Для чего нужен наставник в бизнесе

Организация системы наставничества в компании

Стать настоящим мастером своего дела может только тот, кто учился профессии рядом с таким мастером, то есть был подмастерьем. Этот древний метод обучения сегодня активно применяется на современных предприятиях, причем практически повсеместно. В некоторых организациях институт наставничества организован и функционирует целенаправленно, в других это происходит «по умолчанию», но принципы применения его очень похожи.

Разберемся с терминологией: чем отличается наставничество от сходных понятий «обучение», «коучинг», «менторство» и др. Проанализируем преимущества и недостатки системы наставничества, а также основные ошибки, характерные для нее. Дадим советы желающим организовать эту систему в своей организации.

Суть наставничества

Новичок, принятый на работу, теоретически должен быть подготовленным специалистом – он имеет диплом, проходил соответствующую практику, а иногда имеет даже опыт работы на подобных должностях. Тем не менее ему необходима адаптация для достижения необходимого уровня эффективности. Многолетний опыт показывает, что адаптация проходит значительно быстрее и успешнее под руководством опытного сотрудника, в процессе совместной деятельности передающего молодому кадру необходимые ему навыки и опыт, при этом предостерегающего от серьезных промахов.

Можно определить наставничество в организации как добровольное содействие в адаптации нового сотрудника без осуществления прямого руководства путем развития практических навыков. В прикладной форме это выглядит как опека, которую в течение определенного времени оказывает новичку опытный работник.

Вопросы термина

ВАЖНО! Рекомендации по составлению Положения о наставничестве от КонсультантПлюс доступны по ссылке

Не стоит ставить знак равенства между наставничеством и понятиями профессионального обучения, менторства, коучинга и других сходных категорий. Попробуем разобраться в принципиальных отличиях.

Функции наставника

В зависимости от пожеланий руководства, начального уровня молодого сотрудника и его будущих компетенций наставник может содействовать решению таких задач, как:

Зачем становиться наставником?

Официальное законодательство не предусматривает такого понятия, то есть в принудительном порядке заставить опытного сотрудника выполнять функции наставника невозможно. Работодатель может мотивировать потенциального наставника различными способами:

Человек, успешно «наставивший» менее опытных сотрудников, имеет больше шансов в будущем самому занять руководящую должность, поскольку досконально разбирается в функциональных обязанностях и умеет управлять людьми. Ведь уча других, учишься сам.

Плюсы и минусы системы наставничества

На первый взгляд, эффективно функционирующая система наставничества – лучшее, что можно внедрить в организацию для успешной адаптации и повышения квалификации молодых кадров. Рассмотрим подробнее.

Плюсы

На стороне наставничества следующие преимущества:

Минусы

Однако у системы наставничества есть и «подводные камни». Какие минусы могут быть характерны для такой организации профессионального взаимодействия? Прежде всего, это:

Организация системы наставничества с нуля

Если руководитель хочет сделать систему наставничества в своей организации официальной, ему надо закрепить ее основные положения во внутреннем нормативном акте – Положении о наставничестве. В нем стоит прописать основные моменты, касающиеся этого процесса:

К СЛОВУ! Можно организовать этот процесс и на сугубо добровольной основе.

Рекомендации руководству для организации эффективного наставничества

Наиболее частые ошибки при организации наставничества

Чтобы избежать негативных моментов, связанных с организацией адаптации и повышения эффективности молодых кадров путем наставничества, руководству следует быть внимательным к опыту предшественников и постараться не допустить следующих типичных ошибок:

Избежать этих ошибок поможет сознательный и грамотный подход руководства к системе организации наставничества, которая часто является показателем успешности развития компании в целом.

Источник

Гид по наставничеству: как внедрить в компании институт менторов

Для чего нужен наставник в бизнесе. Смотреть фото Для чего нужен наставник в бизнесе. Смотреть картинку Для чего нужен наставник в бизнесе. Картинка про Для чего нужен наставник в бизнесе. Фото Для чего нужен наставник в бизнесе

Об эксперте: Павел Крещишин, СЕО корпоративного мессенджера Tada.team.

В основе наставничества лежит уникальная для рынка экспертиза ментора, персонализированный подход и эффективная коммуникация.

Наставничество эффективно в сферах, где важна высокая профессиональная компетенция в узкой нише. Сегодня много примеров можно найти на ИТ-рынке. Так, например, EPAM разработал собственную менторинговую программу, где эксперты из числа сотрудников и профессиональных тренеров обучают студентов и специалистов с недостаточным уровнем компетенции.

Обучение строится по принципу p2p (peer-to-peer или professional-to-professional). Суть в том, что практик обучает другого практика в индивидуальном ритме, а содержание курса максимально релевантно целям и задачам обучения. В рыночном варианте такой подход реализует Яндекс.Практикум в онлайн-обучении иностранным языкам и ИТ-дисциплинам.

Для чего нужен наставник в бизнесе. Смотреть фото Для чего нужен наставник в бизнесе. Смотреть картинку Для чего нужен наставник в бизнесе. Картинка про Для чего нужен наставник в бизнесе. Фото Для чего нужен наставник в бизнесе

Похожий принцип стал частью корпоративной среды Tada. Архитектор проекта (технический директор) обсуждает реализацию текущих задач с каждым разработчиком, дает советы по поводу их выполнения. Наставничество в базовом виде применяется и для обучения новичков.

Наставничество — гибкая форма корпоративного обучения. Его преимущества:

Организовать внутренний институт наставничества намного сложнее, чем пригласить внешнего тренера на классическое корпоративное обучение. Но оно идеально вписывается в современные концепции agile и «бирюзы», где все построено на принципах обратной связи, гибком реагировании и приносимой пользе. Кроме того, чтобы обеспечить максимально практический уклон и ориентацию на кейсы компании, привлеченный специалист должен быть погружен в бизнес-процессы, что может быть сопряжено с коммерческой тайной. В таком случае наставничество еще и защищает один из самых ценных активов — информацию. Ей не придется делиться с внешним тренером.

Для чего нужен наставник в бизнесе. Смотреть фото Для чего нужен наставник в бизнесе. Смотреть картинку Для чего нужен наставник в бизнесе. Картинка про Для чего нужен наставник в бизнесе. Фото Для чего нужен наставник в бизнесе

При внедрении наставничества компании проходят несколько этапов.

1. Выбор наставников.

Это должны быть опытные сотрудники с глубокой экспертизой, которые добровольно хотят делиться знаниями. Добровольно — ключевое слово: без внутренней мотивации ничего не получится. Нужно выбрать тех, у кого есть потребность приносить пользу (это не значит, что наставников не нужно поощрять материально).

Кроме того, ментор должен быть терпеливым мотиватором, уметь доступно доносить информацию и создавать правильную атмосферу. При этом понимать, когда похвалить, а когда поругать ученика, и как это правильно сделать. Эти качества позволяют добиться максимума от обучения.

Обязательно наличие свежей практики в области обучения. Лучше если наставник и ученик сами выберут друг друга. Если это по каким-то причинам невозможно, определите пары по принципу психологической совместимости.

2. Цифровое профилирование

Менторинг проще реализовать, если в компании все компетенции сотрудников оцифрованы. Это помогает понять, какие навыки и знания нужно подтянуть, чтобы достигнуть личной цели ученика (которая согласуется с целями компании). Например, это может быть усиление собственной роли в команде.

Для чего нужен наставник в бизнесе. Смотреть фото Для чего нужен наставник в бизнесе. Смотреть картинку Для чего нужен наставник в бизнесе. Картинка про Для чего нужен наставник в бизнесе. Фото Для чего нужен наставник в бизнесе

На этом этапе составляется цифровой портрет роли и сравнивается с текущим профилем обучаемого. Есть специальные продукты, которые строят модели компетентности — например, платформа Avilar. Сервис позволяет как создавать профили с нуля, так и пользоваться шаблонами, корректируя их в соответствии с запросами компании. Цифровые портреты помогают не только автоматизировать процесс идентификации, анализа и управления навыками, но и структурировать их в соответствии с должностью. Это удобный способ для поступательного и наглядного движения к цели и отслеживания прогресса.

3. Планирование

На преодоление разрыва в навыках нацелена индивидуальная программа. Ее основа — личный план развития и приоритетные направления компании. Даже если за основу берется уже готовый курс, его нужно корректировать под ученика. Важно давать задания, приближенные к реальным кейсам, над которыми работает компания.

Программа должна быть построена таким образом, чтобы ученик самостоятельно «зарабатывал» знания, а не усваивал их в готовом виде. По мнению Кирилла Маркидонова, руководителя отдела веб-тестирования в Exante, суть наставничества заключается в корректировке курса развития.

Ментор должен облегчать путь, подсказывая, как действовать в той или иной ситуации. Для того, чтобы задать правильное направление, ему стоит поближе узнать подопечного. Например, можно устроить глубинное интервью тет-а-тет или с участием HR, который будет выполнять роль медиатора. По опыту Дмитрия Шубенка, разработчика и автора курса в Яндекс.Практикуме, ознакомительная беседа, где он обсуждал с наставником свои цели и текущие умения, заняла около двух часов.

4. Оценка результатов

Программа должна быть цикличной: ученик разбирает тему с наставником, а через какое-то время получает несколько задач на отработку (чтобы исключить фактор «наугад»). Если он усвоил тему, все будет выполнено правильно. Лучше не переходить к изучению новой темы, пока ученик не справится с текущей. Не стоит бояться отправлять его на доработку и давать задания на закрепление. По окончании обучения нужно оценить навык в условиях реальной практики.

Для чего нужен наставник в бизнесе. Смотреть фото Для чего нужен наставник в бизнесе. Смотреть картинку Для чего нужен наставник в бизнесе. Картинка про Для чего нужен наставник в бизнесе. Фото Для чего нужен наставник в бизнесе

Внедрение метрик поможет оценить эффективность программы в целом или отдельных ее компонентов (навык лидерства, или web-разработки, например). Чтобы сформировать полную картину прогресса, цель можно оценивать по пяти критериям:

5. ИТ-инструменты

Обязательное условие — постоянная обратная связь между наставником и подопечным. Обучение можно реализовать с помощью самых разнообразных инструментов. Есть специальные платформы, заточенные под масштабные программы обучения, например, Mindflash и Blackboard Collaborate Mobile, где можно создавать курсы и управлять группами учеников.

Тем, кто только собирается внедрять менторинг, подойдут корпоративные мессенджеры вроде Slack, таск-трекеры, например, Trello, или гибридные решения, как Tada.team. На первом этапе лучше выбрать привычный для себя продукт с минимальными достаточными функциями (управление задачами, обмен текстовыми и видео сообщениями, демонстрация экрана) и учесть уязвимости. Чтобы впоследствии лучше управлять коммуникацией, понадобится более продвинутый функционал.

Подписывайтесь и читайте нас в Яндекс.Дзене — технологии, инновации, эко-номика, образование и шеринг в одном канале.

Источник

Ментор для бизнеса: зачем фаундеру наставник

Для чего нужен наставник в бизнесе. Смотреть фото Для чего нужен наставник в бизнесе. Смотреть картинку Для чего нужен наставник в бизнесе. Картинка про Для чего нужен наставник в бизнесе. Фото Для чего нужен наставник в бизнесе

Для чего нужен наставник в бизнесе. Смотреть фото Для чего нужен наставник в бизнесе. Смотреть картинку Для чего нужен наставник в бизнесе. Картинка про Для чего нужен наставник в бизнесе. Фото Для чего нужен наставник в бизнесе

Для чего нужен наставник в бизнесе. Смотреть фото Для чего нужен наставник в бизнесе. Смотреть картинку Для чего нужен наставник в бизнесе. Картинка про Для чего нужен наставник в бизнесе. Фото Для чего нужен наставник в бизнесе

Для чего нужен наставник в бизнесе. Смотреть фото Для чего нужен наставник в бизнесе. Смотреть картинку Для чего нужен наставник в бизнесе. Картинка про Для чего нужен наставник в бизнесе. Фото Для чего нужен наставник в бизнесе

Для чего нужен наставник в бизнесе. Смотреть фото Для чего нужен наставник в бизнесе. Смотреть картинку Для чего нужен наставник в бизнесе. Картинка про Для чего нужен наставник в бизнесе. Фото Для чего нужен наставник в бизнесе

Для чего нужен наставник в бизнесе. Смотреть фото Для чего нужен наставник в бизнесе. Смотреть картинку Для чего нужен наставник в бизнесе. Картинка про Для чего нужен наставник в бизнесе. Фото Для чего нужен наставник в бизнесе

Когда заходит речь о менторстве, возникает путаница в терминах и неверные ассоциации. За менторов принимают коучей, мотивационных тренеров или инфобизнесменов. Кажется, что подопечного будут заставлять прыгать под музыку и кричать «у меня получится!». Все это не имеет ничего общего с менторством.

Чем на самом деле занимается ментор и как он может облегчить жизнь фаундера, рассказывает Алексей Алексанов, сооснователь Cabra VC и ментор Alchemist & 500 Startups.

Ментор — это опытный наставник. Институт наставничества был всегда и во всех сферах — в бизнесе, науке, искусстве. В его основе лежит простой механизм — тот, кто знает и умеет больше, передает свой опыт подопечному.

Наставником выступает специалист, прошедший путь, который подопечный только начинает. Ментор на несколько шагов впереди, он обладает компетенциями, которых нет у подопечного. В контексте стартапов — это человек, который сам успешно запускал бизнесы и помогал с этим другим.

Сразу стоит обозначить важный момент: ментор не руководит бизнесом за фаундера, не дает категорических советов, не решает за него проблемы. Он дает направление и фреймворки — набор навыков, эффективные способы мышления и другие инструменты. Предприниматель всегда сам принимает решения.

Сотрудничество с ментором стабильное и длительное. Это не разовые консультации, а именно налаженные отношения, благодаря которым происходит рост. Обычно мотивация менторов обусловлена несколькими факторами. Ряд из них не ищет материальной выгоды, они работают из интереса к проекту и начинающим предпринимателям. Их минус в том, что интерес может быстро угаснуть, а взаимодействие в таком случае будет ближе к разовым консультациям, чем к полноценному менторингу. Другие работают за долю в бизнесе, обычно до 1%.

Какую пользу может принести ментор

— Даст экспертизу и взгляд со стороны. Ментор поможет посмотреть на проблемы под другим углом, избежать стандартных ошибок, которые совершают фаундеры на разных этапах. В отличие от фаундера, ментор не находится внутри бизнеса, его не затянула операционка, у него свежий взгляд.

Наставник может задавать вопросы, которые сам предприниматель себе никогда не задаст. Также ментор поможет в целом переоценить многие ситуации, понять, что некоторые вещи гораздо проще, чем кажутся начинающему предпринимателю. А какие-то, наоборот, серьезнее, на них нужно выделить больше времени и не упускать из виду.

— Поможет с нетворкингом. Опытный ментор имеет широкую сеть профессиональных контактов, обычно не против ими поделиться. Начинающий предприниматель может потратить годы на самостоятельное выстраивание связей внутри новой для себя отрасли.

— Подскажет, как перейти от абстрактных идей к конкретным действиям. Мозг фаундера кипит от массы идей, он не знает, с чего начать и за что хвататься. Вместе с ментором можно провести их переоценку, составить конкретный план по реализации самых перспективных.

— Даст совет в тяжелой ситуации. Предприниматель часто остается один на один с проблемами — он не может пойти за бизнес-советом к сотрудникам, друзьям или семье. Нужен опытный человек со стороны, который понимает, через что проходит фаундер. Ментор поддержит или, наоборот, даст критический фидбек и честно укажет на слепые зоны.

— Поможет разобраться с внутренними проблемами. Ментор может работать не только на уровне бизнес-решений, но и помогать с личностными аспектами. Например, если у фаундера есть внутренние страхи, блоки мышления, которые мешают ему развивать бизнес даже при наличии нужных навыков и ресурсов.

Кто подойдет на роль ментора

Ментор должен обладать опытом ведения бизнеса, для стартапов — лучше с самого нуля. Это необязательно человек из вашей отрасли, подойдет и просто сильный бизнесмен, который имеет вдохновляющие достижения и экспертизу.

Подбирайте кандидатов в менторы из людей, которые мотивируют, на которых вы хотите равняться. При этом лучше не вступать в менторские отношения со своим главным «кумиром» в профессии. Это не всегда эффективно — вы можете себя чувствовать зажато, приукрашивать результаты, не полностью открываться ментору.

Обязательное условие для ментора — умение доносить свой опыт другим людям. Даже выдающиеся бизнесмены часто не обладают таким талантом. Поэтому, кроме богатого личного опыта, у потенциального ментора должны быть еще и успешные кейсы помощи подопечным.

Не подойдет для менторства и человек, который навязывает свою модель мышления, пытается руководить компанией за ее основателя.

Ментор не должен слишком сильно углубляться в бизнес, иначе он начнет воспринимать его как свое дело. Задача наставника — показать фаундеру путь, который поможет ему самому разобраться с проблемами. За решение всегда отвечает фаундер, в том числе и своими деньгами. Ментор только направляет и советует.

Выбирайте ментора, который разделяет ваши ценности и взгляды на бизнес до такой степени, чтобы было комфортно с ним взаимодействовать. Но при этом не надо искать наставника, абсолютно во всем согласного со своим протеже. В этих отношениях важен честный фидбек, критические замечания (там, где они полезны), профессиональное мнение, а не полное согласие и единство мыслей. Ментор должен уметь указать на ошибки, при этом не принижая фаундера и не пытаясь показать ему, как делать правильно.

Где найти наставника для бизнеса

— Сеть контактов. Присмотритесь к сильным специалистам в окружении и к тем, с кем могут свести знакомые.

— Мероприятия для фаундеров. Познакомиться с будущим наставником можно внутри стартап-акселератора, на специальных мероприятиях и лекциях для начинающих предпринимателей.

— Информационное пространство. Если вам помогают советы, которыми делится эксперт в статьях, интервью, видео, то попробуйте выйти с ним на связь в офлайне или онлайне, например через Linkedin или Фейсбук.

— Определите для себя одного или нескольких кандидатов, обратитесь к ним с запросом. Вам нужно заинтересовать будущего ментора, чтобы у него была мотивация вовлекаться в общение и работу. По первым сообщениям или короткой беседе будет понятно, насколько он в целом открыт к перспективе наставничества.

— Не стоит сразу предлагать человеку стать ментором, сначала организуйте встречу или короткую беседу, расскажите о проекте, задайте вопросы. Обращайте внимание на то, насколько комфортно в общении, насколько вам полезно это взаимодействие, приятен ли человек в целом. Образ в СМИ отличается от личного впечатления, поэтому надо присматриваться.

Не стоит сразу же предлагать кандидату в менторы долю в компании. Сначала проведите несколько встреч, оцените, подходит ли вам этот человек, есть ли контакт, сможете ли вы расти в этом сотрудничестве.

Источник

Зачем нужен ментор, как им стать и запустить программу менторства в компании

Учи.ру протестировал менторинг и рассказывает о совсем опыте. А заодно делится инструкциями, памятками и рабочими материалами для ментора и менти.

Менторство помогает прокачаться неопытным специалистам, тем, кто заскучал в привычном круге задач, хочет получить повышение или приобрести большую уверенность в своем профессионализме, а также самим менторам — развивать гибкие навыки, находить новые точки роста и вдохновляться. Компании же таким образом обеспечивают передачу знаний и обмен информацией среди сотрудников, растят экспертов и руководителей и экономят на внешнем обучении.

Программа менторинга помогает менти (‎наставляемым, подопечным) и менторам найти друг друга, систематизировать процесс и не сойти с дистанции раньше времени. Мы попробовали ее внедрить внутри одного отдела Учи.ру при поддержке коллег из HR и готовы поделиться опытом.

У этого термина много интерпретаций: одни называют менторами коучей (в отличие от ментора коуч сфокусирован на достижении четко определенных целей вместо общего развития), другие — просто более старших и опытных коллег. В нашем понимании, ментор, он же наставник, — это человек, который обладает тем опытом, который нужен его подопечному, и готов бесплатно им делиться.

На мой взгляд, популярность менторинга пока еще незаслуженно мала. Опрос исследователей Университета Оливет Назарин показал, что только 37% американцев работают с ментором, в России, по моим субъективным ощущениям, эта цифра гораздо меньше. Потребность в менторстве отмечают не все: больше всего менти среди предпринимателей, ученых, служащих в правительстве и работников образования.

Я же считаю, что работа с наставником принесет пользу каждому, особенно тем, кому необходима поддержка:

Ментору работа с подопечным не менее важна. Она позволяет углубить понимание собственного пути и найти новые инсайты. Когда ментор рассказывает о своем опыте, вспоминая, как преодолевал трудности, он еще больше интегрирует этот опыт в свою личность. Развивая менти, ментор развивается сам. Чем больше мы рассказываем то, что знаем, тем больше начинаем это понимать. Обсуждая с менти его ситуацию и запрос, ментор может найти новый подход к решению собственных задач — посмотреть на свой бэкграунд под новым углом.

Ключевой фактор — желание делиться своим опытом. По мнению менти менторского клуба МГУ им. Ломоносова, самыми успешными менторами стали те, кому в первую очередь хотелось помогать другим развиваться и передать свои знания.

Как сооснователь менторских программ, через которые прошли сотни людей, могу сказать с уверенностью, что на успех больше всего влияют два фактора:

Поэтому программа менторинга может быть только полностью добровольной, с возможностью замены ментора и отказа от менти. Углубить доверие и установить особую связь помогает конфиденциальность. Так, мы в Учи.ру просим наставников и их подопечных давать обратную связь лишь о числе проведенных встреч. Все инсайты и содержание остаются внутри менторской пары.

Пилотный проект менторинга запустили в нашем быстро растущем департаменте регионального развития: участие приняли уже 12 человек.

Мы решили сосредоточиться на навыках, которые помогут прокачать новичков: эффективная коммуникация (публичные выступления, переговоры), автоматизация процессов и управление командой.

Для начала определились с концепцией и организационными моментами:

Установили единый процесс работы для всех пар.

В качестве дополнительной мотивации даем менторам баллы на корпоративном портале, которые можно обменять на мерч, и увеличиваем сумму, выделяемую компанией на обучение сотрудников.

Еще до запуска проекта менторства коллеги продумали, какие сложности могут возникнуть. Учли, что в какой-то момент мотивация может пропасть, и продумали систему вознаграждений в зависимости от количества проведенных встреч.

Проект вдохновляет на развитие! А решенные запросы менти и новые навыки менторов говорят сами за себя.

Так как опыта менторства у сотрудников практически не было, мы подготовили для них инструкции и памятки:

Провели установочную сессию с департаментом и рассказали о менторинге в целом и о менторском проекте у нас.

Попросили коллег сформировать запросы на менторинг и откликнуться, если они хотят быть менторами.

Поговорили о мотивации наставников и возможных препятствиях: нехватке времени и недостатке экспертизы под запрос менти.

Нехватка времени решается заблаговременным планированием и приоритезацией. Если проблема возникает регулярно, стоит честно себе признаться, что вы пока не готовы к менторству.

Рассмотрели запросы от менти на практике — продумали варианты работы.

Продолжаем вовлекать сотрудников в программу, информируем об обновлениях и регулярно напоминаем о возможности участвовать в обеих ролях через Slack, e-mail и лично.

За два месяца у нас образовалось шесть менторских пар, которые занимаются регулярно.

На встречах ментор помогает мне разобраться в конкретных ситуациях и задачах, подготовиться к предстоящей работе «‎в полях».

Во время наших встреч по теме «Как вести переговоры так, чтобы договоренности исполнялись», мы детально разбирали все этапы подготовки и ведения диалога. Мне повезло: у моего ментора огромный опыт в ведении встреч с зачастую непростыми оппонентами. Он детально описал трудные кейсы, с которыми чаще всего можно столкнуться, и рассказал, как эффективнее их можно отработать. До участия в программе менторства я пыталась разобраться в теме сама и читала очень много специализированной литературы, но с наставником дело пошло куда быстрее и проще.

Мы передаем наш опыт другим командам внутри компании и рады поделиться со всеми заинтересованными.

Источник

Наставить на путь: зачем предпринимателю бизнес-ментор и как его найти

Софья Гаева – о поисках предпринимателя-наставника и его задачах

IT-инструменты, которые использует Софья Гаева

Менторство – явление для России достаточно новое. На Западе сотрудничество с бизнес-менторами – состоявшимися предпринимателями, которые могут помочь менее искушённому коллеге по цеху своими знаниями и опытом (причём, зачастую бесплатно) – довольно распространённая практика. В России же в силу разных причин менторство не столь популярно, но ситуация постепенно меняется. О том, чем может помочь ментор и где его найти, в своей авторской колонке для Biz360.ru рассказала директор веб-студии «Сеослон» Софья Гаева.

Софья Гаева, 29 лет, предприниматель из Красноярска, основатель digital-студии «Сеослон» . Окончила институт филологии и журналистики Сибирского федерального университета. Компании «Сеослон» шесть лет, за это время она продвинула на первые строчки в интернет-поисковиках более 350 сайтов, заняла второе место в рейтинге веб-студий по Красноярску по версии CMS-magazine и попала в список 100 лучших фирм России по версии SEOnews.

Для чего нужен наставник в бизнесе. Смотреть фото Для чего нужен наставник в бизнесе. Смотреть картинку Для чего нужен наставник в бизнесе. Картинка про Для чего нужен наставник в бизнесе. Фото Для чего нужен наставник в бизнесе

В поисках мотивации со стороны и интересного окружения я нахожусь довольно давно. Это одна из причин, по которой меня постоянно заносит то на бизнес-клубы, то на тренинги по бизнесу. В общем, давно думаю над этим вопросом. А в последнее время стала размышлять о том, чтобы найти себе бизнес-наставника. У меня есть ряд вопросов по своей компании, где не помешал бы взгляд опытного человека.

Когда-то у меня был такой наставник, и он дал мне много полезных светов. Я его обожаю до сих пор. Это Дмитрий Мартоник, мы учились с ним вместе на программе «Бизнес Молодости». Попали в одну группу, и он взялся мне помогать. Я тогда почти ничего не знала про предпринимательство и толком не умела считать важные показатели в своём проекте. А у него уже был успешный бизнес в охранной сфере.

Мы встречались с ним без какого-то определённого графика и договорённостей. У нас были дружеские отношения, но в таком формате он, по сути, оказывал мне консалтинговые услуги как менее опытному коллеге. Например, показал мне таблицу ведения расходов.

Его главный совет, который сильно запомнился, я с тех пор много раз повторяла другим предпринимателям-новичкам. Он сказал: «Соня, ты должна категорически перестать сама продвигать сайты». То есть очень просто объяснил мне суть делегирования. Бизнес я открыла в феврале, и благодаря Мартонику уже в мае перестала сама продвигать сайты и сосредоточилась на управлении.

К сожалению, в один из моментов общение с Дмитрием прекратилось, и больше у меня не было наставника в прямом значении этого слова.

Недавно мне рекомендовали прочитать книгу Александра Кравцова «Найди ментора. Как перейти на следующий уровень». Она ровно о том, о чём я веду речь. Что понравилось в этой книге: перечислены конкретные действия по поиску ментора. Никакой «воды». Мне сразу показалось, что советы действительно могут сработать.

Для чего нужен наставник в бизнесе. Смотреть фото Для чего нужен наставник в бизнесе. Смотреть картинку Для чего нужен наставник в бизнесе. Картинка про Для чего нужен наставник в бизнесе. Фото Для чего нужен наставник в бизнесе

Составьте список из тех, кто вам знаком и постарайтесь с ними пообщаться, подружиться и начать помогать бесплатно, как можете. Понятно, что здесь нужно знать границу, чтобы не выглядело как подхалимство. Далее переходите к пункту первому.⠀

В качестве эксперимента я попробовала сделать всё, что описано в книге. Для начала написала список «знакомцев»: у меня получилось шесть человек. Дело в том, что я близко дружу с очень небольшим количеством людей, и для меня загадка, как друзей может быть много. Именно поэтому мне нужно было начинать отсюда.

В моём списке оказался мужчина, с которым мы периодически дружески общаемся. У него сеть из десяти магазинов обуви. Даже до книжки я ему иногда звонила, чтобы посоветоваться. И он почему-то соглашался меня консультировать и тратил на меня по 20-30 минут. Что очень большая инвестиция в меня, учитывая стоимость часа этого предпринимателя.

Как-то я просила консультацию, скажем, насчёт того, что одна из моих менеджеров попросила увеличить себе оклад. Предприниматель посоветовал поставить сотруднику более амбициозную цель и увеличить ей процент с продаж. Он же давал свои рекомендации, как было бы лучше расстаться с предыдущим менеджером, который перестал меня устраивать.

Но потом неожиданно выяснилось, что он запускает сайт и ему нужно SEO-продвижение. Тогда я предложила обменять его наставничество на свою услугу. В данный момент меня интересуют его советы (когда потребуются какие-то конкретные) и его контакты в мире бизнеса. Пока нет точных договорённостей, так как начался сезон охоты, он уехал в тайгу и выкладывает сторис со снегом. Но, я надеюсь, он скоро вернётся и мы продолжим коммуникации.

Ещё ради эксперимента я попробовала и «холодную» рассылку. Выбрала предпринимателей, которые зарабатывают более 2 млн. рублей в месяц. В целом отправила 33 сообщения. Трое уже ответили, один дал свой номер телефона. А некоторые сразу начали писать некие советы.

Я написала даже одному долларовому миллиардеру из Эмиратов. Но он, конечно, ничего не ответил.

Итак, возможность сократить свой путь ошибок за счёт чужого опыта – прекрасна. Если чувствуете затык в бизнесе, обязательно попробуйте советы из книги. Мне лично ментор в своё время дал действительно немало.

Для чего нужен наставник в бизнесе. Смотреть фото Для чего нужен наставник в бизнесе. Смотреть картинку Для чего нужен наставник в бизнесе. Картинка про Для чего нужен наставник в бизнесе. Фото Для чего нужен наставник в бизнесе

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *