Для чего нужен хамбакер
Звукосниматели: виды, устройство и применение
Электрогитара, бас-гитара, электроакустика и электроукулеле – все эти и многие другие музыкальные инструменты оснащаются таким устройством, как звукосниматель. Первый звукосниматель появился почти 100 лет назад и с тех пор технология изготовления и применения существенно не изменилась.
Звукосниматель предназначен для преобразования колебания инструмента (струны, корпус) в электрический сигнал.
Виды звукоснимателей – активные и пассивные
Пассивные звукосниматели преобразуют колебания в электрический сигнал, который подаётся в усилитель/звуковую карту и т.д. Обладают слабым по мощности выходным сигналом.
Активные звукосниматели имеют встроенный в корпус гитары предусилитель (преамп), который питается от батарейки типа «крона». Следовательно, если начальный сигнал будет усилен, то на выходной сигнал будет максимально мощным и с минимальным количеством фоновых помех.
Виды звукоснимателей по конструкции
Несмотря на огромное количество самых разных музыкальных инструментов, звукосниматели можно условно разделить на несколько типов:
Сингл (single) – устанавливают в основном на гитары типа Stratocaster и Telecaster. Конструкция представляет собой одну катушку с медной обмоткой. Отличается яркостью и чёткостью звучания, обладает перкуссионным призвуком. С другой стороны, таким звукоснимателем свойственна высокая чувствительность к помехам.
Использование в музыке: поп-музыка, фанк-рок, современный прогрессив-метал и прогрессив-рок.
Хамбакер (humbucker) – звукосниматель, состоящий из двух рядом расположенных катушек, что значительно снижает чувствительность к помехам. Обладает насыщенным и объёмным звучанием, что очень важно для рок-музыки. Электрогитары с хамбакерами могут использоваться как в блюзе, так и в экстремально тяжёлых жанрах.
Использование в музыке: вся современная музыка
Также существует такой подтип звукоснимателя, как Хамканселлер – катушки в нём располагаются друг над другом, что обеспечивает возможность установки такого звукоснимателя на место сингла, но получение на выходе сигнала как у хамбакера.
Электроакустический звукосниматель (пьезо-элемент) – используется в акустических инструментах, звук от которых снимается целиком с инструмента (колебания дерева, фурнитуры и т.д.), а не только со струн.
В последнее время получили распространение электро- и бас-гитарные бриджи с пьезо-элементом, что делает их звучание более объёмным.
Применение звукоснимателей
Определённо лучшего решения в плане выбора типа звукоснимателей не существует. Объясняется это тем, что каждый звукосниматель сделан для одной цели.
Синглы звучат ярко, звонко и четко. Синглы типа P90 выдают хорошие низкие частоты, от чего звучание становится более «жирным» или «мясным» (P90 чаще всего можно увидеть на гитарах типа Les Paul). В основном преобладают высокие частоты.
Как уже было сказано выше – синглы фонили, фонят и будут фонить, что является их фишкой и бедой одновременно. Инженеры стремились избавиться от фона, но с потерей фона терялось качество звука и его узнаваемость.
Хамбакер, наоборот, фонит значительно меньше, но при этом чёткого и перкуссионного звучания от него тяжело добиться. При этом хамбакер прекрасно справляется с различными гитарными эффектами по типу дисторшн, овердрайв, фуз и т.д.
Разновидности звукоснимателей
Разновидностей сингловых звукоснимателей превеликое множество. В основном они сделаны под тот или иной тип электрогитар, например: Jazzmaster, Jaguar, Telecaster, Р90 и т.д.
Тем не менее, у всех их есть общее – одна катушка.
Разновидностей хамбакеров еще больше – закрытый и открытый тип, рельсовый хамбакер, рельсовый минихамбакер и т.д.
В мире звукоснимателей существует один интересный тип – рельсовый минихамбакер. С одной стороны, это сингл, но у него две катушки, что характеризует его как хамбакер (и по факту он является хамбакером, размером с сингл). Существуют также классические хамбакеры, помещённые в корпус сингла.
Звучание звукоснимателей
На характер звучания звукоснимателей влияет всего два показателя:
Тип магнита Альнико имеет небольшое сопротивление (5-8 кОм), что даёт более винтажное и чистое звучание. Для современной тяжёлой музыки вполне нормальным считается установка звукоснимателей с сопротивлением от 10 до 20 кОм. Следовательно, чем выше сопротивление, тем более податливым будет датчик для тяжёлой музыки. С другой стороны, желаете мягкий и лёгкий звук – выбирайте звукосниматель с низким сопротивлением.
Если с сопротивлением всё более-менее понятно, то теперь предлагаем разобраться с типом магнитов:
Лучшие фирмы-производители звукоснимателей
Самое высокое качество производства звукоснимателей можно встретить у таких производителей как Gibson, Fender, Seymour Duncan, DiMarzio, EMG.
Цена на именитые звукосниматели довольно высокая, однако существуют довольно неплохие аналоги китайского, корейского и российского производства – Belcat, Tesla и Fokin Pickups, соответственно. Последние пользуются большой популярностью в России из-за низкой цены при высоком качестве.
Как настроить звукосниматель?
Запомните одно простое правило – не трогайте обмотку, если звукосниматель исправно работает!
Звукосниматель следует надёжно закрепить на корпусе электрогитары, чтобы он не болтался, а высота звукоснимателя регулируется в зависимости от ваших предпочтений.
Если желаете получить более громкий и яркий звук – поднимайте звукосниматели, хотите тёплый и мягкий звук – опускайте звукосниматели, но не переборщите и следите, чтобы струны не бились об сердечники звукоснимателей.
Бытует мнение, что опущенный звукосниматель лучше снимает звук с дерева, однако это миф. На звук влияет, как уже было сказано выше, расстояние от звукоснимателя до струн, качество проводов и прочей электроники.
Стоит ли устанавливать на гитару новые звукосниматели?
Если гитара куплена в Ашане, то даже премиальные звукосниматели не сделают её звучание значительно лучше. Если гитара любительского или среднего уровня, то в таком случае замена звукоснимателей может быть очень даже эффективной.
Во-первых, гитара может быть старой, и звукосниматели вполне могли размагнититься. Во-вторых, замена звукоснимателей может помочь вам подогнать гитару под определённый жанр (вы же не будете играть метал на звукоснимателях с Альнико 2?)
Поэтому заменять звукосниматели целесообразно только в двух вышеперечисленных случаях. Забудьте про модернизации гитар, которые выходят плохими с завода.
Гитарно-музыкальный исторический журнал
Перевод с английского
Ранее я публиковал несколько глав из книги Дэйва Хантера «Гитарные усилители и эффекты для чайников». Предлагаю вам перевод материала из другой книги Дэйва «Справочник по гитарным звукоснимателям: Начало вашего звука»
Шумоподавляющий звукосниматель, или, короче говоря, хамбакер – это гораздо больше, чем утилитарная форма стандартного компонента. Шумоподавляющий звукосниматель, подавляющий гул 50/60Гц обладает собственным звучанием и является неотъемлемой составляющей многих музыкальных жанров и стилей игры. Это также название самого ценного из когда-либо созданных отдельных компонентов электрогитары… Но об этом позже.
Упомяните термин «хамбакер», и большинство гитаристов сразу подумают о полноразмерном звукосниматели Gibson Patent Applied For (PAF) конца ’50х, который стал одновременно и самым почитаемым и самым копируемым форматом этого компонента. Копнув немного глубже, вы наткнётесь на Gretsch Filter’Tron, мини-хамбакеры Epiphone и Gibson Firebird, хамбакеры Fender Wide Range, широкий ассортимент рельсовых и вертикальных звукоснимателей, и прочие.
Но звукосниматель хамбакер и концепция, лежащая в его основе, существовали задолго до того, как у Теда МакКарти даже мелькнула идея установить его на испанскую гитару.
Как хамбакеры подавляют шум
Идея хамбакера действительно довольно проста, но в то же время довольно изобретательна. Стандартные однокатушечные звукосниматели преобразовывают колебания ваших струн в электрический сигнал с помощью катушки из очень тонкой проволоки, намотанной вокруг источников магнитного излучения (которые могут быть либо самими магнитами, либо стальными магнитоводами, соединёнными с магнитом, установленным под катушкой).
В хамбакерах же используются две катушки, намотанные в противоположном направлении и расположенные друг рядом с другом, вокруг наборов магнитоводов обратной друг к другу полярности. Когда две катушки соединены последовательно, они по-прежнему чётко снимают гитарный сигнал, но противофаза нейтрализует большую часть шума, создаваемого окружающими электронными устройствами, вещами, что создают гул, который мы слышим в большинстве однокатушечных звукоснимателей.
В традиционных конструкциях, в частности, в полноразмерной версии Gibson – две катушки расположены рядом, что значительно увеличивает ширину звукоснимателя, в сравнении с большинством синглов. В результате этой увеличенной ширины, и того факта, что звукосниматель передаёт вибрацию двух разных точек каждой из струн (и отрезка между ними) приводит к тому, что звучание этих звукоснимателей отличается от звучания синглов, даже если все остальные характеристики, включая силу магнитного поля, суммарную длину провода и общую выходную мощность – сопоставимы.
В целом, проще говоря, хамбакеры чаще звучат теплее и мягче, хотя многие из них также могут звучать очень ярко и артикулировано как синглы. Колебания этого отрезка струны также легче раскачивают усилитель, заставляя его перегружать, даже если речь идёт о хамбакерах винтажного стиля (они же слабые или маломощные).
Рождение хамбакера
Инженеры знали о принципах использования второй катушки для подавления шума, в составляющей сигнала, проходящего через первую или обе катушки ещё с самого начала XX века.
Дроссельная катушка использовалась в производстве радиоприёмников задолго до того, как гитарный усилитель вообще появился на свет, и нашла применение в гитарных усилителях задолго до того, как эта концепция нашла применение в звукоснимателях.
Так кто же был создателем хамбакера? Вы думаете – Сет Лавер из Gibson или Рэй Баттс из Gretsch, не так ли? А как насчёт… Армана Ф.Нобло, инженера, работавшего в компании Baldwin из Цинциннати, штат Огайо. Нобло подал патент на звукосниматель для музыкальных инструментов с шумоподавлением в декабре 1935 года (выдан в 1938), за 21 год до того, как Gibson подал заявку на патент своего собственного шумоподавляющего звукоснимателя.
Предназначенный для использования с фортепиано, которые производили Baldwin, чертёж в патентной заявке изображал две длинных катушки, расположенных вертикально одна над другой, вокруг нескольких магнитоводов, каждый из которых перекрывал по набору из нескольких струн фортепиано.
В тексте заявки Нобло указал «Главной целью этого изобретения является устранение влияния паразитных магнитных полей, не влияя не его чувствительность к колебаниям смежных намагниченных струн». Так родился хамбакер.
Патенты Армана Ф.Нобло
Первым хамбакером был Fender
Что за…? Нет, это не то имя, что вы ожидали увидеть в связи с «первым хамбакером на электрогитаре». Но изучение истории развития шумоподавляющих звукоснимателей для электрогитар преподносит неожиданные сюрпризы.
Одним из них является тот факт, что Лео Фендер фактически первым среди известных производителей получил патент на конструкцию хамбакера, хоть и предназначенного для использования на лэп-стил гитаре.
Немного отличаясь от того, что мы обычно называем хамбакером, конструкция Fender предусматривала две катушки, намотанные в противоположном направлении, вокруг магнитоводов противоположной полярности, установленных на общем пикгарде, что делает их похожими на два отдельных сингла. Но из последовательное соединение создаёт единую конструкцию для съёма сигнала лишённого шума.
Фендер подал заявку на патент 29 марта 1956 года, почти за три месяца до подачи заявки Сета Лавера от имени Gibson, о чём будет сказано ниже. Патент был выдан ему относительно быстро, в декабре 1957 года.
Сам звукосниматель использовался крайне редкою Впервые он появился, кажется на Fender Deluxe Lap Steel 1957 года. Позже, в 1959 году, Fender разработал шумоподавляющий звукосниматель, который впоследствии нашёл применение в Precision Bass, но компания не стала использовать хамбакеры на стандартных шестиструнных гитарах, вплоть до начала семидесятых.
Появление хамбакера Gibson
В 1955 году президент Gibson, Тед МакКарти, захотел, чтобы новый звукосниматель стал новым аргументом в пользу продаж, и поручил его разработку инженерам Сету Лаверу и Уолтеру Фуллеру. Лавер согласился, что шумоподавление сможет улучшить продажи уже существующих моделей гитар.
Лаверу уже была знакома концепция дросселя, используемого для шумоподавления в блоках питания гитарных усилителей, поэтому он применил эту технологию в своей конструкции двухкатушечного звукоснимателя. В остальном, оригинальный хамбакер Gibson, впервые появившийся на некоторых лэп-стил гитарах Gibson в 1956 году и модели ’57 года Les Paul Custom, состоял в основном из тех же компонентов, что и предыдущий однокатушечный звукосниматель P90, только был разделён на две катушки, причём с одним общим магнитом, а не с двумя.
Он также отличался от ранних прототипов благодаря некоторому вкладу со стороны отдела продаж. Ранние версии Лавера отличались фиксированными стальными магнитоводами в обеих катушках, но, как он рассказывал писателю Тони Бэкону в 1998 году «Когда отдел продаж в Чикаго увидел его, они сказали что без регулировочных винтов им с нами не о чём говорить. Так что [смеётся] им нужны были регулировочные винты, и мы сделали им регулировочные винты И я установил звукосниматели на гитаре винтами в сторону бриджа и в сторону грифа. Многие хотели узнать, почему я это сделал. В декоративных целях [смеётся]» [читайте перевод этого интервью по выделенной синеньким ссылке – прим. переводчика].
Патент Лео Фендера
Патенты Сета Лавера
Священный PAF
Лавер подал заявку на патент новинки 22 июня 1955 года. В те времена, когда выдача патентов занимала довольно долгое время, Gibson начал клеить на нижнюю часть основания звукоснимателей ’56 и ’57 года маленькие чёрные наклейки с надписью «Заявка на Патент Подана», чтобы предотвратить копирование. Сокращённо этот термин PAF стал обозначать оригинальные хамбакеры Gibson, выпускавшиеся до начала 1962 года, когда, наконец, к новым наклейкам добавился номер полученного патента.
Но, на самом деле, это номер совершенно другого патента. Сам патент был наконец-то выдан 28 июля 1989 года, но согласно легенде, Gibson заготовил хренову тучу наклеек и хотел сперва избавиться от них, прежде, чем печатать новые. Но когда, в конце-концов, были напечатаны новые наклейки, обнаружилось что на них напечатан номер патента на комбинированный с бриджем трапециевидный струнодержатель самых первых лесполов, а не номер патента на звукосниматель. Трудно сказать, было ли это преднамеренной попыткой запутать потенциальных пиратов, в их поисках принципа конструкции в патентном ведомстве, или просто канцелярской ошибкой.
В любом случае, звукосниматели Gibson PAF, примерно с 1957 года (когда конструкция окончательно сформировалась) и до начала ’62 года не только преуспели в своих усилиях по шумоподавлению, но и считаются одними из самых лучших и выразительных «генераторов тона» в музыкальном, динамическом и тембральном отношении, которые появились на электромузыкальных инструментах.
Грубый, но несколько компрессирующий атаку, яркий, но богатый и тёплый, насыщенный гармоническими обертонами, Gibson PAF создал звуковой шаблон, который стал основой для большинства классических записей в огромном царстве рока, и в результате, оригиналы тех лет стали самыми востребованными и желанными.
Его любят за способность приводить раскочегаренный ламповый усилитель в состояние зубодробительного дисторшна и певучего сустейна, им в то же время, он может обладать сладким и музыкальным звучанием при игре на чистом звуке. Если вы найдёте сет в хорошем оригинальном состоянии, вероятно, вам придётся заплатить шесть, восемь или даже десять тысяч баксов за пару пафов, выпущенных между ’57 и ’60 годами, и лишь немногим меньше за выпущенные в ’61-’62.
Хамбакер
Хамбакер (англ. Humbucker ) — тип магнитного звукоснимателя для электро- и бас-гитары, состоящий из двух катушек индуктивности в магнитном поле. Основное предназначение — подавление шумов в выходном аудиосигнале.
Содержание
История
«Шумоподавляющая катушка» (Humbucking Coil) была придумана в 1935 году американской компанией Electro-Voice, основанной в Саут-Бенде (Индиана) Алом Каном (Al Kahn) и Лу Буррофсом (Lou Burroughs). Фирма специализировалась на производстве портативного концертного оборудования, включая микрофоны и динамики. [1]
Принцип работы
Хамбакер состоит из двух катушек индуктивности, находящихся в разных полюсах магнитного поля и намотанных в противофазе. Струна гитары выполняется из стали или никеля и является ферромагнетиком. Находясь в постоянном магнитном поле звукоснимателя, струна намагничивается и приобретает своё магнитное поле. При колебаниях струны изменение её скорости движения относительно датчика обуславливает изменение скорости индукции магнитного поля и, следовательно, магнитного потока. Вследствие этого в катушках возникает ЭДС электромагнитной индукции, причём в разных катушках векторы магнитного потока имеют противоположные направления, но из-за противоположности фаз катушек ток имеет одинаковое направление, поэтому сигналы обеих катушек суммируются. Радиоволны также индуцируют в катушках ток, но поскольку направление тока не зависит от магнитного поля, то из-за разных фаз намоток сигналы взаимовычитаются.
Звук хамбакера
Конструкции хамбакера
Есть множество разных конструкций хамбакера, но все они имеют одно начало. Хамбакер — две катушки индуктивности, намотанные в противофазе, прикреплённые с помощью шурупов к медной пластине. Существует две схемы выводов с катушек:
Крепление хамбакера может производиться в фальш-панель гитары или непосредственно в корпус (т. н. «direct mount» — прямое крепление) с помощью двух или трёх подпружиненных болтов или шурупов.
Filter’Tron
Стэковый хамбакер (хамкенселлер)
Имеет габариты сингла. Катушки расположены одна под другой. Сигналы в каждой катушке полностью идентичны друг другу по спектру и фазе, поскольку снимаются с одной и той же точки струны, но они в достаточной степени отличаются друг от друга по амплитуде, поскольку струна сильнее меняет магнитный поток в ближайшей по отношению к ней катушке. Выходное напряжение, таким образом, составляющее разностный сигнал катушек хамкенселлера, является спектрально (по тембру) точной копией синглового, имеет меньшую, чем у сингла амплитуду, зато полностью свободно от любых синфазных шумов, которые наводятся в катушках практически одинаково.
Мини-хамбакеры
Мини-хамбакер меньше обычного. Существуют как в размере сингла, так и в размере P90. Конструкция полностью идентична традиционной за исключением размеров. Такой Датчик имеет более низкий выход и компрессию, однако его звук ярче, чем у обычного хамбакера.
Рельсовые хамбакеры
Раздельный Хамбакер (Сплит)
Звукосниматель, в котором катушки снимают сигнал с разных струн, например одна с первых трёх струн, вторая с остальных. Звук приближён к синглу. Устанавливается на гитары типа «Precision Bass» и на некоторые модели «G&L».
Активный Хамбакер
Виды гитарных звукоснимателей. Часть 3: хамбакеры (начало: PAF и Filter’Tron).
Обсудили мы с вами всевозможные синглы, теперь пора и на хамбакеры перейти. Начнем тоже с самых распространенных, потом и о других упомянем.
Почему мы говорим о них позже, чем о синглах? Потому что они появились позже, а мы за историческую достоверность и железобетонную логику повествования! Ну или не железобетонную, а альнико-керамическую (попытка шутки).
Основным смыслом создания такого шумоподавляющего, на что намекает и его название, звукоснимателя стала очевидная проблема: высокий уровень шумов у однокатушечных датчиков-синглов. Усилители становились мощнее, звук становился громче, а вместе с тем становился громче и шум. Гитаристы уже привыкли к самому факту электроусиления звука. Звукосниматели и усилители перестали казаться чудом, так что начались претензии к качеству звука.
Как мы уже говорили в прошлых статьях, о проблеме шума знали производители сингловых датчиков (еще бы не знать!), с ней пытались бороться путем экранирования датчиков, создания подобия «камеры Фарадея» вокруг датчика и струн. Но электромагнитная катушка оставалась прекрасной антенной. Оставалось только находить оптимальные соотношения сигнал/шум. Или искать другие способы борьбы с фоном.
Одним из таких способов, оказавшийся максимально эффективным, оказалось использование второй электромагнитной катушки. В таком случае катушки наматываются встречно (обычным случаем для индустрии считается намотка обеих катушек против часовой стрелки, соединяются при этом концы катушек, так что они оказываются в противофазе) и располагаются на разных полюсах магнитного поля.
В таком случае получается, что сигнал, вызываемый вибрацией струны (точнее, большая часть гитарного спектра частот), суммируется в катушках, то есть усиливается, а шумы – наоборот взаимовычитаются. Получается больше звука и меньше шума. Правда, за все приходится чем-то расплачиваться, но об этом чуть позже.
Основа этого принципа была использована еще в 1930е годы, правда, не для гитар, а для динамиков и микрофонов. Первый патент на это получен был Electro-Voice в 1934 году. Первый гитарный двухкатушечный датчик сделанный по такому принципу, хотя еще очень далекий от совершенства, создал в 1935 году Arnold Lesti. Причем в патенте четко описано и усиление полезного сигнала, и подавление шумов, и сопутствующие изменения в тембре. А в 1938 A.F. Knoblaugh получил патент на звукосниматель для струнных инструментов, где катушки размещались одна над другой, то есть первый вертикальный хамбакер. Он предназначался в первую очередь для фортепиано, но компания Baldwin Piano, где он работал, не особо охотно пользовалась его изобретением.
Такие устройства не были секретом для интересующихся темой электронщиков и музыкантов, в 1939 году даже научно-популярный журнал «Radio Craft Magazine» публиковал серию статей, как сделать звукосниматель с двумя одинаковыми катушками, намотанными на бруски намагниченного железа, одну из катушек предлагалось затем перевернуть, чтобы достигнуть усиления сигнала и подавления шума.
Но техническая реализация подобных устройств на тот момент не выдерживала никакой критики. Ненадежные, безбожно микрофонящие, он не могли войти в арсенал практикующего гитариста.
Первая фабричная версия хамбакера принадлежит Rickenbacker. Как всегда, они оказались впереди планеты всей. И, как всегда, никакого массового успеха за этим не последовало. Более того, свою версию шумоподавляющего двухкатушечного звукоснимателя, которую они предложли публике в 1953 году, через год они уже удалили из каталога. Причина? Ужасный звук! Очень мощная середина, по сравнению с которой недостаточно верха и низа. И главное: его выход приводил к появлению перегруза в звучании лампового усилителя! О ужас! Перегруза! (Перегруза, Карл! – хочется добавить, но мы не будем).
Проверить у нас возможности нет, к сожалению, но описание проблемы оставляет ощущение, что они сделали отличный хамбакер. Что поделать, времена. Хотя, злые языки утверждают, что сворачивание этой модели связано еще и с тем, что только пустив ее в производство, Dolf Rickenbacker продал свою компанию F.C. Hall. И новое, более сведущее в бизнесе, но менее авантюрно настроенное руководство, свернуло программу. Сомнительно, честно говоря, учитывая, что как раз новое руководство настояло на приоритете электрогитар и отказе от старого профиля – гавайских гитар, а также настояло на выпуске рискованных дорогих и технологически сложных инструментов со сквозным грифом.
Важно другое. Сам принцип был придуман хорошо. Воплощение было спорным, так что оставалось создать удобные, надежные и красиво звучащие формы реализации этого принципа. Что и было сделано разными производителями, разными способами. Так что у нас теперь есть не один-единственный классический вариант, а целая палитра классических хамбакерных стандартов со своими особыми характерами.
Основные типы хамбакеров:
Это и есть хамбакеры, к каким мы все привыкли. Когда мы говорим о хамбакерах, то на 99,9% можно быть уверенным, что имеются в виду именно те звукосниматели, формат которых придумали в компании Gibson. Сейчас их делают все на свете, используют все возможные и невозможные материалы и технологии, но и принцип, и даже формфактор взяты именно из оригинала Gibson Humbucking Pickup, получившего неофициальное прозвище PAF. Это аббревиатура пометки, ставившейся на каждый датчик: Patent Applied For, то есть заявка на патент подана. Эта пометка ставилась до 1961 года, когда патент, наконец, был получен.
Эти звукосниматели создали новый стандарт звука в музыке. Они сами по себе остаются Граалем, который ищут и пытаются скопировать все компании, изготавливающие звукосниматели. И именно от них произошли не только все винтажные и теплые, но и самые модерновые злющие металлевые датчики мира.
Создал их для компании Gibson Seth Lover. Невероятная личность. Потрясающий инженер, сделавший столько всего для гитарного мира, что и не перечислить! Вообще, если начать разбираться с биографиями гитарных личностей – изобретателей, производителей и прочих – тех лет, то кажется, что это просто какие-то полубоги или представители инопланетных цивилизаций посетили тогда Землю. Потому как ну не может быть настолько креативным и изобретательным обычный человек, а не лемуриец-атлант-рептилоид-ануннак-масон.
В начале 50х годов, когда появились жалобы гитаристов на шум, он как раз вернулся второй раз в Gibson из армии. В армию он, правда, уже не служить ходил (после службы в армии во время Второй Мировой он возвращался.в Gibson в первый раз). В этот раз ВМФ США переманили электронщика к себе у Gibson, дав ему зарплату 5000 в год вместо 3000. Но в 52 году Ted McCarty смог убедить акционеров, что надо предложить больше, чем государство и вернуть Seth назад. Потому что он разработал датчик-бестселлер Staple P90 для дорогих серий гитар и (просто вдумайтесь) оптическое тремоло для усилителей. Да, вот ту классику тремоло, которую мы сейчас, в основном, с услилителями Fender ассоциируем.
А это тремоло тогда было супероружием гибсоновских усилков. Потому что почти у всех остальных на тот момент было только BIAS-тремоло. То есть звук становился тише и громче за счет изменений в подаче напряжения га лампы выходного каскада. Звучало это круто, но сжирало срок жизни ламп со страшной силой. Да еще и сопровождалось ухающим ритмичным шумом, не особо заметным при игре, но в паузах… Кстати, этот эффект первым победил тоже Seth Lover. Так что Gibson предложили ему еще на пару тысяч в год больше и он согласился вернуться.
А вскоре после возвращения получил от директора компании, Ted McCarty, задание придумать бесшумный датчик для гитар.
У Seth Lover уже были идеи на этот счет. При разработке усилителя Gibson GA-90 он уже использовал шумоподавляющий дроссель и сразу подумал о добавлении второй катушки. А дальше была кропотливая работа по выявлению оптимальной конструкции, оптимальных пропорций и характеристик и даже формфактора. Это сейчас размер и форма хамбакера для нас очевидны и не представляются никакими другими. Но тогда этот стандарт еще только предстояло создать!
И Seth идеально справился с этой задачей. Любопытно, что одним из важных факторов, которые он учитывал, разрабатывая хамбакер, он сам называет эстетичность изделия. Художникам-дизайнерам нечего уже было дорабатывать после него.
Довольно много времени у него ушло на то, чтобы продумать конструкцию регулируемых винтов-магнитоводов. Он сам признает, что они в звукоснимателе были совсем не обязательным элементом. «Я поставил их туда, чтобы менеджерам по продажам было о чем еще порассказать». А направление установки звукоснимателей винтами к бриджу и грифу выбрано было исключительно по эстетическим соображениям.
В результате конструкция получилась простой, надежной и изящной. И весьма экономной. Две катушки, намотанные на фибровые бобины, одна из них – с подстроечными винтами, вторая – с нерегулируемыми магнитоводами. Брусок-магнит AlNiCo, помещенный между ними, деревянные вставки-спейсеры, металлическая основа и красивая экранирующая крышка. В основном, для красоты, ведь хамбакеру такая экранировка для борьбы с шумом особо не нужна.
Кстати, эту крышку многие гитаристы станут демонтировать, чтобы не съедала верха. Ведь хамбакер не так ими богат, как сингл.
Катушки соединялись последовательно, благодаря чему сопротивление суммировалось, значительно увеличивался выход, однако резонансный пик смещался в более низкие частоты, так что датчик звучал теплее и менее ярко, чем синглы.
Свою роль в звучание звукоснимателя вносят и его физические габариты, размер катушек, а при комбинации катушек – и расстояние между ними, то, насколько широкий участок струны снимается. Или то, насколько далеко друг от друга находятся катушки-источники магнитного поля. Ведь струна колеблется и участки, с которых снимается сигнал в каждый момент времени могут находиться в разных фазах колебания по отношению друг к другу. И фазовая разница будет влиять на общее звучание соединенных катушек. В случае с хамбакером, она также способствует подавлению некоторых высоких и низких частот и усилению середины. Кстати, считается, что именно по этой причине мини-версии хамбакеров, полностью повторяющие все остальные характеристики своих больших братьев, звучат иначе, как правило ярче.
За свою историю, этот тип датчиков имел неимоверное количество вариаций, видов. Фактически, неизменным остался только сам принцип шумоподавления с помощью последовательного включения двух катушек и габариты звукоснимателя.
В остальном, все возможные изменения были опробованы различными производителями. Различное количество витков намотки, использование различных видов провода и разных типов намотки. Кстати, можно сказать, что существует две идеологии намотки катушек хамбакеров: симметричная (обе катушки наматываются идентично) и асимметричная (количество витков и/или провод на разных катушках отличается). Разные производители используют в разных моделях оба варианта. Оба варианта отлично работают, считается, что симметричная намотка обеспечивает максимально шумоподавление, а асимметричная – более сложное звучание. Верх звучит более открыто, звук выходит более объемным. К тому же, асимметричный вариант любят использовать для получения разных звучаний в режиме отсечки катушек, когда активной остается только одна из них и звукосниматель функционирует как сингл. К слову, при ручной намотке внавал самых первых хамбакеров, все они выходили с хотя бы немного асимметричными катушками. Хотя это не было целью, а только издержкой технологии.
Сейчас можно найти хамбакеры с любыми видами магнитов: AlNiCo и керамическими, причем любых модификаций. Но если говорить о самых первых, ранних, классических PAF-хамбакерах, то в них использовались… любые магниты AlNiCo, какие оказывались в наличии у поставщиков! Чаще всего AlNiCo 2, но также 3,4 и 5. Звучали они, конечно, по-разному, но это не было значимой проблемой для производства на тот момент. Они работали, звучали хорошо, вот и все. Гитаристы, в большинстве своем, тогда в эти вопросы еще не вдавались. Это сейчас можно выбрать любую из сотен моделей на рынке, тогда же ты просто получал, что на фабрике поставили в гитару.
Что там еще может быть разное, кроме провода, намотки и магнитов? Магнитоводы. Как уже упоминалось, Seth Lover придумал датчик с 6 фиксированными и 6 регулируемыми. Потом кто только и как только это не обыгрывал. Во многих дешевых моделях массовые производители ставили и ставят только нерегулируемые. Ну а что, сам Seth ведь говорил, что это необязательный элемент? А другие, наоборот, увеличивают диапазон их подстройки и, таким образом, усиливают их влияние на тембр. Многие делают с 12 регулируемыми винтами, чтобы сделать эффект еще большим. А Carvin/Kiesel, к примеру, давным-давно придумали свою версию с 22 винтами. То есть, на каждой катушке у них 11 винтов. И располагаются они не под струной, а между струнами, что должно дать более ровное звучание при бендах, без провалов. Тем не менее, самой частой модификацией на гитарах Carvin и Kiesel остается именно замена датчиков!
Что еще можно сделать с магнитоводами? Заменить их одной полосой-лезвием! Или бруском. Именно так и делают многие производители этого типа – Blade Humbuckers, вдохновляясь идеей старого сингла Charlie Christian. Тут уж получается максимально ровный съем струны, ни при каких бендах сигнал не проседает и никакая амплитуда удара и раскачивание тремоло-машины не выведут его из равновесия. Однако, несколько иначе звучит атака звука, немного иначе компрессируется сигнал. Как правило, такие датчики звучат более модерново, с более широким частотным диапазоном и открытым верхом.
Ну и крышка. Ее наличие и отсутствие сейчас – сугубо дело вкуса. В плане вида и звука. Закрытая металлическая крышечка подъест верх и сделает звук теплее. Но если крышка внешне нравится, а ее влияние на звук – нет, то есть куча способов достигнуть компромисса. Это и нейзильберовые крышечки, меньше влияющие на звук, декоративные крышки-«радиаторы», закрывающие звукосниматель не полностью, а только как рамка.
В целом, именно разных моделей хамбакеров на сегодняшний день на рынке больше всего. И именно того самого стандарта формы, который задал PAF-хамбакер, придуманный Seth Lover в 1955 году. Мы же можем порекомендовать следующие модели.
Bare Knuckle Mule – великолепнейшее переиздание классических PAF. Точнейшее воссоздание легендарных датчиков 1959 года с точностью до мельчайших деталей. Теплый, винтажный и честный. Очень объемный. Очень вкусный. Хоть на клине, хоть на перегрузе. Они не созданы для радикального диста, но звучат уверенно в абсолютно любой ситуации.
Bare Knuckle Warpig – чрезвычайно мощные датчики. Огромный выход, очень густой звук с колоссальной серединой, которая может прорезать все на свете. При этом на удивление теплый и приятный на чистом звуке. Шикарные датчики. Злое зло или добрый джаз. Есть также версии для 7 и 8 струн.
Bare Knuckle Impulse – модерновый Blade-хамбакеры во всем своем великолепии! Очень чистый и точный звук на любом перегрузе в любом строе. Колоссальный частотный и динамический диапазон. Идеальный вариант для аккуратных гитаристов, которые хотят, чтобы ни один нюанс игры не прошел мимо внимания слушателя. Прозрачнейший хрустальный клин (не сразу поверишь, что это хамбакер) и мощнейший взрывной перегруз. Но вообще без грязи. И без каши. Это не стена перекомпрессированного мусора, как у некоторых мощных перемотанных хамбов. Тут слышно все-все-все. Вообще все. Есть версии также для 7 и 8 струн.
Bare Knuckle Ragnarok – идеальный баланс между агрессивным и ровным звучанием. Они жирные и собранные одновременно. Это – подписная модель Misha Mansoor, что уже звучит как заявка на очень разнообразное звучание и способность работать в разных строях. Выполняет он это на все сто! Опять же, очень чисто и породисто. Есть версии для 7 и 8 струн.
2. Filter’Tron
Не одних Gibson беспокоила проблема шума звукоснимателей. Параллельно вели свои разработки и их конкуренты. В первую очередь, компания Gretsch. Они тоже успешно выпускали электрогитары, ставя на них синглы производства DeArmond. Звучали их полуакустики прекрасно, но шумели тоже знатно.
Особенно это беспокоило Chet Atkins. По мере того, как его популярность росла, громкость на концертах стремительно увеличивалась. Шум от звукоснимателей становился нестерпимым. Он очень хотел избавиться от этой проблемы и даже поставил условие: о выпуске его первой подписной модели Gretsch 6120 можно вести речь, только если там будут поставлены звукосниматели, которые не будут шуметь!
Gretsch возлагали огромные надежды на выпуск этой модели, да и уровень популярности Chet Atkins был таков, что этого эндорсера ни за что нельзя было потерять. Потому компания пошла у него на поводу и пригласила для работы, по его же рекомендации Ray Butts. Того самого человека, что парой лет ранее придумает пленочный дилей и встроит его в комбик Echosonic!
Что сделал Ray? Он соединил две катушки противофазно. И последовательно. Ничего не напоминает? До сих пор Gibson и Gretsch спорят, кто был первым. Судя по всему, чуть раньше успел Ray Butts. Кстати, сначала он попросту соединил два сингла на гитаре Chet Atkins последовательно в противогазе, чтобы тот мог спокойно выступать, а потом уже стал разрабатывать датчик с этим готовым решением. Еще в 1954 году, причем. Но вот документы на патент первыми подали Gibson. И первыми его получили.
Любопытно, что первые годы Ray Butts настаивал на том, чтобы изготавливать все звукосниматели лично вручную. Однако, в 1957 году, после успешной презентации на NAMM, началось уже серийное производство гитар с Filter’Tron. Звукосниматели тоже пришлось пустить на конвейер.
При том, что принцип работы звукоснимателей, придуманных Ray Butts и Seth Lover практически идентичен, эти звукосниматели радикально отличаются по исполнению и звуку.
Ray Butts получил при разработке задание от Gretsch: габариты новых звукоснимателей должны соответствовать размерам использовавшихся ранее синглов DeArmond. Так что результат получился значительно уже, чем у Seth Lover. И это влияет на звук! То, что мы говорили уже о расстоянии между магнитоводами, это «окно», которое намного уже у Filter’Tron, чем у хамбакеров Seth Lover, значительно меняет картину. Здесь вычитаются другие частоты, здесь не настолько усиливается середина, здесь остается больше верха.
Кроме того, чтобы втиснуть две катушки в более узкий корпус, их пришлось сделать более узкими. И более высокими, чтобы все же уместить подольше провода на них. Но здесь геометрии катушек тоже помогает датчику звучать более ярко и светло, хотя и с меньшей плотностью звучания.
Затем, здесь в качестве магнитофонов используются 12 винтов, причем более массивных, что тоже влияет на магнитное поле. Кстати, крутить их особенно не стоит, особенно выкручивать повыше. Очень высокие здесь катушки, то есть магнит – далеко внизу. Сильно подняв, можно и вовсе потерять с ним всякую связь)). Поэтому, здесь работает парадоксальное правило «меньше – это больше».
А еще здесь здоровенный брусок магнита AlNiCo 5. По сравнению с ранними PAF – он значительно более мощный (как по материалу, так и по размерам). Тоже добавляет к яркости звука.
Кстати, такой мощный магнит – это вынужденная мера, поскольку на хоть и высоких, но очень уж узких катушках, помещалось относительно мало витков провода, так что выход без большого и мощного магнита был бы вовсе мал. А так – получается неплохой выход с высоким резонансным пиком и открытым тембром из-за низкого сопротивления катушки.
Вот так вот получилось, что Ray Butts, стараясь сделать просто хороший бесшумный датчик, создал абсолютную классику. Ведь все сравнения PAF-Filter’Tron «кто лучше», оказываются, в итоге, бессмысленными. Потому что получилось две разные идеологии звука – тепло и густота с одной стороны и прозрачность и яркость с другой. Если гибсоновский лагерь сразу составили джазовые гитаристы, а затем – рокеры, то Gretsch покорили сердца кантри-гитаристов, а затем стали синонимом звука рокабилли. От Cliff Gallup до Brian Setzer и Jim Heath. Это оказались датчики, способные на Twang в звуке, но без шума. А характерный потрескивающий и рычащий призвук на верхах, когда начинаешь их перегружать, оказался совершенно уникальным. И да, он прекрасно звучит во многих жанрах, но для Rockabilly и Psychobilly он просто обязателен!
Конечно, Filter’Tron и появившиеся позже его версии использовали и используют музыканты из любых жанров, от George Harrison до Billy Duffy и Malcolm Young. Так что точно не стоит думать, что это звукосниматель для одного-двух жанров.
Ну что ж, сегодня мы рассмотрели две классических разновидности хамбакеров, в следующий раз рассмотрим еще несколько. Потому что, ну, раз есть датчики, то о них надо говорить! не так ли?
Так что до новых встреч на страницах нашего блога и не переключайте канал!