Для чего нужен годовой план в доу
Методические рекомендации по составлению годового плана
Елена Мозгова
Методические рекомендации по составлению годового плана
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО СОСТАВЛЕНИЮ ГОДОВОГО ПЛАНА
Годовой план является обязательным нормативным документом ДОУ наравне с Основной Общеобразовательной Программой и Уставом. Он направлен на решение конкретных задач, способствующих совершенствованию деятельности всего педагогического коллектива в учебном году. Годовой план имеет свою цель, которая осуществляется через решение задач.
В соответствии с задачами в плане должны быть определены конкретные мероприятия по их реализации.
Годовой план составляется с учётом вида дошкольного учреждения и профессионального уровня педагогических кадров.
Можно выделить следующие трудности в планировании:
Годовой план начинается с написания анализа работы ДОУ за прошедший учебный год. Основные задачи деятельности ДОУ должны логически вытекать из тех проблем, которые выявились в ходе анализа реализации Образовательной программы и Годового плана в текущем учебном году. В вводной части прописывается анализ результатов работы, причин невыполнения предыдущего годового плана, особых затруднений в работе воспитателей, интересной экспериментальной работы, мнения родителей о перспективах развития в ДОУ. Рекомендуется намечать 2 – 3 задачи, вытекающие из плана развития ДОУ и анализа его работы за прошедший период. Бывает так, что та или иная задача вызвана неудовлетворительным положением дел по конкретному вопросу. Проанализировав все перечисленные параметры, обсудив полученные результаты с коллективом, выбрав основные направления по которым будет работать коллектив в предстоящем учебном году, можно переходить к формулировке основных задач деятельности ДОУ на предстоящий учебный год. Суть анализа не в том, чтобы дать перечень сделанного в учебном году, а в том, чтобы сопоставить, сравнить, оценить результаты; определить условия, обеспечивающие успех; выявить причины, породившие недостатки, с указанием их отрицательных воздействий и последствий.
Формулировка годовых задач вызывает у старших воспитателей, заместителей заведующих, да и заведующих тоже наибольшие трудности.Задачи: первая третьего года, вторая второго года, третья новая. Задача пишется с глагола,например: совершенствовать, формировать, создавать условия и т. д. Одна из задач по здоровьесбережению.
Нужно постараться сделать так, чтобы задача была не очень объемной в плане ее выполнения и реальной для решения, но и не очень узкой, замыкающейся на очень конкретных условиях ее реализации. Важно в самом начале написания годового плана распределить всю работу так, чтобы соблюдался баланс между различными формами работы, как с детьми, так и с родителями, и с педагогами.
По мнению большинства современных ученых, процесс планирования должен приводить к созданию некой единой системы,в которой хорошо бы были видны:
• Задачи деятельности ДОУ на определенный период (в данном случае – год);
• Основное содержание плана;
• Сроки выполнения запланированных мероприятий;
• Ответственные за выполнение плана лица.
Приступая к составлению годового плана ДОУ, необходимо помнить, что этот план рассчитан на весь педагогический коллектив учреждения. От каждого педагога зависит, содействует ли его работа выполнению намеченных целей и задач плана.
Нужно помнить, что годовой план – это живой рабочий документ, который может подвергаться исправлению, корректировке в ходе работы над его выполнением. Надо смело вносить изменения и дополнения, не бояться отступать от ранее запланированных мероприятий. Нужно только уметь доказать, объяснить почему нужно так поступить.
Следует учесть и то, что годовой план требует построения определенной работы с кадрами, организационно-педагогической работы с детьми, построения взаимодействия с семьей.
Один из ответственных моментов: выбор формы написания плана. Форма написания планаможет быть самой различной:
календарной (разбитой по месяцам,
цикличной (содержать определенную цикличность форм работы,
текстовой (иметь текстовое описание содержания,
табличным (иметь табличную форму написания,
блочно – схематичным (разбитым на определенные блоки работы).
Годовой пландолжен включать в себя:
— описание организационно-педагогической работы (подготовка ДОУ к новому учебному году, качественная и количественная характеристика педагогов, расстановка по возрастным группам, материальное обеспечение педагогического процесса, организация предметно-развивающей среды и т. д.);
— перечень мероприятий, направленных на повышение педагогической квалификации воспитателей;
— описание мер контроля за воспитательно-образовательной работой в ДОУ, работой всех структур ДОУ;
— представление многоплановой работы с родителями;
— перечень мероприятий, направленных на повышение квалификации обслуживающего персонала;
— описание административно-хозяйственной работы в ДОУ;
— расписание медико-профилактической работы в ДОУ;
— перечень производственных собраний и мероприятий.
Этапы составления плана:
I этап. Сначала спланировать ежемесячно повторяемые дела, определяемые спецификой работы ДОУ и особенностями каждого месяца учебного года (например, проведение педагогических советов, первичной полугодовой и итоговой диагностики дошкольников, подготовка и проведение праздников и др.).
II этап. Помесячно спланированные мероприятия дополнить традиционными для этого ДОУ сложившимися мероприятиями (например, проведение праздников “Папа, мама, я – спортивная семья”, “Конкурс педагогических идей” и т. д.).
III этап. Запланировать новые мероприятия для реализации целей и задач, которые определены на основе анализа деятельности ДОУ за предыдущий год. Для самоанализа плотности годового планапредлагается построить диаграмму: по вертикали отметить количество мероприятий, по горизонтали – месяцы года.
Разделы плана:
1. Работа с кадрами.
2. Организационно-педагогическая деятельность.
3. Контрольно- аналитическая деятельность.
4. Организация воспитательной и оздоровительной работы.
5. Административно- хозяйственная деятельность.
Что прописывается в разделах
• 1.РАЗДЕЛ: РАБОТА С КАДРАМИ
1.1 Методическая работа
• Координационные советы (проектные советы);
• Работа творческих групп;
• Инструктажи по ТО и охране жизни и здоровья детей;
• Формирование предметно-развивающей среды (Оснащение педпроцесса, оснащение методического кабинета);
• Изучение и обобщение п. п. о. ;
• Работа в методическом кабинете (создание библиотеки методической литературы, систематизация и классификация материалов, организация выставок для педагогов, состав-ление картотек и т. д.);
• Выставки, смотры, конкурсы;
• Обзор новинок методической и периодической печати;
1.2 Повышение профессионального мастерства педагогов
• Прохождение курсов повышения квалификации (комплексные курсы, модульные курсы;
• Школа молодых воспитателей;
• Самообразование педагогов и его анализ;
• Апробация и внедрение инновационных технологий;
• Участие в инновационных проектах;
• Мероприятия по подготовке педагогов к аттестации;
1.3 Организация контроля:
2.РАЗДЕЛ:воспитательной и оздоровительной работы:
(координируется с планами специалистов (муз руководителей, инструкторов по физкультуре, психолога, соц. педагога и пр.):
• Физкультурно-оздоровительная работа (спартакиады, спортивные праздники, походы и пр.);
• Досуговая, развлекательная (праздники, развлечения, КВН и др.);
Мониторинг освоения основной общеобразовательной программы
По мнению большинства современных ученых, процесс планирования должен приводить к созданию некой единой системы,в которой хорошо бы были видны:
• Задачи деятельности ДОУ на определенный период (в данном случае – год);
• Основное содержание плана;
• Сроки выполнения запланированных мероприятий;
• Ответственные за выполнение плана лица.
ПРИЛОЖЕНИЯ К ГОДОВОМУ ПЛАНУ:
• Учебный план
• План административно- хозяйственной работы (если не включен в общий план)
• План взаимодействия со школой
• План работы с родителями (если не включен в общий план)
• График прохождения курсов повышения квалификации
• График прохождения педагогами аттестации
• План по самообразованию педагогов
• Перспективные планы работы специалистов
• Программа опытно – экспериментальной работы (если такая работа ведется)
• План работы творческой или рабочей группы
• План взаимодействия с общественными организациями.
• Другое (исходя из особенностей работы учреждения)
В ПЛАНЕ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ:
• Общие родительские собрания;
• Групповые родительские собрания;
• Дни открытых дверей;
• Оформление наглядно – информационных стендов;
Самостоятельная речевая деятельность Самостоятельная речевая деятельность. В содержание работы по развитию художественно – речевой деятельности дошкольников входят ознакомление.
Методические рекомендации для педагогов по организации дидактических игр Методические рекомендации для педагогов по организации дидактических игр Занятия с дидактическими играми в первой младшей группе проводятся.
Методические рекомендации педагогам. Самообразование Большую трудность для воспитателя представляет составление плана работы по самообразованию. Предлагаю Вашему вниманию один из вариантов.
Методические рекомендации «Игра для дошкольников» Классификация игр для дошкольников. Классификация игр детей дошкольного возраста (по Е. В. Зворыгиной и С. Л. Новоселовой). 1. Игры, возникающие.
Методические рекомендации по построению недельного проекта Методические рекомендации построения недельного проекта в старшем дошкольном возрасте на примере исследовательского проекта: «Что значит.
Памятка для педагогов «Рекомендации по составлению портфолио дошкольника» Власова Е. В., зам. зав. по ВМР Филина Л. В, старший воспитатель МДОУ «Детский сад №113» Памятка для педагогов «Рекомендации по составлению.
Рекомендации по составлению самоанализа конкурсного педагогического мероприятия с детьми (проф. конкурс «Воспитатель года») Самоанализ мероприятия с детьмиСамоанализ проводится непосредственно после проведённого мероприятия с детьми и представляет собой его разбор,.
Рекомендации по составлению текстовой части заключения по результатам анализа профессиональной деятельности педагога Рекомендации по составлению текстовой части заключения по результатам анализа профессиональной деятельности педагогического работника, аттестуемого.
Рекомендации по составлению текстовой части заключения по результатам анализа профессиональной деятельности педагогов Специалисты осуществляют анализ профессиональной деятельности педагогических работников, участвуют в составлении заключения по результатам.
Рекомендации «Составление годового плана работы ДОУ»
Ирина Щепетинникова
Рекомендации «Составление годового плана работы ДОУ»
Структура годового плана работы ДОУ определяется следующими разделами:
1. Основные направления и задачи на новый учебный год.
1.1. Основные направления
Указываются 2-3 направления работы, которые были выявлены в результате анализа годового плана за предыдущий учебный год.
1.2. Задачи
Включить 3-4 основные задачи. Основные задачи определяются из направлений работы. Например, если выбрано «Речевое развитие», то можно сформулировать так: «Оптимизировать образовательную среду, направленную на речевое развитие детей, максимально используя специальные подходы, разнообразные формы коррекционно-развивающей работы и виды детской деятельности».
2. План методической работы
далее указать, что он обеспечивает, например, обеспечивающий организацию повышения квалификации и профессионализма педагогов.
2.1. Повышение квалификации педагогических работников через систему внутреннего обучения
(указываются консультации для педагогов по месяцам).
2.2. Консультативно-методическое сопровождение
2.3. Практико-ориентированные мероприятия
(семинары-практикумы, мастер-классы – по одному в квартал).
2.4. Результативно-практическая деятельность
(педсоветы не менее 4-х в течение учебного года).
2.5. Мониторинго-практическая деятельность
2.6. Мониторинго-диагностическая деятельность
(самодиагностика, педагогическая диагностика).
2.7. Продуктивно-методическая деятельность
(корректировка, разработка рекомендаций, проектов, обобщение передового педагогического опыты, пополнение УМК).
2.8. Повышение квалификации педагогических работников через систему внешнего обучения
(курсовая подготовка педагогов и руководителей по плану, посещение городских методических мероприятий, реализация мероприятий по плану КО, конкурсы, обмен опытом, открытые просмотры НОД для МО).
3. План взаимодействия с родителями (законными представителями)
3.1. Рекламный блок
(наглядно-информационные: информационно-ознакомительные, информационно-просветительные)
3.2. Формы сотрудничества с родителями (законными представителями)
например, информационно-аналитические формы, общие родительские собрания, групповые родительские собрания, семинары-практикумы, тренинговые занятия, консультации, совместные праздники, конкурсы, работа родительского комитета по вопросам педагогического процесса и хозяйственным, работа с семьями «группы риска», родительский всеобуч по месяцам.
4. План работы со школой
4. Административно – хозяйственная работа
(административная работа: например, приказы, комплектование, инструктажи, заключение договоров, подготовка статистических отчетов, проработка нормативно-правовых документов, анализ посещаемости, заболеваемости, документации, питания, выполнения сметы, награждение сотрудников, работа со службами по выполнению предписаний; хозяйственная работа: например, ремонтные работы, приобретения, оформление РППС, подготовка ДОУ к зиме, организация новогодних утренников, весенние работы, подготовка к летнему оздоровительному периоду)
5. Лист корректировки годового плана
Календарный план образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста на основе комплексно-тематического плана Календарный план образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста Группа: старшая День недели, число: 5 декабря Тема недели:.
Методические рекомендации планирования в ДОУ на современном этапе Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 22 п. Северный Белгородского района Белгородской области».
Методические рекомендации по организации уголка познавательно — исследовательской деятельности в ДОУ «Методические рекомендации по организации уголка познавательно – исследовательской деятельности в ДОУ» Подготовила: старший воспитатель.
Методические рекомендации по проведению мероприятий Недели пожарной безопасности в ДОУ Методические рекомендации по проведению мероприятий Неделя пожарной безопасности в ]ДОУ Беседа «Есть такая профессия.» Проведение недели.
Методические рекомендации. Применение речевых упражнений на занятиях по музыкальному воспитанию в ДОУ Автор: Марина Ромахова Прежде чем правильно и выразительно петь, ребёнок должен научиться правильно и выразительно говорить. Развитие речи.
Разработка индивидуального плана работы с родителями. Тема: «Агрессивное поведение ребенка». Цель: формирование у родителей знаний и способов коррекции в поведении ребенка с агрессивным поведением. Задачи: 1) Изучить уровень знаний.
Разработка календарно-тематического плана воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста на тему: «Календарный план воспитательно-образовательной работы «Наша армия» с детьми среднего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС.
Система работы воспитателя по составлению календарного плана Слайд 1 Уважаемые коллеги! Сегодня мы познакомим вас с тем, как воспитатели нашего детского сада «Улыбка» пишут календарный план: на примере.
Структурные компоненты календарного плана в помощь воспитателям ДОУ СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ КАЛЕНДАРНОГО ПЛАНА 1. ПОЛОВИНА ДНЯ УТРО (индивидуальная, подгрупповая работа): — коммуникативная деятельность (беседы.
Для чего нужен годовой план в доу
Автор: Мирошниченко Марина Александровна
Организация: МАДОУ «ЦРР — детский сад №12 г. Шебекино Белгородской обл.»
Населенный пункт: Белгородская область, г. Шебекино
2. Годовой план работы на учебный год является важнейшим локальным актом дошкольного учреждения. Он в полной мере должен соответствовать Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», требованиям ФГОС ДО, федеральному и муниципальному законодательству и основываться на современных достижениях педагогического менеджмента, дидактики, психологии и т. д.
3. Оформляем план работы по правилам ГОСТ 7.0.97-2016. Унифицированной формы нет. Форма написания годового плана может быть различной.
4. По мнению большинства современных ученых, процесс планирования должен приводить к созданию некой единой системы, в которой хорошо бы были видны:
На 2020-2021 учебный год структура и содержание годового плана работы ДОО изменена на период пандемии.
Раздел об анализе работы за прошедший учебный год оформлять не нужно. Не рекомендуется писать к плану пояснительную записку или аналитическую справку.
Структура и содержание годового плана работы ДОО.
После утверждения под подпись ознакомьте с планом всех работников, которые ответственны за его выполнение. Для этого к плану оформляется лист ознакомления. Форма документа не установлена. Составляется самостоятельно.
6. Содержание. В этом разделе перечисляются название блоков и разделов плана, с указанием номера страниц.
7. Введение. Краткая характеристика ДОУ (основные технические сведения об учреждении, характеристика материальной базы, обеспеченность педагогическими кадрами, укомплектованность групп).
Цели и задачи деятельности детского сада на предстоящий год.
Планирование годовых задач
Основные задачи деятельности ДОУ должны логически вытекать из тех проблем, которые выявились в ходе анализа реализации Образовательной программы и Годового плана в текущем учебном году.
В годовых планах работы определяются основные задачи по направлениям деятельности. Задачи являются главными для конкретного учреждения и определяются на основе анализа работы за прошедший год, в ходе которого выявляются проблемные участки в работе. Проблемные участки и диктуют выбор годовых задач на следующий учебный год. Формулируйте не более 3 задач.
8. II раздел годового плана.
Повышение квалификации и профессионального мастерства педагогов.
В этом разделе планируется система работы с кадрами:
9. III раздел годового плана. Организационно-педагогическая работа.
Система методической поддержки педагогов, с использованием разнообразных форм методической работы.
Второй и третий разделы годового плана могут быть объединены: «Научно-методическое и кадровое обеспечение»
10. IV раздел годового плана. Система внутреннего мониторинга.
Этот раздел связан с контрольно-диагностической функцией в управлении дошкольным образовательным учреждением и представляется как система внутреннего мониторинга. Здесь планируются виды и формы контроля (оперативный, тематический, комплексный, фронтальный).
Ежегодно планируется организация подведения итоговых и промежуточных результатов развития дошкольников: состояние физического здоровья; оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста; уровень развития психических процессов (мышление, память, воображение).
11. V раздел годового плана. Взаимодействие в работе с семьей, школой и другими организациями. Сетевое взаимодействие с применением дистанционных технологий.
В этом разделе планируется работа по повышению педагогической компетентности родителей (дистанционные способы работы, а так же родительские собрания, семинары, тренинги, практикумы, круглые столы, консультации, и т.д.).
12. VI раздел годового плана. Административно-хозяйственная работа.
ПРИЛОЖЕНИЯ К ГОДОВОМУ ПЛАНУ:
Для реализации запланированных мероприятий разрабатывается контрольный лист, который прикладывается к плану работы.
Внести в план изменения, если необходимо поможет корректировочный лист. В нем приводятся все необходимые поправки, ставится дата их утверждения и причина актуализации. Новую редакцию плана оформляем, когда необходимо заменить больше половины его содержания. В остальных случаях принимать новую редакцию не нужно.
Годовой план работы ДОО размещается на официальном сайте в сети Интернет дошкольной организации.
ПРИМЕР
Структура годового плана работы
дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС
I раздел. Организационно-методическая работа с кадрами
II раздел. Изучение состояния педагогического процесса
III раздел. Психолого-педагогическое сопровождение развития социальных и личностных качеств дошкольников:
IV раздел. Направленность работы творческих групп
В годовой план предлагается включить творческие группы, разрабатывающие оптимальные пути развития основных образовательных областей, предметно-пространственной развивающей образовательной среды и т.д.
V раздел. Взаимодействие с родителями:
VI раздел. Административно-хозяйственная работа
VII раздел. Работа методического кабинета
VIII раздел. Основные направления и формы взаимодействия детского сада и учреждений дополнительного образования, культуры и искусства
Среди основных показателей качества планирования выделяют (например, В.Г. Алямовскя):
Кроме того, к показателям качества можно отнести:
Форма написания годового планирования
Рекомендации по составлению плана работы ДОУ на год
Светлана Тюлякова
Рекомендации по составлению плана работы ДОУ на год
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ПЛАНА РАБОТЫ ДОУ НА ГОД
канд. пед. наук, заслуженный учитель РФ
Оформление годового плана работы дошкольного учреждения может быть самым разнообразным. Он может быть составлен в любой удобной для конкретного педагогического коллектива форме: схематично-блочной, календарной (разбитой по месяцам, цикличной по формам работы и т. д. Ориентируясь на основное содержание деятельности и ее направленность на конечные результаты, рассмотрим годовой план работы ДОУ, в котором ежегодно присутствуют одни и те же разделы. Меняются только цели и содержание разделов, которые определяются полученными результатами.
Годовой план работы включает следующие разделы:
анализ конечных результатов прошедшего учебного года;
планирование деятельности ДОУ на очередной учебный год:
— обеспечение здоровья и здорового образа жизни;
— обеспечение высокого уровня воспитания и образования дошкольников в соответствии с реализуемой в ДОУ программой;
— создание условий для обеспечения готовности старших дошкольников к обучению в школе;
научно-методическое и кадровое обеспечение учебно-воспитательного процесса;
— взаимосвязь в работе ДОУ с семьей, школой и другими организациями;
— укрепление материальнотехнической и финансовой базы.
Ежегодно планируются мероприятия по перечисленным направлениям деятельности, но цели и задачи формируются разные, в зависимости от полученных результатов.
Годовой план ДОУ должен учитывать все виды ресурсов, их состояние, способы и возможности использования (приложение).
Приступая к составлению годового плана, необходимо помнить, что этот план рассчитан на весь педагогический коллектив учреждения. От каждого педагога зависит, содействует ли его работа выполнению намеченных целей и задач плана.
Следовательно, при составлении годового плана руководитель должен учитывать кадровый потенциал педагогического коллектива, согласованность позиций, опыт совместной работы, социальнопсихологический климат учреждения.
План работы по конечным результатам предъявляет особые требования к технологии его реализации.
Составленный план обсуждается и корректируется педагогическим коллективом. Обычно это происходит на производственном совещании перед началом нового учебного года (в августе).
Принятие плана работы ДОУ означает начало деятельности по его реализации. Это предполагает, что через короткий промежуток времени коллектив, заинтересованный в реализации плана, собирается и обсуждает выполнение одной из его частей.
Поэтапное обсуждение помогает каждому педагогу понять цель, уточнить способы решения общих задач, а значит, четко представить себе цели своей последующей деятельности.
Такая технология реализации при общем сохранении целей и задач годового плана непрерывно конкретизирует цели, методы, способы и формы работы, подвергая их непрерывной коррекции, учитывает личностные особенности каждого педагога ДОУ.
В ходе выполнения годового плана работы зафиксированные в нем цели и задачи приобретают несколько иной характер, уточняются, дополняются конкретными делами, результатами.
Анализ планов ДОУ показал, что наибольшие затруднения руководители испытывают при формулировании целей и задач. Но если руководитель всесторонне проанализировал итоги работы за прошедший год, то ему будет легче определить перспективу на следующий год.
Первый раздел годового плана – анализ конечных результатов прошедшего учебного года – может быть оформлен в схемах с краткими выводами по каждому подразделу.
1-й подраздел включает анализ:
— состояния здоровья воспитанников;
— заболеваемости детей и сотрудников в течение года, суммарных данных по группам здоровья для организации специальной лечебнопрофилактической работы;
— результатов организации физкультурно-оздоровительной работы, закаливания, организации рационального питания и др. Здесь же даются общие выводы (выявленные тенденции по уровню здоровья и здорового образа жизни, определяются резервы планирования деятельности на новый учебный год.
2-й подраздел включает анализ результатов выполнения программы по всем направлениям. Анализируется уровень познавательного развития детей, социальнонравственного, художественноэстетического, физического развития и др. Формулируются общие выводы и определяются резервы повышения уровня выполнения программы.
В 3-м подразделе анализируются уровень готовности к обучению в школе детей подготовительной группы (результаты диагностики развития детей, поступающих в школу); успеваемость выпускников детского сада, окончивших 1–3-й класс. Далее следуют общие выводы и указываются резервы повышения результативности работы по данному подразделу.
В 4-м подразделе анализируются результаты повышения квалификации и аттестации педагогов; заявки педагогов на методическую помощь на следующий год (по карте педагогического мастерства); системы методической работы в ДОУ. Анализируется научнометодическая обеспеченность учебно-воспитательного процесса.
Формулируются общие выводы, выявленные тенденции и определяются резервы планирования работы с кадрами и оснащения методического кабинета на следующий учебный год.
В 5-м подразделе анализируются система взаимодействия с родителями (по результатам анкетирования родителей); выполнение планов совместной работы ДОУ и школы; результаты взаимодействия с другими организациями. Делаются общие выводы.
Итоги административнохозяйственной работы, а также материальнотехнические и медико-социальные условия пребывания детей в ДОУ анализируются в 6-м подразделе.
Необычный автопортрет Мы с детьми реализовали проект «Что такое портрет». Целью этого проекта было: сформировать интерес к живописному портрету и такому его жанру,.
Осенняя фантазия Каждую осень в нашем детском саду проходит выставка «Осенняя фантазия». В ней принимают участие дети, родители, педагоги. Сколько необычных.