Для чего нужен обходной лист
Обходной лист при увольнении
Подписание обходного листа – часть процедуры увольнения работника. Документ не является строго обязательным и обычно используется в крупных организациях, имеющих много действующих структурных подразделений, малые же предприятия, как правило, обходятся без него.
Зачем нужен обходной лист
Роль обходного листа довольно проста: он удостоверяет тот факт, что работник сдал все ценности, документы, пароли, шифры, секретные материалы и сведения, находившиеся ранее в его ведении и распоряжении и на момент ухода с работы ничего своему работодателю не должен. Кроме того, он косвенно фиксирует то, что все сданное имущество находится в целости, сохранности и надлежащем качестве.
Таким образом, работодатель обеспечивает себе гарантию того, что его имущество или особо ценные активы не попадут в руки злоумышленников и способствует сохранению своей материально-технической базы.
Кто должен подписывать документ
Обходной лист включает в себя список основных подразделений компании, сотрудники которых заведуют материально-технической, документальной и финансовой частями. Как правило, в нем значатся:
Начальник каждого из этих подразделений должен поставить в обходном листе свой автограф, свидетельствуя тем самым, что увольняемый сдал все имущество и активы компании и претензии к нему отсутствуют.
Порядок оформления обходного листа
Обычно форма документа имеется в отделе кадров, куда и должен обратиться увольняющийся.
Что делать если сотрудник при увольнении не хочет подписывать обходной лист
Обходной лист не значится в перечне документов, которые обязан подписывать работник при своем увольнении. Иными словами, если он не хочет этого делать, работодатель не вправе его заставлять.
Следует отметить, что довольно часто работодатели шантажируют своих бывших сотрудников тем, что без подписания данного документа они не выдадут им на руки их личные документы, например, трудовую или санитарную книжку. Это абсолютно неправомерно и при установлении подобных фактов трудовой инспекцией, предприятию и ответственным лицам грозит административное наказание в виде штрафа.
Единственное исключение: работодатель вполне законно может лишить строптивого работника (уже бывшего) причитающейся ему при увольнении дополнительной выплаты, прописанный в трудовом договоре (но не оговорено в законодательстве РФ).
Что делать, если в процессе подписания обходного листа обнаружилась недостача
Такие ситуации нечасто, но иногда все же случаются. В результате работодатель может пойти разными путями:
В некоторых случаях разбирательства доходят до судебной инстанции – еще и поэтому к заполнению обходного листа следует относиться особенно внимательно.
Правила написания документа
Единой унифицированной формы обходного листа не существует, так что организации вправе каждый раз писать его в произвольной форме или использовать шаблон, разработанный внутри компании и утвержденный в ее учетной политике. В любом случае, данный документ должен содержать в себе ряд необходимых сведений:
Следует отметить, что в разных компаниях перечень отделов, которые обязан обойти увольняющийся, может существенно различаться.
Правила оформления обходного листа
Документ может быть составлен на обычном листе А4 формата или на фирменном бланке организации, при этом он может быть создан как в рукописном, так и в печатном виде.
Обходной лист составляется обычно в одном экземпляре и после подписания сдается на хранение в архив предприятия, но при желании работник может потребовать себе его копию. Эта мера позволит ему избежать в дальнейшем необоснованных материальных претензий со стороны работодателя, если к таковым возникнут предпосылки.
Образец составления обходного листа
С точки зрения стандартного делопроизводства, документ имеет вполне обычную структуру.
Что такое обходной лист и для чего он нужен?
Вы данной статье мы посмотрим, что такое обходной лист и для чего он нужен. Узнаем, что пишут в обходном листе и для чего его составляют. Рассмотрим, есть ли нормативная база для использования обходных листов при увольнении работников. Узнаем, что представляет собой бегунок при увольнении и что будет, если работник откажется его подписывать.
Что такое обходной лист?
Что такое обходной лист? Обходной лист представляет собой бланк, этот бланк часто используется предприятиями и организациями. Чаще всего заполнять его должны линейные сотрудники, кто такой линейный персонал, мы рассматривали ранее.
При увольнении сотрудника, особенно в крупных компаниях, требуется подписание обходного листа.
Такой документ становится практически необходимостью, если уволившийся сотрудник занимал должность, подразумевающую материальную ответственность или его деятельность была связана с денежными средствами.
Обходной лист – документ, присущий:
Некоторые организации просят сотрудников подписывать обходные листы при подписании договора с новыми организациями, при составлении спецификаций на поставки товара или счетов на отгрузку. Такие документы должны быть согласованы с юристом, главным бухгалтером и руководителем подразделения организации.
Обходной лист составляется при прохождении медицинских комиссий, например для беременных женщин или на водительской комиссии.
Что пишут в обходном листе?
Что пишут в обходном листе? Структура данного документа может быть различной, в зависимости от его назначения.
Законом не предусмотрена форма данного документа, поэтому он составляется каждой организацией самостоятельно. Обходной лист – это внутренний документ отдельно взятого предприятия. Оформление такого документа диктуется правилами и особенностями компании. Часто такой документ называют «бегунок».
Как правило, в обходном листе должны быть подписи руководителей подразделений. Чтобы избежать волокиты с увольнением сотрудников, что нужно знать и уметь управленцу чтобы обеспечить качество рекрутинга в двух словах рассказать сложно.
Если у сотрудника была форма, оборудование, автомобиль, которые предоставлялись компанией в пользование, то на обходном листе должна стоять подпись начальника службы материально-технического снабжения, что все материальные ценности были возвращены работником в надлежащем виде.
Если в пользовании сотрудника было компьютерное обеспечение, то контроль его возврата осуществляет руководитель IT отдела, а значит, в бегунке должна быть и его подпись. Подпись руководителя службы безопасности свидетельствует о том, что с работником был проведен инструктаж, например, о неразглашении коммерческой тайны после увольнения.
Что такое обходной лист при увольнении?
Что такое обходной лист при увольнении и законно ли обязывать сотрудника при увольнении заполнять данный документ? Обходной лист при увольнении является подтверждением того, что уволившийся сотрудник не имеет задолженностей перед различными подразделениями организации.
Фактически, это формальность, которая инициирована руководителем организации. С учетом того, что данный документ не прописан в Трудовом кодексе РФ, то и его заполнение носит рекомендательный характер. Заполнять такой документ не обязательно.
Противозаконными будут уверения работодателя, что выдаст трудовую книжку только после предоставления заполненного обходного листа при сокращение штата что делать работнику, если такой лист не подписан.
Трудовая книжка должна быть выдана работнику в день расторжения трудовых отношений. Для работодателя невыдача трудовой книжки при увольнении может грозить наказаниями по административному кодексу, для которого неподписанный бегунок не является основанием для невыдачи трудовой книжки.
Для чего нужен обходной лист?
Для чего нужен обходной лист? Это подтверждение того, что работник больше ничего не должен организации, но обходной лист могут потребовать и при подборе персонала общепита, это будет медицинский обходной лист, который обязателен для тех, кто работает с продуктами питания.
Обходной лист может быть свидетельством того, что уволенный сотрудник передал все полномочия и документы своему преемнику. Так же, обходной лист будет гарантом того, что работник больше не сможет пользоваться корпоративными источниками информации.
Что, если не сдать обходной лист?
Что, если не сдать обходной лист? Если появляется вопрос в честности работодателя и есть подозрения, что с помощью обходного листа предприятие пытается «повесить» на уволенного сотрудника, например, недостачи, то обходной лист лучше не подписывать. Никакой юридической силы такой документ не имеет.
Обходной лист не может быть основанием для истребования материальных ценностей с работника, с чего нужно начать сокращение штата работников, если в этом есть необходимость.
Даже если будут обнаружены недостачи, то работодатель вправе обратиться в суд, а не заниматься самосудом. Требования к обязательному оформлению обходного листа для уволенных сотрудников – незаконно.
Обходной лист: зачем нужен
Работодатель при расторжении трудового контракта с наемным сотрудником может потребовать у него заполненный обходной лист. Этот бланк не является обязательным, и его применение не регламентировано законодательством. Для чего нужен обходной лист? Он необходим нанимателю для подтверждения факта отсутствия за увольняемым лицом несданных материальных ценностей или непогашенных задолженностей перед предприятием.
Правомерность требований работодателя
Шаблон обходного листа разрабатывается каждой организацией самостоятельно. Документ должен быть введен в систему внутреннего документооборота распоряжением руководителя фирмы с приложением образца обходного листа.
Если работник не предъявил на дату увольнения заполненный бланк этого типа, директор не может отменить расторжение договора или перенести дату ухода человека с должности. Также не является юридическим основанием для срыва процедуры завершения трудовой деятельности отсутствие в форме всех требуемых подписей.
Наниматель инициирует заполнение бланка обходного листа при увольнении для разграничения зон ответственности между прежними и новыми работниками. Если в последующие годы после расторжения с должностным лицом контракта выявится допущенная им ошибка, вина будет возложена именно на уволенного человека. При обнаружении недочетов, относящихся к дате после утверждения обходного листа, к ответственности может быть привлечен текущий сотрудник.
В коммерческих организациях обходной лист при увольнении составлять необязательно. Требование по оформлению этого документа присущи некоторым государственным структурам. Эта процедура характерна для расторжения контрактов в сфере военно-технического сотрудничества, что подтверждается нормами регламента, приведенного в Приказе ФСВТС от 14.09.2009 № 63-од.
Отметим, что госслужащие не могут инициировать отказ от оформления обходного листа, так как эта обязанность предусмотрена ведомственными правовыми актами. Такое право имеется только у работников коммерческого сектора.
Особенности составления
Оформлением обходной документации рекомендуется заняться заблаговременно. Для этого надо выяснить в бухгалтерии перечень активов, числящихся за увольняемым работником, организовать передачу дел по акту. Нужно ли подписывать обходной лист при увольнении? Да, сделать это рекомендуется:
Отметим, что взыскания по данным, взятым из обходного бланка, неправомерны. Удерживать недостачи и другие задолженности можно на основании закрепленных приказом директора результатов инвентаризации. Образец обходного листа при увольнении заполняется и подписывается только на добровольной основе. Наниматель не уполномочен заставлять представления этого формуляра или применять наказания за отсутствие подписанного документа.
Если формуляр был составлен, подписи собраны, увольняемому рекомендуется снять с него копию. Это необходимо для подтверждения факта отсутствия материальных претензий к работнику у бывшего нанимателя. Скачать форму обходного листа при увольнении можно в статье «Увольнение работника: оформляем обходной лист: образец 2018».
Главные элементы в нем – подписи руководителей структурных подразделений, удостоверяющие, что за работником не числятся материальные ценности. Передача рабочего оборудования и документации произведена в полном объеме.
Правила оформления документа регламентируются внутренними правовыми актами. Алгоритм процедуры следующий:
Также в структуре документа могут быть предусмотрены поля для такой информации:
Обходные листы: практика применения
Обходные листы применяются в трудовых отношениях практически повсеместно. Заслуженно ли им уделяется столько внимания? Какая важная информация фиксируется в них, что порой без их заполнения работодатель старается задержать работника на работе любой ценой, даже идя наперекор действующему трудовому законодательству? Законны ли такие действия? Об этом и не только вы узнаете из статьи.
Зачем нужны обходные листы?
— п. 16 Служебного распорядка Федеральной службы по тарифам, утвержденного Приказом ФСТ России от 17.07.2008 N 264-к, устанавливает: «До дня увольнения гражданский служащий обязан сдать документы и материальные ценности, которые использовались им в связи с ранее выполняемыми должностными обязанностями, что отражается в обходном листе»;
— п. 16 Служебного распорядка Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству, утвержденного Приказом ФСВТС России от 14.09.2009 N 63-од, содержит аналогичное положение: «До дня увольнения гражданский служащий обязан сдать служебное удостоверение, документы и материальные ценности, которые использовались им в связи с ранее выполняемыми должностными обязанностями, что отражается в обходном листе установленной формы»;
— п. 22 Служебного распорядка центрального аппарата Федеральной миграционной службы, утвержденного Приказом ФМС России от 16.07.2009 N 174, определяет: «Гражданский служащий при подаче заявления на увольнение с гражданской службы получает в Управлении по вопросам кадров и государственной службы ФМС России обходной лист, до дня увольнения сдает документы и материальные ценности, которые использовались им в связи с ранее выполняемыми должностными обязанностями, и в день увольнения с гражданской службы сдает служебное удостоверение»;
— п. 2.24 Служебного распорядка Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, утвержденного Приказом Минспорттуризма России от 15.09.2008 N 24, обозначает: «Не позднее дня увольнения гражданский служащий обязан оформить обходной лист установленного образца, сдать документы и материальные ценности, связанные с ранее выполняемыми должностными обязанностями, и в день увольнения с гражданской службы сдать служебное удостоверение в отдел государственной службы, кадров и государственных наград Департамента административного и нормативно-правового обеспечения государственной политики».
Кроме того, упоминание об обходных листах содержалось в ранее действовавшем Перечне типовых документов, образующихся в деятельности госкомитетов, министерств, ведомств и других учреждений, организаций, предприятий, с указанием сроков хранения, утвержденном Главархивом СССР 15.08.1988.
Приведенные выше выдержки из действующих нормативных правовых актов свидетельствуют о том, что в обходном листе в основном фиксируется передача работником числящихся за ним документов и материальных ценностей при его увольнении. То есть заполнение обходных листов при увольнении работников, по сути, необходимо работодателю, чтобы убедиться в том, что увольняющийся перед прекращением трудовых отношений передал все находившиеся в его распоряжении документы и имущество работодателя. Иногда работодатели связывают подписание обходного лица с подтверждением факта передачи дел другому работнику, если эта процедура специально не регламентирована в локальном нормативном акте организации.
На практике встречаются и ситуации применения обходных листов при приеме сотрудника на работу. Цель их применения на данной стадии может быть различной: отчасти документально подтвердить факт получения работником материальных ценностей и документов для предстоящего выполнения трудовых обязанностей, а также приемку дел от предыдущего работника или иного назначенного лица сразу после оформления приема на работу.
Поэтому рассмотрим подробнее, в чем разница между обходными листами, используемыми при приеме на работу и оформляемыми при увольнении.
Особенности применения обходных листов
Зачем работодателю заставлять работника заполнять обходной лист при приеме на работу?
1. Во-первых, работодатель в обходном листе может зафиксировать факт приема материальных ценностей работником (перечень может быть различным в зависимости от того, с чем именно связана работа конкретного работника), а также иных предметов и документов (пропуск на территорию организации работодателя, полис добровольного медицинского страхования и др.).
2. Во-вторых, он также может удостоверить тот факт, что работник надлежащим образом принял дела у своего предшественника, если он принят на должность, ранее занимаемую уволившимся работником (если порядок передачи дел не прописан в локальном нормативном акте данного работодателя), или иного уполномоченного лица.
3. В-третьих, работодатель может отметить в обходном листе, что при приеме на работу работник должным образом осуществил все действия, предписанные отделом кадров, а также отделом охраны труда и техники безопасности, необходимые в связи с требованиями трудового законодательства.
4. В-четвертых, заполнение работником обходного листа может являться поводом к взаимному «знакомству» работника с ключевыми работниками структурных подразделений, указанными в обходном листе, что немаловажно в крупных организациях, и др.
Приведем образец обходного листа, который на практике применяется при приеме на работу (пример 1).
При увольнении работника работодатель с еще большим рвением применяет обходные листы. Для чего же они ему необходимы?
1. Во-первых, работодатель в обходном листе может указать факт надлежащего возврата ему материальных ценностей, а также иных предметов и документов, полученных работником при приеме на работу и/или в процессе трудовой деятельности.
2. Во-вторых, он также может зафиксировать факт, что работник надлежащим образом передал дела вновь принятому работнику или иному назначенному лицу (если порядок передачи дел не предусмотрен локальными нормативными актами данного работодателя).
3. В-третьих, работодатель может отметить, что работником сданы все отчеты о проделанной работе за определенный период времени.
4. В-четвертых, работодатель может обозначить в обходном листе, что за работником не имеется никаких других задолженностей и др.
Рассмотрим пример обходного листа, который может применяться при увольнении работника (пример 2).
Следует отметить, что перечень того, что можно зафиксировать в обходном листе, безусловно, не является исчерпывающим. Иными словами, каждый работодатель индивидуально определяет важный именно для него и его сотрудников перечень фактов, который впоследствии закрепляется в обходном листе. Более того, как видно из приведенных выше образцов документов, порой работодатели в обходных листах фиксируют не только действия работников, но и действия ответственных лиц указанных в нем подразделений. Такими действиями могут быть оформление приема/увольнения работника с соблюдением процедуры, предусмотренной трудовым законодательством, надлежащая выдача работнику документов, связанных с работой, манипуляции с доступом работника к информационным ресурсам и т.д.
Таким образом, работодатель осуществляет «двойной контроль»: над принимающимся на работу/увольняющимся работником и над работниками, которые в силу своих должностных обязанностей участвуют в его приеме/увольнении.
К сведению. Бывают случаи, когда работодатели, увлекшись возможностями обходного листа, фиксируют в нем явно лишние положения, которые, по их мнению, могут каким-то образом подстраховать организацию от работников, жаждущих восстановить справедливость. Например, закрепление в обходном листе фраз: «С работником произведен расчет при увольнении. Работник не имеет претензий к работодателю» или «Работник получил окончательный расчет и претензий не имеет» не несет никакого практического смысла, о чем справедливо отмечено в Определении Московского городского суда от 26.10.2010 по делу N 33-33478: «То обстоятельство, что в обходном листе П.Н., как утверждает заявитель жалобы, расписалась в том, что претензий не имеет, досудебных претензий не предъявляла, закон не связывает с возможностью обращения ее в суд за защитой нарушенного права». То есть любые положения, закрепленные в обходном листе, противоречащие действующему законодательству, приниматься судом к сведению не будут.
Работник, воспользовавшись установленным в организации порядком оформления обходных листов, тоже может попытаться обратить ситуацию в свою сторону. Рассмотрим на примере случай из судебной практики (из Определения Московского городского суда от 22.11.2010 по делу N 33-33417), в котором работнику не удалось выиграть спор. Причиной возникновения спора, как посчитал работник, было частичное незаполнение обходного листа при увольнении.
15.02.2009 истец обратился к ответчику с письменным заявлением о выдаче трудовой книжки, которая в день увольнения выдана не была в связи с не полностью подписанным обходным листом. Фактически трудовая книжка была выдана истцу только 12.05.2009.
Истец утверждал, что ответчик имел возможность выдать ему трудовую книжку в день увольнения, но при этом в последний день работы потребовал оформить обходной лист. В этот день некоторых должностных лиц, указанных в нем, не оказалось на рабочем месте, и истец ушел, не получив трудовую книжку. По его словам, до 24.07.2008 он появлялся у ответчика еще 2 раза; затем приходил 02.09.2008, но трудовую книжку ему так и не выдали из-за отсутствия всех подписей в обходном листе. В результате он смог получить трудовую книжку только 12.05.2009 после обращения к председателю правления банка.
С доводами истца суд не согласился, поскольку в процессе рассмотрения спора установил, что в день увольнения, 07.07.2008, истец был на работе, оформлял обходной лист, но за трудовой книжкой не явился. Суд отказал в иске, поскольку пришел к выводу, что в день увольнения истец не получил трудовую книжку по не зависящим от ответчика обстоятельствам: истец был в отпуске и ушел с работы, не обратившись за получением трудовой книжки. На 3-й день ему по известному работодателю адресу было направлено уведомление о необходимости получить трудовую книжку, однако истец к ответчику не пришел и не выразил своего согласия на направление трудовой книжки по почте. Доказательств отказа в выдаче трудовой книжки до 12.05.2009 истцом суду не представлено, судом таких доказательств не добыто. Суд не установил со стороны работодателя нарушений норм действующего трудового законодательства, доказательств незаконного удержания им трудовой книжки истца, а потому не усмотрел оснований для внесения в трудовую книжку истца записи об изменении даты увольнения для взыскания с ответчика в пользу истца компенсаций за задержку выдачи трудовой книжки, зарплаты до вступления решения суда в законную силу, морального вреда.
Кого указываем в обходных листах?
Как правило, в обходных листах независимо от того, при приеме на работу или при увольнении они оформляются, должностные лица структурных подразделений перечисляются практически одни и те же, за некоторыми исключениями, обусловленными спецификой работы каждой организации.
В обходных листах обычно указываются:
— сотрудник отдела кадров, т.к. он должен подтвердить, что работник надлежащим образом оформлен на работу, у него приняты все необходимые документы, его ознакомили в установленном порядке со всеми действующими в организации локальными нормативными актами;
— сотрудник бухгалтерии, т.к. на основании документов, оформленных отделом кадров, бухгалтерия ставится в известность о том, что в организацию принят новый работник, сведения о котором нужно внести в список для расчета заработной платы;
— сотрудник отдела материально-технического обеспечения, выдающий материальные ценности работнику, необходимые ему для выполнения своих обязанностей;
— сотрудник отдела информационных технологий, выдающий работнику техническое оборудование для выполнения им своих обязанностей (если они связаны с использованием такого оборудования);
— сотрудник отдела охраны труда, техники безопасности и экологии, т.к. он подтверждает, что с работником проведены необходимые инструктажи при приеме на работу;
— сотрудник отдела безопасности, который выдает работнику ключи, пропуски и др.
К сведению. Обязанность по проверке соответствующих фактов, закрепленных в обходном листе, и подписанию обходных листов ответственными работниками структурных подразделений, перечисленных в нем, должна быть предусмотрена в трудовом договоре и/или должностной инструкции каждого из указанных лиц.
Порядок заполнения обходных листов
Поскольку законодательством никоим образом не определена процедура оформления обходных листов, работодателю остается утвердить форму и порядок заполнения обходных листов в локальных нормативных актах. В данном случае такими актами могут быть правила внутреннего трудового распорядка, положение о персонале и т.п. Приведем в качестве примера фрагмент локального нормативного акта работодателя, описывающего порядок заполнения обходных листов.
Выдержка из правил внутреннего трудового распорядка
«7.2. При поступлении работника на работу работодатель осуществляет в установленном порядке:
— ознакомление его с должностной инструкцией (инструкцией по профессии), условиями труда, настоящими правилами, иными локальными нормативными актами организации, другими организационно-распорядительными документами организации, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника;
— разъяснение его прав и обязанностей;
— проведение вводного инструктажа по охране труда, технике безопасности, производственной санитарии и противопожарной защите;
— выдачу обходного листа установленной формы (приложение 4 к настоящим правилам) для его оформления в день приема на работу.
7.3. В первый день работы работник обязуется заполнить обходной лист у ответственных лиц в соответствии с определенной в нем очередностью, принять дела, а также необходимые документы и имущество, связанные с его обязанностями.
.
9.7. Не позднее дня увольнения работник обязан оформить обходной лист установленной формы (приложение 5 к настоящим правилам), выданный ему работником отдела кадров, передать дела, а также сдать документы и иное имущество, полученные им при приеме на работу в целях надлежащего выполнения его обязанностей, уполномоченному работодателем лицу».
Надо сказать, что большая часть специалистов считают, что заполнение обходного листа является своего рода обычаем, который принято отражать в локальном нормативном акте работодателя и соблюдать так же, как и другие положения внутренних документов организации. Однако есть корифеи, которые уверены в том, что заполнение обходного листа ухудшает положение работника по сравнению с трудовым законодательством, что недопустимо с точки зрения трудового права. Вероятнее всего, данное мнение основывается на том, что многие работодатели чересчур серьезно относятся к оформлению обходных листов при увольнении работников. Настолько, что забывают: нормы законодательства, регулирующие вопросы увольнения, не должны нарушаться ни при каких условиях.
Если обходной лист не заполнен.
При приеме работника на работу, как правило, не возникает никаких проблем с заполнением обходных листов. Вновь принятый работник, желая трудиться у данного работодателя, вряд ли будет противиться обходу ответственных лиц, указанных в выданном ему бланке листа. Скорее всего, наоборот: он сам захочет побыстрее оформиться на работу, влиться в коллектив и приступить к работе. Поэтому ни со стороны работодателя, ни со стороны работника препятствий такому вхождению работника в коллектив в большинстве случаев не бывает.
Однако оформление обходных листов при увольнении зачастую влечет проблемы. В первую очередь они могут быть связаны с элементарной недостачей материальных ценностей у работника. Также проблемы могут возникнуть, если днем увольнения работника является последний день его отпуска или период нетрудоспособности и у работника физически нет возможности формально обойти всех. Либо он просто не явился по каким-либо причинам на работу в последний день.
Какими способами работодатель пытается стимулировать работника к заполнению обходного листа при возникновении подобных проблем? В основном неподписанием или задержкой подписания приказа об увольнении, неосуществлением или задержкой расчета при увольнении, невыдачей или задержкой в выдаче трудовой книжки. Несомненно, такие действия законными назвать нельзя.
Таким образом, ТК РФ не обусловливает увольнение работника выполнением им обязанности при прекращении трудового договора заполнить обходной лист, передать дела, сдать отчеты, а также имущество, полученное им при приеме на работу. Даже если в локальном нормативном акте закреплена обязанность оформления обходного листа при увольнении, это вовсе не дает работодателю права требовать беспрекословного исполнения работником этой обязанности в нарушение норм трудового законодательства, в частности ст. 84.1 ТК РФ, в том числе отзывать работника из отпуска, если днем увольнения является последний день отпуска, дожидаться окончания периода временной нетрудоспособности, если днем увольнения считается последний день временной нетрудоспособности, не подписывать или задерживать подписание приказа об увольнении, не осуществлять или задерживать расчет при увольнении, не выдавать или задерживать выдачу трудовой книжки. На этот счет в Письме Федеральной службы по труду и занятости от 05.09.2006 N 1551-6 указано, что предупредить работодателя об увольнении работник может не только в период работы, но и в период нахождения в отпуске, в период временной нетрудоспособности. При этом дата предполагаемого увольнения может приходиться также на указанные периоды.
Более того, не выдавая или задерживая выдачу трудовой книжки, работодатель должен будет возместить работнику не полученный им заработок согласно ст. 234 ТК РФ. А в случае неосуществления или задержки выплат, причитающихся работнику при увольнении, работодатель обязан будет выплатить их с процентами (денежной компенсацией) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно, как это установлено в ст. 236 ТК РФ. Кроме того, если работнику действиями работодателя был причинен моральный вред, он также может потребовать его возместить на основании ст. 237 ТК РФ в судебном порядке. При этом сам работник вправе обратиться с жалобой в государственную инспекцию труда или с иском в суд для реализации данных норм.
К сожалению, работодатели иногда сознательно идут на нарушение сроков расчета с работником при увольнении, особенно при прекращении трудового договора по соглашению сторон с выплатой денежной компенсации, вынуждая работников в обязательном порядке сдать все имеющиеся у них материальные ценности и документы или передать дела назначенному лицу, т.к. порой полагающиеся работнику проценты за такую задержку явно несоразмерны возможному ущербу работодателя в результате несдачи работником ценного имущества или непередачи в установленном порядке дел.
Однако, даже если работник не сдал документы и материальные ценности при увольнении, у работодателя есть другие механизмы воздействия на работника, предусмотренные законодательством. Рассмотрим один из таких распространенных механизмов на примере.
Пример 5. Работник был принят на работу в организацию менеджером по продажам. При приеме на работу ему были выданы мобильный телефон, фотокамера и ноутбук по акту приема-передачи, в котором работник поставил свою подпись. Также об этом была сделана запись в обходном листе, используемом при приеме его на работу. Данное имущество было необходимо работнику для выполнения его должностных обязанностей. Так, мобильный телефон ему требовался для ведения переговоров с потенциальными клиентами организации с целью заключения договоров с ними, а также с имеющимися клиентами для оформления заказов по действующим договорам и обеспечения их выполнения. Фотокамера необходима для того, чтобы работник имел возможность запечатлеть складские мощности и наличие необходимого оборудования у клиентов организации для качественного исполнения обязательств по заключенным договорам. И, наконец, ноутбук ему нужен для составления различного рода документов и построения аналитических графиков и диаграмм, подготовки и демонстрации презентаций.
При увольнении, когда работник с обходным листом обходил ответственных лиц организации, выяснилось, что фотокамера была им утеряна, поэтому вернуть ее работодателю не было возможности. В связи с этим в графе обходного листа, посвященной вверенным работнику материальным ценностям, руководителем отдела материально-технического обеспечения сделана отметка «фотокамера не сдана». На основании этой отметки руководитель отдела кадров взял с работника письменное объяснение для установления причины возникновения ущерба и поднял вопрос о материальной ответственности работника за недостачу вверенного ему имущества в размере стоимости фотокамеры, которая не превышала среднего месячного заработка. По распоряжению работодателя было решено взыскать с работника материальный ущерб в размере стоимости фотокамеры. Работнику было предложено добровольно возместить данный ущерб. Работник согласился с этим и представил работодателю письменное обязательство о возмещении ущерба, затем в обходном листе руководитель отдела кадров сделал отметку: «Имеется обязательство работника о возмещении ущерба в размере 18 000 (восемнадцать тысяч) руб. в срок до 14 октября 2011 г.» и поставил свою подпись.
В заключение хотелось бы обратить внимание читателей на следующее. Несмотря на то что обходные листы не привносят в нашу практическую деятельность особых проблем, их использование вразрез с действующим законодательством чревато неблагоприятными для работодателя последствиями. Зачастую риск привлечения к административной ответственности руководителя организации, а также должностных лиц, оформляющих документы об увольнении работника, гораздо больше той пользы, которую могут принести широко используемые рычаги воздействия на работника в виде обходного листа.