Для чего нужен компенсатор плавучести
Компенсатор плавучести. Виды и устройство. Как выбрать. Применение
Компенсатор плавучести — обязательная составляющая современного снаряжения для дайверов и аквалангистов. В зависимости от глубины погружения, количества воздуха в резервуаре сила выталкивания и, соответственно, плавучесть изменяются, поэтому их необходимо компенсировать. Вот для этого и предназначено данное устройство. Кроме того, на него навешивают разнообразное оборудование, которое может понадобиться под водой.
Устройство
Первые устройства были очень простыми и внешне напоминали обыкновенный спасательный жилет. Дизайн и функционал современного оборудования намного более совершенны.
Любой компенсатор плавучести состоит из:
Инфлятор – главная деталь в системе, поскольку именно он отвечает за регулировку плавучести. В нем имеется:
При помощи клапана и шланга можно осуществить поддув, тем самым регулируя плавучесть. Аварийный клапан предназначен на тот случай, если воздушная камера окажется повреждена — клапан воспрепятствует выходу воздуха.
Система для крепления включает в себя спинку и крепежные ремни. На спинку навешивается баллон, а ремни (застегивающий и страхующий) удерживают его.
Компенсатор плавучести оснащается также ремнями для пристегивания его самого к аквалангисту, а также разнообразными кольцами для навешивания инвентаря (камеры, фонаря, датчиков и пр.).
Виды компенсаторов
Оборудование бывает 3-х типов:
Каждая разновидность имеет свои достоинства и недостатки.
Нагрудный компенсатор
Такой вариант считается классическим, он прост и надежен в использовании. Он не предусматривает крепления резервуаров с воздухом, поэтому чаще всего применяется дайверами.
Обладает следующими достоинствами:
Недостатки классического компенсатора:
Жилет
Может быть с надувными или регулируемыми плечевыми ремнями. В первом случае воздух беспрепятственно перемещается внутри жилета при движении его владельца, что способствует хорошему удержанию на поверхности и поддерживает необходимый объем компенсатора.
Во втором случае ремни обеспечивают удобное надевание и снятие жилета, позволяют подогнать его по размеру, снижают эффект переворота на поверхности воды.
Плюсы компенсатора-жилета:
К минусам можно отнести то, что он может подойти не всем дайверам в зависимости от индивидуальных особенностей телосложения, например, при наличии большого живота или объемной грудной клетки.
Компенсатор плавучести «крыло»
Воздушная камера в таком оборудовании находится целиком на спине и имеет большой объем. Это обеспечивает максимально возможную плавучесть в разных условиях. На крыловидный компенсатор можно крепить несколько резервуаров с воздухом и большое количество разнообразного снаряжения.
А вот находится на поверхности в таком компенсаторе неудобно, поскольку он наклоняет корпус владельца вперед.
Из чего делают компенсаторы
Основным материалом изготовления является нейлон, покрытый полиуретаном. Такое сочетание делает оборудование прочным и герметичным. При производстве компенсаторов плотность нейлона варьирует от 420 до 1000 Den, что определяет характеристики устройства и условия его использования.
Так, новичкам в дайвинге подойдут изделия небольшой плотности. Они мало весят и не доставляют неудобств в эксплуатации. Профессионалы выбирают плотные и тяжелые компенсаторы, поскольку на них ложатся серьезные задачи.
Как выбрать систему компенсации плавучести
Выбор устройства определяется в первую очередь условиями его эксплуатации. Для обычного дайвинга оптимальным вариантом станет жилет, для профессиональных погружений — крыло, а для снорклинга и подводной съемки — нагрудный.
Следующим важным параметром выступает удобство снаряжения. Чтобы компенсатор плавучести не создавал дискомфорта под водой, необходимо:
Для женщин разработаны изделия, учитывающие особенности фигуры, с мягким и приятным внутренним слоем.
Выбирая компенсатор плавучести, следует присмотреться к следующим нюансам:
Важной характеристикой является также подъемная сила, зависящая от объема камеры с воздухом. Чтобы определиться с этим параметром, необходимо учитывать условия эксплуатации оборудования:
Правила эксплуатации и хранения
Перед погружением необходимо проверить работоспособность системы. Для этого компенсатор плавучести подключается к резервуару и нажатием соответствующей кнопки оценивается исправность клапана поддува. Подобным пробным нажатием следует проверить все клапаны, предназначенные для сброса воздуха.
Чтобы проверить аварийные клапаны, необходимо надуть компенсатор и понемногу добавлять воздух до срабатывания клапанов. Ручной поддув проверяется посредством надувания компенсатора ртом.
В обязательном порядке проверяются и все детали крепежа (ремни и кольца).
Опускаясь на глубину, можно выполнять поддув как посредством специального клапана из баллона, так и через загубник пульта управления из собственных легких. Поддувая компенсатор ртом, можно сэкономить воздух в резервуаре. Воздух из камеры пригоден для дыхания в случае аварии. Но дышать посредством камеры можно в течение непродолжительного времени, поскольку в ней соберется углекислый газ.
Выпустить воздух из системы можно по-разному:
Способ зависит от конкретного вида изделия. Но основополагающий принцип заключается в том, что клапан, через который сбрасывается воздух, должен располагаться выше всех остальных, так как воздух движется всегда в направлении от более высокого давления к низкому, в данном случае к поверхности.
Слив воды необходимо производить через клапаны. Это препятствует накапливанию соли в системе. Перед тем, как отправить оборудование на хранение, его следует хорошо промыть пресной водой, тщательно вымывая соль. В противном случае детали устройства могут выйти из строя. Особенное внимание следует уделить промывке инфлятора.
Хранят компенсатор плавучести надутым, повесив его на удалении от солнечных лучей и отопительных приборов.
Лучшие компенсаторы плавучести на 2021 год
Компенсатор плавучести – это обязательный элемент снаряжения аквалангистов и дайверов. Он регулирует плавучесть, изменяющуюся в процессе погружения на глубину и всплытия на поверхность. Для комфортного и безопасного подводного плавания важно понимать, как правильно выбрать это устройство. Редакция сайта «ЯНашла» предлагает Вашему вниманию обзор лучших компенсаторов плавучести на 2021 год.
Конструктивные особенности
Изделие включает в себя следующие комплектующие элементы:
Какие бывают компенсаторы плавучести
Прежде чем решить, какой компенсатор лучше купить, необходимо разобраться в классификации изделий. Существуют следующие виды подводного оборудования:
Рекомендации по выбору
На современном рынке представлен широкий ассортимент товаров для водного спорта: популярные модели и новинки, дорогие и бюджетные образцы. Средняя цена на оборудование довольно высока, поэтому выбирать его нужно с умом. Многие дайверы, особенно новички, не знают, на что обратить внимание, и руководствуются исключительно ценой и внешним видом изделия. Конечно, вопрос о том, сколько стоит снаряжение, является важным, однако, чтобы избежать ошибки при выборе, необходимо учесть многие параметры и характеристики компенсатора. Существуют следующие основные критерии выбора:
Советы по эксплуатации, уходу и хранению
Лучшие производители
Прежде чем совершать покупку, необходимо разобраться, товары какой фирмы лучше других зарекомендовали себя в потребительской среде. Вот несколько надежных производителей, продукция которых имеет высокий рейтинг и самые хорошие отзывы.
Лучшие компенсаторы плавучести на 2021 год
Для ружья
Это приспособление подходит не только для ружья, но и для крепления фонаря. Изделие имеет ячеистую структуру, оно устойчиво к воздействию влаги, ультрафиолетовых лучей и перепадам температур.
Стоимость: 450 рублей.
Стоимость: 477 рублей.
Стоимость: 548 рублей.
С интегрированной грузовой системой
Этот тип снаряжения представляет собой конструкцию с карманами для грузов, которые при необходимости можно быстро сбросить. Очевидным преимуществом таких моделей является высокий уровень безопасности и улучшенное распределение веса.
Жилет с интегрированной грузовой системой отлично подходит для дайверов-путешественников. В сложенном состоянии он занимает места не больше, чем обыкновенное полотенце. Модель оснащена большими D-кольцами, сетчатыми карманами, отделением для ножа и легкими плечевыми ремнями. Материал: нейлон 210 DEN. Вес для размера L: 1,9 кг. Подъемная сила: 15,3 кг. Размеры: XS, S, М, L, XL. Гарантия: 1 год.
Стоимость: 37060 рублей.
Жилет, изготовленный из нейлона CORDURA 500 DEN. Модель имеет 5 стальных D-колец, 2 вместительных кармана на молнии, удобную ручку и карман для октопуса. Изделие оборудовано фирменной грузовой системой Sure Lock 2. Идеальный вариант для отдыха на воде, подходящий как для новичков, так и для профессионалов. Вес: около 2,7 кг. Подъемная сила: 20 кг. Размеры: XS, S, М, ML, L, XL. Гарантия: 1 год.
Стоимость: 40500 рублей.
Брендовый продукт японского производства с улучшенной системой грузовых карманов. Модель имеет 4 стравливающих клапана, 8 D-колец (4 пластиковых и 4 стальных), 2 кармана на молнии, свисток, крепление для ножа. Материал: Нейлон 840/420DEN. Вес: 5,17 кг. Размеры XS, S, M, L, XL.
Стоимость: 46500 рублей.
Классическая модель для женщин с традиционным инфлятором, объединяющая преимущества крыла и жилета. Снаряжение оснащено интегрированной грузовой системой Sure Lock 2, имеет карман для октопуса, крепление для ножа, 4 D-кольца (3 стальных и 1 пластиковое), отверстие для консоли. Конструкция позволяет трассировать шланг высокого давления внутри изделия, что минимизирует риск зацепиться им за подводные объекты. Материал: кордура 500 DEN. Подъемная сила: 14 кг. Размеры: XS/S, M, ML.
Стоимость: 46800 рублей
Для использования со спаркой
Спарка – это два одинаковых скрепленных баллона с дыхательной смесью. Такое оборудование используется для длительных и глубоких погружений, а также для исследования пещер.
Приспособление для использования со спаркой, возможна дополнительная установка бандажа. Материал: кордура 1000 DEN с полиуретановым покрытием (0,2 мм). Вес: 2,1 кг. Подъемная сила: 27 кг.
Стоимость: 36360 рублей.
Контроль плавучести дайвера
Дайверы очень часто сталкиваются с ситуациями, когда приблизиться, то есть подплыть, к какому-то объекту оказывается гораздо проще, чем отплыть от него. Причем эта проблема обнаруживается абсолютно неожиданно. Естественно, что это создает множественные неудобства. Например, при осмотре коралловых рифов подводные гиды постоянно призывают дайверов присмотреться к мелким жителям этих подводных объектов (трехсантиметровым креветкам-чистильщикам, морским собачкам), но запрещают прикасаться к рифам. И если подплыть к рифу несложно — нужно лишь плыть вперед — то отплыть, не задев его, отнюдь не легко, если только дайвер не имеет опыта в этом, то есть не умеет владеть плавучестью.
Именно это умение поможет сначала зависнуть на месте, а потом без помощи рук отплыть назад. Так, если приблизиться к объекту сверху, вниз головой, то, чтобы отплыть от него, нужно лишь контролировать дыхание и чуть подняться вверх. Контроль плавучести — это поиск равновесия между двумя силами: выталкивающей силой (она возникает, когда компенсатор наполняется воздухом) и силой земного притяжения, тянущей ко дну дайвера и его грузы. Дайвер зависает в толще воды, когда эти силы уравновешены. Но неверно думать, будто контроль заключается в умении регулировать количество воздуха в BCD. И нужно стараться как можно реже пользоваться компенсатором плавучести, если нужно научиться контролировать ее.
Существует шесть факторов, которые влияют на плавучесть дайвера. Это вес его грузов, количество воздуха в BCD, положение тела в воде, плавучесть гидрокостюма, глубина погружения и контроль дыхания. Из этих шести факторов неизменными остаются только два — количество грузов и положение тела, которое зависит от размещения этих грузов. Остальные дайвер должен контролировать или хотя бы приводить в соответствие сам. Это не так-то легко, поэтому умение контролировать плавучесть приходит с опытом. При рассмотрении перечисленных шести пунктов немалое внимание стоит уделить, как ни странно, весу грузов. У многих дайверов при себе свинца больше, чем нужно (например, распространенный вес — три килограмма), и это имеет большее значение, чем кажется.
Лишний вес грузов нужно компенсировать, добавляя в компенсатор примерно по литру воздуха на каждый лишний килограмм свинца. А поскольку воздух при изменении глубины изменяет объем, дайвер, сохраняя нейтральную плавучесть, вынужден постоянно стравливать или поддувать его в компенсатор. То есть на упомянутые три килограмма свинца нужно поддуть в компенсатор около трех лишних литров воздуха и постоянно поддерживать объем при помощи инфлятора и клапанов компенсатора. Иногда это приходится делать в продолжение всего погружения. Другими словами, лишний груз создает дополнительный импульс, направленный вверх (или вниз) в зависимости от того, погружается дайвер или всплывает, и этот импульс приходится компенсировать.
Проблема в том, что инструкторы часто дают студентам лишние грузы, боясь, что их вынесет на поверхность, и они получат баротравму, но обычно не дают указаний насчет того, что их можно снять, когда студенты выполняют проверочные погружения. То есть дайвер сам должен суметь разумно избавиться от лишних грузов. Сделать это можно, просто убрав перед очередным погружением один килограмм свинца. Если при этом погрузиться не удается, нужно убедиться, что этот груз действительно нужен. Прежде всего нужно учесть, что дополнительную плавучесть придают сухой костюм, ворсовая ткань на внешней стороне которого может удерживать воздух (тогда нужно подождать, когда костюм намокнет) и воздух в легких, когда нервничающий дайвер делает вдох и задерживает дыхание перед погружением.
Так можно «заполучить» 5 килограммов положительной плавучести, от которой можно избавиться, выдохнув, погрузившись минимум на полтора метра и только затем начав делать неглубокие вдохи. К слову, нервозность заставляет дайверов не только задерживать дыхание, но и неосознанно совершать лишние движения руками и ногами. Этого делать не нужно. Если же дайвер заметил это за собой, ему стоит расслабиться и левой рукой держать над головой шланг инфлятора (место крепления шланга к компенсатору должно находиться в самой верхней точке), а правую прижать к телу, ноги же вытянуть, направив лопасти ласт вертикально вниз. Зачем держать шланг инфлятора над головой? Это имеет значение. Таким образом можно избавиться от остатков воздуха в BCD.
Особенно если одновременно опустить вниз правое плечо и прижать правой рукой к груди жилет-компенсатор. Кроме того, стоит слегка откинуться назад, чтобы воздух вышел из пространства сразу за головой дайвера в компенсаторе. Наконец, можно погрузиться, используя вес собственного тела. Для этого надо лечь на воду лицом вниз, согнуться, чтобы под воду ушла верхняя половина тела, по очереди поднять вверх из воды обе ноги и грести, как только ласты окажутся в воде. Как рассчитать идеальное для себя количество грузов? В целом оно должно быть минимальным, так проще всего контролировать плавучесть. На поверхности она должна быть нейтральной, то есть дайвер должен держаться на воде, погрузившись до глаз (при этом его баллон почти пуст, легкие заполнены наполовину, компенсатор полностью сдут).
Затем установить нейтральную плавучесть, не двигая руками и ногами и помня, что неконтролируемого всплытия можно не бояться, если плавучесть изменять лишь на килограмм или полкило, а это можно сделать простым выдохом или подгребанием ластами. Если без грузиков нейтральная плавучесть на глубине 5 метров сохраняется, значит, они дайверу не нужны. Теперь стоит подумать о положении тела в воде при нейтральной плавучести, неподвижном зависании. Располагаться в воде в такие моменты нужно горизонтально. Для этого, установив нейтральную плавучесть, необходимо вытянуть ноги и замереть, а если они начнут тонуть, переместить к голове часть грузов с пояса. Дело в том, что в горизонтальном положении гребки ластами двигают дайвера только вперед, а в вертикальном, когда ласты ниже тела, — вперед и вверх.
Это может привести к ошибочному мнению, что плавучесть стала положительной, и заставить дайвера сбросить воздух из компенсатора. Но тогда, стоит ему перестать грести, он начнет тонуть. Какова роль веса баллона? Полный баллон содержит примерно 2,2 литра воздуха весом около 3 кг. Когда воздух расходуется, баллон теряет вес, и когда к концу погружения в нем остается 35 бар, он будет легче на 2 кг. Что приведет к положительной плавучести дайвера, которую нужно будет компенсировать сбросом воздуха из компенсатора. А это следует делать с 2 килограммами груза. Тогда на остановке безопасности удастся приобрести положительную плавучесть. Впрочем, плавучесть изменяется медленно: каждые 10 минут на 0,5 кг (если баллона хватает на час).
А у баллона жесткая конструкция, он не меняет форму в процессе погружения, не имеет значения даже, стальной он или алюминиевый. От гидрокостюма плавучесть зависит следующим образом. Во-первых, у мокрых гидрокостюмов она положительная (у нового мужского — килограмм или полтора на миллиметр толщины неопрена). Во-вторых, у тонкого гидрокостюма она меньше, чем у толстого (менее килограмма против 9 килограмм), но тонкий костюм не защитит от холода и повышает риск декомпрессионной болезни, он хорош для тропиков. В-третьих, плавучесть у новых костюмов выше, а теплозащита лучше. В-четвертых, на одной и той же глубине плавучесть костюма остается постоянной.
Но во время погружения плавучесть меняется, причем неравномерно. Газ в неопрене костюма сжимается, костюм становится тоньше и тяжелее. И при погружении на первые 10 метров плавучесть вдвое меньше, чем на поверхности, на вторые — еще на треть меньше, а после 20 метров — меньше на одну шестую. На глубине 18 метров плавучесть меняется втрое дольше, чем на глубине в 0,5 метра. Поэтому с поверхности погрузиться сложно, но с глубины 1,5 метров заметно легче. При всплытии же плавучесть гидрокостюма и компенсатора быстро увеличивается до начального значения. Контролировать плавучесть также можно, просто учитывая, что она изменяется в зависимости от объема легких: их запас положительной плавучести равен 4,5 кг.
Для чего нужен компенсатор плавучести
Одним из общепринятых компонентов современного легководолазного оборудования является компенсатор плавучести – специальное устройство, компенсирующее отрицательную плавучесть аквалангиста, создаваемую грузовым поясом. Согласно правилам всех международных любительских федераций подводного спорта, компенсатор является обязательным элементом снаряжения аквалангиста. Исключения допускаются лишь при использовании сухого гидрокостюма с воздушным поддувом – такой костюм сам выполняет роль компенсатора.
Первые модели компенсаторов повторяли принцип надувных спасательных жилетов, крепились они на груди ныряльщика, для упрощения процесса поддува их снабжали небольшими баллончиками со сжатым воздухом. Огромным прорывом стало подсоединение компенсатора к аквалангу, благодаря этому для поддува стал использоваться воздух из акваланга, и необходимость в дополнительных баллонах отпала. Следующим принципиальным усовершенствованием стало создание компенсаторов именно в форме жилета: новая форма позволила ощутимо увеличить объем компенсатора и наиболее выгодно распределить положительную плавучесть, кроме того, такие компенсаторы значительно удобнее крепятся на теле ныряльщика. Со временем компенсаторы-жилеты стали снабжать жесткой спинкой для крепления баллонов с дыхательной смесью. На сегодняшний день компенсаторы, выполненные в виде жилетов, практически полностью вытеснили нагрудные модели.
Современные жилеты-компенсаторы делятся на два основных типа – с надувными и регулируемыми ремнями.
Компенсаторы с надувными ремнями
Воздушная камера в таких компенсаторах полностью повторяет форму жилета: плечевые ремни являются частью камеры, благодаря этому воздух наиболее равномерно распределяется вокруг туловища. При отдыхе на поверхности воды такие жилеты поддерживают тело ныряльщика в максимально комфортном положении, за счет этого они считаются оптимальным выбором для новичков.
Регулируемые компенсаторы плавучести
Плечевые ремни в таких моделях не надувные, они снабжены регулируемой пряжкой, позволяющей менять длину ремня, не снимая жилет. Помимо удобства при одевании и регулировке, такие ремни имеют еще одно серьезное отличие от надувных: при погружении с регулируемым компенсатором центр плавучести гораздо меньше смещен к голове ныряльщика, что менее удобно при отдыхе, зато гораздо практичнее при плавании – за счет снижения вертикальной устойчивости аквалангист значительно выигрывает в маневренности.
Компенсаторы с задней камерой (крыловидные)
Существует еще одна разновидность данного устройства – так называемые крыловидные компенсаторы. В компенсаторах типа «крыло» воздушная камера располагается на спине аквалангиста, при наполнении воздухом она плотно облегает баллон акваланга. Такая форма гораздо удобнее для плавания в горизонтальном положении, но плохо подходит для отдыха на поверхности. Этот тип компенсаторов широко используется при глубоководных погружениях и в техническом дайвинге.
Комфорт каждого погружения находится в прямой зависимости от правильной комплектации оборудования и снаряжения. Выбирая оборудование для дайвинга лучше отдавать предпочтение тем брендам, которые хорошо зарекомендовали себя на практике, прошли испытание временем и заслужили положительные отзывы специалистов. Качественное легководолазное оборудование дает дайверу ту уверенность в собственных силах, без которой лучше не погружаться на глубину. Желаем вам захватывающих погружений, хорошей погоды и спокойной воды!
Компенсатор плавучести
Основным назначением компенсатора плавучести, или BCD (англ. Buoyancy Control Device) является стабилизация сил выталкивания и отрицательной плавучести, создаваемых дайвером, как при погружении, так и на поверхности.
В связи с тем, что плавучесть изменяется в зависимости от глубины погружения (обжатие гидрокостюма при изменении давления и соответственно изменение его выталкивающей силы), израсходования дыхательной смеси в баллонах (они становятся легче и соответственно начинают обладать большей плавучестью), ее необходимо компенсировать, с чем успешно справляется компенсатор плавучести.
Кроме того, в его функции входит крепление баллонов и другого навесного оборудования. Как прикрепить баллон для дайвинга к жилету — компенсатору можно почитать в статье Учимся надевать гидрокостюм и снаряжение для дайвинга
Исторически сложилось, что первые компенсаторы были предназначены больше в качестве автономного спасательного жилета — ABLJ (англ. Adjustable Buoyancy Life Jacket — регулируемый спасательный жилет), нежели для других целей. Однако с течением времени и развитием технологического прогресса они в полной мере стали выполнять возложенные на них функции.
Существует несколько типов компенсаторов плавучести:
Главными плюсами нагрудных (классических, подковообразных) компенсаторов являются простота и надежность. Они удобны для отдыха на поверхности, потому как ориентируют тело лицом вверх и поддерживают голову над водой. Кроме того не испытывают значимых механических нагрузок при снятии и надевании акваланга на суше так как не выполняют функции крепления баллонов.
Минусы: сильно смещают центр плавучести дайвера вперед и вверх, что неудобно при плавании под водой, ограничивают нижний сектор поля зрения и подвижность головы;
Второй тип (компенсатор – жилет) сочетает модели с надувными и регулируемыми плечевыми ремнями.
Плюсы: плотно облегают тело дайвера и равномерно передают на него поддерживающее усилие при надувании, не стесняют движений, практически не смещают центр плавучести дайвера, позволяют достичь большего объема (а соответственно и возможности использования большего веса оборудования), чем нагрудные компенсаторы.
Модели с надувным плечевыми ремнями позволяют воздуху свободно циркулировать из нижней части жилета в верхнюю и обратно при любом положении дайвера, что обеспечивает максимальный объем компенсатору и наилучшее поддержание ныряльщика на поверхности.
Компенсаторы с регулируемыми (не надувными) плечевыми ремнями, помимо удобства при надевании, снятии и регулировке размера, в меньшей степени сдвигают центр плавучести дайвера вверх и, следовательно, уменьшают переворачивающий эффект.
Минусы: возможные анатомические особенности телосложения дайвера (большой объем грудной клетки, «пивной» живот, и прочее)
В крыловидных компенсаторах камера плавучести полностью расположена в спинной части, что позволяет достичь максимальной балансировки плавучести при плавании. Широко используются в техническом дайвинге так как могут иметь довольно большой объём воздушной камеры, возможность крепления двух и более баллонов а также дополнительного оборудования.
Минусы: неудобны для отдыха на поверхности, так как в надутом состоянии наклоняют дайвера вперед.
Наибольшее распространение получили компенсаторы второго типа, потому дальнейшее рассмотрение коснется именно их.
Устройство компенсатора плавучести:
Устройство компенсатора плавучести
Компенсатор плавучести представляет собой жилет с жесткой или мягкой спинкой (18) в который встроены одна или несколько герметичных воздушных камер (1), и имеет систему крепления баллонов (14).
В качестве узла управления плавучестью используется инфлятор (2) состоящий из пульта управления плавучестью (4), оснащенного кнопками клапана поддува (8), травящего клапана (9) и загубником (10), и гофрированного соединительного шланга (3) верхним концом подключенного к камере (1). В современных моделях компенсаторов используются инфляторы с двумя клапанами: поддува и стравливания. Клапан поддува, управляемый кнопкой поддува, подключен через шланг среднего давления (6) к первой ступени регулятора и необходим для поддува компенсатора воздухом из баллона. С целью спуска избыточного воздуха используется травящий клапан управляемый соответствующей кнопкой.
Под габариты дайвера компенсатор подгоняется регулируемыми ремнями (15) и широким поясом на липучке (16).
Некоторые компенсаторы имеют паховый (брасовый) ремень, пропускаемый между ног подводника, необходимый для ограничения смещения компенсатора вверх.
D-кольца (17) и карабины (19) на жилете используются для крепления дополнительного оборудования и снаряжения, как то: фото- и видеокамеры, фонари, катушки, стэйдж-баллоны и т.п.
Обязательно на компенсаторе присутствует предохранительный клапан (11) который служит для аварийного стравливания воздуха, во избежание разрыва воздушной камеры.
Выбор компенсатора плавучести.
Первое что необходимо определить для себя при выборе компенсатора это условия, в которых Вы будете погружаться. Для большинства случаев подойдет компенсатор – жилет как наиболее универсальный, в случае занятий техническим дайвингом выгоднее использовать крыловидный, нагрудный же в настоящее время применяется в основном для снорклинга а также видеооператорами, использующими камеры с большой отрицательной плавучестью.
Основным критерием при выборе компенсатора плавучести является удобство его использования. Независимо от того, какого размера типа или формы баллоны Вы собираетесь использовать, комфортность имеет первостепенное значение, потому существует несколько правил:
Также при выборе следует обратить внимание на некоторые особенности конкретного компенсатора:
Ремни должны иметь регулируемые пряжки с замками, что позволит, отрегулировав компенсатор один раз по фигуре, в дальнейшем пользоваться только быстроразъемными замками.
Дополнительную комфортность придает грудной ремень, предотвращающий расхождение боковых воздушных камер или плечевых ремней в стороны.
Для женщин рекомендуются специальные модели компенсаторов, в конструкции которых учтены особенности женской фигуры, а внутренняя поверхность сделана более мягкой и эластичной.
Инфлятор может присоединяться к компенсатору плавучести в районе левого плеча дайвера впереди или сзади, причем заднее расположение позволит более эффективно стравливать воздух из камеры.
Расположение кнопок на инфляторе — достаточно немаловажный фактор при выборе. Их удобное расположение и возможность независимого нажатия без перемещения кисти руки, обеспечит комфорт в управлении плавучестью.
Удобство также придает травящий клапан установленный в месте соединения инфлятора с компенсатором, потому как для стравливания воздуха достаточно просто потянуть от себя сам пульт управления.
Кроме травящего клапана инфлятора, компенсатор плавучести должен иметь несколько травяще — предохранительных клапанов, которые при превышении давления в воздушных камерах сверх нормы, автоматически стравливают излишки воздуха.
Немаловажным в плане удобства является наличие дополнительных карманов как для размещения аксессуаров дайвера, так и для размещения грузов. В последнем случае карманы должны быть оборудованы системой, обеспечивающей их быстрое удаление.
Следует обратить внимание на материал, из которого изготовлен компенсатор. Самым распространенным является нейлон с нанесенным на него слоем полиуретана. Полиуретановое покрытие обеспечивает герметичность воздушных камер, а нейлон придает ткани высокую механическую прочность. Для недорогих компенсаторов обычно применяется нейлон прочностью 420 DEN, в высококачественных моделях — 840 DEN, в спортивных элитных и в профессиональных моделях нейлон плотностью свыше 1000 DEN. Чем выше плотность нейлонового слоя, тем меньшая нагрузка приходится на слой полиуретана, и тем долговечнее и безопаснее компенсатор плавучести.
Эксплуатация.
Проверка работоспособности компенсатора должна проводиться перед каждым погружением вместе с проверкой акваланга. Подключите компенсатор к аппарату (если это предусмотрено моделью) и проверьте исправность клапана поддува нажатием на соответствующую кнопку.
Обязательно проверьте исправность всех стравливающих клапанов пробными нажатиями.
Для проверки предохранительного клапана (клапанов) надуйте компенсатор полностью и аккуратными нажатиями на кнопку автоматического поддува добейтесь срабатывания клапана. Если Ваш компенсатор не подсоединяется к аппарату, добейтесь срабатывания предохранительного клапана, обжав компенсатор руками.
Независимо от того насколько современен Ваш компенсатор, обязательно проверьте ручной поддув компенсатора путем надувания его ртом.
Проверьте целостность и исправность всех крепежных элементов.
Во время погружения
Поддувать компенсатор во время погружения можно двумя способами: воздухом из первой ступени регулятора нажатием кнопки клапана поддува или из собственных легких через загубник пульта управления, нажав при этом кнопку травящего клапана. Второй способ применяется в основном с целью экономии воздуха в баллоне. В аварийных случаях можно на короткое время использовать камеру компенсатора для дыхания, делая вдох и выдох в камеру, однако, помня, что при этом в ней накапливается углекислый газ.
Стравливать воздух из компенсатора (в зависимости от модели) можно несколькими способами.
Основная идея такова, что используемый клапан должен находиться в самом верхнем положении по отношению к остальным, потому как воздух стремится из области высокого давления в область низкого, т.е. к поверхности.
Ежедневный уход.
В процессе эксплуатации старайтесь не нагружать компенсатор весом акваланга, переносите его за ручку баллона, не пренебрегайте возможностью надевать его в положении сидя.
После погружения слейте воду из компенсатора, для чего поддув его, расположите таким образом, чтобы один из стравливающих клапанов оказался в нижнем положении, и, открыв клапан, слейте воду. Закончить процедуру желательно стравливанием воздуха через инфлятор, тем самым продув его от капель влаги.
Желательно после погружения (особенно в соленой воде) промыть компенсатор пресной водой как снаружи, так и изнутри, для чего опустить его (слегка поддув) в емкость с пресной водой и открыть один из стравливающих клапанов, после чего слить набравшуюся внутрь воду.
Опресненный компенсатор необходимо просушить в надутом состоянии, не подвергая действию прямых солнечных лучей.
Если же опреснить компенсатор на месте не представляется возможным, не высушивайте его; аккуратно сложите в сумку до появления такой возможности.
Хранение.
Перед длительным хранением необходимо тщательным образом промыть компенсатор в пресной воде, добившись того, чтобы вода после внешней и внутренней промывки была пресной на вкус.
Сливать воду лучше через клапаны, чтобы в них не осталось соли.
Особое внимание надлежит уделить промывке инфлятора.
Хранить компенсатор желательно в надутом состоянии, повесив его вдали от прямого солнечного света и отопительных приборов.
Правильный выбор и эксплуатация компенсатора плавучести сделают ваши подводные приключения значительно безопаснее, менее утомительными и, безусловно, приятными.
P.S. Если у Вас появились вопросы после прочтения статьи, не стесняясь задавайте в комментариях.
P.P.S. С темами которые будут раскрыты в ближайшее время, Вы можете ознакомиться на этой странице.