Для чего нужен лавинный рюкзак
Для чего нужен лавинный рюкзак
Гражданский проспект, 118к1
Трасса Юкки 1 (Мега Парнас)
Будни с 10:00 до 22:00
Выходные с 09:00 до 23:00
Современный лавинный рюкзак – это предмет снаряжения, который работает не только в качестве средства транспортировки вещей, но и повышает шанс выжить при сходе снега.
Создание нового средства безопасности стало актуальным после случая с егерем Йозефом Хохенестером. Охотник дважды попадал в сходящий поток и оба раза выжил благодаря туше оленя, которого нес на себе. Большой объем тела животного позволял «всплывать» на поверхность вместо погребения.
Содержание:
Позже он экспериментировал с различными конструкциями, создающими объем, как баки и баллоны на рюкзаке. Передвижение по заснеженным горам с такой конструкцией было сложным делом, потому широкого распространения они не получили.
Осовремененный прототип появился в 1980, его создал лыжник из Германии – Петер Аушер, для чего приобрел патент на конструкцию
Конструктивно это был рюкзачок угловатой формы, внутри которого находился нейлоновый мешок, надуваемый при помощи баллона с азотом. Публике первая модель была продемонстрирована на выставке спустя 5 лет.
Матчасть
Новинка не вызвала особого ажиотажа, но постепенно потенциал был переоценен. На самом деле этот девайс является одним из немногих средств пассивной защиты при попадании в лавину, который продемонстрировал свою эффективность. Рост популярности привел к тому, что разнообразные компоновки и новинки хлынули на рынок, занимая нишу.
Выделяют несколько параметров для оценки систем:
Несмотря на это, вариант срабатывания всегда один – это заполнение мешка сжатым газом. Обычно срабатывает 1-2 подушки, которые имеют суммарный объем 150-180 литров. Смысл их в том, что райдер становится самым крупным объектом в лавине и естественным образом выталкивается на поверхность более мелкими крупинками и комками снега, которые стремятся вниз.
В рыхлом покрове метод очень эффективен, но ухудшается, если на пути потока оказывается препятствие, приводящее к сваливанию в большие плотные блоки
В качестве источника газа выступают:
В качестве наполнения может выступать:
У баллонов есть один существенный недостаток – это необходимость перезарядки и ограниченное количество пусков. Компрессор будет работать столько, сколько позволит запас батарей, а после пополнения от сети, снова окажется в строю. Кроме того, емкости под газ скрадывают свободное пространство сумки.
Наличие таких устройств в багаже может вызвать дополнительные трудности при провозе в самолете.
Кстати, у нас в пункте аренды горных лыж люди часто спрашивают данный девайс, так как без него фрирайд является опасным.
Недостаток электроники в массивности и большей массе, которую обеспечивают не только электрические компоненты, но и корпус для их защиты, батареи
Цена: около 60-70 тысяч рублей
Этот бренд идет первым в списке, так как это та самая марка, созданная немцем после покупки патента. Некоторое время сохраняла ведущие позиции на рынке этой продукции, так как была пионером.
Характеристики лавинных рюкзаков ABS:
По сути, бренд предлагает базовое оснащение, которое можно доукомплектовать необходимыми модулями по собственному желанию
Всего в ассортименте 2 варианта модулей, 2 типа баллонов. За счет молнии каждый компонент системы пристегивается к основе.
Плюсы:
Минусы:
Гибкость системы, возможность собирать оптимальный комплект для широкого спектра условий;
Заполнение только аргоном;
Защитные средства включают особую форму подушек, прикрывающих голову со стороны затылка у модели ABS P.Ride;
Стандартные стальные баллоны тяжелые. Можно заменить на углепластиковые, экономящие силы;
Имеется вариант с автоматической активацией подушки, которая происходит при помощи дистанционного пульта. Это повышает безопасность, если неопытный участник группы не успел запустить заполнение газом;
Mammut R.A.S. 3.0
Цена: около 50 000
Данная модель представляет собой наиболее легкий вариант из доступных, в сборе масса составляет всего 1010 г. Существенное снижение веса обеспечил баллон из карбона. Оборудование можно установить на любой совместимый рюкзак или приобрести уже в комплекте с багажной емкостью.
Предлагается также в форме жилета со встроенными системами безопасности. Преимущество такой формы в большем комфорте, который выигрывает в случае катания на снегоходах или экстремальных режимов езды.
Совместимость с рюкзаками: не подойдет для моделей Mammut R.A.S. 2.0 сезонов 2011-2016
Плюсы:
Минусы:
Максимальная компактность и легкость. Приятным бонусом является дополнительное пространство, которое остается после установки комплекта в сумку;
Интегрированные средства защиты головы и шеи обладают ограниченным функционалом. Существуют аналоги с более полной защитой, которые создают вокруг райдера своеобразный буфер, полностью прикрывающий голову и шею. Нет отдельных баллонов в лямках.
Сравнительно доступная заправка, которая обойдется от 7 тысяч рублей в среднем. При необходимости допускается эксплуатация одноразовых емкостей с газом;
Alpride
Цена: около 65-70 тысяч рублей
«Альпрайд» является детищем швейцарского бренда.
Часто системами комплектуются рюкзаки:
В качестве мешка установлена 150-литровая подушка, заполнение происходит за счет пары баллонов
В одном находится углекислый газ, во втором – аргон. Для повышения производительности используется принцип Вентури, при котором объем заполняется в том числе за счет атмосферного воздуха. Спуск механический, пиропатроны и электроника не предусмотрены.
Плюсы:
Минусы:
Емкости сделаны по технологии систем для профессиональных спасжилетов. За счет этого достигается высокая надежность всего оснащения;
Картриджи с газами не заправляются. По стоимости полной замены обходятся дороже заполнения многоразовых баллонов;
Оборудование имеет сертификат IATA, что призвано упростить ограничения на перевозку авиакомпаниями;
На данный момент ассортимент сократился до выпуска одной облегченной версии Alpride 2.0. Это позволило добиться снижения массы до 1090 грамм;
Экономия веса. Средний рюкзак, объемом в 26 литров, укомплектованный подушкой, будет весить около 2,7 кг.
JetForce
Цена: от 90-95 тысяч рублей
Новинка известного бренда, основанная на заполнении атмосферным воздухом компрессором. Интегрирована подушка большого объема (200 литров), которая обеспечивает эффективное всплытие в снежном потоке.
При активации насос поддерживает давление в подушке около 3 минут. Этого времени хватает на остановку в большинстве случаев. Снег уплотняется, но газ выпускается из баллона, что освобождает дополнительное место для движения и дыхания райдера.
Небольшая глубина захоронения существенно повышает шанс выжить и скорость спасения
Высокая автономность обеспечивается аккумулятором большой емкости. После 5 часовой прогулки на 15-градусном морозе лавинный рюкзак удавалось запустить 3 раза с отработкой полного цикла.
Плюсы:
Минусы:
Низкая стоимость обслуживания. Закупать газ и заправлять картриджи не нужно, батареи обладают большим циклом заряд/разряд (до 3-5 тысяч). Расходуется только электричество на зарядку аккумулятора;
Довольно громоздкая из-за батареи и компрессора. Рюкзак, объемом 38 литров, оснащенный данным комплектом, имеет массу в 3,4 кг;
Сравнительно высокая скорость активации, на накачку подушек уходит 2,5-3 секунды;
Зависимость эффективности работы батарей от окружающих условий. Низкая температура может сократить количество пусков в дальнем походе;
Интегрирована защита головы и шеи;
Низкое давление компрессора. Из-за этой особенности подушка не надувается, если клапан зажат. Например, упав на клапан на склоне, его, фактически, блокируешь. Производитель рекомендует запускать систему заранее в опасной ситуации, не дожидаясь падения в снег. Все это может оказаться малоэффективным для райдера без большого опыта или в случае потери самообладания.
Ortovox Avabag
Цена: от 50 тысяч
Немецкий бренд производит профессиональное лавинное и зимнее снаряжение. Подушка стала новинкой 16-17 годов, когда была продемонстрирована на ISPO. Основная ставка разработчика сделана на компактность и снижение массы, что позволило «уместиться» в 690-граммовый рубеж. За счет компактности можно использовать даже в маленьких рюкзаках, сохраняя приличное свободное пространство.
Для раскрытия применяется подушка объемом 150 литров. Для повышения эффективности спасения, отличается увеличенной площадью поверхности и сравнительно небольшой толщиной
Наполнение газом осуществляется за счет заправляемого баллона с азотом. Повторное использование возможно после посещения сервисного центра, где за 12-15 тысяч рублей проведут обслуживание системы.
Плюсы:
Минусы:
Легкая, в сочетании с рюкзаком на 22 литра, весит 2,4 кг. При необходимости можно использовать любые совместимые сумки. Приобрести можно не только в комплекте, но и только подушку с баллонами отдельно;
Обслуживание системы осуществляется только в сертифицированном центре, которых не так много. Фактически, вдали от столицы можно оказаться с качественной, но одноразовой лавинной системой на руках;
Интегрированы защитные приспособления для шеи и головы, в том числе обеспечивается за счет формы самой заполняемой емкости;
Механизм активации требует отработки движений вне склонов и на безопасных склонах. При непредвиденном падении, когда райдер оказывается в потоке и не может запустить ключ, система может оказаться бесполезной.
Конструкция спускового механизма позволяет натренироваться без расходования газа. Имеется специальный ключ для активации, который можно опробовать без присоединенного баллона. Согласно заявлениям производителя, механизм рассчитан на 100 тренировочных запусков или 20 рабочих (по гарантии);
Статьи
Лавинные рюкзаки. Часть первая
Благодаря стараниями сообщества бипер, щуп и лопата перестали казаться снаряжением инопланетян. И посещать лавинные курсы перед сезоном стало правилом хорошего тона. Это как никогда радостно. Теперь поговорим о лавинных рюкзаках и всем что с этим связанно.
Давайте сразу определимся с термином “лавинный рюкзак” в этой статье. Мы подразумеваем любой рюкзак предназначенный для катания, походов или путешествий в лавиннопасной местности. Такой рюкзак должен учитывать особенности местности и вида деятельности, для которого он предназначен и обязательно иметь возможность быстрого доступа к лавинному снаряжения, а зачастую иметь встроенное лавинное снаряжение (например, система Black Diamond Avalun). То есть по сути любой рюкзак для внетрассового катания, сейчас, это лавинный рюкзак, потому что практически в любом рюкзаке есть место под щуп и карман под лопату. В принципе да, но с оговорками. Иногда это чисто номинальное место (например как в рюкзаках Dakine), не определяющее и не функциональное, а просто ради того чтобы было. В рюкзаках же которые мы рассмотрим, все совсем наоборот. Тут содержание определяет суть, а цвета и формы вторичны. Оговорюсь сразу, что ограничиваемся мы выбором российского рынка.
1. Лавинные рюкзаки с пассивной защитой.
Рюкзак Arva c мотозащитой спины.
2. Лавинные рюкзаки с активной защитой.
Принципиальная схема работы лавинного рюкзака с надувными подушками
В то время как совершенно незаметно появился целый класс снаряжения для активной защиты в лавине. Про эти рюкзаки основная беседа. Началось все в 1980-ых с изобретения Петром Аушером (позже получившим патент и основавшим ABS) в Германии первых прототипов надувных лавинных баллонов. Их суть проста – они помогают создать дополнительный объем плавучести в лавине, что существенно повышает шансы остаться на поверхности лавины и получить меньше травм. Говорят, что раньше подобными системами пользовались лесничии в Альпах. С той лишь разницей что они выходили на лавиноопасные склоны с уже надутыми емкостями или жесткими баллонами. Первые модели спасательных систем ABS с помощью обычных строп пристегивались к рюкзакам. Что интересно, в основном туристическим рюкзакам. То есть о фрирайдерах никто и не думал. В 1995 появляется первый рюкзак с встроенной ABS системой. Баллон был один, что приводило к более долгому надуванию системы и некоторым другим неудобствам. Поэтому уже на следующий год появляется версия с двумя баллонами по бокам рюкзака (общим объемом 150 литров). Изначально АБС рассматривалась как дополнительная система, пристегиваемая к любому рюкзаку. Самому рюкзаку в такой системе не уделялось большое внимание. По настоящему удобные рюкзаки появились в начале 2000-ых. Именно тогда, на первое место стала функциональность противолавинных рюкзаков. Именно с этого момента лавинные рюкзаки с активной защитой стали быстро развиваться. Стоит чуть подробней рассказать о деталях.
В рюкзаках ABS, применяется следующие элементы.
1- две независимые подушки безопасности, располагающиеся с боков рюкзака. Объем каждой подушки безопасности 85 литров.
2 – одноразовый баллон с безопасным газом. Каким не уточняется.
Катридж (баллон) может быть как стальной с рабочим давлением 300 bar так и карбоновый с давлением 340 bar. Второй существенно легче, но и дороже. Катридж может быть перезаправлен только авторизованным центром ABS (в России таких нет).
3 – Пирсинг блок, боек редуктора, прокалывающий прокладку в баллоне и приводимый в действие одноразовой пиротехнической ручкой.
4 – Магистрали идущие от редуктора к подушкам.
5 – Клапан наполнения и клапан стравлевания давления в подушках безопасности. Устройство стоит на каждой из подушек и независимы друг от друга.
6 – Плата крепления ручки активации. Обычно располагается на левой лямке, но есть возможность перевесить на правую.
7 – Ручка активации. Содержит в себе одноразовый пиропатрон. После активации должна быть возвращена дилеру для перезаправки.
8 – Механизм регулировки высоты расположения ручки активации.
9 – Ножной ремешок. Лямка пропускаемая между ног. Предотвращает сдергивание рюкзака через голову при попадании и активации в лавине.
10 – Металическая пряжка крепления поясного ремня.
Для того, чтобы активировать рюкзак, нужно дернуть ручку, сработает пиропатрон, который приведет в действие боек-иглу в редукторе. Игла пробьет прокладку и пустит сжатый воздух по магистралям к подушкам. Соответственно ручку и баллон нужно сдать дилерам для замены-перезаправки.
Замечу, что на момент написания статьи вышла новая модификация ручек. Главное её отличие – дистанционное открытие по радиоканалу. О них я намеренно не стал рассказывать, потому что пока нет понимания всех нюансов.
рюкзак Snowpulse Highmark 22 с системой LifeBag
Как хорошо видно на фотографии рюкзаки Snowpulse используют другую схему построения.
1. Спасательная подушка одна и правильней её называть спасательным жилетом так как надувается она вокруг шейного отдела позвоночника и головы.
LifeBag в открытом состоянии
В сложенном состоянии подушка находиться не в рюкзаке а в специальных карманах, вмонтированных в лямки рюкзака, т.е. под нее задействован меньший объем рюкзака. Карманы застегнуты молнией, которая в случае активации размыкается. После активации подушку можно сдуть и доехать до безопасного места. Укладка подушки в карманы происходит по определенной схеме, о которой стоит рассказать в отдельной заметке.
Рюкзак SnowPulse ProRider в сложенном состоянии
2. Баллон со сжатым воздухом. В зависимости от региона продаж и комплектации их может быть несколько типов.
Сразу же оговорюсь что до 2011 модельного года рюкзаки Snowpulse использовали другой механизм запуска и активации. Баллоны выпущенные до 2011 года полностью несовместимы с более поздними. они имеют отличное строение редуктора и пускового механизма. Поэтому если вам предложат взять напрокат баллон на месте, уточните какого он года выпуска.
Фото1. Все типы баллонов для рюкзаков Snowpuls. Слева направо. 1- одноразовый баллон нового стандарта 300 bar. 2- многоразовый баллон нового стандарта 300 bar, 0,25L. 3- многоразовый баллон нового стандарта для США и Канады 3000 psi (около 210 bar), 0,36L, алюминий. 4- баллон старого стандарта (для рюкзаков до 2011 года выпуска) для Европы.
— Многоразовый стальной баллон с рабочим давлением 300 Bar Объем 0,25L. Из-за различия в стандартах авиа перевозки баллонов со сжатыми негорючими и безопасными газами на территории Северной Америки и Европы, рюкзаки могут комплектоваться различными баллонами в Европе и Америке. В Европе баллоны выглядят как номер 2 на фото выше. Небольшие стальные баллоны с сферическим дном и рабочим давлением 300 атмосфер. Европа – сталь, 0,25L, 300 bar.
Новый стандарт баллона 2011 г.в. В центре отверстие для прокола бойком.
— Многоразовый алюминиевый баллон объемом 0,35L, рабочим давлением 207 bar ( или 3000 psi) и плоским дном (третий слева на фото 1). Разрешен к перевозке на территории США и Канады.
— Одноразовый стальной баллон(первый слева на фото1), перезаправляемый только заводским способом (нет возможности в России). 0,25L, 300 bar, сферическое дно.
Многоразовый баллон старого образца. При перезарядке требует смены прокладки на толкателе клапана.
Заправка многоразовых баллонов.
3. Ручка активации. В отличии от ABS у SnowPulse ручка механическая и многоразовая. Усилие для активации 6-10 кг. Взводится специальным инструментом прилагающимся к каждому рюкзаку Snowpulse. C 2011года ручка так же изменилась, стала жесткой. До этого была мягкой. В самом начале выпуска рюкзаков 2011 модельного года новая ручка подверглась длительным тестам в результате выявленной неисправности была заменена. В Россию рюкзаки пришли уже с исправленной ручкой. В сложенном состоянии также убирается в левую лямку рюкзака.
Новый тип жесткой ручки, стал устанавливаться с 2011 года.
Механизм активации Snowpulse. В центре виден боек для прокола.
4. Ножной ремень. Предотвращает стаскивание рюкзака через голову в лавине.
5. Поясной ремень с металлической пряжкой.
6. Механизм активации. После срабатывания и прокола прокладки взводится с помощью дополнительного инструмента – ключа. Прилагаемого каждому рюкзаку.
Ключ для взвода ручки и бойка рюкзака Snowpulse.
Так как рынок лавинных рюкзаков относительно новый (несмотря на то что самому изобретению более 30 лет), каждый год появляются новые производители, модели и решения. Разгораются горячие споры применения тех или иных решений в конструкциях. Об этих и и других вопросах во второй части статьи о лавинных рюкзаках. Продолжение следует.
Для чего нужен лавинный рюкзак
Как уже говорили, суть рюкзака в том, что в момент опасности райдер активизирует систему и подушка безопасности наполняется воздухом обеспечивая безопасность райдеру. Это есть основной принцип работы всех рюкзаков. Далее все варианты лежат только в области принципа получения воздуха для заполнения подушки. Есть основные три варианта: одноразовые баллоны с жатым воздухом, перезаряжаемые баллоны, помпы. Давайте разберем плюсы и минусы каждого варианта.
Одноразовые баллоны очень надежны, имеют меньший вес и объем и стоят изначально дешевле. Но, они одноразовые и после каждого использования меняются целиком. И при цене в 100 Евро, а именно столько они примерно и стоят, экономия при покупке пропадает после первого же использования. Но, если для вас лавинная опасность скорее редкость и вы покупаете такой рюкзак скорее для перестраховки, то именно такой вариант для вас может быть оптимальным. Баллон не травит давление и может лежать без дела достаточно долго и не потерять работоспособность.
Не сложно догадаться, что перезаряжаемый баллон удобен для тех, кто хлопает их как семечки. Такие баллоны могут травить давление и требуют к себе внимания. На них есть редукторы и манометры и все это может выходит из строя, но есть возможность недорого перезарядить. Но, надо понимать, что перезарядка это не так же просто как надуть воздушный шар. Давление в баллоне намного больше чем дает обычный компрессор и идея с заправкой на шиномонтаже должна умереть сразу. Так же в конструкции есть одноразовые элементы которые при заправке нужно менять и лучше делать это с пониманием вопроса. Скорее всего придется посещать специальный сервис и делать это там и перезарядка будет стоить денег. Но, в любом случае, стоимость перезарядки будет существенно меньше чем стоимость одноразового баллона. Такие системы оптимальны для людей которые достаточно часто попадают в ситуации в которых использование баллона возможно: профессиональные райдеры, гиды, спасатели, инструктора.
Помповые рюкзаки это рюкзаки с миникомпрессором. То есть, райдер дергает ручку приведения системы в рабочее состояние, включается помпа которая наполняет воздухом подушку. Понятно, что в таком варианте все очень многоразовое. Стоимость хлопка подушкой ровно ноль. Сложил ее в рюкзак и все. Но. Естественно есть свои существенные но. Во-первых, система совсем новая и совсем тестовая. Во-вторых, достаточно много элементов за которыми надо следить: аккумулятор, механика помпы. А как известно, чем больше узлов, тем меньше надежность. Если воздухозаборник на момент активации системы уже забьется снегом, то подушки не будет. То есть, система пока «сыровата» и, в случае если активная система безопасности для вас реально важна и необходимо, скорее всего это не ваш вариант. Пока, это скорее понтовая и модная штука для тех кому важнее демонстрация причастия к фрирайду, а не сам фрирайд.
Далее, внутри каждой системы есть свои вариации исполнения, но это уже отдельные темы которые мы будем разбирать дальше.