе со знаменитостями в качестве папарацци.
ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ ФОТОГРАФ?
Что должен знать специалист?
На начальном уровне необязательно разбираться во всех редакторах сразу: освойте один из них на профессиональном уровне. Так как программы похожи, в процессе работы изучить остальные будет несложно.
Фотографы рассказали, актуальна ли их профессия в современном мире
Раньше фотографы работали либо в редакциях газет и журналов, либо в ателье, где делали снимки для паспортов, портреты, семейные фотографии. Сегодня фотографы имеют гораздо больше специализаций.
Современный фотограф должен идти в ногу со временем и не отставать от прогресса. При этом сохранить своё уникальное видение этого мира. Чтобы остаться в своей профессии, фотограф должен развиваться и творчески, и технически. Иначе большая конкуренция заставит его сойти с пути.
Но зачем прилагать столько усилий, времени и труда к работе, которая с лёгкостью может не окупиться? Зачем сегодня людям нужны услуги фотографа, ведь существует много разных гаджетов? У большого количества смартфонов камера ничуть не хуже, чем на профессиональной технике, да и камеры, и объективы сейчас в свободном доступе и каждый может их приобрести. Своё мнение на этот счёт нам объясняли сами фотографы.
Спрос на визуальный контент растёт
Меня зовут Алексей, фотографией занимаюсь относительно недавно – 2 года. Это и работа и хобби, которые меня вдохновляют. Поначалу, да и сейчас, я очень много тренировался, познавал теорию. Часто не спал ночами и разбирался в фотошопе, придумывал новые идеи для фотосессий.
Считаю профессию фотографа актуальной, даже трендовой. Спрос на визуальный контент, качественные фотоуслуги растёт с каждым днем. Вопреки распространённому мнению, что профессия фотографа умирает, я считаю, что это не так. Сейчас много кто гонится за качественной картинкой. А новые смартфоны не догоняют новые объективы по многим характеристикам. С фотиком больше возможностей для обработки. К тому же они развиваются не медленнее смартфонов.
Заниматься фото невыгодно
Я Василий, и я занимаюсь фотографией 15 лет. Думаю, что работа фотографа, на самом деле, не очень актуальна. Часто проще снимать на телефон и многие начинают это понимать. Пришли новички, и потеснили профессионалов. Зачем платить дорого, когда есть масса людей, которые поснимают за копейки или же вообще бесплатно? Сейчас заниматься фото уже невыгодно. Снимать в качестве хобби можно. Можно ли нормально заработать – это вопрос. Чтобы эта работа приносила доход, нужно уметь себя продавать. Получается, что фотограф должен быть ещё и маркетологом.
Фотограф сейчас должен быть высококлассным специалистом с очень хорошими организаторскими навыками. Быть знакомым с психологией. Получается, чтобы быть актуальным и нужным своей аудитории, нужно очень упорно и много работать. Быть первым в своём деле.
У каждого своё мнение насчёт профессии фотографа. Кто-то может сделать красивые снимки самостоятельно. Кому-то, наоборот, кажется, что качество фото зависит лишь от профессиональной техники. Как бы там ни было, фотографов на сегодняшний момент достаточно много. И они действительно нужны для создания контента разным брендам или рекламным компаниям, журналам и газетам. Но для этого нужно быть универсальным профессионалом и знать все тонкости этой работы, быть творчески развитым. И только тогда можно будет побороться за звание настоящего фотографа.
ИА «Бел.Ру» © 1999-2019. Все права защищены.
Сетевое издание Информационное агентство «Бел.Ру»
Средство массовой информации зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 23.11.2018 г. регистрационный номер серия ЭЛ № ФС 77-74127.
Дата регистрации: 23.11.2018
Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «ПремьерМедиаИнвест»
Телефон: +7 (47-22) 24-97-77
e-mail: newhot@iabel.ru; ooopremmediainvest@gmail.com
Главный редактор: Артемова О.А., artemova@iabel.ru
Реклама на сайте: +7 (47-22) 24-97-78, smorodina@newsmedia.su, ostrogozhsky@1mediainvest.ru
Все права на материалы и новости, опубликованные на сайте www.bel.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ. Допускается цитирование без согласования с редакцией не более 50% от объёма оригинального материала, с обязательной прямой гиперссылкой на страницу, с которой материал заимствован. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал www.bel.ru, до или после цитируемого блока.
Материалы в сюжетах «Новости компаний» и «Партнёрский материал» публикуются на правах рекламы.
Рассуждения о фотографии. Кто такой фотограф? Зачем мы фотографируем?
Фотография, как и любовь, лучше всего проявляется в темноте
Введение
Когда меня просят научить фотографии, я отправляю этих людей в фотошколу. Для таких целей даже припас визитки разных фотошкол.
О чем писать? Многие хотят увидеть формулу, некий план, действуя по которому можно снять шедевр — бред! Данный пост это скорее свод неких рекомендаций, построенных на моем общение с блогосферой. Я не блогер, я фотограф! Здесь я буду рассматривать фотографию как часть блога, не больше. Не думайте увидеть здесь рассказ о постановке света и экспонометрии. Только практика — только хардкор!
Фотография — это неотъемлемая часть жизни человека.
Фотография — это средство самовыражения для человека. Всякий кто пытался заснять цветок в саду, уже фотограф. Фотография — это возможность поделится с миром чем-то важным. Почему проще сфотографировать, а не написать об этом. Почему вы фотографируете еду, а не пишите литературным языком о том какая она красивая, как подана на стол? Есть две причины:
Миф про большие камеры
Многие упорно верят что, купив большую черную камеру и длинный объектив — они сразу станут профессионалами.
Да, большие черные камеры и длинные большие объективы — это очень круто смотрится. Я даже согласен что они лучше чем любой другой маленький фотоаппарат. Но, совсем не это решает, будите ли вы хорошо снимать. Это лишь средства. А чем лучше средства, тем сложнее ими пользоваться.
К примеру фотоаппараты Hasselblad (широкоформатные камеры с матрицей размером 36 х 48), такой камерой снимают профессионалы в студиях для дорогих журналов. Разрешение фотографии при 100МП физических можно довести до 200! Это ужасно большое разрешение, видно каждый волосок, каждую морщину модели, каждый касяк! Эти снимки требуют соответствующей подготовки модели, работы фотографа, ретушеров. Вам оно надо?
Почему профессиональные фотографы пользуются большими камерами? Им важна скорость, им важно контролировать настройки камеры — они отвечают за каждый кадр. Но даже среди профессионалов много фотографов используют компакты и продвинутые мыльницы — здесь важна мобильность! В век цифровой гонки, когда информационные порталы борются за материал, важны любые фотографии.
Не важно «Как это сделано?», важно «Зачем?»
Многие люди зацикливаются на технической стороне вопроса, постоянно пытаются решить «Как это снято?». Это частая практика, фотограф видит снимок в интернете, анализирует его и делает точно такой же снимок. Это причина породила множество похожих материалов. По сути, интернет наполнен однотипными фотографиями, пропала индивидуальность фотографа. Все пытаются друг друга копировать.
Важно ли знать техническую сторону вопроса?
В рамках проекта «ГИД по фотошколам», мы делали интервью с алматинскими фотографами. Вопрос звучит так: «Кто такой фотограф?». Рекомендую к просмотру:
Если вы купили зеркалку, вы определенно этим интересуетесь, так как вы хотите фотографировать лучше. Нет ничего зазорного, пройти месячное обучение, даже для общего развития. К тому же если вы взрослый человек, вы полностью отдаете себе отчет в ваших действиях. Следовательно, вы не тратите деньги и время в пустую.
Можно заниматься фотографией, не тратя время на занятие? А кто вам запретит? Умеете ли вы снимать или нет, это только на вашей совести.
Ответственность
Говоря о совести фотографа, я говорю об ответственности перед зрителями. Есть разные фотографы, разные течения в фотографии. Одни жанры фотографии подразумевают придумывание картинок, другие требуют от фотографа максимальной объективности. Я думаю, не стоит объяснять, если вы фотографируете фото отчет с серьезного мероприятия меньше всего зритель ждет от вас высокохудожественной иллюстрации, совмещения фотографии и рисунка.
Я приведу несколько примеров. На мой взгляд — это показательные события в мире фотографии.
Пример 1
В июне 2013 года весь интернет звенел новостью о том, что газета Sun Times в Чикаго уволили весь штат фотокорреспондентов(http://macradar.ru/news/sun-times-fail/). Вместо этого они решили снабдить своих журналистов iPhone. Так же для новоиспеченных фотографов провели курсы для начинающих.
Позже в продолжение этой истории были опубликованы две страницы газеты. Снимок выше был снят на iPhone человеком мало понимающим в предмете, мы не видим эмоции, мы не ощущаем драйв. Просто документальное подтверждение факта. На снимке запечатлен момент триумфа хоккейной команды Chicago Blackhawks, которая триумфально провезла добытый на днях кубок Стенли! Ниже представлен снимок профессионального фотографа, который был на этом же мероприятии.
Вообще мы живем в 21 веке. И прошло то время когда ценились любые фотографии. Нишу документалистики основательно заняли телевизионные СМИ. Фотографы выживают за счет эмоций, которые они могут передавать на фотографиях. “Просто фотки” не выживают в этой конкурентной среде.
Пример 2
Многие агентства, которые занимаются продажей новостей, нанимая фотографов и отправляя их в горячие точки, часто сталкиваются с волной критики в свой адрес. Поэтому нанимая фотографов они ставят их в очень жесткие рамки по обработки фотографий. Например фотографию нельзя ретушировать, применять к ней фильтры и так далее. Пример ретуши, из-за которой агенство Associated Press разорвало контракт с фотографом-фрилансером Нарcисо Контрерасом. На снимке отчетливо видно, как в левом нижнем углу пропала камера коллеги фотографа.
Некоторые агентства позволяют снимки кадрировать. Но даже казалось бы безобидное кадрирование приводит к искажению реальной информации.
Общение — ключ к успеху кадра
Очередной миф среди начинающих фотографов. Многие думают что фотограф это некий технарь, выставивший свет и нужные параметры на камере, он делает шедевр. От части это правда. Но все забывают ключевой момент, фотограф работает с людьми. Фотограф — это хороший психолог. Общение с человеком, неотъемлемая часть фотографии.
Сразу вспоминаю медиаблог, на котором давал небольшой мастер-класс Дамир Отеген. Позже в интернете прозвучал комментарий, мол Дамир ничего полезного не рассказал. Не рассказал как пользоваться камерой, не рассказал как ставить свет. Просто рассказывал как он начинал фотографировать. Конечно, были и те кому этот МК был полезен. Я например получил большое удовольствие, то что я услышал, это то, что я изучаю долгие годы. Фотограф — человек который работает с людьми!
На своем собственном примере, Дамир рассказал как работает профессиональный фотограф. И как должен работать фотограф, в целом, чтобы добиться хорошего результата. Рекомендую к просмотру:
Каждый снимок — это ваше сочинение
Отсюда другой вывод, когда вы делаете фото историю (репортаж) — вы делаете серию фотографий связанных между собой, точно так-же вы писали сочинения в школах. Следовательно, плохая идея, делится с нами однотипными фотографиями с одним и тем же содержимым.
Фотограф неравнодушный человек
Любой профессиональный фотограф подтвердит тот факт, что ему нравится то, что он делает. По сути если фотограф будет ненавидеть свою работу — это плохой фотограф. Когда я начинал только учится, я услышал такую фразу «Фотограф должен влюбится в свою модель». В этих словах есть доля правды, фотограф еще тот романтик.
Фотограф это человек который любит общаться, любит познавать что-то новое. Он как ребенок, ему дали новую «игрушку», какой нибудь металлургический завод, и он с большим интересом начинает присматриваться к этой «игрушке»: изучает, пробует на вкус, че там еще дети делают? Разбирают по деталям и снова собирают, вычленяя лишние детали.
Студийные фотографы лезут в свет, изучают его: как он падает на конкретного человека. После они разбирают самого человека, лезут к нему в душу, расчленяют его сущность и лепят то, что хотят. Так работает фотограф, и забудьте про фотоаппарат — это лишь средство самовыражения.
Важна ли обработка?
Обработка фотографии, да и вообще использование Photoshop или других редакторов типа Lightroom или Aperture — это достаточно массивная тема. Здесь как и в самой фотографии куча нюансов.
Я же хочу затронуть сам вопрос необходимости обработки. С момента начала моего долгого пути в фотографии и по нынешний день, я прошел наверно все стадии «становления фотографа». То я считал что обработанная фотография — это не фотография, то я считал что обрабатывать обязательно надо, потом я делил необходимость обработки по жанрам. Все через это проходят, у каждого на уме свои тараканы.
Нужно ли обрабатывать снимки? – Это такой же риторический вопрос как «что было первым яйцо или курица?». Вы можете философствовать сколько угодно, ответить на вопрос сложно. Однако сложности заканчиваются когда вы ставите более конкретный вопрос:
Название и подпись к снимку упрощают жизнь
Часто на блог-платформе Yvision можно увидеть пост с небольшим введением и кучей не подписанных фотографий. Нам как зрителям остается гадать, а что хотел сказать автор?
На международных конкурсах, при приеме работ, часто просят указывать название работы и краткое описание — таким образом жури может оценивать фотографию объективно. Они судят получилось ли у автора донести свою мысль, через фотографию. (это один из критериев)
Конечно, наша блогосфера это не международная арена, да и вы не гениальные фотохудожники с тонкой натурой. Однако взявшись за это дело, вы в некотором смысле ответственны перед зрителями.
Мы все грешим подписями, таким образом ставим зрителя в неудобное положение. Подписи важны в фоторепортажах, подписи желательны в обычных блогах.
Формула хорошего кадра
Подводя итоги можно вычленить некую формулу хорошего кадра. Конечно, это не последняя инстанция, любые фотографии которые вы видите в интернете делают под определенную задачу. Так и здесь, эта формула в целом обо всей фотографии, в то же время конкретно про фотографию на блог-платформе:
В итоге
Очень сложно объяснить что такое фотография. С одной стороны это сухая наука, с другой это язык по средством которого, со зрителями, пытается говорить фотограф. Точно так же древний человек пытался разговаривать нанося наскальные рисунки. Цель фотографии передать информацию, но кроме фактов мы можем передавать эмоцию, свое отношение, ощущения, мысли, комментарии. И в следующий раз, когда вы возьмете в руки камеру, я надеюсь вы осознаете масштаб работы фотографа — который просто жмет кнопку спуска =)
Как стать семейным фотографом
И сколько можно заработать на фотосессиях в Саратове
Я живу в Саратове и уже шесть лет профессионально занимаюсь семейной фотосъемкой.
Расскажу, как начинала свой путь в фотографии, чему и где училась, какой техникой пользуюсь. Опишу, как проходят съемки — от момента переговоров с клиентом до передачи готового материала. Коснусь и финансовой стороны вопроса — раскрою расходы на свое увлечение и расскажу, сколько получается зарабатывать.
Как я пришла к профессии фотографа
Я увлеклась фотографией в 2010 году, после рождения старшего ребенка. Дочка быстро росла, поэтому хотелось сохранить воспоминания о ее детстве. Тогда я снимала на цифровую мыльницу Кэнон, результат был посредственным: размытые фотографии, красные из-за встроенной вспышки глаза, плоская картинка.
Дома уже был зеркальный фотоаппарат Олимпус, мы купили его за 20 000 Р в 2009 году. Но ни я, ни муж им не пользовались: фотоаппарат казался тяжелым и громоздким, а снимки, которые у нас получались, оставляли желать лучшего. Друг-фотолюбитель помог разобраться с этим сложным устройством и посоветовал купить внешнюю вспышку.
В мыльницах и в большинстве полупрофессиональных фотоаппаратов есть встроенная вспышка, но она светит прямо в лицо. Из-за этого получается плоская картинка, кожа бликует, глаза становятся красными. А внешняя вспышка вращается, поэтому ее можно направлять вверх или вбок, а не в лицо модели. Проще всего нацеливать вспышку в потолок: он отражает и рассеивает свет, делает его более мягким.
Таким образом можно без особых навыков делать приличные кадры и в обычной квартире. Встроенную вспышку лучше вообще не использовать: если нет внешней, то фотографируйте на улице или в помещении у окна, где хватает естественного света.
Краткий ликбез про фотоаппараты и объективы
Обычно профессионалы снимают на цифровые зеркальные фотоаппараты — их видоискатель основан на зеркале, которое расположено за объективом.
Фотоаппарат — это своеобразный конструктор. Он состоит из сменных объективов и самого устройства для съемки — его называют body, или тушка. Бюджетные модели часто продают комплектом из тушки и простенького объектива, который называют китовым — от английского слова kit, «комплект». Он универсальный и позволяет фотографировать в разных условиях, поэтому подходит для новичков. Однако китовый объектив имеет значительные технические ограничения и не дает красивой картинки. Фотографы быстро меняют его на набор специализированных более качественных объективов.
У объективов есть два основных параметра — фокусное расстояние и светосила.
Фокусное расстояние — это расстояние в миллиметрах от центра объектива до матрицы фотоаппарата. От него зависит угол обзора и степень приближения или удаления фотографируемого объекта. Например, чем больше фокусное расстояние, тем сильнее объектив приближает объект и тем меньше его угол обзора.
Светосила — вторая важнейшая характеристика объектива. Она зависит от диаметра диафрагмы — отверстия, через которое на матрицу фотоаппарата попадает свет. Размер этого отверстия можно регулировать, но в только в пределах, которые доступны объективу. Чем шире открывается диафрагма, тем больше света улавливает фотоаппарат.
Светосилу объектива обозначают диафрагменным числом f, которое вычисляют по такой формуле: фокусное расстояние / диаметр диафрагмы.
Фотографы любят светосильные объективы, потому что они хорошо снимают в условиях слабой освещенности и красиво размывают задний план.
Я потренировалась на собственной семье и решила заняться съемкой профессионально. В 2013 году родился сын, декрет затянулся. Профессия фотографа показалась мне идеальным вариантом самореализации: это и творчество, и общение с людьми, и потенциально неплохой заработок. А главное — существенную часть работы можно делать из дома, присматривая за детьми.
Чтобы собрать портфолио, я попросила друзей стать моими моделями. Это был конец 2014 года, а в начале 2015 года у меня уже появились первые заказы. И тут выяснилось, что коммерческая съемка требует иного уровня мастерства. Я не представляла, как работать со студийным оборудованием. Снимала в автоматическом режиме и не могла добиться желаемой картинки. И главное — совсем не умела обрабатывать фотографии.
При съемке для себя хорошие кадры получались случайно и после огромного количества попыток. А профессиональная съемка предполагает управление результатом — этому надо учиться.
Как я училась фотографировать
Ютуб-каналы. Сначала я обратилась к бесплатным источникам: в интернете в открытом доступе можно найти огромное количество информации.
Канал Strobius помог мне разобраться с искусственным светом. Многие видео на этом канале посвящены довольно замороченным световым схемам, которые я ни разу не использовала. Но эта информация позволила понять, как работать со светом, и прибавила уверенности в себе.
Еще один полезный канал — Amlab. Там много видео о съемке и обработке фотографий, но самое ценное — это интервью с успешными фотографами разных жанров. Они рассказывают о профессиональном пути, творческом поиске, организации фотосессий, работе с моделями.
Я самостоятельно училась обрабатывать фотографии по видеоурокам на каналах Сергея Рожнова и Алексея Кузьмичева. Это удобно: просто ставишь ролик на паузу и повторяешь все действия.
Фотошколы и мастер-классы. Уровень моих снимков рос, но все еще сильно отличался от желаемого. Мне было сложно непринужденно общаться с клиентами в процессе фотосессии. И я продолжала снимать в автоматическом режиме фотоаппарата.
я заплатила за обучение в фотошколе в 2015 году
Книги. Первую книгу по фотосъемке — «Семейная фотография» — мне подарил друг. Профессионалы вряд ли найдут в ней что-то новое, но она полезна для начинающих: автор учит работать со светом и искать интересные сюжеты в повседневной жизни.
Помимо технических навыков, для фотографа важна насмотренность. Поэтому я постепенно собираю библиотеку книг с репродукциями картин и работами классиков фотографии.
я потратила на книги по фотосъемке
В ближайшее время планирую купить «Историю искусства» Эрнста Гомбриха: говорят, это максимально полный и логичный курс для непрофессионалов.
Социальные сети. В социальных сетях я подписана на известных фотографов, в том числе зарубежных. Когда рассматриваю их фотографии, то стараюсь понять, как это снято и что именно делает картину интересной. Иногда пробую повторить какие-то работы самостоятельно.
Но особенно люблю фотографов, секреты которых раскусить не удается. Например, меня очень вдохновляют работы Наталии Федоровой: она снимает семейные истории, в которых нет ни капли постановки. Наталия Федорова не корректирует пространство вокруг моделей, а благодаря удивительному чувству композиции делает красивые жизненные фотографии.
Эксперт назвала 8 заблуждений о профессии фотографа, которые мешают разобраться в ней новичку
Кажется, в профессии фотограф нет ничего сложного. Достаточно купить хорошую камеру и активно снимать все вокруг. А клиенты и заказчики подтянутся, ведь настоящий талант сегодня продвигать несложно. Есть социальные сети, «сарафанное радио», да и фотографии всем нужны…
Но на практике все оказывается совсем иначе. Фотографов с мировым именем — единицы, а новички часто упираются в проблему бешеной конкуренции на рынке. Идеалы профессии, созданные ее неверным восприятием, быстро рушатся. Так что же в специальности фотограф происходит на самом деле? Как становятся мастерами фотокамеры? Где этому учатся? И сколько зарабатывает фотограф? На вопросы о тонкостях профессии журналисту ФАН ответила практикующий фотограф Анна Лебедева. И помогла нам развеять 8 популярных мифов об этой специальности.
Миф 1. Фотографом может стать каждый
Примерить на себя образ мастера фотокамеры, действительно, может каждый. Сегодня камерой оснащен любой смартфон, а делать селфи и снимать все вокруг модно. Так почему бы не делать это за деньги?
«Вокруг любой творческой профессии всегда создаются радужные представления, — комментирует Анна Лебедева. — Как правило, со стороны видятся только плюсы: ходишь, нажимаешь на кнопку и получаешь шедевр. Становишься знаменитым, общаешься с известными людьми, бываешь во всех уголках мира. Но, к сожалению, все не так просто».
Фотография — это, в первую очередь, творчество, но и творчеством можно заниматься на профессиональном уровне и оставаться «любителем». Любитель фотографирует для себя, для души. Профессионал зарабатывает фотографией на жизнь. Но его заработки, в первую очередь, зависят от практических навыков и опыта, а еще — от личностных качеств и «божьей искры», которая есть не у всех.
Навыки и опыт формируются годами: умение видеть кадр не возникает «из ниоткуда», а развивается постепенно, с увеличением «насмотренности». Важны технические знания, умение работать с оборудованием и графическими программами. Нужны креативность и чувство композиции. Наконец, важна быстрая реакция, чтобы запечатлеть тот самый момент, которого профессионал может ждать часами. Но, как и в любой профессии, обладание техническими навыками не гарантирует мастерство.
Миф 2. В работе фотографа — сплошные плюсы
Плюсов в этой специальности, и правда, много. Это возможность творческой самореализации, ведь мастер фотокамеры — все-таки больше художник. Профессия позволяет попробовать себя в различных жанрах и определиться с тем, какой нравится больше всего.
Многие мастера работают в свободном графике. В этой сфере много самозанятых и индивидуальных предпринимателей, учредителей ООО. Планировать графики съемок можно по своему усмотрению на следующий день, неделю, месяц.
Не нужно сидеть на одном месте и быть привязанным к офису или студии. Профессия позволяет посмотреть мир и открыть для себя много новых красивых мест. Travel-фотографы, пейзажисты, — мастера этих направлений ездят по разным странам, чтобы привести интересные кадры. Даже в семейной или портретной фотографии важен поиск лучшего места для съемки для реализации идеи. А потому скучать точно не придется.
С ростом востребованности можно проводить мастер-классы для начинающих фотографов, и для этого ездить по другим городам России или мира. Если вы знаете иностранные языки, работать можно где угодно.
Но есть в профессии фотографа и минусы, о которых не подозревают те, кто только пытается освоить специальность.
Высокая конкуренция. В каждом городе много практикующих фотографов, и чтобы выделиться, найти клиентов и заказчиков вам придется делать такие работы, которые позволят отличаться от других. Многое зависит от специализации, в которой вы предполагаете развиваться, от организаторских способностей. При этом вам придется конкурировать не только с профессионалами, но и с любителями.
«Когда я стала фотографом, только ленивый не сказал мне: «И ты туда же» и «Сколько вас развелось», — рассказывает Анна Лебедева. — Улучшение качества камер в телефонах многим дает ощущение ненужности профессиональной фотосъемки. Это в большей степени касается семейной и детской фотографии, фото для Instagram. Вывод — ваши работы должны быть на таком уровне, чтобы их было невозможно или очень сложно повторить любителю».
Работа без выходных и праздников. А еще ненормированный рабочий день. Когда вы работаете с клиентами, проводите семейные или свадебные фотосессии, съемки приходятся на выходные и праздничные дни. Длительность съемки может составлять один час, а может затянуться и до 12 часов. Добавьте к этому время на подготовку, отбор фотографий, их обработку… Времени на отдых или на близких остается совсем мало.
Сезонность. Главные «рабочие» месяцы свадебной фотографии — с марта по октябрь, а в зимнее время наступает спад. Семейные фотосессии актуальны в декабре, в преддверии Нового года, а в январе и феврале неизбежно затишье. Заработки фотографа нельзя назвать стабильными.
Совмещение профессий. Это только кажется, что фотограф лишь нажимает на кнопку, а потом радует клиентов отличными, красивыми снимками. До момента фотосъемки и после нее специалист выполняет десятки других, «рутинных» задач.
«Если вы только в начале пути, — продолжает Анна Лебедева, — вы должны понимать, сегодня фотограф — это ретушер, продюсер и стилист. Уже есть запросы, чтобы он был еще и визажистом. Плюс он должен быть психологом, маркетологом, менеджером по продажам и своему продвижению, SMM-щиком, PR-специалистом. Это стандартный минус для всех, кто работает на себя».
И нельзя забывать о профессиональных заболеваниях. Оборудование, используемое для съемок, совсем не легкое. Позы, чтобы запечатлеть кадр, часто приходится принимать не физиологичные. Сидячей работы за компьютером при обработке снимков куда больше, чем работы «на натуре». Все это бьет по здоровью позвоночника и глаз.
Миф 3. Чтобы работать, достаточно купить хороший фотоаппарат
Хорошая фотокамера — далеко не единственный вид техники, который использует профи. Мастерам своего дела нужно куда больше специализированного оборудования.
Сегодня базовый профкомплект — это фотокамера, минимум 1-2 объектива, фотовспышка. Стоимость набора профессиональный техники начинается примерно от 300 тысяч рублей.
Потребуется мощный компьютер с большим монитором и пакетом профессиональных графических редакторов (программы Photoshop, Lightroom, CameraRaw и другие). Нужны жесткие диски для хранения огромного количества снимков. Необходимо световое оборудование, дополнительные объективы, и этот список можно продолжать в зависимости от выбранной специализации.
Часть оборудования на первом этапе можно не покупать, а взять в аренду. А вот избежать затрат на обучение не получится.
«Помимо получения базовых знаний специалист постоянно совершенствует свои навыки, — уточняет Анна Лебедева. — Даже если вы решите изучать графические программы по урокам в YouTube, то съемке без практики научиться невозможно».
Добавьте к этому затраты на творческие некоммерческие съемки. Они необходимы как в начале творческого пути для создания портфолио и саморазвития, так и для совершенствования навыков, которые профессионал оттачивает постоянно.
Миф 4. Фотограф работает с фотографией, а не с людьми
Популярное заблуждение заключается в том, что настоящий фотограф незаметной тенью присутствует на мероприятиях или рядом с людьми и запечатлевает яркие кадры. При этом общение с «моделями» сведено к минимуму.
На самом деле, фотографы работают не только с техникой. Большую часть времени они посвящают общению с людьми. А потому одно из важнейших качеств мастера — коммуникабельность, умение и желание уделить внимание клиенту.
Особенно это важно при съемке не профессиональных моделей, а простых людей. Один из главных вопросов, которые задают новички, как расслабить модель? Для этого нужно общаться, найти с человеком общий язык, быть психологом, попытаться понять его страхи и трансформировать их в уверенность. Для этого мастер придумывает отвлекающие маневры, буквально на ходу предлагает способы, которые помогают клиенту почувствовать свою уникальность. Замкнутый и необщительный человек не справится с этой задачей.
«Чтобы стать хорошим фотографом, нужно быть так же организатором, — продолжает Анна Лебедева. — Если ваши клиенты — обычные люди, готовиться к съемке приходится задолго до ее начала. Нужно понять, что хочет получить клиент, разработать концепцию, подобрать локацию — будет ли это фотостудия, улица или лес. Нужно найти визажиста и стилиста для съемки, продумать образы и дать рекомендации по одежде, расписать тайминг и разослать всем координаты места съемки. И только после этого можно приступать к «непосредственной работе».
Миф 5. Настоящий мастер может сфотографировать все
В профессии фотографа есть специализации. Мастера со временем определяются с объектами фотосъемки. А потому профи в сфере фуд-фотографии, снимающий еду и продукты, вряд ли будет снимать свадьбы и детские дни рождения.
«Когда мне говорят, что «я снимаю все», лично для меня это означает: я не снимаю ничего хорошо, — отмечает Анна Лебедева. — Профессиональный фотограф, безусловно, может снять все лучше начинающего. Но некоторые направления съемок требуют определенных навыков, без которых фотограф будет либо долго снимать, параллельно продумывая, как это сделать, либо не сможет сделать снимки требуемого качества».
Специализаций в профессии множество. Фотограф может сконцентрироваться на съемке фотографий:
свадебных — с церемоний, lovestory, постановочные портреты;
репортажных — с вечеринок, конференций, мероприятий;
рекламных — для рекламных кампаний;
портретных — постановочная или «живая» фотосъемка людей;
детских и семейных;
newborn — фотосъемка младенцев с первого дня жизни и до двух недель;
предметных — съемка предметов в рекламных и художественных целях;
food — фотосъемка еды, блюд обычно для ресторанов и рекламных агентств;
социальных — поднимающих острые вопросы о жизни общества;
пейзажных, уличных, политических…
Некоторые появились только в последние годы. Это сфера визуализации бренда — создание фотографий, необходимых для формирования правильного образа бренда в социальных сетях. И аэрофотография — снимки с дронов, которые сохраняют моменты свадеб, используются для рекламных кампаний.
Профессионал не может позволить себе «распыляться» в разных, зачастую совершенно непохожих направлениях работы. И концентрируется на одном или на нескольких родственных, например, семейной и детской, портретной фотосъемке.
Миф 6. Обучение профессии фотограф не нужно, важна только практика
Считается, что фотограф — это профессия, в которую приходят из хобби, и никакого специального образования в этой сфере не нужно.
«Образование важно, — уверена Анна Лебедева. — Это позволяет получить базовые знания и навыки, необходимые для создания работ хорошего качества. Как его получить, решать вам: будет ли это вуз, переквалификация, курсы, индивидуальное или самостоятельное обучение… После нужны много часов практики и наработка портфолио. И в течение всей своей карьеры фотограф продолжает учиться».
Образование можно получить в вузе: навыкам фотосъемки обучают на факультетах журналистики и операторского мастерства. Если высшее образование уже есть, можно пройти переквалификацию по специальности «фотограф». В крупных городах есть школы фотографии и профильные курсы, которые дадут базовый пласт знаний. Конечно, можно попытаться освоить их самостоятельно, читая книги или просматривая обучающие уроки.
«Правда в том, — уточняет Анна Лебедева, — что пойдете ли вы учиться в школу фотографии или будете заниматься самообразованием, вы потратите примерно одинаковое время на обучение и практику. Во втором варианте, возможно, путь будет длиннее».
Миф 7. Любые курсы — старт к успешной работы фотографа
На самом деле, выбор курсов исключительно важен, занимались ли вы до этого фотографией или нет. Новичку нельзя верить, когда обещают научить фотографировать за 15 минут или вывести в ТОП-мастеров за один мастер-класс. Все это просто рекламные трюки. Настоящее мастерство придется оттачивать месяцами.
Если у вас уже базовые знания, продолжайте обучение у фотографов, чьи работы вам нравятся, опыт которых вы хотели бы перенять. Если базы нет, как и массы времени на обучение, внимательно изучайте преподавательский состав, программу курса и отзывы.
Преимущество курсов — в получении «концентрированных» знаний в течение небольшого отрезка времени. Недостаток — зависимость качества курсов от квалификации преподавателя и его желания передать свои знания и опыт. Далеко не все хорошие фотографы могут быть хорошими учителями. Из-за этого часто на курсах дают лишь поверхностные знания, которых для полноценной работы недостаточно.
«Сегодня активно набирает обороты дистанционный формат обучения, — комментирует Анна Лебедева. — Удаленно можно изучить теорию, но без практики она — пустой звук. Мастер-классы и покупка видеоуроков, на мой взгляд, подходят тем, у кого уже есть база. А дальше только путем многочасовой практики вы сможете понять, усвоили ли материал или нет».
Миф 8. Все фотографы получают большую зарплату
Профессионал с большим портфолио, конечно, может трудоустроиться официально. Фотографы нужны в информационных агентствах, печатных и интернет СМИ, рекламных агентствах. В этом случае уровень заработка будет ограничиваться зарплатой. В центральных СМИ он будет выше, чем в региональных.
Но чаще всего сколько зарабатывает фотограф, во многом зависит от его профессионализма и востребованности, связей и везения. А также вариантов заработка, который мастер определяет для себя сам. Основных будет несколько.
Коммерческая фотография. Фотограф получает гонорар за съемку.
Арт-фотография. Профессионал, как художник, создает работы и продает их через галереи. И здесь рассчитывается ценность каждого отпечатка: чем меньше копий, тем они дороже. Например, на известной фотоярмарке ParisPhoto в Париже работы в среднем продают за 5-15 тысяч евро и выше. Но прийти к такой стоимости может только профессионал с именем. Также непросто найти галерею, которая возьмется продавать ваши работы.
Продажа через фотостоки. Фотографии загружают в банк фотостока, и фотограф получает деньги, когда его работы покупают пользователи.
Основной вариант заработка, конечно, коммерческая фотография. И здесь разброс цен может быть очень большим. Начинающие фотографы готовы снимать за 500 рублей в час, профессионалы берут дороже. Например, в Москве стоимость семейной фотосессии начинается от 10 тысяч рублей. Свадебная фотосъемка оценивается в 7-10 тысяч рублей в час и выше.
«Новички выходят на рынок с заниженными ценами, — комментирует проблему Анна Лебедева, — тем самым демпингуя цены и срубая сук, на котором они еще даже не сидят. Клиенты же, видя разброс цен, часто не понимают, за что платить фотографу большие деньги, ведь он всего лишь нажимает на кнопку. Это рушит и без того шаткий рынок профессиональной фотографии».
Важно понимать, что качество работы фотографа всегда зависит от его опыта и профессионализма. А профессионал не будет работать себе в убыток. Чтобы подсчитать стоимость услуг, Анна Лебедева советует оценить себестоимость съемки, собственный опыт и портфолио. Как показывает практика, делают это далеко не все, из-за чего часто работают себе в минус.