Для чего нужен хардтейл
Хардтейл велосипеды: что это, плюсы и минусы
Раньше у велосипедистов была одна модель байка. Выбор был скуден, да и этого хватало. Позже производители стали вносить изменения, и появились виды велосипедов для города, скоростного шоссе и горной местности. Наибольшее распространение получил именно горный велосипед, так как «ровное» покрытие дорог не такое уж и ровное. И для города велолюбители отдают предпочтение горным моделям, в особенности – велосипеду хардтейл.
Что такое велосипед хардтейл и что значит это его название? Выясним подробнее в статье.
Что такое хардтейл
С английского «Хард» означает тяжелый, жесткий, а «тейл» – хвост. Получается, что в переводе «хардтейл» – это «жесткий хвост».
Амортизационная вилка у хардтейла ставится только спереди — вот что означает такой перевод. Другими словами, у велосипеда имеется только передняя вилка, а задняя отсутствует. А так как она отсутствует, то велосипедист ощущает все вибрации и неровности дороги.
Задняя подвеска на других моделях амортизирует удары и делает езду более комфортной, она как бы «сглаживает» ямы и кочки. Из-за отсутствия подвески велосипед может набрать высокую скорость и создать больше драйва в поездке.
Рама хардтейла продолжается и соединяется с задним колесом, поэтому его легко определить по внешнему виду.
Горный велосипед хардтейл имеет шесть вариантов передней вилки:
Разновидности спортивных хардтейлов
Типы хардтейлов различаются в зависимости от цели использования:
Преимущества и недостатки хардтейл велосипедов
Велосипеды хардтейл MTB обладают следующими преимуществами:
Для кого подходит
Хардтейл подходит для вас, если:
Не стоит выбирать хардтейл, если:
Заключение
Хардтейл – это прекрасный вариант для любителей экстремальной езды в низкой или средней ценовой категории. Но если вы серьезно занимаетесь дисциплиной велосипедного спорта, то подбирайте наиболее подходящую для этого модель велосипеда.
Главное отличие хардтейла – отсутствие задней амортизационной вилки. Благодаря этому велосипед обладает меньшей массой и способен достигать максимальную скорость. Однако не стоит выбирать подобную модель, если на первом месте для вас комфорт и безопасность. Хардтейл – это не про удобство, хардтейл – это про динамичную езду и драйв.
Автор статей. Высшее образование по специальности: “Технологии транспортных процессов”. Люблю велопрогулки и другой активный отдых.
Что собой представляет велосипед хардтейл?
Введение
Вполне нормально, что каждый любитель, желающий просто прокатиться несколько раз в год на велосипеде, не хочет выкладывать большие суммы на двухколёсный транспорт. В среднем люди не готовы тратить более 150–250 долларов на приобретение велосипеда, тем более горного, ассортимент которых представлен в веломагазинах довольно широко.
В наше время существует огромное множество разных видов велосипедов
Большинство из начинающих наездников велосипедов думают о покорении горных вершин, беззаботной езде по грунтовке и лёгкому бездорожью. Но реальность показывает обратное — за пределы города выезды совершаются довольно редко. Поэтому прежде чем выбирать разновидность горного велосипеда, стоит несколько раз подумать, для каких целей, на самом деле, он нужен и где на нём будут ездить.
Для каких целей выбирают горный велосипед
Сперва стоит обратить внимание, что к маунтинбайкам относятся такие виды велосипедов, как двухподвесные и хардтейлы. Как правило, свой выбор на них останавливают любители активного отдыха и загородных дорог.
Основное предназначение таких велосипедов — езда по грунтовым трассам и бездорожью. Ввиду этого вес агрегатов не превышает двадцать килограмм и обладают они уверенной устойчивостью. По специфике езды велосипеды МТБ подразделяются на агрегаты для прыжков с трамплина, кросс-кантри, скоростного спуска на горной местности, а также фрирайда. Каждый из них имеет свои специфические черты, поэтому использовать один велосипед для всех этих целей практически невозможно. Например, если использовать велик для скоростных спусков или же для кросс-кантри, то обращать внимание нужно на число скоростей: чем больше число скоростей, тем лучше будет для начинающего спортсмена (в среднем число скоростей устанавливается от 18 до 27).
Однако если выбирать модель для начинающего, непрофессионального спортсмена — стоит обратить внимание на две модели: хардтейл или двухподвес.
Особенности хардтейла
При первом упоминании слова хардтейл многие задаются вопросом — что же это такое? Если это слово переводить с английского языка, то означает оно либо жёсткий хвост, либо жёсткая задняя часть. В понятии велосипедистов это велосипед с передней амортизационной вилкой. Сзади расположена рама в виде жёстко закреплённого треугольника. Выполнено это для уменьшения веса велосипеда, так как использование дополнительной подвески намного увеличит общую массу всей конструкции. При сравнении с двухподвесным велосипедом у хардтейла проходимость значительно ниже. Использование этих велосипедов для кросс-кантрийных гонок с множеством ям, ухабов, твёрдых и мягких неровностей не лучшая затея. Хардтейлы же прекрасно себя проявляют при езде по относительно ровной дороге, скорость на них можно развивать гораздо большую, нежели на велосипедах с двумя амортизационными вилками.
Виды хардтейлов
Велосипеды с жёсткой вилкой обладают не только более лёгким весом и лучшим накатом, но и более низкой стоимостью. Однако лучше всего на них кататься по ровным дорогам, иначе есть риск повреждения суставов.
Хардтейлы же с улучшенной амортизацией стоят значительно дороже, что вполне оправданно. Амортизационная вилка берёт на себя поглощение дорожных неровностей, а также защищает от ударов суставы. Именно от дополнительной вилки и будет зависеть окончательная стоимость хардтейлового велика.
Если будущий спортсмен хочет сэкономить средства, то можно выбрать агрегат с пружиной или же с пружинно-эластомерной вилкой. Это оправдано в том случае, если начинающий велосипедист не намерен покорять грязевые преграды и горные склоны. Если же упор идёт на участие в скоростных кросс-кантрийных гонках или иных каких-то серьёзных соревнованиях — лучше обратить внимание на спортивные велики с пружинно-масляной амортизационной вилкой или же с воздушной.
Принципиальные особенности горных хардтейлов
В чём плюсы двадцатидевятидюймовых хардтейлов
Если рассматривать хардтейл–найнер, то это отдельная ветка велосипедов, диаметр колёс у которых превышает стандартный размер, а именно 29 дюймов. Эти модели обладают превосходным накатом, но придётся неслабо потрудиться, дабы разогнать такой велосипед до предельной скорости. Преодолевать препятствия (лежачие полицейские, кочки, ухабы, грязевые преграды) на этом агрегате в несколько раз проще, так как этот двухколёсный друг имеет приличную мягкость при прохождении всяческих препятствий на пути.
Это всё и стало причиной того, что большинство профессионалов, любящих кросс-кантрийные трассы, пробуют сменить свой велосипед на найнер. Этот велик способен придать большую уверенность при преодолении сложных участков. Увеличение длины обода гарантирует пологое прохождение ям, ухабов и выемок. Это происходит благодаря тому, что мелкие неровности скрадываются за счёт большой окружности колеса. А также можно не сбавлять скорость при преодолении каких-то препятствий. Это возможно благодаря хорошему сохранению крутящего момента. Да и показатели могут быть куда более лучшими просто из-за того, что велосипедист чувствует себя более комфортно и удобно на велике.
Минусы двухподвесов
Несомненно, двухподвесный велик имеет большую мягкость по отношению к хардтейлу, но есть и некоторые отрицательные особенности подобных велосипедов:
На чём остановить свой выбор
Если складывается такая ситуация, что нужно выбирать, хардтейл или полноценный двухполвесный велосипед, то в первую очередь надо исходить из того, какие преграды предстоит преодолеть и какой стиль езды более близок начинающему спортсмену. Если в качестве трассы для катания будет выбрана шоссейная городская дорога и окрестности города с минимальным количеством сложных труднопроходимых препятствий — лучше выбирать хартдейл. Он более скоростной и лёгкий, как раз подходит для города. Если же в качестве маршрута будет выбрана более сложная трасса, велосипедист намерен покорять горные склоны, лесные тропы и бездорожья — в таком случае лучше подумать в первую очередь про суставы и выбрать более мягкий двухподвес.
Подведём итоги
Выбирая велосипед, в первую очередь нужно определиться с тем, для каких целей он нужен и какие преграды на нём будут преодолеваться. Для простого катания не нужно выбирать сложные навороченные и очень тяжёлые конструкции. Достаточно одноподвесного скоростного велика, чтобы получить настоящее удовольствие от катания. В противном случае ваш вариант более сложный в конструктивном плане агрегат.
Поход — это не только большое приключение, но и тщательная подготовка. В дороге может застать дождь или понадобиться переправа через реку. В этом случае понадобится специальный рюкзак драйбег, который защитит вещи от промокания.
Современное катание на скейте всё активней уступает использованию фриборда. Эта модификация позволяет достичь новых умений и выполнять трюки, как на сноуборде. Это достигается за счёт его необычной конструкции.
Мы настолько привыкли к цепным велосипедам, что существование других разновидностей даже не рассматривается. А зря! Ведь существует ещё велосипед с карданом, который начал выпускаться гораздо раньше цепных моделей.
Для чего нужен хардтейл
Хардтейл – велосипед с рамой, в которой задний треугольник закреплен жестко и не имеет амортизации.
Данный тип велосипедов наиболее распространен и выпускается во множестве вариантов исполнения – начиная со специализированных спортивных велобайков и заканчивая прогулочными модификациями. Кроме того, хардтейлы различают также и по типу передней вилки: жесткая (так называемый «ригид») или амортизационная.
В любом случае, абсолютно все варианты велобайков с рамой типа хардтейл имеют ряд преимуществ над, набирающими популярность, двухподвесами:
С другой стороны, хардтейл-велосипеды не лишены и свойственных только им недостатков:
Впрочем, все эти недостатки актуальны в первую очередь для катания вне городской среды (по пересеченной местности), для которой лучше всего приобрести двухподвесной велосипед. Хардтейлы же идеально подходят для любительского катания в черте города и спокойных велопрогулок по ровным парковым тропам. Именно это, а также ценовая доступность и простота эксплуатации, обуславливают высокую популярность хардтейл-велосипедов по всему миру.
Варианты передней вилки
Как уже говорилось выше, хардтейлы подразделяются на два варианта компоновки передней вилки: жесткая и амортизационная, при этом второй вариант имеет несколько дополнительных разновидностей, каждая из которых выделяется своими характеристиками и особенностями конструкции.
Ригид
Это, можно сказать, «базовый вариант исполнения» передней вилки (с которого, собственно, и началась история велосипедостроения). Жесткие вилки типа ригид наиболее просты и дешевы в изготовлении, а потому ими оснащаются самые доступные модели практически всех производителей велосипедов.
Помимо доступной стоимости, вилки типа ригид отличаются также своей выносливостью (из-за полного отсутствия подвижных элементов – что существенно продлевает срок их эксплуатации). С другой стороны, с ригид-вилкой велосипед перестает быть даже мало-мальски комфортным при выезде на неровную дорогу.
Чаще всего вилки ригид используются на недорогих городских моделях, прогулочных и складных велосипедах. Среди спортивных велобайков жесткая вилка чаще всего устанавливается на шоссейных и трековых модификациях, а также на BMX-велосипедах.
Пружинная амортизационная вилка
Самый доступный по цене и простой по конструкции вариант амортизационной системы для переднего колеса хардтейл-велосипеда. В корпусе подобной вилки устанавливаются стальные пружины, призванные гасить ударные нагрузки, возникающие при наезде на препятствие.
Впрочем, уровень комфорта катания с пружинными вилками повышается лишь незначительно, так как в их конструкции отсутствует демпфер для гашения колебаний. Еще один ключевой недостаток подобного вида вилок – быстрый износ пружин.
В настоящий момент простые пружинные вилки используются в основном на детских велосипедах.
Главный производитель пружинных вилок – компания SR SunTour.
Пружинно-эластомерная вилка
Это наиболее распространенный вариант велосипедных амортизационных вилок в виду их простой конструкции и приемлемой комфортности. От обычных пружинных вилок, пружинно-эластомерные вилки отличаются добавлением в конструкцию демпфера гашения колебаний в виде эластомерного стержня из резины или полимерных материалов – который делает возврат пружины в исходное положение более плавным и мягким, повышая тем самым комфорт катания.
Впрочем, без «ложки дегтя» и здесь не обходится: пружинно-эластомерные вилки также подвержены быстрому износу, вот только вместо менее нагружаемой пружины в них первым страдает эластомер. Кроме того, они крайне тяжело переносят катание при низких температурах – так что зимой велосипед с такой вилкой лучше не эксплуатировать.
Среди лидеров в области производства пружинно-эластомерных велосипедных вилок выделяется компания RockShox, захватившая большую часть рынка.
Воздушная амортизационная вилка
Пожалуй наиболее привлекательный вариант для не экстремального катания, в том числе вне городских дорог. Воздушные вилки более легки, а хороший уровень амортизации делает их идеальными для комфортного катания по ровным дорогам. Роль пружины и демпфера в таких вилках выполняет накачиваемый воздух, запасы которого время от времени приходится пополнять при помощи обычного велосипедного насоса.
Впрочем, за повышенный уровень комфорта приходится платить аккуратностью использования, так как при больших нагрузках выходят из строя манжеты амортизаторов, после чего вилка приходит в негодность и требует, как минимум, ремонта.
Ведущий производитель воздушных амортизационных вилок – компания RST.
Масляно-воздушная вилка
Это достаточно дорогой вариант, чаще используемый на велосипедах средней ценовой категории для начинающих спортсменов. В конструкции таких вилок роль пружины выполняет накачиваемый воздух, а роль демпфера отведена масляному картриджу, который гасит колебания и срабатывает на небольших неровностях, пропускаемых классическими воздушными амортизаторами – такое решение значительно повышает уровень комфорта катания.
Кроме того, такие вилки менее восприимчивы к низким температурам. Они характеризуются довольно высокой эксплуатационной надежностью, но при этом велосипедисту придется постоянно проверять уровень давления воздуха и регулировать его (в зависимости от окружающей температуры).
Лидерами в области производства масляно-воздушных вилок можно назвать компании Marzocchi, Manitou, DT Swiss и Rock Shox.
Масляно-пружинная вилка
Вариант для максимально экстремального катания. Вилки с масляно-пружинным наполнением гораздо выносливее остальных и способны выдерживать самые жесткие нагрузки, возникающие, к примеру, в момент приземления во время прыжков на трамплинах. Используются они преимущественно на дорогих спортивных велосипедах, но их самые дешевые варианты можно встретить и на велобайках среднего ценового диапазона.
Разумеется, и у них есть некоторые недостатки: масляно-пружинные вилки уступают масляно-воздушным в широте диапазона регулировок, а также несколько хуже гасят ударные нагрузки.
Качественные масляно-пружинные вилки имеются в «арсенале» компаний FOX, Marzocchi и DT Swiss.
Все вышеперечисленные типы вилок, помимо своего «основного» исполнения, имеют также ряд дополнительных конструктивных вариаций:
Разновидности хардтейлов
При внешнем сходстве далеко не все велосипеды одинаковы. Среди хардтейлов существует деление на множество подвидов, ориентированных под конкретные цели использования. В первую очередь это относится к спортивным велосипедам, но свои разновидности имеются также и у обычных велобайков (рассчитанных на массовую аудиторию).
Фрирайд
Cамый экстремальный вид катания на горном велосипеде, требующий максимально надежного байка. Хардтейлы в данной дисциплине используются редко, но имеющиеся модели отличаются жесткой укороченной рамой, малым выносом руля, надежной амортизационной вилкой с увеличенным ходом, гидравлическим тормозом и, желательно, 10-скоростной трансмиссией.
Качественные хардтейлы для фрирайда выпускает компания Specialized. Более дешевым аналогом могут стать freeride-HT байки от российско-немецкой компании Stark.
Эндуро
Дисциплина, включающая в себя несколько подвидов соревнований на выносливость. Enduro-хардтейлы характеризуются использованием прочных, но при этом легких рам из хромомолибденовой стали или карбона с длинной колесной базой для лучшей устойчивости. Кроме того, данный подтип хардтейлов оснащается амортизационными вилками с ходом в пределах 110-150 мм для лучшего баланса между амортизацией и раскачкой; надежной трансмиссией со средним переключателем для исключения контакта с элементами трассы; широким рулем для повышения маневренности; а также только гидравлическими тормозами для обеспечения безопасности катания.
Эндуро-велосипеды выпускают многие производители, но лидерами рынка считается компания Marin.
Форкросс
Дисциплина (известная так же как 4Х, дуал-кросс или байкер-кросс), предусматривающая одновременную гонку четверых велосипедистов по подготовленной трассе с множеством различных препятствий. Для нее лучше всего подойдет хардтейл-байк массой не более 13 кг с короткой верхней трубой, укороченными перьями заднего треугольника и вилкой с ходом до 140 мм. Кроме того велосипеды для данной дисциплины получают максимально легкий обвес и контактные педали для более точного контроля разгона.
В России наибольшую популярность получили форкросс-байки от брендов Format, Stark и Giant.
Трейловые
Соревнования по скоростному преодолению искусственной полосы препятствий, во время которых велосипедисту запрещается касаться трассы ногами. Велосипед для трейла должен отличаться повышенной устойчивостью, отличной управляемостью и готовностью к различным прыжкам. Поэтому trail-хардтейлы получают жесткую раму с заниженным центром тяжести и укороченным задним треугольником, жесткую или максимально легкую амортизационную вилку и широкие колеса. Их вес, как правило, не превышает 10 кг, что обеспечивается минимальным использованием «лишних» деталей. К примеру, на профессиональных моделях не устанавливается даже седло.
Лучшие трейл-байки поставляют бренды Trek, Stark и Mongoose.
Кросс-кантри
Самый распространенный вид велогонок по пересеченной местности, включенный также в программу Олимпийских игр. Хардтейл для cross-country характеризуется сниженной массой рамы и навесного оборудования, использованием более широких покрышек с грязевым протектором, многоскоростной трансмиссии, узкого спортивного седла и удлиненных шатунов.
Для дисциплины кросс-кантри горные хардтейл-велосипеды выпускают практически все производители, но в среде профессиональных спортсменов на особом счету байки от Specialized, Giant, GT, Trek и Kona.
Зрелищное катание по подготовленной грунтовой или песочной трассе с трамплинами для прыжков и выполнения трюков. Особенности данной дисциплины требуют использовать хардтейл с увеличенной колесной базой, широкими покрышками и, довольно часто, 1-скоростной трансмиссией. Кроме того, для облегчения выполнения трюков dirt-байки не оснащают передним тормозом, а некоторые профессиональные спортсмены предпочитают также облегчить вес байка установкой жесткой передней вилки.
Одним из ведущих производителей дёрт-хардтейлов является компания Merida. Кроме того, неплохие дёрт-байки выпускают Bergamont, Scott и Specialized.
Стрит
Катание по городу с преодолением естественных и искусственных препятствий: перила, бордюры, лестницы и т.д. Велосипед для street-покатушек во многом схож с байками для кросс-кантри, но при этом профессиональные модели получают более прочные рамы и шатуны для безопасного скольжения по перилам и трубам, а их управляемость повышается за счет установки 24-дюймовых колес.
Считается, что лучшие велобайки для стрит-катания выпускает компания Merida.
Шоссейные
Категория хардтейлов, предназначенных для скоростных гонок по асфальтированным дорогам. Кроме того, в эту категорию входят также циклокроссовые велосипеды, предусматривающие в рамках одного гоночного заезда катание как по шоссе, так и по незначительному бездорожью.
Шоссейные хардтейлы отличаются использованием обтекаемой облегченной рамы, узких колес с асфальтовыми покрышками, спортивного изогнутого руля типа «рог» и вилки-ригид.
Качественные шоссейные велосипеды выпускают компании BMC, Cervelo, Giant, KTM, Merida, Mongoose и Specialized.
Туристические
Это разновидность хардтейлов, рассчитанных на длительные велопоходы, в том числе по незначительному бездорожью. Как правило, туристические модели получают 28 или 29-дюймовые колеса, удлиненную раму и дополнительный обвес в виде крыльев, фар, багажника или дорожной сумки.
Лидерами в области выпуска туристических хардтейлов считаются бренды Kross и Trek.
Гибридные
Это хардтейлы, в конструкции которых объединены достоинства горных и шоссейных велосипедов – для более комфортного катания в городских условиях. От горных байков в гибридах используется вертикальная посадка (следовательно, и геометрия рамы), более широкие покрышки для повышения сцепления с дорогой, амортизационная вилка для плавного преодоления небольших дорожных неровностей. Шоссейные же велосипеды подарили гибридам облегченную массу рамы и обвеса, а также многоскоростную трансмиссию для повышения коростных качеств.
Лидерами в сегменте гибридных велосипедов можно назвать компании Dewolf, Giant, KTM, Marin, Polygon и Trek.
Городские
Cамый распространенный (в бюджетном сегменте) вид хардтейл-велосипедов, отличающийся простотой конструкции, ценовой доступностью и ориентированностью на спокойное катание в пределах города. Часто городские модели дополняются полным комплектом обвеса: крылья, защита цепи, мягкое седло, багажник или передняя корзина для поездок в магазин.
Городские модели выпускают практически все известные производители. Но бюджетных велосипедах стоит «поговорить» отдельно…
В крупных торговых сетях часто можно встретить хардтейл-велосипеды, брендовую принадлежность и производителя которых порой даже продавцы точно назвать не могут. К подобным «творениям» велосипедной индустрии лучше даже не присматриваться (не смотря на их ценовую привлекательность).
В лучшем случае слишком дешевый «нонеймовый» велосипед прослужит один летний сезон и «благополучно» потребует глобального ремонта или отправки на свалку, ну а в худшем случае его рама лопнет при первом же жестком приземлении после небольшого прыжка на кочке.
Если уж и экономить, то стоит посмотреть в сторону более-менее зарекомендовавших себя брендов, например российских компаний Stels, Stinger, Forward и Atom, которые имеют современные производственные площадки и используют вполне добротные для своего ценового диапазона комплектующие. Также бюджетные модели время от времени поставляют и компании более высокого уровня, к примеру Stark, Trek, Dewolf и т.д.
В любом случае необходимо помнить, что бюджетные велосипеды категорически не годятся для полноценного спортивного использования. Качество их комплектующих, надежность тормозной системы и прочность рамы рассчитаны на спокойное прогулочное катание по городу или незначительному бездорожью. При агрессивной манере катания по внедорожным трассам или выполнении прыжков с трамплина такие велосипеды несут огромную опасность для здоровья велосипедиста из-за риска внезапного отказа тормозов или поломки рамы.