Для чего нужен оклад на икону

Икона с окладом получила большую популярность в Русской Церкви

Для чего нужен оклад на икону. Смотреть фото Для чего нужен оклад на икону. Смотреть картинку Для чего нужен оклад на икону. Картинка про Для чего нужен оклад на икону. Фото Для чего нужен оклад на иконуИкона Православной церкви имеет длинную и интересную историю. Она пережила как времена расцвета церковного искусства, так и времена, когда сам образ становился предметом раздоров и гонений на нее. Несмотря ни на что почитание святых образов сохранилось в церкви до сегодняшнего дня.

Икона с окладом в деревянной рамке или в ризе

С самого начала существование церкви образы были скудны и немногочисленны, но уже несли в себе информацию для знающего человека. Так, например, известный в христианстве символ рыбы является одновременно и рыбой и монограммой слов «Иисус Христос Божий Сын Спаситель». Не зная этой христианской тайны, для читающего рыба останется рыбой, тем более что и на греческом языке, на котором писали монограмму, она читалась как «рыба».

Со временем, все больше отделяясь от языческого мира, христианские образы получают сильное развитие, неся библейские смыслы. Иконы в окладе или, как их стали называть, в ризе, также являются частью развития церковного прикладного искусства.

Икона в окладе получила большое распространение на Руси, настолько, что, например, философ князь Е. Трубецкой, называет это действие несознательным иконоборчеством. И это естественно, потому что лики на древних иконах были сильно темные, а оклады из золота или серебра, богато украшенные, производили большее впечатление, чем сам образ.

Само изобретение икон в окладе относят к XVI веку.

Какие бывают иконы в окладе

Материал, из которого изготавливают ризу или оклад, может быть разным и не только из металла. Он также может быть из цельного куска или деталей. Кстати слово «риза», которым стали заменять слово «оклад», ранее применялось только к детали самого оклада, к одеждам.

Распространены два основных вида икон в окладе, когда делают ризу заднего фона и всего образа, оставляя лишь руки, лица, ступни у Богомладенца и другие важные детали на иконе.

С XIX века начинают писать так называемые подокладные иконы, на которых изображают только лица руки и другие детали, которые не будут под ризой. Изготовление подокладных икон экономит время, но теряет в живописном искусстве.

После 1917 года, во время смены власти в Российской Империи и в годы правления большевиков много окладов было утрачено. Храмы подвергались ограблениям, а с икон снимали дорогостоящие ризы и украшения жертвователей. Сдирали оклады варварски, иногда даже ломая иконы.

Источник

Для чего иконе оклад?

Эксклюзивно для сайта «Купи Старину!»!

Любое копирование материалов запрещено!

Старинные деревянные иконы нередко облачались в оклад, а вот почему это делалось, мы сейчас попробуем разобраться, ведь явно, событие это совсем не случайно!

История не отвечает точно на вопрос, когда это случилось впервые, однако можно предполагать, что очень и очень давно…

Для чего нужен оклад на икону. Смотреть фото Для чего нужен оклад на икону. Смотреть картинку Для чего нужен оклад на икону. Картинка про Для чего нужен оклад на икону. Фото Для чего нужен оклад на икону

Древние иконы в окладах.

Трудно точно установить, когда началось само явление, но если говорить про русские православные иконы, то первые из них облачились в оклады (ризы) в XII веке и именно тогда оклад стал считаться отдельным видом прикладного искусства, обретя свои самостоятельные черты, традиции, можно сказать, каноны, правила.

Для ранних окладов характерно то, что они закрывали фон иконы, сам Святой был полностью видим, в более позднее время оклад оставлял для обозрения молящегося только лики Святых и их руки, в такой традиции оклад сохранился до наших дней.

Примерно с XIV века появляется самый простой тип оклада – басма, или басменный оклад. Простым он считался потому, что выполнялся по заранее подготовленной рельефной матрице, на которую накладывался тонкий лист металла и путем прокатывания, набивания наносился рисунок и орнамент. Басменный оклад использовался при создании одинаковых икон и предназначался для недорогих Образов, доступных широким слоям населения России.

Божественный смысл. Смысл житейский.

Оклад для иконы создавался совсем не случайно. Сияющий, переливающийся в лучах горящих свеч, излучающий мерцающие, живые отблески, богатый оклад символизирует невещественный Свет, в котором пребывают Святые. Растительные орнаменты риз символизируют Вечное Цветение живоносной Силы этого невещественного Света.

Безусловно, что оклад создает и совершенно по-другому воспринимаемый образ Святых, изображенных на иконе. И если представить себе те оклады, которые сочетают в себе золочение, украшены драгоценными камнями, то становится понятно, что икона без оклада может выглядеть менее объемно, будет «простой».

В житейском смысле оклад играет тоже очень большую роль. Именно благодаря окладу дошли до наших дней многочисленные древние иконы, так как частые прикосновения рук безвозвратно портили живопись, оклад же позволял сохранить красочный слой иконы в безупречном состоянии, менее вредным оказывалось и атмосферное воздействие, икона не страдала и от механических повреждений, одним словом, оклад выполнял обережную функцию.

Удешевление или удорожание?

С появлением оклада и с развитием технологии его изготовления произошли и изменения в самом написании иконы. Дело в том, что мастеру иконописцу теперь не было необходимости в подробностях прописывать детали одежды изображаемого Святого, выписывать фон. Качественно прописывались лишь те детали, которые были видны молящемуся, не прикрытые окладом. Такие иконы именуют «подокладными». Однако, такое отношение к написанию икон было не у всех мастеров. Хорошим тоном считалось бережное отношение к Образу, поэтому ответственный мастер всегда старался написать свою икону полностью, даже если знал, что она будет помещена в оклад.

Оклады изготавливались из разных материалов и мастера пользовались разными технологиями, которые в совокупности, могли влиять в большую, или в меньшую сторону на стоимости иконы. Например, серебряная риза, украшенная ручной резьбой и отчеканенная вручную, индивидуально, делала икону более дорогой. А басменный оклад из жести в совокупности с подокладной иконой удешевлял продукцию, лишь улучшая ее внешнюю привлекательность для покупателя.

Разновидности иконных окладов.

К расцвету изготовления икон в окладах, к середине XIX века, существовало множество вариантов риз. Самыми простыми были оклады из тонкой жести, а так были в ходу серебряные, золотые, медные, латунные. Удивительно смотрелись оклады из бисера, бывали богатые оклады из жемчуга.

Ризы украшали чернью, резьбой, эмалью, часто встречались вставки из стекла, драгоценных камней, обратная же сторона старинной деревянной иконы оборачивалась в бархат красного, или малинового цвета. Именно в русских традициях окладное искусство развилось наибольшим образом.

Риза как награда и благодарность.

Старинные деревянные иконы могли и не предполагать изначально оклада, но впоследствии таковой для них заказывали, сообразуясь с необходимостью или награждая икону окладом за те чудеса, которые она совершала. Уже готовый оклад впоследствии снова и снова украшали, добавляли венец, инкрустировали камнями, золотили, делали так называемые благодарные Вклады.

Седьмой Вселенский Собор отождествил два материала – металл и дерево, одобрив, таким образом, создание икон в окладах.

Само возникновение драгоценного убора для икон можно некоторым образом связать с языческими корнями, но теперь эта традиция стала одухотворением художественного осмысления.

XIX век стал расцветом окладов!

Применение быстрых технологических приемов, прежде всего штамповки и вальцовки не лучшим образом сказались на внешнем виде икон, сделали их однотипными, обезличенными. Такие металлические ризы производились из тонких серебряных листов, были поставлены «на поток» и сами иконы, у которых все элементы образа за исключением ликов и ладоней прописаны приблизительно, скорописью. Ныне антиквары сторонятся таких старинных икон, большой коллекционной ценности они не представляют, а вот верующие ценят их за сохранность и не проходящую нарядность, солидность.

Одновременно с количественным расцветом производства качественная составляющая падала в угоду массовому спросу.

Век XX не пощадил большинства риз, изготовленных из серебра и золота: их безжалостно отрывали от икон, а сами иконы уничтожались.

Составляющие части оклада иконы.

Если оклад старинной деревянной иконы состоял из одной части, то его называли полным. Если к нему крепились дополнительные части, или он сам состоял из нескольких частей, то его именовали наборным.

Для раннего периода был характерен вариант крепления оклада при помощи миниатюрных гвоздей, но к XIX веку такой способ был практически полностью отвергнут, так как гвоздями пробивался сам красочный слой. У окладов появились специальные бортики, уходящие на торцы доски, через которые и забивались теперь крепежные гвозди. Часто гвозди делали из того же материала, что и ризу – из меди и серебра, но ризы дешевых, расхожих икон выполняли из железа.

Купить старинную деревянную икону в окладе, или без такового – дело сугубо индивидуальное, но Вы можете обратить внимание на то, что икона, продающаяся без ризы, могла в прошлом нести ее на себе. Отсутствие оклада никак не влияет на ценность Священного Образа, просто по наличию гвоздей (или отверстий от них) на лицевой поверхности и на торцах можно очень легко определить прошлое данной старинной иконы.

Источник

Для чего нужен оклад на икону

Деревянные старинные иконы часто облачали в оклад, и делалось это совсем не просто так!

История не даёт точного ответа на вопрос, когда и где это случилось впервые, но явно можно предположить, что корни этого явления уходят далеко в древность. Так давайте же попробуем разобраться, для чего это делалось?

Для чего нужен оклад на икону. Смотреть фото Для чего нужен оклад на икону. Смотреть картинку Для чего нужен оклад на икону. Картинка про Для чего нужен оклад на икону. Фото Для чего нужен оклад на икону

Оклады на древних иконах.

Как было сказано ранее, установить точную дату начало этого явления как такового невозможно, однако если брать для примера русские православные иконы, то первые из них появились в окладах (ризах) в XII веке, тогда же оклад обрел свои самостоятельные черты, каноны, правила и стал считаться отдельным видом прикладного искусства.

Изначально ранние оклады целиком закрывали фон иконы, оставляя при этом целиком видимый образ Святого, позднее оклады стали оставлять для обозрения лишь лики и руки Святых, собственно в таком виде оклады и дошли до наших дней.

XIV век обусловлен появлением самого простого типа оклада – басменного. Прост он был по причине производства его по подготовленной заранее рельефной матрице, на которую в последствие накладывался тонкий листовой металл, и наносился орнамент с рисунком путём прокатывания. Басменный оклад использовали при создании партий недорогих и одинаковых икон, предназначенных для широких слоёв населения России.

Смысл Божественный и житейский.

Создавался оклад для иконы совсем не случайно. Весь сияющий и переливающийся, мерцающий в свете горящих свеч, богато украшенный оклад символизирует невещественный Свет, в котором пребывают Святые. Вечное Цветение живоносной Силы этого невещественного Света символизирует различные растительные орнаменты. Благодаря окладу образ изображенных на иконе Святых воспринимается совершенно иначе. Если, к примеру, представить Образ, обрамленный золоченным окладом, с вкраплениями драгоценных камней, то сразу можно понять, что икона без такого оклада становится менее объемной и даже выглядит простой”.

Также оклад играет очень большую роль в житейском смысле. В частности, только благодаря окладам до наших дней дошли многие древнейшие иконы, имевшие риск быть буквально стёртыми частыми прикосновениями рук молящихся. Кроме того, оклад служил чем-то вроде чехла, сохранявшем живопись от механических и коррозийных повреждений в идеальном состоянии.

Дешевле или дороже?

Появление оклада повлекло за собой изменения в технологии написании самой иконы. Теперь, когда почти вся поверхность иконы, за исключением ликов была скрыта от молящегося, мастеру не было необходимости прописывать в мелких подробностях одежду Святого и фон, концентрируясь лишь на видимых деталях. Иконы такого типа именуют “подокладными”. Но далеко не у всех мастеров было такое отношение к иконам, так как бережное отношение к Образу было хорошим тоном, и ответственные мастера всегда старались полностью написать свою икону, даже заранее зная, что она делается под оклад.

Поскольку оклады изготавливались по разным технологиям и из разных материалов, их стоимость могла меняться как в меньшую, так и в большую сторону. Естественно, серебряная или золоченая риза, сделанная индивидуально, отчеканенная и украшенная резьбой вручную, существенно увеличивала стоимость иконы. В то время как подокладная икона с басменным окладом из жести удешевляла итоговый продукт, лишь делая его более приглядным для покупателя.

Вариации иконных окладов.

В середине XIX века, то есть к расцвету изготовления иконных окладов, существовало множество вариантов для изготовления риз. Они могли быть золотыми, серебряными, медными и латунными, существовали и дешевые оклады из крашеной жести. Особенно впечатляюще смотрелись бисерные и жемчуговые шитые оклады. Дальше ризы чернили, украшали эмалью, резьбой или драгоценными камнями, а с обратной стороны икону оборачивали в бархат красного цвета.

Окладное искусство получило наибольшее развитие именно в русских традициях.

Риза в качестве награды и благодарности.

Изначально старинные деревянные иконы могли не предполагать для себя оклада, но оклад для них мог быть выполнен уже потом, как бы в награду за те чудеса, которые они совершала. Далее оклад снова и снова украшали, добавляли драгоценных камней, золотили, делали благодарные Вклады, подвешивая к окладу драгоценные украшения, вотивные подвески.

Седьмым Вселенским Собором были отождествлены металл и дерево, как материалы, пригодные для изготовления/украшения икон, таким образом, производство икон в окладах было одобрено.

Возникновение драгоценного убора на иконах можно связать с давними языческими корнями, но эта традиция теперь является одухотворением художественного осмысления.

XIX век – расцвет окладов.

С развитием технологий начали применяться более быстрые способы производства, такие как штамповка и вальцовка, что отрицательно сказалось на внешнем виде икон, они стали однотипными.

Такие ризы печатались из тонких серебряных или латунных листов и были поставлены на “поток”, сами иконы были быстро и приблизительно прописаны для экономии времени. Такие иконы в наши дни не ценятся старыми и серьезными антикварами, так как, по их мнению, не представляют большой коллекционной ценности, однако ценятся верующими за хорошую сохранность и нарядность. Хотя количество окладных икон возросло в разы, их качество неуклонно падало, в пользу большого спроса.

Компоненты оклада иконы.

Оклад старинной иконы мог целиком состоять из одной части, в таком случае он назывался полным. Соответственно, если он состоял из нескольких частей, или что-то крепилось к нему дополнительно, то он назывался наборным.

В раннем периоде оклад крепили к лицевой стороне иконы при помощи маленьких гвоздей, но позднее этот способ был отвергнут, так как гвозди портили сам красочный слой иконы. Оклады обзавелись специальными бортиками, уходящими за торцы доски, через которые и стали забивать крепежные гвозди, которые часто делали из серебра и меди, как и сам оклад.

Покупать старинную деревянную икону в окладе или без – дело абсолютно индивидуальное.

Иногда вы можете заметить, что икона, продающаяся без оклада, имеет на себе его следы. Священный Образ никак не страдает от отсутствия ризы, но наличие гвоздей или отверстий от них может рассказать о прошлом данной старинной иконы.

Любое копирование материалов запрещено!

Источник

Облачение иконы в оклад: интересные факты

Нет ни одного человека, который не ощущает великую силу древней деревянной иконы и не увлекается ее таинственной красотой. Особенностью старинной реликвии является наличие оклада или ризы. Оклад иконы — это декорирование способом накладывания металлического узора поверх рисунка. Почему же лики Святых обрамляли в ризы? В чем их Божественная суть?

История облачения окладом

Традиция облачать святыни в оклады появилась во различных странах. Никто достоверно не знает, когда впервые возникло данное явление. В России метод использования накладных украшений начал развиваться с XII века, перейдя в отдельную ветвь декоративно-прикладного искусства. Российские православные реликвии отличались особой роскошью декоративных элементов, шиком дорогостоящих материалов.

Ранние ризы закрывали только фон изделия. Силуэт Святого было открыт для церковных прихожан. Позже стали оформлять хоругвь полностью, оставляя лишь лика и руки. На древних священных образах, имеющих рельефную текстуру, первоначально обнаружили наличие оформления ризами. Сразу обкладывали лишь мелкие, резные священные облики. Со временем декорировать принялись и большие полотна в храмах.

Древнейшие образы, прославленные с XII века и дошедшие до наших дней:

Спас на престоле
(«Спас Златая риза»)
1050-е – 1060-е гг.

Богоматерь Одигитрия
Двусторонняя икона
Середина – вторая половина XI в.

Апостолы Петр и Павел
1050-е – 1060-е гг.

Увидеть шедевры можно в городе Новгород. Уникальные реликвии хранятся в Софийском соборе. Также много других известных святынь с окладами находится в различных храмах, музеях по всему миру. С XX века одевание ризами утратило популярность, начало угасать.

Вклады: вознаграждение за чудеса

С древних времен существовала традиция одевать хоругвь вкладами. Вклады — это дорогостоящие украшения, которые крепили на священное изображение после чудодейственного влияния реликвии на жизнь человека. В храмах стояли большие деревянные изображения без живописной накладки. Люди верили в их великую и животворящую силу, молились о здоровье близких, удачи в делах грядущих, благополучии, благодати.

После исполнения желаемого, исцеления, в память о минувших событиях православные верующие старались отблагодарить Божественный образ. Храмовые святыни постепенно украшались прихожанами или за счет вложений богатых ктиторов. Особенно чтились Богородичные лики. На их обрамление выделяли колоссальное количество самоцветов, драгметаллов.

Для чего нужен оклад на икону. Смотреть фото Для чего нужен оклад на икону. Смотреть картинку Для чего нужен оклад на икону. Картинка про Для чего нужен оклад на икону. Фото Для чего нужен оклад на икону
Владимирская икона Богородицы в Успенском монастыре

Одними из наиболее дорогих творений стали образ Владимирской Божией Матери и Донская икона Божией Матери. Изделия были позолочены, венцы и поля выполнены из серебра, наряд обнизан натуральным жемчугом, впечатляли вставки из изумрудов, диамантов, сапфиров, рубинов. Изделия сверкали от драгоценностей, привлекали необычайной роскошью и красотой. Непредсказуемый поступок совершила Екатерины II. В 1768 году императрица сделала роскошный подарок для скрашивания иконы Казанской Божией Матери. Она принесла в дар бриллиантовую корону.

Духовное значение ризы

Облачение образа в драгоценности было заимствовано от язычества. Пророк Исаия осуждал традицию украшения святынь, считая скверным использование дорогостоящих камней, металлов на священных реликвиях. Однако христиане верили, что традиция имеет религиозное значение. Сияющие элементы символизируют невещественный свет, исходящий от Святых. Каждый вид украшающих материалов имел особый смысл:

Христиане верят, что оклад — это не простая декоративная деталь на произведении искусства, а важнейший символ веры, очищения души, благодати.

Для чего нужен оклад на икону. Смотреть фото Для чего нужен оклад на икону. Смотреть картинку Для чего нужен оклад на икону. Картинка про Для чего нужен оклад на икону. Фото Для чего нужен оклад на икону
Тихвинская икона Божией Матери в окладе и при снятом окладе. Тихвинский Успенский монастырь

Функциональность накладного орнамента

Конструкция могла быть цельной либо состоять из нескольких составляющих. Основные детали:

Оклад имел не только духовный смысл, но и функциональное предназначение. Благодаря декоративным пластинам полотно меньше подвергалось воздействию влаги, перепадов температуры. Металлический орнамент предотвращал механические повреждения при касании молящихся к символу веры, поэтому много величайших произведений сохранилось до наших дней. Прочные пластины хорошо защищали творение на протяжении сотен лет.

Разновидности иконных окладовДля чего нужен оклад на икону. Смотреть фото Для чего нужен оклад на икону. Смотреть картинку Для чего нужен оклад на икону. Картинка про Для чего нужен оклад на икону. Фото Для чего нужен оклад на икону

Басма. Простейшим видом считается басменный оклад на иконе. Первые сведенья известны с XIV века. Выполнялась пластина из тонкого металла, предназначалась для одинаковых святынь, доступных бедному населению. Материал следовало наложить на матрицу. Желаемый орнамент получали способом прокатывания, выбивания. Металлический декор применялся для недорогих образов массового потребления. Основные материалы — латунь, медь, жесть.

Оклад для иконы из ценных металлов. В качестве основы использовали золото, серебро. Позволить такую роскошь могли люди с хорошим достатком.

Для чего нужен оклад на икону. Смотреть фото Для чего нужен оклад на икону. Смотреть картинку Для чего нужен оклад на икону. Картинка про Для чего нужен оклад на икону. Фото Для чего нужен оклад на иконуШитые ризы из бисера, жемчуга. Жемчужная обнизь, как и бисерное шитье, выполнялось вручную, в течение длительного времени.

Дополнительно украшали драгоценными камнями, стеклянными вставками, накладными подвесками. Обратную сторону обивали бархатной тканью. Бархат выбирали только красных оттенков.

В современном мире вера человечества не угасает, и православные святыни остаются востребованными для многих семей. Важнейшие события родных и близких не обходятся без чудотворных образков. С иконками родители благословляют жениха и невесту на счастливую совместную жизнь, проводят обряд крещения новорождённого, священную хоругвь берут с собой странствующие, когда едут в дальний путь. Огромным спросом пользуются иконы из янтаря. Солнечные камушки подчеркивают силу и величие изображения Святых. Янтарные вставки ярко сверкают, будто невещественное сияние чистой души.

Источник

Обрамление икон – особенности, символика, разновидности

Образа Иисуса Христа, Девы Марии, мучеников и праведников – величайшие духовные сокровища. Они несут в себе толику божественного света, утешают, ободряют и спасают от грехов. Неудивительно, что верующие стремятся украсить святыни, воздавая должное запечатлённым на них Господним угодникам! И наша статья поведает Вам про один из способов декорирования – драгоценный оклад для иконы.

Как возникла традиция?

Люди издавна обращались к Творцу с разными просьбами, а когда их чаяния исполнялись, в меру своих сил пытались возблагодарить Бога, делая разнообразные подношения в Его честь. Такие дары называли вотивными (от латинского слова «votum» – желание) или обетными. Как правило, это ювелирные произведения, ладанки либо нательные крестики.

Согласно обычаю, подобные вещицы размещали возле той реликвии, у которой ранее возносили молитвы. Со временем подвесок становилось всё больше и больше, они закрывали лик и мешали припадать к иконе. Кроме того, часть богословов считала этот ритуал пережитком язычества – так, Указ Святейшего Синода от 1722 г. строго запрещает приносить к образам «золотые и серебреные монеты и копейки и всякую казну».

Для чего нужен оклад на икону. Смотреть фото Для чего нужен оклад на икону. Смотреть картинку Для чего нужен оклад на икону. Картинка про Для чего нужен оклад на икону. Фото Для чего нужен оклад на икону
Святогорская икона Божией Матери с вотивными дарами

И тогда верующие, которые искренне хотели восславить Господа и Его приближённых, принялись создавать из приношений обрамления для реликвий. Их именовали ризами, шатой, крутами и «иконным кованием», однако общепринятое название (появившееся, впрочем, лишь в XVI ст.) – оклад иконы. Это накладное украшение встречается почти во всех странах мира, но наибольшее распространение оно получило в центральной и восточной Европе. А в православии изготовление подобных изделий и вовсе стало отдельным видом декоративно-прикладного искусства – многие путешественники восхищённо отмечали в своих дневниках роскошь украинских и русских святынь.

Материалом для умелых мастеров служили благородные металлы, латунь, медь и даже жесть. Кованое основание дополняли самоцветами, чеканкой, гравировкой, эмалью, филигранью, кусочками цветного стекла и фольги. Обратную сторону подбивали мягким красным бархатом или заливали воском. Существовали и шитые оклады, когда прочную ткань унизывали жемчугом и бисером. Порой, если подношение было особенно ценным, его крепили к образу без каких-либо переделок – так поступили с бриллиантовой короной Екатерины II, которой та в 1768 г. увенчала лик Казанской Богоматери.

Оклады имеют не только эстетическое, но и практическое предназначение. Написанные на дереве иконы страдают от свечной копоти, влаги, перепадов температур и касаний прихожан – рисунок темнел, покрывался дефектами, краска трескалась и осыпалась. А риза защищает святыни от губительных воздействий, продляя срок их службы.

Для чего нужен оклад на икону. Смотреть фото Для чего нужен оклад на икону. Смотреть картинку Для чего нужен оклад на икону. Картинка про Для чего нужен оклад на икону. Фото Для чего нужен оклад на икону
Тихвинская икона Божией Матери в окладе и при снятом окладе

Что символизирует облачение?

Царящее в Небесном Царстве блаженство невозможно воспроизвести в материальном мире. Но люди желали отобразить хотя бы частицу великолепия, и самым доступным средством для этого были драгоценные металлы и камни – их сияние воплощало величие Творца, а долговечность напоминала, что власть Господа непреходяща.

Эта традиция имеет и богословское обоснование. К примеру, Бог завещал обложить Ковчег Завета «чистым золотом, изнутри и снаружи» (Исх. 25:11), а св. Григорий Нисский утверждал, что божественная красота – «в прелести внешнего образа, облечённого в багряницу, чтобы обусловить внутреннее его достоинство». Однако важно не впасть в грех идолопоклонства, помня, что даже самое богатое украшение – лишь тень недоступного человеку идеала.

Постепенно возник целый свод символов, которые позволяли придать ризе особый смысл. Вот несколько распространённых аллегорий:

Для чего нужен оклад на икону. Смотреть фото Для чего нужен оклад на икону. Смотреть картинку Для чего нужен оклад на икону. Картинка про Для чего нужен оклад на икону. Фото Для чего нужен оклад на икону
Икона «Апостолы Петр и Павел» XI века. (236,0 x 147,0 см)
Новгородский государственный объединенный музей-заповедник

Оклад иконы – история произведений

Неизвестно, когда появились первые подобные обрамления. Вероятно, их прототипами были сборные византийские святыни из рельефных панелей (IX-XI ст.). А самые древние отечественные облачения из покрытого чеканкой серебра датированы XII ст. Они украшают образа апостолов Петра и Павла, Богородицы Одигитрии и Спаса Златые Ризы (сейчас эти реликвии находятся в Софийском соборе г. Новгорода).

В XIV ст. сформировался первый тип окладов – басменный, из тонких листов металла, прокатанных по матрице с орнаментом. Декоративные элементы прибивали к иконе гвоздями, а из-за того, что они покрывали только часть изображения (фон либо одежды), обрамление называли наборным. Оно было строгим и сдержанным, оттеняло рисунок, но не соперничало с ним.

Настоящий расцвет этого искусства произошёл в XVII ст. Накладные украшения, выдержанные в пышной стилистике барокко, стали сплошными, открывая взгляду лишь кисти рук и лица святых. Изготовляя иконы в серебряном окладе, мастер использовал цельную металлическую пластину, где вырезал фигуры праведников, их атрибуты, наряды, пейзаж и миниатюрные поучительные сценки, обрамляя всё завитками, рамками и надписями.

Для чего нужен оклад на икону. Смотреть фото Для чего нужен оклад на икону. Смотреть картинку Для чего нужен оклад на икону. Картинка про Для чего нужен оклад на икону. Фото Для чего нужен оклад на икону
Оклад списка иконы Владимирской Божьей матери

Реже произведения выполняли из золота – к примеру, такое облачение князь Андрей Боголюбский (1111-1174 гг.) заказал для Владимирской святыни Девы Марии. А риза Донской Богородицы весила более 5 пудов (около 82 кг), причём значительную долю от общей массы составляли алмазы, изумруды, сапфиры, гранаты и жемчуг! Вдобавок к основанию крепились наперсные кресты, святые мощи, частица Животворящего Древа Господня, панагии (медальоны архиереев) и другие реликвии. К сожалению, это изделие не дошло до наших дней.

В ХIX ст. оклады удешевляются, их производство становится массовым: обрамления штампуют на станках, а объёмные детали припаивают к основанию. Такие облачения в духе классицизма отличаются простотой узоров, симметрией, меньшей рельефностью.

Оклады старинных икон наращивались в течение долгих столетий. Их дополняли новыми вотивными дарами, меняли отдельные элементы, украшали в соответствии со вкусами настоятеля или покровителя храма. Поэтому каждая риза – бесценное сокровище как для верующих, так и для исследователей. Однако в ХХ ст. из-за войн и революций много уникальных изделий было безвозвратно утрачено.

Сейчас оклад – неотъемлемая часть любого образа. Мастера постоянно трудятся над созданием эксклюзивных произведений. Так, огромной популярностью пользуются иконы из янтаря – их тёплое сияние вселяет в душу умиротворение и покой.

Для чего нужен оклад на икону. Смотреть фото Для чего нужен оклад на икону. Смотреть картинку Для чего нужен оклад на икону. Картинка про Для чего нужен оклад на икону. Фото Для чего нужен оклад на иконуДля чего нужен оклад на икону. Смотреть фото Для чего нужен оклад на икону. Смотреть картинку Для чего нужен оклад на икону. Картинка про Для чего нужен оклад на икону. Фото Для чего нужен оклад на иконуДля чего нужен оклад на икону. Смотреть фото Для чего нужен оклад на икону. Смотреть картинку Для чего нужен оклад на икону. Картинка про Для чего нужен оклад на икону. Фото Для чего нужен оклад на икону

Какими бывают оклады?

Все обрамления делятся на полные (сплошные) и наборные – из одной либо нескольких частей. Иногда эти разновидности дополняют друг друга – к цельному основанию крепят дополнительные детали. Но вне зависимости от типа облачения, на большинстве образов есть:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *