Для чего нужен коап
Что такое КоАП? Кодекс об административных правонарушениях: определение, особенности и статьи
Что такое КоАП? Так называется один из кодексов. Он является специфическим документом. Одновременно вмещает в себя перечень запретов, меры ответственности за их нарушение и определяет процедуру привлечения к ответственности и полномочия органов власти.
Состояние законодательной базы
В него постоянно вносятся поправки и дополнения. Нет другого закона, в который бы их включали так часто. Что такое КоАП? Чиновниками, ответственными за применение норм кодекса, и юристами, представляющими граждан и организации в судах, он считается противоречивым и разбалансированным нормативным актом.
По мнению практиков, изменения в текст вносятся бессистемно, многие статьи не доработаны и сформулированы невнятно. Жалобы на невнятность и пробелы в нормах касаются и процессуальной части кодекса, описывающей порядок привлечения к ответственности и рассмотрения дела судом или иным уполномоченным органом.
С учетом бесконечных поправок КоАП РФ с изменениями популярен среди юристов.
Последствия ошибок законодателя
Некоторые из положений закона не работают. Например, статья за оскорбление. Участковые полиции не принимают заявлений от граждан и не составляют по ним документы. Они отсылают людей в суд, где заявителям отказывают в исках по причине отсутствия надлежащих доказательств.
Как проблемы решаются
Ошибки законодателя вынужден исправлять своими разъяснениями Верховный суд. Хотя они и вызывают нарекания, но упрощают процесс применения. Правда, не все судьи согласны с позицией вышестоящего суда. Так, они применяют нормы на свое усмотрение.
Цель принятия кодекса
Органы власти принимают нормативные акты, регулирующие деятельность граждан и организаций, а также их поведение. Некоторые нормы затрагивают и частную жизнь людей.
Чтобы стимулировать общество к соблюдению правил, был принят кодекс. Все автомобилисты знают, какой штраф им придется платить за то или иное нарушение. Возьмем, к примеру, правонарушения в сфере общепита. Они приводят к приостановлению деятельности предприятий, что считается серьезным ударом по бизнесу. Поэтому нарушений стараются не допускать или тщательно скрывать.
Впрочем, в текст кодекса включают санкции и за несоблюдение отдельных законов.
Структура закона
Что такое КоАП? Прежде всего, это объемный нормативный акт. Один из самых больших. Всего в нем 4 раздела:
Разделы поделены на главы и статьи.
В чем особенность Кодекса?
Что такое КоАП? Он регулирует привлечение к ответственности граждан, иностранцев, юридических лиц и их руководителей за нарушение установленных запретов.
Внешне и по многим параметрам Кодекс похож на УК, но есть и серьезные отличия:
Меры наказания
КоАП? или административный кодекс, как его еще называют, разрешает применять следующие меры к нарушителям:
В границах одной статьи для каждой части или пункта в зависимости от тяжести нарушений предлагаются различные меры наказания. Составляя постановление, в тексте пишут «согласно ч.. ст.. КоАП РФ». Аналогичную формулировку используют в жалобах и ходатайствах участников процесса.
Серьезность мер наказания
В сфере действия УК почти за все нарушения предполагается лишение свободы. Допускается назначение штрафа, привлечение к обязательным и исправительным работам, конфискация имущества. Практикуется назначение условного наказания: человек ограничивается в праве передвижения и вынужден регулярно посещать службу исполнения наказаний.
Если к нарушителю применили условное наказание, новое нарушение с его стороны, даже административное, может обернуться тюрьмой.
Факт административной судимости при выявлении нового административного нарушения считается лишь отягчающим обстоятельством, но не более.
Максимальный срок ареста за административное нарушение — 6 месяцев. Он предусматривается далеко не во всех статьях особенной части.
Последствия привлечения к ответственности
В отличие от уголовного законодательства, административные деяния не считаются настолько общественно опасными. Предусмотренные наказания, соответственно, мягче. Вдобавок, последствия привлечения к ответственности тоже разные.
После истечения срока административной судимости гражданин или юридическое лицо считаются ранее не привлекавшимися. Подобное правило имеется и в положениях УК. Однако факт уголовной судимости даже спустя много лет оказывает влияние: налагаются ограничения в трудоустройстве, усложняется усыновление или удочерение ребенка и реализация других прав.
Сроки давности
Его истечение является основанием для освобождения от ответственности или прекращения производства по делу. Если дело рассматривается административным органом, срок давности составляет 2 месяца, если судом — 3 месяца. Могут устанавливаться иные сроки давности, но максимальный срок не достигает более 12 месяцев.
В случае с УК срок давности определяется степенью тяжести деяния. Течение давности начинается с момента совершения преступления. В сфере административной ответственности за некоторые нарушения срок давности начинают исчислять с момента выявления нарушения.
Наличие иных нормативных актов
Ст. 1 КоАП РФ раскрывает структуру законодательства об административной ответственности. Кроме указанного кодекса применяются разделы АПК. Они регулируют процедуру вынесения постановлений о привлечении к ответственности за нарушения в области экономической деятельности. Там же описывается порядок действий предпринимателей или организаций, желающих обжаловать решение административного органа или суда.
Власти на уровне субъектов вправе принимать местные кодексы или законы, включающие перечень нарушений, которые служат поводом привлечения к административной ответственности в пределах данного региона.
Законы субъектов фактически могут только дополнять перечень запретов. Противоречие между нормами федерального и регионального закона решаются в пользу федерального акта. КоАП указывает на высшую силу Конституции и международных договоров относительно его самого.
Кодекс об административных правонарушениях (КоАП)
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) — кодифицированный нормативный акт, регулирующий общественные отношения по привлечению к административной ответственности, а также устанавливающий общие начала, перечень всех административных правонарушений (который может быть дополнен на региональном уровне), органы, рассматривающие дела, порядок привлечения к административной ответственности и порядок исполнения решений по административным делам.
Кодекс об административных правонарушениях рассматривает также такие вопросы, как презумпция невиновности, принцип равенства перед законом, возраст, с которого вступает в силу административная ответственность и др.
Структура КоАП
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях состоит из 5 разделов.
Раздел I КоАП
Раздел I устанавливает общие принципы и правила законодательства об административных правонарушениях, его задачи, его действие во времени и пространстве. В первом разделе Кодекса об административных правонарушениях также вводится понятие административного правонарушения, его критерии, особенности и виды, определяются категории лиц (как физических, так и юридических), к которым может применяться административная ответственность.
Раздел II КоАП
Раздел II кодекса называется «Особенная часть».
Это самый большой раздел, ведь именно в нем рассматриваются все виды административных правонарушений и устанавливается ответственность за их совершение. Раздел включает в себя 15 глав, каждая из которых посвящена одной из сфер нарушений.
По каждому нарушению установлены пределы ответственности.
Он может быть наложен на физическое, должностное лицо или на организацию.
Обычно штрафы для частных лиц ниже, а вот штрафы для организаций могут достигать очень значимых сумм, измеряемых, в отдельных случаях, сотнями тысяч рублей.
Раздел III КоАП
Раздел III кодекса устанавливает перечень лиц и государственных органов, которые могут рассматривать дела об административных правонарушениях и выносить решения по ним.
Раздел IV КоАП
Раздел IV регламентирует производство по делам об административных правонарушениях: как их нужно вести, кто является участниками, как и кем возбуждается дело, как оно рассматривается, какие меры обеспечения принимаются, как собирается и оценивается доказательная база, в какие сроки все это происходит и какие документы и действия являются результатом рассмотрения этих дел.
Раздел V КоАП
Анализируя нормы Кодекса об административных правонарушениях можно сделать следующие выводы:
Субъектами ответственности по КоАП РФ являются как физические, так и юридические лица. Индивидуальные предприниматели, должностные лица и иные лица, выполняющие управленческие функции в государственных организациях, а также в организациях иных форм собственности несут повышенную административную ответственность.
В КоАП РФ закреплено, что любое постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в судебные инстанции.
КоАП РФ содержит процессуальную часть, нормы права которой регулируют порядок привлечения к административной ответственности, порядок обжалования постановлений по делу, содержит нормы о правах как потерпевших по делу об административном правонарушении, так и лиц, привлекаемых к ответственности. Кодекс содержит нормы о подведомственности рассмотрения дел, о порядке исполнения постановлений о назначении административных наказаний.
Особенная часть КоАП РФ (раздел II) содержит описание видов конкретных павонарушений.
КоАП РФ предусматривает целый ряд санкций за совершение правонарушений: от предупреждения или штрафа, до дисквалификации и приостановления деятельности предпринимателей и юридических лиц.
При этом, такие виды наказаний, как административный арест, лишение специального права, конфискация орудий совершения или предметов административных правонарушений, административный арест, дисквалификация, административное выдворение иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы РФ, могут назначаться только судьей.
Полный текст кодекса об административных правонарушениях со всеми изменениями и дополнениями можно найти по ссылке: http://base.garant.ru/12125267/
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.
Правонарушения и наказания: какие нововведения предусматривает проект КоАП
Министерство юстиции разработало проект нового административного кодекса. Информация об этом появилась на официальном портале нормативно-правовых актов. Сейчас законопроект находится на стадии проведения публичных обсуждений.
Как отмечают в самом Минюсте, ведомство дорабатывало законопроект, учитывая замечания и предложения, которые поступили от заинтересованных госорганов и организаций в ходе проходившего в феврале этого года публичного обсуждения. Кроме того, министерство учло результаты проходившей тогда же независимой антикоррупционной экспертизы.
Наказывать по-новому
Минюст отказался от увеличения как размеров наказания, так и сроков давности привлечения к ответственности в новом проекте КоАП. Размеры штрафов останутся в тех же пределах, что и сейчас. Общий срок давности, как и сейчас, будет составлять один год. Ведомство отмечает, что изменит лишь «юридико-технический подход к изложению соответствующей нормы Общей части проекта нового КоАП с целью сделать ее более удобной и простой».
В случае принятия проекта, будут сокращены предельные сроки обязательных работ — с 200 часов до 60, а также расширен перечень лиц, к которым такое наказание применяться не будет. Сюда относятся родители с детьми младше 14 лет и родители детей инвалидов, а также те, кто осуществляет уход за инвалидом первой и второй групп и сами дети-инвалиды. Под исключение попадают также лица, болеющие заболеваниями, которые препятствуют отбыванию административного ареста.
Новый проект также предусматривает исключения из общего годичного срока давности по ряду составов административных правонарушений. Имеются в виду те, которые совершили орган или должностное лицо и срок давности которых меньше двух месяцев. Сюда также относятся те административные правонарушения, срок по которым меньше, чем три месяца или более одного года.
В новый проект КоАП включена также презумпция невиновности (ст. 1.12). Как отмечают в Минюсте, изначально этот пункт не был включён в проект нового КоАП, поскольку должен был появиться в проекте Процессуального КоАП (ПКоАП). Но в процессе публичного обсуждения на это обратили внимание Российский союз промышленников и предпринимателей, а также «Опора России». В Минюсте добавили, что процессуальный КоАП раскроет вопросы реализации принципа презумпции невиновности.
В ведомстве также отмечают, что новый КоАП расширяет практику использования предупреждений в качестве административного наказания. Там отмечают, что Особенная часть проекта содержит 263 нормы, которые предусматривают возможность назначать предупреждение, в то время как в текущем Кодексе их 156. Такой механизм будет во многом заменять назначение штрафа. Особенно это касается наказаний юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также работающих на них сотрудников при проведении проверок: государственного контроля, муниципального контроля, а также государственного или муниципального финансового контроля. Такая мера будет применяться в случаях, когда лицо совершило правонарушение впервые. Кроме того, такое правонарушение не должно относиться к категории грубых и иметь отягчающие обстоятельства.
Также проект нового КоАП предусматривает правило, по которому за негрубые административные правонарушения будет назначаться штраф, а остальные меры наказания будут применяться уже в случае совершения повторного деяния. Кроме того, нельзя будет назначать несколько административных наказаний при одновременном выявлении однородных административных правонарушений, за которые привлекают по одной и той же статьей Особенной части КоАП. Помимо этого, согласно ст. 3.6 проекта, судам предоставится возможность не признавать отягчающими любое из обстоятельств, включённое в соответствующий перечень.
Что предусмотрено для бизнеса?
Ч. 12 ст. 2.11 Проекта нового КоАП исключает возможность привлекать компанию и её должностное лицо одновременно за одно и то же административное правонарушение. Это правило предусматривает два случая: когда когда можно назначить разные виды административного наказания — отдельно для юридического, отдельно для должностного лица, а также когда одно из них освобождается от наказания из-за того, что его нельзя исполнить.
К первому случаю относится, например, назначение штрафа для компании и дисквалификация для её должностного лица. Ко второму — когда юрлицо неплатёжеспособно, и с него из-за этого нельзя взыскать штраф. Тогда штраф будут назначать должностному лицу компании.
Юристы Павел Барышников и Павел Сухолинский важным моментом для бизнеса считают то, что закон предполагает установление трёхмесячной отсрочки вступления в силу изменений в КоАП. «Бизнесу в любом случае потребуется учитывать новый КоАП. Благодаря отсрочке на вступление в силу изменений, у бизнеса будет больше времени для приведения своей деятельности в соответствие с новыми изменениями», заключают эксперты.
Ответственность за вакцинацию
Среди нововведение стоит отметить положения ст. 10.1 проекта, которая регулирует вопросы нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В частности, она предусматривает наказание за нарушение санитарных правил и гигиенических нормативов. Для граждан это будет либо предупреждение, либо штраф в размере от 100 до 500 руб. Должностным лицам и ИП придётся отдать от 500 руб. до 1 000. Для юридических лиц диапазон штрафа составит от 10 000 до 20 000 руб. Для ИП и компаний также предусмотрен административный запрет деятельности на срок до 30 суток.
В период карантина или профилактических ограничений, штраф за те же действия вырастет. Для обычных граждан он составит от 15 000 до 40 000 руб., для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей — от 50 000 до 150 000 руб., для юрлиц — от 200 000 до 500 000 руб. Последним двум могут запретить вести деятельность в течение следующих 30 дней.
Ценник для проштрафившихся вырастет, если все те же действия причинят вред здоровью человека или приведут к чьей-либо смерти. Тогда отправной точкой штрафа для физлиц станут 150 000 руб., а максимальное взыскание составит 300 000. Должностных лиц оштрафуют на сумму от 300 000 до полумиллиона руб., или дисквалифицируют на срок от одного года до трёх лет. Индивидуальным предпринимателям и компаниям придётся отдать сумму от 500 000 до 1 млн руб.
Ответственность также предусматривается за отказ прививаться или проходить обследование. Тогда физическим лицам придётся отдать от 5 000 до 7 000 руб, должностным — от 7 000 до 10 000 руб., ИП — от 10 000 до 20 000 руб., а компаниям — от 20 000 до 30 000 руб.
Во всех случаях, предпринимателям могут запретить вести свою деятельность на срок до 30 дней.
Комментируя вопрос ответственности за прививки, замминистра юстиции Денис Новак заявил Интерфаксу, что «санкции не затронут большинства граждан, которые по тем или иным причинам не прививаются по национальному графику прививок». «Административная ответственность возникает только в случаях, когда появляется обязанность проведения этих мер в соответствии с законом о санитарно-эпидемиологическом контроле», — заключил чиновник.
Ряд статей документа коснулись вопроса обращения лекарственных препаратов. Подразумеваются те случаи, в которых нет состава уголовного преступления. В частности, согласно ст. 10.14 проекта нового КоАП производство, продажа или импорт фальсифицированных и недоброкачественных лекарств в Россию может привести к административному штрафу. Для физлиц — в размере от 70 000 до 100 000 руб., для ИП и должностных лиц — от 100 000 до 600 000 руб., и от 1 млн до 5 млн руб. для частных компаний. Применение таких лекарств предполагает те же штрафы для индивидуальных предпринимателей, должностных и юридических лиц. Для последних может быть предусмотрен тридцатидневный административный запрет деятельности.
Производство лекарств без маркировки наказывает, согласно ст. 10.25 проекта, штрафом. Для должностных лиц — от 5 000 до 10 000 руб., для ИП — от 30 000 до 50 000, а для юридических лиц — от 50 000 до 100 000 руб. Предмет административного нарушения при этом будет конфискован. То же наказание предусмотрено и при продаже лекарств, на которых нет маркировки. Это регулируется ч. 2 той же статьи. Для обычных граждан она предусматривает штраф 2 000 до 4 000 руб. с конфискацией предметов правонарушения. Аналогичные наказания для юридических и должностных лиц предусмотрены ст. 23.25 проекта («Ввод в оборот и оборот немаркированных лекарственных препаратов для медицинского применения и товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации»).
Централизованное благоустройство
Новый КоАП унифицирует действующие составы административных правонарушений в области благоустройства территории муниципальных образований и устанавливает ответственность за нарушений правил благоустройства на федеральном уровне. Размеры штрафов при этом снижены, по словам Минюста, «в целях обеспечения справедливого и соразмерного подхода при назначении административного наказания».
Включить эти правонарушения в новый КоАП предложили представители Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству. Они провели анализ правового регулирования в области благоустройства в 85 субъектах РФ и обратились с этим предложением в Министерство Юстиции.
Несовершеннолетние: воспитание, вместо наказания
В главе пятой, проект нового КоАП регулирует вопросы привлечения к административной ответственности несовершеннолетних. В ст. 5.2 проекта определён перечень административных наказаний, которые можно будет назначить несовершеннолетним, а также особенности применения санкций. В частности, привлекаемый несовершеннолетний должен сам зарабатывать, или получать стипендию, или иной доход. Кроме того, правонарушение должно входить в число грубых. По максимальное количество часов обязательных работ — 30. Ст. 5.3. гласит, что при назначении наказания несовершеннолетнему должны учитываться условия его жизни и воспитания, а также уровень психического развития и другие особенности личности, влияние на него старших по возрасту лиц.
Согласно ст. 5.4 и ст. 5.5 Проекта, несовершеннолетний, который совершил негрубое административное правонарушение впервые, будет освобождён от наказания и сможет отделаться устным замечанием. Освободить его смогут и тогда, когда будет признано, что он может исправиться путём воспитания: через передачу под надзор родителей, опекунов или образовательных организаций. Ему могут ограничить досуг и установить особые требования к поведению, могут запретить посещать определённые места и использовать определённые формы досуга, быть вне дома после определённого времени суток. Кроме того, несовершеннолетнему могут запретить выезжать в другие местности без разрешения образовательной, медицинской или оказывающей социальные услуги. При этом, новый КоАП допускает возможность назначить одновременно несколько мер воспитательного воздействия. Минимальный срок действия таких мер составит один месяц, максимальный — три месяца.
КоАП на страже тишины и покоя
Ч. 6 ст. 14.1 проекта нового КоАП предусматривает ответственность за нарушение тишины и покоя с 23 часов до 7 часов. В соответствии с предложениями Минюста, это правонарушение отнесено к разряду мелкого хулиганства.
В Минюсте отмечают, что в текущем варианте КоАП есть проблемы фиксации тишины и покоя граждан в ночное время, «то есть в нерабочие часы указанных органов власти». Составлять протоколы о нарушении режима тишины будут сотрудники полиции, а рассматривать дела будут в мировых судах. При этом, привлекать к ответственности можно будет только тех лиц, которые своими действиями проявляют «явное неуважение» по отношению к другим гражданам.
Ранее, в апреле, это положение критиковали в Совете Федерации. В частности, председатель комитета Совфеда по конституционному законодательству Андрей Клишас говорил, что нарушением тишины могут стать лай собаки и случайно сработавшая сигнализация автомобиля. Он назвал это положение попыткой «внести в административное законодательство изменения, противоречащие не только духу закона, но и здравому смыслу».
В самом же ведомстве успокаивают, что «привлечение к административной ответственности за указанные деяния будет возможно только в случаях проявления явного неуважения к спокойствию граждан и злостного нарушения тишины в ночное время, в том числе в жилых помещениях».
Что думают юристы?
Эксперты уверены, что новый КоАП потребует дополнительных разъяснений. Так, Елизавета Молоснова, старший юрист Юридической фирмы «Алимирзоев и Трофимов» напоминает о том, что обозначенные в проекте понятия длящегося, однородного и повторного правонарушения, уже закреплены в Постановлении Пленума ВС РФ от 24 марта 2005 № 5. В проекте КоАП теперь появилось понятие «продолжаемого» правонарушения. В частности, ч. 2 ст. 2.5 проекта определяют его как «административное правонарушение, которое состоит из ряда тождественных по направленности и содержанию действий (бездействия)». По словам Молосновой, правильное применение этих терминов всё равно потребует разъяснения Пленума Верховного суда, т.к. «на практике могут возникнуть вопросы о разграничении продолжаемых и длящихся правонарушений».
С этим согласен и юрист Антон Гусев. По словам юриста, для того, чтобы практика работы с новым Кодексом устоялась, потребуется много времени. «Данный процесс может сопровождаться неадекватными решениями как государственных органов, так и судов», поясняет юрист, добавляя, что «действующий КоАП РФ прослужил 17 лет, сложилась практика его применения, т.е. устоялись понятные правила игры».
Павел Барышников и Павел Сухолинский призывают не забывать, что «КоАП это только часть подготовленного пакета законопроектов. Не меньшее значение будет иметь то, как будет доработан проект Процессуального КоАП». Само появление проекта нового КоАП они связывают с тем, что в предыдущий было внесено слишком много изменений. По словам же Гусева, «тот факт, что в действующий нормативно-правовой акт внесено свыше 4800 поправок, совершенно не означает, что его нужно менять». «Скорее всего, новый закон также потребует внесения массы поправок, да еще и становления новой практики», заключает юрист.
Говоря о плюсах инициативы Минюста, Барышников и Сухолинский полагают, что «если доработанная редакция действительно не будет ничего ужесточать, то это само по себе будет положительным моментом», поскольку первоначально представленная редакция предлагала и ужесточить ответственность, и увеличить сроки исковой давности.
Среди положительных моментов они отмечают «появление такого основания для освобождения от административной ответственность как заключение соглашения с Банком России». По словам юристов, «это будет некоторый аналог мировых соглашений, только с регулятором. Будет интересно увидеть, как этот инструмент будет работать».
Юрист Данил Дрозд считает, что несмотря на ряд полезных нововведений, в том числе для бизнеса (исключение одновременной ответственности компании и должностного лица, снижение срока приостановления деятельности), проект «не лишён и недостатков».
«Хотя в текущую версию проекта и добавили указание на презумпцию невиновности, вряд ли это или какое-то другое из положений нового КоАП действительно поможет защитить граждан и юридических лиц от несправедливого и необоснованного привлечения к административной ответственности», говорит юрист. По его словам, «эффективность применения нового кодекса во многом будет зависеть от того, на привлечение к ответственности за какие правонарушения будут делать акцент органы исполнительной власти, а также от того, как суды будут толковать новые нормы».
В ближайшее время Минюст также намерен опубликовать проект Процессуального Кодекса об административных правонарушениях.