Для чего нужен лимитер

Для чего нужен лимитер

Коэффициент полезного действия динамических громкоговорителей весьма низкий (обычно менее 5%) и основная часть подводимой к ним энергии преобразовывается в тепло. Хотя громкоговорители и рассчитаны на работу при температуре звуковой катушки до 200°С, тепло является главной причиной «выгорания» динамиков, и имеет другие значительные побочные эффекты, влияющие на качество звука и линейность системы. Большинство проблем связаны с увеличением сопротивления провода при повышении температуры, но также существует проблема частичной деградации магнитного поля динамика при высоких температурах. Вот некоторые проблемы, связанные с температурой:

1.1 Термокомпрессия

Первая очевидная и хорошо известная проблема нагрева звуковых катушек – это возрастание ее сопротивления(Rе). Этот эффект хорошо известен как термокомпрессия. Возрастание Re приводит также к росту электрической добротности динамика (Qes), что, в свою очередь, ощутимо влияет на эффективность динамика и настройку акустической системы.

Следует помнить, что при высокой температуре термокомпрессия может быть весьма высокой (4-5 дБ) и может привести, в худшем случае, к «выгоранию» динамика. В таблице приведена зависимость уровня термокомпрессии и эквивалентное последовательное сопротивление, добавленное к сопротивлению катушки громкоговорителя при разном уровне его загрузки по мощности.

Термокомпрессия (dB)

Средняя мошность /
номинальная мошность
Эквивалентное последовательное
сопротивление для
8-омного динамика
10 %1.41
20 %21.4
50 %2.82.1
100 %2.82.1

С точки зрения конечного пользователя все эти эффекты приводят к уменьшению звукового давления (это особенно заметно в низкочастотном диапазоне). В результате этого пользователю приходится увеличивать уровень сигнала, подаваемого на динамик, что, в свою очередь приводит к еще большему выделению тепла и дальнейшему увеличению нагрева динамика. Такая ситуация может либо очень быстро привести к разрушительному эффекту, особенно в маломощных системах, либо к равновесию, при котором динамик в течение многих часов работает при очень высокой температуре. Второй сценарий, хоть и не приводит к немедленному отказу, однако существенно уменьшает срок службы динамика. Для того чтобы уменьшить и / или контролировать эти эффекты необходимо использовать лимитеры.

1.2 Лимитеры

Лимитирование в звуковых системах применяется для защиты громкоговорителей от перегрузки. Причем имеется ввиду не только защита от мгновенной перегрузки, но и обеспечение длительной безотказной работы. Лимитеры защищают динамики от двух главных проблем:
– избыточного хода диффузора: большой уровень сигнала, подаваемый на динамик, может вызывать большое смещение звуковой катушки и ее работу за пределами магнитного зазора (когда смещение превышает Xmax), что может привести к повреждению подвижной системы громкоговорителя.
— перегрева: подача сигнала большой мощности может вызвать перегрев звуковой катушки и магнитной системы, что в результате может привести к повреждениям звуковой катушки (разрушение изоляции провода, сползание витков, деформация каркаса звуковой катушки и т. д..)

1.2.1 Типы лимитеров

Для зашиты динамиков применяют пиковый и RMS лимитер. Пиковый лимитер (peak limirter) защищает динамик от механических повреждений. Он также может быть использован для предотвращения клиппирования усилителей. Уровень лимитирования нужно выбирать исходя из максимального смещения диффузора (Xmax) и допустимого напряжения (мощности) на динамике.RMS-лимитер защищает динамик от повреждения (перегрева) при долговременной подаче избыточной мощности. Для настройки лимитера нужно знать максимальную долговременную мощность, которую можно подать на динамик (AES power rating). Правильная настройка RMS лимитера позволяет не только снизить риск его повреждения от перегрева, но и минимизировать явление термокомпрессии. Пиковый лимитер имеет всегда более высокие уровни настройки, чем RMS лимитер. Использование лишь одного пикового лимитера может не защитить динамики от повреждения.

Рассмотрим это на примере.

Предположим нам нужно настроить лимитер для субвуферного динамика с параметрами:

Для этого динамика допустимое пиковое напряжение составит около 126 В, но мы хотим работать безопасно и ограничим напряжение на уровне 100 В, что примерно на 2 дБ меньше, и поэтому получим пиковую мощность на динамике около 600 Вт.

Теперь предположим, что в по каким-то причинам звукооператор решает, что «низ» слабоват и начинает сильно увеличивать уровень низких частот.
При этом, если низкочастотный сигнал имел пик-фактор 6 дБ, то в результате повышения громкости начнет работать пик-лимитер и пик-фактор сигнала уменьшится, например, с 6 дБ до 3 дБ. К тому же на б?льшей громкости сильнее проявится явление термокомпрессии и для его компенсации звукорежисер опять поднимет уровень сигнала. В итоге пик-фактор может упасть до уровня 1 дБ

Зависимость RMS напряжения от пик-фактора

Пик-фактор

Peak/RMS

Peak Power

RMS Power

100/35 V

625 W

153 W

100/62.4 V

625 W

486 W

100/49.5 V

625 W

306 W

Из таблицы видно, что пиковый лимитер работает правильно. Он поддерживает пиковое напряжение на уровне 100 V. В то же время RMS мощность зависит от пик-фактора музыкального сигнала и сильно возрастает при уменьшении пик-фактора. По этой причине очень важно использовать 2 лимитера – пиковый лимитер для защиты от механических повреждений и RMS лимитер для защиты динамика от перегрева.

1.2.2 Общие параметры лимитеров

Threshold (Порог) Когда уровень входного сигнала превышает установленный порог – лимитер начинает уменьшать усиление. Усиление снижается пропорционально превышению уровня сигнала по отношению к порогу. Пороговое значение измеряется в dB относительно опорного значения.

Attack Time (Время атаки) Это время, требуемое лимитеру, для уменьшения уровня входного сигнала после превышения им порога. Чем больше установлено время атаки, тем выше риск повреждения оборудования, т.е. установка слишком большого значения времени атаки может не обеспечить эффективную защиту динамиков. В то же время настройки с слишком малым временем атаки будут ощутимо искажать выходной сигнал или существенно изменять огибающую (атаку) сигнала. А так как, форма огибающей (атаки) сигнала несет много информации о «яркости» сигнала (особенно для ударных инструментов) – изменение ее формы лимитером приведет к ухудшению качества звука. Поэтому, хорошим компромиссом является установка времени атаки не больше, чем период самого низкочастотного сигнала, подаваемого на динамик (например, 1 мс для динамика, работающего от 1 кГц). Release Time (Время восстановления) Это время, в течение которого усиление возвращается к прежнему уровню после снятия перегрузки. Обычно оно устанавливается с коэффициентом от 1 to 32 по отношению ко времени атаки.

Hold Time (Время удержания) Это время, в течение которого уровень усиления удерживается неизменным после срабатывания лимитера. Удерживание в течение определенного времени уровня усиления позволяет предотвратить появление слишком больших искажений формы низкочастотных сигналов. Время удержания не должно быть меньше периода самого низкочастотного сигнала, подаваемого на динамик. Soft knee (Плавный порог) Плавный порог плавно увеличивает степень сжатия, при увеличении уровня сигнала. При этом переход от необработанного к компрессированному сигналу становится менее заметным.

1.2.3 Пиковый лимитер

Пиковый лимитер в SigmaStudio имеет 3 настраиваемых параметра:

Decay (скорость спада) – это скорость, с которой усиление возвращается к прежнему уровню после снятия перегрузки. Она измеряется в дБ/секунду (dB/s) и математически строго связана с временем восстановления лимитера (Release time).

1.2.4 Расчет параметров пик-лимитера

Для упрощения этой работы мы подготовили файл в формате Excel, подставив в который параметры динамика и усилителя Вы сможете получить данные для настройки лимитера. Файл находится:

Пиковый лимитер обычно настраивают базируясь на программной (музыкальной) мощности динамика. Как правило, эта мощность в 2 раза выше номинальной мощности. Сначала нужно определить допустимое пиковое напряжение на динамике.

Vpeak = √ (2 х P_mus х R), где

P_mus – задекларированная музыкальная (или часто называемая Program power).
R – сопротивление динамика.

Для расчета порога срабатывания компрессора также нужно знать коэффициент усиления усилителя. Он зависитт сопротивления нагрузки (R), на которую рассчитан усилитель, и выходной мощности усилителя (P) для данного сопротивления нагрузки.

Kус = √( P x R) / 0,775

После этого можно определить порог срабатывания лмитера:

Threshold (dB) = 20 x log10( VPEAK / (1,85 x KУС ))

Время восстановления лимитера можно рассчитать по формуле:

TRELEASE (ms) = ( K / FMIN ) x 1000

FMIN – это нижняя граница рабочего диапазона громкоговорителя, K – константа, выбирается обычно от 2 и 8.

Рекомендуем использовать коэффициент 4 в качестве значения K, однако другие значения также могут быть использованы, но уже на основе Ваших собственных критериев или вкуса.

После определения значения времени восстановления TRELEASE(ms) его нужно преобразовать в скорость спада (Decay), понятное программе SigmaStudio. Для преобразования можно использовать таблицу или же формулу перерасчета:

Источник

Как использовать компрессор-лимитер

Для чего нужен лимитер. Смотреть фото Для чего нужен лимитер. Смотреть картинку Для чего нужен лимитер. Картинка про Для чего нужен лимитер. Фото Для чего нужен лимитер

Для чего нужен лимитер. Смотреть фото Для чего нужен лимитер. Смотреть картинку Для чего нужен лимитер. Картинка про Для чего нужен лимитер. Фото Для чего нужен лимитер

Компрессор как прибор и компрессия сигнала как таковая – неотъемлемая часть создания современной музыки. Без компрессора не обходится ни одна современная студия. Более того, компрессор, возможно, является наиболее часто используемой обработкой. Но, если в умелых руках он может значительно улучшить звучание инструмента, то новичок с помощью компрессора может разрушить все то, что хотел сказать музыкант своей музыкой.

В этой статье я расскажу Вам об основных регулировках компрессора и объясню, как ими пользоваться. Практически любой компрессор имеет следующий набор регулировок:

Threshold – порог. Эта регулировка устанавливает пороговый уровень сигнала. Если Ваш сигнал по громкости не превышает заданный уровень (порог), то ничего и не происходит. Как только сигнал превышает этот уровень, то компрессор автоматически начинает ослаблять сигнал.

Attack – время атаки. Этот параметр определяет, как быстро сработает компрессор после того, как сигнал превысит допустимый уровень (порог). Время атаки измеряется в миллисекундах.

Если целью использования компрессора является предотвратить перегруз сигнала, то стоит установить малое время атаки. Как только сигнал будет превышать дозволенный порог громкости, тут же, моментально, за счет малого времени атаки, он будет ослабляться.

Если же Вы хотите использовать компрессор, например, для бас гитары, то стоит установить время атаки 20 – 50 миллисекунд. За это время будут успевать прозвучать удары пальцев по струнам, после чего сигнал будет ослабляться до установленного Вами уровня. Таким образом, каждая нотка, взятая басистом, будет дополнительно акцентирована в самом начале своего звучания.

Release – время восстановления. Этот параметр определяет, как быстро сигнал вернется к своей исходной громкости после изменения громкости компрессором. Если время восстановления будет малым, то вы будете слышать, как уровень сигнал будет резко возвращаться на свой исходный уровень. Это придаст агрессии звучанию инструмента. Если же Вы хотите, чтобы инструмент звучал более натурально, то устанавливайте время восстановления довольно большим – 1 секунда и более.

Gain – регулировка выходного уровня компрессора. Этот параметр позволит Вам повысить уровень сигнала, обработанного компрессором, до исходного уровня. Фактически регулировка Gain компенсирует ослабление сигнала, произошедшее в компрессоре.

Стоит добавить, что компрессор может быть использован также в качестве лимитера. Для этого стоит установить достаточно большую глубину компрессии (Ratio), от 5:1 и выше. Сигнал, превосходящий установленный Вами порог, будет значительно ослабляться за счет такой большой глубины компрессии, и, компрессор, фактически, будет работать в режиме лимитера.

SmartMan 7 января 2010 в 14:23

Рейтинг: 5 / 5 Для чего нужен лимитер. Смотреть фото Для чего нужен лимитер. Смотреть картинку Для чего нужен лимитер. Картинка про Для чего нужен лимитер. Фото Для чего нужен лимитерДля чего нужен лимитер. Смотреть фото Для чего нужен лимитер. Смотреть картинку Для чего нужен лимитер. Картинка про Для чего нужен лимитер. Фото Для чего нужен лимитерДля чего нужен лимитер. Смотреть фото Для чего нужен лимитер. Смотреть картинку Для чего нужен лимитер. Картинка про Для чего нужен лимитер. Фото Для чего нужен лимитерДля чего нужен лимитер. Смотреть фото Для чего нужен лимитер. Смотреть картинку Для чего нужен лимитер. Картинка про Для чего нужен лимитер. Фото Для чего нужен лимитер Для чего нужен лимитер. Смотреть фото Для чего нужен лимитер. Смотреть картинку Для чего нужен лимитер. Картинка про Для чего нужен лимитер. Фото Для чего нужен лимитер

Похожие статьи

1″ :pagination=»pagination» :callback=»loadData» :options=»paginationOptions»>

Источник

Динамическая обработка звука

Динамическая обработка представляет собой процесс изменения динамического диапазона сигнала – разницы между самым громким и самым тихим участком аудиосигнала.

Динамическая обработка в современном продакшене является неотъемлемой частью процесса сведения. Если проанализировать популярные композиции в танцевальной стилистике, то можно отметить, что они звучат очень «громко» (правильнее сказать плотно). Такой эффект «громкого» звука – это следствие сужения динамического диапазона сигнала и последующее повышение уровня сигнала (увеличение среднеквадратического значение уровня сигнала – RMS).

Для чего нужен лимитер. Смотреть фото Для чего нужен лимитер. Смотреть картинку Для чего нужен лимитер. Картинка про Для чего нужен лимитер. Фото Для чего нужен лимитер

RMS (root mean square) – среднеквадратическое(средневзвешенное) значение.

Динамическая обработка в большей степени применяется для упрощения процесса изменения громкости различных участков сигнала. Такую обработку также можно выполнить, используя автоматизацию громкости. Однако в некоторых случаях это занимает слишком много времени. Поэтому не является целесообразным.

Для чего нужен лимитер. Смотреть фото Для чего нужен лимитер. Смотреть картинку Для чего нужен лимитер. Картинка про Для чего нужен лимитер. Фото Для чего нужен лимитер

Все процессоры динамической обработки, в той или иной мере, применяются для изменения уровня сигнала на определённых участках аудиосигнала.

Основными устройствами динамической обработки звука являются:

Рассмотрим подробнее каждый прибор.

Компрессор

Это самый часто используемый прибор динамической обработки. Он предназначен в основном для сужения динамического диапазона сигнала. Однако его применение этим не ограничивается. Часто компрессор применяется для выделения атаки сигнала, сайдчейн компрессии, склеивания инструментов в группах, а также для создания необычных эффектов.

Классический компрессор имеет следующие параметры:

Threshold – порог срабатывания (дБ). Если обрабатываемый сигнал превысит этот порог, то компрессор включится, и будет обрабатывать сигнал в соответствии с настройками.

Ratio – коэффициент компрессии или степень компрессии (относительная величина: 2:1; 3:1; 4:1 и т.п.). Показывает во сколько раз будет сжат сигнал, который превышает порог срабатывания. Например, если уровень сигнала — 4 дБ, порог срабатывания — 8 дБ (8-4=4 дБ), степень компрессии 2:1, то разница между уровнем сигнала и порогом срабатывания будет сжата в два раза (4:2=2 дБ). Таким образом, после компрессии уровень сигнала уменьшится на 2 дБ и будет составлять 6 дБ.

Attack – время срабатывания (мс). Указывает компрессору как быстро после превышения порога срабатывания необходимо сжать сигнал. Это время от момента превышения порога срабатывания до момента максимальной компрессии («плавность начала компрессии» если так можно выразится). Можно провести аналогию атаки огибающей и атаки компрессора.

Release – время восстановления (мс). Указывает компрессору, как быстро необходимо перейти в режим ожидания (выключится). Этот параметр отображает плавность выключения компрессора (по аналогии с параметром восстановления огибающей).

Make Up (Gain) – компенсация громкости на выходе компрессора (дБ).

После компрессии уровень сигнала снижается (в вышеприведённом примере на 2 дБ) в соответствии с настройками компрессора. Параметр Make Up позволяет скомпенсировать потерянную громкость.

Нужно отметить, что компрессор сжимает сигнал превышающий порог срабатывания (уменьшая его), при этом самые тихие участки (не превышающие порог) остаются без изменений. После компенсации громкости максимальный уровень возвращается на своё прежнее значение, при этом повышается уровень и на всех остальных участках сигнала (тихие участки становятся громче). Такая процедура сужает динамический диапазон сигнала. Это позволяет сделать аудиосигнал более читаемым в миксе.

Компрессоры различаются по алгоритму работы и функциональности. Также существуют многополосные компрессоры, позволяющие отдельно компрессировать различные частотные диапазоны (полосы) сигнала. В таких компрессорах для частотного разделения сигнала используется кроссовер.

Для чего нужен лимитер. Смотреть фото Для чего нужен лимитер. Смотреть картинку Для чего нужен лимитер. Картинка про Для чего нужен лимитер. Фото Для чего нужен лимитер

Многополосный компрессор iZotope Ozone 7 Dynamics

Для большего понимания предлагаю посмотреть видео «Что такое компрессия звука?».

О том, как настаивать и использовать компрессор читайте в статьях:

Транзиент шейпер

Этот прибор представляет собой урезанную версию компрессора, предназначенную для работы с временными параметрами сигнала (Attack и Release). Классический транзиент шейпер позволяет увеличивать уровень атаки и восстановления сигнала в соответствии с выбранной кривой.

Ярким представителем этого класса устройств является плагин Transient Shaper 2 от компании Schaack Audio Technologies.

Для чего нужен лимитер. Смотреть фото Для чего нужен лимитер. Смотреть картинку Для чего нужен лимитер. Картинка про Для чего нужен лимитер. Фото Для чего нужен лимитер

Transient Shaper 2

Чаще всего транзиент шейпер используется для усиления атаки.

Лимитер и максимайзер

Лимитер представляет собой компрессор со степенью компрессии ∞:1. Задачей лимитера является ограничение сигнала превышающего установленный порог. Этот прибор имеет те же параметры, что и компрессор (Threshold, Attack, Release и Gain).

Для чего нужен лимитер. Смотреть фото Для чего нужен лимитер. Смотреть картинку Для чего нужен лимитер. Картинка про Для чего нужен лимитер. Фото Для чего нужен лимитер

Максимайзер – это лимитер с автоматической компенсацией громкости. Это устройство позволяет повысить уровень сигнала на мастере, при этом избегая клиппирования.

Для чего нужен лимитер. Смотреть фото Для чего нужен лимитер. Смотреть картинку Для чего нужен лимитер. Картинка про Для чего нужен лимитер. Фото Для чего нужен лимитер

Это прибор, который позволяет избавиться от различных шумов. Гейт (gate – с англ. ворота) пропускает сигнал, который превышает порог Threshold и не пропускает сигнал ниже этого порога.

Гейт часто используется при обработке вокала или других инструментов записанных вживую.

Основными параметрами гейта, являются:

Threshold – порог ограничения (дБ). Если сигнал опускается ниже этого порога, то гейт не пропускает этот сигнал (сигнал подавляется). Все что выше порога остаётся без изменений.

Ratio – коэффициент подавления (относительная величина). Показывает насколько сильно сигнал будет подавлен.

Attack – время срабатывания гейт (мс). Насколько быстро (плавно) будет подавлен сигнал.

Release – время восстановления (мс). Насколько быстро (плавно) будет восстановлен сигнал или как скоро полностью выключится гейт после того, как уровень сигнала превысит порог ограничения.

Одним из лучших гейтов на сегодняшний день является FabFilter Pro-G.

Для чего нужен лимитер. Смотреть фото Для чего нужен лимитер. Смотреть картинку Для чего нужен лимитер. Картинка про Для чего нужен лимитер. Фото Для чего нужен лимитер

Экспандер

Это прибор, выполняющий противоположные компрессору функции. Он позволяет увеличить динамический диапазон сигнала (разницу между самым громким и самым тихим участком).

Существует два вида экспандеров – понижающий и повышающий.

Первый понижает уровень сигнала ниже установленного порога, а второй повышает уровень сигнала выше заданного порога.

Основные параметры понижающего экспандера:

Threshold – порог срабатывания (дБ). Если уровень сигнала будет ниже порога срабатывания, то экспандер включится и ослабит сигнал, не превышающий этот порог в соответствии с настройками.

Ratio – коэффициент ослабления (относительная величина). Показывает, во сколько раз ослабится сигнал, не превышающий порог срабатывания.

Attack и Release – время атаки и время восстановления (мс) (аналогично компрессору).

Основные параметры повышающего экспандера:

Threshold – порог срабатывания (дБ). Если уровень сигнала будет выше порога срабатывания, то экспандер включится и усилит сигнал, превышающий этот порог в соответствии с настройками.

Ratio – коэффициент ослабления (относительная величина). Показывает, во сколько раз усилится сигнал, превышающий порог срабатывания.

Attack и Release – время атаки и время восстановления (мс)(аналогично компрессору).

В качестве повышающего экспандера может быть использован компрессор Waves С1 comp с коэффициентом компрессии от 0,5:1 до 0,99:1.

Для чего нужен лимитер. Смотреть фото Для чего нужен лимитер. Смотреть картинку Для чего нужен лимитер. Картинка про Для чего нужен лимитер. Фото Для чего нужен лимитер

Деэссер и депоппер

Деэссер – это прибор, который позволяет автоматически устранять шипящие звуки в вокальных партиях в соответствии с настройками.

Для того, чтобы не исправлять шипящие в вокальной партии с помощью автоматизации часто прибегают к помощи деэссера. Однако необходимо отметить, что автоматизация всё же является более приемлемым вариантом (хоть и занимает больше времени).

Депоппер – это прибор, который призван подавлять бубнящие звуки в вокале.

По сути деэссер и депоппер работают по одному и тому же принципу.

Одним из самых популярных деэссеров является FabFilter Pro-DS.

Для чего нужен лимитер. Смотреть фото Для чего нужен лимитер. Смотреть картинку Для чего нужен лимитер. Картинка про Для чего нужен лимитер. Фото Для чего нужен лимитер

Ещё одним вариантом устранения огрехов вокалиста (шипящие и бубнящие) является использование динамической эквализации.

О том, что это такое читайте в статье «Что такое динамическая эквализация?».

Как я уже говорил, все приборы динамической обработки призваны автоматизировать и ускорить процесс обработки сигнала (выравнивание динамики, выделение атаки, устранение шумов и т.п.).

При сведении композиции динамическая обработка является необходимым этапом, даже если она выполнена без использования вышеописанных устройств.

Источник

Динамическая обработка: просто о сложном

Сегодня мы поговорим о динамической обработке – неотъемлемой части процесса сведения практически во всех областях работы со звуком, любой композиции, микса, или даже звука к кинофильму.

Очень часто нам необходимо выровнять по громкости прыгающий туда-сюда сигнал, или же жестко ограничить выходной уровень сигнала до определенного порога, или же попросту сделать тихое громким, а громкое тише одновременно. Можно, конечно же, сделать все это руками, лихорадочно дергая фейдером или прописывая сверхсложные многоточечные линии автоматизации для регулировки громкости. Однако, это займет массу вашего драгоценного времени, которое куда как лучше было бы потратить на творчество. И поэтому для данных целей был придуман специальный класс приборов, а такой вид обработки сигнала был назван динамической обработкой.

Для чего нужен лимитер. Смотреть фото Для чего нужен лимитер. Смотреть картинку Для чего нужен лимитер. Картинка про Для чего нужен лимитер. Фото Для чего нужен лимитер

Динамикой в данном случае называют изменение уровня громкости, то есть динамический диапазон сигнала есть ничто иное, как разница между самым тихим и самым громким его уровнями. Целью приборов динамической обработки является уменьшение или увеличение динамического диапазона сигнала, что, собственно, ведёт к ограничению уровня громкости в пределах этого диапазона.

Что же такое динамическая обработка на практике и с чем ее едят? Какие виды динамической обработки существуют, и какие приборы для этого были созданы? Как ими пользоваться применимо к сведению и мастерингу музыкальных композиций? Именно об этом мы с Вами и поговорим и постараемся выяснить.

Итак, приборы динамической обработки бывают четырех основных видов:

Все эти приборы (или же программные плагины, но мы в дальнейшем все-таки будем называть их приборами) действуют непосредственно на динамический диапазон (амплитуду, уровень громкости) поступающего сигнала и изменяют его в зависимости от вида обработки.

Оттуда и название такого вида обработки – динамическая.

Все приборы динамической обработки имеют ряд параметров, одинаковых для всех ее видов. Это:

Это была теория в общих словах. Но давайте же перейдем к более конкретным и практическим примерам. И начнем мы со всеми любимого «агрегата», называемого компрессор.

Компрессия (Compressor)

Компрессор – это вообще отдельная песня. Про него кричат все кому не лень, мол, это такая штуковина, благодаря которой все начинает качать. А вот как качать и почему – большинство и не знает.

На самом деле, компрессор – нечто вроде автоматического регулятора уровня, который делает звуки, превышающие порог тише на определенный уровень, определяемый степенью компрессии. А поднятие выходного уровня уже сжатого сигнала (Makeup Gain) и создает то самое ощущение плотности звука.

Приведу простой, но очень наглядный пример. Однокомнатная квартира в какой-нибудь хрущевке, вечер. В квартире живет мама, которая любит посмотреть вечером телевизор и маленькие дети, которые рано засыпают. Мама смотрит по телевизору фильм и делает звук достаточно тихо, чтобы детишкам спать не мешать. Представим себе, что комфортный уровень звука, на котором мама смотрит телевизор – порог (Threshold), выше которого звук не должен подниматься.

Но все мы знаем, что когда фильм прерывается на рекламу, громкость увеличивается. Мама тянется к пульту и делает звук тише, так чтобы детишки не проснулись. Так вот, время, за которое мама возьмет пульт и сделает звук тише – время атаки. Мама делает тише, реклама проходит, начинается фильм, маме нужно опять взять пульт и вернуть исходную громкость. Время, за которое она это сделает – время восстановления (Release).

Таким вот образом мама у нас работает в роли компрессора с большим временем атаки и восстановления (релиза).

Однако остается еще один момент – уровень громкости, на который мама понижает звук при включении рекламы. Мама это делает на слух, а вот в компрессоре для этого есть специальный параметр – Ratio (коэффициент сжатия) и обозначается он как дробь – X:1. Например, коэффициент 5:1 обозначает, что при превышении порога на 5 дБ на входе мы получим всего лишь 1 дБ превышение на выходе, при превышении порога на 6 дБ и коэффициенте 2:1 от входных 6 дБ на выходе останутся только 3 и.тд.

И последний важный параметр, который используется при компрессии – это выходной уровень, обозначаемый Makeup Gain или Out Gain. Он используется для поднятия уровня сигнала, обработанного компрессором, т.к. сигнал после компрессии будет иметь в любом случае намного меньший уровень, чем до попадания в компрессор.

Подводя итог сказанному:

Теперь от теории перейдем к практике. Для начала рассмотрим интерфейс компрессор C1, входящего в пакет Waves.Лично я пользуюсь именно этим компрессором, так как он дает очень мягкий и приятный звук:

Для чего нужен лимитер. Смотреть фото Для чего нужен лимитер. Смотреть картинку Для чего нужен лимитер. Картинка про Для чего нужен лимитер. Фото Для чего нужен лимитер

Самый первый индикатор под надписью Comp/Exp, на скриншоте он красный – это Gain Reduction, он показывает то, насколько глубоко срабатывает компрессор. Второй индикатор показывает уровень входного сигнала, а ползунок справа от него – наш порог срабатывания. Непосредственно параметры компрессора задаются левее от этих двух индикаторов. Далее следует графический индикатор срабатывания компрессора, после чего следует фейдер выходного уровня и непосредственно индикация выходного уровня.

Все очень просто и удобно.

В музыке компрессоры используются повсеместно, начиная от компрессии бочки с басом и заканчивая финальной компрессией всего микса.

Можно выделить две основные области применения компрессоров:

выравнивание «прыгающей» по уровню записи, например вокала, дабы он звучал ровно и разборчиво во всех частях песни. Такой вид компрессии помимо голоса также повсеместно применяются при записи и сведении живых инструментов, которые по своей сути не могут иметь ровный и неколеблющийся уровень;
изменение огибающей (envelope) звука, что позволяет, например, заострить ударные и придать им большей злобности (послушайте, как например, звучит бочка в Psy Trance); или же напротив, смягчить слишком жестокую атаку баса, дабы он зазвучал приятнее и мягче.
Давайте разберемся, как и зачем компрессировать различные элементы композиции инструменты:

Для чего нужен лимитер. Смотреть фото Для чего нужен лимитер. Смотреть картинку Для чего нужен лимитер. Картинка про Для чего нужен лимитер. Фото Для чего нужен лимитер

Лимитер (Limiter) и Максимайзер (Maximizer)

Лимитер является по сути тем же самым компрессором, степень сжатия которого – бесконечность к единице, он представляет собой нечто вроде непробиваемой железной стены, за которую ничего не проходит. Лимитер имеет по сути один основной параметр – порог срабатывания (Threshold), выше которого сигнал на выходе не поднимется. Лимитер не имеет такого параметра, как время атаки (Attack) и срабатывает моментально.

Максимайзер представляет собой прибор состоящий из того же самого лимитера, только оборудованного усилителем выходного сигнала (аналогично Makeup компрессора).

Лимитер наиболее часто используется при мастеринге, где ставится в линию мастер-обработки самым последним звеном, дабы срезать непрогнозируемые выбросы, например, более 0 децибел.

Казалось бы, как хорошо, повесил лимитер на клипующий по полной программе микс, и, вуаля: ровная запись на выходе.

Но на самом деле работать с лимитером нужно очень аккуратно и самое главное без фанатизма, так как очень сильные степени срабатывания лимитера (когда он прижимает сигнал, превышающий порог более чем на 3-4 дБ) порядочно искажают сигнал, и если неопытный слушатель таких искажений может и не заметить, то любой профессионал, услышав такую запись, начнет сразу же плеваться, и отправит Вас куда подальше (пересводить).

Из программных лимитеров лично я пользуюсь плагином L2 из пакета Waves, но на вкус и цвет, как говорится, товарищей нет, равно как на слух и звук.

Экспандер (Expander)

Обычный экспандер является чем-то противоположным компрессору. Обычным экспандером называют ослабляющий экспандер, уменьшающий уровень сигнала, не превышающего заданный порог. Такой вид экспандера может применяться, например, для мягкого шумоподавления.

Настраиваемые параметры экспандера аналогичны параметрам компрессора, это:

Усиливающий экспандер (Upward Expander)

Усиливающий экспандер, в отличие от своего обыкновенного коллеги, не понижает, а напротив, увеличивает уровень сигнала, превышающего заданный порог. Данный вид обработки применяется, как правило, для увеличения (расширения) динамического диапазона.

Параметры усиливающего экспандера аналогичны параметрам компрессора и обычного экспандера, это:

Экспандер точно так же как и компрессор может иметь встроенные индикаторы степени ослабления (Reduction), входного и выходных уровней. Зачастую компрессор и экспандер совмещают в одном и том же приборе.

В случае применения усиливающего экспандера, степень экспандирования (Ratio) ставят минимальной, а атаку и релиз так же очень короткими.

Гейт (Gate)

Гейт (от англ. Gate – ворот) – прибор, пропускающий исключительно сигнал, превышающий заданный порог и подавляющий все, что находится ниже заданного порога.

Как пример можно привести ворота с охранником, который проверят у входящих людей пропуска. На пропуске написана цифра и если она ниже положенной (порога Threshold), то охранник попросту не пропустит.

Используется гейт, как правило, для жесткого шумоподавления, скажем в паузах между словами, или отрезания ненужных частей в готовых лупах. Параметры гейта аналогичны параметрам экспандеров с той лишь разницей, что гейты не имеют коэффициента подавления, но имеют такой параметр как Hold – это время, также в миллисекундах, в течение которого гейт остается открытым, в не зависимости от уровня подаваемого сигнала. Итак, основные параметры гейта:

Подводя итог всему сказанному

В данном материале мы разобрали все основные приборы динамической обработки, основополагающим из которых является, конечно же, компрессор. Именно на нем мы и заострили особое внимание, потому как правильное понимание того, каким образом работает компрессор, что он делает, и его параметров, позволит Вам не только существенно повысить плотность ваших композиций, но и без труда разобраться со всеми остальными приборами динамической обработки.

Но главное, не забывайте об одном из самых главных правил сведения и звукорежиссуры: используйте обработку только там и тогда, где это действительно нужно и улучшает качество звучания. Во многих случаях инструменты звучат хорошо сами по себе и обработкой их можно легко испортить.

Оригинал взят с сайта Звукпрофи.рф

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *