Для чего нужен ипц
Индекс потребительских цен (ИПЦ)
Индекс потребительских цен
Индекс потребительских цен (ИПЦ) — это показатель, с помощью которого рассчитывают изменения в ценах на указанные товары и услуги (потребительскую корзину) за конкретный период. Используется в качестве одного из основных способов расчета уровня инфляции. Такие экономические параметры, как объем денежной массы и курсы валют, находятся под влиянием индекса цен. Иногда его также называют индекс инфляции (inflation index) или потребительский индекс.
Возникновение индекса цен
Сам индекс Ласпейреса, который является синонимом индекса потребительских цен, был впервые предложен во второй половине XIX века. В качестве главной причины появления показателя называют необходимость компенсации потерь работникам, спровоцированных инфляцией, хотя в то время инфляция еще не была постоянным процессом, как сегодня. Но гражданская война в США 1861-65 года вызвала сильный скачок цен. Раньше составлением этого индекса занималось Министерство труда, сейчас решение данного вопроса возложено на Федеральную службу государственной статистики.
Название | Год появления | Свойства |
Ласпейреса | 1871 год | Сопоставляет цены базового и текущего периодов. Выборка включает товары, реализованные в базовом периоде. При росте цен индекс дает завышенную оценку инфляции, а при их снижении заниженную. Не учитывает изменения, произошедшие в структуре расходов. |
Пааше | 1874 год | Отражает динамику цен в текущем периоде. В случае роста цен дает заниженную оценку их изменения, в случае снижения завышенную. Каждый раз основывается на новом составе продукции. |
Фишера | 1927 год | Рассчитывается как среднее геометрическое двух предыдущих индексов. Цель создания – устранить их недостатки, однако используется крайне редко. |
Лоу | — | Используется в расчетах закупок или реализации товаров на длительный период времени. Дает возможность учитывать изменения в ассортименте продукции. |
Интересно, что несмотря на последующие модификации, в мире прижился самый первый вариант. В РФ необходимость в появлении адекватного и чутко реагирующего на изменения инфляции показателя появилась с началом перехода страны к рыночной экономике. Изначально Госкомстатом был разработан временный индекс, основанный на 140 подиндексах традиционного индекса розничных цен. Однако из-за его серьезных недостатков в 1991 году пришлось перейти на ИПЦ, который соответствовал международным рекомендациям и практике.
Расчет и формирование базы ИПЦ
В России рассчитывают два показателя потребительского индекса — относительно предыдущего месяца и декабря прошлого года. Для их вычисления необходимо поделить сумму произведений цен и выпусков текущего года на соответствующие данные базового периода. Затем результат переводится в проценты, т.е. полученная сумма умножается на 100. Кому интересны подробности расчета, может посмотреть методологию.
Результаты расчетов публикуются на сайте Федеральной службы государственной статистики. Там же можно найти графическое представление информации за последние годы:
Дублирующая информация также доступна здесь
Строки означают помесячную инфляцию с января по декабрь, а последняя строка показывает значение к декабрю предыдущего года. Поэтому значение 120,18 в 2000 году говорит о том, что годовая инфляция, измеренная по критериям индекса потребительских цен, составила 20.18%. На представленном 20-летнем отрезке инфляция в целом снижалась, хотя 2014 и 2015 годы отметились некоторым подъемом из-за девальвации рубля. Минимум в 2.5% был достигнут в 2017 году — можно сказать, что впервые в истории новой России инфляция оказалась сравнима с американской.
Индекс потребительских цен в России (накопленный итог)
Для расчета потребительского индекса берут данные, отраженные в потребительской корзине. Сама корзина формируется как список товаров и услуг, который характеризует типичные структуру и уровень потребления жителей страны. Причем в нее включают не только товары и услуги массового потребления, но и те, что не являются обязательными для использования: например автомобили. Важный критерий включения продукции в корзину — ее важность для потребителей, устойчивое предложение, представительность с точки зрения отражения динамики цен. Российскую корзину пересматривали в 2013 году и по плану положено делать это не реже одного раза в пять лет.
Что характеризует корзину в России:
Высокий уровень продовольственных товаров — более одной трети корзины. В силу этого колебания в ценах на продукты сильно влияют на уровень инфляции.
Потребительский индекс: за и против
Индекс потребительских цен — показатель неоднозначный, он давно вызывает споры экономистов. Если с формулой для расчетов проблем не возникает (кроме той, что индекс склонен преувеличивать текущую тенденцию), то при формировании состава индекса есть ряд вопросов. Основная нестыковка в наполняемости и составе потребительской корзины. Данные текущего периода сопоставляются с базовым, однако потребности человека постоянно меняются.
Например, в 1992 году сотовая связь не включалась в корзину, потому что использовалась редко и лишь небольшой долей населения. На текущий же момент траты на эти услуги нельзя игнорировать, ведь использование мобильных устройств стало повсеместным. Внесение изменений в потребительскую корзину не позволяет корректно сравнить данные, идет искажение ИПЦ. В то же время нельзя не затрагивать состав корзины, ведь тогда расчетные данные перестанут соответствовать действительности и отражать реальные изменения.
Кроме того, у каждого человека свои предпочтения и свой личный индекс поведения цен. Например, профессиональный спортсмен будет тратить большую часть денег на то, что не будет покупать уборщица. Любитель последних айфонов (не китайских) будет больше зависеть от девальвации рубля к доллару, чем пенсионер, идущий за хлебом.
В качестве положительных моментов индекса можно выделить:
Потребительский индекс на практике
Итак, ИПЦ нужен для индексации зарплат и пенсий. Повышение уровня инфляции неизбежно влечет за собой перераспределение дохода внутри страны, а также влияет на объемы национального производства. Инфляция в современном мире подобна целебному яду — полезная в малых дозах, в больших она наносит колоссальные убытки. На уровне не выше 4-5% в год она стимулирует экономику и потребление товаров — и поддерживается на этом уровне в США уже более четверти века. Что, впрочем, само по себе не спасает экономику от кризисов.
Неудивительно, что при высокой инфляции, какая была в США в 1970-х годах во время нефтяных кризисов, ситуация совсем не внушала оптимизма. Кризис фактически длился несколько лет, нехватка бензина затормозила бизнес и вызвала резкое удорожание всей продукции. Индекс потребительских цен резко вырос, начались протесты, в том числе политические. Товарные активы в это время оказались самой лучшей инвестицией, и американцы скупали тушенку и золото. Именно в 1970-е произошел отказ от золотого стандарта, базировавшийся на привязке доллара к золоту, поскольку доллар оказался под давлением валют других стран.
Другой недавний пример был в России в декабре 2014 — январе 2015 года. Резкая девальвация рубля к доллару означала, что вскоре вся импортная продукция в рублях взлетит в цене: ведь ее закупают за рубежом в долларах. Так что много людей бросились покупать импорт: от микроволновок до машин. Правильно ли это было? Если покупка планировалась ранее — да, но не в ином случае.
С другой стороны дефляция, т.е. снижение цен, опасна не менее сильной инфляции. В таком случае при расчете индекса CPI можно ожидать, что его значение станет меньше 100 — такие месяцы видны в России в 2011 и 2017 году. С годовой дефляцией в 21 веке столкнулась Япония, что стало проблемой страны:
ИПЦ и инфляция: синонимы?
Официальная инфляция в России похожа на индекс потребительских цен, но не равна ему. У нас ее считает не Росстат, а Центральный Банк РФ. Разница тут и в отчетном периоде, и в том, что расчет делается не из потребительской корзины, а из суммы отдельных категорий товаров. Как видно из таблицы выше, ИПЦ в 2015, 2016 и 2017 годах составлял 12.91%, 5.39% и 2.51%. Инфляция за эти годы по данным ЦБ составила 10.2%, 4.9% и 4.4% соответственно: т.е. она может и превосходить потребительский индекс, и отставать от него. Если на зарубежных инвестиционных графиках результаты инвестиций обычно сравнивают с CPI, то у нас как правило с инфляцией от ЦБ.
Индекс цен в других странах
Ценовой индекс достаточно распространен, однако частота и правила использования в разных странах различаются. В США отсчет ведется от стоимости потребительской корзины по состоянию на 1982-1984 гг. в 100 пунктов. Здесь индекс — один из основных показателей уровня инфляции.
Согласно графику, с 1913 по 1983 CPI вырос в 10 раз. Т.е. набор продуктов из индекса, который можно было купить в 1913 году за 1 доллар, в 1983 покупался за 10$. Крутой подъем синей кривой произошел именно в 1970-е и был вызван всплеском инфляции, пошедшей от нефтяного кризиса. Об этом говорилось выше. Пики красной кривой указывают на сильные инфляционные периоды — время первой и второй мировой войн, а также на нефтяной кризис. Актуальные данные по американскому CPI здесь.
CPI публикуется Департаментом труда США с 1919 года. За время использования индекс меняли, чтобы он соответствовал текущим условиям: например, данные новой переписи населения, сокращение потребления отдельных видов продуктов в военные годы, изменение привычек потребления. Рассчитывается CPI на основании наблюдений за изменением цен в городских районах со средним уровнем общего дохода. В корзину расчета индекса включают около 80 тыс. наименований, а состав выборки периодически меняется, опираясь на опросы населения и с последних лет на данные онлайн-касс. Вряд ли кого-то удивит, что в американской корзине больше того, что в России можно причислить к роскоши.
В Великобритании UK CPI отражает произошедшие изменения цен на 700 основных потребительских товаров и услуг. Оцениваемая корзина пересматривается не реже, чем 1 раз в год и зависит от происходящих в стране экономических, культурных и технологических изменений. Чтобы был возможен объективный и верный анализ данных из месяца в месяц, индекс сезонно скорректирован. Оказывает сильное влияние на курс фунта стерлингов.
На графике видно, что с начала 1990-х годов индекс вырос с 50 до 110 пунктов, т.е. фунт за это время обесценился более, чем вдвое. Для обывателя вывод в том, что деньги даже в твердых валютах с ускорением тают от инфляции и излишки стоит помещать по крайней мере на банковский депозит, чтобы сдержать их обесценивание.
Что такое инфляция
Инфляция — это устойчивое повышение общего уровня цен на товары и услуги в экономике. Обратный процесс — снижение общего уровня цен — называют дефляцией.
Индекс потребительских цен как показатель инфляции
Об изменении цен в экономике дают представление различные показатели ценовой динамики — индексы цен производителей, дефлятор валового внутреннего продукта, индекс потребительских цен. Когда говорят об инфляции, обычно имеют в виду индекс потребительских цен (ИПЦ), который измеряет изменение во времени стоимости набора продовольственных, непродовольственных товаров и услуг, потребляемых средним домохозяйством (т.е. стоимости «потребительской корзины»). Выбор ИПЦ в качестве основного индикатора инфляции связан с его ролью как важного показателя динамики стоимости жизни населения. Кроме того, ИПЦ обладает рядом характеристик, которые делают его удобным для широкого применения — простота и понятность методологии построения, месячная периодичность расчета, оперативность публикации.
Периоды, за которые измеряется ИПЦ, могут быть различными. Наиболее распространены сравнения уровня потребительских цен в определенном месяце года с их уровнем в предыдущем месяце, соответствующем месяце предыдущего года, декабре предыдущего года.
Статистическое наблюдение за ценами, необходимые расчеты и публикацию данных об ИПЦ в России осуществляет Федеральная служба государственной статистики.
Особенности российской потребительской корзины
В России, как и в целом в странах с формирующимися рынками, характерной чертой потребительской корзины является достаточно высокая доля в ней продовольственных товаров (в 2014 г. — 36,5%). Цены на них отличаются достаточно высокой изменчивостью. В значительной степени колебания инфляции на рынке продовольствия определяется изменениями объемов предложения, в первую очередь — урожая сельскохозяйственных культур в нашей стране и в мире, который существенно зависит от погодных условий. Поскольку доля продовольственных товаров в потребительской корзине высока, колебания цен на них могут оказывать значительное влияние на инфляцию в целом.
Другой особенностью российской потребительской корзины, используемой для расчета ИПЦ, является наличие в ней товаров и услуг, цены и тарифы на которые подвержены административному воздействию. Так, государством регулируются тарифы на ряд услуг коммунального хозяйства, пассажирского транспорта, связи, некоторые другие. Кроме того, цены на табачные изделия, алкогольную продукцию существенно зависят от ставок акцизов.
Потребительский спрос удовлетворяется за счет товаров и услуг как отечественного, так и иностранного производства. Статистические данные о доле импорта в ИПЦ отсутствуют, но представление о ней в части товаров может дать удельный вес импорта в структуре товарных ресурсов розничной торговли (в последние годы — около 44%). Заметная доля товарного импорта в потребительской корзине обусловливает значимость влияния на инфляцию изменений обменного курса рубля.
Факторы инфляции
Цены могут расти быстрее или медленнее. В первом случае говорят о повышении инфляции, во втором — о ее снижении. Существуют различные причины изменения инфляции. Рассмотрим их на примере ускорения роста цен. Если уровень спроса на товары и услуги превышает возможности предложения по его удовлетворению, говорят о проинфляционном влиянии факторов со стороны спроса. В отдельных случаях на опережающий рост спроса могут повлиять слишком доступные кредиты, ускоренный рост номинальных доходов экономических субъектов. Часто эти источники избыточного спроса называют «монетарными факторами инфляции» — давлением на цены в связи с созданием излишнего количества денег.
Инфляция может расти и тогда, когда дисбаланс на рынке товара или услуги возникает по причине недостаточного предложения, например, из-за неурожая, ограничений на ввоз продукции из-за рубежа, действий монополиста.
Инфляция может быть вызвана ростом издержек на производство и реализацию единицы продукции — из-за удорожания сырья, материалов, комплектующих, повышения расходов предприятий на заработную плату, налоги, процентные платежи и других затрат. Повышение издержек может привести также и к снижению объемов производства и, далее, к формированию дополнительного проинфляционного давления из-за недостаточного предложения.
Рост цен на импортируемые компоненты затрат может быть обусловлен как повышением мировых цен, так и снижением курса национальной валюты. Кроме того, ослабление национальной валюты может напрямую влиять на цены конечной ввозимой из-за рубежа продукции. Общее воздействие изменения обменного курса на динамику цен называют «эффектом переноса» и часто рассматривают как отдельный фактор инфляции.
Экономическая теория выделяет как особый фактор инфляционные ожидания — предположения относительно уровня будущей инфляции, формируемые субъектами экономики. Ожидаемый уровень инфляции учитывается производителями при принятии решений, касающихся установления цен на их собственную продукцию, ставок заработной платы, определения объемов производства и инвестиций. Инфляционные ожидания домохозяйств влияют на их решения о том, какую часть средств, имеющихся в их распоряжении, направить на сбережение, а какую — на потребление. Решения экономических субъектов влияют на спрос и предложение товаров и услуг и, в конечном счете, на инфляцию.
Негативные последствия высокой инфляции
Высокая инфляция означает понижение покупательной способности доходов всех экономических субъектов, что негативно отражается на спросе, экономическом росте, уровне жизни населения, настроениях в обществе. Обесценение доходов сужает возможности и подрывает стимулы к сбережению, что препятствует формированию устойчивой финансовой основы для инвестирования. Кроме того, высокой инфляции сопутствует повышенная неопределенность, которая затрудняет принятие решений экономическими субъектами. Все вместе это отрицательно влияет на сбережения, потребление, производство, инвестиции и в целом — на условия для устойчивого развития экономики.
Преимущества ценовой стабильности
Ценовая стабильность означает сохранение низких темпов роста потребительских цен, таких, которыми экономические субъекты пренебрегают при принятии решений. В условиях низкой и предсказуемой инфляции население не боится сберегать в национальной валюте на длительные сроки, поскольку уверено, что инфляция не обесценит их вклады. Долгосрочные сбережения, в свою очередь, являются источником финансирования инвестиций. В условиях ценовой стабильности банки готовы предоставлять ресурсы заемщикам на длительные сроки по сравнительно низким ставкам. Таким образом, ценовая стабильность создает условия для роста инвестиций и, в конечном счете, — для устойчивого экономического развития.
Индекс потребительских цен: что это такое и как работает
Индекс потребительских цен является важным индикатором для инвесторов и трейдеров всего мира. В этой статье проясним взаимосвязь данного показателя с инфляцией, ставками, курсами валют, а также его влияние на различные инвестиционные инструменты и активы.
Что такое индекс потребительских цен и для чего он измеряется
Я регулярно получаю много вопросов и специально для читателей я разработал Курс ленивого инвестора, в котором пошагово показал, как наладить порядок в личных финансах и эффективно инвестировать в различные активы. Рекомендую пройти, как минимум, бесплатную неделю обучения.
Если вам интересна практика и какие инвестрешения в моменте принимаю лично я, то вступайте в Клуб Ленивого инвестора.
Индекс потребительских цен (Consumer Price Index, CPI) – публикуемый ежемесячно Росстатом показатель изменения стоимости потребительской корзины. За базу расчета берется цена в определенном периоде в прошлом. Другое название – индекс инфляции.
Такие данные впервые стали отслеживаться одновременно с появлением статистики – еще в XIX веке. Первыми прототипами были индексы Лоу, Пааше и Ласпейреса, которые в разное время пришли к схожим формулам. За основу брались цены набора товаров в басизный период и стоимость тех же товаров, но уже в отчетном периоде. Все просто: насколько подорожал или подешевел набор товаров из-за изменения цен.
В 1925 году на международном уровне впервые принято решение собирать и обобщать по единым стандартам степень цен, инфляции и качества жизни в разных странах. С тех пор методики неоднократно преобразовывались вслед за изменением структуры потребления человечества. Методика и наполнение потребительской корзины отличаются от страны к стране. Но единый принцип сохраняется, что позволяет инвесторам и трейдерам по всему мира ориентироваться на общепринятые индикаторы.
Сегодня Индекс потребительских цен (ИПЦ) – это средневзвешенное разных статей покупательских расходов, сгруппированных по категориям: продукты питания, одежда, коммунальные услуги, бытовая техника и так далее. Каждая категория состоит из десятков позиций и рассчитывается также по средневзвешенному принципу. Схожие методики определения индекса цен на основе условной корзины товаров и услуг, приняты во всем мире.
В странах со стабильной экономикой, где нет галопирующих скачков инфляции, базовый показатель можно не менять десятилетиями. Например, в США расчет индекса личных потребительских расходов (PCE) Федеральная резервная система ведет с 1986 года.
Уровень цен фиксируется в одних и тех же розничных точках во всех регионах страны, то есть, в конечном звене фактического потребления. В последние годы сбор и обработка данных облегчены использованием онлайн-касс, штрих-кодов и QR кодов. Результаты замеров анализируются математическими алгоритмами и публикуются Росстатом:
В корзину потребления берутся не все существующие на рынке товары и услуги, но и они исчисляются сотнями наименований. Существуют 11 групп, состав которых принимается в качестве федерального закона. По закону 44–ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» 2012 года, корзина устанавливается не реже одного раза в 5 лет.
Официальные индексы потребительских цен с 1991 по 2018 по всем группам товаров и услуг можно посмотреть и скачать на портале Федеральной службы статистики: Там же выложена методология расчета. На сайте Росстата есть персональный калькулятор инфляции (необходима регистрация в сервисе). В нем можно посчитать свое личное потребление применительно к вашему региону и узнать, насколько оно подорожало. Видеоинструкция прикладывается там же.
Доверительное управление: есть ли выгода для инвестора
Что такое доверительное управление и стоит ли ему доверять
Как рассчитывается индекс потребительских цен
В методике расчета показателя выделяется базовый индекс потребительских цен (БИПЦ или «ядро», Core CPI), из которого исключены фрукты и овощи, ЖКХ, топливо и общественный транспорт. Причина этого – сезонность либо подверженность административному регулированию. В нормальных условиях развития экономики ИПЦ должен коррелировать с базовым ядром и еще одним важным индикатором – индексом промышленных цен (PPI).
При расчете берется текущая стоимость потребительской корзины, делится на ее изначальную стоимость, а результат действия умножается на 100%. Это показывает, насколько цены товаров и услуг базисного периода выросли или снизились за отчетный период. Годовой индекс, превышающий 100%, – тенденция к инфляции, ниже 100% – к дефляции (самое страшное явление для любого центрального банка).
Если использовать простую формулу «текущие цены минус цены базового периода» прямолинейно, это приведет к большим искажениям. Статистика станет говорить одно, а в жизни обычного потребителя все будет выглядеть иначе. Искаженный результат не учитывает веса категорий, входящих в корзину. Эти показатели меняются со временем. Например, существуют товары и услуги, которых еще относительно недавно не было в корзине: сотовая связь, интернет, платная медицина и образование и др. Экономический кризис тоже сдвигает приоритеты в пользу товаров и услуг первой необходимости: в основном, ЖКХ, лекарств и дешевой еды. Вес затрат на развлечения, отдых и товары длительного пользования снижается. Следовательно, в формулу нужно вносить соответствующие изменения.
Кроме индекса потребительских цен, часто упоминается понятие «Дефлятор ВВП». Отличие в том, что дефлятор учитывает все, что произведено в стране и вошло в её ВВП в ценах текущего года. Например, добыча и переработка нефти, инвестиции в нефтедобычу и нефтепереработку. ИПЦ же учитывает только то, что имеет значение для потребления людей, а именно – стоимость бензина. К тому же, в дефлятор не включается то, что производится не в России. Между тем доля импортной составляющей в корзине потребления, несмотря на все попытки импортозамещения, остается высокой. Учитывая волатильность рубля относительно ведущих иностранных валют, мы можем сказать, что дефлятор ВВП менее адекватно и точно отражает реальность потребления, чем ИПЦ.
Что не так с учетом инфляции
Недостаток ИПЦ, на который часто указывают многие экономисты, – это измерение «средней температуры по больнице». Главный предмет споров – состав потребительской корзины. Для бедных он будет одним, а для обеспеченных – другим. У малоимущих граждан неизбежно возрастает удельный вес продуктовой составляющей, которая может достигать ¾ корзины. У более зажиточных людей на продукты питания уходит менее половины трат.
Как принципы ESG меняют фондовый рынок
ESG инвестиции: деньги важны, но не любой ценой
Это сказывается на восприятии официальной статистики населением. Неслучайно появилось понятие «личной инфляции». Так уж сложилось, что в России она обычно превышает официальную. Например, ИПЦ декабря 2017 к декабрю 2016 опубликован со значением 102.51%. Вряд ли кто-то из читателей ощутил на себе, что его потребительская корзина выросла за год на 2.51%. Конечно, на это можно возразить, что граждане дают лишь бытовые оценки, построенные на ощущениях. Но я думаю, что в таких случаях личный калькулятор работает точнее официального.
Второй момент связан с прожиточным минимумом, который по методике Росстата фактически отражает порог выживания человека. Смотрим свежие данные Росстата:
В развитых странах данный показатель замеряется для определения «достойного уровня жизни». С этой точки зрения индекс должен включать, помимо базового набора, посещение ресторанов, салонов красоты, содержание домашних животных, траты на такси, репетиторов и прочее. То есть, факторы, без которых невозможно представить жизнь современного человека.
Имеется еще один изъян индекса CPI: он не учитывает цены на активы. И это касается не только инвесторов, которые купят больше или меньше акций на свободные деньги. Стоимость недвижимости, ценных бумаг, кредитных ресурсов вносят существенные коррективы в потребительское поведение всего населения. Так, повышение ставок по кредитам снижает покупательский спрос, а рост цен на жилье делает более дорогой и аренду. Поэтому на ИПЦ не стоит смотреть в отрыве от других важных показателей – биржевых индексов, ключевой ставки, уровня цен на жилье (американский аналог – HPI, Housing Price Index).
Для чего инвестору наблюдать за ИПЦ
Изменение цены установленной Правительством потребительской корзины влияет на целый ряд важных для экономики процессов:
Вместе с тем, среди последствий изменения индекса потребительских цен – то, что должно интересовать частного инвестора:
ЦБ ориентируется не только на фактическое значение ИПЦ, но и на инфляционные ожидания бизнеса и населения. Например, при высоких темпах роста ИПЦ производители предпочтут заранее повышать цены, рассчитывая, что спрос все равно будет. Динамика ИПЦ может подсказать, в какую сторону двинется монетарная политика ЦБ (ЕЦБ, ФРС и т. д.). Монетарные меры властей скажутся на курсе национальной валюты, ставках по облигациям, финансовом положении компаний, в акции которых вы инвестировали.
Словарь инвестора: основные термины и понятия
Инвестиции в терминах и понятиях: просто и кратко
Чересчур высокая инфляция означает перегрев экономики, грозящий надуванием финансовых «пузырей». Слишком низкая инфляция и дефляция заставляют власти запускать искусственное стимулирование посредством снижения ставок. Применительно к России следует учитывать, что в экономиках с большой долей госсектора высокая инфляция означает не столько перегрев, сколько монопольное ценообразование в условиях слабой конкуренции. Низкая инфляция, как в нашем случае, – следствие падения реальных доходов населения и кредитоспособности частных компаний. И всегда лучше быть готовым как к ухудшению перспектив рынка, так и к его восстановлению.
Трейдеры отслеживают ИПЦ, чтобы предсказать тренды по валюте, ставкам, курсу ценных бумаг. Особенно значимым индикатором он является на рынке Форекс и при торговле облигациями. Курс валют и доходность долговых бумаг напрямую зависят от ставок центробанков, а те, в свою очередь, очень чутко реагируют на инфляционные ожидания. Мониторинг ИПЦ в данном случае – мера раннего предупреждения вероятных преобразований в монетарной политике.
Важную роль здесь играет психологический фактор. Даже сильное изменение ИПЦ, если оно вписывается в прогнозы и привычное поведение регулятора, может оставить курс валюты и ставку ЦБ без движения. Но если индекс инфляции изменился против ожидаемого тренда, это может вызвать на рынке волатильность и даже панику.
Инфляционные ожидания влияют как на поведение инвесторов, так и обычных потребителей. Прогнозируемый рост цен провоцирует потребление, а не сбережение или долгосрочное инвестирование. Пример: ситуация на российском автомобильном рынке в конце 2014 года. Автосалоны выполняли планы на 200%, потому что покупатели тратили сбережения (иногда последние) на машины, которые многие даже не планировали приобретать. Однако ожидания оказались, с обывательской точки зрения, обоснованными, ведь цены на авто с тех пор выросли почти на 50%. Другое дело, что покупка машины является не самой лучшей инвестицией, ведь её стоимость только падает пропорционально году выпуска, пробегу и амортизации.
Повышение ИПЦ – нормальное явление в рыночной экономике и свидетельствует о росте потребительского спроса. Обычно следствием бывает укрепление национальной валюты. Но только в том случае, если ЦБ страны успешно справляется с регулированием инфляции, а цены не опережают покупательскую способность населения. Иначе это ведет к политическому кризису, с печальными последствиями для валюты, фондового рынка, инвестиционного капитала. Это тоже требуется учитывать при отслеживании индекса потребительских цен.