Для чего нужен квинтовый круг
Квинтовый круг: Говорим о музыке простыми словами
Квинтовый круг тональностей (или квартово-квинтовый круг) – это графическая схема, используемая музыкантами, для визуализации отношений между тональностями. Иными словами, это удобный способ организации двенадцати нот хроматической гаммы.
Впервые квартово-квинтовый круг был описан в книге «Идея грамматики мусикийской» от 1679 года русско-украинского композитора Николая Дилецкого.
Страница из книги «Идея грамматики мусикийской», на которой изображен квинтовый круг
Начать строить круг можно с любой ноты, например до. Далее, двигаясь в сторону увеличения высоты звука, откладываем одну квинту (пять ступеней или 3,5 тона). Первая квинта – это до-соль, таким образом, за тональностью до мажор следует тональность соль мажор. Затем добавляем еще одну квинту и получаем соль-ре. Ре мажор – это третья тональность. Повторив этот процесс 12 раз, мы, в конце концов, вернемся обратно к тональности до мажор.
Квинтовый круг называется квартово-квинтовым потому, что его можно построить и с помощью кварт. Если взять ноту до и понизить её на 2,5 тона, то мы так же получим ноту соль.
Линиями соединены ноты, расстояние между которыми равняется половине тона
Гейл Грейс (Gayle Grace) отмечает, что квинтовый круг позволяет посчитать количество знаков при ключе той или иной тональности. Каждый раз, отсчитывая 5 ступеней и двигаясь по квинтовому кругу по часовой стрелке, мы получаем тональность, количество знаков диез в которой на один больше, чем в предыдущей. Тональность до мажор не содержит знаков альтерации. В тональности соль мажор один диез, а в тональности до-диез мажор их семь.
Чтобы подсчитать количество знаков бемоль при ключе необходимо двигаться в обратном направлении, то есть против часовой стрелки. Например, начав с до и отсчитав квинту вниз, вы придете к тональности фа мажор, в которой один знак бемоль. Следующей тональностью будет си-бемоль мажор, в которой два знака бемоль при ключе, и так далее.
Что же касается минора, то минорные гаммы, идентичные мажорным по числу знаков при ключе, – это параллельные (мажорным) тональности. Определить их достаточно просто, нужно всего лишь построить от каждой тоники малую терцию (1,5 тона) вниз. Например, параллельной минорной тональностью для до мажора будет ля минор.
Очень часто на внешней части квинтового круга изображаются мажорные тональности, а на внутренней – минорные
Итан Хейн (Ethan Hein), профессор музыки в Государственном университете города Монтклер, говорит, что круг помогает понять устройство западной музыки разных стилей: классического рока, фолк-рока, поп-рока и джаза.
«Тональности и аккорды, которые на квинтовом круге расположены близко друг к другу, большинство западных слушателей будут считать созвучными. Тональности ля мажор и ре мажор имеют в своем составе шесть одинаковых нот, поэтому переход с одной на другую происходит плавно и не вызывает чувства диссонанса. Ля мажор и ми-бемоль мажор имеют всего одну общую ноту, поэтому переход от одной тональности к другой будет звучать странно или даже неприятно», – объясняет Итан.
Получается, что с каждым шагом по квинтовому кругу в начальной гамме до мажор один из тонов замещается на другой. Например, переход с до мажора на соседний соль мажор ведет к замещению всего одного тона, а перемещение на пять шагов из до мажора в си мажор ведет к замещению пяти тонов в начальной гамме.
Таким образом, чем ближе друг к другу расположены две заданные тональности, тем ближе степень их родства. По системе Римского-Корсакова, если между тональностями расстояние в один шаг – это первая степень родства, два шага – вторая, три – третья. К тональностям первой степени родства (или попросту родственным) относятся те мажоры и миноры, которые отличаются от исходной тональности на один знак.
Ко второй степени родства относятся тональности, которые являются родственными к родственным тональностям. Аналогично, тональностями третьей степени родства являются тональности первой степени родства к тональностям второй степени родства.
Именно со степенью родства связано то, что эти две последовательности аккордов часто используются в поп-музыке и джазе:
«В джазе основные тональности чаще всего сменяются по направлению часовой стрелки, а в роке, фолке и кантри – против», – говорит Итан.
Кварто-квинтовый круг – самый лёгкий способ запомнить тональности
Кварто-квинтовый круг тональностей или просто квинтовый круг — это удобная схема, которая позволяет быстро запомнить ключевые знаки в тональностях.
Из статьи « Тональности в музыке » мы узнали, что теоретически может быть 30 тональностей, но используются музыкантами только 24.
Профессиональный музыкант хорошо ориентируется в тональностях и знает, сколько знаков в каждой из них. Но стоит ли держать все эти знания в голове, или достаточно иметь шпаргалку, которая всегда будет под рукой?
Ответ – ни то и не другое. Лучше иметь шпаргалку, которая останется в вашей памяти и в случае необходимости поможет. Название этой шпаргалки – Квинтовый круг. Неосведомленные называют его «квинтовый круг аккордов», но давайте сразу запомним, что правильное и полное название — Кварто-квинтовый круг тональностей.
Кварто-квинтовый круг
Полное название этой схемы Кварто-квинтовый круг. Он позволяет легко и быстро запомнить знаки альтерации в тональностях. Вся прелесть квинтового круга состоит в том, что его принцип очень прост, и совсем скоро вы сможете пользоваться им самостоятельно.
Забегая вперед скажу, что на схеме использованы буквенные названия нот. Если вы не знакомы с ними, рекомендую прочитать фрагмент этой статьи.
Красным цветом обозначены тональности, в которых используются диезы (#) — диезные тональности.
Синим цветом обозначены бемольные тональности.
На данном круге отражены только мажорные тональности.
Диезные тональности
Точка отсчета для мажорных тональностей – тональность C-dur в верхней точке круга. Двигаясь по часовой стрелке от неё, мы увидим цепочку мажорных диезных тональностей, обозначенных заглавными латинскими буквами ( C – G – D – A – E – B – F# — C# ). Напомню, что нота «СИ» обозначается по-разному: в классической гармонии латинской буквой «H», а в американской — буквой «B». На рисунке ниже вы можете увидеть, как расположены тоники этих тональностей на клавиатуре пианино:
Интервал, который разделяет две ближайшие тоники называется квинтой. Потому круг и получил название «Квинотвый».
Как мы уже сказали, точка отсчета – тональность C-dur, в которой отсутствуют знаки альтерации. Теперь от ноты C построим квинту – получим ноту G. Эта нота будет тоникой нашей новой тональности G-dur , в которой появится 1 знак – фа#. От ноты G строим квинту и находим следующую тонику – ноту D. Тональность D-dur имеет 2 диеза — фа# и до#.
Таким образом, каждая новая квинта будет открывать новую диезную тональность, в которой на 1 диез больше, чем в предыдущей. Так будет продолжаться пока количество диезов не достигнет 7.
Вот какая цепочка тональностей получится, если мы будем строить квинты от ноты До: Соль мажор (1 диез) => Ре мажор (2 диеза) => Ля мажор (3 диеза) => Ми мажор (4 диеза) => Си мажор (5 диезов) => Фа-диез мажор (6 диезов) => До-диез мажор (7 диезов). Дальше цепочка не может продолжаться, потому что все ступени уже повышены.
Совсем запутался 22
Для минорных тональностей ориентиром будет тональность a–moll , которая также находится в верхней точке круга. По часовой стрелке от нее расположена цепочка параллельных минорных тональностей. Минорные тональности принято записывать маленькими латинскими буквами ( a – e – h – f# — с# — g# — d# — a# ).
Вот какая цепочка тональностей получится, если мы будем строить квинты от ноты Ля: Ми минор (1 диез) => Си минор (2 диеза) => Фа# минор (3 диеза) => До# минор (4 диеза) => Соль# минор (5 диезов) => Ре# минор (6 диезов) => Ля# минор (7 диезов).
Бемольные тональности
Теперь от ноты До пойдем в другую сторону – против часовой стрелки. Тоники бемольных мажорных тональностей также расположены по квинтам. Вот как их найти на клавиатуре:
С каждой новой квинтой, мы будем получать следующую бемольную тональность, в которой на 1 бемоль больше, чем в предыдущей. Так будет продолжаться пока количество бемолей не достигнет 7. Вот какая цепочка тональностей получится, если мы будем строить квинты от ноты С в сторону противоположную ходу часовой стрелки: Фа мажор (1 бемоль) => Си-бемоль мажор (2 бемоля) => Ми-бемоль мажор (3 бемоля) => Ля-бемоль мажор (4 бемоля) => Ре-бемоль мажор (5 бемолей) => Соль-бемоль мажор (6 бемолей) => До-бемоль мажор (7 бемолей).
Думаю, вы уже догадались как считать минорные бемольные тональности. Точкой отсчета будет тональность a–moll, а квинты мы прибавляем в сторону противоположную ходу часовой стрелки. Вот какая цепочка тональностей получится: Ре минор (1 бемоль) => Соль минор (2 бемоля) => До минор (3 бемоля) => Фа минор (4 бемоля) => Си-бемоль минор (5 бемолей) => Ми-бемоль минор (6 бемолей) => Ля-бемоль минор (7 бемолей).
Как видите, совсем не обязательно заучивать количество знаков в каждой тональности. Достаточно запомнить следующее:
Как считать квартами
Вы вправе задать вопрос, почему круг называется Кварто-квинтовым, ведь о квартах мы не сказали ни слова. Ответ очень простой, взгляните на изображение:
Интервал, где в основании лежит нота До, а вершиной является нота Соль – называется Квинтой.
Если поменять ноты местами — в основание положим ноту Соль, а его вершиной сделаем ноту До, то получится интервал, который называется квартой.
На клавишах пианино — это еще более наглядно:
Как вы уже поняли, звуки одни и те же (До и Соль), но от их местоположения относительно друг друга, меняется величина интервала. Отсюда следует, что перемещаться по кварто-квинтовому кругу можно не только квинтами, но и квартами. Бемольные тональности мы считали квинтами в левую сторону, а можем считать их квартами, но в правую сторону:
На изображении ниже, вы увидите тоники диезных и бемольных тональностей. Красным цветом отмечены диезные тональности — они расположены по квинтам. Синим цветом отмечены бемольные тональности, расположенные по квартам:
Тоже самое и с диезными тональностями – их можно считать квартами в левую сторону:
Я не рекомендую вам использовать оба метода если вы новичок. Выберите наиболее удобный и пользуйтесь им, иначе велика вероятность запутаться.
Родственные тональности
Как вы догадались из названия, тональности могут быть родственными. При чем среди них есть как близкие, так и далекие родственники. Чем больше у тональностей общего – тем они ближе.
Выделить какой-то универсальный способ определения родственных тональностей довольно трудно, потому что каждый композитор определяет, чувствует и обосновывает взаимосвязь тональностей по-своему. Тем не менее, большинство музыкантов чаще всего пользуются системой Римского-Корсакова, которая делит тональности на 3 степени родства. Ее мы и рассмотрим.
Первая степень родства
В первую степень родства включены тональности, у которых больше всего общего – трезвучий и ключевых знаков. Однако ключевые знаки не являются основным признаком родства, это скорее внешний признак, на который не стоит полагаться.
Первую степень родства составляют 6 тональностей:
А теперь подробнее об этом на примере тональностей До мажор и Ля минор. Начнем с мажора:
Теперь обратимся к минору. Принцип определения тональностей тот же:
Еще один способ определения ТПР
Для примера, как обычно, берем гамму без знаков альтерации – До мажор, и вспомним тональности, которые имеют первую степень родства к ней:
Возьмем их тоники и выстроим в ряд по принципу повышения ступеней:
А теперь вспомним как выглядит гамма До мажор:
Как видите, тоники тональностей первой степени родства лежат на ступенях гаммы исходной тональности. От каждой из этих нот, мы можем построить трезвучие (учитывая знаки альтерации или их отсутствие). Мы получим 6 трезвучий, которые также помогут определить первую степень родства. Тоника трезвучия обозначит название тональности, а окрас трезвучия (мажорный или минорный) обозначит лад тональности. В До мажоре получатся следующие трезвучия:
Вы уже заметили, что в тональностях До мажор и Ля минор, мы не использовали трезвучие от ноты Си. Это трезвучие уменьшенное и оно не имеет мажорной или минорной окраски. Соответственно, тональности Си мажор/Си минор также не используются.
Отсюда вытекает следующая закономерность:
Статья понравилась 22
Статья не понравилась 7
Вторая степень родства
Подробно рассматривать вторую и третью степень родства мы не будем, но коротко поясню что это такое.
В группе второй степени родства 12 тональностей. Их определяют следующим образом: для исходной тональности находят 6 тональностей первой степени, затем для каждой из них находят родственников первой степени. У 6 тональностей по 6 родственников, должно получиться 36 тональностей, но выделяют только 12 – тех, что появляются впервые — не повторяются.
Третья степень родства
Алгоритм поиска родственных тональностей един, поэтому вы могли догадаться, что тональности третьей степени родства, это тональности первой степени родства для тональностей 2-й степени родства. Короче говоря, все как в сетевом маркетинге.
Если вам интересно узнать об этом подробнее, читайте учебник гармонии авторами которого являются И. Дубовский, С. Евсеев, И. Способин.
Заключение:
Думаю, теперь вы согласны со мной – кварто-квинтовый круг – это самый быстрый способ вычислять знаки в тональностях.
Если у вас остались вопросы – пишите в комментариях, постараюсь ответить. Вступайте в группу вконтакте и подписывайтесь на мой youtube канал. До скорых встреч!
Кварто-квинтовый круг тональностей. Подробное руководство по построению и использованию круга тональности
Кварто-квинтовый круг тональностей. Общая информация
Кварто-квинтовый круг тональностей – это одна из базовых вещей, необходимая для понимания музыкальной теории и гармонии. Понимание принципа построения этого круга поможет существенно облегчить сочинение композиций для любого музыканта, а также поможет в импровизации и составлении аранжировок. В данной статье мы подробно расскажем о том, что такое кварто-квинтовый круг тональностей, как построить его самостоятельно и в дальнейшем использовать его.
Построение круга через интервалы
Шаг 1
Для начала начертите круг и разделите его на двенадцать сегментов, как будто это циферблат. На внешней стороне, на 12 часов напишите «До-мажор» или «C-maj».
Шаг 2
После этого от ноты C отсчитайте полную квинту – пять полных ступеней, или тонов. Вы должны прийти к ноте G. На циферблате на отметке 1 час напишите G-maj. Далее повторите тоже самое, вы должны прийти к ноте D. Двигайтесь строго по часовой стрелке.
Замкнуться круг должен на тональности F-maj. После нее вы снова вернетесь в C.
Таким образом, сейчас вы составили круг мажорных тональностей. Теперь то же самое надо сделать с минорными ключами.
Шаг 3
На внутренней стороне круга, так же на 12 часов, под До-мажором напишите Ля-минор. После этого точно так же от тоники Ля отсчитайте пять полных тонов. Вы придете к ноте Ми. Напишите ее на 1 час, под G-maj. Повторите то же самое, пока круг не замкнется тональностью D-min.
Кварто-квинтовый круг тональностей можно построить не только от квинты, но и от кварты. В этом случае вам потребуется двигаться против часовой стрелки, и отсчитывать не пять, а четыре полных тона. Кроме этого, вместо диезов вам потребуется писать бемоли.
Последнее, что стоит запомнить, это то, что при построении круга по часовой стрелке, мы как бы двигаемся вверх, а против – вниз по тонам.
Знаки альтерации внутри ключей
Кварто-квинтовый круг тональностей позволяет очень просто запомнить и просчитать, сколько диезов или бемолей содержит конкретная нужная нам тональность. Это можно очень просто запомнить, зафиксировав, сколько раз вы отсчитываете кварту или квинту, прежде чем дойдете до нужного ключа. Так, в До-мажоре все ноты полные, а в Соль-мажоре – знак альтерации только один. По аналогии с этим считается и Ля-минор, Ми-минор, и так далее.
Итак, мы знаем количество диезов или бемолей. Но как мы узнаем, какие это конкретно ноты? Тут нужно запомнить их порядок появления в каждом из ключей. Он выглядит так:
F C G D A E B – для подсчета диезов.
B E A D G C F — для подсчета бемолей.
То есть, в тональности Соль-мажор есть только одна неполная нота – F#. В Ре-мажоре – две, F# и C#, и так далее.
Здесь есть очень тонкий момент – это ноты E и B. Дело в том, что они не могут быть неполными – у них просто не существует диезов и бемолей. Поэтому подразумевается, что вместо этих нот вы будете играть F и C соответственно, однако на нотном письме знаки альтерации все равно прописываются, чтобы уточнить, в каком конкретно ключе вы находитесь.
Вернитесь к вашему кругу, который вы сделали. Теперь, двигаясь по часовой стрелке, расставьте количество диезов на каждом из ключей, до тех пор, пока вы не дойдете C#-maj, или A#-min. Если вы все сделали правильно, эти ключи имеют семь знаков альтерации.
Теперь начните двигаться против часовой стрелки, расставляя бемоли до тональности B-maj или G#-min. Они содержат в себе семь бемолей при ключе.
Обратите внимание на то, что приведенные выше пример C#-maj содержит в себе пять бемолей, и семь диезов – что выглядит довольно странно. Причина этого заключается в так называемой энгармонии, когда два одинаковых звука могут быть записаны по-разному. До-диез мажор на кругу тональностей выстроен во время движения по часовой стрелке – то есть, вверх по октаве. Если вы будете строить круг вниз – то есть, против часовой стрелки, то вместо До-диез мажора вы напишите Ре-бемоль мажор. Но ведь фактически это одна и та же тональность, с одними и теми же нотами, просто записаны они по-разному. Это и есть энгармония.
Еще один классический пример – упомянутый выше Си-диез, который, по факту, является тем же самым звуком До. Поэтому, принято, что при значительном увеличении числа диезов или бемолей при ключе, на запись идут энгармонические аналоги тональностей. Это пошло из академической музыкальной теории, и вы можете просто запомнить схему круга тональностей для своего удобства.
Круг мажорных тональностей
Ниже представлен готовый круг мажорных тональностей.
Круг минорных тональностей
В этом разделе представлен круг минорных ключей.
Как пользоваться кругом тональностей
Нахождение нужной тональности
Как уже было сказано выше, зная, сколько неполных нот содержится в партии, которую вы играете, можно очень быстро и точно определить тональность всей композиции. Точно так же вы можете определить ключ по тому, какие аккорды используются в песне. Сделать это можно таким образом.
Снова посмотрите на ваш круг. Вас интересует только внешняя сторона, с мажорными ключами. Выберите нужную вам тональность. Если вы запишите следующие за ней по часовой стрелке шесть нот, то получите натуральную гамму выбранной тональности. Однако нот шесть, нужна еще одна. А она – это первая нота до выбранной вами тональности. Таким образом, руководствуясь кварто-квинтовым кругом, в тональность До-мажор входят ноты:
Благодаря этой информации вы можете, зная аккорды композиции, определить тональность, в которой она играется.
Транспонирование тональности
Снова выберите тональность. Следующий и предыдущий ключ от нее – самые удачные для модуляции, поскольку имеют родственные друг другу аккорды. После этого просто сдвиньте трезвучия композиции на квинту вверх или кварту вниз, в зависимости от того, в какую сторону происходит модуляция. Если мы берем все тот же до-мажор, то ближайшие в нему ключи – Фа-мажор и Соль-мажор.
Параллельные тональности
Если вы все делали правильно, то по итогу у вас должен получиться круг минорных и мажорных тональностей, где на внешней стороне находится мажор, а на внутренней, под ними, минор. Тональности, которые находятся друг под другом параллельны друг другу, и имеют внутри себя одни и те же ноты, только в разной последовательности.
Заключение
Кварто-квинтовый круг тональностей – это хороший и удобный инструмент, которым должен овладеть каждый музыкант. С первого взгляда он может показаться сложным, однако вы сможете быстро ориентироваться в нем, как только разберетесь в его построении. Мы настоятельно рекомендуем освоить данный материал, поскольку без него у вас могут возникнуть сложности в импровизации и сочинении музыки.