Для чего нужен грейпвайн
Узел Грейпвайн: как завязать, простая и понятная схема
Преимущества узла Грейпвайн
Недостатки узла Грейпвайн
Применение узла Грейпвайн
Определенной области для применения данного узла не существует. Способ соединения сгодится практически везде, где мы имеем целью скрепления двух веревок, лесок, канатов, нитей и т.д.
Сегодня этим способом пользуются рыбаки, матросы. Широко использование «грейпвайн» и в швейных цехах и в сельском хозяйстве. При транспортировке пострадавшего в экстремальных условиях узел также сгодится. Но, чаще всего в данному способу вязки прибегают скалолазы и альпинисты.
Как завязать узел Грейпвайн?
Состоит крепление из двух полуузлов (может быть и три узла). Узлы вяжутся в последовательном порядке при помощи концов веревки. Рабочие концы должны быть не менее 20 – 25 см.
2. Возьмите в одну руку две веревки. Ходовым концом сделайте оборот вокруг большого пальца.
3. Делаем еще один оборот, только накрест.
4. Выдвигаем аккуратно большой палец и вместо него слева направо две образованные петли протягиваем свободный, ходовой конец веревки.
5. Меняем веревки сторонами и проделываем то же самое с другим свободным концом. В итоге получается два одинаковых узла.
6. С силой потяните в обе стороны концы веревки, так, чтобы узлы сошлись на середине. Узел готов.
Как научиться быстро вязать узел?
В экстремальных условиях, на высоте, свободного времени нет.
Для того, чтобы овладеть в полной мере «грейпвайном» можно использовать два представленных ниже способа.
Способ №1
Человеку не зря дана зрительная память. Сперва не спеша изучайте инструкции и схемы, смотрите по несколько раз видео на разных сайтах. Тренируйтесь по несколько раз в день, стараясь не подглядывать.
Способ №2
Изучите движения концов нити. Это позволит вашему мозгу создать алгоритм вязки узла, так, что потом вам даже не придется «напрягать извилины». Руки сами будут делать все за вас на автомате.
Используйте два метода сразу, и результат не заставит вас долго ждать.
Грепвайн (узел)
Узел Грейпвайн до окончательного затягивания
Узел грейпвайн (иногда грипвайн) или двойной рыбацкий узел — используется для связывания верёвок как одинаковой, так и разной толщины и для вязания верёвочных петель.
Достоинства
Недостатки
Применение
Узел применяется для связывания верёвок одинакового и разного диаметра (в альпинизме — только для верёвок одинакового диаметра), лент, вязки петель-оттяжек, петель для закладок.
Классификация | Альпинизм · Промышленный альпинизм · Скалолазание · Спелеотуризм · Горный туризм · Ледолазание · Дюльфер |
---|---|
Места | Скалодром · Валун · Скала · Лед · Снег |
Основное альпинисткое снаряжение | Альпинистская верёвка · Страховочная система (обвязка) · Каска · Карабин (устройство) · Репшнур · Жумар · Спусковые устройства · Восьмёрка (устройство) · Гри-гри (устройство) · Связка · Оттяжка · Скальный крюк · Шлямбур · Френд · Закладка · Альпинистские кошки · Ледоруб · Ледобур |
Прочее альпинисткое снаряжение | Бивачное снаряжение · Рюкзак · Горелка · Треккинговые ботинки |
Скалолазное оборудование | Магнезия · Мешок для магнезии · Зацепка · Скальные туфли |
Верёвка | Динамика · Статика · Основная · Репшнур · Прочность · Полиспаст |
Узлы | Список узлов · Прусик · Скользящий булинь · Австрийский проводник (узел) · Восьмёрка (узел) · Девятка (узел) · Грепвайн (узел) · Бергвахт · Булинь |
Страховка и самостраховка | Страховка (альпинизм) · Страховка (скалолазание) · Фактор рывка · Абалаковская петля |
Полезное
Смотреть что такое «Грепвайн (узел)» в других словарях:
Грепвайн — Узел Грепвайн до окончательного затягивания Каноническое название Грепвайн Синонимы Двойной рыбацкий узел Категория Соединяющие узлы Категория #2 Рыболовные узлы Эффективность … Википедия
Двойной рыбацкий узел — Грепвайн Узел Грепвайн до окончательного затягивания Каноническое название Грепвайн Синонимы Двойной рыбацкий узел Категория Соединяющие узлы Категория #2 Рыболовные узлы Эффективность … Википедия
Морской узел — Список узлов перечень узлов по алфавиту. Содержание 1 А 2 Б 3 В 4 Г 5 Д 6 Ж 7 З … Википедия
Беседочный узел — Булинь Каноническое название Беседочн … Википедия
Двойной проводник (узел) — Двойной проводник … Википедия
Австрийский проводник (узел) — Австрийский проводник Австрийский проводник Кано … Википедия
Восьмёрка (узел) — У этого термина существуют и другие значения, см. Восьмёрка. Восьмёрка … Википедия
Девятка (узел) — У этого термина существуют и другие значения, см. Девятка. Девятка … Википедия
Репшнур — Узел прусик, завязанный репшнуром Репшнур статическая верёвка диаметром 4 8 мм круглого сечения с защитной оплёткой. Применяется в альпинизме, скалолазании и … Википедия
Оттяжка (скалолазание) — У этого термина существуют и другие значения, см. Оттяжка. Оттяжка с карабинами Оттяжка петля из прочной … Википедия
Рекомендованные узлы
Общие правила вязания узлов:
● отсутствие перехлестов;
● правильный «рисунок» узла;
● размер свободного конца веревки должен быть не менее 10 диаметров веревки (7 см);
● узел должен быть затянут и расправлен.
ВНИМАНИЕ!
Узел, завязанный на веревке, ослабляет ее прочность примерно на 30 %.
Узел «восьмерка»
Узел «восьмерка» одним концом
Используется для привязывания к веревке без использования карабина. Порядок действий: вяжется «скелет» узла на одном из концов веревки, далее выходящим (коротким) концом повторяется форма «скелета».
Узел «проводник»
Используется для прищелкивания к веревке карабином, блокировки стационарной петли.
Узел «Стремя»
Служит для фиксации веревки на станции, организации регулируемой самостраховки и прочего.
Его преимущество: легко освобождается после нагрузки (не затягивается). Его недостаток: при нагрузке более 4 kN «ползет», требуется контрольный узел.
Узел «булинь»
Служит для привязывания веревки к точке страховки, якорю.
Для этого узла обязательно требуется контрольный узел!
Используется для организации торможения веревки и организации страховки и при спуске, и при подъеме.
Узел «грейпвайн»
Используется для связывания веревок как одинакового, так и разного диаметра (7–11 мм). Обращайте внимание на то, чтобы «кресты» (рисунок узлов) были завязаны в одном направлении. Благодаря цилиндрической форме и вращению узла, снижается риск разрушения узла при его трении о рельеф.
«Простой» / «плоский» узел
Другие названия — «проводник», «флат-оверханд», «дубовый» узел.
Используется для организации спуска по двойной веревке (при условии длины концов не менее 30 см), для завязывания подстраховочного схватывающего узла в страховочную систему, организации полиспастных систем и прочего.
Узел «прусик»
Этот узел был изобретен в 1931 г. доктором Карлом Прусиком, президентом Австрийского клуба альпинизма.Используется для подстраховки при спуске по веревке, подъема по веревке, организации полиспастных систем и прочего. Рекомендуется использовать узел в три оборота вокруг веревки. Узел должен быть хорошо затянут. Репшнур работает наилучшим образом, если его диаметр составляет 2/3 от диаметра веревки, на которой он будет работать. При диаметре веревки 9,5–11 мм подходит репшнур диаметром 7 мм.
Французский схватывающий узел
Используется в качестве самостраховки при спуске по веревке и в ситуациях, когда узел надо ослабить под нагрузкой. Узел вяжется из репшнура диаметром 6–7 мм в 5–6 оборотов. В отличие от «прусика», легко и быстро завязывается и развязывается.
«Контрольный» узел или «полу-грейпвайн»
При необходимости завязать «контрольный» узел рекомендуется вязать половину узла «грейпвайн». При организации спуска на конце веревки узел завязывается в одном метре от ее окончания.
Любой контрольный узел всегда завязывается вплотную к основному узлу.
Узлы для альпинизма: грейпвайн
Связывайте верёвки грейпвайном. Он простой и надёжный. Вот смотрите.
Иногда мы связываем концы верёвок. Если дело происходит на спуске, то связываем дубовым узлом. В остальных случаях используем узел грейпвайн: он меньше других ослабляет верёвку, его легко запомнить и он компактный.
Я уже не раз упоминал «половинку грейпвайна» в статьях об узлах. Обычно ею блокируют свободный конец верёвки, который выходит из узла. Сейчас расскажу о самом грейпвайне.
Грейпвайн
Расположите концы верёвки рядом
Оберните конец одной вокруг другой
Пропустите конец в получившиеся кольца
Повторите то же самое со вторым концом. Только мотайте в другую сторону
Затяните. Поните о длине концов
» data-medium-file=»https://alplager.kz/wp-content/uploads/2015/08/double-fishermans_09.jpg» data-large-file=»https://alplager.kz/wp-content/uploads/2015/08/double-fishermans_09.jpg» width=»640″ height=»428″ svg+xml,%3Csvg%20xmlns=’http://www.w3.org/2000/svg’%20viewBox=’0%200%20640%20428’%3E%3C/svg%3E» alt=»Затяните. Поните о длине концов» data-id=»2337″ data-lazy-src=»https://alplager.kz/wp-content/uploads/2015/08/double-fishermans_09.jpg»/>
Чтобы грейпвайн получился аккуратным, наматывайте концы верёвок в разные стороны. Конец первой на себя, конец второй — в противоположную сторону. Или наоборот. Если сделаете так, то асимметричные половинки узла образуют такой рисунок -—ХХ—-
Грейпвайном мы связываем концы репшнура (кордалеты), чтобы получилась петля. Из неё делают станции, с неё спускаются, используют при спасательных работах или делают самостраховку Парсел-Пруссик. Ещё связываем верёвки, когда нужна одна длинная нитка. Например для организации верхней страховки на скале высотой в 50 метров.
Плюсы грейпвайна: меньше других узлов снижает прочность верёвки; небольшой в размере; по данным пособия «Спасательные работы на сложном горном рельефе» (С. Веденин — М.: ФАР, 2014) подходит для связывания верёвок разного диаметра (7–11 мм).
Минусы: при больших нагрузках сильно затягивается; вдоль верёвки торчат концы, которые цепляются за рельеф при продёргивании (в отличие от дубового узла).
Тройной грейпвайн
Он как двойной, только в каждой половинке не два, а три витка конца. Вот в ДММ — дёргают петли (они не разрешают встраивать видео на сайт, увы) и Беаль рекомендует использовать тройной грейпвайн для связывания репшнура из дайнимы. У меня тут реп из дайнимы, но в нейлоновой оплётке. Лучше используйте такие.
Два конца репшнура
Один обмотайте вокруг другого три раза
Второй тоже обмотайте, только в другую сторону
Затяните. Получился тройной грейпвайн
Смотрите: части узла входят друг в друга. Так он получается красивым.
При больших нагрузках грейпвайн немного ползёт. Это не проблема конкретного узла, а их общее свойство. Поэтому оставляйте хвосты длиной в 10 диаметров верёвки. Например, если связываете репшнур толщиной 6 мм, оставляйте хвосты по 6 см, а если основную верёвку толщиной в 10 мм, делайте хвосты по 10 см.
Узлы для альпинизма: грейпвайн
Грейпвайн, прямой, булинь, морские, рыбацкие
Место, на котором соединены, спутаны в особом порядке концы лески, веревок, канатов, называют узлом. Основное количество связок придумали моряки. Существует более 4 тыс. соединений для веревок на все случаи жизни. У альпинистов и туристов особое применение нашли несколько десятков из этого многообразия. Путешественники используют те, которые минимально изнашивают веревку, сохраняют крепость, не расслабляются произвольно. Наряду с этим ценится такое качество, как легкое развязывание после нагрузки.
В зависимости от назначения практические узлы разделяют на несколько типов:
Кроме этого, необходимо знать, что для соединения одинаковых по толщине веревок используют прямой или встречный, ткацкий или грейпвайн (как вязать – ниже). Для страховочных и незатягивающихся петель делают простой и австрийский проводник, восьмерку, девятку. Эти узлы хороши для объединения туристов в одну цепь.
Необходимо закрепиться за опору или дерево? Плетут удавку, булинь или вяжут стремя. Концы линей разных по толщине соединяют академической связкой, используя шкотовой или брам-шкотовой. Узлы грейпвайн одинаково подходят и в таких случаях. Причем, чем больше различие в размерах, тем сильнее схватываются веревки.
Применение Грейпвайна
Нельзя четко перечислить сферы его применения, так он распространен довольно широко и применяется везде, где только человек имеет дело с завязыванием веревок, канатов, тросов, нитей, лески или других привязывающих материалов.
Он применяется для взаимного связывания двух веревок или тросов. Его применение можно встретить, как на кораблях, в рыбацком промысле, текстильном производстве, альпинизме, туризме, сельском и животном хозяйствах, так и в бытовой жизни человека. Он применяется везде, где только не лень, но его довольно часто путают с другими видами узлов.
Вспомогательные и контрольные: что это и для чего?
Среди перечисленного многообразия туристами применяются всего 6-8 вариантов. Некоторые из соединений скользят по современным синтетическим канатам. Какие-то из узлов устарели, и туристы заменили их модифицированными и более крепкими.
Узел грейпвайн, история которого продолжается, традиционно используется для связки как одинаковых по толщине канатов, так и с разными диаметрами. Чтобы сохранить уверенность соединения, на рабочих концах веревок дополнительно завязывают «контрольки». Так называют дополнительные узелки, фиксирующие свободные края канатов. Такой способ добавляет надежности креплению, что важно на высотных горных переходах. Контрольные узлы вяжут вдоль всех основных креплений. Однако двойные рыбацкие и ткацкие не требуют дополнительной меры безопасности.
Вспомогательными или специальными узлами туристы пользуются для самостраховки, при спасательных мероприятиях, при поднятии, опускании, переноске грузов. «Амфорным» фиксируют сосуды с горлышком для транспортировки или помещения в реку (для охлаждения напитка). Маркировочными узлами обозначают концы канатов.
Грейпвайн
Один из самых прочных и надёжных узлов, используемых для связывания двух верёвок примерно одного диаметра. Узел грейпвайн вяжется так же, как и ткацкий. Разница состоит в том, что при вязке ткацкого узла сразу же после обноса ходовым концом двух положенных друг на друга верёвок (ходового конца второй верёвки и коренного конца первой верёвки) он пропускается в образовавшуюся закрытую петлю (калышку), т.е., как уже говорилось, вяжется простой узел. При вязке грейпвайна нужно сделать ходовым концом не один, а два шлага, после чего ходовой конец верёвки пропускается уже не через одну, а через две закрытые петли. При вязке разница эта не существенна, а вот с точки зрения прочности такого узла (и определённых способов его использования) разница огромная.
Грейпвайн, во-первых, оказался самым прочным из узлов, предназначенных для связывания двух верёвок одинакового диаметра.
Во-вторых, этот узел имеет наименьший коэффициент ослабления верёвок (всего лишь 5%, других узлов с таким небольшим коэффициентом ослабления нет).
В-третьих, грейпвайн удобен не только для связывания верёвок, лент, вязки петель-оттяжек и др., но и при связывании петли для самостраховки, причём, этим же узлом можно регулировать длину петли.
В-четвёртых, при использовании этого узла нет необходимости вязать страховочные узлы. А это экономия времени, верёвки, а так же повышение безопасности.
С использованием грейпвайна встречный узел утратил своё лидирующее положение среди узлов, предназначенных для связывания дву:; верёвок одного диаметра (см. рис. 40).
Предлагаю ещё более прочный узел Двойной гоейпвайн (Шамова)
При вязке узла ходовым концом делается три обноса. Если внимательно рассмотреть схемы узла грейвайна и двойного грейпвайна, то можно сказать, что это не что иное как узлы «констриктор» и двойной «констриктор», но в их новом применении.
Булинь
(не путать с булинем класса основных узлов)
Применяется для связывания двух верёвок одного или разных диаметров.
В закрытую петлю (калышку) одной верёвки пропускается ходовой конец другой верёвки, которым делается обнос первой верёвки; далее ходовой конец первой верёвки продевается обратно в петлю. После этого узел затягивается
Обязательно вяжутся на ходовых концах обеих верёвок страховочные узлы. Необходимо обратить внимание на то, что в первом и во втором случаях это простые узлы.
Что снижает прочность веревки?
Невозможно пользоваться бечевкой без единого узелка. Но стоит только завязать хоть один туристический узел (грейпвайн или другой), как прочность веревки немного снижается. Это объясняется изменением натяжения при перегибах и срезанием некоторых волокон в местах соединения. А при промерзшей или влажной бечевке на волокна воздействуют кристаллы льда. Во время нагрузки, на перегибах и петлях силы распределяются неравномерно, натяжение одних нитей значительнее, других – слабее. Возникающие усилия в поперечных волокнах изгибов создают дополнительную, лишнюю нагрузку на прямые участки веревки. Влияние некоторых узлов уменьшает прочность каната до 35-60%. Несмотря на эту особенность, любые завязки, в том числе узлы грейпвайн, не изменяют основных динамических качеств альпинистского аркана.
Как сохранить и нужно ли чистить канаты?
Кроме практического навыка вязания узлов важно правильно хранить снаряжение и ухаживать за веревками. Опытные туристы уделяют достаточно внимания чистке и упаковке своих «помощников» в восхождениях на вершины. Первое, что следует делать время от времени – это стирать вручную в теплой воде с мылом. Просушивать лучше в тени на ветерке. Хранят канаты, расстелив снизу плотную ткань или тент, в месте, где снаряжению не грозит загрязнение химикатами, песком или землей.
Перед очередным походом следует тщательно проверить целостность веревок, отсутствие повреждений. Важно помнить, что ухудшить состояние каната может нагрев от скоростного спуска или трение о камни.
Преимущества перед встречным узлом
Как завязать узел грейпвайн? Иногда его называют «двойным рыбацким», иногда – «двойным ткацким». Чем он так полюбился туристам, совершающим горные восхождения? Следует заметить, что этот способ одним из самых прочных. Используя данное соединение, можно сращивать концы плоских лент. Фиксация страховочных линей, петель – оттяжек, применение для соединения разных по калибру канатов – все это доступно двойным узлам.
С применением грептвайна отпала необходимость делать страховочные узлы. Это способствует большей безопасности туриста, так как экономит время и длину веревки. Еще одним важным качеством считается минимальное влияние на ослабление веревок, теряется около 6% прочности. Такой коэффициент недоступен другим узлам подобной прочности.
Что вам необходимо знать об узле «грейпвайн»?
Узел пользуется большой популярностью, но его часто путают с не менее распространенной «восьмеркой» или турецкой петлей, принципиальные схемы которых сравнительно схожи. Потому ознакомьтесь с особенностями и схемой конструирования «грейпвайна» подробнее.
Вы уже читали, что такая петля идеально подходит для соединения двух нитей, канатов, тросов. Как и любой другой, «грейпвайн» – узел, ослабляющий веревку, но по сравнению с подобными петлями, коэффициент ослабления составляет 0,95, а это значит, что веревка теряется всего 5% от своей прочности. Отмечено, что других типов узлов со столь низким коэффициентом ослабления просто не существует.
Специфическая туристская терминология
Для большего понимания интересного и полезного процесса соединения веревок, перечислим основные и общепринятые обозначения петель, концов и перекрещиваний. Итак:
Последовательность получения двойного ткацкого соединения
Грейпвайн как вязать? Узел складывается из полуузлов, которые поочередно завязывают краями каната. Сначала рядом, навстречу друг другу укладывают концы веревки. Одним из них два раза обвивают обе бечевы (делают два шлага), продевают сквозь обороты полученной спирали и затягивают. С другим концом проделывают то же самое. Затем нужно потянуть за обе бечевки в разные стороны до полного сближения затянутых полуузлов. Длина рабочих хвостов должна равняться 12-20 см. Контрольные узлы не требуются, соединение и так крепко затягивается с нагрузкой.
Если требуется развязать двойной рыбацкий захват, предварительно растаскивают узлы в разные стороны. Сделать это сложно, но возможно. Затем расслабляют и развязывают одну часть. После выдергивания веревки из второго полуузла, его легко распутать.
Как связать узел
Изучите инструкцию, как вязать узел «грейпвайн». Способ вязки проводят по аналогии с турецкой петлей:
Выполнив пошаговую инструкцию, у вас получится крепкий «грейпвайн» узел. Схема вязки изображена в статье.
Обратите внимание! Затягивая веревки разных диаметров, продевайте каждый из узлов, прилагая к этому максимальное усилие. При этом используйте материалы с разницей в диаметре не превышающей 40% и с максимально схожим типом волокна веревок.
Развязывая петлю, полуузлы растягивают друг от друга, тем самым ослабляя их. Один из полуузлов развязывают, после чего незадействованный конец веревки, лежащий внутри петель, выдергивают из оставшихся и распутывают.
Как научиться быстро завязывать узел грейпвайн (фото и подсказки)?
Иногда туристу приходится крепить веревки в экстремальных условиях. Нужны скорость и хорошие практические навыки. Если зависнуть на страховке или с трудом удерживать равновесие на мизерной ледяной площадке, дорога каждая секунда. Выручает «моторная» память, при которой альпинист действует, не задумываясь, руки двигаются механически.
Для овладения динамическими навыками применяется схема вязания узла грейпвайн и следующие способы:
Если пользоваться двумя этими способами поочередно или комплексно, мозг и руки выучат не только узлы грейпвайн, но и другие специальные соединения. Инструкторы рекомендуют сразу приучить себя при завязывании любых узлов оставлять в целях безопасности веревочный «хвостик» длиной не менее 5-7 см.
Как вязать узел грейпвайн?
Для начала берем две веревки одного диаметра. |
Берем свободный конец одной веревки и с его помощью обматываем один раз конец другой веревки, чтобы получилась петля. |
Обматываем веревку еще раз в направлении от ее конца к основанию. |
Пропускаем этот конец параллельно веревке через все отверстия и от основания к окончанию. |
Затягиваем узел. |
Повторяем действия с другим ходовым концом в таком же порядке. |
Стягиваем веревки. Вязание узла «Грейпвайн» закочено. |
Для завязывания веревок разных диаметров, рекомендуется сильно затягивать каждый из узлов, и использовать веревки с разницей диаметров не более 40% и с максимально однотипным волокном!