Для чего нужен мтб
Что такое МТБ (MTB)? ЛикБез на Xtreme.SU (доступным языком)!
Бокинг
Вейкбординг
Вейксёрфинг
Кайтинг
Лэндбординг
Маунтинбординг
Слэмбол
Сноубординг
Сноускейтинг
Степрайдинг
Стритбол
Футбэг
Экстрим
Все разделы
ЛикБез: МТБ (MTB)
MTB (МТБ) – общепринятое сокращение от Mountain Bike (Маунтинбайк).
Маунтинбайк (от англ. mountain bike = [mountain – гора] + [bike – велосипед] = горный велосипед) – специальный велосипед, предназначенный для активного внедорожного катания.
Также Маунтинбайк (Mountain Bike) – экстремальное катание на горном велосипеде.
Горный велосипед имеет существенные конструктивные отличия от своих собратьев (шоссейного, трекового, дорожного и городского). К отличительным чертам маунтин байка относятся:
• широкие, цепкие покрышки;
• высокая прочность конструкции (рамы, обода колёс и др.);
• амортизаторы передней (почти всегда) и задней (часто) подвесок.
Основные дисциплины MTB:
Байкеркросс (от англ. bikercross = велосипедный кросс) – скоростное прохождение трека, представляющего собой подобие трассы для мотокросса: извилистый, ухабистый рельеф, с множеством трамплинов и препятствий. Обычно в соревновании принимают участие до восьми спортсменов. Альтернативные названия: 4cross, 4X, BSX или mountain cross.
Велотриал – преодоление препятствий различной сложности, геометрии и происхождения (естественные и искусственные).
Даунхилл (от англ. downhill (DH) = скоростной спуск) – скоростной спуск с горы. Зрелищная и опасная дисциплина. Суть: спуститься с горы за минимальный промежуток времени.
Дёрт (от англ. dirt = грунт) – дисциплина, в которой райдер выполняет трюки на грунтовой трассе с высокими холмами-трамплинами. Иногда дисциплину называют дёрт джампинг (от англ. dirt jumping = [dirt – грунт] + [jumping – прыжки] = прыжки на грунте).
Дуал слалом (от англ. dual slalom (DS) = [dual – двойной] + [slalom – слалом] = параллельный слалом) – дисциплина представляет собой спуск с горы двух райдеров по двум идентичным, но разделённым трассам.
Дуал (от англ. dual (DL) = двойной) – спуск с горы двух райдеров по ОДНОЙ трассе, в отличии от дуал слалома.
Кросс кантри (от англ. cross country (XC) = [cross – пересекать] + [country – местность] = пересечённая местность) – скоростная езда по пересечённой местности.
Стрит (от англ. street = улица) – исполнение трюков в городских условиях с присущим городу рельефом: лестницами, гранями, перилами и т. д.
Фрирайд (от англ. freeride = [free – свобода] + [ride – катание] = свободное катание) – преодоление специальной трассы по свободному маршруту. Трасса может состоять из различных элементов, присущих таким дисциплинам MTB как стрит, дёрт, велотриал и др.
Эндуро (от англ. enduro = выдерживать, выносить) – езда по пересечённой местности, в отличии от кросс кантри предполагается уменьшение спортивной составляющей в пользу свободного катания. В связи с этим – большая нагрузка на велосипед, возникающая при скоростных спусках и прыжках на трамплинах.
MTB Велотриал: «Московский спорт в Лужниках 2011».
В соответствии с вышеописанными основными направлениями, велосипеды MTB доступны в следующих модификациях:
• Байкеркросс
• Велотриал
• Даунхилл
• Дёрт
• Дуал
• Кросс кантри
• Стрит
• Фрирайд
• Эндуро
и др.
Дисциплины катания на MTB
1. Cross-country (XC)
Самая распространенная дисциплина. Многие начинающие байкеры считают, что они катают XC и что у них кросс-кантрийный байк. Подойдет конечно и хардтейл, и двухподвес, но велосипеды для этого стиля катания стоят не дешево. Они должны быть максимально легкие. А чем легче компоненты для горного велосипеда тем они дороже.
Cross-country – это езда по пересеченной местности. Не путайте с поездкой на огород или велопрогулкой по лесу. Трасса намного сложнее и гораздо длиннее. Это единственная МТБ дисциплина, получившая статус олимпийского вида спорта. Для XC потребуется большая выносливость и сила. Причем не только физическая, но и сила воли. Зачастую, когда организм измотан до предела, именно сила воли позволяет дотянуть до финиша. Не владея техникой, можно сойти с трассы, не проехав и десятой части ее протяженности.
Маршрут имеет протяженные выматывающие подъемы, сложные крутые спуски с резкими поворотами и массой естественных препятствий, без тщательной помывки после не обойтись. Протяженность составляет обычно 5-8 км, если это круг. Это расстояние будет содержать такое количество камней, корней, песка и грязи которое моно не встретить на дороге за все лето. А общее расстояние, которое предстоит проехать за отведенные от 40 минут до 2,5 часов, может доходить до 50 км, с перепадами высот до 200 м.
Выигрывает тот, кто первым приходит к финишу. Если лидер обгоняет кого-то на круг, то последнего дисквалифицируют, чтобы он не мешал остальным соревнующимся.
4. Four cross (4Х) или байкер-кросс
Это не Dual вчетвером как может показаться сперва. Вначале проводятся одиночные квалификационные заезды по итогам которых определяется несколько сильнейших. Отбирается кратное 4 количество участников, которые гоняют вчетвером по аналогичной дуалу трассе, но, конечно, более широкой. Первые 2-е в каждом заезде соревнуются между собой. Здесь очень важна скорость, поэтому велосипеды для 4Х максимально легкие, ведь победитель обычно определяется на старте. На трассе возможны столкновения, но если они спровоцированы специально, то инициатор дисквалифицируется. Трасса может местами раздваиваться. Каждый из 2-х участков примерно одинаков, но совсем не обязательно, что они параллельны.
Трасса также обильно покрыта трамплинами и поворотами с крутыми уклонами, но трамплины лучше преодолевать без отрыва, т.к. каждый вылет отбирает драгоценное время. Протяженность трассы около 250 м. В байкер-кроссе важна скорость и быстрая реакция.
6. Downhill (DH)
Для этой дисциплины нужен специальный маунтинбайк. Именно эти крепкие машины больше похожи на мотоцикл, чем на велосипед. Вес около 20 кг, обязательно двухподвес, причем с большим ходом амортизаторов. Это полная противоположность UH, – нужно максимально быстро съехать с горы.
Спорт очень зрелищный и очень опасный. Спуск насыщен большими трамплинами, поворотами, множеством естественных преград, отвесными спусками, извилистыми участками между деревьями, полетами через пропасти и тому подобное. Под трассы обычно используются горнолыжные спуски, простаивающие без дела в летнее время. И подъемники тут очень кстати, потому что даунхильный МТБ в гору хрен затащишь, а заехать вообще гиблый номер.
От гонщика требуется большая выносливость и максимальная скорость, которая превышает порой 100 км/ч! Маршруты достаточно протяженные и участники могут стартовать один за другим через определенные промежутки времени. У всех по 2 попытки. Потом сравнивается время каждого и выигрывает быстрейший.
7. Freeride (FR)
Это очень распространенный вид экстремального катания на горном велосипеде и очень разнообразный. Дословно переводимый «свободная езда» этот вид спорта для тех, у кого экстрим в крови и без него жить скучно.
Freeride можно назвать более экстремальным кросс-кантри. Для такого фрирайда используются двухподвесы весом до 17 кг. Трассы как таковой нет, этот тип фрирайда носит название Enduro.
FR также можно назвать даунхиллом без правил. Это спуск с горы с целью получить как можно больше удовольствия. Этот стиль катания чистый фан, вне тропинок и дорог. Маунтинбайки сходны с даунхиллами, но могут быть и легче (для езды не только вниз).
DroppingА для тех кому больше по душе затяжные прыжки с огромной высоты, горные велосипеды превышают 20 кг. Прыжки совершаются с крутых обрывов и невысоких зданий. Это одно из направлений фрирайда под названием Dropping (в переводе «прыганье») Это пожалуй самое безбашенное экстремальное катание. У таких маунтинбайков ход амортизаторов может быть до 300 мм.
Для FR потребуются альпинистские навыки, т.к. фрирайдеры прокладывают себе маршруты вне горнолыжных спусков, а затащить байк весом 20 кг на высокую гору. это.. да туда и самому забраться не легко! В соревнованиях по фрирайду оценивается не скорость, а то, на сколько интересная трасса была выбрана райдером и как красиво она была пройдена. Freeride объединяет в себя все дисциплины и каждый выбирает, то что ему интереснее.
8. North Shore (NS)
Стиль для тех, кому скучно ездить по земле. Требует отличного равновесия, т.к. катание большей частью происходит над землей, по специальным тропинкам из бревен и досок. Дорожки постоянно меняют свою ширину, направление и высоту. Присутствуют промежутки напоминающие качели, а также трамплины и куча других «наворотов». На поворотах бывают уклоны, на которых байк едет практически горизонтально. И все происходит порой в нескольких метрах над землей.
Двухподвесы для NS используются прочные, с длинноходными подвесками, иногда хардтейлы. Потребуется умение обращаться с бревнами, досками и гвоздями, чтобы возвести норт-шорную трассу, высота участков которой обычно не превышает 3 метров. Но чем выше тем круче, поэтому можно встретить мостки NS и на 10-ти метровой высоте!
Это экстремальное МТБ катание по мнению многих райдеров самое опасное.
Соревновательное образование от NS – спидшор. По сути это Dual-slalom с использованием норт-шорных дорожек, которые могут быть как параллельными, так и пересекающимися, что добавляет зрелищности, но максимально похожими и равной протяженности.
9. Pump
Это достаточно новое направление в маунтинбайке. Pump дословно переводится «качать», этим словом отражается вся суть катания по памп-треку. Особенность езды в том, что для разгона используется раскачка байка, как качелей. Съезжая в ямку велосипед вдавливается всем весом в землю, заезжая на кочку, давление ослабляется и в итоге байк едет сам, даже педали крутить не надо. Разогнавшись, можно подпрыгивать на кочках, что позволит сильнее вдавить байк при приземлении на съезде. По сути вы качаете МТБ как нанос. Качать его нужно плано, но сильно.
Это очень веселый стиль катания и к тому же отличная тренировка езды по кочкам и контруклонам, встречающимся почти на всех трассах во всех дисциплинах. На памп-трек можно ходить вместо спортзала, это отлично выматывает и тренирует мышцы – работает все тело. Лучше если велосипед будет легким хардтейлом на сликах или полусликах, ну или на крайний случай просто накачайте посильнее колеса – это улучшит накат.
Трасса искусственная, состоит из сплошного ряда кочек, ямок и контруклонов. Ее без проблем можно нарыть самому, достаточно найти более-менее ровный участок земли, можно даже у себя на даче. Трасса может быть разной протяженности, со множеством поворотов (с контуклоном) и перекрестков, но всегда закольцована – это позволяет катать по ней на сколько хватит сил.
10. Dirt jumping (DJ)
По сути DJ – это иполнение трюков разной степени сложности на двугорбых трамплинах – дертах. Дерт может быть верблюдом или столом, подробное описание вы найдете в статье Дёрты, что это такое. Велосипед для дертджампинга больше похож на BMX чем на МТБ. Скорости тут не нужны, поэтому на дертовом байке нет переключателей и даже передний тормоз будет только мешать исполнению трюков с кручением руля. Большой вес по началу позволит вам чувствовать себя в воздухе увереннее, но со временем прийдет понимание, что чем меньше вес байка, тем дальше можно улететь Часто велосипед не имеет амортизаторов, но в последнее время для DJ используются не только хардрейлы, но и двухподвесы с ходом до 130 мм с обеих сторон.
В переводе dirt – «грязь». Почему? Потому что трассы строятся в лесу, для этого роется земля… уже понятно, да? Иногда постройка трассы может показаться даже более захватывающим занятием чем сами трюки, ради которых вы рылись в грязи) Трасса представляет собой серию дертов. Основное, что потребуется от райдера это не только правильно взлететь и приземлиться, но и поддерживать темп на всем протяжении трассы. Ну и при падении не нужно лежать и стонать, а надо шустренько отползти в сторону, чтобы не мешать остальным.
11. Trial (TR)
Вы когда нибудь были на городской свалке? Или лучше на свалке металлолома? Можете себе представить эти непролазные завалы? Вот по ним и придется проехать, причем как можно быстрее (и при этом не коснуться ногами земли), если вы соберетесь катать Trial. Прятствием может быть что угодно: шины грузовиков, машины, завалы стройматериалов и валуны, иногда даже водопады. В городе тоже достаточно препятствий — это парапеты, изгороди, лестницы, перила, мосты… Проще говоря все, что обычно возводится для того, чтобы через это не ездили)
Это самый техничный вид экстремального катания, требующий постоянных продолжительных тренировок. Препятствия преодолеваются рывками, которым предшествует стояние на месте, или сюрпляс. Вес велосипеда минимальный (около 9 кг), низкая рама, короткие задние перья. Сидеть вам не придется, собственно сидения у триального байка и нет. А вот балансировать придется непрерывно.
12. Street (STR)
Это экстремальное катние не требует какой-либо специальной подготовки трас. Все катание происходит на улицах города и используются все городские рельефы: лестницы, перила, парковки, лавки и т.д. Разделяется Street на 2 типа: old-school-street или urban freeride (UF) и new-school-street – «старая и новая школы улиц» в дословном переводе)
Старая школа не зря имеет второе название Urban freeride, т.к. представляет собой фрирайд по городским склонам) Велосипеды такие же тяжелые, с длинноходными подвесками, как для FR. А что за склоны в городе? Прыжки делаются через лесничные пролеты, на речных склонах и даже с мостов. При этом выполняются дертовые трюки. Красивый и опасный вид МТБ-экстрима. Покрышки используются широкие (обидно будет пробить колесо, недолетев до конца ступенек).
New-school или просто стрит катают все кому не лень, ну или пытаются катать. Изначально это была стихия BMX, но ребятам на горных велосипедах тоже захотелось «почудить» в городских джунглях) И понеслась… трюки с использованием перил, памятников, лестниц, лавочек, заборов, деревьев, клумб и т.д. Наиболее часто используемы и даже необходимы для стрита серф (езда на заднем колесе) и банни-хоп, из которых обычно и «вытекают» более сложные трюки. Ведь STR – это чисто трюковое катание, не требующее больших скоростей и уже тем более специальных трасс, чем во многом и объясняется широкое его распространение.
Велосипеды используются самые разные, от совершеннейших корчей-ригидов-сингспидов на 24-х колесах (на подобии BMX), до двухподвесов с приличным ходом обоих амортизаторов. Но для всех характерны узкий руль и широкие покрышки. С приближением ночи можно заметить рост числа стритеров, которым конечно же удобнее катать когда большая часть людской массы перемещается с улиц мирно дрыхнуть по домам.
13. Slope style (SS)
Это трюковое катание с трассой, построенной на склоне холма и сочетающий в себе элементы дерта, фрирайда, стрита, даунхилла и имеющий даже норшорные дорожки. Никакой обязаловки тут нет, но и халявы совсем не будет. Каждый сам выбирает, что ему по-душе, а судьи уже оценивают чистоту, сложность и красоту выполненных трюков.
Байк для слоуп стайла больше похож на DH двухподвес с ходами по 150 мм и более, но имеет обязательно однокоронную вилку и пропущенную через шток гидролинию. Может быть и хардтейл с 130 мм-вой вилкой.
Виды горных (МТБ) велосипедов
Надеюсь, вы следите за нашим творчеством и уже знаете, что велосипеды делятся на два основных типа – шоссейные и горные или МТБ (Mountain Bike).
С первыми мы уже разобрались и насчитать их удалось аж 8 видов. Кажется, что это довольно много, но, ребята, с горными велосипедами всё намного сложнее.
Не будем разглагольствовать и сразу приступим к делу – расскажем какие есть виды горных велосипедов и для чего они нужны.
Классификация МТБ велосипедов по типу подвески
На фото Woodsie Bike Джона Финли Скота (Scott) построенный на базе рамы Schwinn World в 1953-м году.
Кстати, гравийные велосипеды можно отнести, как к шоссейникам, так и к МТБ и вы не ошибетесь. Первые гравелы выросли из шоссеров, а первые ригидные МТБ выросли из гравелов 80-х годов. Только модного этого названия они тогда не имели.
Другими словами – ригидный МТБ велосипед – это первый массовый МТБ велосипед.
Также его можно назвать базовой моделью, которая, тем не менее, в наши дни популярностью не пользуется.
Самым популярным видом МТБ и примером классификации велосипедов по типу подвески является хардтейл (анг. Hard Tail – жесткий хвост). “Жесткий хвост” – это дословный перевод, который полностью отражает суть этого велосипеда – у него нет заднего амортизатора, но есть передний.
С названием этого вида горных велосипедов, думаю, ни у кого вопросов возникать не будет, здесь всё предельно ясно. Они также располагаются в разных дисциплинах, где уместно применение заднего и переднего амортизаторов в паре. Рассуждать здесь о преимуществах или недостатках, которыми обладают двухподвесные велосипеды, мы не будем, просто даём сухой фактаж.
Существуют также колеса диаметром 26” и 27,5”(650В), однако отдельное название закрепилось именно за диаметром 29”.
Забавно получается, кстати, ведь своё развитие горные велосипеды с колёсами 29” и начинали. Потом произошел переход на 27,5”, а потом и на все 26”.
Склонялись райдеры к меньшему диаметру потому, что меньшие колеса попросту имели меньший вес и большую жесткость.
Классификация МТБ велосипедов по дисциплинам
Кланкеры (Klunker) являются одной из эволюционных ступеней развития горных велосипедов начиная с 1950-х до 1990-х. За основу брался послевоенный дорожный велосипед и усиливался, если говорить о классике жанра.
Усиление рамы происходило путем вваривания в передний и задний треугольники (не всегда) дополнительных труб, которые придавали больше прочности и жесткости. Такое же усиление проходила вилка (не всегда), к её перьям приваривались дополнительные трубы. Получалось тяжело, но прочно.
Кланкерам ближе довольно агрессивные условия эксплуатации и чаще это про спуски с гор. В настоящее время они практически не встречаются, так как большой вес, отсутствие передач (не всегда), плохие тормоза (часто только педальные) и отсутствие вменяемой подвески вносят много ограничений. С другой стороны, современные модели есть и относятся они скорее к ностальгическим и нишевым, нежели к массовым.
Кросс-кантри является наиболее массовой и даже народной дисциплиной (на фото ORBEA ALMA M-PRO).
Кантрийный велосипед всегда оборудован подвеской, однако в зависимости от модели он выполняется либо хардтейлом, либо двухподвесом. Хода подвесок при этом не будут превышать 120 мм, но и не будут менее 80 мм. Классикой жанра считается ход в 100 мм.
Хотелось бы сказать, что ход вилки или заднего амортизатора являются универсальным способом определения дисциплинарной принадлежности велосипеда, но это не так. Из года в год производители стараются предлагать рынку новые решения, которые должны продаваться. Продается же то, что отличается от предыдущей модели – меняют немного геометрию и ход подвески.
Если говорить о моделях более спортивных, то перемены здесь обуславливаются новыми исследованиями и спортивными успехами новых решений.
Именно так вернулись на рынок колеса 29-го диаметра, они просто стали завоевывать призовые места на соревнованиях объезжая 27,5 и 26 дюймов.
Трансмиссий для кросс-кантрийных велосипедов создано очень много, так как эти велосипеды, повторюсь, самые массовые. Если говорить о топовых моделях, то спереди это будет всего одна звезда, а сзади 12-13 звезд.
Велосипеды побюджетнее и помассовее комплектуются групсетами с двумя или тремя звездами спереди, а сзади устанавливаются кассеты от 7 до 11 звезд. Здесь получается такая зависимость – чем бюджетнее, тем меньше звезд на кассете и тем их больше спереди.
Диаметр колес на кросс-кантрийных велосипедах (как и на любых других) бывает и 26”, и 27,5” и 29”. Здесь нет жестких правил, всё упирается в рост райдера и его предпочтения. Хотя, конечно, 29-е, среди прочих, наиболее эффективные и современные. С другой стороны, они имеют меньшую жесткость и больший вес.
Вес кросс-кантрийного велосипеда является его визитной карточкой, гоночные варианты могут весит около 8 кг. Рама такой ракеты весит в пределах 800 граммов (топовые карбоновые варианты), вилка стремится покинуть отметку в 1500 граммов, то же самое делают колеса, покрышки ставятся бескамерно (так легче), все остальное оборудование также выполняется очень легким и из дорогостоящих материалов.
Профессиональный кросс-кантрийный велосипед предназначен для быстрого движения по пересеченной местности без трамплинов. То есть, прыжки кантрийник переживает плохо.
Велосипеды среднего уровня с легкостью покатают владельца и на работу в формате каждого дня и на соревнованиях позволят выступить вполне себе достойно, и в дальнее путешествие свозят.
Что касается ходовых характеристик, то кантрийный велосипед покорит любые горы, если говорить про апхилл. Благодарить за это стоит широкий диапазон передач, небольшой вес и небольшие хода подвески.
Кросс-кантри двухподвесный (Cross-Country, XC)
Двухподвесные кантри встречаются реже (на фото ORBEA OIZ H 20), стоят дороже, весят больше, но позволяют расширить диапазон доступных дорог. Бытует мнение, что они медленнее и отчасти это так. Если говорить о движении по прямой без видимых препятствий, то двухподвес не угонится за хардтейлом. Дело в том, что часть энергии райдера при педалировании неизбежно будет уходить в раскачку подвески.
Да, рынок полон решений передней и задней подвесок с блокировками, но их использование в условиях гонки не всегда возможно в силу разных причин. Впрочем, даже заблокированная задняя подвеска всё равно имеет меньшую жесткость заднего треугольника в сравнении с хардтейлом, что неизбежно рассеивает энергию райдера при активном вкручивании.
Если же говорить о движении по сильно пересеченной местности, то подвес будет быстрее и будет меньше выматывать своего наездника, так как и вибраций в раме окажется меньше. Кроме того, подрессоренное заднее колесо означает больше зацепа на техничных участках дороги с грунтовым покрытием.
Получается, что где заднее колесо хардтейла будет подскакивать и проводить время в воздухе будучи неуправляемым, заднее колесо подвеса будет сохранять контакт с поверхностью. В этом смысле подвес намного более управляемый.
Кстати, про управляемость. Сравнение кантрийного велосипеда с шоссейным вас сильно удивит по части управляемости, а значит и по геометрии. Дело в том, что чем агрессивнее дисциплина, тем более расслабленная геометрия у велосипеда.
Руль шоссейника очень нервный и маневренный. Любая неровность дороги тут же бъет по рукам пытаясь вырвать руль из рук. Горный велосипед сделан так, чтобы ехать очень прямо независимо от неровностей поверхности. То есть, курсовая устойчивость у него намного больше выражена. Достигается такой эффект уменьшением угла наклона рулевой трубы, что выносит переднее колесо подальше вперед. Есть еще множество других геометрических параметров, которые влияют на ходовые характеристики велосипеда, но в рамках этой статьи их раскрыть невозможно. Поэтому остановимся уже на том, что есть.
В качестве заключения к описанию кросс-кантрийному велосипеда хочется сказать, что рамы и вилки для этой дисциплины зачастую производителями подписываются, как XC. То есть, компании заранее предупреждают, что агрессивное катание данному велосипеду противопоказано, показаны только лайтовые грунты без дропов и трамплинов.
Много о фетбайке рассказывать не придется. По своей сути это тот же кантрийник с очень жирными колесами. Они позволяют передвигаться по грунтам с низкой несущей способностью – песок, снег, болотистая местность. Жаль, но фэтбайки довольно медлительны, тяжелы, а маневренность их стремится к нулю.
Следующий по “росту” за кантрийником следует трейловый велосипед (на фото ORBEA OCCAM M30) (да, вот так взял и обесценил фэтбайк). От своего товарища он отличается подготовкой для более агрессивного катания. Хода подвесок при этом прирастают по 10-20 мм спереди и сзади и устанавливаются на отметках 120-130 мм. Пусть вам не кажется, что это мало. Поверьте, трейловые велосипеды могут позволить себе очень много, в том числе и прыжки с мягким приземлением. И, да, трейлы, в подавляющем большинстве, выполняются в формате двухподвесов. Вариации с хардтейлом встречаются, но это скорее исключение из правил (на фото ниже ORBEA LAUFEY H30).
Трансмиссия трейла может быть абсолютно кантрийной и это вполне даже законно. Геометрия более расслабленная, чтобы предоставить райдеру ещё больше курсовой устойчивости. То есть, переднее колесо выдвинуто вперед еще дальше.
Пару лет назад трейлы от кантри отличались наличием дропперпостов – это телескопические подседельные штыри. Они регулируются в движении и позволяют сделать седло ниже на спусках и поднять его повыше на апхиллах. Останавливаться райдеру при этом не требуется, достаточно нажать рычаг на специальной манетке на руле.
В настоящее же время дропперпосты не ставят только на шоссейники, а на кантрийники и даже гравелы – очень даже ставят.
Вес трейлов по определению больше. Здесь и в подвесках ходов больше и рама для этого требуется крепче. Колеса не исключение. Так что, вверх он ездит менее охотно, если сравнивать с кантри, но вполне еще бодро.
Следующая ступень развития означает увеличение хода подвесок до 150 мм и более расслабленный угол наклона рулевого стакана (на фото ORBEA RALLON M10). Рама на эндуро еще крепче и… предназначен он, разумеется, для более агрессивного катания.
Делать апхиллы на нем больнее, но еще вполне реально, больше он любит движение вниз по подготовленной трассе.
Здесь уже уместно сказать слово и о тормозах. Увеличение нагрузок требует больших тормозных мощностей. До определенного момента штатная дисковая гидравлическая система на роторах 160 мм справляется.
При росте нагрузок (вес велосипеда, райдера, скорость и условия движения) увеличивается необходимая мощность и способность тормозной системы отводить большое количество тепла. Так на помощь приходят роторы диаметром 180 и 203 мм. Основное тормозное усилие развивается на переднем колесе, вот на него больший ротор обычно и устанавливается.
Тормозные калиперы при этом комплектуются специальными тормозными колодками, которые имеют довольно массивный радиатор для дополнительного охлаждения системы. Охлаждение играет важную роль, так как при перегреве ротора или колодок эффективность системы снижается и дальнейшее движение становится просто небезопасным.
Влияет перегрев и на тормозную жидкость, она начинает закипать, а значит испаряться. Испарения эти создают пузырьки газа внутри замкнутой гидравлической системы и при нажатии ручки тормоза колодки будут плохо прижиматься к ротору. Происходит так потому, что в первую очередь сжиматься будут эти самые пузырьки газа вместо жидкости. Жидкость несжимаема, а газ очень даже сжимаем. Когда ручка на руле будет нажата уже до упора пузыри газа будут еще, вполне вероятно, сжаты не до конца и эффективность торможения снизится до нуля.
Поршней в обычном тормозе всего два, по одному с каждой стороны ротора. В более мощных тормозных системах используется четыре поршня на один калипер. То есть, по два поршня приходится на каждую сторону ротора.
На эндуро велосипеде четырехпоршневая тормозная система с роторами 180-203 мм лишней не будет. Большая скорость на спуске требует радикальных решений. К тому же, спуск длится довольно продолжительное время, а значит необходим запас по останавливающей мощности, чтобы преждевременно не перегреть тормоза.
Установка такой мощной и дорогостоящей системы на кантрийник, например, не нужна, так как велосипед будет обладать избыточной останавливающей мощностью. То есть, легкое прикосновение к рычагу тормоза будет блокировать колеса и модуляция тормозной мощности будет практически невозможна.
Олмаунтин (Allmountain, AM)
В отличие от трёх предыдущих дисциплин, эта не является продолжением оных. Если говорить о подвеске, то АМ охватывает диапазон от 120 до 160 мм (на фото BMC Speedfox SF02). Однако кому-то в какой-то момент это показалось слишком широким диапазоном и на свет появились трейл и эндуро.
Фрирайд (Freeride) / Даунхил (DownHill)
Апхилить на фрирайде/даунхиле – себя не любить. Велосипед из этой дисциплины тяжелый, прочный и переваривает практически любые нагрузки. Прыгать на нем можно как и куда угодно – он даже не пискнет. Задний амортизатор и передняя вилка обустроены ходом до 200 мм, подвеска очень энергоемкая. Вилка, кстати, нередко на фрирайдах/даунхилах встречается двухкоронная (как на фото). От обычной она отличается наличием второй короны (внезапно), увеличенным весом и невероятной прочностью.
Трансмиссия для такого велосипеда упрощенная, там уже не требуется 13 передач и причина не в экономии веса. Дело в том, что фрирайд/даунхил это движение вниз по горе по неподготовленным или подготовленным участкам. Движение вверх на нем очень болезненное из-за большого веса и емкой подвески, так что вполне хватает семи передач сзади и одной звезды спереди. Правда, правило “чем меньше звезд сзади, тем бюджетнее велосипед” тут не работает.
Тормоза здесь применяются самые мощные, что уже и так понятно.
Геометрия еще более расслабленная, чтобы дать еще больше курсовой устойчивости. Другими словами, переднее колесо выдвинуто вперед ооочень далеко.
Различия между фрирайдом и дайнхилом практически отсутствуют. Большинство производителей концентрируются вокруг дайнхила, предпочитая оставить термин фрирайд в прошлом.
Дисциплины эти про прыжки и акробатические трюки в этих прыжках. Трансмиссия, в этом случае, с одной звездой спереди и сзади вполне справляется. Вилка есть, она настроена достаточно жестко, чтобы выдерживать приземления, часто используется ригидная. Рама выполняется очень низкой, седло присутствует номинально, так как в движении не используется. Колеса применяются диаметром 24-26”.
Отличие Dirt от Street такое же, как Freeride от Downhill, то есть весьма условное. Впрочем, дёрту ближе прыжки на грунтах, стрит предназначен для трюков и прыжков в условиях городских улиц.
Трюковые велосипеды, которые встречаются в модификации хардтейл или двухподвес. Они предназначены для трюков в воздухе. Очень пересекаются по своей сути с Dirt Jump, что и следует из их внешнего вида.
Здесь все то же самое, что и в стрит, только размер велосипеда еще меньше (колеса 20”) и рама выглядит совсем необычно. Трансмиссия такая же, как и в стрит велосипедах – синглспид.
Еще одна разновидность трюковых велосипедов (на фото ORBEA RUDE 20), которая зачастую не предусматривает даже наличие тормозов. Трансмиссия синглспид. Вес некоторых моделей BMX, несмотря на их скромный размер и колеса 20” порой уходит далеко за 10 кг. Всё дело в том, что трюковая техника требует высокой прочности компонентов.
Разборка, например, втулки любого трюкового велосипеда сильно удивит рядового велосипедиста. Подшипники, например, используются в несколько раз массивнее привычных кантрийных, что прямо говорит о способности справиться с большими нагрузками.
Отнести электровелосипеды к какой-то отдельной дисциплине невозможно (на фото ORBEA RISE M20). На электротягу переводят кросс-кантрийники, трейлы и эндуро, так что областей применения у них довольно много. Просто знайте, что МТБ электровелосипеды существуют. Для них производители проектируют специальные усиленные трансмиссии, тормоза, рамы и вилки. Это направление МТБ велосипедов сейчас активно развивается, каждый крупный производитель велосипедов уже выпустил хотя бы один электробайк. Самые новые модели, такие как Orbea Rise или Specialized Levo SL весят почти как обычные байки, ниша активно развивается.