Для чего нужен лейбл

Зачем нужны лейблы и как они работают с артистами?

Лейбл- звукозаписывающая компания, занимающаяся заключением контрактов с исполнителями и их продвижением, а также записью и распространением музыки.

В каждом лейбле имеется отдел, занимающимся поиском новых исполнителей- A&R-отдел («Artist and Repertoire»- артист и репертуар). Раньше музыканты отправляли свои записи на кассетах и дисках, что сейчас потеряло свою актуальность из-за слишком большого количества носителей. Колоссально снизилась вероятность того, что работник вообще найдёт вашу флешку или диск. Куда чаще сотрудники прослушивают записи, попавшие к ним в руки через доверенных лиц.

Только после того, как сотрудник A&R-отдела проявит интерес к исполнителю и убедит руководство в необходимости подписать с ним контракт, лейбл подключает к работе все остальные отделы. Подписание контракта запускает процесс внедрения в музыкальную индустрию и активирует все остальные отделы компании. Далее следует запись альбома. Руководитель A&R службы находит продюсера, вместе с которым разрабатывает концепцию альбома и выбирает песни для пластинки. Лейбл выделяет группе бюджет, из которого оплачивается работа студийных инженеров, звукорежиссеров, сессионных музыкантов, а также аренда самой студии звукозаписи. В свою очередь представитель A&R-отдела планирует расписание записи. Также лейбл выделяет бюджет на рекламу, оформление альбома, публикации и освещение в СМИ. A&R-специалист совместно с отделом маркетинга, продаж и связей с общественностью планируют дату выхода альбома.

Отдел развития исполнителей бронирует концертные площадки и составляет расписание выступлений. Вместе с этим готовится промо-тур, в рамках которого запланированы появления музыкантов на теле- и радиоэфирах. Масштабы подготовки и частота появления музыкантов в эфирах и СМИ зависят исключительно от бюджета.

Все отделы работают, как единый механизм, направленный на то, чтобы будущий альбом разошелся максимально возможным тиражом. Продажи напрямую зависят от того, насколько слаженно и качественно сработают все участники процесса: от самих музыкантов до радиостанций и музыкальных магазинов.

Лейблы живут за счет распространения музыки: чем больше количество каналов распространения, тем больше прибыль. Радиостанции и стриминговые сервисы существуют за счет рекламы. Чтобы продавать рекламное время, площадки нуждаются в слушателях. Постоянные и новые слушатели не будут появляться без проигрывания новой музыки. Без радиостанций и стриминговых площадок слушатели не узнают о новых релизах и исполнителях. А без этого не получится продавать альбомы. Когда звукозаписывающая компания выпускает альбом, она покупает эфирное время на радио. Покупка эфира гарантирует определенное количество трансляций песен с выпускаемой пластинки. Для того, чтобы альбом продавался и приносил прибыль, лейблу важно, чтобы песни транслировались как можно чаще.

Источник

Зачем нужны лейблы?

Алексей Козин — глава компании Navigator Records, выпускающей альбомы «Сплина», «ДДТ» и «Мумий Тролля», — о том, в чем сейчас заблуждаются рекорд-компании и музыканты

Компания Navigator Records, существующая с 2006 года, работает как с топовыми российскими артистами — «ДДТ», «Сплином», «Зверями», Гариком Сукачевым, «Мумий Троллем» и Земфирой, — так и с молодыми и даже проводит фестиваль для начинающих «Навигация». Глава лейбла Алексей Козин провел по инициативе COLTA.RU ликбез о том, как за последнее время изменилась модель отношений между артистами и лейблами, и заодно рассказал, в чем сегодня главная проблема рекорд-бизнеса, почему на Украине производят больше качественной музыки и что хорошего в группе «АнимациЯ».

— Какой миф о рекорд-индустрии тебе доводилось чаще всего слышать от нынешних музыкантов?

— Новое поколение музыкантов не так глупо, как предыдущее. Они умнее, самостоятельнее и каким-то инструментарием, связанным с продакшеном и маркетингом, порой владеют даже лучше, чем представители индустрии. Скажем, сейчас если группа происходит из Москвы, Питера или культурного центра, где есть хоть какая-то инфраструктура, то они уже находятся в тусовке, уже имеют представление о том, как работают клубы, какую промо-кампанию можно сделать под концерт, уже имеют опыт самостоятельного издания альбомов или студийной работы.

15 лет назад основное заблуждение касательно рекорд-индустрии звучало так: берется группа с улицы, подписывается на контракт — и дальше с ней происходит все сразу и быстро, поэтому все мечтали о контракте. Сегодня о контракте никто не мечтает. Сейчас молодые музыканты считают: «Эти рекорд-компании мне на фиг не нужны». И тоже заблуждаются.

— Так для чего им нужна рекорд-компания?

— Вот это ключевой вопрос: для чего? Например, для того чтобы играть по клубам, окучивать то сообщество поклонников, которое уже есть, вариться в собственном соку — для этого лейбл действительно не нужен. Сейчас про это уже мало кто вспомнит, но первым российским артистом, который начал все полностью делать сам, была Ольга Арефьева и ее группа «Регги-Ковчег». Они сами пластинки печатали еще 15 лет назад, продавали их только на концерте и отказались от контракта с «Райс Лис’С», тогдашним мейджором. Тогда это был действительно поступок, потому что в то время ролик невозможно было снять на фотокамеру, это стоило десятки тысяч долларов, а контракт с «Райсом» был гарантией того, что твой клип и песни будут эфириться как «Агата Кристи». Так что самостоятельность не молодые придумали.

Самое главное для музыки сейчас — это радио.

— То есть рекорд-компания нужна, чтобы стать звездой?

— Нет, звездой можно и без рекорд-компании стать. Раньше лейбл был безусловными воротами в некий мир, в который никак по-другому не зайдешь. Ты не мог без рекорд-компании прийти на Западе в нормальную студию не только потому, что это стоило серьезных денег, но и потому, что хорошие студии всегда в качестве клиента выбирали скорее лейбл. Это было своего рода гарантией, что работа не будет сделана в стол, что она будет издана, «заэфирена». Если у тебя не было гарантии, контракта, то у тебя практически не было шанса звучать на радио и ТВ. Но у нас в России этого мира по-настоящему никогда не было. В эпоху физического носителя рекорд-компании были в первую очередь возможностью оказаться с альбомом на прилавке (музыкальная дистрибуция), а также возможностью получить эфиры и поддержку медиа. Сейчас все стало еще проще — дистрибуция еле дышит, телика почти не осталось, клипы живут в YouTube, которым никто не управляет: хочешь — пожалуйста, делай канал, размещай, делай страничку в социальной сети, выкладывай записи. Музыку мало кто покупает, все качают бесплатно, но традиционные медиа по-прежнему остаются консервативными. Самое главное для музыки сейчас — это радио. Если ты без лейбла, независим, то дорога в радиоэфир практически заказана.

— Почему?

— Потому что редактора или программного директора, который отбирает песни для радиоэфира, в большей степени интересует помимо самой песни, что будет происходить с артистом дальше, будет ли он расти или не будет, если песня выстрелит. Редактор станции рискует эфиром, а лейбл дает ему гарантию того, что артист будет продолжать развиваться и будет продолжаться работа с другими медиа, в первую очередь с радиостанциями-конкурентами. Если, конечно, это не случай безусловного хита, но за год таких песен бывает не больше десятка (как русских, так и западных). Вот ты — журналист, тебе дают две песни на промо — одна от группы с улицы, другая от группы, которая заходит через знакомых; какую ты послушаешь первой?

— Вероятно, от знакомых.

— Вот! Задача лейбла — быть такими знакомыми для индустрии. Дальше о преимуществах рекорд-компании: во-первых, как я уже говорил, ей проще работать с медиа, в первую очередь с радиостанциями, так как в эфире крутят преимущественно старые песни, а бэк-каталоги принадлежат лейблам. Во-вторых, компании проще работать с промоутерами и клубами в ситуации старта запуска проекта — это очень важно. Получить дату от хорошей площадки молодому артисту не так уж и просто. В-третьих, это касается дистрибуции (традиционные музыкальные магазины) и digital-маркетинга. Одно дело — просто разместить свои записи на iTunes, а другое — получить топовые позиции на витринах и баннеры. К сожалению, эта роскошь доступна только для компаний-партнеров iTunes, Google Play и сотовых компаний. При всей своей видимой демократичности и открытости крупнейшие музыкальные сервисы не работают напрямую с артистами.

Несмотря на все преимущества, которые остаются у лейблов, мы отдаем себе отчет, что время изменилось, рекорд-компания не может позволить себе быть главной. Сегодня главный — артист. Но, к сожалению, не все наши коллеги из рекорд-компаний это понимают.

— Еще не все?

— Да. Потому что раньше слушателям за музыку приходилось платить в любом случае, пиратам или лицензиатам — не важно, а сейчас какой смысл идти в музыкальный магазин за диском — все можно скачать в интернете. Это рекорд-компания должна уговаривать слушателя: давай ты купишь легально, давай за это заплатишь хотя бы чуть-чуть. Поэтому сейчас и компания, и артист должны четко понимать, какие задачи перед ними стоят и может ли у них быть совместное движение вперед. Принимать решение, когда к записанному материалу относиться как к промо-инструменту, а когда начинать зарабатывать. Время требует большей гибкости и профессионализма.

Есть примеры артистов, которые самостоятельно решают вопросы, связанные с творческим администрированием, с менеджментом. Они в состоянии сделать большое шоу самостоятельно, выпустить и записать пластинку на высоком уровне, но при этом продолжают сотрудничать с рекорд-компаниями. Их не так много — «Мумий Тролль», «Океан Эльзы», «ДДТ»; они, скорее, исключения из правил. Каждая из этих групп имеет опыт самостоятельной издательской деятельности, и после этого опыта они вернулись к сотрудничеству с рекорд-компаниями.

— К примеру, «Мумий Тролль» выпустил последний альбом «SOS Матросу» вместе с «Навигатором». Что они получили?

— Во-первых, само издание и его дистрибуцию — это сложное, уникальное исполнение, там было достаточно работы с упаковкой. Это миф, что люди перестали покупать музыку на дисках. На нас также была часть работы, связанная с медиа.

— Новая пластинка группы «Мумий Тролль» вызывает интерес медиа по умолчанию.

— Но ты ее можешь вовремя или не вовремя доставить в магазин. Ты можешь ее плохо или хорошо напечатать. Радиостанции ее могут не заметить и не включить песню в эфир. У тебя может быть удачная или неудачная промо-кампания. Например, могу сказать, что сингл с «SOS Матросу» звучал в эфире «Русского радио», да и вообще альбом поддерживало «Русское радио». А это радиостанция номер один в России. Все плюются в сторону «Русского радио», но я при этом не знаю ни одного артиста, который бы отказался от ротации на этой станции.

Проблема в том, что сегодня лейблы практически ничего не вкладывают в музыку.

— Требуются ли дополнительные усилия или материальные вложения, чтобы какая-либо новая песня попала в эфир радиостанции?

— Требуются переговоры. Станции не очень охотно берут в эфир новый материал. Зачем им новая песня, когда работают старые: проверенные, оттестированные? Тем не менее рекорд-компании сокращают артисту прежде всего каналы коммуникации: есть разница — будешь ли ты добиваться внимания медиа год или получишь его за неделю. У состоявшихся артистов, кстати, не возникает вопроса, зачем нужна рекорд-компания, хотя они как раз могли бы все делать сами. В любом случае рекорд-компания — это агент артиста, она может действовать только в рамках тех полномочий, которые ей дает артист.

— Среди молодых музыкантов распространен миф про кабальные контракты. Мол, их подписывают как в рабство — забирают права на все: на пять альбомов вперед, концерты, музыку в рекламе и кино. А в ответ ничего не гарантируют и, если что, говорят: ты сам виноват — песни у тебя плохие.

— Контракт — это живая материя. Самое главное в нем то, что рано или поздно он заканчивается. Люди не смогут работать вместе, если они не будут понимать друг друга и не будут хотеть работать друг с другом. Если артист и лейбл что-то делают совместно, у одного и другого есть представление, успешно ли это, дает ли это, в конце концов, ему экономическую выгоду.

На мой взгляд, проблема в том, что сегодня лейблы практически ничего не вкладывают в музыку — в студийную запись, в съемки видео. Им подчас не с чего вкладывать. Раньше лицензирование прав и продажи дисков давали серьезные заработки. Например, «Звери» отбили студийную запись и съемки нескольких видео с релиза первого альбома. Концерты еще не начались, а заработанных денег уже хватило на то, чтобы открыть инвестирование в запись второй пластинки. Сейчас другая ситуация: продажа музыки на физических носителях сократилась глобально, лицензирование прав тоже не дает особого дохода. То, что музыка в рекламе дает стабильный доход, — это тоже миф. «Навигатор» имеет не так много рекламных контрактов. Студийные расходы между тем не стали меньше, сегодня запись стоит столько же, сколько стоила несколько лет назад. Необходимо, чтобы рекорд-компании начали снова вкладываться в музыку хоть немного. Вот в кино — пожалуйста, есть вложения — есть движение, хотя 90 процентов продукта — шлак, который нельзя смотреть. На Украине гораздо больше музыки производят, потому что на вложенный рубль можно в три раза больше произвести, чем здесь. Там все гораздо дешевле, притом ты получаешь качество. Думаю, что в нашей поп-индустрии процентов пятьдесят материала, если не больше, произведено на Украине. Многие лейблы у нас просто отвыкли работать.

Мы можем подписать артиста не только из-за его песен, аргументом может быть и клевый звукорежиссер, который работает с артистом.

— Может ли молодой артист, который завтра придет в «Навигатор», рассчитывать на то, что вы вложите в него деньги?

— Если понравится материал, то да. По большому счету разницы нет, что это — деньги или работа, но это не значит, что мы вкладываемся во всех.

— Индивидуальный подход?

— Да, и это решение принимает компания. Какому-то артисту может быть нужна только студия, а дальше он и его менеджмент сделают все сами. Сейчас нет готовых решений как в отношении менеджмента, так и в отношении продакшена. Нет устоявшихся схем: звукорежиссер в определенной студии, клип снимает определенный режиссер. Сейчас акцент в промо-кампании может быть на медиа, может быть на интернете. Мы можем подписать артиста не только из-за его песен, аргументом может быть и клевый звукорежиссер, который работает с артистом. Аргументом может быть и хороший менеджер, занимающийся артистом и дожимающий какие-то вещи, которые компания не может сделать в силу того, что она большая и в чем-то неповоротливая.

— Тем не менее базисный договор существует?

Сейчас молодые музыканты считают: «Эти рекорд-компании мне на фиг не нужны». И тоже заблуждаются.

Самый тяжелый и ответственный момент в работе с артистом — это момент старта: пока ищется песня, пока находится звучание, пока определяется стратегия.

— Давай поговорим на конкретных примерах в каталоге «Навигатора»: вот, скажем, группа «АнимациЯ» — из новых, которые чего-то добились.

— Они заявились очень крепко.

— С чем это связано? Что у них хорошо?

— У них есть большая песня — это «Родина». К ним можно по-разному относиться. Жанр, в котором они работают, — русский рок — это жанр, понятный определенной и немаленькой аудитории. Основным рупором этой аудитории является «Наше радио». Критики не любят русский рок, как правило.

«Родину» поют даже на Украине: кавер-версия юмористической программы «95-й квартал»

— На мой взгляд, в группе «АнимациЯ» собраны все худшие клише русского рока.

— Если говорить о жанре, то русский рок с точки зрения критика — это вообще собрание одних штампов, далеко не самых впечатляющих. По-настоящему выдающиеся имена в этом жанре были лет 10—15 назад, как и лучшие альбомы. Но тем не менее есть популярный жанр, есть радиостанция. «Родина» — едва ли не самый заметный трек из того, что было в эфире «Нашего радио» за год.

— «Наше радио» с охотой взяло эту песню?

— Да, и это не было заслугой «Навигатора». Мы их для себя отметили уже из радиоэфира. Почему «АнимациЯ»? Потому что это понятный жанр, понятно, как с ним работать и с точки зрения концертов, и с точки зрения аудитории, и с точки зрения медиа. У нас с «Анимацией» в том числе и концертный контракт.

— У тебя нет ощущения, что русский рок замкнулся на своей аудитории?

— Он, может, и замкнулся, но жанр это не отменяет. У русского рока все еще внушительная аудитория. Его нельзя отменить, как нельзя отменить тот же русский шансон. Выросло новое поколение, которому нужны новые звезды, значит, они будут появляться.

— Ты считаешь, что у «Анимации» есть потенциал стать новым «Пилотом»?

— Думаю, что у них потенциал больше, потому что всегда показателем является материал. Делает ли музыкант с каждой песней шаг вперед или он повторяется. То, как сейчас работает «АнимациЯ», вызывает уважение. Мне есть с чем сравнивать, потому что я работал с «Пилотом» как издатель. Если у артиста берут новую песню для следующего эфира — это хорошо. Если у тебя таких песен на пластинке не одна, а несколько — это отлично. Если у тебя по одному месяцу концертный график — 2 города, по другому — 5, а по следующему — 7, это хорошо. Это показатели того, что есть точки роста. Задача компании — правильно нащупать эти точки и правильно это реализовать.

— А в группу «Моя Мишель» ты веришь?

— Да. Я считаю, что Таня Ткачук (вокалистка группы. — Ред.) — очень интересная девушка. У группы достаточно крепкий с исполнительской и музыкальной точки зрения коллектив, они делают интересные, необычные песни.

«Моя Мишель» — «Диджеи»

— У тебя прозвучала важная мысль, что в сотрудничестве артиста и лейбла главное — совпадение интересов.

— Да, без этого просто не получится работать. Если сегодня не все получается, то это не значит, что не получится завтра. Если работать по-настоящему, то всегда можно добиться результата.

— Какая у тебя модель идеальной группы для лейбла «Навигатор»? Можешь описать группу, за которую ты сразу схватишься?

— Группа мечты — это когда воодушевляет все: музыка, артист, его менеджмент. Иногда чего-то больше: артиста больше, чем материала, или наоборот. Но, по большому счету, работает или не работает, определяет именно материал, песни. Готовых артистов среди молодых не бывает, всегда нужно работать. Даже с материалом от суперзвезд тоже нужно. Меня радует тот факт, что сегодня я вижу очень много талантливых ребят, которые вгрызаются в музыку, трудятся над аранжировками, всеми силами пытаются заявить о себе, поэтому новые имена будут появляться.

Источник

Как создать свой лейбл?

Для чего нужен лейбл. Смотреть фото Для чего нужен лейбл. Смотреть картинку Для чего нужен лейбл. Картинка про Для чего нужен лейбл. Фото Для чего нужен лейбл

Вы страстно хотите заниматься музыкой, но у вас нет выдающихся музыкальных талантов? Или может быть вы музыкант, который хочет сам управлять своей карьерой?

Это можно реализовать с помощью собственного музыкального лейбла. Не стоит сразу же вешать ярлык и говорить, что это невозможно!

Я расскажу, что для этого нужно, а вы уже решайте, стоит ли ваше желание сделать себе имя в музыкальной сфере усилий по созданию своего record-лейбла.

Что такое лейбл?

Звукозаписывающие лейблы помогают создавать, записывать и распространять музыку. Они выбирают артистов, которых хотят представлять, подписывают с ними контракты и продвигают их всеми возможными способами в зависимости от выбранной схемы взаимодействия.

Для чего нужен лейбл. Смотреть фото Для чего нужен лейбл. Смотреть картинку Для чего нужен лейбл. Картинка про Для чего нужен лейбл. Фото Для чего нужен лейбл

Деньги получают за альбомы, которые продает исполнитель; за музыку, которую скачивают, а также за выступления и туры, стримминг, концерты, рекламные контракты и т.п. Большинство лейблов для своих артистов предоставляют все виды услуг: от записи и лицензирования до маркетинга и PR. Такие лейблы чаще всего работают по схеме 360 градусов.

В мировой музыкальной сфере доминируют 3 главных лейбла: Warner Music Group, Sony Corporation и Universal Music Group. Им в спину дышит Walt Disney Record, который считается самым успешным независимым музыкальным лейблом Америки.

Для чего нужен лейбл. Смотреть фото Для чего нужен лейбл. Смотреть картинку Для чего нужен лейбл. Картинка про Для чего нужен лейбл. Фото Для чего нужен лейбл

Обычно крупные лейблы управляют музыкальным контентом, медийной жизнью артистов и создают вокруг себя лояльную фанбазу. Возьмите, например, продюсерский центр Максима Фадеева Malfa. Сотни тысяч людей знают музыку Максима, любят ее и она сама по себе уже давно стала брендом.

Какие навыки, опыт и образование нужны для создания собственного лейбла?

8 шагов для запуска своего музыкального лейбла

В нашей статье речь идет о создании инди-лейбла. Проще говоря независимого лейбла от крупных звукозаписывающих компаний типа Universal или Sony.

Шаг №1. Выбрать тип музыки

С чем ассоциируется Газгольдер? Баста и рэп. А с чем Black Star? Современная R’n’b музыка. Считается и подтверждено множеством примеров, что инди-лейблу проще добиться успеха, если выбрать конкретный музыкальный жанр.

Важно определиться с музыкальным стилем, который вы будете продвигать. Чтобы заявить о себе, необходимо четко позиционировать свой лейбл на музыкальном рынке.

Если вы ориентированы на продвижение поп-артистов, то рок-группы – это совсем не ваш профиль. И наоборот, если вы ищете новых аутентичных исполнителей тяжелой музыки и в ближайшее несколько лет видите перспективы подъема этого музыкального направления, то стоит сконцентрировать свои усилия на поиске соответствующих исполнителей.

Шаг №2. Выбор имени и создание бренда: сколько нужно денег?

Насколько важно выбрать запоминающееся имя для артиста, настолько же важно определиться с классным названием для лейбла. Оно должно быть легким, звучным и запоминающимся: Velvet Music, Black Star, Respect Production, Warner Music Russia, Первое музыкальное издательство, Zhara Music, Kaufman, Effective Records, Malfa и другие.

Создание правильного стиля для лейбла чрезвычайно важно. Именно по нему вас будут узнавать и именно с ним будут ассоциировать ваших артистов.

Важный элемент – логотип. По нему вас так же буду узнавать в музыкальной сфере. А некоторые лейблы по лого узнают и за пределами индустрии музыки. Тот же Black Star с несколькими сторонними бизнес-направлениями – яркое тому подтверждение.

Для чего нужен лейбл. Смотреть фото Для чего нужен лейбл. Смотреть картинку Для чего нужен лейбл. Картинка про Для чего нужен лейбл. Фото Для чего нужен лейбл

Стоимость разработки логотипа и брендинг может начинаться от несколько десятков тысяч рублей и доходить до миллионов – все зависит от размеров бюджет на старте и к услугам специалистов какого уровня вы хотите обратиться.

Шаг №3. Поиск артистов – A&R + кто и чем занимается в лейбле?

Основные задачи лейбла – понять вкусы аудитории и определить запросы рынка, чтобы найти артистов, с которыми вы заключите договор. Так же лейбл должен выстраивать работу с композиторами и авторами, заниматься организацией записей альбомов и новых треков, работать со СМИ.

По сути весь спектр задач ложится на плечи A&R-менеджера – artist and repertoire manager. Эти сотрудники занимаются поиском перспективных артистов, которые могут добиться успеха в будущем, и переговорами с уже существующими артистами для привлечения их в лейбл.

Для чего нужен лейбл. Смотреть фото Для чего нужен лейбл. Смотреть картинку Для чего нужен лейбл. Картинка про Для чего нужен лейбл. Фото Для чего нужен лейбл

Раньше A&R-менеджеры искали артистов «ногами» – они ходили на концерты, музыкальные бары, различные выступления, общались с людьми из музыкальной сферы, увеличивая свою сеть знакомств. Сейчас же с развитием digital-сферы и методы поиска поменялись: 90% действий A&R делает через Интернет. Важная характеристика для такого специалиста – это уникальное чутье, которое позволяет разглядеть талант и потенциал начинающих исполнителей.

В России часто эти функции размыты между сотрудниками и их может выполнять даже PR-директор.

В крупных музыкальных лейблах структура сложнее и, конечно, включает больше отделов и ролей.

Шаг №4. На чем будет зарабатывать ваш лейбл?

На этом этапе необходимо определиться с формой собственности и финансовой частью.

С формой собственности более или менее ясно: Индивидуальный предприниматель или Общество с ограниченной ответственностью. Решать вам.

Для чего нужен лейбл. Смотреть фото Для чего нужен лейбл. Смотреть картинку Для чего нужен лейбл. Картинка про Для чего нужен лейбл. Фото Для чего нужен лейбл

Доходы звукозаписывающих лейблов сильно различаются. Чем с более известным и ярким артистом лейбл подпишет контракт, тем выше будет репутация и, соответственно, прибыль лейбла. Но стандартная история – это раскрутка ноунеймов и превращение их в топовых артистов.

Часто трудно рассчитывать на большие заработки в самом начале работы. Именно поэтому довольно часто начинающие лейблы выбирают другой вариант работы: оказывают только маркетинговые и PR услуги, занимаются организацией концертов и выступлений. В общем решают узконаправленные задачи. Это, кроме экспертизы и определенного финансового потока, помогает начинающим лейблам создать себе имя, сформировать репутацию и обрести нужные знакомства.

Главный источник доходов лейбла: стриминг, концерты артистов, продажа прав на треки и, конечно, рекламные контракты. Если лейбл работает в узком сегменте, то тогда к их финансовому потоку добавляются гонорары за конкретные услуги.

Для пример возьмем Black Star. Они работают по западной схеме продюсирования: делают из ноунейма звезду. В других сферах это назвали бы услугой «под ключ»: за исполнителя делают всю работу с музыкой, занимаются его продвижением, а ему по большому счету остается только петь.

Наиболее распространенный вариант работы: модель 360. Лейбл занимается решением всех вопросов: имидж и позиционирование, продвижение, менеджмент, издательство музыки, букинг и концерты, мерч и т.п. Однако стали популярные модели, при которых артист подписывает контракт на выпуск сингла или определенного количества синглов или альбома.

Работа по модели 360 строится следующим образом: музыканту дают аванс, чтобы он занимался музыкой, не думал о деньгах на проживание и выпустил свой первый альбом. Разного рода текущие вопросы берет на себя менеджер артиста: поиск битмейкеров, аранжировщиков, дизайнеров, фотографов и т.п. Такой контракт артист чаще всего подписывает сроком на 3-5 лет. При этом лейбл зарабатывает до 80-85% от всех поступлений.

Для чего нужен лейбл. Смотреть фото Для чего нужен лейбл. Смотреть картинку Для чего нужен лейбл. Картинка про Для чего нужен лейбл. Фото Для чего нужен лейбл

По издательским договорам артист занимается многими вопросами самостоятельно, а лейбл отвечает только за PR и продвижение релиза, альбома, выступления. Однако, часто бывают такие моменты, когда известность артиста растет или он просто физически не справляется со всеми моментами. В таком случае условия взаимодействия между лейблом и артистом могут быть пересмотрены и часть функций лейбл берет на себя, чтобы музыкант сконцентрировался на творчестве.

На чем же может зарабатывать музыкальный лейбл?

Выручку музыкального рынка в России до недавнего времени формировали концерты, а сейчас все больше это онлайн-выступления, стриминг, рекламные коллаборации и соцсети.

С одежды BS заработали в 2015 году 32 миллиона рублей. С тех пор данных в открытых источниках нет, но, вероятно, сумма равнозначна или даже выше этого. С бургерных в 2017 году прибыль составила около 20 миллионов рублей.

А что музыка? В 2017 году только на концертах лейбл заработал порядка 130 миллионов рублей. Кроме концертов, BS зарабатывает на стриминге и продаже прав. Еще одним оригинальным способом заработка была продажа девушкам прав сняться в клипе их музыкантов. И некоторые девушки платили 1, 1,5 и даже 3 миллиона рублей.

Заработок лейбла зависит от того, насколько популярны его артисты, сколько их слушают, на каких площадках они дают выступления, и т.п. Доходы могут варьироваться от минусов на начальных этапах до сотен миллионов рублей в случае работы с артистами первой линии. К примеру, доходы исполнительницы Zivert оцениваются в 200 миллионов рублей в год, а Моргенштерн за прошлый год заработал около 100 миллионов рублей.

Шаг 5. Выбор сервиса

Только что созданный музыкальный лейбл может распространять свою музыку с помощью стриминговых платформ: Spotify, SoundCloud, Boom, Яндекс.Музыка, Apple Music, YouTube Music и т.п. Однако, стриминг – это только один из вариантов продвижения, но не единственный и если концентрироваться исключительно на нем, то это может ограничить потенциал как самого трека, так и артиста.

Дистрибьюторы необходимы для распространения цифровой музыки. Они являются посредниками и передают созданную исполнителями музыку в потоковые сервисы от его имени.

Таких дистрибьюторов довольно много. Они все дают примерно одинаковый результат, однако их характеристики, схемы работы и условия по начислению и выплатам различаются.

Список основных сервисов:

Предоставляет исполнителям 100% заработка с треков.
Сервис взимает ежегодную плату за сингл или альбом. Чем больше музыки и альбомов лейбл будет загружать, тем больше будет платить. Не работает с BOOM и вКонтакте.

Для чего нужен лейбл. Смотреть фото Для чего нужен лейбл. Смотреть картинку Для чего нужен лейбл. Картинка про Для чего нужен лейбл. Фото Для чего нужен лейбл

Минус: если не оплачивать ежегодную подписку, вся загруженная музыка будет удалена.

Сервис удобен тем, что можно настроить автоматическое распределение роялти. Удобно для тех лейблов и исполнителей, которые часто работают с роялти и многими людьми при создании треков.

Для чего нужен лейбл. Смотреть фото Для чего нужен лейбл. Смотреть картинку Для чего нужен лейбл. Картинка про Для чего нужен лейбл. Фото Для чего нужен лейбл

Сервис взимает 9% со всех заработков, которые начисляются за трек. Сервис так же предлагает физический выпуск дисков и винила за отдельную плату и распространение их по магазинам.

Сервис специализируется на мастеринге и дистрибуция включена в любую платную подписку. Не всегда мастеринг – самый лучший вариант для музыканта. Этот вариант хорош для тех исполнителей, для которых нужна обработка их треков профессионалами.

Этот уникальный сервис предлагает ряд функций, которых нет у других сервисов. Сервис предлагает бесплатное распространение и сохраняет 100% прибыли. За счет чего? За счет того, что это больше музыкальный лейбл, чем сервис для дистрибуции музыки.

Так же есть еще несколько сервисов: AWAL, Stem, BandCamp, Multiza, Record Union, ReverbNation и другие, которые просто необходимые лейблу для дистрибуции музыки на разные площадки.

Шаг 6. Определение вариантов работы с исполнителями

Шаг 7. Маркетинговый план

Кроме продвижения собственных исполнителей, необходимо заниматься еще и продвижением лейбла. Ведение соцсетей, PR-кампании в СМИ, коллаборации с другими лейблами и исполнителями и, конечно, необходимые для всего этого бюджеты.

Зачем нужен маркетинговый план лейблу? Чтобы продать записи своих музыкантов и обрести известность и имя как в музыкальных кругах, так и среди фанатов.

Для чего нужен лейбл. Смотреть фото Для чего нужен лейбл. Смотреть картинку Для чего нужен лейбл. Картинка про Для чего нужен лейбл. Фото Для чего нужен лейбл

Если смотреть на маркетинговый план с точки зрения бизнеса, то он нужен для того, чтобы управлять всеми рекламными активностями, коллаборациями и взаимодействиями, которые будут направлены на рост известности и, как следствие, на увеличение суммы прибыли. Это возможно только когда вы хорошо знаете рынок и понимаете что нужно аудитории. Не имеет смысла продвигать свой лейбл за счет устаревших инструментов или брать артистов, музыканта которых совершенно не в тренде.

Также маркетинговый план будет просто необходим, если вы планируете привлекать стороннего инвестора. Так вы сможете четко показать, какие действия планируете совершить, на что рассчитываете и когда можно ожидать отдачи от инвестиций в лейбл.

Шаг 8. Найм или аутсорсинг?

На первоначальном этапе вы можете все делать собственными силами. Однако, вы должны быть готовы к тому, что вам придется многому учиться. Но один человек не сможет стать экспертом во всех областях. Поэтому уже начальном этапе, например, бухгалтерию лучше отдавать на аутсорсинг. С ростом количества исполнителей и проектов вам в любом случае понадобится нанимать специалистов и лучше, если у вас уже будет понимание, для каких сфер и какие сотрудники вам понадобятся.

Для чего нужен лейбл. Смотреть фото Для чего нужен лейбл. Смотреть картинку Для чего нужен лейбл. Картинка про Для чего нужен лейбл. Фото Для чего нужен лейбл

Собственный лейбл – это очень серьезный шаг. Вы должны четко понимать, что это реально, но при этом вам потребуется много новых знаний, навыков, знакомств для успешного развития.

Больше информации из мира музыки ищите в нашем блоге и на курсе: «Музыкальный маркетинг».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *