Для чего нужен макрообъектив

Что собой представляет макрообъектив и для получения каких фотографий он полезен?

Доброго времени суток, уважаемые читатели! С вами на связи, Тимур Мустаев. Часто при съемке различных предметов или объектов живой природы возникает необходимость максимально приблизиться к модели или сфотографировать объект живой природы в увеличенном виде, при этом сохранить резкость и глубину картинки, для этих целей существуют специальные макрообъективы, о которых и пойдет речь в данной статье.

Итак, углубимся немного в теорию и узнаем, что такое макрообъектив и какого его преимущество перед другой оптикой.

В предыдущих статьях мы уже рассматривали и имеем представление о широкоугольной оптике и длиннофокусной.

Макрообъектив – это специальный оптический прибор, предназначенный для детальной съемки.

Он бывает двух видов:

Длиннофокусным называется макрик, фокусное расстояние которого превышает диагональ кадра, обычно оно колеблется в пределах 100-180 мм. Такой объектив дает картинку 1:1 на расстоянии в 31-46 см от объекта. Прямое применение данной оптики – фотографирование издалека.

Для чего нужен макрообъектив. Смотреть фото Для чего нужен макрообъектив. Смотреть картинку Для чего нужен макрообъектив. Картинка про Для чего нужен макрообъектив. Фото Для чего нужен макрообъектив

Короткофокусным называется макрообъектив, фокус которого меньше диагонали кадра (находится обычно в пределах 50-60 мм). Наименьшая дистанция фокусирования составляет 17-19 мм, от оптического центра объектива до модели.

Для фотографирования бабочек, жуков, птиц и прочей живности подойдет только длиннофокусная макрооптика. Почему? Да потому что ни одно живое существо не станет ждать, когда же к нему приблизиться странный, для его понимания, предмет и просто-напросто инстинктивно сбежит из кадра.

В свою очередь с фотосъемкой статичных предметов на «Ура» справится короткофокусный блинчик.

Для чего нужен макрообъектив. Смотреть фото Для чего нужен макрообъектив. Смотреть картинку Для чего нужен макрообъектив. Картинка про Для чего нужен макрообъектив. Фото Для чего нужен макрообъектив

Фокусное расстояние и назначение:

Главное преимущество макроблинчиков перед обычными, заключается в высокой детализации объекта при съемке с минимальных фокусных дистанций, а также отсутствии хроматических аберраций.

Популярные модели макрообъективов фирмы Nikon/Canon

Короткофокусные:

Для чего нужен макрообъектив. Смотреть фото Для чего нужен макрообъектив. Смотреть картинку Для чего нужен макрообъектив. Картинка про Для чего нужен макрообъектив. Фото Для чего нужен макрообъектив

Длиннофокусные:

Для чего нужен макрообъектив. Смотреть фото Для чего нужен макрообъектив. Смотреть картинку Для чего нужен макрообъектив. Картинка про Для чего нужен макрообъектив. Фото Для чего нужен макрообъектив

Как снимать макро без специальной оптики

Если желание снимать жучков-паучков не покидает вас уже несколько суток, а финансы не благоволят приобрести дорогостоящий макрообъектив, не расстраивайтесь, выход есть!

Умные люди давным-давно придумали, как своими руками из двух объективов соорудить один, дающий возможность снимать приличное макро.

Итак, нам понадобиться длиннофокусный объектив, к примеру, Canon 55-250 mm и портретный, в идеале фикс, например, полтинник (50 мм) той же марки, но если нет такого, можно поэкспериментировать и с китом.

Устанавливаем, как обычно, Canon 55-250 mm на камеру, и приставляем к нему развернутый наоборот портретник, вуа-ля, конструкция готова к съемке.

Безусловно, этот способ очень неудобен, так как третьей рукой нас природа не наградила. Но эта проблема решается, с покупкой двухстороннего реверсивного кольца, позволяющего соединить наши блинчики.

Использование макроколец

Существует еще один бюджетный вариант макросъемки без необходимой для этих целей оптики. Единственное, что вам необходимо купить – это макрокольца.

Для чего нужен макрообъектив. Смотреть фото Для чего нужен макрообъектив. Смотреть картинку Для чего нужен макрообъектив. Картинка про Для чего нужен макрообъектив. Фото Для чего нужен макрообъектив

Они представляют собой полый цилиндр, который устанавливается между объективом и фотоаппаратом. Цилиндр не содержит линз и других элементов, прямая его функция — уменьшение минимальной дистанции фокусировки.

Комплект макроколец обычно состоит из трех разборных единиц, но если возникает необходимость увеличить расстояние фокусировки, используют дополнительные кольца.

Многие фотолюбители не в курсе, что все макрокольца одинаковы, единственное, что их отличает — это способ крепления к тушке и наличие электрических контактов, поддерживающих связь с фотоаппаратом. Эта функция позволяет управлять автофокусом и диафрагмой, что в свою очередь упрощает жизнь фотографа-макромана.

Вы можете подобрать дешевые аналоги, например, который есть как для Nikon так и для Canon, а можете переплатить за воздух производителя и взять фирменный оригинал, дело ваше.

Для чего нужен макрообъектив. Смотреть фото Для чего нужен макрообъектив. Смотреть картинку Для чего нужен макрообъектив. Картинка про Для чего нужен макрообъектив. Фото Для чего нужен макрообъектив

На мой взгляд, вариант с их применением очень неплох, придерживаясь этого метода можно поэкспериментировать, задействовав имеющуюся в арсенале оптику.

Важно! Помните, ни одно приспособление не сможет заменить полноценный макрообъектив!

Объективы макро для мобильных устройств

Бескрайнее множество товаров, представленных известными производителями, позволяет обычным пользователям модернизировать свои мобильные устройства и приблизить их возможности в фотосъемке к профессиональной технике.

Одним из таких аксессуаров является съемный объектив, предназначенный для телефона или планшета. Удобство его использования заключается в легкости монтажа к корпусу устройства.

Существует несколько распространенных видов крепления:

Данный аксессуар компактен и без особых усилий крепится на айфон и любой гаджет, диаметр штатной камеры которого не превышает 1 сантиметра.

Для чего нужен макрообъектив. Смотреть фото Для чего нужен макрообъектив. Смотреть картинку Для чего нужен макрообъектив. Картинка про Для чего нужен макрообъектив. Фото Для чего нужен макрообъектив

Возможно через пару-тройку лет фотографы, как и простые обыватели, полностью перейдут на сторону мобильной фотосъемки, по крайней мере, производители делают все для этого, совершенствуясь и удивляя новыми возможностями камер, вспышек, селфи-палок и т.д. Хотя что гадать, поживем и увидим. Я надеюсь, что данное развитие не убавит тем для обсуждения.

Друзья, хочу вам порекомендовать отличные курсы для начинающих фотографов. Очень простые, понятные и поэтапные видеоуроки научат вас правильно фотографировать и разбираться в своей зеркалке. Вы научитесь творить шедевры!

Цифровая зеркалка для новичка 2.0 — для пользователей NIKON.

Для чего нужен макрообъектив. Смотреть фото Для чего нужен макрообъектив. Смотреть картинку Для чего нужен макрообъектив. Картинка про Для чего нужен макрообъектив. Фото Для чего нужен макрообъектив

Моя первая ЗЕРКАЛКА — для пользователей CANON.

Для чего нужен макрообъектив. Смотреть фото Для чего нужен макрообъектив. Смотреть картинку Для чего нужен макрообъектив. Картинка про Для чего нужен макрообъектив. Фото Для чего нужен макрообъектив

Подписывайтесь на мой блог узнавайте что-то новое, делитесь информацией с друзьями в социальных сетях и, главное, не бойтесь экспериментов. До новых встреч!

Источник

Руководство по выбору макрообъектива

Для чего нужен макрообъектив. Смотреть фото Для чего нужен макрообъектив. Смотреть картинку Для чего нужен макрообъектив. Картинка про Для чего нужен макрообъектив. Фото Для чего нужен макрообъектив
Источник: adorama.com

Почти каждый любитель фотографии хотя бы раз в жизни пытался снять крупным планом красивого жучка, цветок или другой маленький объект. Обычно в голове у нас уже присутствует образ того, как такая фотография должна будет выглядеть. Многие видели и восхищались прекрасными макрофотографиями от мастеров жанра, но как только мы подносим объектив к объекту, камера не может должным образом сфокусироваться, чтобы получить нужное изображение. Немногие вещи в фотографии, могут быть такими же разочаровывающими, как попытка сделать снимок крупным планом на минимальной дистанции фокусировки обычного объектива.

Чтобы сделать приличный макроснимок, существует несколько способов, однако самый простой путь получить качественную детализированную макрофотографию – это макрообъектив.

Макрообъективы

Макрообъективы конструируются таким образом, чтобы получать очень короткую минимальную дистанцию фокусировки для простоты съемки маленьких объектов крупным планом. Задачей такого объектива является воспроизвести объект в натуральную величину или немного меньше. Что это значит? Мы все видели большие изображения маленьких объектов – крупноформатные календари с фотографиями цветов, например. Цветок тут, безусловно, изображается в размере большем, чем его натуральная величина. Если вы делаете достаточно большой принт чего-либо, он может быть больше, чем в натуральную величину. Цель макрообъектива – воспроизведение объекта в натуральную величину на матрице или пленке. Например, если вы фотографируете маленькую монету с помощью макрообъектива, способного воспроизводить изображение в натуральную величину, изображение на матрице будет идентично по размеру монете в реальной жизни.

Для чего нужен макрообъектив. Смотреть фото Для чего нужен макрообъектив. Смотреть картинку Для чего нужен макрообъектив. Картинка про Для чего нужен макрообъектив. Фото Для чего нужен макрообъектив
Источник: saga.co.uk

Возможности макрообъектива по воспроизведению размера объектов обозначаются максимальным коэффициентом увеличения. Объектив, который может воспроизводить их в натуральную величину имеет коэффициент 1:1 (или 1х). Макрообъектив с коэффициентом 1:2 (или 0,5х) может воспроизводить объекты в половину их реального размера. Объективы, которые могут воспроизвести объект в два раза больше его реального размера – 2:1 (2х). Многие макрообъективы имеют коэффициенты 1:1 или 1:2.

При выборе стоит проявлять осторожность. На рынке есть множество объективов, особенно среди зумов, которые рекламируются, как способные к макросъемке. Если вашей задачей является съемка крупным планом небольших объектов, стоит обратить особое внимание на коэффициент увеличения этих объективов, так как многие из них даже не приближаются к необходимым 1:1 и даже 1:2.

Макрообъективы имеют еще несколько интересных особенностей, кроме возможностей съемки крупным планом. Большинство обычных объективов имеют более резкое изображение в центре, и более размытое по краям (однако это обычно не сильно заметно из-за глубины резкости объектива). Специализированные макрообъективы разрабатываются таким образом, чтобы изображение было полностью в фокусе от края до края кадра.

Фокусное расстояние

Фокусное расстояние – дистанция между оптическим центром объектива и точкой фокусировки, одна из главных характеристик, на которую стоит обратить внимание при выборе макрообъектива. Можно подумать, что чем больше фокусное расстояние, т.е. чем более «телефото» данный макрообъектив, тем большее увеличение вы сможете получить от него. Это не обязательно так, ведь макрообъективы с самым разным фокусным расстоянием имеют коэффициент увеличения 1:1.

Для чего нужен макрообъектив. Смотреть фото Для чего нужен макрообъектив. Смотреть картинку Для чего нужен макрообъектив. Картинка про Для чего нужен макрообъектив. Фото Для чего нужен макрообъектив
На фото: объектив Laowa 24 mm f/14 Replay 2x Macro. Источник: dentalphotomaster.com

Основное различие при использовании нормального или широкоугольного макрообъектива по сравнению с длиннофокусным заключается в разной минимальной дистанции фокусировки. Макрофотографы также называют это рабочей дистанцией или предметным расстоянием. Более длиннофокусный объектив будет иметь бОльшую рабочую дистанцию, по сравнению с короткофокусными объективами. Преимущество увеличения предметного расстояния заключается в возможности снимать объект с большей дистанции. Это может быть не слишком важно, если вы фотографируете растения или неодушевленные предметы, однако при съемке животных (да, насекомые – это тоже животные), дополнительное расстояние может быть просто необходимо, чтобы не спугнуть вашу «модель». Более длиннофокусные объективы также будут иметь меньшую глубину резкости. Это может быть как преимуществом, так и недостатком, в зависимости от типа фотографии, который вы хотите получить. Наконец, дополнительная рабочая дистанция может помочь не отбрасывать тень на объект съемки.

Получается, что большее фокусное расстояние лучше для макросъемки? Необязательно, ведь у более короткофокусных объективов есть свои преимущества.

Для чего нужен макрообъектив. Смотреть фото Для чего нужен макрообъектив. Смотреть картинку Для чего нужен макрообъектив. Картинка про Для чего нужен макрообъектив. Фото Для чего нужен макрообъектив
Canon EF 180mm f/3.5L Macro USM. Источник: maya-ethnobotany.org

Более короткофокусные объективы, в целом, меньше по размеру, легче и дешевле своих более длиннофокусных аналогов, при этом они достигают того же коэффициента увеличения. Если вы делаете макроснимки лишь изредка, носить с собой небольшой легкий макрообъектив куда более оправдано, чем возиться с более тяжелым и большим телефото макро, который может вполне на равных конкурировать по размеру и весу с вашей самой крупной оптикой.

Ниже представлен список макрообъективов с коэффициентом увеличения больше, чем 1:2, от разных брендов и для различных линеек камер.

Макрообъективы с увеличением больше 1:2

Canon

Для чего нужен макрообъектив. Смотреть фото Для чего нужен макрообъектив. Смотреть картинку Для чего нужен макрообъектив. Картинка про Для чего нужен макрообъектив. Фото Для чего нужен макрообъектив
Canon EF-S 60mm f/2.8 Macro USM Lens. Источник: bhphotovideo.com

На данный момент в линейке Canon более полусотни различных макрообъективов. Тут можно найти и такие экзотичные варианты, как MP-E 65mm f/2.8 1-5x Macro, коэффициент увеличения которого достигает 5:1.

Для пользователей APS-C зеркалок Canon с байонетом EF-S имеются две опции – EF-S 35mm f/2.8 Macro IS STM и EF-S 60mm f/2.8 Macro USM с коэффициентом 1:1. Для полнокадровых зеркалок можно порекомендовать EF 100mm f/2.8 Macro USM, который также обеспечивает воспроизведение в натуральную величину. В линейке L есть макрообъектив с оптической стабилизацией EF-S 100mm f/2.8L Macro IS USM с коэффициентом воспроизведения 1:1. Также не стоит забывать про самый длиннофокусный макрообъектив компании – EF 180mm f/3.5L Macro USM с коэффициентом 1:1.

В линейке компании также присутствует три объектива с возможностью сдвига и наклона (tilt/shift) с увеличением 1:2. Это TS-E 50mm f/2.8L Macro Tilt-Shift, TS-E 90mm f/2.8L Macro Tilt-Shift и длиннофокусный TS-E 135mm f/4L Macro Tilt-Shift.

Что касается беззеркальных камер, в линейке EOS R присутствует RF 35mm f/1.8 IS Macro STM с коэффициентом увеличения 1:2, а для APS-C беззеркалок – EF-M 28mm f/3.5 Macro IS STM с увеличением 1,2x.

Fujifilm

Для чего нужен макрообъектив. Смотреть фото Для чего нужен макрообъектив. Смотреть картинку Для чего нужен макрообъектив. Картинка про Для чего нужен макрообъектив. Фото Для чего нужен макрообъектив
Fujifilm 80mm f/2.8 R LM OIS WR

У Fujifilm есть два макрообъектива для камер с байонетами X: 60mm f/2.4 XF Macro (1:2) и 80mm f/2.8 R LM OIS WR (1:1).

Для среднеформатных камер с байонетом G компания предлагает GF 120mm f/4 Macro R LM OIS WR с максимальным коэффициентом увеличения 1:2.

Nikon

Для чего нужен макрообъектив. Смотреть фото Для чего нужен макрообъектив. Смотреть картинку Для чего нужен макрообъектив. Картинка про Для чего нужен макрообъектив. Фото Для чего нужен макрообъектив
Nikon AF-S DX Micro-NIKKOR 40mm f/2.8G

У Nikon можно найти макрообъективы для любых целей и задач. Для APS-C (DX) камер Nikon: AF-S DX Micro-NIKKOR 40mm f/2.8G и AF-S DX Micro-NIKKOR 85mm f/3.5G ED VR с оптической системой стабилизации. Обе модели имеют максимальный коэффициент увеличения 1:1. Также имеется 105мм макрообъектив NIKKOR в двух версиях: оригинальный Micro-NIKKOR 105mm f/2.8 с ручной фокусировкой и коэффициентом 1:2 и современная версия AF-S VR Micro-NIKKOR 105mm f/2.8G IF-ED со стабилизацией и воспроизведением объектов в натуральную величину (1:1).

Среди макро с нормальным фокусным расстоянием присутствует легендарный Micro-NIKKOR 55mm f/2.8 с ручной фокусировкой и коэффициентом 1:2, AF Micro-NIKKOR 60mm f/2.8D (1:1) и его новая версия AF-S Micro-NIKKOR 60mm f/2.8G ED. На дальнем конце фокусных расстояний – AF Micro-NIKKOR 200mm f/4D IF-ED (1:1).

Также есть два тилт-шифт объектива серии PC-E, которые обеспечивают коэффициент увеличения 0,5x: PC-E Micro-NIKKOR 45mm f/2.8D ED и PC-E Micro-NIKKOR 85mm f/2.8D.

Olympus

Для чего нужен макрообъектив. Смотреть фото Для чего нужен макрообъектив. Смотреть картинку Для чего нужен макрообъектив. Картинка про Для чего нужен макрообъектив. Фото Для чего нужен макрообъектив
Olympus M.Zuiko Digital ED 30mm f/3.5

У Olympus есть два макрообъектива для камер формата Микро 4:3. Это M.Zuiko Digital ED 60mm f/2.8 (1:1) и M.Zuiko Digital ED 30mm f/3.5 (1,25x). Эквивалентное фокусное расстояние этих объективов составляет 120мм и 60мм, соответственно.

Panasonic

Для чего нужен макрообъектив. Смотреть фото Для чего нужен макрообъектив. Смотреть картинку Для чего нужен макрообъектив. Картинка про Для чего нужен макрообъектив. Фото Для чего нужен макрообъектив
Lumix G MACRO 30mm f/2.8

Для полнокадровых камер с байонетом L у Panasonic имеется Lumix S 24-105mm f/4 Macro O.I.S. с увеличением 1:2. Для камер формата Микро 4:3 – Lumix G MACRO 30mm f/2.8 и Leica DG Macro-Elmarit 45mm f/2.8 ASPH. MEGA O.I.S., оба из которых имеют максимальный коэффициент увеличения 1:1. Их эквивалентное фокусное расстояние составляет 60мм и 90мм, соответственно.

Sigma

Для чего нужен макрообъектив. Смотреть фото Для чего нужен макрообъектив. Смотреть картинку Для чего нужен макрообъектив. Картинка про Для чего нужен макрообъектив. Фото Для чего нужен макрообъектив
Sigma 70mm f/2.8 DG Macro Art

Sigma 70mm f/2.8 DG Macro Art доступен для байонетов Canon EF, Nikon F, Sigma SA, Sony E и Leica L. Увеличение объектива составляет 1:1.

Sony

Для чего нужен макрообъектив. Смотреть фото Для чего нужен макрообъектив. Смотреть картинку Для чего нужен макрообъектив. Картинка про Для чего нужен макрообъектив. Фото Для чего нужен макрообъектив
Sony FE 90mm f/2.8 Macro G OSS. Источник: bhphotovideo.com

Макрообъективы Sony для беззеркальных камер с байонетом E обеспечивают максимальный коэффициент увеличения 1:1. Для полнокадровых камер присутствует популярный телефото объектив FE 90mm f/2.8 Macro G OSS, а также вариант с нормальным фокусным расстоянием – FE 50mm f/2.8 Macro. Для APS-C моделей в линейке есть очень компактный E 30mm f/3.5 Macro. Также у Sony есть два объектива для более старых зеркальных камер с байонетом А: телефото 100mm f/2.8 Macro и нормальный 50mm f/2.8 Macro, также с максимальным коэффициентом увеличения 1:1.

Tamron

Для чего нужен макрообъектив. Смотреть фото Для чего нужен макрообъектив. Смотреть картинку Для чего нужен макрообъектив. Картинка про Для чего нужен макрообъектив. Фото Для чего нужен макрообъектив
Tamron SP 90mm f/2.8 Di Macro 1:1 VC USD

Tamron SP 60mm f/2 Di II Macro, доступный для камер Canon, Nikon и Sony, обеспечивает воспроизведение 1:1. Tamron также имеет три версии 90мм макрообъектива. Новейшая из них – SP 90mm f/2.8 Di Macro 1:1 VC USD для Canon, Nikon и Sony A. Две более старые версии также воспроизводят объект в натуральную величину.

Источник

Макросъёмка

Для чего нужен макрообъектив. Смотреть фото Для чего нужен макрообъектив. Смотреть картинку Для чего нужен макрообъектив. Картинка про Для чего нужен макрообъектив. Фото Для чего нужен макрообъектив

Под словом «макрофотография» обычно понимают снимки, сделанные в достаточно большом, но всё-таки не микроскопическом масштабе, т.е. примерно от 1:10 до 1:1. Снимки, масштаб которых превышает 1:1, относят уже к микрофотографии, а всё, что меньше 1:10, считается просто крупным планом. Приведённые диапазоны масштабов весьма условны, и могут служить лишь в качестве ориентиров, а никак не жёстких границ между отдельными жанрами фотосъёмки.

Быть может, читатель не вполне владеет понятием масштаба, и цифры 1:1 ему мало о чём говорят? Здесь нет ничего сложного. Масштаб съёмки – это отношение линейных размеров снимаемого объекта к линейным размерам его изображения, проецируемого объективом на матрицу или плёнку. Масштаб 1:1 означает съёмку в натуральную величину, т.е. объекту размером 10 мм будет соответствовать изображение размером также 10 мм. Масштаб 1:2 означает половину натуральной величины, т.е. проекция десятимиллиметрового объекта будет иметь размер 5 мм. Если первая цифра больше второй, то это говорит нам о возможности съёмки с увеличением. Например, при масштабе 2:1 объект размером 10 мм будет увеличен до 20 мм. Напомню, что речь идёт о размерах изображения, проецируемого на матрицу фотоаппарата. Разумеется, при просмотре фотографий на компьютерном мониторе или при печати объекты макросъёмки будут выглядеть значительно больше, чем они есть на самом деле.

В технических характеристиках любого фотографического объектива всегда указывается максимальный масштаб съёмки, достижимый при минимальной для данного объектива дистанции фокусировки.

Иногда вместо максимального масштаба указывают т.н. коэффициент увеличения объектива. Например, коэффициент увеличения 1× соответствует масштабу 1:1, 0,5× соответствует 1:2, а 2× указывает на возможность съёмки в масштабе 2:1, т.е. вдвое больше натуральной величины.

Выбор макрообъектива

Для занятия любительской макрофотографией наличие специализированного макрообъектива хоть и желательно, но всё же не критично. Стандартный китовый зум, какими обычно комплектуются любительские фотокамеры, позволяет в телеположении добиться масштаба примерно 1:3, а этого вполне достаточно для съёмки цветов, бабочек и тому подобных сюжетов.

Для чего нужен макрообъектив. Смотреть фото Для чего нужен макрообъектив. Смотреть картинку Для чего нужен макрообъектив. Картинка про Для чего нужен макрообъектив. Фото Для чего нужен макрообъектив

Тем не менее, если вы решили заняться макросъёмкой всерьёз, вам, скорее всего, понадобится настоящий макрообъектив, позволяющий вести съёмку в масштабе 1:1. Nikon называет свои макрообъективы микрообъективами, но это не меняет сути. Именно возможность снимать в масштабе 1:1 (или даже крупнее) отличает полноценный макрообъектив от просто объектива с «возможностью близкой фокусировки» или каким-нибудь «макрорежимом».

Впрочем, даже настоящие макрообъективы далеко не всегда годятся для серьёзной макросъёмки, и потому нам следует подробнее остановиться на некоторых параметрах, которыми различные макрообъективы отличаются друг от друга.

Фокусное расстояние

Фокусное расстояние – это, пожалуй, самый важный параметр, который стоит учитывать при выборе макрообъектива. В общем виде, чем больше фокусное расстояние, тем лучше. Причина в том, что от фокусного расстояния объектива напрямую зависит рабочая дистанция при макросъёмке. Рабочая дистанция – это расстояние от переднего края оправы объектива до снимаемого объекта (не путать с дистанцией фокусировки, которая отсчитывается от матрицы фотоаппарата). При съёмке в одинаковом масштабе объектив с бо́льшим фокусным расстоянием обеспечит бо́льшую рабочую дистанцию, чем объектив с меньшим фокусным расстоянием, а чем больше рабочая дистанция, тем удобнее работать фотографу.

Главный недостаток коротких макрообъективов (вроде AF-S DX Micro-NIKKOR 40mm f/2.8G, AF-S Micro NIKKOR 60mm f/2.8G ED, Canon EF-S 35mm f/2.8 Macro IS STM, Canon EF 50mm f/2.5 Compact Macro) в том, что для достижения максимального масштаба вам приходится приближаться к объекту съёмки практически вплотную, так, что от объектива его отделяют считанные сантиметры. Это создаёт ряд проблем:

Именно поэтому макрообъективы с фокусным расстоянием в районе 50-60 мм (или эквивалентном) малопригодны для серьёзной макросъёмки, несмотря на свою способность снимать в масштабе 1:1.

Хороший макрообъектив должен обладать эквивалентным фокусным расстоянием не менее 100 мм, как, например, Canon EF 100mm f/2.8 Macro USM или AF-S VR Micro-Nikkor 105mm f/2.8G IF-ED. Такой объектив позволяет фотографировать, не упираясь блендой в объект съёмки, а также обеспечивает естественную перспективу снимка. Кроме того, пользоваться штативом и фокусировочными рельсами, не говоря уже о вспышках и рефлекторах, намного удобнее, когда вы находитесь на некотором удалении от снимаемого объекта.

Профессиональные макрофотографы обычно предпочитают использовать ещё более длинные макрообъективы: Canon EF 180mm f/3.5L Macro USM и AF Micro-Nikkor 200mm f/4D IF-ED. Причина всё та же: чем дальше вы отстоите от объекта, тем комфортнее съёмка.

Резкость

Макрофотография – это тот случай, когда резкость объектива не имеет абсолютно никакого значения, и вот почему: во-первых, практически все макрообъективы отличаются изумительной резкостью – это в принципе наиболее резкий класс объективов, а во-вторых, в силу того, что большую часть времени вы будете снимать на диафрагмах от f/16 и меньше, дифракция сведёт на нет всякое преимущество в резкости, которое один макроообъектив мог бы иметь перед другим при съёмке на больших диафрагмах. Резкость ваших макроснимков будет в значительно большей степени зависеть от устойчивости камеры и точности фокусировки.

Светосила

Подавляющее большинство макрообъективов обладают светосилой от f/2,8 до f/4. Этого вполне достаточно, учитывая тот факт, что макрофотографии крайне редко делаются при минимальном значении диафрагмы. Обычно недостаток глубины резкости заставляет фотографа сильно диафрагмировать объектив. В сущности, полностью открытая диафрагма при макросъёмке используется только для экспозамера и наведения на резкость.

Стабилизация изображения

Наличие или отсутствие в макрообъективе оптического стабилизатора изображения (IS или VR) не должно вас слишком сильно беспокоить. Стабилизатор может быть полезен, если вы собираетесь время от времени использовать макрообъектив в качестве обычного телеобъектива общего назначения, но непосредственно при макросъёмке толку от стабилизатора немного.

Дело в том, что встроенные в объектив системы оптической стабилизации в большинстве своём способны компенсировать только тангаж и рыскание фотоаппарата, т.е. его повороты относительно поперечной и вертикальной осей, но никак не учитывают параллельный сдвиг камеры по вертикали, горизонтали или в переднезаднем направлении. И если в нормальных условиях параллельными колебаниями камеры можно пренебречь, то на сверхмалых расстояниях до объекта они начинают вносить существенный вклад в деградацию резкости.

Кроме того, съёмка при малых значениях диафрагмы обычно сопряжена с использованием сравнительно невысоких скоростей затвора, что, в свою очередь, вынуждает вас прибегать к помощи штатива. А если уж вы взялись за штатив, то оптическая стабилизация изображения становится совершенно излишней.

Освещение

Для чего нужен макрообъектив. Смотреть фото Для чего нужен макрообъектив. Смотреть картинку Для чего нужен макрообъектив. Картинка про Для чего нужен макрообъектив. Фото Для чего нужен макрообъектив

Для макросъёмки годится как естественный, так и искусственный свет. Однако необходимо понимать, что макрофотограф, снимающий при естественном освещении, постоянно сталкивается с дефицитом света, что, во-первых, обручает его со штативом, а во-вторых, лишает возможности работать с подвижными объектами.

Для чего нужен макрообъектив. Смотреть фото Для чего нужен макрообъектив. Смотреть картинку Для чего нужен макрообъектив. Картинка про Для чего нужен макрообъектив. Фото Для чего нужен макрообъектив

Использование вспышек в качестве основного источника света несколько развязывает нам руки. Неплохим решением для съёмки насекомых являются системы, состоящие из двух небольших вспышек, которые при помощи специального хомута крепятся с двух сторон прямо на объектив (примеры: Nikon R1, Canon MT-24EX). Кольцевые вспышки вроде Canon MR-14EX II обладают меньшей мощностью, но обеспечивают более мягкое и равномерное освещение.

Если вы занимаетесь макросъёмкой в студийных условиях, вы можете воспользоваться полноценными студийными вспышками. Это даст вам абсолютный контроль над светом, но, к сожалению, из-за громоздкости оборудования такой подход совершенно неприемлем на природе.

Экспозиция

Наиболее предпочтительным режимом определения экспозиции при макросъёмке является режим приоритета диафрагмы (A или Av), что обусловлено необходимостью держать под контролем глубину резкости. Ручной режим (M) уместен только при работе со студийным светом.

Откровенно говоря, при съёмке макро трудно говорить о какой бы то ни было глубине резкости. ГРИП ничтожно мала, и обычно приходится изрядно потрудиться, чтобы хоть что-нибудь в кадре получилось безусловно резким. Не бойтесь закрывать диафрагму. Дифракция – вещь неприятная, но в данном случае стоит с ней смириться – увеличение глубины резкости оказывается важнее.

Следует также помнить, что при фокусировке макрообъектива на близких дистанциях происходит значительное удлинение объектива за счёт выдвижения передней группы линз. Это необходимо для достижения максимального масштаба съёмки, но ведёт к заметной потере светосилы, так как при увеличении длины объектива величина относительного отверстия неизбежно уменьшается. Так, объектив с маркировкой f/2,8 при фокусировке на бесконечность действительно будет обладать светосилой f/2,8, но при минимальной дистанции фокусировки его светосила может упасть до f/5,6. В этом нет ничего страшного, коль скоро вы не собираетесь выставлять экспозицию вручную. В автоматических режимах определения экспозиции камера учитывает уменьшение эффективной светосилы и сама вносит необходимые коррективы.

Использование штатива

Качественное макро обычно снимают со штатива. И дело не только в устойчивости фотоаппарата, которую обеспечивает штатив, но и в общем удобстве работы. При хорошем освещении можно снимать и с рук, но со штативом проще добиться аккуратного кадрирования и точной фокусировки. Также штатив освобождает вас от необходимости постоянно держать камеру в руках и позволяет более свободно оперировать вспышками, отражателями, фонами и т.п.

Для макросъёмки хороши штативы без центральной штанги или те, у которых центральная штанга выполнена съёмной. Если конструкция вашего штатива не позволяет расположить камеру достаточно низко над землёй, можно воспользоваться бинбэгом или же, в крайнем случае, положить камеру прямо на землю.

Фокусировка

Наводка на резкость при макросъёмке – непростая задача. Малейшее движение камеры или объекта съёмки приводит к потере фокуса, да и глубина резкости на макродистанциях не оставляет вам права на ошибку.

Для чего нужен макрообъектив. Смотреть фото Для чего нужен макрообъектив. Смотреть картинку Для чего нужен макрообъектив. Картинка про Для чего нужен макрообъектив. Фото Для чего нужен макрообъектив

Будет лучше, если вы научитесь фокусироваться вручную, поскольку автофокус при макросъёмке может вести себя непредсказуемо и часто не в состоянии обеспечить достаточную точность.

Серьёзно настроенные макрофотографы используют устойчивый штатив и специальные фокусировочные рельсы, по которым сама камера может плавно перемещаться вперёд или назад. Этот способ фокусировки является самым точным и надёжным, но требует определённых вложений и соответствующего навыка. Впрочем, даже если вы просто держите камеру в руках, вы можете сначала приблизительно сфокусировать объектив, а затем добиться точного фокуса слегка перемещая камеру.

Макрокольца и макролинзы

Существуют сравнительно недорогие альтернативы полноценным макрообъективам. Фотолюбители, желающие сэкономить на оптике, могут прибегнуть к особым макрокольцам или макролинзам, которые позволяют временно модифицировать любой имеющийся у вас объектив, превратив его в подобие макрообъектива. В обоих случаях вы теряете возможность сфокусироваться на бесконечность, поскольку весь диапазон дистанций фокусировки вашего объектива будет смещён в ближнюю к вам сторону, но зато и максимальный масштаб съёмки будет пропорционально увеличен.

Для чего нужен макрообъектив. Смотреть фото Для чего нужен макрообъектив. Смотреть картинку Для чего нужен макрообъектив. Картинка про Для чего нужен макрообъектив. Фото Для чего нужен макрообъектив

Макрокольца или удлинительные кольца представляют собой полые трубки определённой длины, устанавливаемые между корпусом фотоаппарата и объективом. Отдаляя объектив от матрицы, кольца позволяют ему фокусироваться ближе, чем это предусмотрено его конструкцией. Главным достоинством удлинительных колец (после их дешевизны) является отсутствие в них каких-либо оптических элементов – внутри кольца просто воздух, – в связи с чем применение колец практически не сказывается на качестве изображения.

Какие кольца выбрать? Лучший вариант – это набор Kenko Automatic Extension Tube Set DG, состоящий из трёх колец – 12, 20 и 36 мм. Имеются версии как для Nikon, так и для Canon. Набор Kenko хорош тем, что кольца в полной мере сохраняют связь между камерой и объективом, обеспечивая полноценную работу экспонометра, автофокуса, диафрагмы и прочих систем. Canon выпускает свои собственные макрокольца, но по качеству они ничуть не лучше колец Kenko, а стоят заметно дороже. Nikon же собственных удлинительных колец в настоящее время не производит.

Для чего нужен макрообъектив. Смотреть фото Для чего нужен макрообъектив. Смотреть картинку Для чего нужен макрообъектив. Картинка про Для чего нужен макрообъектив. Фото Для чего нужен макрообъектив

Макролинзы или насадочные линзы накручиваются на объектив спереди, используя резьбу для светофильтров, и действуют подобно увеличительному стеклу. В отличие от макроколец, насадочные линзы оказывают отрицательно влияние на качество изображения, поэтому стоит избегать дешёвых моделей, имеющих единственный оптический элемент, предпочтя им насадки с более сложной схемой, призванной свести к минимуму оптические аберрации. Золотым стандартом считаются Canon 500D (+2 диоптрии), Canon 250D (+4 диоптрии) и уже снятые, к сожалению, с производства, Nikon 5T (+1,5 диоптрии) и Nikon 6T (+2,9 диоптрии).

Замечу, что кольца и насадки могут быть полезны не только с точки зрения экономии, но и в тех случаях, когда вы путешествуете налегке и не расположены брать с собой лишний объектив специально для макрофотографии, однако при этом не хотите остаться совсем безоружным, если вдруг вам неожиданно подвернётся интересный макросюжет. Словом, для эпизодической макросъёмки макрокольца и макролинзы являются весьма разумным решением.

Спасибо за внимание!

Post scriptum

Если статья оказалась для вас полезной и познавательной, вы можете любезно поддержать проект, внеся вклад в его развитие. Если же статья вам не понравилась, но у вас есть мысли о том, как сделать её лучше, ваша критика будет принята с не меньшей благодарностью.

Не забывайте о том, что данная статья является объектом авторского права. Перепечатка и цитирование допустимы при наличии действующей ссылки на первоисточник, причём используемый текст не должен ни коим образом искажаться или модифицироваться.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *