Для чего нужен огнетушитель в автомобиле
Выбор автомобильного огнетушителя по объёму, типу, техническим требованиям
Огнетушитель в автомобиле не менее важен, чем аптечка. К его выбору следует подойти со всей ответственностью, не ограничиваясь приобретением изделия только для прохождения техосмотра. Автомобиль имеет повышенную пожарную опасность. Присутствие в непосредственной близости друг от друга горюче-смазочных материалов, электропроводки, резиновых и обивочных изделий увеличивает вероятность внезапного возгорания в разы. Только имея под рукой огнетушитель, можно быстро ликвидировать очаг возгорания, избежать потери имущества и нанесения серьёзного ущерба здоровью. Автомобиль выгорает всего за несколько минут.
Типы автомобильных огнетушителей
Автолюбитель не должен сомневаться, нужен ли огнетушитель в его машине – однозначно нужен. Типов этих устройств несколько.
Водные или комбинированные водно-воздушные изделия для тушения автомобиля использовать нельзя, так как вода вызывает электрическое замыкание. Но даже если этого не произойдёт, воды недостаточно для ликвидации пожара в автомобиле, она только выведет из строя технику и обивку салона.
По той же причине не подходят для использования в автомобиле пенные огнетушители, так как тушащий состав изготовлен на основе воды.
Сухие химические устройства заполнены порошком или пеной. Вещество выталкивается под воздействием азота, который закачан в дополнительный баллон. Они могут использоваться для тушения автомобильных пожаров.
ABC – огнетушитель, заполненный желтым порошком – аммофосом. Достаточно универсальное средство, но порошок способен повредить электрические устройства, оставляет липкие следы.
Наиболее предпочтительны автомобильные огнетушители, виды и характеристики которых определены МЧС и Роспожнадзором. Они рекомендуют приобретать порошковые или углекислотные устройства. У каждого из вариантов есть как плюсы, так и минусы.
Порошковый огнетушитель
Этот тип изделий маркируется буквами «ОП», что расшифровывается как огнетушитель порошковый. Состав представляет собой раствор бикарбоната натрия или бикарбоната калия. При контакте с продуктами горения он преобразуется в плотную пену, которая равномерно покрывает поверхность, предотвращая доступ кислорода.
Выбирая порошковое средство пожаротушения, учитывают, что содержимое баллонов с газогенерирующим патроном и встроенным баллоном начинает распыляться примерно через 5 секунд после активации, так как необходимо время на протекание химической реакции и создание необходимого давления внутри баллона.
Порошковый огнетушитель
Преимущества порошковых огнетушителей:
Углекислотный огнетушитель
Маркируется буквами «ОУ». В нём в сжатом состоянии находится углекислый газ CO2. При активации устройства диоксид углерода выходит из баллона под давлением. Струя состава сбивает открытый огонь.
Преимущества углекислотного средства пожаротушения:
Требования к огнетушителю при техосмотре
Автолюбитель должен чётко знать, какой огнетушитель должен быть в автомобиле в 2018 году, так как при прохождении техосмотра инспектор обязательно проверит изделие на соответствие установленным критериям.
После проверки маркировок проводится внешний осмотр, цель которого состоит в определении целостности и работоспособности рабочих деталей. Проверяется:
Данные проставляются в паспорте огнетушителя, устройство заносится в учётный журнал. Если выявлены повреждения или неисправности, устройство утилизируют. Приезжать на техосмотр с внешне рабочим, но просроченным устройством не имеет смысла, так как штраф будет равен штрафу за отсутствие огнетушителя в машине в 2018 году и составит 500 рублей.
Срок годности огнетушителя
Автомобильное средство пожаротушения имеет срок годности. Когда срок действия огнетушителя выходит, его можно перезаправить или приобрести новый.
Эксперты советуют приобретать новое изделие, так как перезарядка обходится лишь незначительно дешевле.
Просроченное устройство теряет рабочее давление из-за тряски в автомобиле, изменяет свойства порошок (срок годности порошкового огнетушителя – 1,5 года, углекислотного – 5 лет), из-за чего страдает качество тушения пожара.
Срок годности истекает раньше, если на поверхности баллона замечены следы коррозии. Повреждённое устройство использовать опасно. При аккуратном хранении период службы баллона автомобильного огнетушителя ограничивается 10 годами с возможностью перезарядки в течение этого времени.
Необходимо проверять срок годности автомобильного огнетушителя периодически, а не только при техосмотре. Изделие осматривают единожды за три месяца на предмет повреждений, ежегодно проверяют фильтры.
Как выбрать огнетушитель для автомобиля
В первую очередь при выборе устройства необходимо помнить о том, что оно в случае пожара способно спасти жизнь и автомобиль от полного выгорания. Поэтому нужно с ответственностью подойти к его выбору.
Эксперты советуют приобретать лучшие огнетушители для автомобиля. Без осечек работают углекислотные изделия от производителей ОУ и Иней, Ярпожинвест. Среди брендов порошковых изделий положительные отзывы заслужили такие марки, как Спец, Phantom, Airline, Меланти, ОП.
Где купить и сколько стоит
Средство пожаротушения рекомендуется приобретать в точках продажи, специализирующихся на автомобильных принадлежностях. Углекислотный огнетушитель можно приобрести по средней цене в 1000-1200 руб., а порошковый за 600-700 руб.
Где хранить и как пользоваться
Багажник — это не то место, где должен быть огнетушитель в автомобиле. В случае возникновения очага возгорания в салоне придётся потратить драгоценные секунды на открытие багажника и извлечение устройства. Хорошую службу сослужит огнетушитель, только в непосредственной близости от водителя находящийся. Где должен находиться огнетушитель, регламентировано правилами. В кабине грузового автомобиля или салоне легковушки его следует закрепить кронштейнами.
Инструкцию по пользованию устройством необходимо прочитать сразу же после покупки, так как в форс-мажорной ситуации на вдумчивое чтение времени не будет.
Общая инструкция по использованию:
В первую очередь необходимо тушить очаг воспламенения, так как первая струя тушащего вещества наиболее мощная. Действовать необходимо быстро. Расстояние между раструбом и очагом должно быть минимальным.
Ассортимент автомобильных огнетушителей широк, и определиться с выбором, особенно впервые, сложно. Подбирая устройство, от которого зависит не только имущество, но и жизнь, следует ориентироваться на требования техосмотра и советы экспертов. Дополнительные рекомендации и любую полезную информацию по теме, которыми хочется поделиться, можно оставлять в комментариях.
Какие огнетушители лучше использовать в машине
В ПДД пишут, что в каждой машине должен быть огнетушитель, без него эксплуатация автомобиля запрещена. Объем — не меньше двух литров. А вот какого типа должен быть огнетушитель, в правилах не сказано.
Обычно водители покупают в магазине первый попавшийся огнетушитель, смотрят только на его цену. Логика простая: машина вряд ли загорится, пусть огнетушитель лежит для техосмотра. Но плохой огнетушитель может расколоться, заржаветь изнутри или повредить автомобиль. Разбираемся, какой огнетушитель выбрать.
💨 Углекислотный (ОУ)
Внутри углекислота. При выходе она перекрывает доступ кислорода к очагу возгорания. Оптимальный вариант по соотношению цены и надежности. Срок хранения в автомобиле — 5—10 лет
Плюсы: прочный стальной корпус не сломается и не расколется. Многоразовый, можно заправить
Минусы: большой вес, риск отморозить руки при использовании, не работает на морозе. Углекислота в больших концентрациях опасна для людей
✨ Порошковый (ОП)
Внутри специальный мелкий порошок. Его распыляют на очаг возгорания, кислород не поступает. Подойдет для автомобилей с маленьким багажником. Срок хранения в автомобиле — 2 года
Плюсы: работает при любой температуре, мало весит и занимает мало места
Минусы: корпус из пластмассы, может расколоться от сильного удара. Порошок со временем слеживается
💦 Водный или водно-эмульсионный (ОВЭ)
Внутри вода с добавками, которые не дают ей замерзнуть и помогают тушить огонь. Можно использовать в регионах с мягкой зимой или возить как резервный. Срок годности корпуса — 5 лет, раз в год необходимо менять содержимое
Плюсы: можно использовать в салоне автомобиля и не бояться задохнуться. Струя летит дальше, чем у других огнетушителей
Минусы: на сильном морозе замерзает, плохо тушит горючие жидкости и ржавеет изнутри. Дорогая перезаправка
💭 Пенный (ОВП или ОХП)
Внутри вода и состав, который образует пену. Можно использовать в регионах с мягкой зимой или возить как резервный. Служит не больше года
Плюсы: хорошо тушит бензин, масло и прочие горючие жидкости
Минусы: нельзя перезарядить, на сильном морозе, скорее всего, замерзнет
🌫 Аэрозольный (ГОА или АГС)
Внутри вода с добавками, которые превращают ее в аэрозоль. Пригодится на случай возгорания в салоне. Не рекомендуем использовать как основной. Срок годности — не больше 2 лет
Цена: от 250 до 575 Р за баллон емкостью 1 л. Чтобы что-то потушить, потребуется 2—4 таких баллона
Плюсы: безвреден, можно использовать внутри салона автомобиля. Баллон удобно хранить рядом с водителем или пассажиром
Минусы: не перезаряжается, зимой может замерзнуть
🚘 Автодайджест Т—Ж
Все цены актуальны на момент публикации
По поводу личного опыта:
Есть ли толк от огнетушителей в автомобиле: мнение пожарных и водителей
Защищают ли огнетушители от пожара в машине?
Как известно, помимо знака аварийной остановки и аптечки каждый автомобиль должен иметь огнетушитель. За отсутствие огнетушителя водитель транспортного средства может быть привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 12.5 КоАП РФ, за что предусмотрен штраф в размере 500 рублей. Правда, проверить огнетушитель имеют право только при процедуре досмотра транспортного средства. Но сегодня речь не об этом. Так зачем же нужен огнетушитель в машине? Действительно ли при возникновении пожара небольшой огнетушитель может помочь справиться с возгоранием? Или же огнетушитель бесполезен и нужен водителю лишь для того, чтобы избежать штрафа?
Сегодня большинство водителей имеют в багажнике своей машины огнетушитель. Правда, основная масса этих средств защиты от огня низкого качества, просрочена или вообще находится в нерабочем состоянии. Но зачем тогда их возят? А для того, чтобы просто не налететь на штраф, который может выписать любой гаишник, но только в результате досмотра. Стоит отметить, что во время осмотра инспектор ГАИ не вправе проверять наличие огнетушителя. Но мы-то с вами знаем, как легко дпсники находят основания для досмотра. Вот и возят большинство водителей с собой огнетушители для вида, многие из которых просроченные или даже неисправные. Теоретически гаишник также может оштрафовать водителя за просроченный огнетушитель. Но на практике это случается редко, и в основном когда инспектор хочет по каким-то причинам докопаться до водителя. Те, кто посещал юг России в летний сезон, наверное, поймут, о чем мы.
Большинство автомобильных огнетушителей, представленных сегодня в продаже в нашей стране, относятся к одноразовым. К сожалению, проверить работоспособность огнетушителя без его использования нельзя. Так что единственное, что вы можете сделать, это проверить срок годности огнетушителя и в случае необходимости приобрести новый. И это нужно не столько для того, чтобы не налететь на штраф, сколько для вашей же безопасности.
Но может ли автомобильный огнетушитель помочь в случае пожара? Тут, конечно, вопрос спорный. Сегодня по Сети гуляет множество роликов и сообщений, что автомобильные огнетушители не могут помочь водителям в случае возгорания транспортного средства. Так ли это?
Ну, во-первых, все зависит от пожара. Сами понимаете, что возгорание автомобиля бывает разным. Также все зависит от того, как быстро водитель начал тушить пожар огнетушителем. Естественно, если это сделать слишком поздно, то спасти автомобиль уже не поможет не только огнетушитель, но и пожарная бригада.
Многие автолюбители, которые сталкивались с возгоранием автомобиля, отмечают, что стандартного огнетушителя, в котором заправлен 1 кг огнетушащего вещества, недостаточно. Но, по мнению пожарных, такого огнетушителя достаточно для ликвидации большинства небольших пожаров в автомобиле. По словам Кирилла Скобелева, опытного пожарного из Смоленска, если огнетушитель качественный, не просрочен, то ему по силам справиться с большинством очагов пожаров, возникаемых в автомобиле.
По его мнению, проблема в тушении автомобильных пожаров связана не с огнетушителями, а с водителями, которые либо неправильно тушат автомобиль, либо начинают делать это слишком поздно. Так, представитель МЧС сообщил, что большинство водителей, начиная тушить, не попадают в источник возгорания. И связано это с тем, что водители сначала запускают огнетушитель, а потом только начинают целиться в источник огня. Но, как правило, это уже поздно.
Как утверждают пожарные, после двух минут пожара в автомобиле лучше сдаться, поскольку шансов потушить автомобиль одноразовым огнетушителем уже нет. По истечении этого времени, как правило, огонь в машине уже велик. Кроме того, во время пожара очень опасна утечка газа, заправленного в кондиционер автомобиля. При его утечке и нагреве фтористый водород проникает в кожу (при этом вы не чувствуете боли). В этом случае пожар обычно тушат в специальной униформе и в кислородных масках.
Вопреки голливудским фильмам, где автомобили постоянно взрываются даже при небольшом ударе, в реальной жизни автомобили в большинстве случаев не взрываются. Чаще всего автомобили просто начинают гореть. Кстати, обычно пожар в машине происходит не из-за утечки топлива, а из-за короткого замыкания при проблемах в электропроводке. Стоит отметить, что за последнее время в мире резко возросло количество автомобильных пожаров. Чаще всего горят электрокары и гибридные машины. И это неудивительно, поскольку материалы электродов содержат кислород, который, как известно, способствует быстрому распространению огня.
Итак, может ли помочь огнетушитель, который пылится у вас в багажнике? По мнению пожарников, да. Но только если вы с самого начала будете правильно использовать огнетушитель, который, естественно, должен изначально быть не просрочен и находиться в исправном состоянии.
«Уверяю вас, современные огнетушители очень эффективны, и килограмма огнетушащего вещества достаточно для тушения большинства автомобильных пожаров в зародыше, – добавляет пожарный Кирилл Скобелев. – От быстрой реакции зависит, сохраните ли вы большую часть своей машины, а также ценник по восстановлению автомобиля после пожара. К сожалению, чаще всего, когда пожарные прибывают на место пожара, от машины уже остается только обугленный кузов. И в большинстве случаев это происходит из-за неисправных огнетушителей и нерасторопности автовладельцев».
Какой огнетушитель для автомобиля выбрать – порошковый или углекислотный
Есть три вещи, которые являются обязательными атрибутами автомобиля. Это огнетушитель, знак аварийной остановки и аптечка. Речь в статье пойдет об огнетушителях, а именно о двух его видах: порошковом и углекислотном. При возгорании авто можно тушить и водяным прибором, но в машинах его не устанавливают, потому что при низких температурах он просто замерзает. А значит, воспользоваться им просто будет невозможно. Итак, разбираем огнетушители порошковые и углекислотные – что лучше, их назначение, и каковы у них характеристики.
Требования, предъявляемые огнетушителям для автомобиля
Есть несколько достаточно жестких требований, которые предъявляются огнетушащим приборам, используемым в автомобилях. Эти правила и требования обозначены в ГОСТе Р51057-2001.
Необходимо отметить, что ежегодный техосмотр авто – это обязательная проверка огнетушителя на его качественное техническое состояние. При этом инспектор проверяет все: корпус, патрубки, шланги, этикетку и манометр.
Отличительные особенности двух видов
Итак, переходим к основному вопросу темы: чем отличается порошковый огнетушитель от углекислотной модели. Первое и основное отличие в огнетушащем веществе (ОТВ).
Само название «порошковый» огнетушитель получил из-за того, что внутрь баллона закачивается порошкообразный материал. Порошок представлен разными составами, в которых основным ингредиентом выступает один из ниже обозначенных:
Кроме этих веществ в состав порошка входят кремнийорганический жидкий раствор, гидрофобизатор АМ-1-300 (аэросил), белая сажа. Эти три компонента от общего объема огнетушащего вещества занимают всего лишь 3-5%. Сегодня производители чаще всего используют для производства порошков фосфат аммония, как самый дешевый компонент, но такой же эффективный для тушения огня, как и все остальные.
Состав углекислотных огнетушителей – это двуокись углерода (СО2), международное название – диоксид углерода. Если попадется одно из них, то это одно и то же вещество. Необходимо обозначить, что в природе в жидком состоянии двуокиси углерода не существует. Обычно это газ. Но закачивать газ внутрь в большом объеме невозможно. Потребуется усиленный корпус, который будет тяжелым и дорогим.
Но у этого вещества есть одно свойство – превращаться в жидкость, если газ сильно сдавить, то есть поднять его давление. Так и происходит закачка СО2 под давлением. То есть внутри баллона он находится в жидком состоянии. Это удобнее и при хранении. Давление внутри корпуса – 6 МПа.
При открытии клапана давление углекислоты резко падает, поэтому она вылетает из сопла уже в газообразном состоянии. Добавим для информации, что углекислота может находиться в твердом состоянии. Такое вещество называют сухим льдом. Его используют для хранения скоропортящихся и быстротаящих продуктов. В пожаротушение сухой лед не применяют.
Тушение углекислотным огнетушителем
Итак, типы огнетушащих веществ разобраны, переходим к другим особенностям и отличиям порошкового огнетушителя от углекислотного. Начнем с того, что у них есть одно общее преимущество – с их помощью можно гасить пожары разных категорий. Автомобиль в этом плане не стал исключением.
Порошковые с маркировкой «ОП» выгодны тем, что они легче углекислотных и дешевле них. Их основное действие на огонь – покрытие горящих поверхностей порошковой массой, которая ложится слоем, не пропускающим воздух в очаг возгорания. Отсюда неприятные последствия:
В этом плане углекислотные лучше, потому что углекислота на воздухе – это газ, который проникает даже в труднодоступные места, где огня не видно. Но и у него есть отрицательные побочные эффекты:
Еще одно отличие порошкового и углекислотного огнетушителя – масса прибора. В этом плане порошковый тяжелее. К примеру, при объеме баллона 2 л вес ОП-2 – 4,5 кг, ОУ-2 – 3 кг.
Обратите внимание на такой момент – порошок налипает на горящие поверхности, тем самым хорошо перекрывая поступление воздуха в места горения. Углекислота также перекрывает доступ кислорода своей массой, плюс низкая температура, которая понижает температуру нагретых огнем плоскостей. Но при этом СО2 не оставляет на предметах никаких следов. Порошок просто прилипает ко всем поверхностям, после чего его придется отлипать. И не факт, что с некоторых предметов он отдерется.
Поэтому, когда ставиться вопрос, какой огнетушитель лучше для дома, офиса или квартиры: порошковый или углекислотный, то предпочтение лучше отдать второму. Первый в этом плане явно невыгоден. С его помощью потушить пожар – не проблема, но порошок испортит мебель, одежду, бытовую технику, которые не пострадали от огня. Потому что во время пожара огнетушащим веществом заливается все помещение без разбору. И никто не разбирается в экстремальной ситуации: горят вещи и предметы мебели или нет.
В этом плане автомобиль проще. Загорелся – значит, надо тушить. Но специалисты говорят о том, что горючие жидкости, которые воспламенились, лучше тушить порошковым моделями. Если горит проводка под напряжением, то оптимально использовать углекислотный.
Поэтому совет – приобрести сразу два прибора и хранить их внутри автомобиля. Это совет по легковым авто. Что касается автобусов и грузовых машин, то по закону в них должно быть два огнетушителя.
Дополнительные сведения
Необходимо обозначить, что порошковые модели – это три подвида, которые отличаются друг от друга способом закачки порока внутри баллона.
Первая разновидность маркируется буквой «З», то есть марка будет такой: ОП-2(з). Вторые буквой «Б», третьи буквой «Г».
Здесь нельзя говорить, что какая-то модель лучше другой. Просто существует несколько технологий образования порошковой массы, вылетающей из патрубка (сопла) под давлением. Поэтому для автомобиля выбирайте любую марку.
Срок годности
Немаловажный фактор, когда ставиться вопрос, какой огнетушитель лучше для автомобиля: порошковый (ОП) или углекислотный (ОУ).
Начнем с порошковой модели. У нее срок годности самого баллона – 10 лет. Но в течение этого времени придется один раз огнетушитель для автомобиля перезарядить. А точнее, через 5 лет после выпуска изделия в эксплуатацию. Как понять, когда прибор был произведен. Для этого необходимо ознакомиться с этикеткой, наклеенной на корпус баллона. На ней есть римские и арабские цифры. Первые показывают месяц выпуска, вторые год. Понятно, что через 10 лет агрегат надо будет заменить полностью, а через пять сдать на перезарядку.
Что касается углекислотных агрегатов, то в зависимости от производителя срок годности варьируется в диапазоне 15-20 лет. А вот перезаряжать их надо, как и порошковые, через 5 лет. Еще одно различие – это срок освидетельствования. Приборы ОУ надо проверять каждый год на предмет наличия номинального давления газа внутри баллона. Для этого просто промеряют манометр агрегата, который и показывает величину давления. Если оно ниже номинального, обозначенного в паспорте изделия, то агрегат передается на перезарядку.
Рекомендуется один раз в 3 месяца проверять манометр. Это должен делать владелец автомобиля. То есть не стоит ждать, когда прибор проверят сотрудники ГИБДД.
Давление надо проверять самостоятельно
Технические особенности
В теме: огнетушитель порошковый и углекислотный – разница, есть и технические отличия. В основном это касается патрубка, из которого огнетушащее вещество должно вылетать для тушения очага возгорания.
У порошкового вида это небольших размеров пластиковый патрубок, который, как сопло для огнетушащего вещества, и не назовешь. Нередко молодые инспектора ГИБДД при проведении техосмотра автомобилей, не замечая его, делают предупреждения водителям за не комплектацию огнетушителя. Так выглядят приборы именно для автомобилей. Огнетушители ОП для помещений снабжаются шлангом и пластмассовым раструбом достаточно больших размеров. Просто в салоне автомобиля мало места, поэтому производители стараются предложить компактные устройства.
У углекислотного вида это шланг и насадка или металлическая труба небольшой длины и патрубок.
Огнетушитель порошковый с маленьким соплом
Правила пользования
В принципе, оба прибора используются одинаково:
Добавим, что оптимальное расстояние от сопла до зоны горения для порошковых огнетушителей – 3-4 м, для углекислотных – 1 м.
Обобщение по теме
Итак, что выбрать для автомобиля – огнетушитель с углекислотой или порошком внутри. Вопрос на самом деле не самый актуальный. Оба варианта применяются повсеместно. По своим тушащим характеристикам они практически одинаковы. Требования к ним также одинаковые. Особенно это касается способа хранения, где точно определенно место – салон автомобиля. В багажнике лучше не хранить, потому что при возгорании далеко придется добираться до прибора. Плюс в багажнике не всегда можно гарантировать жесткое крепление агрегата к внутренним плоскостям пространства.