Для чего нужен исследовательский проект
Исследование или проект?
Василий Козлов
10 января 2018 • 13:47
Старшеклассники часто стоят перед выбором – браться за исследование или проект. Но слишком часто бывает такое, что обнаруживается отсутствие у них опыта исследовательской деятельности, даже реферативной, в средних классах. Следовательно, очевиден ответ на вопрос, сможет ли такой учащийся взяться за проект и довести его до конца. Хотелось бы просто призвать учителей к тому, чтобы всех учащихся, оканчивающих 9-ый класс, обеспечивать элементарными исследовательскими навыками. Без них проективная работа невозможна, ибо проект предполагает всё же самостоятельность учащегося.
К сожалению, многими учителями ошибочно считается, что проектная и исследовательская деятельность – это одно и то же. Несмотря на некоторые общие моменты, всё же это разные виды деятельности, различия между которыми обнаруживаются почти на всех этапах работы, начиная с целеполагания и заканчивая качествами, развивающимися у учащихся в процессе деятельности.
Что точно будет общим для обоих видов деятельности, так это – средства достижения целей: информационные (на бумажных, электронных, магнитных, оптических носителях) и инструментальные (для рисования и черчения, для измерения, для копирования и печати, графические планшеты и т.п.) В остальном нетрудно обнаруживаются существенные различия. Сравним эти виды деятельности – исследовательскую и проектную.
Исследование требует установку некой истины. Здесь ведется наблюдение за объектом, достижение истины и установление новых знаний. При этом не ставится задача вмешательства в существование объекта. А проектная деятельность предполагает совершенствование среды, то есть мы используем полученные знания на практике, имея в итоге практический результат.
Субъект
При исследовательской деятельности можно выделить две главные связи между функциональными позициями: «коллега – коллега» и «наставник – младший товарищ (сотрудник») Это прямое влияние, и субъект не является свободным координатором своих действий. В проектной деятельности субъект – это учащийся, который приобретает компетентности под косвенным влиянием (руководством) учителя, координатор проекта.
Объект
При исследовании – интеллектуальный продукт, который устнавливает ту или другую истину и представляется в стандартном виде (доклад, статья, тезисы и др.). Продукт проекта может быть известен в истории общества, но он является новым для себя, субъективно неизвестным; этот продукт может быть материальным и нематериальным (технология, программа, рекомендации и т.д.)
Мотивация
В исследовании мы имеем дело с познавательным и научным интересом. В проекте, наряду с познавательным, выступает множество личностно значимых мотивов: самообразования и самосовершенствования, получения положительной оценки (отметки), самоутверждения в коллективе, ответственности перед обществом, семьёй, группой.
Время
Если исследовательская деятельность носит вневременной характер, то проект нацелен в будущее.
Система работы
Деятельность при исследовании строится по плану: постановка проблемы, выдвижение гипотезы, работа с литературой и составление библиографического списка, выбор и освоение методов исследования, сбор данных и проверка гипотезы на собранном материале; обработка результатов, анализ и обобщение; выводы; возможная публикация в форме статьи или доклада. При проектной деятельности выделяютс три этапа: 1) организационный (поиск и анализ проблемной ситуации, выделение проблемы проекта, целеполагание, планирование); 2) технологический (поиск оптимального решения проблемы); 3) заключительный (реализация и презентация проекта, оценка проектной деятельности и результатов).
Критерии результативности
Если для исследования наиболее важна истинность (подтверждение или опровержение), то проекту важнее его реализуемость.
Продукт
Результат исследования – тезисы, доклад, статья. Проект дает как интеллектуальный, творческий продукт, так и конкретный, прикладной. Результат в проектной деятельности определяется видом объекта (материальный или нематериальный) и характером основной деятельности – это может быть разработанная концепция, которая содержит практическую программу, или реальные, уже реализованные услуги и изделия.
Методы
При исследовании – анализ, научное наблюдение, опрос в разных формах (интервьюирование, анкетирование), эксперимент. В проектной деятельности – алгоритмические и эвристические методы.
Первичные умения учащихся
На тот момент, как учащийся приступает к исследовательской работе, ему необходимы исследовательские, оценочные, аналитические и информационные умения. В проектной деятельности, наряду с названными, добавляются в качестве обязательных рефлексивные и презентационные умения.
Развиваемые личностные качества
В процессе исследовательской работы у учащихся развиваются наблюдательность, внимательность, аналитические навыки. Проект развивает самостоятельность, инициативность, целеполагание, креативность.
Формы работы
Экспедиция, конференция, семинар, практика, научное общество, лабораторный опыт – это исследовательские формы. В проектной деятельности формы работы зависят в первую очередь от формы будущего продукта (это может быть сайт, клип, фильм, выставка, журнал, игра, карта, коллекция, костюм, модель, макет, оформление, мультимедийный продукт, пакет рекомендаций, сценарий, путеводитель, учебное пособие, план экскурсии и т.п.) и выбираются применительно к нему.
В заключение добавлю: старшеклассник, имеющий исследовательские навыки, успешен в проектной деятельности и в состоянии вести одновременно не один проект.
Исследовательская проектная деятельность: что это такое и как ее организовать
Галина Танасюк
Исследовательская проектная деятельность: что это такое и как ее организовать
Китайская пословица гласит:
“Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму”.
Стремление к контакту и взаимодействию с окружающим миром, желание находить и решать новые задачи является одним из важнейших качеств человека. Ребенок с самого рождения является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает все сам. Поэтому проектно-исследовательская деятельность занимает прочное место в работе детских садов. Она стала интересным и увлекательным процессом, как для детей, так и для взрослых.
Исследовательская проектная деятельность – это осознанная, рефлексируемая добыча новых знаний, в ней проявляются творческие способности, которые, в свою очередь, успешно развиваются в ходе самостоятельного поиска. Это способ взаимодействия с окружающей средой; поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели ; способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника;
Проектно-исследовательская деятельностьдетей включает следующие элементы:
выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);
поиск и предложение возможных вариантов решения;
обобщение полученных данных;
подготовка и представление проекта (сообщение, доклад, создание макета и т. п.)
Существует ряд оптимальных условий для исследовательской проектной работы детей:
Поддержание повышенного интереса детей к занятиям, наполняя их опытами, экспериментами, исследованиями, наблюдениями. Создание в группе благоприятного микроклимата, где приветствуется и поощряется интерес к обследованию, наблюдению, самостоятельному экспериментированию. Создание в группе и в саду комфортных и методически грамотных условий для детского экспериментирования на занятиях и в самостоятельной творческой деятельности детей. Создание в группах уголков, зон для экспериментирования, где дети могли бы повторить проделанные вместе со взрослыми опыты самостоятельно в свободное время. Предварительное тестирование детей для выявления их интересов к исследованиям и экспериментированию с определенными объектами, о чем они хотят узнать, что исследовать, и помочь им реализовать их планы. Научить ребенка ставить вопросы и составлять план исследовательской работы, делать зарисовки, схемы, знаки в процессе исследовательской деятельности. Научить ребенка наблюдать, замечать изменения, сопоставлять результаты, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения. Разработка методов стимулирования и поощрения детей – активных исследователей. Привлечение родителей к исследовательским детским проектам. Проведение консультаций по созданию условий для экспериментирования в домашних условиях.
Критерии эффективности детской исследовательской проектной деятельности :
1. Самостоятельность и добровольность участия в исследовательской деятельности.
2. Системность и учет возрастных особенностей ребенка.
3. Важно, чтобы рядом находились взрослые, которые достаточно деликатны, чтобы ребенка-исследователя не ломать, не навязывать ему свое видение мира, не подменять своими действиями. Ребенок может ошибиться, но это будет его ошибка, его опыт. Методом проб и ошибок человек познает мир и приходит к правильным выводам. Пусть это будет маленький результат, но это результат, к которому ребенок пришел сам, самостоятельно (конечно же под умелом ненавязчивом руководстве педагога или родителя).
4. Презентация и оценка деятельности ребенка. Результаты исследовательской работы важно оценить для того, чтобы поднять самооценку в глазах самого ребенка и в кругу сверстников. Обязательно нужно организовать итоговую презентацию исследовательской деятельности, и тем самым создать условия для опосредованного обучения сверстников.
Все исследовательские проекты классифицируются : по составу участников; по целевой установке; по тематике; по срокам реализации.
Перспективность метода проектов в системе ДОУ заключается в том, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности
Проектно-исследовательская деятельность органично вписывается в систему работы детского сада. Она активно вплетается во все виды деятельности и составляет с ними единое целое. Детские исследовательские проекты – эффективный, современный, дидактически оправданный метод обучения дошкольников.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 9 имени Ивана Ткаченко»
Проектная деятельность 11 класс
Проектная деятельность обучающихся является неотъемлемой частью образовательного процесса, в основе которой лежит системно-деятельностный подход как принцип организации образовательного процесса при реализации федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования (далее ФГОС ООО).
Возможными источниками проблемы могут выступать противоречия:
Ситуация может приобрести проблемный характер если:
Проблема обязательно должна быть взята из реальной жизни, знакома и значима для ученика, её решение должно быть важно для учащегося
Действия ученика на этом этапе работы:
Информационный (проект,целью которого является сбор,анализ и представление информации по какой-либо актуальной тематике)
Исследовательский (проект,направленный на доказательство или опровержение какой-либо гипотезы, исследование какой-либо проблемы)
Прикладной (практико-ориентированный) (проект,имеющий на выходе конкретный продукт; проект,направленный на воплощение в жизнь какой-то идеи, конечный продукт может использоваться как самим учеником, так и внешним заказчиком)
Игровой (ролевой) (проект, в котором участники принимают на себя определенные роли)
Творческий (проект,направленный на создание какого-то творческого продукта,предполагает свободный,нестандартный подход к оформлению результатов работы)
Социальный (социально-ориентированный) (проект, который направлен на повышение гражданской активности обучающихся и населения; сбор,анализ и представление информации по актуальной социально-значимой тематике)
Инженерный (создание планов,чертежей,расчетов,макетов)
РЕЗУЛЬТАТ (ПРОДУКТ) ПРОЕКТА
Продукт проекта может быть как материальным (отчуждаемый от проекта), так и нематериальным (представлен в письменном виде)
Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть:
● письменная работа (эссе, рассказ, сказка, стихотворение, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчеты о проведенных исследованиях, буклет, словарь, пакет рекомендаций, справочник, заочная экскурсия, аннотация, рецензия, литературный календарь)
● художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изо), представляется в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации, газета, журнал, коллекция, модель, путеводитель
● материальный объект, макет, чертеж, иное конструкторское изделие; веб-сайт, блог, виртуальная экскурсия, видеоролик
● отчетные материалы по социальному проекту (тексты, мультимедийные продукты)
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
При организации проектной деятельности применяется следующий АЛГОРИТМ:
● формулирование гипотезы (для исследовательского проекта)
● формулирование цели (конкретных задач, связанных с решением проблемы)
● определение этапов работы
● подбор методов и средств решения проблемы
● проведение исследовательской или иной работы по решению проблемы
● получение и анализ данных
● оформление данных в виде теста (схемы, рисунка)
● обсуждение и корректировка данных
● выражение ожидаемого результата (представление)
! Материалы, необходимые на процедуре защиты проекта:
Оглавление включает наименование всех разделов и глав с указанием номеров страниц, на которых размещается материал
Введение по объему занимает не менее 1с. и не более 3страниц
I РАЗДЕЛ 1.(Теоретический)
Теоретическая часть по объему не менее 4 и не более 8 страниц
II РАЗДЕЛ 2. (Практический)
Практическая часть по объему занимает не менее 7 и не более 15 страниц
Заключение по объему не более 1 страницы
Список литературы включает не менее 8 источников
ВВЕДЕНИЕ. Тема проекта и её актуальность (может ли тема проекта и его продукт представлять научный,практический,информационный интерес), цель проекта; поставленные задачи для достижения цели;этапы работы над проектом; методы и приемы исследования и работы над проектом
РАЗДЕЛ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ). Основные понятия,раскрывающие тему, интерес к теме в науке,разные позиции и точки зрения,анализ литературы по теме,информационно-содержательный материал
РАЗДЕЛ (ПРАКТИЧЕСКИЙ) Описание проектной работы и её результатов (Что делали в ходе работы над проектом на каждом этапе,какие исследования провели, к каким выводам пришли,какой материал собрали,что изготовили на каждом этапе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Подведение итогов по проекту (Что планировали, какую цель ставили, все ли задачи выполнили,использованы ли предполагаемые методы и приемы, все ли этапы проекта завершены,получен ли результат,как он соотносится с целью).
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ПРОЕКТА
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ СПИСКА ЛИТЕРАТУРЫ
Литература в списке приводится в следующем порядке:
Для чего нужно уметь проводить исследование?
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ
путеводитель для кадет и педагогов
Исследовательский проект в вопросах и ответах: путеводитель для кадет и педагогов / сост. С.В. Мазова. Под общ. ред. Т.О. Машковской, А.В. Ведерникова. – Оренбург: Оренбургское ПКУ, 2015. – 23 с.
Путеводитель содержит ответы на часто возникающие вопросы в ходе организации работы над исследовательским проектом.
© ФГКОУ «Оренбургское президентское кадетское училище», 2015
СОДЕРЖАНИЕ
Для чего нужно уметь проводить исследование?
Сколько удивительного содержится вокруг нас! Мимо скольких интересных событий и явлений мы проходим ежедневно, зачастую не заметив и не поняв их! В мире очень много чудес! Надо просто уметь их открывать.
Известно, что новые знания можно получать от других в «готовом виде», а можно добывать самостоятельно. Причем знания, приобретенные в ходе собственных опытов, наблюдений, экспериментов, выводов и умозаключений, самые прочные; они и глубже, чем сведения, которые получены путем выучивания.
Способность человека осваивать окружающий мир проявляется в умениях исследовать. Исследовательский подход к изучению того или иного явления – это один из способов познания окружающего мира. Этот подход имеет четко установленные и принятые в научном мире черты, которые позволяют ту или иную работу отнести к области исследовательских.
Чтобы достичь намеченной цели, необходимо обладать всей полнотой информации о деятельности, которой вы собираетесь заниматься.
Представленные в данном путеводителе информационные материалы призваны помочь вам в организации работы над исследовательским проектом.
В ходе проведения исследованиявы научитесь:
— выявлять проблемы и определять направления будущего исследования;
— формулировать тему исследования, то есть конкретизировать границы исследования;
— определять цели исследования: что нужно сделать, на какие вопросы ответить;
— выбирать методы исследования;
— определять алгоритм проведения исследования;
— изучать информацию по теме исследования;
— систематизировать и оформлять результаты исследования;
— составлять доклад для публичного выступления.
Мы надеемся, что данный материал поможет кадетам и педагогам Первого президентского кадетского училища более грамотно подойти к выполнению исследовательских проектов.
Первые шаги самые сложные, но их обязательно нужно сделать, чтобы уверенно пойти дальше.
Какие бывают типы проектов,
И чем отличается исследовательский проект
От других типов проектов?
Слово «проект» произошло от латинского слова «projectum» и в буквальном смысле означает: выступающий, выдающийся вперед; замысел, план (Толковый словарь иноязычных слов, 2008 г.).
В зависимости от того, какой результат (продукт) планируется получить в ходе выполнения проекта, выделяют типы проектов:
творческие проекты завершаются созданием произведений искусства различных жанров или проведением творческих мероприятий;
практико-ориентированные проекты – акциями, выставками или письменными инструкциями, рекомендациями;
исследовательские проекты – научными статьями, брошюрами; в качестве продукта могут выступать модели или макеты, учебные фильмы и компьютерные презентации;
игровые и ролевые проекты воплощаются в мероприятиях, которые в этом случае являются проектным продуктом, так как публика привлекается к решению проблемы проекта.
Каким бы ни был проект он обязательно должен иметь письменную часть– отчет о ходе работы, в котором описываются все этапы деятельности.
В этом путеводителе мы будем рассматривать логику организации работы над исследовательским проектом. Однако логика работы над другими типами проектов во многом схожа. Поэтому, если вы со своим руководителем запланировали работу над творческим, информационным или практико-ориентированным проектом, то тоже можете воспользоваться данным материалом.
Еще одна очень важная особенность исследовательского проекта заключается в том, что он предполагаетисследование – это деятельность, связанная с решением задач с заранее неизвестным результатом. Задачи исследования направлены на выявление и обоснование какой-либо взаимосвязи. В ходе исследования взаимосвязь может быть доказана, а может быть и не доказана. Поэтому результаты исследовательского проекта нам будут известны после того, как мы проведем полностью исследование.
Все другие типы проектов предполагают деятельность, направленную на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата.
Любой тип проекта может включать элементы исследования как способ достижения результата проекта или средство обоснования необходимости реализации проектного замысла.
Кто только начинает заниматься исследовательской деятельностью, всегда нуждается в поддержке и советах более опытных людей. Поэтому к каждому кадету прикреплен педагог-руководитель, который поможет более качественно выполнить исследовательский проект (исследование).
Вместе с педагогом-руководителем кадет может:
обсудить проблемы, тему, цели и задачи, объект, предмет, гипотезу исследования;
составить план исследования;
обсудить временные рамки проведения исследования;
проанализировать возникающие затруднения в процессе исследования;
систематизировать результаты и обобщить выводы;
изучить требования к оформлению работы и списка источников;
составить доклад для публичного выступления;
С чего начать работу?
1. Выбрать область исследования– ту или иную предметную дисциплину (математика, биология, литература и т.д.)
2. Выбрать объект(определенный процесс или явление, своеобразный носитель проблемы) и предмет исследования(конкретная часть объекта, внутри которого ведется поиск).
Пример
Объект исследования – здоровье человека; предмет исследования – влияние личной гигиены на здоровье человека.
3. Определить тему исследования.Необходимо составить одно предложение, которое раскрывает исследуемую проблему.
Пример
Соблюдение личной гигиены как фактор сохранения здоровья человека.
Или: Личная гигиена как залог здоровья человека.
Или: Влияние личной гигиены на здоровье человека.
Название темы может полностью совпадать с формулировкой предмета исследования.
Пример
Большинство этих заболеваний можно предотвратить, если заботиться о чистоте и гигиене своего тела.
Зачастую в общественных местах (магазинах, кафе, транспорте, театрах, парках, детских площадках) можно увидеть грубые нарушения гигиенических норм, что сказывается на трудоспособности человека.
Поэтому проблема приобщения населения к соблюдению правил личной гигиены приобретает социальную значимость.
Данное положения явилось основой для выбора темы исследования: «Соблюдение личной гигиены как фактор сохранения здоровья человека».
5. Изучить научную литературу.Можно делать выписки в виде конспектов (интересные мысли, факты, цифры, различные точки зрения), фиксировать исключительно цитаты, составлять тезисы, аннотации, рецензии и т.д.
Не нужно пытаться включить в исследование весь имеющийся материал, как бы звучны не были имена и цитаты.Не следует стремиться к заимствованию материала. Ведь основой для получения знания должны служить не чьи-то, а собственные мысли, пусть и возникшие в ходе знакомства с чужими работами как отклик на них.
6. Определить гипотезу– предположение, которое в процессе работы либо подтверждается, либо опровергается. При формулировке гипотезы обычно используют словесные конструкции: «если…, то…»; «так…, как…»; «при условии, что…», т.е. такие, которые направляют внимание исследователя на раскрытие сущности явления, установления причинно-следственных связей.
Пример
Если соблюдать личную гигиену, то будет сохраняться здоровье человека
Какие методы можно выбрать
Литература
1. Методические рекомендации по написанию и оформлению курсовой работы по направлению «Экономика» / Сост. Т. В. Букина, Д. В. Гергерт – Пермь, 2011. – 24 с.
2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. – М.: Просвещение, 2011. – 342 с.
3. Рогова О.Б. Твоя научно-исследовательская работа: Информационные материалы для школьника / О.Б. Рогова, А.А. Рогов, Е.А. Клюкина, ПетрГУ. Петрозаводск, 2001. 32 с.
5. Современная гимназия: Взгляд теоретика и практика / Под ред. Е.С. Полат. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. 168 с. (Педагогическая мастерская).
6. Что такое учебный проект? / М. А. Ступницкая. – М. : Первое сентября, 2010. – 144 с.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение |
Глава 1. Теоретическое обоснование взаимосвязи между соблюдением личной гигиены и здоровьем человека |
1.1. Сущность понятия «здоровье человека» |
1.2. Характеристика основных составляющих личной гигиены человека |
1.3. Роль личной гигиены в сохранении и укреплении здоровья человека |
Глава 2. Практическое обоснование необходимости соблюдать личную гигиену |
2.1. Анализ примеров влияния личной гигиены на здоровье человека |
2.2. Рекомендации кадетам-подросткам по соблюдению личной гигиены |
Заключение |
Литература |
Приложение |
ОТЗЫВ РУКОВОДИТЕЛЯ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ
путеводитель для кадет и педагогов
Исследовательский проект в вопросах и ответах: путеводитель для кадет и педагогов / сост. С.В. Мазова. Под общ. ред. Т.О. Машковской, А.В. Ведерникова. – Оренбург: Оренбургское ПКУ, 2015. – 23 с.
Путеводитель содержит ответы на часто возникающие вопросы в ходе организации работы над исследовательским проектом.
© ФГКОУ «Оренбургское президентское кадетское училище», 2015
СОДЕРЖАНИЕ
Для чего нужно уметь проводить исследование?
Сколько удивительного содержится вокруг нас! Мимо скольких интересных событий и явлений мы проходим ежедневно, зачастую не заметив и не поняв их! В мире очень много чудес! Надо просто уметь их открывать.
Известно, что новые знания можно получать от других в «готовом виде», а можно добывать самостоятельно. Причем знания, приобретенные в ходе собственных опытов, наблюдений, экспериментов, выводов и умозаключений, самые прочные; они и глубже, чем сведения, которые получены путем выучивания.
Способность человека осваивать окружающий мир проявляется в умениях исследовать. Исследовательский подход к изучению того или иного явления – это один из способов познания окружающего мира. Этот подход имеет четко установленные и принятые в научном мире черты, которые позволяют ту или иную работу отнести к области исследовательских.
Чтобы достичь намеченной цели, необходимо обладать всей полнотой информации о деятельности, которой вы собираетесь заниматься.
Представленные в данном путеводителе информационные материалы призваны помочь вам в организации работы над исследовательским проектом.
В ходе проведения исследованиявы научитесь:
— выявлять проблемы и определять направления будущего исследования;
— формулировать тему исследования, то есть конкретизировать границы исследования;
— определять цели исследования: что нужно сделать, на какие вопросы ответить;
— выбирать методы исследования;
— определять алгоритм проведения исследования;
— изучать информацию по теме исследования;
— систематизировать и оформлять результаты исследования;
— составлять доклад для публичного выступления.
Мы надеемся, что данный материал поможет кадетам и педагогам Первого президентского кадетского училища более грамотно подойти к выполнению исследовательских проектов.
Первые шаги самые сложные, но их обязательно нужно сделать, чтобы уверенно пойти дальше.
Какие бывают типы проектов,