Для чего нужен интеллект человеку
Зачем нужен интеллект?
Зачем нужен интеллект?
У человека нет острых зубов, как у тигра, мощных мышц, как у медведя, быстрых ног, как у гепарда. И даже защититься рогами или мощным ударом копыта он не может. Он практически беззащитен, а это в мире зверей большой недостаток.
Каждое животное находится в условиях непрерывной борьбы за существование. Оно должно найти себе пропитание, избежать нападения хищников и завести потомство. Этому помогают быстрые ноги, острые зубы, крепкие мышцы.
Человек сильно выделяется в этом жестоком мире борьбы всех против всех своей явной беспомощностью. Но в то же время мы видим, что человечество не только не боится тигров или медведей, но даже решает, оставить их на Земле или уничтожить, как уничтожило раньше десятки видов других животных.
Посмотрим, как интеллект помогает побеждать в борьбе за существование.
Даже микроскопическая бактерия должна сначала решить, что перед ней – еда или хищник, – а потом уже действовать. А для этого любое животное должно хоть что-то знать об окружающей среде, или, говоря другими словами, иметь модель окружающей среды.
Перед тем как броситься на добычу или наутек, животное должно сначала распознать ситуацию.
Если мы рассмотрим какое-либо животное, то увидим, что оно успешно живет в пределах своей экологической ниши, несмотря на то, что число опасностей, которые его подстерегают, весьма велико.
Закон естественного отбора приводит к появлению таких животных, которые идеально приспособлены к конкретным условиям существования, то есть животных, которые имеют систему отражения окружающей среды.
Но обратим внимание, что произойдет, если изменится среда существования.
Хищная рыба, для которой нет никаких опасностей в ее родном пруду, может быть съедена случайно залетевшим журавлем. Стадо слонов может подвергнуться нападению несметных полчищ муравьев. Наступивший ледниковый период полностью меняет условия жизни, вынуждая животных покидать насиженные места или приспосабливаться к новым обстоятельствам.
В таком случае в действие опять приходит закон естественного отбора, который начинает отбирать особей, способных построить модель и этой ситуации, а значит выжить.
И наконец, любое земное животное пока бессильно перед воздействием космических катаклизмов. Следовательно, естественный отбор приводит к тому, что системы отражения должны будут воссоздавать все более и более широкую среду существования.
На определенной стадии развития должна появиться система отражения, способная воссоздать всю Вселенную. Такой системой отражения и стал человеческий интеллект, который воссоздает всю Вселенную, или другими словами:
Человек – это зеркало, в которое смотрится Вселенная.
Отражая Вселенную, интеллект в то же время отражает и те опасности, которые угрожают человеку. Интеллект позволяет построить модель любого хищника и модель такого поведения, которое позволяет справиться с этим хищником.
Преимущество построения модели в том, что в предстоящей схватке человек заранее может определить свою цель и заранее продумать, как ее достичь. Борьба за существование разделяется на два этапа. Сначала человек строит модель достижения цели, а затем эту цель реализует на практике. Это и дает человеку колоссальное преимущество в борьбе за выживание.
Интеллект нужен человеку для того, чтобы добиваться своих целей.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Зачем умной женщине нужен муж
Зачем умной женщине нужен муж Перед тем, как сесть за написание этого раздела, я провел небольшой эксперимент. Тридцать замужних женщин разных возрастов (от двадцати трех до семидесяти шести лет) по моей просьбе ответили на один и тот же вопрос: «Зачем вам нужен муж?»
1. Зачем нужен диагноз?
1. Зачем нужен диагноз? Для многих людей, в том числе для некоторых терапевтов, слово “диагноз” – “плохое” слово. Все мы знаем о неправильном использовании психодиагностических формулировок: сложная личность легкомысленно упрощается интервьюером, который испытывает
ЗАЧЕМ НУЖЕН ЛИЧНЫЙ СТИЛЬ?
ЗАЧЕМ НУЖЕН ЛИЧНЫЙ СТИЛЬ? Рене не хочет ничего в себе менять, чтобы привлечь мужчину. Она уверена, что если изменит свою внешность или манеру поведения, то станет, по ее выражению, «большой обманщицей». «Я хочу, чтобы мужчина принимал меня такой, какая я есть!» — заявляет
3. Зачем нужен мозг?
3. Зачем нужен мозг? Когда-то мозг сравнивали не совсем точно с телефонным коммутатором; в самом деле, он устанавливает связи между мыслями, а также между происходящими событиями и нашими реакциями на эти события. Даже в этом отношении мозг устроен гораздо сложнее, чем все
Зачем женщине нужен Муж?
Зачем женщине нужен Муж? Хочу мужа, хочу мужа, хочу мужа я… Песня такая Муж обычно привлекает женщину как возможный Душевный друг, Опора и Защитник, Любовник, Спонсор, Обустроитель дома и Отец. И ответ будет зависеть от того, что из этого списка ей важно в первую очередь,
Глава 1. Что такое тренинг и зачем он нужен
Кому и зачем нужен спорт
Кому и зачем нужен спорт Природе понадобились тысячелетия, чтобы сделать из обезьяны человека. А тут надо за десяток лет превратить человека в обезьяну… Сетование тренера по гимнастике Я прекрасно понимаю спорт как заработок – и для спортсменов, и для тех, кто на них
Зачем вам нужен мужчина
Зачем вам нужен мужчина Если бы женщины не любили вас, мужчин, за ваши недостатки, то что было бы с вами? Оскар Уайльд Вот вопрос, который в разное время приобретает для женщины различный смысл.В самом юном возрасте это, конечно, любовь, то есть взаимное влечение, «резонанс
Зачем нужен информационный культуризм?
Зачем нужен информационный культуризм? Чтобы ответить на этот вопрос, следует сначала определить, в чем состоит главная ценность «человека работающего»? Очевидно, в том:• что он практически знает, или каким уровнем знаний обладает – низким, средним или высоким;• что он
Зачем нужен гипноз
Зачем нужен гипноз Гипноз, или гипнотический транс – это состояние, в котором все психические и физиологические резервы концентрируются на одной задаче. Эта задача заключается в том, чтобы как можно глубже воспринять сигналы-команды, подаваемые гипнологом. Во время
Кому и зачем нужен антисоветский миф
Кому и зачем нужен антисоветский миф Антисоветский миф как конкретное средство политики и идеологического, психологического манипулирования общественным сознанием выполняет вполне определенную, конкретную функцию в буржуазном обществе. Посредством ее осуществления
Зачем нужен подход, или Как преодолеть препятствия
Зачем нужен подход, или Как преодолеть препятствия Собирая материал для этой книги, я беседовала со многими людьми об их честолюбивых замыслах, в том числе и со своей подругой Вики. У Вики есть четкое видение: она хочет превратить свою страсть к косметике в дело своей
Зачем мне нужен режим дня?
Зачем мне нужен режим дня? ЭТО ВАЖНО! Составь свое расписание так, чтобы тебе прежде всего было удобно. То есть чтобы в нем были учтены не только школьные занятия и домашние задания, обеды и ужины, но и твои увлечения в свободное время. Режим дня необходим тебе для того,
Что такое интеллект и можно ли его развить
Одним из самых уважаемых качеств личности считается интеллект. Но признавая его ценность, люди часто не очень хорошо понимают, что это такое. «Он интеллектуал», – можно услышать об эрудированном, много знающем человеке. Однако знания вовсе не гарантируют высокого уровня интеллекта. Эрудиция, которая связана в большей степени с памятью и широтой интересов, имеет ценность, но интеллект относится совсем к другой сфере – к мышлению.
Мышление и интеллект: как они связаны
Мышление нуждается в информации, но само по себе оно является процессом получения новых знаний, тех, которых нет в опыте человека. Мышление занимается переработкой данных наших органов чувств и того, что хранится в памяти. Благодаря ему рождаются новые идеи, создаются новые вещи, да и сама человеческая цивилизация не что иное, как продукт мышления.
А что же такое интеллект? Любая деятельность, в том числе и мыслительная, предполагает наличие способностей. У кого-то их больше, у кого-то меньше. Вот способности к мыслительной деятельности и есть интеллект.
Поэтому эрудированность, объем информации, которую мы имеем, создают условия для проявления интеллекта, ведь именно с этой информацией работает мышление. Но если уровень интеллекта низок, то никакого толка от знаний не будет. Еще древнегреческий философ Гераклит говорил, что «многознание уму не научает». Это все равно, что неспособному к изобразительной деятельности человеку дать качественный холст, дорогие кисти и краски самых разных оттенков. Лучше от этого нарисованная им картина не будет.
Структура интеллекта
Как любая способность, интеллект представляет собой комплекс различных качеств личности. Психологи до настоящего времени не пришли к единому мнению о том, что входит в структуру интеллекта. И дело здесь не столько в недостаточной изученности этого психического явления, сколько в том, что интеллект разный. Согласитесь, умственные способности математика и писателя отличаются, причем не количественно, а именно качественно. Но о видах интеллекта и их особенностях мы поговорим с вами в другой статье.
Чтобы не путаться в разнообразных проявлениях этой способности к мышлению, выделили понятие общего интеллекта или первичных умственных способностей.
Основной, генеральный фактор (фактор G), определяющий уровень интеллекта человека – это скорость переработки информации, в том числе и скорость получения новых знаний, их осмысление, установление связей (ассоциаций) с прежним опытом и длительное сохранение в памяти.
Кроме генерального фактора, выделяют еще несколько первичных умственных способностей, составляющих основу интеллекта:
Это самые основные, элементарные факторы, определяющие уровень интеллекта. На самом деле их значительно больше. Например, один из известных исследователей интеллекта Дж. Гилфорд выделил 120 первичных умственных способностей, развитие которых может обеспечить человеку высокий уровень интеллекта.
Основная функция интеллекта
Чем так ценен интеллект? Почему людям важно иметь высокий уровень умственных способностей? Успешное, продуктивное мышление дает человеку многое:
Все это верно, но вторично. Интеллект – это продукт эволюционного развития, а значит, в прошлом (да и сейчас нередко) он обеспечивал человеку возможность выжить и оставить потомство, то есть продолжить свой род. Выживают не самые сильные и быстрые, а самые умные, интеллектуально развитые особи. Это, кстати, касается не только человека, но и животных.
Поэтому главная функция интеллекта – адаптационная. И часто интеллект определяют как способность человека максимально быстро и эффективно приспосабливаться к окружающей среде. В зависимости от проявления адаптационной функции выделяют 3 уровня интеллектуальной активности.
Большинство людей находятся на среднем уровне, и это совсем неплохо. Общество не нуждается в большом количестве креативов, которые стремятся кардинально изменить мир в соответствии со своими интересами.
Индивидуальные особенности интеллекта
Люди отличаются и по уровню, и по характеру интеллекта, то есть по проявлению специальных способностей. Многочисленные тестирования, проходившие с помощью разнообразных методик, позволяют утверждать, что различия в интеллекте заметны уже в самом раннем детстве.
Главным показателем потенциально высокого интеллекта считается любознательность детей, стремление их к новым, ярким впечатлениям и овладению новыми видами деятельности. То есть непоседливый ребенок, который везде лезет, тащит в рот что попало, колотит погремушкой по кроватке, стене, голове мамы, ломает игрушки, размазывает кашу по столу и считается сущим наказанием, на самом деле имеет более высокий интеллектуальный потенциал, чем спокойный тихоня.
К школьному возрасту уровень интеллекта уже можно определить, и считается, что он остается всю жизнь примерно на одном уровне, конечно, с поправкой на возраст. В современных тестах интеллекта для каждого возраста свои задания.
От чего зависит уровень интеллекта
На наши умственные способности влияют две группы факторов: биологические и социально-культурные. Долгое время считалось, что умственные способности носят врожденный и даже генетический характер. Поэтому о развитии их говорить не приходится – что дано, то дано.
Но сейчас психологи не так категоричны и считают, что интеллект от врожденных характеристик нервной системы зависит в среднем на 50 %. Как и все способности, интеллект опирается на врожденные задатки: скорость реакций, подвижность нервной системы, развитость разных центров коры головного мозга, например, отвечающих за вербальные способности или математические.
Частично биологические задатки передаются по наследству, но далеко не всегда у гениальных родителей рождаются интеллектуально одаренные дети. Зато достоверно известно, какие причины могут привести к рождению детей умственно отсталых или с ослабленным интеллектом:
Но даже родившийся с высоким интеллектуальным потенциалом ребенок для его развития требует постоянной заботы и внимания. Проведенные исследования показали, что огромное влияние на уровень интеллекта малыша оказывает эмоциональная связь с родителями, особенно с матерью. Чем больше она общается с ребенком и более позитивные эмоции сопровождают это общение, тем лучше развиваются умственные способности. А вот недостаток внимания и общения приводят к отставанию умственного развития ребенка. То есть шанс иметь более высокий уровень интеллекта у тех детей, которых любят.
Возрастные различия интеллекта
Если основа, база интеллекта закладывается от момента зачатия до 5-7 лет, то раскрывается его потенциал в возрасте до 20 лет. В целом в этот период идет повышение уровня интеллекта с небольшой задержкой и даже иногда снижением в подростковом возрасте. Причина этого связана с периодом полового созревания, когда мозг занят развитием совсем другой сферы, и психическая энергия направляется на это.
Может ли интеллект развиваться после 20 лет? Да, может, но значительно медленнее и преимущественно в связи с развитием качеств мышления в области профессиональной деятельности. Разные специальные способности имеют различную динамику:
Снижается ли уровень интеллекта в старости? Это довольно сложный и неоднозначный вопрос. С одной стороны, в пожилом возрасте происходят необратимые изменения в головном мозге и развиваются возрастные патологии, например, склероз сосудов, не говоря уже о болезнях, связанных со старческим слабоумием. С другой стороны, многочисленные исследования показали, что люди, активно занимающиеся интеллектуальной деятельностью, до глубокой старости сохраняют ясный, живой ум и высокий интеллектуальный уровень. Недаром же говорят, что мозг – это мышца, которую постоянно нужно упражнять.
Гендерные различия
Вопрос о различии интеллектуального уровня мужчин и женщин всегда был полем ожесточенных дискуссий. И дело тут не столько в устоявшихся стереотипах и культурных традициях, сколько в реальных различиях. Но различия эти не количественные, а качественные. То есть речь идет не об уровне интеллекта, а о различных частных способностях, которые так или иначе связаны с мышлением.
Можно ли развить интеллект
Интеллект, несомненно, нужно развивать, если речь идет о детском возрасте. Неразвитые умственные способности так и останутся потенциальными. Что же касается взрослых, то возможность развития интеллекта во многом зависит от уровня природных задатков.
Для взрослых существенно повысить свой интеллектуальный уровень может оказаться весьма непросто. Но наша психика очень пластична, а эффективность работы мозга во многом зависит от количества нервных связей в его коре. Образуются эти связи в процессе обработки и осмысления информации. То есть чем больше мы думаем, тем умнее становимся.
Итак, несколько советов тем, кто хочет развить свой интеллект:
Но самое важное, что нужно для развития интеллекта – это желание. К сожалению, большинство людей хочет развить способности к мышлению абстрактно и надеется, что кто-то скажет им простой рецепт или даст «волшебную таблетку». Но так не бывает, для развития любой способности нужно приложить труд, потратить время и силы.
Поэтому очень важно наличие мотива, стимула. Вы хотите развить свой интеллект? Начните с того, что задайте себе вопрос: «Зачем мне это нужно?» Возьмите лист бумаги и запишите не менее 10 важных причин. Вы их нашли? Они достаточно важные и значимые? Тогда вперед, успех придет к упорным.
Что такое интеллект? Как выглядит развитие интеллекта в онтогенезе? Полезно ли раннее развитие ребенка? Ответы на эти и другие вопросы вы получите, просмотрев видео.
Роль интеллекта в жизни человека
Роль интеллекта в жизни человека
Факторы, предопределяющие уровень IQ
За наследственность интеллекта отвечает специфическая категория генов – «условные». Но они эффективны только в случае происхождения от матери, крайне редко – от отца. Эти гены предопределяют мыслительные способности, переданные в основном от матери. Они и являются ответом на вопрос, от кого передается интеллект ребенку. В ходе лабораторных тестов, проводимых специалистами из области психогенетики на мышах, было обнаружено, что у особей с большими количествами материнских генов были увеличенные головы и мозги, но они имели маленькие тела. Мыши с повышенными количествами отцовских генов отличались маленькими мозгами, но большими телами.
Специалисты выделили клетки, содержавшие только отцовские или материнские гены в 6 частях мышиного мозга, отвечающих за умственные функции. Отцовские клетки накапливались в частях, участвующих в сексуальности, агрессии, питании. Следовательно, по мужской линии наследовались именно эти качества.
Но в этой мозговой коре отсутствовали более продвинутые умственные функции (мышление, речь). Поскольку мозг мыши не аналогичен человеческому, ученые из Университета Глазго, интересуясь, передается ли интеллект по наследству, решили перейти к другому подходу, работая непосредственно с людьми.
Поэтому с 1994 года они проводили анкетирование среди почти 13000 людей (14-22 года). Специалисты учитывали их расу, социальный статус, материальное положение. Результаты показали, что у этих людей был такой же IQ, как и у их матерей. Следовательно, интеллект передается по женской линии.
Но также было показано, что генетика – это не единственный фактор, влияющий на уровень разума. Наследственность составляет только 40-60%, остальной процент принадлежит среде проживания, развития человека. Но и здесь важна роль матери.
Ученые из Вашингтонского университета пришли к выводу, что тесная психологическая связь между ребенком (сыном или дочерью) и матерью – это важный фактор для роста определенных мозговых частей. Это открытие было задокументировано в рамках 7-летнего исследования, в котором участвовали несколько матерей с детьми.
Мальчики и девочки, получающие эмоциональную поддержку, имели на 10% больший гиппокамп, чем малыши, чьи матери были более отдаленными в психологическом плане.
Внимательные матери также стремятся помочь своим детям решить проблемы, дать им возможность полностью реализовать свой потенциал. Конечно, нет причин, по которым эти способности не могут передавать отцы. Разум могут развивать «отцовские» свойства, такие как интуиция, эмоции.
Наследование IQ не означает гарантию интеллектуальных детей
Тот факт, что интеллект и IQ в основном наследственные, не является законом, гарантирующим рождение ребенка с интеллектом выше среднего у умных родителей. Да, у него будут лучшие предпосылки, чем у ребенка, рожденного у 2-х умственно отсталых людей. Но показатель IQ также зависит от других факторов и генов, которые дети могут брать от родителей. Таким образом, высокий интеллект обоих родителей не гарантирует значительный уровень разума у детей.
Аналогично, если у обоих родителей уровень IQ средний или низкий, это не значит, что они не могут произвести на свет современного Эйнштейна. Наследование интеллекта – сложный процесс, недостаточно изученный на сегодняшний день. Поэтому невозможно заранее сказать, будет ребенок иметь уровень интеллекта выше или ниже среднего.
Насколько важен IQ на практике
Специалисты часто высказывают мнение, что функции интеллекта и его роль переоценены. Согласно их выводам, это просто неопределенное число, мало влияющее на жизнь человека.
Может быть, в этом есть часть истины, но вся реальность заключается в том, что умственный, эмоциональный интеллект, функциональное мышление очень важны в практической жизни.
Люди с более высоким IQ имеют гораздо больше вариантов в жизни, чем лица с низким интеллектом. Ум обеспечивает способность мыслить логически, принимать разумные решения. Более высокий интеллект дает людям лучшие предпосылки в академических и профессиональных достижениях. Люди с высоким IQ в ходе опросов показали, что обучение в школе было для них намного легче, чем для их одноклассников. Благодаря этому они смогли на высоком уровне заниматься учебой, одновременно уделяя время другим интересам, нашли лучшее практическое применение знаниям в профессиональной деятельности, получили более высокооплачиваемую работу.
Свойства интеллекта применяются в деятельностях, требующих определенной степени логического мышления, интеллектуального принятия решений. Это, как правило, научные дисциплины, технические области, IT, химическая промышленность и многие другие сферы. Напротив, роль высокого IQ резко падает в областях, где требуется качественная рутинная работа.
Конечно, высокий интеллект сам по себе успеха не принесет. Есть много случаев, когда высокоумные люди оказались на грани бедности, потому что они просто не смогли управлять своим интеллектом, направлять его в правильное русло. И наоборот, есть много людей с более низким уровнем разума, которые пробились к вершине успеха; сегодня на них работают профессионалы намного умнее них самих.
Как развивать социальный интеллект
Логично, что многие пытаются работать над социальным интеллектом — он считается полезным и в обычной жизни, и, например, в работе. «Основная сложность этой темы в том, что мы привыкли относиться к наличию высокого эмоционального интеллекта как к некой норме, к которой все должны стремиться, а это далеко не так, — считает психотерапевтка и автор телеграм-канала its okay Наталья Сафонова. — Социальные когнитивные функции включают в себя получение информации, её интерпретацию и формирование ответа на намерения, мнения, поведение других людей. Эти способности часто зависят от индивидуального устройства мозга. Например, мозг аутичного человека обрабатывает информацию иначе, нежели мозг нейротипичного человека — это становится причиной для различий в мышлении, восприятии, способах обработки информации и эмоциональной регуляции». Сафонова считает, что здесь можно провести сравнение со способностью к музыке: есть люди, от природы обладающие абсолютным слухом, а есть те, кому для точного воспроизведения мелодии нужно годами тренироваться. «В отличие от способностей к музыке, способность эффективно создавать социальные контакты принято считать абсолютной нормой. А сложности в социальной коммуникации часто считают отклонением — хотя с ними сталкиваются все в тот или иной момент жизни. Это становится причиной эйблизма, — считает психотерапевтка. — Вопрос не в том, чтобы все стремились развить социальный интеллект, а в том, чтобы люди с разными коммуникативными стратегиями могли находить своё место в мире и обществе».
Тем, кто всё же хочет заняться развитием социального интеллекта, Наталья Сафонова советует решать задачи на социальный интеллект: «Например, можно обсуждать подобные вопросы на консультации у психолога или психотерапевта, потренироваться в терапевтической группе, в группе поддержки или роста самосознания». Психотерапевтка советует стараться больше наблюдать за людьми и фантазировать, о чём они думают, чем живут
Она считает, что с этой задачей также могут помочь кино и сериалы, если при просмотре обращать особое внимание на коммуникацию между персонажами, пробовать угадать их эмоции, соотнести их поведение со статусом, социальным контекстом, обстоятельствами. «Любой популярный ситком подойдёт для этой задачи — здесь можно и учиться различать эмоции людей, и замечать паттерны их поведения, и учиться распознавать противоречия, которые становятся основой для шуток», — считает она
Наблюдать за другими — один из самых частых советов о развитии социального интеллекта. Это касается и наблюдения за теми, у кого, на ваш взгляд, хорошо развит социальный интеллект (всегда можно попробовать повторить то, что, на ваш взгляд, у них хорошо получается), и просто внимательного отношения к собеседникам — так будет легче понять, что вам пытаются сообщить другие. Эксперты отмечают, что в этом случае может пригодиться активное слушание — привычка внимательно следить за нитью разговора, пытаться понять, что вам хочет сказать собеседник, и переспрашивать, если мысль не ясна.
Кроме того, эксперты советуют работать и над эмоциональным интеллектом. Например, можно наблюдать за собственными эмоциями и за тем, как меняется ваше общение с другими в зависимости от того, что вы испытываете. Если вы хорошо понимаете, что чувствуете, вам будет проще контролировать, как проявляются эти чувства — очень полезный навык для самой разной обстановки.
ФОТОГРАФИИ: guguart — stock.adobe.com (1, 2)
Виды интеллекта в психологии
Интеллект человека — это способность/умение использовать воображение, мышление, врожденные и приобретенные навыки и память для реализации своих планов и осуществления текущей деятельности. На самом деле человек может быть гением в научной области, не умея общаться, рисовать или налаживать контакты с другими людьми.
В психологии интеллект классифицируется на 10 базовых разновидностей.
Пространственный тип
Люди с пространственным мышлением способны визуально оценивать расстояние от одной цели до другой с поразительной точностью.
Они легко ориентируются в незнакомых местах и с легкостью создают в воображении различные объемные фигуры.
Пространственным интеллектом наделены люди, выбравшие профессию архитектора, дальнобойщика, хоккеиста и т.д.
Социальный тип
Названная разновидность интеллекта подразумевает наличие ораторских способностей, умение общаться с людьми, сопереживать им, быстро находить друзей и единомышленников и пр.
Людям с социальным мышлением собеседники оказывают доверие (иногда незаслуженное), больше прощают, слушают его речи внимательно и не прерывают монологи.
Интеллект социального типа хорошо развит у политиков, ораторов, телеведущих и пр.
Математический тип
Эти люди свободно решают сложные тригонометрические и математические задачи, оперируют цифровыми и логическими данными, производят сложнейшие вычисления и т.д.
Зачастую такие люди не могут свободно общаться или налаживать контакты с людьми.
Математическим интеллектом наделены любители точных наук, а также детективы.
Личностный тип
Человек с развитым личностным мышлением прекрасно справляется с самореализацией и самопознанием, имеет позитивные взаимоотношения с самим собой, способен адекватно и полноценно оценивать свои возможности.
Он хорошо понимает свои чувства, эмоции и мысли.
Люди с названным видом интеллекта чаще всего становятся психологами.
Физический тип
Хорошо развитый физический интеллект позволяет личности искусно владеть своим телом и применять его физические способности в нужном направлении.
Названный тип интеллекта присущ спортсменам.
Духовный тип
Люди с духовным типом интеллекта наделены сочувствием и состраданием, они привыкли уважать интересы других членов общества и заботиться о них.
Личность с доминирующим духовным интеллектом редко думает о своих желаниях, понятие эгоизм для нее чуждо.
В большинстве случаев такие люди работают социальными или медицинскими работниками, либо занимаются волонтерской деятельностью.
Сексуальный тип
Личность с развитым сексуальным интеллектом прекрасно ладит с противоположным полом.
Такие люди знают, как понравиться своему собеседнику и сделать так, чтобы он был увлечен.
Сексуальный интеллект редко бывает доминирующим, однако если он развит достаточно, то человек чаще всего бывает счастлив в своем браке.
Чувственный тип
Такие люди умеют органично пользоваться всеми органами чувств.
Для успешной работы в выбранной отрасли человек должен постоянно развивать свои органы чувств, только регулярные тренировки помогут ему стать настоящим профи своего дела.
Чувственный интеллект необходим для повара, музыканта, художника, парфюмера и пр.
Творческий тип
Творческие люди всегда оригинальны, они способны создавать что-то новое и рассматривать интересующие их вопросы с разнообразных точек зрения. Они часто бывают непредсказуемыми.
Мыслительные процессы личности с творческой разновидностью интеллекта чаще бывают ассоциативными и непривычными для других людей.
Творческое мышление подходит для выбора таких профессий: певец, художник, актер, кулинар и пр.
Речевой тип
Люди с развитым речевым интеллектом имеют большой словарный запас, они с легкостью выстраивают самые сложные предложения, и высказывают свои мысли понятным языком.
Они способны улавливать связи между понятиями и словами, им легко дается изучение иностранных языков.
Речевой интеллект присущ лингвистам, переводчикам, дикторам, ведущим и пр.
Из чего состоит внутренний мир индивида
Духовный мир любой личности содержит в себе:
Все это основано только на знаниях общества об окружающем мире и вере в его конечную справедливость. И то, и другое опирается на ценностный аппарат индивида и на его мировоззрение, которое может быть:
Система человеческих ценностей, из которой проистекает любое мировоззрение, ориентируется на устремления личности и смысл его жизни. Что же касается идеалов отдельного индивида, они выступают в качестве эталона поведения в обществе и мотивируют само поведение.
Духовные ценности отдельного индивида не вечны. Они зависят от условий жизни и могут варьироваться по ходу их изменения. Другое дело — общечеловеческие ценности, которые веками вырабатывала современная цивилизация. Основу их составляет духовная практика всех поколений человечества, включающая в себя универсальные потребности каждой личности вне зависимости от того, к какой она принадлежит расе, национальности, классу, религии или возрасту.
Приоритет общечеловеческих ценностей над индивидуальными несомненен. Внутренний мир любой личности должен формироваться именно в этих рамках. Индивид включается в общественную жизнь и понемногу осваивает его константы, выработанные временем и составляющие его нравственный фонд.
Взаимодействие индивида и общества в духовности
Знания и интеллект, а также способность ими воспользоваться формируют индивидуальное сознание, но сами по себе ещё не становятся залогом гармоничного взаимодействия с обществом. Социальный и гражданственный опыт становятся частью внутренней жизни людей только в случае, если они приемлют нравственные и государственные основы этого мира. Только они способны адекватно оценивать свои поступки и деятельность в целом.
Сознание индивида в социальной среде постоянно контролирует рассудок, заключающийся в способности анализировать и соразмерять свои достижения с намерениями, которые могут быть гораздо шире конкретных действий и не всегда способны опираться на общепринятые нормы какой-то социальной группы или общества в целом. Жизнь в социуме заставляет людей руководствоваться его законами. Это может вызвать конфликт личности со своими собственными интересами и потребностями, время от времени толкать к эгоистичным действиям, противоречащим общепринятой морали. В таком случае нарушитель правил рискует стать изгоем и подвергнуться людскому остракизму.
Обратной стороной этой социальной медали становится патриотизм — эмоционально-нравственное состояние, толкающее человека на сближение с обществом, вызывающее готовность жить его интересами, ограничивать свои материальные и духовные запросы ради целей, представляющихся более важными, чем личные.
Чувственно-эмоциональный фактор здесь становится следствием уже сформировавшейся духовной жизни личности, которая, осознав значимость полученных в процессе образования и воспитания знаний об обществе, его истории, нравственных и религиозных нормах, мобилизует весь свой интеллектуальный багаж во благо этому обществу и тем самым становится общественно значимой, а не просто личностью в себе.
Виды социального интеллекта
Говард Гарднер, американский психолог, специалист в области нейролингвистики и клинической психологии, автор понятия «множественный интеллект», в одном из своих трудов пишет, что существует два вида социального интеллекта: внутриличностный и межличностный. Данные виды социального интеллекта по своей природе являются одновременно и личностными, и социальными.
Внутриличностный социальный интеллект – вид социального интеллекта, который можно рассматривать в качестве способности человека понимать самого себя, иметь неограниченный доступ к своему внутреннему существованию, осознавать свои желания, мотивы, возможности и стремления, правильно реагировать на тот или иной внешний или внутренний стимул.
Межличностный социальный интеллект – вид социального интеллекта, благодаря которому человек получает способность не только видеть, но и осознавать различия между другими людьми.
Коммуникативно-личностный социальный интеллект включает в себя комплекс затрудняющих или облегчающих общение характеристик, на основе которых формулируются коммуникативная совместимость и психологическая контактность.
Социальный интеллект самосознания – вид социального интеллекта, который включает в себя чувство собственного достоинства и самоуважение, желание познавать новые идеи, свободу от подавленных или игнорируемых импульсов, предрассудков и комплексов.
Социальный перцептивный интеллект – вид социального интеллекта, который включает в себя мышление, представление, воображение, способность к осознанию и моделированию тех или иных жизненных ситуаций, способность к пониманию других людей и тех мотивов, которые ими движут.
Энергетический социальный интеллект – вид социального интеллекта, который включает в себя физическую и психическую активность и выносливость, низкий уровень физической и психической истощаемости.
Алла Леонидовна Южанина, известный психолог из Самары, делит социальный интеллект на три вида. Она утверждает, что в зависимости от тех или иных способностей существуют такие виды социального интеллекта, как интеллект социально-перцептивных способностей, интеллект социального воображения и интеллект социальной техники общения.
Понятие в психологии
Само понятие было введено Эдвардом Ли Торндайком еще в 1920 году. Именно его определение, как правило, считают главным и включают в словарь психологических терминов. Под социальным интеллектом он понимал мудрость, проявляющуюся в отношениях между людьми
Немного позднее на явление обратили внимание другие ученые из сферы психологии
Генри Олпорт
Американец Г. Олпорт описывал явление несколько иначе. По его мнению, оно представляет собой одно из 8-ми личностных качеств, которые требуются для понимания других людей. Главной определяющей такого интеллекта, как считал Генри, является навык быстрого суждения об окружающих.
М. И. Бобнева
Первым советским психологом, описавшим СИ, стала М. И. Бобнева. По ее мнению, связи между социальным и общим уровнем интеллекта нет. При этом даже высокоразвитые умственные способности не являются гарантией легкой и успешной адаптации в обществе, как и наличие способности полноценно общаться с людьми и вести себя достойным образом.
Г. Айзенк
Ученый Г. Айзенк пошел дальше. Его интерпретация подразумевает, что под социальным интеллектом следует понимать навыки рассуждения, качество памяти, способность к обучению, стратегическое мышление, адаптацию к окружающему миру, легкость решения разнообразных задач. При этом он представлял, что это понятие тесно связано с биологическим и психометрическим интеллектами. Поэтому он объединил их в одну схему, согласно которой последние два вида интеллекта являются частью социального.
Д. Гилфорд
Психолог Д. Гилфорд считал, что главной составляющей СИ является познание. При этом понятие включает в себя следующие факторы и навыки:
Но главным стало не то, как представлял себе ученый это понятие. Гораздо важнее разработанная им модель в виде куба, которая показывает структуру интеллекта человека.
Г. Гарднер
Психолог Г. Гарднер выделил два дополнительных вида интеллекта, которые оказывают прямое влияние на социальный. Внутриличностный, под которым он подразумевал навык обращения к собственным психологическим процессам, понимание своих мыслей, действий, оценка возможностей, мотивации и чувств. Межличностный, отвечающий за способность понимания чувств, мыслей, желаний окружающих людей.
Общий взгляд психологов
Если обобщать взгляд большинства известных психологов, то под социальным интеллектом можно смело подразумевать именно навыки понимания людей и общения с ними. Многие другие ученые придерживаются того же мнения, что описанные выше.
Роль генов
Доказано, что у людей есть 15 млн. парных нуклеиновых оснований ДНК, которые отличают одного человека от другого. Они очень важны.
По мнению ученых, генетика играет важную роль в формировании интеллекта – наследование происходит более, чем в 50% случаев. Этот вывод подтверждается различными исследованиями, проведенными в последние десятилетия, сосредоточенными, в основном, на близнецах. Ученые выяснили, что дети, не жившие с биологическими родителями с рождения, в плане интеллекта очень на них похожи. В этих ситуациях воздействие окружающей среды – вторичное, усыновленные дети интеллектуально не похожи на своих приемных родителей.
Но все еще речь идет о 50% случаев. Что, если за разум у других 50% людей отвечают не гены? Как тогда передается интеллект от родителей к детям? Чтобы ответить на этот вопрос, ученые ищут конкретные гены, ответственные за наследственность интеллекта. Они обнаружили, что в этом процессе участвуют сотни, возможно, тысячи генов. Каждый из них вовлекается определенным, иногда минимальным способом, но, несмотря на это, он крайне важен. В ходе недавних исследований из огромной группы удалось идентифицировать гены, объясняющие еще 5% различий, проявившихся в тестировании интеллекта. Осталось еще 45%.
Продвигаясь вперед, исследователи приходят к другим интересным выводам. Например, было показано, что влияние генетического фактора на интеллект увеличивается с возрастом. В то время, как у малышей наследование проявляется примерно в 20%, в возрасте около 10 лет это количество составляет уже 40%, во взрослом возрасте – до 60%. Следовательно, наследование интеллекта от родителей происходит одновременно со способностью получать знания и опыт.
Выводы
Итак, что взять из имеющихся знаний о том, как передается интеллект по наследству? В развитии интеллекта играют роль как генетические, так и экологические факторы, но мнения специалистов в отношении их процентного соотношения сильно различаются. Как правило, каждый человек имеет врожденную тенденцию двигаться к определенному значению IQ, а окружающая среда влияет на степень, в которой он к этому уровню приближается.
Сегодня большинство ученых согласны с тем, что факторы развития интеллекта – это сочетание генов, образования и окружения. Следовательно, IQ зависит от генов, унаследованных от родителей, качества и безопасности окружения. Влияние на интеллект имеет также качество пищи (достаточное количество питательных веществ, витаминов). Было доказано, что присутствие некоторых вредных веществ в почве и в воздухе в месте проживания детей влияет на уровень IQ.
Научные исследования подтвердили, что показатель наследования интеллекта у взрослых составляет около 70-80%. Это означает, что более высокие предпосылки для высокого IQ имеют дети умных людей.
IQ – полигенный, поэтому любая попытка идентифицировать отдельные гены, обуславливающие разум, вводит в заблуждение. Исследования этого вопроса находятся только на начальной стадии. Результаты могут быть спорными, они (какими бы ни были) способны коренным образом изменить наше представление о нас самих.