Для чего нужен компас для детей
Детям про стороны света. Как ориентироваться на местности
Объяснить детям то, как мы ориентируемся в пространстве и какие общепринятые термины связаны с этим процессом, бывает непросто. Но это очень важный момент, который в обязательном порядке каждый родитель должен рассмотреть со своим малышом. Попробуем детально раскрыть этот вопрос в статье.
Для начала давайте вместе прочитаем удивительно интересное стихотворение и подумаем, о чем оно.
Страны света
В мире есть четыре брата:
Север, Юг, Восток и Запад
Братья эти-страны света,
Ну, а дом их – вся планета.
СЕВЕР — белый властелин,
Царь снегов, морозов, льдин,
Он на глобусе вверху,
Насылает нам пургу.
ЮГ, его горячий брат,
Солнцу ласковому рад.
Но лишь вниз на полюс съедет,
Тут же вмиг заледенеет.
Справа брат ВОСТОК живет,
Там, где солнышко встает.
Ну, а ЗАПАД — брат ютится
Там, где солнце спать ложится.
(М. Погарский, А. Щепин)
Догадались ли вы, о каких таких братьях идет речь? Кто они, что они обозначают, зачем они нужны? Все верно, это стороны света. И придуманы они были для того, чтобы мы могли ориентироваться в пространстве, на местности.
Если вам понравилась статья, поделитесь ею с друзьями, кликнув по кнопочкам соц.сетей. Так и мне вы скажите «спасибо»!
Открытое занятие в подготовительной группе по теме «Компас. Исследование магнита»
Ирина Ксенофонтова
Открытое занятие в подготовительной группе по теме «Компас. Исследование магнита»
Занятие по экспериментированию в подготовительной группе «Компас. Исследование магнита.»
Способствовать развитию у детей познавательной активности, развивать любознательность, мыслительные операции.
• систематизировать знания детей о магните и его свойствах; выявить материалы, которые могут стать магнетическими;
• стимулировать самостоятельность и активность детей;
• способствовать обогащению словаря.
Словарная работа: магнетизм, полюса, магнетит, ученые, глобус, компас, магнитное поле.
Оборудование и материалы:
Раздаточный материал: магнит без обозначенных полюсов и два магнита с обозначенными полюсами; скрепки скрепки,предметы из разных материалов:дерево,пластмасса, резина,картон.
демонстрационный стол воспитателя: всё то же самое, что и на одного ребёнка,глобус, компас.
знакомство с географическими и магнитными полюсами Земли.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня мы получили письмо и посылку от Фиксиков (достаёт письмо и читает его). «Здравствуйте, ребята! Пишут вам Симка и Нолик. Мы знаем, что вы начали изучать новую тему «Пространство и время». Мы всегда помогаем нашему другу Дим Димычу делать уроки. И сегодня решили помочь вам. Высылаем вам помогатор. Вы должны открыть секрет его работы. Потом вас будет ждать второе задание и сюрприз! Чтобы узнать, что в коробке. Нужно отгадать загадку-
На ладонь он ляжет весь.
Не часы, но стрелка есть,
Он в дороге пригодится,
С ним нигде не заблудиться.
(Компас)
Дети, а что такое компас? И для чего он нужен?
Воспитатель: Да, верно, компас-это прибор, который помогает нам ориентироваться в пространстве. А что мы хотим о нем узнать?
Дети: как он работает?
Пройдемте к карте. Я хочу рассказать вам одну историю. Старинная легенда рассказывает о пастухе по имени Магнус. Он обнаружил однажды, что железный наконечник его палки и гвозди сапог притягиваются к чёрному камню. Этот камень стали называть «камнем Магнуса» или просто «магнитом», по названию местности, где добывали железную руду (холмы Магнезии в Малой Азии). (Воспитатель показывает фотографию камня).
Ученые стали изучать свойства этого камня и были очень удивлены. Сегодня я предлагаю вам узнать о свойствах этого удивительного камня. Пройдемте за столы.
Далее дети проводят опыты с магнитом.
Опыт№ 1. Действие магнита.
Воспитатель:Перед вами лежат на тарелочке разные предметы. Из каких материалов они сделаны?
(дерево, пластмасса, резина,железо)
Возьмём магнит и поднесем его к каждому предмету.
Ребята, расскажите, что у вас получилось? Какие предметы притянул магнит? (ключик, скрепка). Почему? Из чего они сделаны? (железа). Предметы какие? (железные).
Какой сделаем вывод? Предметы из какого материала притягивает магнит?
Дети:Магнит притягивает только железные предметы. (показываем на схеме).
Опыт №2. Действие магнита через разные материалы.
Воспитатель: Как вы думаете, сможет ли магнит притянуть предметы через картон? (рассуждения детей). Я вам предлагаю, положить на железные предметы лист картона и поднести к нему магнит. Что произошло?
Дети: Железные предметы магнитятся через картон.
Воспитатель: А еще ребята, давайте с вами попробуем вытащить скрепку из стаканчика с водой не намочив рук. Что произошло?
Дети: Железные предметы магнитятся через картон,воду и пластик.
(показываем на схеме)
Опыт№ 3. Разные полюса.
Дети: Наша планета имеет южный и северный полюса, это части света. А еще есть запад и восток.
Опыт№ 4. Сила магнита.
Воспитатель: Магнит поднесите к скрепке, к скрепке еще скрепку и так несколько – они притягиваются друг к другу.
Ребята, как вы думаете, почему скрепки держатся? Правильно, их держит магнит. Сейчас мы магнит уберем – что происходит?
Дети: они держатся одна за другую, и без магнита.
Воспитатель: Когда скрепки держались за магнит, они намагнитились и стали маленькими магнитиками. Мы наблюдаем магнетизм.
Воспитатель: А какой формы наша планета Земля?
Воспитатель: Правильно. Наша планета как большой магнит притягивает к себе все что на ней находится.
Ученые Китая, изучая магнит,заметили, что намагниченный стержень всегда указывает в одном направлении. Именно в Китае был изобретен первый компас, которым в наше время пользуются все страны мира.
Ну вот мы с вами и узнали секрет работы компаса. Переходим к заданию № 2. Нам необходимо отыскать приз по карте с помощью компаса
(ищем спрятанный заранее мешочек с яблоками и послание от Фиксиков)
Вы хорошо потрудились на занятии и в благодарность мы высылаем вам яблоки, Они содержат очень много витамина-железа. Так необходимого для детского организма!»
Итоговое открытое занятие по математике в подготовительной группе по теме: «Математическое путешествие на мыльных пузырях» Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение №12 Итоговое открытое занятие по математике в подготовительной группе.
Открытое итоговое интегрированное занятие в подготовительной группе Конспект образовательной деятельности Тема: «Скоро в школу!» Возрастная группа 6 – 7 лет Подготовила: Петрова О А. Улан-Удэ.
Открытое занятие по теме «Весна» Воспитатель обращает внимание детей на то, как светло в комнате: «Это солнышко пожаловало в гости». Воспитатель. Солнышко вышло из-за тучки,.
Открытое занятие ко Дню Матери в подготовительной группе Открытое занятие ко Дню Матери в подготовительной группе Цели: Познакомить детей с государственным праздником нашей страны — Днём Матери.
Открытое занятие по теме «12 апреля — День космонавтики» Видео Открытое занятие по теме «12 апреля –День космонавтики». Конспект интегрированного занятия по теме: 12 апреля –День космонавтики». Цель:.
Открытое занятие по теме «Посуда» Развитие речи средняя группа Образовательные задачи Уточнить и расширить словарь по теме «Посуда». Развивать умение составлять загадки-описания.
Открытое занятие в подготовительной группе «Наши права» Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад № 44 муниципального образования Кореновский район Конспект.
Открытое занятие в подготовительной группе «Моя семья» Открытое занятие в подготовительной группе Тема: «Моя семья» Программное содержание: • Закрепить представление о семье, как о людях,.
Открытое занятие в старшей группе (по теме самообразования) «Создание позитивного микроклимата в группе детского сада» Конспект открытого группового занятия педагога- психолога с детьми старшей группы (21.12.2016г., гр№5) Цель: Формирование дружеских взаимоотношений.
Урок-исследование «Исследование продуктов питания на содержание в них белков, жиров, углеводов» Тема занятия: «Исследование продуктов питания на содержание в них белков, жиров, углеводов» Цели: • Продолжить формирование системы знаний.
НОД «Компас» для детей старшего дошкольного возраста
Оксана Руднева
НОД «Компас» для детей старшего дошкольного возраста
Цель: расширять и систематизировать знания детей о магните, его свойствах,
развивать познавательную активность в процессе опытно-экспериментальной деятельности детей.
— Актуализировать знания детей об использовании свойств магнита человеком.
— Формировать умения приобретать знания посредством проведения
— Вызывать радость от открытий, полученных в результате опытов.
— Развивать умение делать выводы.
— Развивать познавательную активность, речь, любознательность.
— Воспитывать интерес к окружающему миру.
Оборудование: пиратская треуголка, бинокль, карта – схема, изображение
планеты – магнит, компас, сундук с монетами, шоколадные монеты в виде российского рубля, тарелки одноразовые, вода, пенопласт размером 4*4см, стрелки из металла с красным наконечником, магниты.
Воспитатель в пиратской треуголке смотрит в бинокль и наводит взгляд на
детей.
— Свистать всех ко мне!
— Ребята, сегодня мы с вами не просто дети и воспитатель, а самые настоящие пираты!
Мы выходим в море прямо сейчас! Вы рады? (Ответы детей)
— Но сначала нам нужно пройти испытание. Мы с вами должны найти вещь, без которой в море выходить нельзя. Вы готовы? (Ответы детей).
— Скажите, а как мы е будем искать? (ответы детей).
— Ребята, эту вещь мы будем искать по карте. Вот она!
Воспитатель, вместе с детьми открывает карту и рассматривает е.
— От места, где стоишь….ребята, это откуда? (Ответы детей)
— Отсюда, где мы с вами стоим, совершенно верно! Иди на Север….пока не
увидишь…. Погодите, а где Север? Там, где белые медведи или жирафы? (Ответы
детей).
— Но как мы узнаем, где этот Север? (Ответы детей).
— По компасу!
— Компас – это прибор, который помогает морякам и лтчикам определять, в каком направлении они плывут или летят. Наша планета похожа на очень большой магнит,у которого два полюса: Северный и Южный. (Показ на изображение).
А в компасе есть крутящаяся стрелка, она намагничена, поэтому одним концом она притягивается к Северу, а другим к Югу. Скажите, а вы взяли компас? (Ответы детей).
— Не расстраивайтесь, мы сделаем сами компас! Для этого нам понадобятся тарелочки, стрелочки, вода, магниты и пенопласт. Давайте стрелочки красным
наконечником приложим к магниту и оставим в стороне. Теперь мы возьмм тарелочки и нальм в них воду. Вернмся к нашим стрелочкам и уберм от магнита, берм пенопласт и стрелочку кладм на середину квадрата. А теперь, аккуратно опускаем пенопласт в воду, и смотрим, что будет. (Дети выполняют инструкции воспитателя).
— Ну что, ребята, теперь нам понятно куда идти и где находится Север?
(Ответы детей).
— Ура! Ну что, пойдм искать нужную нам вещь? (Ответы детей).
По указаниям на карте проходим по помещению и в указанном месте
— Ух ты, так это же настоящий сундук! Давайте его откроем и посмотрим, какие сокровища в нм спрятаны! (Дети открывают сундук, а в нм лежат монеты и сверху компас).
— Так это же настоящий компас! А давайте сверим настоящий компас с нашими, самодельными. (Дети сверяют и приходят к выводу, что стрелочка компаса совпадает со стрелочкой самодельной).
Ребята, в сундуке что – то ещ было. Давайте посмотрим. (Смотрят и находят монеты).
— Смотрите, это же настоящие пиратские монеты, но мне кажется, что тут есть и другие монеты. Да это же наши рубли! Я так думаю, что их можно взять себе на память, пираты не обидятся. (Дети берут себе шоколадные монеты в виде
Воспитатель смотрит на время и в бинокль.
— Ой, ребята, пока мы с вами проходили испытание, наш корабль ушл в море…. Как думаете, наше приключение на суше было интересным? (Ответы детей).
— Что вы сегодня узнали? (Ответы детей).
— С какими затруднениями вы столкнулись? (ответы детей).
— Что вам понравилось? (Ответы детей).
— Отлично! Теперь, когда вы знаете, что можно самостоятельно изготовить компас, вы обязательно попадте на корабль и отправитесь в морское путешествие!
Конспект занятия с элементами музыкотерапии «Путешествие детей в страну Музыка» для детей старшего дошкольного возраста Занятие с элементами музыкотерапии в старшей группе Цель занятия: создание условий для развития самостоятельности и творческой активности.
Развивающий уголок для детей старшего дошкольного возраста оздание уголков различной направленности в детском саду реализует принцип воспитания всесторонне развитой личности. Здесь дети приобретают.
Аппликация «Осенний этюд» для детей старшего дошкольного возраста и для детей начальной школы Воспитатель высшей квалификационной категории Курнина Любовь Владимировна МБДОУ детский сад №54 г. Ковров Владими ской обл. Уважаемые коллеги,.
Игры по ПДД для детей старшего дошкольного возраста В уголке по безопасности дорожного движения можно играть с детьми в различные игры, используя макет дидактической игры, представленный в.
Интегрированное занятие по ПДД (для детей старшего дошкольного возраста) Интегрированное занятие по ПДД (для детей старшего дошкольного возраста) Цель: формировать навыки осознанного поведения на улице в повседневной.
Лэпбук по ПДД для детей старшего дошкольного возраста Добрый вечер уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию лэпбук, который я изготовила в рамках проекта «Дети и дорога» Цель: 1. Формирование.
Проект «Журналисты» для детей старшего дошкольного возраста на тему «Здоровье и безопасность детей дошкольного возраста» Цель: Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Задачи: Закреплять умение соблюдать правила пребывания в детском.
Стихи для детей старшего дошкольного возраста В продолжение темы радостных дней Когда в прошлый раз я открыла эту тему, совсем не предполагала, что будет продолжение. И вот, совершенно.
Стихи ко Дню России для детей старшего дошкольного возраста 1. Я люблю свою Россию. Я люблю ее простор. Где ветра под небом синим, Развевают триколор. Где поля, моря и горы И бескрайние леса. Это.
Теренкур для детей старшего дошкольного возраста Понедельник. Маршрут 1. Остановка 1. «Птичья столовая». Игра «Покормим птиц» Цель : прививать детям любовь к птицам, учить заботиться о.
Учимся определять направление по компасу
И снова здравствуйте, дорогие друзья! Отгадайте загадку!
Ты можешь без дорог
Шагать на север и на юг,
Догадались? Вот вам подсказка! Это устройство, помогающее ориентироваться на местности, не заблудиться в лесу и найти обратный путь. Ну, конечно же, это компас!
Кто-то, может быть, улыбнётся: зачем сегодня простачок-компас, если в мире новейших технологий прокладывать дорогу можно современными навигаторами!
Безусловно, нужно идти в ногу со временем и облегчать себе жизнь при помощи модных технических примочек. Но если вдруг в глухом лесу у супер-проводника сядет батарейка, а с собой запасной нет? Или откажет GPS-связь? Как тогда быть? Пусть это возможно не пригодится, но каждый из нас должен, по крайней мере, знать, как пользоваться компасом, чтобы легко воспользоваться им при необходимости.
Как появился компас?
Прежде чем научить вас правильно пользоваться этим простым прибором, хотелось бы кратко рассказать, кто придумал эту штучку, помогающую находить дорогу.
Как вы думаете, где родился компас? Вы не поверите, но здесь опять не обошлось без китайцев! По некоторым имеющимся фактам доисторические приборы для определения сторон света появились у них ещё до нашей эры. Позднее, с X века, китайцы использовали его для определения правильного пути в пустыне.
Из Китая компас перекочевал к арабским мореходам, которые так нуждались в проводнике. Намагниченный предмет, помещённый в воду, поворачивался к одной стороне света.
Европейцы обрели нужный прибор к XIII веку и усовершенствовали его. Итальянец Джойя сделал циферблат, а также разделил его на 16 частей. Кроме того, он закрепил стрелку на тонкой шпильке, а чашу прибора закрыл стеклом,налив туда воды.
С тех пор прошло немало лет, компас учёные всё время совершенствовали, но сама европейская идея сегодня не изменилась.
Какие бывают компасы?
Разновидности путеводителей связаны с тем, где их используют.
Магнитные приборы
Содержат намагниченный элемент, который взаимодействует с магнитным полем нашей планеты, указывая на магнитные полюса. Наиболее распространённая модель была изобретена российским инженером Адриановым. Она названа по имени изобретателя. Это известные помощники туристов.
Электромагнитные приборы
Работают за счёт магнитной индукции и применяются в самолётах, а также морских судах. Они не намагничиваются от металла, поэтому дают меньшую погрешность.
Гирокомпасы
Работают с помощью особенного прибора под названием гироскоп. Это такое устройство, которое реагирует на изменение угла ориентации. Такие приборы применяют в судоходстве, а также ракетной технике.
Электронные компасы
Это новинка последних десятилетий, которая уже больше смахивает на навигатор, так как ловит сигнал от спутника.
Как работает обычный компас?
Чтобы научиться ориентироваться, нужно понимать, что из себя представляет обычный компас, а также как он работает. Предлагаю рассмотреть всем известную адрианову модель.
Магнитный прибор состоит из корпуса и расположенной в центре иголочки, на которой держится стрелка. Чаще всего эта стрелка окрашена двумя цветами: один её кончик – синий, а другой – красный. Правильно работающий компас всегда синей стрелкой смотрит на север, красная же, соответственно, показывает точно противоположно — на юг.
Ещё у него есть шкала. Называется она лимб и состоит из цифр. Внешняя шкала цифр разделена делениями от 0 до 360. Это градус, или угол, поворота стрелки. По нему устанавливают направление движения. Кроме того, на лимбе могут быть подписаны стороны света русскими или английскими заглавными буквами:
— С или N обозначает север,
— В или Е направляет на восток,
— З или W показывает, где запад.
Прежде чем использовать компас, его проверяют. Чтобы убедиться, что ваш прибор работает без ошибок, нужно положить его на горизонтальную поверхность и дождаться, пока стрелка замрёт, показывая, где север. Поднесите к прибору любой металлический предмет. Под воздействием магнита стрелка отклонится в его сторону. Затем убираем из поля действия металл и наблюдаем за нашей стрелкой.
Если наш компас исправный, то стрелочка непременно повернётся в исходное положение на север.
Это важно! Магнитным компасом не пользуются около линий электропередач, а также вблизи железнодорожных путей. Стрелка начинает тянуться к металлу, поэтому механизм работает неправильно.
Учимся ходить по компасу
Научиться пользоваться компасом перед тем, как отправиться с ним в далёкий путь, можно в квартире. Итак, вот короткая инструкция, которая поможет вам освоить это нехитрый прибор и при помощи него благополучно вернуться обратно из путешествия.
Если вы вернулись в первоначальную точку к условному ориентиру, то смело можете отправляться в путешествие. Если вместо кухни, откуда вы вышли, вы вдруг вернулись к ванной комнате, то в лес вам ещё рановато. Нужно потренироваться.
Это важно! Если ваш путь извилист и часто сворачивает то в одну, то в другую сторону, опытные путешественники советуют разделить его на участки, на каждом участке выбирать отдельный ориентир и записать его данные. Возвращаться от точки до точки будет проще.
Как перенести путь на карту?
Некоторым туристам удобно идти по карте, где нанесены условные обозначения. Иногда это просто необходимо, когда не знаешь точных координат, а нужное место нарисовано лишь графически. Как его найти за несколько километров? Нужно перенести свой курс на обычную карту.
Перемещение по карте помогает и тогда, когда вы заблудились. Для этого достаточно на бумаге найти ориентир, около которого вы находитесь, например, река или дорога, и при помощи инструкции, описанной выше, выйти к нужному месту.
Соблазняли и запад меня, и восток.
Только им никогда я не верил!
Я прошёл и проплыл сотни миль и дорог,
Но душа вечно рвётся на север!
Это верно, что есть у каждого путь,
Да нечасто он прост и привычен!
А пройти по нему, не плутать, не свернуть,
Сможет тот, кто как я, намагничен!
Убедились, что ничего сложного в пользовании компасом нет?! Зато этот простой прибор может стать незаменимым помощником! Поэтому берите скорее его, крутите, тренируйтесь, ведь скоро лето, а это хорошее время проверить свои знания и устроить соревнования по ориентированию!
Для закрепления полученной информации посмотрите видео-урок, и если что-то до сих пор было непонятно, то после просмотра все обязательно прояснится.
Советую вам почитать еще одну интересную статью про то, как был изобретен телефон.
Друзья, не забудьте подписаться на новости блога, чтобы не пропустить новые интересные статьи! И присоединяйтесь к нам « ВКонтакте »!
«ШколаЛа» ненадолго прощается с вами с пожеланиями хороших путешествий!