Для чего нужен государственный бюджет
Для чего нужен государственный бюджет
Сохраняйте данные
показателей бюджета
В личном кабинете вы сможете собрать все необходимые вам данные о расходах Минпромторга России
Сохраняйте данные
показателей бюджета
Детализируй планы-графики расходов
Сохраняйте данные
показателей бюджета
Узнайте, какую меру поддержки может получить ваше предприятие
Восстановление доступа
Введите адрес, который вы указывали при регистрации
Как формируется бюджет России и из чего он состоит
Как складывается федеральный бюджет России?
Во-первых, ФЗ разрабатывается Правительством РФ, а утверждает его Федеральное Собрание РФ в виде федерального закона. В нем описан процесс образования и использования бюджетных средств.
Во-вторых, госбюджет отвечает за перераспределение доходов страны и ВВП. Благодаря этому мобилизуются финансовые ресурсы. За счет них регулируется экономическое развитие, реализуются социальные проекты и укрепляется обороноспособность страны.
Порядок утверждения федерального бюджета России во многом зависит от того, как денежные средства распределяются среди разных отраслей. Значительная часть идет на народное хозяйство, производственную и непроизводственную сферу и регионы.
Особенности бюджетного процесса
Государственная Дума РФ должна посмотреть и изучить текста проекта закона о федеральном бюджете не позднее начала октября текущего года. В соответствии с Бюджетным кодексом он рассматривается в трёх чтениях.
Обычно, в первом чтении внимание отводится основным параметрам госбюджета. Кроме того, Госдума не может изменять доходы и дефицит бюджета. Исключение возможно по причине положительного заключения Правительства РФ. Также есть примеры отклонения госбюджета – тогда организуется согласительная комиссия, которая решает, какие изменения должны быть внесены.
Со вторым и третьим чтением проще – предварительно Госдума утверждает разделы, а затем подразделы. Финальная версия отправляется Совету Федерации РФ, а потом на подпись Президенту РФ. Если он не соглашается с установленным госбюджетом на будущий финансовый год и плановый период, то дело вновь переходит согласительной комиссии. В ее состав уже входит представитель Президента РФ.
В результате доработанный закон о ФЗ должен быть опубликован в СМИ. В России неопубликованные законы не имеют юридической силы.
Стоит отметить, проблемы формирования государственного бюджета России могут возникнуть после принятия закона – могут возникнуть непредсказуемые ситуации. По этой причине госбюджет может быть видоизменен.
Что такое бюджетные правила
И как они работают
В законах многих стран есть специальные правила, которые сдерживают расходы государства и государственный долг. Они называются бюджетными.
Для стран, которые экспортируют природные ресурсы, существуют особые бюджетные правила, чтобы распределять доходы от экспорта сырья. Потому что даже открытие крупных месторождений природных ископаемых может привести к проблемам в экономике.
Например, в 1959 году на севере Нидерландов обнаружили крупное месторождение природного газа — за 10 лет его добыча в стране выросла в 200 раз. В 1980-х годах примерно 25% экспорта Нидерландов приходилось на природный газ.
Кажется, что экономика должна была ускориться, но на деле получилось иначе. В добывающей отрасли резко выросли доходы, поэтому люди из других отраслей бросали свои рабочие места и тоже хотели добывать газ. Чтобы удержать сотрудников, работодатели увеличивали зарплаты — соответственно, цены в сфере услуг росли. Произведенные в стране товары становились дороже и не могли конкурировать с импортными. Во всех отраслях разгонялась инфляция.
Нидерланды первыми столкнулись с «ресурсным проклятием». В такой ситуации падение цен на сырье приводит к шокам в экономике, ведь все отрасли, кроме добывающей, слабеют и не развиваются.
«Голландская болезнь»: применение бюджетного правила и роль структурных реформ, Финансовый журналPDF, 420 КБ
В итоге страны, которые живут за счет природных ресурсов, ввели бюджетные правила для перераспределения доходов от экспорта природных ресурсов. Когда цена на экспортное сырье высокая, доходы откладывают и формируют финансовую подушку. А когда цена на экспортное сырье низкая — тратят то, что накопили. Так экономика остается стабильной, даже если цены на сырье падают.
Расскажу, как бюджетные правила работают в России.
Что такое бюджетное правило
Бюджетное правило — это ограничение каких-либо бюджетных показателей. Правила поддерживают стабильность государственного бюджета — чтобы расходы не превышали доходы и государственный долг не увеличивался слишком быстро. Хорошие бюджетные правила приводят к долгосрочному экономическому росту.
Кудрин А. Л. «Теоретические и методологические подходы к реализации сбалансированной и эффективной кредитной политики»PDF, 4,66 МБ
В 1990 году только семь стран использовали бюджетные правила. Сейчас хотя бы одно такое правило есть более чем у ста стран.
Бюджетные правила могут применяться не только на государственном, но и на региональном уровне. Регионы тоже ограничивают объем своих долгов, а еще определяют, на что можно направить поступающие средства. Например, предельный объем долга Санкт-Петербурга не должен превышать 50% от доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений.
Зачем применяют бюджетные правила
Бюджетные правила применяют не для того, чтобы стабилизировать финансовые рынки. Они решают такие задачи:
В России бюджетные правила регулируют распределение нефтегазовых доходов и ограничивают дефицит бюджета. Это важно, потому что Россия экспортирует много природных ресурсов.
Принципы действия
Бюджетные правила широко применяют как развитые, так и развивающиеся страны. Правила снижают первичный дефицит бюджета, увеличивают инвестиционную привлекательность и таким образом положительно влияют на экономическое развитие.
Чаще всего применяют правила баланса бюджета и ограничения госдолга. Долговые правила ограничивают государственный долг в процентах от ВВП. Например, в странах Евросоюза размер госдолга не должен превышать 60% от ВВП. В сбалансированном бюджете доходы больше расходов. Такой бюджет называется бюджетом с нулевым, или ограниченным, дефицитом.
Согласно бюджетному правилу в России Центробанк по поручению Минфина продает и покупает валюту на внутреннем рынке, если мировые цены на нефть сильно меняются. Это делается для того, чтобы не было потрясений в экономике и курс рубля был относительно стабилен.
Преимущества и недостатки
Иногда у правил настолько жесткие ограничения, что они не могут подстраиваться под внешние факторы. Например, в сентябре 2020 года Минфин опубликовал проект поправок к бюджетному кодексу и хочет временно повысить допустимый уровень расходов. Текущее бюджетное правило разрабатывали до коронавирусных экономических ограничений, поэтому сейчас его выполнять сложно.
Кроме того, бюджетные правила зависят от политических циклов: если меняется власть, могут меняться и правила. Перед выборами правительства могут тратить больше, чтобы увеличить свою популярность.
Например, в России перед региональными выборами в 2010 году повысили пенсию — это стоило 3,7% ВВП и существенно увеличило расходы бюджета. Летом 2020 года семьям с детьми выплатили единоразовые пособия — эти расходы тоже не были запланированы в бюджете.
Правила, которые ограничивают размеры госдолга, часто не могут обеспечить стабильность бюджета, потому что экономическая ситуация очень быстро меняется. Например, в 2020 году Минфин хочет привлекать дополнительные средства на внутреннем долговом рынке, чтобы финансировать инфраструктурные проекты: иначе денег на них не хватает.
В правилах, которые регулируют отчисления доходов в резервные фонды, проблема в неточности прогнозных цен на сырье. А для резервных фондов правила устанавливают низкие величины возможных расходов.
В целом правила действительно помогают снизить зависимость экономики от сырьевых доходов, обеспечивают стабильность бюджета и рост экономики.
Однако правила эффективны и устойчивы лишь в нескольких странах, например в Швейцарии и Германии, потому что там используют более сложные, комбинированные бюджетные правила, которые учитывают цикличность экономики и другие факторы.
Как работают бюджетные правила в России
Последняя версия бюджетных правил действует с 2017 года и состоит из двух частей. Первая часть касается накопления и использования Фонда национального благосостояния.
Когда мировые цены на нефть превышают заранее определенную базовую цену, избытки нефтегазовых доходов направляют на покупку иностранной валюты. Потом эту валюту перечисляют в Фонд национального благосостояния
И наоборот: если мировые цены на нефть опускаются ниже базовой, недостаток запланированных нефтегазовых доходов восполняют из ФНБ. При этом Центробанк продает валюту, а деньги отправляет в бюджет.
С 2017 года базовая цена на нефть составляет 40 долларов за баррель и ежегодно индексируется на 2%.
Вторая часть ограничивает предельные общие расходы бюджета на год: объем расходов не должен превышать объем нефтегазовых доходов.
Практика применения бюджетных правил по годам. Всего в России было четыре версии бюджетных правил. Первая действовала с 2004 по 2008 год и началась с создания Стабилизационного фонда, который был частью федерального бюджета. Деньгами управлял Минфин, но он мог передавать часть полномочий Центробанку.
Когда цены на сырье были высокими и его активно добывали, доходы от добычи и продажи сырья накапливали в Стабфонде. Эти накопления использовали, когда цены на сырье падали, а добыча сокращалась. Базовой ценой на нефть тогда считали 20 долларов за баррель.
Деньгами из Стабилизационного фонда можно было финансировать дефицит бюджета, если цены на нефть опускались ниже 20 долларов за баррель. Если в фонде накапливалось более 500 млрд рублей, можно было расходовать деньги и на другие нужды.
Уже в конце 2004 года Стабилизационный фонд составлял 3,1% ВВП. Нефть дорожала, и в 2005 году базовую цену нефти повысили до 27 долларов за баррель. К концу 2007 года в фонде накопилось уже 11,6% ВВП.
Когда денег стало относительно много, Стабилизационный фонд решили разделить на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Резервному фонду передали функции Стабфонда, а деньгами из ФНБ государство собиралось софинансировать добровольные пенсионные накопления и балансировать бюджет.
С разделения Стабилизационного фонда начался второй период бюджетных правил, он длился с 2008 по 2012 год. Тогда с помощью бюджетных правил разработали нефтегазовый бюджет: размер нефтегазовых доходов не зависел от мировых цен на нефть и рассчитывался как процент от ВВП. Но начался мировой кризис, и большинство правил не применялось: нефтегазовых доходов не хватало на финансирование расходов бюджета.
Третья версия бюджетных правил появилась в 2013 году. Фактически они вернулись к формированию Стабфонда, но эта версия учитывала все ранние ошибки и циклические колебания в экономике. В 2014 году цены на нефть снова начали падать и накопленных резервов стало не хватать на финансирование расходов бюджета. Поэтому бюджетная политика стала жестче, а потом правительство перешло на «ручное» управление бюджетом. Третья версия правил не смогла обеспечить стабильность бюджета в условиях резкого падения цен на нефть, поэтому появились новые правила.
Текущая — четвертая — версия бюджетных правил существует с 2017 года. В 2020 году идет речь о смягчении правил в части предельного уровня расходов бюджета, потому что доходы упали, а антикризисные расходы выросли.
Согласно проекту поправок в бюджетный кодекс, основные желания Минфина такие:
Бюджетное правило и курс рубля к доллару. Бюджетное правило снижает зависимость курса рубля от цен на нефть. Банк России по поручению Минфина продает или покупает валюту, чтобы пополнять или использовать международные резервы. Операции Центробанка не должны оказывать значимого влияния на курс рубля: банк может перестать продавать или покупать валюту, если решит, что это угрожает финансовой стабильности.
Однако, если волатильность на финансовых рынках увеличивается, ЦБ может скупать или продавать валюту на открытом рынке. То есть операции в рамках бюджетного правила могут сокращаться или увеличиваться.
Как принимается федеральный бюджет
Федеральный бюджет России – главное звено бюджетной системы страны. Он утверждается в форме федерального закона.
Порядок формирования и исполнения бюджета регламентируется Бюджетным кодексом РФ.
Смотрите также
Вячеслав Володин направил поступивший в ГД проект федбюджета на 2022–2024 годы в профильный комитет
Проект бюджета вносится в Государственную Думу каждый год до 1 октября. Одновременно с этим он направляется Президенту РФ.
После внесения в Государственную Думу проект бюджета в течение трех дней направляется в комитеты ГД для внесения замечаний и предложений, Совет Федерации и в Счетную палату для подготовки заключения.
Рассмотрение документа в первом чтении.
На этом этапе обсуждается:
Прохождение второго чтения.
Во втором чтении рассматриваются текстовая часть проекта бюджета и приложения:
Принятие в третьем чтении.
В третьем чтении законопроект выносится на голосование в целом с учетом бюджетных ассигнований, принятых во втором чтении.
Федеральный закон о бюджете в течение пяти дней со дня принятия Государственной Думой передается на рассмотрение Совета Федерации.
Рассмотрение в Совете Федерации.
Совет Федерации в течение 14 дней со дня представления Государственной Думой рассматривает закон о бюджете.
Последний этап в утверждении главного финансового документа страны — подписание бюджета Президентом РФ.
Справочно о бюджете
Однако существуют и иные определения бюджета. Бюджет может рассматриваться как экономическая категория, как финансовый документ и как фонд денежных средств. Слово «бюджет» непосредственно происходит от старонорманского «bougette» — так называли кожаную сумку или кошелек, специальный мешочек для денег.
Каждый из нас с детства знает: если тратить деньги, не считая, то они очень скоро закончатся, и наступит период жесточайшей экономии. Это правило распространяется на объекты любого масштаба, от карманных денег, выданных школьнику, до казны огромного государства. Таким образом, бюджет – это баланс между общей суммой доходов и необходимыми расходами, планируемый на какой-то промежуток времени.
Бюджет как финансовый документ представляет собой юридически оформленный документ, в котором в количественном и качественном выражении представляется процесс получения и распределения субъектом денежных ресурсов, необходимых для выполнения его основных функций.
На портале, как правило, значение слова «бюджет» будет рассматриваться применительно к двум вышеуказанным категориям.
Из чего складывается бюджет?
Любой бюджет состоит из двух основных частей: доходной и расходной.
Средства, которыми мы можем располагать в планируемом периоде, составляют доходы бюджета. Для семьи это зарплаты и пенсии, проценты по депозитам и т.д. Для государства доходы состоят из налогов, неналоговых платежей, таможенных и прочих сборов и отчислений, уплачиваемых гражданами и организациями.
Предполагаемые траты – расходная часть, которая также может состоять из двух частей: обязательных и необязательных расходов. Для семьи обязательными тратами являются коммунальные платежи, оплата детсада, школы или вуза, выплаты по кредитам (если они есть) – то есть те платежи, избежать которых невозможно. Все остальные траты относятся к необязательным – это расходы, на которых можно сэкономить при необходимости. В повседневной жизни все мы стараемся соразмерять расходы с доходами, не допуская значительной растраты средств. Ведь поводов для трат всегда находится гораздо больше, чем мы можем себе позволить.
Основополагающим принципом формирования и исполнения бюджета для органов власти всех уровней является равновесие бюджетных расходов источниками их финансирования (сбалансированность бюджета).
Если расходная часть бюджета превышает доходную, то речь идет о дефиците бюджета.
Превышение доходов над расходами образует профицит бюджета.
Для чего нужен бюджет?
Составление государственного (муниципального) бюджета – важнейший аспект управления. От того, насколько оптимально спрогнозированы доходы и распределены расходы, зависит благосостояние подавляющего большинства граждан. Государство может инвестировать средства в развитие промышленности или инфраструктуры страны. Бюджет может быть «социальным», т.е. направленным на улучшение социальных норм, или «накопительным» — отдающим преимущество созданию государственного запаса средств. Все зависит от приоритетов социально-экономического развития, определенных органами власти, тех целей, которые, которые они реализуют, пребывая у власти.
Ежегодно, перед тем как приступить к планированию бюджета на федеральном, региональном и муниципальных уровнях, органами власти формируются и утверждаются основные направления бюджетной политики, с учетом которых впоследствии формируются бюджеты. Основными источниками для формирования бюджетной политики являются Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная Стратегия социально-экономического развития соответствующего региона, а также основные положения Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике.
Что такое Бюджет
Это загадочное и непонятное слово «бюджет» при более близком знакомстве не такое уж и страшное.
Давайте обратимся к определению — это установленное количество доходов и расходов какого-либо субъекта за определенный промежуток времени.
В качестве субъекта может выступать человек, семья, фирма, государство и так далее.
Промежуток времени может быть любой, но чаще всего это месяц, квартал, год.
А если мы еще обратимся и к источнику возникновения данного термина — старонормандское слово bougette, которое означает «кошелек» или «мешок с деньгами», то станет еще понятнее.
Например, личный бюджет Иванова Сергея на март месяц — это сколько денег Сергей планирует в течение месяца положить в свой кошелек и сколько из этих денег Сергей планирует за месяц потратить.
Бюджет представляется в виде документа на котором зафиксированы обозначенные выше цифры. Это главный финансовый документ человека, семьи, предприятия или государства.
Для чего нужен бюджет
Бюджет — это инструмент. Значит этот инструмент мы должны применять только в тех ситуациях, где он реально необходим. Ну не будем же мы ставить уколы отверткой или шприцем пытаться завернуть винт.
Бюджет необходим тогда, когда речь идет о планировании финансов, которое в свою очередь необходимо для достижения определенных финансовых целей поставленных перед организацией, семьей или персонально человеком.
То есть, если у вас нет ни каких финансовых целей, то обращаться к данному инструменту вам абсолютно нет необходимости. И достаточно больше количество людей живет совершенно не заботясь о наличии у себя бюджета.
Иногда говорят, что вести бюджет надо тогда, когда много денег (мол, типа, когда есть что считать). Это в корне не верно. Это не зависит от количества денег. Применение данного инструмента оправдано только тогда, когда у вас есть цель, не зависимо от имеющегося у вас количества денег.
Из чего состоит бюджет
Бюджет состоит из двух частей доходной и расходной.
В доходную часть бюджета попадают все приходящие средства, а в расходную часть, соответственно, все уходящие из нашего кошелька деньги.
Степень детализации статей может быть разным и позволяет нам формировать укрупненные бюджеты или детализированные бюджеты.
Например, мы при необходимости статью «расходы на продукты» можем разбить на статьи «расходы на хлеб», «расходы на мясо», «расходы на молоко». А можем разбить по другому «расходы на оптовом рынке», «расходы в магазине у дома». Все зависит от того как нам это будет необходимо.
Какие бывают бюджеты
Во-первых они могут составляться на разные периоды времени, на месяц, на квартал, на год и более. То есть краткосрочными или долгосрочными.
Во-вторых они могут быть генеральными и частными.
Генеральный бюджет — это полный общий документ с очень укрупненными статьями.
Частный бюджет — это какая-то частичка извлеченная из генерального с возможно более детализированными статьями, например, бюджет на развлечения. Такой бюджет еще называют постатейным, т. е. в нем расписаны доходы/расходы только по определенным статьям.
По охвату субъектов бюджеты могут быть личными (персональными), семейными, территориальными (городской, областной), государственными.
Личный бюджет
Личный бюджет — это персональный финансовый документ, бюджет одного человека. То есть это те доходы и расходы, которыми он будет распоряжаться по своему усмотрению.
Семейный бюджет
Семейный бюджет — это семейные доходы и расходы, которые считаются общими для всех членов семьи.
Однако тут есть нюансы разграничения семейного и личного бюджета отдельного члена семьи. Эти нюансы зависят, как мы уже писали, от внутренних договоренностей членов семи. Подробнее читайте в статье о семейном бюджете.
Бюджет предприятия, города и государства
Бюджет предприятия — это доходы, которое получает предприятие от своей деятельности и его расходы которые оно несет для осуществления деятельности.
Это уже более сложный документ, хотя и строится по тем же самым принципам, что и другие.
Рассматривать эти типы бюджетов у нас задачи нет.
Откуда берется бюджет и что с ним делать
И наконец, самый интересный вопрос — откуда берется бюджет и что с ним дальше делать?
Рождение и жизнь бюджета — это непростые процессы, которые можно долго и подробно описывать. Мы их рассмотрим в отдельных материалах.
Основные этапы жизни бюджета
Ведение семейного бюджета должно осуществляться с соблюдением определенных правил ведения бюджета и начинается с его составления (здесь и далее мы будем говорить именно о семейном бюджете, но все что про него будет сказано будет справедливым и по отношению к личному).
Составление семейного бюджета может осуществляться разными способами, но все они должны привести к единому результату принятию главного финансового документа для семьи — бюджету семьи.
После принятия документа осуществляется работа по исполнению семейного бюджета. Эта крутая фраза означает, что нужно просто вести учет семейного бюджета, то есть осуществлять контроль расходов и поступлений.
И пусть вас не пугает фраза «принятие документа», ключевым в этой фразе является «принятие», то есть все члены семьи согласились с предложенным распределением семейного бюджета и это совсем не подразумевает, что они где-то должны поставить свою подпись.
После завершения периода на который был составлен бюджет, например, очередного месяца, работу с данным документом нужно завершить проведя анализ семейного бюджета и внеся поправки в планирование семейного бюджета на следующий период.
Работа с бюджетом идет непрерывно. Например, в течение февраля мы работаем с бюджетом февраля, закончился февраль, мы сделали анализ его исполнения, возможно внесли поправки в бюджет марта и далее работаем с мартовским документом. Закончился год, мы выполняем те же действия только для годового бюджета.
И до каких пор, спросите вы? До тех пор, пока вам работа с бюджетом необходима, то есть до тех пор, пока у вас есть финансовые цели, которых вы хотите достичь, до тех пор пока вы к чему-то в своей жизни стремитесь.
Успехов вам и достижений.
С уважением к вам и вашим финансам, Андрей.