Для чего нужен маркетинг
Для чего нужен маркетинг
Наверняка вы изучали ассортимент и цены конкурентов. Такой анализ — уже маркетинг, так как представляет собой поверхностное исследование рынка. Осталось только углубиться в него и понять, кто заинтересован в вашей продукции и как предложить людям именно то, что они хотят.
Определите, хотя бы примерно, ключевые характеристики своей аудитории: пол, возраст, место проживания, уровень дохода, интересы. Потом поделите клиентов на группы. Так, в аудиторию мебельного салона могут входить семейные пары с детьми, холостяки, менеджеры компаний, закупающие мебель в офис, и всех этих людей заинтересует совершенно разные рекламные предложения. Понимание аудитории, её привычек и потребностей позволит «угодить» большему количеству клиентов.
Пример
Вы — владелец столовой, где часто обедают сотрудники соседнего делового центра. Рядом находится вуз, и вы заметили, что студенты к вам тоже приходят, но куда реже: из-за коротких перемен они редко успевают поесть в столовой и предпочитают перекусывать на бегу. Обнаружив выпадающий сегмент аудитории — студентов, вы можете ввести в ассортимент сэндвичи и другие блюда на вынос. Прорекламировать их как сытный, недорогой и здоровый перекус и увеличить поток клиентов.
Начиная бизнес, некоторые предприниматели полагаются исключительно на сарафанное радио. Но оно не всемогуще. Как клиенты лакокрасочной фабрики на другом конце города узнают, что у неё самые низкие цены, если прайс-листа нет в свободном доступе, а компания никак не заявила о себе? Маркетинг предлагает множество эффективных инструментов продвижения товаров и услуг, и не все из них требуют больших вложений. Конкурсы с хэштегами в Instagram, размещение постов в тематических группах в соцсетях, партнёрство с профильными дистрибьюторами, контекстная и таргетированная реклама, почтовые рассылки, акции, скидки и специальные предложения, публикации в тематических СМИ — всё это можно использовать, чтобы о вас узнали и к вам пришли.
Пример
Сложно продать людям то, что им не нужно. Ещё сложнее — сделать так, чтобы покупка не была разовой. Маркетинг позволяет определить истинные потребности аудитории, не всегда очевидные. Понять, что для потребителя важнее: удобство, эстетика, доступность, качество или комбинация каких-то параметров. И благодаря этому не только правильно выстроить стратегию продвижения, но и обнаружить несовершенства продукта с точки зрения клиента.
Пример
Вы производите качественную косметику и сбываете её по рыночным ценам в розничных магазинах. Но покупают её почему-то хуже, чем продукцию конкурентов. Казалось бы, вы удовлетворяете главную потребность потребителя — качество продукта. Вы анализируете портрет целевой аудитории, проводите опросы и, например, делаете вывод, что часть потенциальных покупателей — женщины 18+, которым нравятся яркие и стильные баночки. Вы меняете дизайн упаковки, и продажи растут.
Не так важно, высокая цена или низкая — в сознании потребителя цена должна быть справедливой: клиент хочет понимать, за что ему предлагают заплатить именно столько. Благодаря маркетингу компания будет знать расценки в своей нише, примерную платёжеспособность аудитории и сможет действовать в этих рамках. А цена и её «обоснование» в рекламном сообщении о продукте будут выглядеть по-разному, в зависимости от интересов каждого потребительского сегмента: как плата за элитную ценность, как способ сэкономить, как гарантия качества и т.п. Исследование рынка и аудитории также подскажет, что подтолкнёт к продажам в конкретной ситуации: акция «2 по цене 1», раздача бесплатных образцов или скидки.
Пример
Вам принадлежит небольшой тату-салон, у которого есть сайт. С помощью, например, Яндекс.Метрики или Google Analytics вы узнали, что услугами салона чаще всего интересуются люди, которые проводят много времени на странице «Как ухаживать за татуировкой» (значит, они читают текст раздела). Вы понимаете, что потенциальных клиентов волнует этот вопрос, и на странице с перечнем услуг указываете, что в стоимость татуировки входит подробная консультация об уходе за тату и баночка заживляющего лосьона.
Понимание клиентской базы подскажет, где искать потребителя и каким образом он готов приобретать товар: через интернет или в розничном магазине, оформляя предзаказ или дожидаясь распродажи, оплачивая наличными или картой. Клиенту должно быть удобно, иначе он ничего не купит или будет покупать реже.
Пример
В торговом центре есть 2 свободных помещения, вы выбираете, какое из них арендовать под аптеку: подороже на первом этаже или дешевле и просторнее на втором. Кажется, что выгоднее последний вариант. Но целевая аудитория аптеки — люди, которым необходимы лекарства. Часто они ослаблены, плохо себя чувствуют и совершенно не готовы совершать лишние усилия, чтобы подняться на второй этаж – проще найти аптеку поближе. Вы арендуете помещение на первом этаже и не теряете клиентов.
Пример
Вы владеете продуктово-овощной лавкой в современном жилом комплексе. По соседству с вашей точкой есть сетевой супермаркет и небольшой гастроном. У конкурентов ассортимент шире, поэтому клиенты заходят к вам, когда забыли что-то купить в другом магазине. Благодаря анализу аудитории вы знаете, что квартиры в жилом комплексе выбирают люди с достатком выше среднего, которые стремятся к разумному потреблению. И поэтому предлагаете покупателям взвешивать свежие овощи и фрукты не в пластиковых пакетах, а в многоразовых сетках, а на выходе из магазина ставите урны для раздельного сбора мусора. Для клиента это выглядит как способ удовлетворить сразу 2 потребности: купить продукты и позаботиться о природе, чего не предлагает ни один из ваших конкурентов.
Уделяя внимание потребностям и характеристикам целевой аудитории, легче подобрать правильные каналы коммуникации, а также получить оперативную обратную связь. Если бизнес общается с клиентом на одном языке, у потребителя появляется ощущение, что его слышат и понимают, разделяют его ценности, а это повышает лояльность. И конечно, маркетинг позволяет избежать элементарных ошибок в коммуникации с аудиторией: например, фамильярного тона в почтовой рассылке, адресованной юристам с 10-летним стажем судебной практики.
Пример
Вы закупили партию товара для небольшого бутика — рубашки и брючные костюмы из немнущейся ткани. Вы уже давно ведёте аккаунт бутика в Instagram, где и публикуете пост о новом продукте. Вместо того, чтобы разместить просто фото и подписать цену, также рассказываете о преимуществах ткани, даёте пару советов, как ухаживать за такой одеждой, и спрашиваете клиентов, в каком ещё товаре они заинтересованы.
Маркетинг требует вложений, но предотвращает напрасные траты и позволяет предпринимать заведомо более эффективные меры. Так, можно запустить в социальных сетях рекламу без таргета, то есть не нацеленную на конкретную категорию людей. Но с таргетом кампания сработает лучше. Можно рискнуть, закупив партию товара наугад, и прогореть. А можно выбрать то, что точно понравится большей части целевой аудитории. Лучше хотя бы немного вложиться в маркетинг или использовать бесплатные инструменты, чем действовать вслепую.
Пример
Необязательно использовать все существующие инструменты, кое-где достаточно просто здравого смысла. Важно руководствоваться ключевой идеей маркетинга: в центре бизнеса — потребности и интересы клиента, которым соответствует продукт компании. В противном случае то, что делает предприниматель, будет нужно только ему самому, и никакие рекламные уловки не мотивируют клиентов к регулярной покупке.
Пример
Вы заказываете масштабную рекламную кампанию именитому маркетинговому агентству. Не рассказываете о своей фирме практически ничего, кроме очевидных вещей, не объясняете, в чём уникальность торгового предложения, но надеетесь, что чужие усилия обеспечат рост вовлечённости аудитории. В результате количество посетителей сайта компании растёт, а продажи — нет. Вы делаете выводы, анализируете данные, предоставленные агентством, изучаете свою аудиторию, улучшаете продукт в соответствии с истинными потребностями клиентов. А потом снова обращаетесь за помощью к маркетологам, и вторая рекламная кампания окупается с лихвой.
Что такое маркетинг: разбор понятия, виды маркетинга и его главные задачи в бизнесе
Благодаря этой подробной статье вы поймёте, что такое маркетинг, каких видов он бывает и какие задачи с его помощью можно решить в сфере бизнеса. Как грамотный маркетинг позволяет получать больше прибыли и отстраиваться от конкурентов, используя маркетинговые инструменты в офлайне и интернете.
Что такое маркетинг: простой разбор понятия
Маркетинг — это процесс, направленный на удовлетворение потребностей целевой аудитории, отстройки от конкурентов, расширения клиентской базы и увеличения конечной прибыли. С его помощью формируется грамотное управление производством и сбытом продукции, поставками и продажей товаров или оказанием услуг.
Под этим понятием также подразумевается аналитическая сторона бизнеса: изучение рынка, конкурентов и потребностей целевой аудитории. А также его продвижение в офлайне и интернете.
«Если вы в бизнесе что-то продаёте, вы находитесь один на один с вашим клиентом. Чтобы кому-то что-то продать вы должны оказаться с клиентом лицом к лицу, один на один. Даже если вы продаёте через сайт. Всё равно, клиент должен к вам прийти.
Моё определение маркетинга следующее: «Маркетинг — это всё, что мы делаем для того, чтобы оказаться с клиентом один на один. Для того, чтобы клиент к нам пришёл первый раз или в последующие разы». Это и есть, маркетинг.»
Евгений Колотилов — российский бизнес-тренер
Единого определения маркетинга не существует, так насчитывается более 2000 формулировок. Даже маркетологи не могут прийти к единому мнению, что же такое маркетинг. Но предложенное выше определение всесторонне раскрывает само понятие.
Чтобы чётко понимать, что такое маркетинг и зачем он нужен, необходимо познакомиться с его целями, задачами и видами.
Цели и задачи маркетинга: зачем он нужен и как помогает бизнесу
Цель маркетинга — привлечение новых клиентов, удержание старых и побуждение их к повторным покупкам или заказу услуг. А также удовлетворение потребностей и нужд клиентов.
Маркетинг позволяет повышать качество услуг, товаров, создавать наиболее выгодные предложения и цены с учётом изменений запросов потребителей.
Задача маркетинга — определить нужды конкретного сегмента рынка и сделать предложение лучше, чем у конкурентов. То есть максимально удовлетворить потребности клиентов путём увеличения качества продуктов, услуг, что в результате повысит лояльность целевой аудитории и прибыль компании или предпринимателя.
Все задачи маркетинга можно представить в виде списка:
Из этого можно сделать выводы, что маркетинг позволяет разносторонне развивать бизнес и привлекать ЦА. А заниматься им нужно не после открытия компании, а задолго до этого, в процессе составления бизнес-плана.
«Я сформулировала для себя маркетинг таким предложением: «Маркетинг — это все те действия, которые направлены на сбыт продукции компании. То есть это могут быть и товары и услуги».
Но есть ещё и другое понятие: «Маркетинг — это те действия, которые направлены на привлечение, удержание и возврат клиентов».»
Ирина Бородавко — руководитель маркетингового агентства «Том Сойер»
Виды маркетинга в офлайне и интернете
Существует более 20 видов маркетинга. Каждый из них играет свою роль в развитии и продвижении бизнеса.
Коротко рассмотрим особенности 17 главных видов маркетинга.
Таким образом, благодаря разнообразию видов маркетинга, его можно применить к любой сфере бизнеса. Практика показывает, что только за счёт грамотной маркетинговой стратегии можно продвинуть продукт, привлечь больше клиентов, покупателей, улучшить качество товаров, услуг и увеличить прибыль. То есть маркетинг — это неотъемлемая часть любого бизнеса.
Как внедрить маркетинг в свой бизнес, и стоит ли это делать
Маркетинг должен… обязан присутствовать в любом бизнесе, независимо от того, чем занимается компания или предприниматель. Поэтому его внедрение является обязательным моментом, чтобы получать больше клиентов, делать больше продаж и получать больше денег.
Маркетинг — это не только реклама. Это более широкое понятие, что можно увидеть из информации приведённой выше.
Для внедрения маркетинга в бизнес достаточно самостоятельно изучить нужные его направления, создать внутренний отдел маркетинга компании или передать эту задачу на аутсорсинг маркетинговой компании.
Чтобы внедрить этот инструмент, надо понять, какие проблемы и сложности есть у бизнеса, и какой именно вид или виды маркетинга помогут их решить.
Также нужно понимать, что будущий предприниматель, составляя бизнес-план и анализируя рынок, нишу и конкурентов уже занимается маркетингом. То есть анализом. Потом идут подсчёты, определения оптимальной ценовой политики, ассортимента товаров или набора услуг, методов продвижения и привлечения клиентов или покупателей.
То есть, чтобы внедрить маркетинг в свой бизнес, достаточно пойти выбранным путём:
При первом варианте тратится меньше денег, но высоки риски допустить серьёзную ошибку, которая может навредить бизнесу.
Второй вариант позволяет снизить все возможные риски и доверить задачу конкретным специалистам. Здесь придётся потратиться не только на реализацию маркетинговых стратегий, но и на зарплаты маркетологам.
А третий вариант обойдётся дешевле, чем собственный штат маркетологов, однако сторонние специалисты могут халатно относиться к выполнению своей работы. Особенно если они удалённые.
Каким способом внедрить маркетинг в бизнес — каждый руководитель решает сам. Но любая компания должна заниматься им, иначе банкротство.
Вы знаете чего хотят ваши клиенты? Как вы думаете, они доверяют вашим продуктам?
А когда вы в последний раз видели как клиент пишет о вашем продукте / услуге? Что это было? Это была жалоба или комплимент?
А ответы на все эти вопросы лежат в маркетинге.
И то, как вы продвигаете свой бизнес, определяет будет ваш бизнес успешным или нет.
Маркетинг — это инструмент. Он используется для создания и поддержания спроса, репутации, известности и конкуренции. А также во многом другом.
Без всего этого ваш бизнес, вероятно, закроется из-за того, что не будет продаж.
В эпоху digital маркетинга вы можете мониторить и отслеживать не только свой маркетинг, но и взаимодействие со своими клиентами.
Итак, почему маркетинг так важен? Проверьте эти 7 причин почему вам это действительно нужно.
1. Маркетинг — это эффективный способ привлечения клиентов
Вы знаете, что для нормального существования вам, как и любому другому бизнесу, важно привлекать своих клиентов. А маркетинг — это инструмент для сохранения и поддержания разговора.
Но скажу сразу, что привлечение клиентов и продвижение вашего оффера — это не одно и то же.
Привлечение клиентов включает в себя предоставление клиентам соответствующей информации о ваших продуктах / вашем бизнесе. И это все о создании свежего контента.
Поэтому вы должны знать где ваш целевой рынок проводит свое время. А также о чем говорят потенциальные клиенты и что их беспокоит. Это поможет вам создать нужный им контент.
Расскажите им то, чего они не знают. Но сделайте это так, чтобы им это было интересно. Ну, и кроме того, контент должен стоить времени, которое клиенты потратят на его чтение. Потому что если они не увидят никакой пользы, то они сразу же уйдут.
Хороший контент должен вызывать у ваших клиентов доверие. А доверие приводит к продажам.
Одна из лучших платформ, где вы можете привлечь своих клиентов — это социальные сети.
Разные бизнесы по-разному привлекают своих клиентов. Например, кто-то делает pdf отчет и / или пишет руководство. А кто-то записывает короткие video на 2 минуты и / или audio подкаст. Ну, и так далее.
Вы можете сделать из этого что-то одно или делать и то, и другое, и третье. А можете придумать что-то свое.
Привлекая клиентов, вы даете им чувство сопричастности.
И допустим, что ваше конечная цель — вы хотите чтобы они оставили вам свой email адрес / совершили покупку.
Каждый маленький шаг, каждый клик на пути к цели — это тоже точка конверсии. Вы всегда должны убеждать на уровне «микро-действий», а также «макро-действий».
Удовлетворение каждым кликом (микро-действие) повышает их уверенность в том, что они получат то, за чем пришли (цель или макро-действие).
2. Маркетинг помогает строить и поддерживать репутацию бизнеса
Рост и продолжительность жизни вашего бизнеса зависят от его репутации. Значит, от репутации бизнеса зависит капитал вашего бренда.
И большая часть вашего маркетинга должна быть направлена на формирование капитала бренда вашего бизнеса.
Репутация бизнеса строится когда он эффективно отвечает ожиданиям своих клиентов.
3. Маркетинг помогает построить отношения между вами и вашими клиентами
Итак, вы знаете, что для того, чтобы достичь успеха в бизнесе, вам нужно строить доверительные отношения со своими клиентами. Но как маркетинг поможет вам установить эти отношения?
Сегменты маркетинговых исследований должны основываться на
Вы можете достаточно легко собрать все эти демографические данные. Их можно получить в Google Analytics. И они представляют собой конкретные цифры. Это все, что касается потенциального клиента. Например,
Но по сути, эти данные не передают никаких интересов потенциальных клиентов. А также они не дадут их глубинных мотивов или индивидуальных особенностей.
В то время как психографические данные включают в себя:
С помощью этих данных вы сможете понять чем занимается потенциальный клиент. А также узнаете его интересы и какие преимущества вашего оффера подтолкнут его к покупке.
Психографика раскрывает внутреннюю мотивацию клиента и помогает понять почему он покупает.
Такая сегментация поможет вам удовлетворить потребности ваших клиентов и завоевать их доверие. И это делает клиентов лояльными к вашему бренду.
У постоянных клиентов будет доверие, которое поможет им покупать у вас другие продукты.
А доверие и понимание между вами и вашими клиентами поможет вам лучше продавать свои продукты. И чем лучше клиенты покупают, тем больше денег вы заработаете.
4. Маркетинг — это канал связи, который используется для информирования клиентов
Маркетинг информирует ваших клиентов о продуктах / услугах, которые вы им предлагаете.
Сейчас на рынке очень жесткая конкуренция. И чтобы убеждать своих клиентов, вам нужно постоянно заявлять о себе.
Поэтому постоянно сообщайте им о том, что у вас есть.
Например, вы создали новый пост в блоге / новый pdf отчет — дайте им знать об этом.
Если вы записали полезное для них video / разместили audio подкаст, то скажите им об этом.
Если вы выпустили новую электронную книгу (e-book) / у вас скидки, которые действуют именно сейчас, то не молчите. Скажите им об этом. Пусть они знают об этом.
Через маркетинг клиенты узнают о любой информации, которая может быть им полезна. Это создает узнаваемость бренда и выделяет ваш бизнес.
5. Маркетинг помогает увеличить продажи
Маркетинг использует различные способы для продвижения ваших продуктов или услуг.
Как только началась реклама продукта, он уже находится в радаре потенциальных клиентов. И это увеличивает ваши шансы его продать.
Потенциальные клиенты захотят попробовать ваши продукты / услуги. И это вызовет решение о покупке.
Когда клиенты довольны вашими продуктами или услугами, они без вашего ведома становятся послами вашего продукта / бренда. Они распространят информацию, и ваши продажи начнут расти.
Поэтому убедитесь, что в дополнение ко всем вашим маркетинговым усилиям, ваши продукты / услуги действительно высокого качества. Иначе вы получите не тот результат, который хотели получить.
Дайте клиенту то, что он ищет, сделайте это в правильный момент и самым лучшим образом, и он это высоко оценит.
6. Маркетинг помогает в предоставлении информации о вашем бизнесе
Вы, как digital бизнесмен / маркетолог, понимаете необходимость таргетинга на нужную аудиторию. И тем не менее, у вас должен быть правильный контент, чтобы им можно было поделиться с такой аудиторией.
Ваши маркетинговые стратегии помогут вам определить, какие бизнес-сообщения убедят вашу целевую аудиторию.
На этом этапе проверьте различные сообщения и посмотрите что из них работает.
После того, как вы протестируете несколько разных сообщений, вы узнаете какие стратегии работают. а какие — нет.
Это даст вам необходимое понимание и поможет избежать догадок.
7. Маркетинг помогает вашему бизнесу поддерживать релевантность
Большинство бизнесов считают, что они всегда будут оставаться любимым брендом клиента. Потому что до сих пор клиент никогда не жаловался.
Но на самом деле это неправильное мышление. Вы должны быть тем, кто первым приходит на ум вашим потенциальным клиентам, когда им нужно решить проблему. И это должны быть вы, а не ваши конкуренты.
Вы знаете, что для того, чтобы не угаснуть, любые отношения должны поддерживаться. И маркетинг помогает вам поддерживать их с клиентами.
Поэтому не фокусируйтесь на приобретении новых клиентов, до тех пор, пока не решите проблему сохранения существующих клиентов.
Почему маркетинг важен для победы над конкурентами?
Ваши конкуренты активно продвигают свои продукты. Разве это не говорит вам почему маркетинг важен?
Для того, чтобы быть среди первых, проведите исследование того, что ожидает ваш целевой рынок. А затем найдите способы предоставления лучших продуктов или услуг.
Если вы предлагаете продукт / услугу, которые являются новыми для рынка, вы должны быть более настойчивыми и оперативными.
(Примечание. О том, как зарабатывать выстраивая взаимоотношения с потенциальными клиентами, создавая доверие, принося им пользу, автоматизируя воронку продаж и создавая неотразимый offer, вы можете узнать здесь.)
Маркетинг. Просто о сложном
Одно из основных направлений моей деятельности — это внедрение CRM-систем. По этой теме я написал множество статей, выпустил книгу и продолжаю развивать это направление дальше. Но в последнее время я стал получать все больше вопросов по темам, касающихся не столько программных систем, сколько принципов работы с ними. Конечно, я понимаю, что такое продажи, я изучил, модернизировал, внедрил на практике множество различных бизнес-процессов продажи для самых разных отраслей.
На практике я часто сталкиваюсь с просьбами от клиентов – оценить работу отдела маркетинга, провести анализ сайта с точки зрения маркетинга и т.д. Также возникает множество вопросов, связанных с повышением объема продаж. Т.е. ко мне обращаются уже не просто с вопросами о том, как упорядочить, стандартизировать и систематизировать работу с клиентами, но задают вопросы, связанные, по существу, с развитием бизнеса.
И здесь я столкнулся с той же проблемой, что и при работе по внедрению программных систем: люди не понимают значение терминов. Часто даже если их используют. А потому я решил цикл статей посвятить важнейшим понятиям, связанным с бизнесом. Первая статья этого цикла была посвящена термину «Бизнес». А сейчас я хочу поговорить о самом употребляемом слове в сфере продаж – это маркетинг.
Этот термин используют самые разные компании – от совсем небольших, весь штат которых не превышает 15 человек. И везде вопрос маркетинга стоит очень остро. При этом часто даже руководители высшего звена не совсем понимают, что такое маркетинг, зачем он нужен и что с ним делать.
Самые распространенные варианты ответа на вопрос о значении термина:
Если вы не будете понимать правильное значение термина, вы не сможете эффективно и по назначению пользоваться инструментом, который описывает этот термин.
История появления термина «маркетинг»
В нашу страну слово «маркетинг» вместе с другими бизнес-терминами пришло одновременно со становлением рыночной экономики в 90-е годы прошлого века. Многие из вас знают или даже помнят, что в СССР экономика была плановой. Это была особая модель, которая не нуждалась во многих инструментах и понятиях, так называемой, рыночной экономики. Переход от одной модели к другой начался в период Перестройки и последующего развала СССР. Подробнее о том, почему термины, связанные с бизнесом, были не нужны при плановой экономике, а также историю их появления в русском языке я описывал в статье «Что такое бизнес: разговор по понятиям».
В англоязычных источниках, а именно оттуда к нам и пришел термин, историю появления «маркетинга» описывают довольно противоречиво. Так, в англоязычной Википедии указан период появления этого слова и связанной с ним сферы деятельности – начало XIX века. Другие источники переносят появление маркетинга на середину XIX и даже начало XX века. Это связано с разными значениями, которые авторы вкладывают в понятие «маркетинг».
В западной литературе, к сожалению, также нет единого значения термина «маркетинг». Разные авторы дают определения, явно отличающиеся не только по форме, но и по сути. Аналогичная ситуация и в русскоязычных источниках. В той же Википедии на русском языке дано целых 7 вариантов значения этого слова.
Ниже я постараюсь обобщить знания, которые я собрал из зарубежных, отечественных источников, а также получил на практике в процессе работы с клиентами, чтобы внести максимальную ясность в вопросах использования термина «маркетинг». Эта информация поможет людям, которые озаботились увеличением своих продаж и работой с маркетингом, а также всем, кто интересуется вопросами выживаемости и развития бизнеса.
Варианты значения термина «маркетинг»
Обратимся еще раз к Википедии. На странице «Маркетинг» дано следующее определение этого термина:
Ма́рке́тинг (от англ. marketing — в буквальном переводе с английского означает «действие на рынке», «рыночную деятельность») — это организационная функция и совокупность процессов создания, продвижения и предоставления продукта или услуги покупателям и управление взаимоотношениями с ними с выгодой для организации. В широком смысле задачи маркетинга состоят в определении и удовлетворении человеческих и общественных потребностей.
Определение громоздкое и крайне сложное для восприятия. Ниже на той же странице приводится еще 6 различных определений маркетинга, взятых из разных учебников. Они также сложны и несколько противоречивы. Все это также вносит дополнительную путаницу. И если специалисты еще как-то «продираются» сквозь все эти тяжеловесные и сложные для восприятия конструкции, то человеку, который только начинает изучение темы, понять суть вопроса почти не реально.
Я предлагаю такое определение:
Маркетинг – это усилия, направленные на мотивирование потенциального потребителя к покупке товара.
В данном случае под словом «товар» я подразумеваю как материальные товары и ценности, так и любые виды услуг. «Товар» — это то, что нужно продать.
Также обратите внимание на формулировку «потенциальный потребитель». Слово «потенциальный» здесь очень важно. Маркетинг от продажи тем и отличается, что продажа – это когда к вам покупатель уже пришел, он уже хочет купить и у него уже сформирован определенный запрос, и продавец этот запрос обрабатывает.
Продажа – это обработка запроса потребителя. А маркетинг – мотивация потенциального потребителя, в результате которой запрос формируется.
На этапе потенциальный потребитель еще ничего не собирается покупать. Он может проявить определенный интерес к товару, но не более того. И усилия направлены именно на то, чтобы у него появился четкий запрос и потребность в покупке. И тогда потенциальный потребитель становится клиентом и начинается процесс продажи.
Почему важно заниматься маркетингом?
Все мы наблюдаем глобализацию, рынок во многих сферах можно назвать даже перенасыщенным. И при малейшем нарушении шаткого равновесия, например, в случае появления на рынке сильного конкурента или во время очередного экономического кризиса, многие компании уходят с рынка. Можно называть множество самых разных обстоятельств, сопровождающих подобные неудачи.
Причина во всех этих случаях одна – компания не может продать свой товар.
И здесь очень важна работа по мотивированию потенциальных клиентов к покупке. На отечественном рынке большинство компаний работают по принципу «уличного ларька». Т.е. покупатель случайно увидел на витрине нужный ему товар и купил. А если не увидел и не заметил, то и прошел мимо без покупки.
Здесь я не буду говорить о таких гигантах, как Кока-Кола или Apple. У них как раз с маркетингом все в полном порядке. Я описываю ситуацию в большинстве отечественных производственных компаниях. Подобный подход я наблюдал у производителей одежды, продуктов питания, бытовой химии. Аналогичная ситуация распространена в компаниях, занимающихся посреднической деятельностью (оптовые поставщики и дистрибьюторы). И сейчас они вынужденно задумываются о маркетинге.
Почему это так важно:
Что должен делать маркетолог
В нашей стране значительная часть руководителей бизнеса — это люди старше 40 или 50 лет. И если компания работает не идеально, например, падают продажи, руководитель нередко задумывается о том, что компания под его руководством — “не современная”. И начинает искать решение проблемы в поиске молодых и творческих кадров.
При этом многие руководители в бизнесе догадываются о необходимости маркетинга на интуитивном уровне. В результате принимают решение нанять маркетолога. Но они не понимают, что требовать от маркетолога и какие действия нужны для мотивации покупателей. Здесь чаще срабатывает такой посыл:
«Мы хотим быть современной компанией. Что нам не хватает для этого? Нужен маркетолог!»
И этот маркетолог по их мнению должен быть молодым, креативным и творческим человеком. Более того, чаще всего бизнесмены не понимают разницу между маркетологом и специалистом по рекламе.
Это рекламщик может быть творческим человеком, он генерирует креативные идеи и решения. Но даже в этой профессии творчества намного меньше, чем принято считать. А маркетолог вообще не имеет к творчеству никакого отношения. Он должен иметь профессиональные знания, позволяющие выбрать правильную стратегию маркетинга, и быть организатором процесса.
А если для работы с творческими людьми нанимают также творческую личность, еще и молодого человека (что само по себе предполагает отсутствие большого опыта управления коллективом), построить качественный маркетинг не удается.
Важно знать: маркетолог — профессия не творческая.
Как и в любой сфере, для успешного решения проблем мало нанять специалиста по маркетингу. Необходимо понимать, какую пользу он на самом деле может принести компании, как должна строиться работа в сфере маркетинга. Без этого маркетолог становится просто еще одним сотрудником, который занимается самыми разными вещами:
В результате в компаниях наблюдается высокая текучка маркетологов. Я видел компании, где в течение полугода сменялось 2 или 3 человека на этой должности.
Еще одна распространенная проблема заключается в том, что маркетологи во многих случаях не знают, что именно они продают. Человек сидит в офисе, не бывает на производстве. Постоянная загруженность разноплановыми текущими действиями не оставляет времени и желания изучить товар, почитать документацию, получить знания о преимуществах, недостатках, особенностях того, что компания продает.
Одновременно с этим именно маркетолог становится посредником между компанией и копирайтерами. В результате маркетолог становится просто «передаточным звеном» и «мастером на все руки» в определенной сфере деятельности компании.
Маркетолог должен управлять усилиями по мотивации потенциального клиента к покупке.
Таким образом, маркетолог должен не просто сделать рассылку или написать пост в социальных сетях о проведении какой-то акции, он должен:
Из чего состоит маркетинг
Скорей всего, у многих сейчас в голове мелькнуло слово «бренд». По крайней мере с клиентами мне часто приходится начинать общение по маркетингу именно с обсуждения бренда, так как они делают на нем особый акцент.
На самом деле начинать следует не с бренда, а с товара. Очень важно понимать, что бренд, даже самый удачный и узнаваемый, сам по себе работать не сможет. Да, он на время повысит интерес к товару. А дальше уже должен работать сам товар – его качество, соответствие ожиданиям покупателей. Так формируется репутация. И если товар будет хорошим, покупатель запомнит бренд и придет в следующий раз за вашим товаром. А если товар окажется плохим, никакой бренд не спасет, скорее – наоборот.
Очень важно понимать: человек покупает товар, а не бренд. Даже при покупке статусных вещей, в основе – всегда товар и его качество. Конечно, существует у определенной части потребителей потребность в статусе, и они готовы доплачивать за статусный бренд. Но статус – это просто одно из качеств товара, причем, для потребителей оно стоит далеко не на первом месте. Например, если брендовая сумочка будет с дырой, из которой вывалятся вещи, или статусный смартфон не будет нормально работать, никакой статус не поможет продать.
Бренд может привлечь внимание покупателя, т.к. он является частью рекламы, которая в свою очередь – составляющая маркетинга. Но покупать будут товар, а не бренд. Это очень важно понимать.
Итак, давайте разберем основные составляющие маркетинга.
Товар или услуга
Это то, что вы продаете клиенту. С точки зрения маркетинга необходимо отметить те свойства товара или услуги, которые важны для покупателя.
Например, при покупке автомобиля потребителя вряд ли заинтересует марка стали, из которой выполнен корпус. Но обязательно заинтересует ее цвет и мощность двигателя.
Если вы хотите продать товар или услугу, необходимо точно знать особенности, характеристики, что особо важно, конкурентные преимущества того, что вы предлагаете покупателю. Казалось бы, это очевидно?
В реальности я не единожды сталкивался с тем, что продавцы и маркетологи компании-продавца с трудом понимают, что они продают. Они не знают основных характеристик и особенностей товара, не могут четко пояснить, в чем плюсы и отличия их товаров между собой или в сравнении с предложениями конкурентов. В результате компания оказывается не способна представить свой товар покупателю.
Здесь я не говорю об уникальном торговом предложении (УТП), эта технология относится уже к рекламе. Все намного проще. Покупатель должен получить полную и достоверную информацию о тех потребительских свойствах товара, которые ему важны именно как будущему потребителю.
Подумайте, на что ваши покупатели обращают внимание при выборе ваших товаров. И дайте им ответы на важные для них вопросы.
Цена товара или услуги – важнейший параметр с точки зрения маркетинга. Многие не обращают внимания не цену своей продукции, рассчитывают ее на основе определенных параметров (себестоимость, процент прибыли и т.д.) и все.
На самом деле цена – это очень интересный фактор с точки зрения маркетинга. Для примера давайте представим, что было бы, если б айфон стоил не 60 000 рублей, а 30 000? А если бы вообще 10 000? С одной стороны, доступный и качественный смартфон активно бы покупали, как и многие другие модели. С другой, он тут же лишился бы статуса, и мы больше никогда бы не увидели очереди за новым айфоном или перепродажу коробок от него в интернете.
От цены товара или услуги зависит вектор маркетинга: позиционировать предложение как массовое или эксклюзив. В зависимости от цены будут сильно отличаться и основные вопросы ваших покупателей.
Например, в массовом сегменте важно, чтобы телефон звонил и работал как можно дольше, а потому одним из ключевых вопросов будет срок гарантии. В то же время для эксклюзивных моделей качество работы считается параметром «по умолчанию». И если вы начнете рассказывать о том, что модель надежно работает, это вызовет недоумение и недоверие. Здесь покупателей больше заинтересуют дополнительные возможности и преимущества.
Еще один важный момент, касающийся цены. Есть такая крылатая фраза «Товар без цены не является товаром». Пока вы не выставили цену, потенциальный покупатель не сможет определиться, стоит ли вообще интересоваться подробностями, тратить время на изучение характеристик товара или описания услуги. По этой причине интернет-магазины без ценников рядом с товарами или с кнопкой «Узнать цену» чаще всего проигрывают конкурентам. А на сайтах с услугами люди редко заполняют запросы типа «Рассчитать стоимость проекта». Но стоит указать хотя бы примерную стоимость работы, например, показать готовые проекты и указать рядом с ними ценник, число запросов на расчет заметно возрастает.
Все это давно и активно используют на Западе. Там по ценообразованию пишут целые учебники, где описываются варианты формирования цены с учетом маркетинга. Оттуда к нам пришли ценники типа «9,99». Простейший пример, все понимают, зачем ставят подобную цену. И все равно – это работает. Потому на цену обращайте особое внимание всегда.
Потребитель
Потребитель – это тот человек, который будет пользоваться товаром. На самом деле, весь маркетинг направлен именно на потребителя, он здесь – ключевое звено. Именно к потребителю обращены все рекламные призывы и обращения. Потребителю вы делаете свое предложение. Его вам нужно убедить совершить покупку.
Потребитель интересует компанию с той точки зрения, чтобы сделать ему адекватное и эффективное предложение.
Для эффективного маркетинга важно знать своего потребителя, понимать, как и чем его можно заинтересовать, в каком стиле с ним общаться, на какие его запросы давать ответ в своем продолжении. Но изучать потребителя необходимо исключительно с этой точки зрения.
Помните, что маркетинг нужен вовремя, этот процесс всегда очень ограничен во времени. Нужно успеть не только изучить потребителя, но также подготовить само предложение, донести его людям. Все это также требует временных затрат.
Потому не стоит задачу изучения потребителя воспринимать как самоцель. Вы можете заказывать опросы, привлекать тайных покупателей, проводить анкетирование, покупать статистические данные. Ваши продавцы могут также задавать какие-то вопросы покупателям для уточнения их портрета потребителя. Но при этом важно соблюдать меру, и собирать следует только те сведения, которые действительно помогут в составлении эффективного предложения. Все остальное – пустая трата времени и средств.
И здесь важно понимать разницу между потребителем и человеком, который принимает решение о покупке.
В сфере B2C покупатель и потребитель практически всегда – один и тот же человек. Если вы покупаете, например, чипсы или шоколад, то потреблять их будете либо вы лично, либо ваши дети, семья, друзья. В любом случае выбор товара вы осуществляете с точки зрения потребителя.
В сфере B2B ситуация противоположная. Здесь почти всегда решение о покупке принимает один человек, а пользоваться товаром будет другой. И маркетинговые решения должны учитывать этот факт.
Например, при заказе внедрения ERP или CRM-системы поиском компании-подрядчика занимается секретарь, начальник IT-отдела, финансовый директор или любой другой сотрудник на усмотрение руководителя. И маркетинг должен быть направлен на этих людей. А пользоваться системой будет либо отдел продаж (CRM), либо все подразделения компании (ERP).
И здесь очень важно понимать разницу между человеком, на которого нужно направить маркетинг, и потребителем товара или услуги.
На практике нередко компании в сфере B2B выдают желаемое за действительное. Им хотелось бы общаться в процессе с инженером, если они продают оборудование, или с бухгалтером, если они предлагают услуги аудита или бухгалтерский консалтинг и т.д. И все свои усилия и призывы они направляют в сторону будущих пользователей, т.е. специалистов.
В реальности в большинстве случаев выбор возможных подрядчиков осуществляет секретарь или другой рядовой сотрудник, т.е. «девочка за компьютером». И только потом с готовым списком возможных подрядчиков секретарь идет к руководству, т.е. к людям, принимающим решение о покупке. Да, на этом этапе уже к вопросу принятия решения подключаются специалисты. Но ведь в этот список еще нужно попасть.
И получается, что решение о покупки принимает один человек, пользоваться будут другие. А выбор возможных продавцов осуществляет вообще третий человек, тот самый секретарь. И маркетинг должен учитывать оба этапа отбора – секретарем и руководителем.
Особенно важно учитывать этот фактор в продаже сложных товаров и услуг. Чем сложнее и не понятнее будет ваше предложение, тем ниже вероятность, что вы сумеете что-то продать. И здесь важно все – просто и кратко передать суть товара или услуги, указать цену, возможные условия сотрудничества. Только в этом случае у вас появляется шанс перейти к желаемому этапу – обсуждению всех нюансов с нужным вам специалистом со стороны покупателя.
Но даже в этой сфере нужно помнить, что в любом случае в маркетинге речь идет не просто о покупателе, но о потенциальном потребителе.
Потенциальный потребитель – это и покупатель, и будущий потребитель товара. Если вы говорите только о покупателе, то все ваши призывы будут направлены на разовую продажу. При этом вы рискуете упустить работу с самим товаром, с его упаковкой и многие другие нюансы, которые помогут потребителю снова стать покупателем. А использование термина «потенциальный потребитель» помогает увязать все элементы маркетинга в общую систему.
Канал взаимодействия
Канал взаимодействия – это тот канал, через который будут направляться ваш маркетинг. Проще говоря, это то, что будет видеть потенциальный покупатель: реклама в интернете или по телевидению, наружная реклама и листовки, стенд на выставке и т.д. От канала и продукта напрямую зависят необходимые действия и решения.
Допустим, вы продаете сложный технологический продукт. В буклетах компании, которые используются в рамках выставки, вы можете подробно описать все его характеристики и свойства. А при оформлении баннера на сайте придется ограничиться кратким слоганом.
Стандартный список каналов:
К неявному маркетингу относятся каналы, направленные преимущественно на уже существующих покупателей. Здесь нет явного призыва, он и не нужен, ведь человек уже совершил покупку. Но есть определенные скрытые механизмы, направленные на то, чтобы покупатель пришел за покупкой снова, поделился положительными эмоциями с другими людьми, посоветовал купить этот товар.
Один из ярких примеров неявного маркетинга – это упаковка. Красивая, удобная упаковка вызывает положительные эмоции, на необычные и креативные решения люди обращают особое внимание. Сейчас даже на Youtube существуют каналы, где особое внимание уделяют упаковке: на видео люди распаковывают товар и оценивают удобство и другие параметры.
Казалось бы, зачем нужен маркетинг, когда человек уже купил товар! На самом деле, если в процессе покупатель испытывает положительные эмоции, ему обязательно захочется испытать те же ощущения снова. И он из состоявшегося покупателя благодаря подобным усилиям становится снова потенциальным потребителем.
Также к неявному маркетингу относится бесплатная доставка. Эта услуга не относится к свойствам товара, скорей всего, клиент и без того купит товар. Но бесплатная доставка – это приятный плюс, положительные эмоции у покупателя.
Еще один пример неявного маркетинга – это опросы, которые проводятся после покупки. Таких опросов сейчас очень много, и большинство из них, к сожалению, составлены безграмотно, а потому не приносят никакой пользы. Но есть очень изящные решения, когда в результате опроса у покупателя остается ощущение, что компания на самом деле думает о нем, и, если он в следующий раз придет за покупкой, его замечания будут учтены. И опрос проводится не просто так, а потому, что компания заботится о покупателях.
Неявный маркетинг – это тот случай, когда впечатление от усилия переносится на товар, и покупатель снова захочет совершить покупку.
Маркетинг и опыт гигантов индустрии
Авторы многочисленных учебников и курсов по маркетингу очень любят ссылаться на опыт таких гигантов, как, например, Стив Джобс или Огилви. С одной стороны, их опыт интересен как история успеха, как примеры умения находить нестандартные решения.
Но при этом не стоит повторять распространенную ошибку: не пытайтесь бездумно повторять действия гигантов в условиях вашего бизнеса.
Гиганты – они потому и являются гигантами, что это – состоявшиеся уже крупные компании, они и правда во многом уникальны. Впрочем, как и любой бизнес. И то, что рекламируется, как успешные маркетинговые решения от гигантов отрасли, на самом деле является плодом долгого пути и гигантской работы больших коллективов.
Если вы создаете бизнес с нуля или работаете в небольшой компании, о вас никто не знает. И здесь не имеет смысла пытаться повторить решения гигантов. Вас ждет долгий путь, который проходят все новые компании и бренды. При этом у вас будут свои уникальные особенности и оригинальные решения, отличная от описываемых в учебниках рыночная ситуация. А потому нужно выстраивать собственную уникальную стратегию, в том числе, в сфере маркетинга, а не ориентироваться на решения, которые помогли другим людям, часто в другое время, в другой стране и при совсем отличных условиях на рынке.
Да, вы можете сделать такую же упаковку, как у Джобса. Но зачем это вам, если вы торгуете не смартфонами, а одеждой? Или вы можете вложиться в гигантскую рекламную компанию, но зачем вам такие неподъемные затраты, если вы – небольшая начинающая компания, о которой никто не знает? Маркетинг, конечно, даст определенный эффект. Но их окупаемость в таком случае – вопрос крайне спорный.
Возможно, что ваша реклама вызовет недоумение, потому что вы при помощи методов повышения узнаваемости уже известного бренда пытаетесь раскрутить новый. А, может, и наоборот, вами заинтересуется больше покупателей, чем вы сможете обслужить. А средства, необходимые для развития, например, производства, будут потрачены на рекламу.
Всему свое время. А потому нужно ориентироваться на свою ситуацию и возможности. А методы гигантов можно и нужно изучать, но применять их стоит тогда, когда ваш бизнес также перейдет в разряд гигантов.
О маркетинге можно говорить еще очень много. В этой статье я постарался раскрыть основные понятия. В будущих публикациях я обязательно расскажу, как составляется маркетинговый план, что такое «Путь покупателя», а также о других важных особенностях работы маркетолога. Надеюсь, что эта информация поможет вам и вашим клиентам разобраться в нюансах этой важной составляющей бизнеса.