Для чего нужен небесный покровитель
Православная Жизнь
С протоиереем Николаем Марковским, настоятелем Покровского храма пос. Зайцево, разбираемся, кто такие Ангелы-хранители и святые покровители, выясняем, обижаются ли святые, и учимся не впадать в язычество.
Каждый человек в таинстве крещения получает от Бога Ангела-хранителя. Это бестелесный дух, который всегда находится с этим человеком, незримо помогает ему. Часто мы говорим: «Что-то подсказало», «совесть не дала поступить иначе», — это всё действие Ангела-хранителя. В церковной практике имеется множество свидетельств помощи ангелов людям.
Кто такой небесный покровитель? Когда мы крестим ребёнка или взрослого человека и выбираем ему имя, как правило, это имя какого-то почитаемого угодника Божьего. Так мы незримо связываем этого человека с тем святым, во имя которого он назван. В своих молитвах христианин обращается к своему небесному покровителю и, конечно, этот святой угодник становится ему несколько ближе других.
Небесным покровителем может быть не только тот святой, в честь которого человека назвали, но любой другой угодник Божий, который по тем или иным причинам стал близок. Например, многие люди, не носящие имя Спиридона, обращаются к святому Спиридону Тримифунтскому, потому что чувствуют особую любовь к святителю, ощущают его заступничество и помощь. Можно молиться святому, которого Церковь прославляет в тот день, когда вы родились, он тоже будет вашим небесным покровителем.
Порой спрашивают, грех ли не молиться тому святому, в честь кого назван? Не обидится ли он, если мы станем молиться другим угодникам Божиим? Отвечу так: как можно говорить о грехе, если человек молится? Если он обращается к горнему миру, то можем ли мы осуждать его? Безусловно, это не будет грехом. Физически невозможно в своих молитвах обратиться ко всем святым, помянуть их сугубо. Их сонм, так что, если мыслить в логике вопроса, кто-то в любом случае останется «обиженным».
К счастью, святые не обижаются. Человек сам выбирает, кому ему молиться. Не надо мерить всё своими человеческими мерками, они к вышнему миру не имеют отношения. Подход, когда молящийся переживает об обидах святого, по сути языческий. Это у язычников так: этому богу принёс жертву, тому не дал, он обиделся и стал мстить. В православии такого нет, хотя некоторые ведут себя именно по-язычески. Думаю, многие видели в храмах людей, которые набирают охапку свечей и потом бегают и ставят их по всем подсвечникам — чтобы никого не обидеть. Они действуют в соответствии с принципом «чем больше, тем лучше». Он срабатывает не всегда. Если ты поступаешь так без молитвы, без веры, то пользы от этого никакой не будет.
Всё нужно делать с верой и полной отдачей. В любой сфере: в работе, спорте, отношениях — и в молитве тоже. Если ты молишься от всего сердца — то такая молитва угодна Богу. Если просто стремишься сделать побольше, не задумываясь о содержании, — такое отношение Богу однозначно неугодно.
Записала Екатерина Щербакова
Православные святые – покровители профессий
Какую икону подарить руководителю или коллеге? Какие православные святые покровители оберегают людей, избравших ту или иную профессию?
Людям, связанным с атомной энергетикой, физикам-ядерщикам достойным подарком станет икона «Чернобыльский Спас» или икона преподобного Серафима Саровского.
Бизнесменам, предпринимателям следует преподнести икону Святителя Спиридона Тримифунтского или Иосифа Волоцкого. Подробнее можно прочитать в статье «Святые, помогающие в работе и бизнесе».
Банкиры, бухгалтеры, финансисты, работники налоговых инспекций, казначейств, экономисты почитают своего небесного покровителя Святого апостола Матфея.
Ведущие различных конференций семинаров, мероприятий, ораторы, все, кому необходимо красноречие, находятся под покровительством святых Иоанна Златоуста, Василия Великого, Ярослава Мудрого.
Ветеринары молятся о помощи в исцелении животных перед иконой «Чудо о Флоре и Лавре», а также священномученику Власию Севастийскому и святым Косме и Дамиану.
Водителей, дальнобойщиков, железнодорожников, всех, кто в часто бывает в дороге оберегают Божия Матерь Одигитрия Смоленская, Николай Чудотворец и святой Христофор.
Воспитатели детских садов, детских домов, домов престарелых молятся о благополучии своих подопечных перед иконами «Семь спящих отроков Ефесских», «Вифлеемские младенцы», Божия Матерь «Геронтисса».
Горнякам, шахтерам и ремесленникам покровительствует Святая Варвара Илиопольская.
Покровителями животноводов и земледельцев, людей, работающих в сельском хозяйстве являются Агафия Сицилийская, Георгий победоносец, Марина (Маргарита) Антиохийская, и Божия Матерь «Спорительница хлебов».
Покровителем инженеров является святой Иосиф Обручник.
Интернетчики, программисты, разработчики сайтов и приложений, все, чья работа связана с Интернетом находятся под покровительством Иоанна Богослова, Спиридона Тримифунтского, Феофана Затворника, великомучениц Веры, Надежды, Любови и их матери Софии.
Коневодов и всех, чья жизнь и работа связана с лошадьми, оберегает святой Михаил Архангел и святые мученики Флор и Лавр.
Летчиков, стюардесс, авиаторов, всех, чья жизнь и работа проходит в небе оберегает икона Божией Матери»Благодатное небо» и Святой Архистратиг Михаил.
Рабочим всех специальностей: плотникам, малярам, каменщикам, строителям, сварщикам, грузчикам, сборщикам и т.д. хорошо бы подарить икону «Труд Святого Семейства».
Менеджеры по продажам, коммерческие директора, торговцы, продавцы находятся под покровительством Николая Чудотворца, великомученика Иоанна Сочавского, праведного Прокопия Устюжского.
Певцам, вокалистам покровительствует преподобный Роман Сладкопевец.
Писатели, книгоиздатели, продавцы книг, редакторы, работники типографии и бумажной промышленности находятся под покровительством Святого апостола Иоанна Богослова и преподобного Нестора Летописца.
Пожарных и спасателей оберегает икона Божией Матери «Неопалимая купина».
Портным, швеям, ткачам, комвольщикам и рукодельницам покровительствует Святая Параскева Пятница.
Почтовые работники и служащие всех других средств связи находятся под покровительством Архангела Гавриила.
Риэлторам, людям, чья работа связана с недвижимостью покровительствуют преподобные Евфимий Сянжемский (Вологодский) и Александр Куштский.
Садоводам, цветоводам покровительствует святая мученица Дорофея Кесарийская.
Таможенники находятся под покровительством иконы Богородицы «Нерушимая стена» и Святого апостола Матфея.
Фармацевтам, провизорам, аптекарям, работникам фармацевтической отрасли прекрасным подарком станет икона Святого Пантелеймона Целителя, Священномученика Валентина Интерамского или святой мученицы Великой княгини Елисаветы Федоровны, основавшей аптеку в Марфо-Мариинской обители.
Художникам и иконописцам покровительствует Святой апостол Лука, ставший первым иконописцем и написавший первые иконы Божией Матери.
Часовщикам покровительствует святой апостол Петр.
Ювелирам покровительствуют святые Косьма и Дамиан.
Юристу, чиновнику или государственному служащему прекрасным духовным подарком станет икона святого благоверного князя Ярослава Мудрого.
Ангел Хранитель или небесный покровитель?
Человек рождается в мир, и все вокруг радуются, выбирают имя новорожденному и день, когда по обычаю понесут его в церковь крестить. Так принято у христиан. Принято давно, но путаница в понятиях Ангела Хранителя и небесного покровителя существует и поныне.
Ангелы — это существа выше или ниже человека?
— «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт 1.1). Так начинается библейский рассказ о сотворении мира. Под словом «небо» здесь подразумевается творение ангельской сущности, невидимого мира бесплотных духов. «Ангел» есть «вестник». Это значит, что бестелесные духи призваны сообщать людям волю Божию, выполнять Его распоряжения в попечении о мире видимом. «Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?» (Евр 1:14).
В таинстве Крещения после запретительных молитв священник обращается к Богу с прошением послать крещаемому Ангела: «сопрязи животу его Ангела светла». Таким образом, каждому христианину при крещении Бог дает Ангела Хранителя, который невидимо охраняет человека в течение всей его земной жизни, наставляет на добрые дела, предостерегает от грехов, оберегает в страшный час смерти и после смерти препровождает душу к Богу.
Говорят, что у ангелов нет имен. А как же Архангел Михаил?
— Учение Православной Церкви говорит о существовании Небесной иерархии. Она состоит из трех триад: первая: серафимы, херувимы, «престолы», вторая — «господства», «силы», «власти», третья — «начала», Архангелы, ангелы. Но в обиходе все Небесные чины называются ангелами. Нам не известны имена бесчисленного Небесного воинства, но мы знаем из Писания имена архангелов: Михаил, Гавриил, Уриил, Рафаил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил, Иеремиил. Каждый из них исполняет свое назначение. Архангел Михаил («кто как Бог»), о котором мы знаем больше, чем о других Небесных силах, является вождем всего Небесного воинства. Архангел Гавриил («муж Божий») является носителем радостных благовестий. Архангел Уриил («огонь Божий»), согласно преданию, был поставлен Богом охранять Рай после грехопадения и изгнания прародителей. По учению святых отцов, он является просветителем неверующих сердец. Архангел Рафаил («помощь Божия») — врач человеческих недугов. Архангел Селафиил («молитва к Богу») призывает людей к молитве. Имя Архангела Иегудиила («хвала Божия») известно только по преданиям, в Библии оно не встречается. Архангел Варахиил — благословение Божие на всякое доброе дело. Архангел Иеремиил («высота Божия») — возвращает падшего человека к Богу. Таким образом, Архангелы являются благовестниками о великом и преславном, открывают пророчества, волю Божию, укрепляют в людях веру, просвещая их ум светом познания Божества.
Своего Ангела Хранителя имеет не только каждый человек, но и каждое семейство, каждое благочестивое общество, каждое государство. Пророк Моисей говорит израильскому народу: «Когда Всевышний давал уделы народам и расселял сынов человеческих, тогда поставил пределы народов по числу Ангелов Божиих» (Втор 32:8).
Как дух бесплотный, Ангел Хранитель не имеет имени. В своих молитвах мы обращаемся к нему так: «Ангеле Божий, хранителю мой».
Ангел Хранитель и небесный покровитель — это одно и то же?
— В строгом смысле слова нет. Небесным покровителем христиане называют святого, имя которого носят при земной жизни. По учению Православной Церкви, всякому вступающему в нее дается христианское имя, носитель которого был прославлен Церковью и причислен к лику святых. Таким образом, христианин имеет двух невидимых защитников: Ангела Хранителя и небесного покровителя. Днем Ангела является день нашего крещения, а днем небесного покровителя или именинами — день памяти святого, имя которого носим. Оба эти дня православные христиане отмечают посещением храма, исповеданием и причащением Святых Христовых Таин, добрыми делами.
Чем усерднее мы стараемся подражать в своей жизни небесному покровителю, чье имя носим, тем сильнее его невидимое предстательство за нас пред Богом. Следует понимать, что если мы живем далеко не по-христиански, то напрасно требуем от Ангела Хранителя и небесного покровителя помощи, напрасно ропщем на них и на Бога, якобы не помогающих нам в наших делах.
Какое значение имеет имя человека для Бога?
— Имя человека имеет значение прежде всего для него самого. Господь, надо думать, знает нас и все о нас и без имени. Но тем не менее уже первые люди имели имена, а к Адаму подводились животные, чтобы он давал имена и бессловесным тварям, тем самым обозначая их в земной жизни. В христианстве принято давать имя ребенку в честь того или иного святого, который становится его небесным покровителем. Традиционно еще с ветхозаветных времен имя младенцу нарекается на восьмой день после его рождения, по примеру Христа Спасителя, а во время крещения (сороковой день и позже) оно произносится как уже существующее.
Скажем, родился мальчик в десятых числах декабря. Родители выбрали для него имя по церковному календарю — Николай, так как 19 декабря по новому стилю совершается память святителя Николая Чудотворца. С этим именем он принял святое крещение. Отныне святой Николай Угодник — его небесный покровитель. Именно к нему обращаются с молитвой родители и восприемники, а позже и он сам, надеясь на предстательство пред Богом этого святого заступника. «Потому что очи Господа обращены к праведным и уши Его — к молитве их» (1 Пет 3:12). В этом смысле имя имеет значение и для человека, и для Бога.
Меня зовут Римма, родилась 23 апреля. Есть ли у меня небесный покровитель и когда его день в церковном календаре?
— Есть два мужских имени, Инна и Римма, которые, видимо, из-за женского окончания стали на Руси даваться при рождении девочкам. Так что ваш небесный покровитель — святой мученик Римма, ученик апостола Андрея. Он жил в I веке, был родом из Малой Скифии. За распространение веры Христовой был заморожен в реке вместе с мучениками Инной и Пинной. Их память — 2 февраля и 3 июля по новому стилю.
Мою дочку зовут Виктория. В церкви батюшка отказался ее причащать под этим именем, сказал, что в церковном календаре нет такого имени, есть только, например, Вероника. Что же нам делать? Влияет ли выбор имени ребенка на его судьбу?
— До недавнего времени в православном календаре не было имени Виктория, и девочкам чаще всего при крещении нарекали имя Ника. Но с 2011 года Виктория включена в календарь Московской патриархии: память святой Виктории Кордубской — 30 ноября по новому стилю.
Судьбы наши в руках Божиих. Понятие судьбы — не из христианского лексикона. Господь сотворил человека свободным, и этот дар не отнимает никогда, поэтому христианское учение утверждает, что мы участвуем в своем спасении — «Бог спасает нас не без нас». Но мы носим имена, и обычно это имена святых мучеников, преподобных, святителей, одним словом, угодников Божиих. Иногда же (чаще это случается в нерелигиозных семьях) ребенка называют именем, которого действительно нет в святцах, например, Снежана. Но при крещении, если таковое было, имя все равно дается православное. Вот и получается, что человек имеет как бы два имени: обиходное и церковное, с которым он исповедуется, причащается, вступает в брак и т.д.
Наши предки славяне до принятия христианства носили языческие имена, после же Крещения Руси получили имена от Византийской Церкви, которые мы имеем и сейчас. Долго на Руси, особенно в среде низшего класса, сохранялся обычай давать при рождении младенца два имени: языческое и христианское. Второе имя хранили в тайне, во избежание колдовства. Пережиток этого обычая жив еще и поныне: некоторые родители из суеверия дают малышу одно имя при рождении, другое — при крещении. Понятно, что ничего общего с православием это суеверие не имеет.
Мои знакомые говорят, что мое имя Руфина не русское, а ведь меня крестили в православной церкви. Какой же у меня небесный покровитель и когда его день в церковном календаре?
— Мы все в большинстве случаев носим не чисто русские имена, а греческие, римские, персидские и так далее, потому что христианство пришло к нам с Востока. Ваше имя в переводе с греческого означает «рыжеватая», а ваша небесная покровительница — святая мученица Руфина Кесарийская (Каппадокийская). Она была матерью святого мученика Маманта и пострадала в третьем столетии. Ее память, а значит, ваши именины — 15 сентября по новому стилю.
Могу ли я сменить свое имя или заново покреститься, так как дурные люди отпели меня живую в церкви и положили мою фотографию в могилу?
— Успокойтесь, ничего страшного для вас не произошло. Для нас, христиан, «Бог есть любовь» (1 Ин 4:16), а это значит, что Он не творит зла, хотя попускает его существование среди людей, чтобы мы добровольно обращались к добру. Дурные люди, которые заказали церковное отпевание живого человека, сотворили зло, и потому получат по заслугам. Господь исполняет просьбы людей полезные им, направленные на их благо, но никогда во зло. Таинство же Крещения совершается один раз и не повторяется, по словам апостола: «Един Бог, едина вера, едино крещение» (Еф 4:5).
В самый канун Рождества у меня родилась внучка. Назвали ее Марией. Теперь Сама Богородица будет ее Небесной Покровительницей?
— Нет, непосредственной небесной покровительницей у вашей внучки будет одна из святых жен по имени Мария, память которой ближе всего к дню рождения девочки (это вы должны выбрать по церковному календарю). В православии существует правило, что имена Иисус и Мария никогда не даются в честь Спасителя и Его Пречистой Матери. Хотя, разумеется, Пресвятая Богородица является Заступницей вашей внучки, как и всех верующих христиан.
Протоиерей Владимир Гофман
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.
Для чего нужен небесный покровитель
— Почему для человека так важен его небесный покровитель?
— Небесный покровитель — это не только тот святой, который на протяжении всей жизни ходатайствует за тебя перед Богом, это еще и пример христианской жизни. Ведь у святых угодников Божиих мы можем и должны учиться, поскольку Самим Христом призваны им подражать. Безусловно, мы не в силах повторить их жизненный путь и подвижничество, но мы можем перенять тот дух верности Христу, которым они пламенели. И небесный покровитель человека — это его ближайший учитель на пути в Небесное Царство.
— Многие люди не знают, в честь какого святого они были крещены. Что делать в таком случае? Может ли человек сам выбирать, какого святого считать своим небесным покровителем?
— Да, может. Обычно по святцам выбирают святого, память которого приходится на ближайшие к дате его рождения дни. Но, чтобы не ошибиться, лучше всего в таких случаях прийти в храм и решить этот вопрос индивидуально со священником.
— А что делать людям, имена которых отсутствуют в христианских святцах? Как тогда выбрать святого, в честь которого такой человек будет назван при Крещении?
— Действительно, есть ряд имен, как мужских, так и женских, которые не имеют аналогов в православных святцах. Это означает, что за всю историю христианства просто не было ни одного святого, который бы носил имя, например, Эдуард, Станислав или Эвелина. Священники в таком случае обычно руководствуются негласным правилом: выбирается христианское имя, созвучное тому, которое человек носит от рождения. Например, мужчину с именем Руслан обычно нарекают в честь святого Романа, Арину — в честь мученицы Ирины и т.д. Этот вопрос лучше всего решать не в сам день Крещения, а заранее, посоветовавшись со священником на предкрещальных — огласительных — беседах.
— Возможно ли человеку, носящему нехристианское имя и желающему принять Крещение, руководствоваться в данном вопросе не созвучностью, а особым сердечным расположением к тому или иному святому?
— Если жизнь, подвиг и добродетели того или иного святого так вдохновили человека, то, думаю, это можно считать свидетельством Божьего призыва. Может быть, Господь таким образом указывает, кому подражать, чьим стопам следовать и кто может стать путеводной звездой в жизни нового христианина.
— А действительно ли так важно давать имя родившемуся ребенку по святцам? Или это, скорее, просто традиция?
— На самом деле существует древняя православная традиция, согласно которой новых христиан называют в честь христианских героев — святых. Выбирают имя святого, память которого приходится на день рождения, либо на день Крещения человека, либо находится в промежутке между этими днями. Традиция эта добрая, освященная веками, но, впрочем, она не обязательная. Очень часто бывает так, что родители, ожидая ребенка или испрашивая его у Бога, обращаются к помощи того или иного святого, особо чтимого в этой семье или даже местности. И когда Господь исполняет их молитвы, то вполне естественно, что они называют ребенка именем того святого, к которому обращались. Это бывает нередко и ничуть не противоречит христианским устоям. Бывает также, что родителям какое-то имя особенно нравится, не потому что его носил тот или иной святой, а потому что имя само по себе для них приятно или дорого. Разумеется, и в этой ситуации можно крестить ребенка с таким именем, если оно есть в христианских святцах. В остальных же случаях лучше все-таки следовать традиции.
— Родители иногда боятся называть своего ребенка именем святого, принявшего мученическую кончину. Что Вы могли бы посоветовать в таком случае?
— Мученики — это слава Церкви. Они самые отважные, самые решительные свидетели об истинном Боге за всю христианскую историю. Ведь само слово «мученик» (по-гречески «мартирос») означает «свидетель». Эти люди не страшились ничего на свете, готовы были терпеть непереносимые истязания, лишь бы только сохранить верность Христу. Но не надо бояться того, что жизнь человека, названного в честь мученика, будет сплошным страданием. В подобном взгляде есть что-то от оккультизма, совершенного чуждого христианству.
— Отец Иаков, объясните, пожалуйста, чем именины отличаются от дня Ангела?
— Действительно, многие люди сегодня ошибочно смешивают эти два понятия. Именины — день имени — день памяти того святого, имя которого ты носишь. А день Ангела — это годовщина Крещения. Ведь Ангел Хранитель даруется Богом человеку именно в момент Крещения, о чем ясно говорится в крещальных молитвах. Лишь в том случае, если человека крестили в день памяти его святого, эти два праздника будут совпадать. Но чаще всего это два разных дня. Святой хоть и приблизился к Богу, но остался человеком, а человек и Ангел — это онтологически разные существа. То есть не стоит думать, что святые в Ангелов превратились.
— Часто люди особо почитают тех или иных святых (заказывают им молебны, читают каноны и акафисты), а молением к своему небесному покровителю пренебрегают, ограничиваясь только коротким молитвенным обращением в составе утреннего правила. В чем причина этого?
— Очень часто можно встретить людей, относящихся к Церкви как к своего рода поликлинике с кабинетами, где за каждым святым закреплена определенная узкая «специализация». Например, преподобному Сергию Радонежскому молятся о помощи в учебе, святому великомученику Пантелеимону — об исцелении, святителю Спиридону Тримифунтскому — о помощи в торговых делах, и так далее. Создается впечатление, как будто к ним только с этими просьбами и можно обращаться. И вся задача православного человека, попавшего в какую-то нужду, сводится к тому, чтобы в соответствующих источниках отыскать, какому святому подобает молиться в той или иной ситуации. Но ведь праведники — это те люди, которые Богу предстоят, и каждый из них может помолиться за нас при любых наших трудностях. Тем более это касается небесного покровителя. Я знаю, что многие священники, сталкиваясь с самым, наверное, частым вопросом «Кому мне поставить свечку, кому помолиться, чтобы в той или иной ситуации Господь мне помог?», интересуются, в честь какого святого человек наречен при Крещении. И советуют именно к его помощи и молитвам прибегать в первую очередь — разумеется, после Господа и Пресвятой Богородицы. Я полностью с этим согласен. Никогда нельзя забывать о своем небесном покровителе, имя которого ты носишь и чьей заботе препоручен.